Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент увеличения экспорта российского угля'

Государственно-частное партнерство как инструмент увеличения экспорта российского угля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК УГЛЯ / ЭКСПОРТ УГЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / WORLD COAL MARKET / COAL EXPORT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / RAILWAY INFRASTRUCTURE / PORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Наталья Викторовна, Филимонов Федор Юрьевич

В настоящее время создаются условия для развития особых взаимоотношений между государством и бизнесом, которые необходимы в стратегически важных секторах, таких, как энергобезопасность. Государственно-частное партнерство является как раз таким видом сотрудничества, решающим вопросы и развития конкретного вида бизнеса и улучшения экономической ситуации в стране. Необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте вызвана текущим состоянием подвижного состава и самой железнодорожной сети. Решение этих проблем совместно с государством на основе государственно-частного партнерства может оказать реальную поддержку российским угольным компаниям в увеличении экспортных отгрузок угля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL TO INCREASE THE EXPORT OF RUSSIAN COAL

Currently, conditions for the development of special relations between the state and business are being created, with mutually beneficial result. First, such relationships are necessary in strategically important sectors, such as energy security, where the infrastructure level is of particular importance. Public-private partnership is just such a type of cooperation, solving the issues of developing a specific type of business on the one hand and improving the economic situation in the country on the other. The need to implement major infrastructure projects in the railway sector is caused by the current state of rail-cars and the railway network itself. Solving these problems together with the state through public-private partnerships can provide real support to Russian coal miners in increasing export.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент увеличения экспорта российского угля»

УДК 339.564.2

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО УГЛЯ

Н.В. Ефимова, Ф.Ю. Филимонов

В настоящее время создаются условия для развития особых взаимоотношений между государством и бизнесом, которые необходимы в стратегически важных секторах, таких, как энергобезопасность. Государственно-частное партнерство является как раз таким видом сотрудничества, решающим вопросы и развития конкретного вида бизнеса и улучшения экономической ситуации в стране. Необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте вызвана текущим состоянием подвижного состава и самой железнодорожной сети. Решение этих проблем совместно с государством на основе государственно-частного партнерства может оказать реальную поддержку российским угольным компаниям в увеличении экспортных отгрузок угля.

Ключевые слова: мировой рынок угля, экспорт угля, государственно-частное партнерство, железнодорожная инфраструктура, портовая инфраструктура.

В 2020 году угольное топливо является вторым самым популярным источником энергии в мире после нефти. Учитывая текущие тенденции увеличения потребления энергии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, российские угольные компании обладают большим потенциалом увеличения объемов добычи и экспорта угля. Тем не менее, для реализации проектов, способствующих увеличению экспорта, таких как модернизация железнодорожной инфраструктуры и строительство перевалочных портовых мощностей, требуются новые подходы.

Экспорт угля из России

Россия занимает одно из ведущих мест на мировом угольном рынке, и подобная тенденция может сохраниться в ближайшей и среднесрочной перспективе. Уголь входит в пятерку базовых экспортных продуктов Российской Федерации (после нефти, нефтепродуктов, газа и черных металлов). Он ежегодно обеспечивает более 10 млрд долларов валютных поступлений в бюджет страны [1].

Экспорт является главным стимулирующим фактором развития угольной отрасли, поскольку внутреннее потребление угля сдерживается из-за низких цен на газ. Даже несмотря на не самую удачную ценовую конъюнктуру, экспортеры стараются не снижать достигнутых величин отгрузки угля по своим традиционным маршрутам, чтобы не потерять свои позиции и не дать возможность конкурентам доминировать в данном сегменте мирового рынка. В связи с этим можно заявить, что российская угольная промышленность является в большей части экспортно-

ориентированной. В частности, поэтому роль России в международной торговле углем значительно выше (3 место в мире), чем в мировой добыче (6 место в мире по объемам добычи). Весьма показательны следующие цифры: если общий объем добычи угля в России в 2001-2017 годах вырос на 49 %, то объем экспорта - на 437 %: с 41,5 млн до 181,4 млн тонн в год. При этом внутреннее потребление за те же годы, несмотря на общий рост экономики страны, находилось в районе 220... 230 млн тонн в год. Начиная с 2000-х годов, объемы экспорта угольной продукции из России практически ежегодно повышаются (рисунок).

тг 1Г1 ш л Ш то чн г^т^ит-шг^ООт^чнгчт^уг^щг^ тттттс^оо О О ОС 00001-ЧчН1Н=Н1-1чЧ1Ч-Н

т ет ет ет т с о о о о ос оооооооооооо

р=| 1=11-1 и н «ч Рч Рч Рч Гч Рч Гч Рч 1*4 Рч гч £4 Рч С"Ч РЧ

Экспорт каменного угля в период 1994 - 2017 гг.[2]

В настоящее время расширению экспорта угля препятствует ряд факторов. Например, значительная удаленность основных угольных бассейнов от морских портов. Если удаленность Кузбасса от порта Восточный составляет 5940 км, от порта Усть-Луга - 4062 км, а от порта Тамань -4482 км, то, например, в Австралии наибольший маршрут составляет всего 300 км.

