Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве'

Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИИ / MANAGEMENT / CAPITAL INVESTMENT / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP CONCESSIONS / INVESTMENTS AND CONSTRUCTION PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идрисова Саида Фазиловна

В статье предлагается совершенствовать методы управления инвестиционно-строительными проектами в Республике Дагестан, используя концепцию государственно-частного партнерства. Из всех форм ГЧП наиболее привлекательным как для региона, так и для бизнеса является форма концессий. Автором разработана стратегия введения концессий, а также механизм и инструмент управления инвестициями на основе законодательных актов федерального и регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP AS AN EFFICIENT FORM OF MANAGEMENT WITH INVESTMENT PROJECTS IN CONSTRUCTION

Methods of investments and construction projects in the RD using the concept of state-private partnership have been proposed in the article. Concessions are the most attractive form for state-private partnership both for the region and for the business. The author has developed the strategy of conducting the concessions, and the mechanism and instrument of management with investments on the basis of legislative acts of federal and regional meshing, as well.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как эффективная форма управления инвестиционными проектами в строительстве»

РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

ИДРИСОВА С.Ф.

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В статье предлагается совершенствовать методы управления инвестиционно-строительными проектами в Республике Дагестан, используя концепцию государственно-частного партнерства. Из всех форм ГЧП наиболее привлекательным как для региона, так и для бизнеса является форма концессий. Автором разработана стратегия введения концессий, а также механизм и инструмент управления инвестициями на основе законодательных актов федерального и регионального уровня.

ИЖШУА S.l'.

STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP AS AN EFFICIENT FORM OF MANAGEMENT WITH INVESTMENT PROJECTS IN CONSTRUCTION

Methods of investments and construction projects in the RD using the concept of state-private partnership have been proposed in the article. Concessions are the most attractive form for state-private partnership both for the region and for the business. The author has developed the strategy of conducting the concessions, and the mechanism and instrument of management with investments on the basis of legislative acts of federal and regional meshing, as well.

Ключевые слова: Инвестиции, управление, инвестиционно-строительные проекты, государственно-частное партнерство, концессии.

Keywords: Capital investment, management, investments and construction projects, state-private partnership concessions

Процесс реализации инвестиционных проектов в строительстве требует совершенствования инструментов управления. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего, с прогрессом в строительстве, неразрывно связанным с развитием инвестиционных процессов. Доброжелательная политика поддержки инвестиций должна сочетаться с внедрением новых методов реализации инвестиционных проектов в те отрасли, с которыми связаны стратегические экономические интересы региона. Интегративное управление инвестиционными проектами в российских регионах включает активное использование пока еще нетрадиционной в современной России концепции государственно-частного партнерства (ГЧП, Public - Private Partnership - РРР) [15]. ГЧП основано на нескольких главных положениях. Первое - сохранение государственной собственности на сооружаемые объекты. Второе - привлече-

ние частного капитала под гарантии государства. Третье - обеспечение частным компаниям прибыльности при условии жесткого госконтроля. Развитие процесса ГЧП определяется несколькими факторами. Первое - бизнес в большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Второе - государство может облегчать условия реализации совместных с бизнесом проектов посредством принятия на себя части рисков, предоставлении земли под производимые объекты инфраструктуры, лицензий, разрешений, а также за счет финансово-экономических рычагов: субсидий, дотаций и других видов поддержки [13].

В современном понимании ГЧП представляет собой стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых объектов. Модернизация инфраструктуры, осуществление крупных проектов в России возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе ГЧП. Другого рационального и широко принятого в международной практике решения этой проблемы в условиях ограниченности бюджетных средств у государства просто нет. В практике зарубежных стран мира предметом ГЧП являются не только инфраструктурные объекты, но и недра, лесные угодья, вся государственная собственность, различные виды государственной деятельности. Но наибольшую эффективность и экономический результат они приносят, как свидетельствует мировой опыт, именно в сфере инфраструктуры. Система партнерских отношений между государством и частным сектором является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики и проявляется в различных формах: 1) государственной контрактной системе, 2) совместных государственно-частных предприятиях, 3) аренде государственного имущества, 4) концессиях. Первые три достаточно хорошо известны в России. Для них создана правовая база, система государственного управления, контроля, регулирования. А вот концессии - это новая в мире и для России форма хозяйствования. В мировой практике наибольший интерес к ним проявлен за последние 12-14 лет в отношении строительства крупных промышленных и инфраструктурных объектов (электростанции, промышленные и торговые предприятия, железные и автомобильные дороги, трубопроводы и др.). В начале 1990-х гг. концессии получили новый импульс в связи с либерализацией и глобализацией, ростом международных экономических связей и транснационализацией капитала. Для России данный процесс обладает особым значением, о чем свидетельствует Федеральный закон от 25.04.2012 N 38-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях».

