Public-private partnership as part of the investment mechanism of innovative development Grobovyuk O. (Russian Federation) Государственно-частное партнерство как составляющая инвестиционного механизма инновационного развития Гробовьюк О. Е. (Российская Федерация)
Гробовьюк Ольга Евгеньевна / Grobovyuk Olga - специалист отдела клиентского сервиса,
студент магистратуры, «Домус Финанс» ГК InGrad, Московский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматривается государственно-частное партнерство как составляющая инвестиционного механизма инновационного развития, анализируются основные пути развития государственно-частного партнерства, включая правовые, экономические, организационные меры, направленные на развитие взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса в части оказания экономической поддержки предприятием, функционирующим в инновационных сферах.
Abstract: this article examines the public-private partnership as part of the investment mechanism of innovative development, analyzes the main ways of development of public-private partnerships, including legal, economic and organizational measures aimed at the development of mutually beneficial cooperation between the state and business in terms of economic support, enterprise in innovative areas.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частные партнеры, инвестиции, инвестиционный механизм, инвестиционное развитие. Keywords: public-private partnership, private partners, investments, investment mechanism, investment development.
Вступление
В мировой практике при ведении бизнеса уже давно и весьма активно используются различные схемы государственно-частного партнерства. Основное преимущество ГЧП состоит в том, что в условиях ограниченных бюджетных средств такое партнерство помогает успешно осуществлять важные инфраструктурные проекты за счет привлечения ресурсов, знаний и опыта частного сектора. Для региональной экономики сегодня в условиях необходимости бюджетной экономии и концентрации бюджетных ресурсов на исключительно приоритетных направлениях развития инструменты ГЧП приобретают особую значимость. Мировая история развития и современная практика ГЧП доказывает то, что организатором таких проектов является государство. Именно власть привлекает частный бизнес и соглашается делить с ним риски, чтобы задачи власти были решены более эффективно.
Актуальность выбранной темы. Одна из самых трудных задач XXI века — это развитие и усовершенствование инвестиционного механизма инновационного развития. Недостаточные объемы инвестиций в экономику государства в течение последних двадцати лет отбросил РФ на 93 место в мире по всем показателям. В современных условиях правительство РФ стремится к активизации инновационных процессов с целью поднятия экономики страны, при этом оно особо уделяет внимание росту частных инвестиций посредством заключения соглашений про государственно -частное партнерство. Так, именно успешная реализация крупнейших инвестиционных проектов должна поспособствовать возобновлению увеличения национальной экономики, позволив диверсифицировать ее, понижая зависимость от добывающих отраслей, значительно улучшив деловую среду и повысив уровень жизни в
13
государстве в целом. Таким образом, изучение государственно-частного партнерства как основной составляющей инвестиционного механизма инновационного развития -это весьма важный и актуальный вопрос современности, требующий тщательного исследования и анализа.
Основная часть
В инновационном бизнесе России система государственно-частного партнерства является механизмом, заместившим государственную технологическую политику при плановой экономике. Этот механизм формирует связи между бизнесом и исследователями. При этом ученые свободны в формировании команды, выборе направлений исследований, проекты проходят кропотливую экспертизу, чтобы снизить риск потери финансовых средств. Это, в свою очередь, становится одним из основных аргументов в привлечении в систему государственного и частного партнерства крупного бизнеса. Учет опыта отечественной науки, крепкие связи с наукой всего мира, осознание необходимости технологического развития отечественной экономики, его поддержка на разных уровнях власти государства позволят России ответить на технологические вызовы современности.
Одна из наиболее важных задач диверсификации и модернизации российской экономики заключается в развитии ее инфраструктурной основы. Отставание инфраструктуры является значительным препятствием для плавного перехода к инновациям [7, с. 82].
Формирование в инновационной сфере ГЧП как комплекса объективных взаимоотношений и взаимосвязей между бизнесом и властью должно основываться на некоторых методологических принципах:
• должен соблюдаться принцип ответственности и равноправия: все участники реализации проектов в условиях ГЧП имеют одинаковые права в определении различных вариантов эффективного решения задач и достижения целей. Важным является определение обязанностей и ответственности участников такого партнерства;
• содержание ГЧП должно являться адекватным целям и сути социально -экономического развития государства и его субъектов, которые будут определять структуру и конкретные формы взаимодействия бизнеса и государства;
• необходим качественный учет интересов: при государственно-частном партнерстве системные решения должны приниматься, учитывая весь комплекс интересов участвующих сторон;
• необходима концентрация разных ресурсов, а также их источников, благодаря партнерству власти и бизнеса по приоритетным направлениям для реализации инновационных проектов. Критерием отбора ресурсов (их источников в том числе) должна быть возможность для получения максимального синергетического эффекта (экономического, инвестиционного, социального);
• государственно-частное партнерство направляется на последовательное решение текущих, а также стратегических задач в развитии национальной экономики, а также ее регионов. Оно не должно и не может быть простой суммой невзаимосвязанных и разрозненных действий его участников [4, с. 18-19].