Вторым важным фактором является перегруженность российских железных дорог. В структуре экспортного грузопотока на уголь приходится 46,9% - больше, чем на другие грузы [3]. Кроме этого, развитие портов Дальнего Востока также сдерживает недостаточная пропускная способность дальних железнодорожных подходов (БАМа и Транссиба). В 2020 году ее дефицит может достичь 28,7 млн тонн в год [4].

Третьим фактором является необходимость значительной реконструкции угольных терминалов. По оценкам стивидорных компаний, нехватка перевалочных мощностей в российских портах на начало 2019 года ощущается в объеме 25 млн тонн. К этому фактору относится как техниче-

ская модернизация для увеличения объёмов перевалки, так и модернизация для соответствия всем современным нормам экологической безопасности.

Одним из возможных направлений строительства и модернизации инфраструктурных мощностей в России может являться государственно-частное партнерство (ГЧП), при котором реализуются задачи как бизнеса, так и государства.

ГЧП в угольной отрасли

Одним из возможных и уже реализуемых ГЧП в угольной отрасли является сотрудничество между государством в лице государственной компании ОАО «РЖД» и угольным компаниями.

Например, в 2019 году активно шло обсуждение сотрудничества ОАО «РЖД» и группы «Сибантрацит» по строительству за собственные средства угольной компании второго Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали. «Северомуйский тоннель - 2» позволит увеличить провозную способность на БАМе с 16 млн до 100 млн тонн грузов, что очень важно с учетом текущего развития экспорта российских углей. Взамен совладелец «Сибантрацита» и «Востокугля» Дмитрий Босов попросил предоставить группе «Сибантрацит» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн тонн своих грузов в год.

В конце 2019 года «Сибантрацит» направил в правительство предложение о заключении концессионного соглашения на 10 лет: в течение первых пяти лет «Сибантрацит» будет строить тоннель, а следующие пять лет - получать арендные платежи от «РЖД». В сумме арендные платежи «Сибантрацит» оценивает в 150,7 млрд руб. и рассчитывает на возврат капзатрат, расходов на обслуживание долга, дохода на предоставленный капитал (15 %), налога на прибыль и налога на имущество. По завершении концессии «Сибантрацит» передаст тоннель в собственность государства

[5].

У «Востокугля» уже есть обязательства по строительству инфраструктуры на Дальнем Востоке: порты «Вера» (Владивосток) и универсальный производственно-перегрузочный комплекс «Север» (Находка) с мощностями 70 млн тонн перевалки. А в Красноярском крае в порту Диксон компания строит терминал «Чайка» для вывоза угля с месторождения «Река Лемберова». Мощность терминала - 10 млн тонн в год, инвестиции -18,6 млрд руб. [6].

Планы компании также поддерживают и ее зарубежные клиенты. Поэтому подобный проект весьма важен для развития угля из России как группы «Сибантрацит», так и других угольных компаний.

Другим примером возможного ГЧП является концессия 315-километровой железной дороги к крупнейшему в России месторождению коксующегося угля - Эльгинскому. Начиная с 2000 года строительство велось сначала Министерством путей сообщения, а затем горнодобывающей и металлургической компанией «Мечел».

У «Мечела» были грандиозные планы по реализации этого угольного проекта: строительство железной дороги (инвестиции 1,3 млрд долл.), а также строительство нового морского терминала в Ванино и увеличение мощности терминала в Посьете с 2 млн тонн в год до 7...9 млн тонн в год (инвестиции 2 млрд долл.). [7]

В связи с кризисом и дорога, и порт были достроены с отставанием в несколько лет, а «Мечел» накопил внушительный долг - около 9,6 млрд долл. На фоне кризиса товарно-сырьевых рынков ему пришлось выставить на продажу часть активов ради сокращения долгов, в том числе железнодорожную ветку к Эльгинскому угольному месторождению. Министерство промышленности и торговли было согласно, что ОАО «РЖД» как эксплуа-тант - абсолютно правильный покупатель на железную дорогу. Но таких расходов не было в инвестпрограмме монополии, а банки, которые и так уже выделили большие средства «Мечелу», не поддержали эту идею [8]. Обсуждался и проект передачи месторождения (включая железную дорогу) в концессию, но в итоге «Мечел» и «Газпромбанк» решили продать свои доли 51 и 49 % соответственно компании «А-проперти» основателей оператора Yota Альберта Авдоляна и Сергея Адоньева.

