Государственно-частное партнерство в Казахстане как инструмент развития инвестиционной деятельности
П.Б. Исахова
Рассматриваются вопросы организации государственно-частного партнерства в Казахстане как инструмента взаимодействия государства и бизнеса. Особое внимание уделяется концессионным механизмам реализации инвестиционных проектов в республике.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, концессионные соглашения, проектное финансирование, контракт на управление
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 1 (18). С. 64-67.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является признанным во всем мире инструментом взаимодействия бизнеса и государства. Его правовую основу в Казахстане образуют следующие нормативноправовые акты: Конституция Республики Казахстан, закон Республики Казахстан «О концессиях», постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил предоставления, рассмотрения и отбора предложений по объектам, возможным к передаче в концессию, и проведения конкурса по передаче объектов в концессию», «Об утверждении Методики оценки стоимости государственной поддержки концессионера», «Об утверждении Программы по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 гг.» и др. [1]. Ряд вопросов, касающихся сотрудничества государства и бизнеса, рассмотрены в земельном, налоговом и бюджетном законодательстве страны.
В настоящее время сформирована законодательная и институциональная основа для развития ГЧП, создана специализированная организация «Казахстанский центр государственно-частного партнерства». Основная цель ее деятельности - содействие методологическому и методическому обеспечению реализации концессионных проектов.
Первые концессионные соглашения были подписаны в республике по следующим проектам:
Исахова Парида Бакировна - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансы» Алматы менеджмент университета Адрес для корреспонденции: [email protected].
ИсаховаП.Б. Государственно-частное партнерство в Казахстане...
65
♦ «Строительство и эксплуатация железнодорожной линии «Станция Шар - Усть-Каменогорск» (июль 2005 г.);
♦ «Строительство межрегиональной линии электропередач « Северный Казахстан - Актюбинская область» (декабрь 2005 г.).
На сегодняшний день в законодательстве Казахстана предусмотрены следующие формы ГЧП:
♦ контракт на управление и содержание - может быть реализован в рамках действующего законодательства по вопросам государственных закупок (при условии соблюдения основных принципов ГЧП);
♦ контракт на эксплуатацию и содержание - контракт, по которому частная компания принимает на себя обязательство по управлению проектом и финансированию капитальных затрат;
♦ концессия - специальное законодательство по реализации кон -цессионных проектов.
Мировой экономический кризис 2007 г. скорректировал планы развития ГЧП в Казахстане (как, впрочем, и в других странах). Международные инвесторы стали более осторожно подходить к выбору проектов с учетом страновых рисков и законодательной основы инвестирования.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О концессиях», принятым в 2006 г. [2], в Казахстане применяется только концессия по механизму «BTO — строительство, передача, эксплуатация». Другие модели, применяемые в международной практике и позволяющие шире привлекать частный сектор в проекты ГЧП, в казахстанском законодательстве не предусмотрены.
Несмотря на наличие опыта реализации концессионных проектов, одной из основных проблем, препятствующих развитию ГЧП в Казахстане, является недостаток квалифицированных кадров. Кроме того, законодательство республики не позволяет реализовать в полной мере используемые во всем мире концессионные модели. Это затрудняет привлечение инвестиций в социальную сферу, ЖКХ и другие секторы экономики.
Длительность и сложность процедур планирования и подготовки проектов ГЧП делают их непривлекательными как для инвесторов, так и для государственных органов, особенно на региональном уровне.
Принятие закона о проектном финансировании в Казахстане обеспечивает защиту прав кредиторов и позволяет получать займы под бу -дущие денежные потоки по проекту (в отличие от традиционного подхода, когда для этого требовались твердые залоги или гарантии).
66
Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18)
В целях расширения круга участников предлагается снизить размер участия инвесторов в проектах ГЧП с 20% до 10% их стоимости. Чтобы обеспечить стабильность в области тарифов естественных монополий, предполагается закрепить порядок их формирования в контрактах, что повысит финансовую устойчивость долгосрочных проектов.
Для сопровождения крупных и капиталоемких инфраструктурных проектов ГЧП предполагается привлекать международные финансовые организации. В региональных проектах планируется шире использовать потенциал отечественных инвесторов. В связи с этим будут разработаны стандартизированные концессионные модели для соответствующих отраслей, типовые контракты и финансово-экономические модели, а также «дорожные карты» для потенциальных инвесторов и государственных организаций.
Передача в управление объектов, находящихся в государственной собственности, производится по контрактам на управление «ВОО - строительство, владение, управление» (так называемый «гринфилд» - Greenfield project). Согласно такому контракту, концессионер строит объект и управляет им на правах владения и пользования, причем концессионный срок не фиксируется. При этом предусматривается введение нового финансового механизма - «вознаграждения за управление объектом концессии». Это позволит привлечь частные инвестиции в реконструкцию уже существующих, но физически изношенных объектов и повысить эффективность управления ими [3].
Для сложных проектов отбор инвестора предлагается проводить по принципу предварительной квалификации (основанной на опыте компании) и процедуры двухэтапного конкурса. При этом на первом этапе отбирают лучшие проектные решения с проведением государственной экспертизы, на втором - лучшее финансовое решение. В этом случае не требуются разработка технико-экономического обоснования проектов государственными органами и проведение необходимых экспертиз.
Благодаря этим мерам участие в проектах ГЧП станет для отечественных инвесторов альтернативой ежегодным государственным закупкам, обеспечивая долгосрочное развитие их бизнеса, а для государства - развитие сектора услуг.
Необходимо дальнейшее совершенствование методологии подготовки и экспертизы концессионных проектов в республике; следует также изучить перспективы применения иных форм ГЧП, помимо кон -цессионных.
ИсаховаП.Б. Государственно-частное партнерство в Казахстане...
67
Литература
1. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011-2015 гг.: утв. постановлением Правительства Республики Казахстан № 731 (2011 г.).
2. О концессиях: Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 г.
3. Кусаинов М.А. ГЧП в Казахстане: состояние, проблемы, перспективы // Материалы круглого стола «Развитие государственно-частного партнерства в условиях реализации индустриально-инновационной политики» (23 ноября 2010 г.).
Public-Private Partnership in Kazakhstan as a tool for development of investment activity
Isakhova Parida - Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department “Finance” Almaty Management University
The arrangement of the public-private partnership in Kazakhstan is a tool of interaction between government and business. Special attention is paid to service concession arrangements the implementation of investment projects in the Kazakhstan.
Key words: public-private partnership, concession, concession agreements, project financing, contract management
Address for correspondence: [email protected].
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 1 (18). Р. 64-67.