С целью обеспечения возможности реализации принципов должны создаваться институциональные условия для развития ГЧП в сфере инноваций. Государство в рамках ГЧП не только инвестирует значительные средства в новые проекты, но и берет часть риска. Главное его предназначение - создавать общеэкономические условия, определяющие развитие инновационной деятельности. Государство должно устранять системные недостатки, препятствующие развитию инноваций, а также создавать всевозможные стимулы для развития деятельности хозяйствующих субъектов в инновационных направлениях [2, с. 31].
Государство располагает большим арсеналом возможностей в направлении развития инновационной сферы в условиях партнерства с бизнес-структурами. Наряду с финансовым обеспечением инновационных проектов необходимо:
• организовывать закупки для нужд наукоемкой продукции, новейших технологий и техники;
• в установленном законодательством порядке создавать льготные условия для осуществления инновационной деятельности, а также стимулирования зарубежных и российских инвесторов, участвующих в процессах реализации инновационных проектов и программ;
• размещать государственные заказы, направленные на выполнение опытно -конструкторских, технологических и научно-исследовательских работ;
• создавать условия для поддержания высокого уровня квалификации специалистов в направлении международного сотрудничества и менеджмента в инновационной сфере;
• содействовать инфраструктурному развитию инновационной деятельности [6, с. 27].
С целью решения всех перечисленных задач необходимо снять противоречия и
решить пробелы в законодательстве.
Большую роль в решении задач инновационного обновления отечественной экономики играют финансовые инвестиционные механизмы ГЧП. Направление ГЧП в инновационной деятельности - участие государства в инновациях системы венчурного финансирования. Как институт развития ГЧП, венчурные инновационные фонды рассмотрены далее [6, с. 29].
Венчурный капитал по своей сути представляет звено инновационной инфраструктуры (финансовое звено), объединяющее носителей технологий и носителей капитала. Он решает проблему недостаточности финансов для реализации инновационных проектов.
Важнейшей задачей венчурного инвестирования становится содействие росту определенного бизнеса посредством предоставления определенной суммы средств для обмена на пакет акций некоторого размера или на долю в уставном капитале. Через определенное время наблюдается обратный процесс - купленные акции передаются прежним владельцам, при этом венчурный фонд имеет прибыль. Особенность деятельности таких фондов состоит в следующем: они выступают между объектами инвестирования и инвесторами посредниками [6, с. 30].
Проблема широкого использования данной формы финансирования состоит в том, что закон разрешает создание венчурных фондов исключительно в организационно-правовой форме паевых закрытых инвестиционных фондов (ЗПИФ), куда все средства вкладываются только сразу - по мере создания портфеля проектов это делать невозможно. В практике других стран венчурные фонды создаются в виде обществ с ограниченной ответственностью. Подобная форма организации требует, чтобы подбирались заведомо беспроигрышные проекты, потому что инвесторы, вкладывающие деньги в венчурный фонд, все деньги должны выделить сразу. Поэтому венчурный капитал обладает рядом особенностей: он инвестируется в проекты, отличающиеся повышенным риском (преимущественно инновационные проекты); кроме того, венчурный капитал служит для получения высокой нормы прибыли [1, с. 138].
Выводы
Экономический кризис выявил важность поддержки инновационной модели экономической среды во всех странах. Практика применения ГЧП в научной, инновационной и высоко-технологичной областях во многих западноевропейских странах показывает, что механизм государственно-частного партнерства используется чаще всего в тех сферах, где у бизнеса и государства взаимные интересы, но, вместе с тем, они не могут самостоятельно друг без друга. Такую практику можно видеть в формировании совместных исследовательских центров в тех областях, что традиционно
размещены в зоне ответственности государства, к примеру: экология, здравоохранение, военно-промышленный комплекс и т. д. Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и интеграции страны в мирохозяйственные связи является императивом для обеспечения национальной безопасности и устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В документах, определяющих стратегию РФ в области инноваций, подчеркивается важность инновационной модели роста. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала.
Таким образом, в целях формирования государственно-частного партнерства в инновационной сфере необходимо, прежде всего, развивать активный диалог на всех уровнях: государство - частный бизнес - научное сообщество; определить и закрепить роли государства и частного бизнеса в рамках модели инновационного развития Российской Федерации и использовать все доступные инструменты формирования благоприятной среды для развития альянса государства и бизнеса в инновационной сфере, накопленные мировой практикой.
Литература
1. Алпатов А. А., Пушкин А. В., Джапаридзе Р. М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. М.: Альпина Паблишер, 2014. 200 с.
2. Гохберг Л. М., Кузнецова И. А. Инновации в российской экономике: стагнация в преддверии кризиса? // Форсайт, 2009. № 2 (10).
3. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство. М.: Юстицинформ, 2013. 384 с.
4. Кушкова Э. И. Государственно-частное партнёрство как фактор становления инновационной экономики в регионе. Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. № 1, 2010.
5. Майданик В. И., Савельева И. Н. Формирование государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Известия УрГЭУ, № 4 (30), 2010.
6. Морозова И. А., Дьяконова И. Б. Государственно-частное партнерство как эффективный механизм инновационного развития экономики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 2, 2010.
7. Татаркин Д. А., Сидорова Е. Н. Государственно-частное партнерство в системе стратегического развития территорий. Екатеринбург, Институт экономики РАН, 2011. 121 с.