Бизнесмены планомерно формируют промышленный кластер в Якутии, который включает Якутскую топливно-энергетическую компанию, угольный проект Огоджа и порт «Вера» во Владивостоке. Приобретение доли в Эльге - логичный шаг в этой стратегии, и «А-проперти» намерена активно включиться в дальнейшее развитие Эльгинского месторождения [9].

Таким образом, достижение высокого уровня взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса в вопросах увеличения экспорта российского угля, содействуя повышению его добычи [10-13], оказывает непосредственное влияние на совершенствование конкурентных преимуществ российских угольных компаний на мировом рынке. Одним из инструментов выработки единого вектора сотрудничества государства и бизнеса является институт государственно-частного партнерства, который требует совершенствования.

Серьезный шаг в этом отношении уже сделан - в 2019 году под эгидой Федерального агентства железнодорожного транспорта создана Комиссия по проектам ГЧП и концессиям на железнодорожном транспорте. В Положении о деятельности данной комиссии отмечено, что комиссия является консультационно-совещательным органом, образованным для выработки рекомендаций, предложений и инициатив Общественного совета по формированию и совершенствованию процедур в области данной проблематики [14].

Список литературы

1. Интернет-Портал «ТАСС», Выступление главы Минэнерго Алек-сандраНовака на международном конгрессе по обогащению угля, Санкт-Петербург, 28.06.2016 г.

2. Обзор Уголь в России // NewsRuss.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php/Уголь_в_России (дата обращения 12.02.2020).

3. Погрузка экспортных грузов в порты на сети РЖД за 10 месяцев выросла на 5,3%[Электронный ресурс]. Режим доступа: /novos-ti/aktsii/pogruzka-eksportnykh-gruzov-v-porty-na-seti-rzhd-za-10-mesyacev-vyrosla-na-5-3percent-1027708098 (дата обращения 12.02.2020).

4. Дефицит пропускной способности железной дороги на подходах к портам Дальнего Востока к 2020 году может достичь 28,7 млн т [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/new/defitsit-propusknoy-sposobnosti-zheleznoy-dorogi-na-podkhodam-k-portam-dalnego-vostoka-k-2020-godu-m/ (дата обращения 12.02.2020).

5. Босов предложил отдать второй тоннель в «узком месте» БАМа за 150 млрд / Светлана Бурмистрова // РБК [ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/14/11/2019/5dcd1b049a 794732426 199fe (дата обращения 12.02.2020).

6. Совладелец «Сибантрацита» попросил у Путина приоритетный доступ к БАМу и Транссибу / В. Петлевой, А. Топорков, О. Адамчук // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti. ru/business/ articles/2019/03/25/797250-prosit-putina (дата обращения 12.02. 2020).

7. Столяров Г., Федоринова Ю. Дорога к Эльге // Ведомости - 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/new spaper/articles/2009/04/10/doroga-k-jelge (дата обращения 12.02.2020)

8. «Мечел» готов продать РЖД железнодорожную ветку к Эльгин-скому угольному месторождению / Л. Климентьева // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/ articles /2014/03/24/ mechel-gotov-prodat-rzhd-zheleznodorozhnuyu-vetku-k (дата обращения 12.02.2020).

9. «Мечел» не смог выкупить долю Газпромбанка в Эльгинском проекте // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. vedomosti.ru/business/articles/2020/01/21/821089-mechel-ne-smog-vikupit-do lyu-gazprombanka (дата обращения 12.02.2020).

10. Ефимов В.И., Никулин И.Б., Рябов Г.Г. Перспективы развития добычи угля в Кузнецком бассейне // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2015. Вып. 1. С. 101-108.

11. Ефимов В.И., Федорова Е.А., Никулин И.Б. Перспективы экономически эффективной добычи угля в России // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2015. Вып. 2. С. 90-100.

12. Гридин В.Г., Ефимов В.И., Агеева И.В. Эколого-экономическая эффективность развития добычи коксующихся углей // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2007. Вып. 1. С. 50.

13. Гридин В.Г., Перников В.В., Ефимов В.И. Механизм выбора эффективного варианта развития угольной промышленности на перспективный период // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2012. № 2. С. 371-373.

14. Положение о Комиссии Общественного совета при Росжелдоре [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.roszeldor.ru/ stor-age/document/document_file/2019-06/20/doc_7.PDF (дата обращения 12.02.2020).

Ефимова Наталья Викторовна, канд. экон. наук. доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО),

Филимонов Федор Юрьевич, ст. спец., f.filimonov@,gmail.com, Россия, Москва, ООО «Сумитомо Корпорэйшн Центральная Евразия»

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL TO INCREASE THE EXPORT

OF RUSSIAN COAL

N. V. Efimova, F. Y. Filimonov

Currently, conditions for the development of special relations between the state and business are being created, with mutually beneficial result. First, such relationships are necessary in strategically important sectors, such as energy security, where the infrastructure level is of particular importance. Public-private partnership is just such a type of cooperation, solving the issues of developing a specific type of business on the one hand and improving the eco-nomic situation in the country on the other. The need to implement major infrastructure projects in the railway sector is caused by the current state of rail-cars and the railway network itself. Solving these problems together with the state through public-private partnerships can provide real support to Russian coal miners in increasing export.

Key words: world coal market, coal export, public-private partnership, railway infrastructure, port infrastructure

Efimova Nataliya Viktorovna, candidate of economical science, docent, na-ta_778@hotmail. com, Russia, Moscow, Moscow State Institute of International Relations,

Filimonov Fedor Yurievich, senior specialist, f.filimonov@,gmail. com, Russia, Moscow, «Sumitomo Corporation Central Eurasia» LLC

Reference

1. TASS Internet Portal, Speech by the head of the Ministry of energy Alec-Sandra Novak at the international Congress on coal enrichment, Saint Petersburg, 28.06.2016

2. Overview of Coal in Russia // NewsRuss.ru -Electronic resource-access Mode: http://newsruss.ru/doc/index.php/Yro.nb_B_PoccHH (accessed 12.02.2020).

3. Loading of export cargo to ports on the Russian Railways network increased by 5.3 % in 10 months. Electronic resource-access Mode: https://www. finanz.ru /novosti/aktsii/pogruzka-eksportnykh-gruzov-v-porty-na-seti-rzhd-za-10-mesyacev-vyrosla-na-5-3percent-1027708098 (accessed 12.02.2020).

4. The Shortage of railway capacity at the approaches to the ports of the Far East may reach 28.7 million tons by 2020. Electronic resource.Access mode:http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/ new /defitsit-propusknoy-sposobnosti-zheleznoy-dorogi-na-podkhodam-k-portam-dalnego-vostoka-k-2020-godu-m/ (accessed 12.02.2020).

5. Bosov offered to give the second tunnel in the" narrow place " of BA-MA for □ 150 billion / Svetlana Burmistrova // RBC-Electronic resource-access Mode: https://www.rbc.ru/business/14/11/2019/5dcd1b049a7947324 26199fe (accessed 12.02.2020).

6. Co-owner of "Sibantratsita" asked Putin priority access to the Baikal-Amur mainline and the TRANS-Siberian railway / V. Loop, A. Toporkov, O. adamczyk // Vedomosti -Electronic resource-access Mode: https://www.vedomosti.ru/business/articles/ 2019/03/25/797250-prosit-putina (accessed 12.02.2020).

7. Stolyarov G., Fedorinova Yu. Road to Elga // Vedomosti-2009 Electronic resource-access Mode: https://www.vedomosti.ru/ne wspaper/articles/2009/04/10/doroga-k-jelly (accessed 12.02.2020)

8. Mechel is ready to sell the railway line to the Elginsky coal field to Russian Railways / L. klimentieva // Vedomosti - Electronic resource-access Mode: https://www. vedomosti.ru/business/ articles/2014/03/24/ mechel-gotov-prodat-rzhd-zheleznodorozhnuyu-vetku-k (accessed 12.02.2020).

9. Mechel failed to buy out Gazprombank's stake in the Elgin project // Vedomosti -Electronic resource-access Mode: https://www.vedomosti.ru/business/articles /2020/01/21/821089-mechel-ne-smog-vikupit-dolyu-gazprombanka (accessed 12.02.2020).

10. Efimov V. I., Nikulin I. B., Ryabov G. G. Prospects for the development of coal mining in the Kuznetsk basin // Izvestiya of the Tula state University. earth science. 2015. Issue 1. Pp. 101-108.

11. Efimov V. I., Fedorova E. A., Nikulin I. B. Prospects of economically efficient coal mining in Russia // Izvestiya of the Tula state University. earth science. 2015. Vol. 2. Pp. 90-100.

12. Gridin V. G., Efimov V. I., Ageeva I. V. Ecological and economic efficiency of coking coal mining development // Izvestiya of the Tula state University. earth science. 2007. Issue 1. P. 50.

13. Gridin V. G., Pernikov V. V., Efimov V. I. Mechanism of selecting an effective option for the development of the coal industry for the future period.Gorny information and analytical Bulletin (scientific and technical journal). 2012. no. 2. Pp. 371-373.

14. Regulations on the Commission of the Public Council under Roszheldor-Electronic resource-access Mode: http://www.roszeldor.ru/ storage/document/document_ file/2019-06/20/doc_7. PDF (accessed 12.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.