Итак, концессия - это система отношений между государством и юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления государством концессионеру определенных прав по владению и пользованию объектом своей собственности за плату и на возвратной основе [11]. Отношения этих двух субъектов оформляются в виде специального договора концессии. Из всех форм ГЧП концессии объективно

являются наиболее привлекательными для бизнеса, поскольку они предоставляют ему гораздо большую административно-хозяйственную свободу, чем, например, совместные предприятия или аренда. Концессии выгоднее и для государства, так как оно перестает заниматься несвойственной ему производственной деятельностью, а в тоже время оставляет за собой стратегические вопросы, функции регулирования и контроля, закрепленные в законах и конкретных договорах концессий. В концессионную деятельность вовлечены разные экономические агенты: государство, частные строительные, финансовые, инвестиционные, консультационные фирмы, подрядчики, субподрядчики. Все они связаны системой отношений в рамках конкретных концессий

[4].

В апреле 2012 г. Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий особенности заключения концессионных соглашений в случаях, если их объектами являются автомобильные дороги или участки автодорог. Данный закон предусматривает для обеспечения исполнения обязательств концессионера по концессионным соглашениям привлечение средств кредиторов, оговаривает условия замены концессионера в случае неисполнения им своих обязательств перед кредиторами. Также закон устанавливает сроки пода -чи документов, необходимых для регистрации права собственности на созданный объект концессионного соглашения.

Системный подход к государственно-частному партнерству должен предусматривать комплексное решение нескольких основных задач. Первая и самая главная - разработка концепции и стратегии ведения форм ГЧП, которые должны, в частности, включать механизм и инструменты политики ГЧП и перечень законодательных актов федерального уровня в пакете. Задача вторая - создать достаточно полную и замкнутую законодательную ба -зу по ГЧП, включающую нормативные акты и подзаконные документы по концессиям (типовые договора, регламенты, положения о землеотводе и т.п.) [9].

Одним из самых крупных проектов на международной концессионной основе, который был реализован в 1990-е гг., является строительство Евротун -неля - подводной железнодорожно-автотранспортной магистрали под проливом Ла-Манш, соединяющим Францию и Великобританию. Еще одна программа привлечения частных инвестиций для строительства магистральных сетевых объектов реализуется в Европейском Союзе с конца 1990-х. Она будет осуществляться и течение 15-20 лет в рамках Европейской перспективы пространственного развития, которая предусматривает создание трансевропей-ских сетей транспорта, коммуникаций, энергетических структур. Для осуществления управления концессионным процессом в странах мира, как правило, создаются специальные институты. Например, в Коста-Рике - Национальный фонд концессий. Для России особенно интересен и полезен опыт зарубежных стран, поскольку ее субъекты обладает принципиальной возможностью осуществления крупных инвестиционных объектов с привлечением иностранного капитала на основе государственных концессий. Республика Дагестан, используя мировые аналоги, может развертывать инвестиционно -

строительную деятельность на основе концессий. Их объектами способны стать: автодорожное хозяйство, железные дороги, порты, аэропорты, магистральные трубопроводы, электроэнергетика, коммунальное хозяйство. Правительство республики предприняло первые попытки в сфере государственно-частного партнерства, утвердив 29 февраля 2008 года №39-р План действий по развитию частно-государственного партнерства в Республике Дагестан, принят Закон «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах» [15].

Наряду с наличием высокой потребности в масштабных инвестициях, новых мощностях в экономику Дагестана, обусловливающей необходимость государственных концессий, последние будут способствовать интеграции в целом нашей страны в мировое экономическое пространство. Инвестиционная привлекательность республики напрямую зависит от развития инфра -структуры. В условиях экономического роста, характерной для Республики Дагестан в настоящее время, приходится решать проблему модернизации инфраструктуры, поиска нетрадиционных источников финансирования, строительства новых мощностей в этих отраслях. С этой целью планируется создать инвестиционные площадки с соответствующей инженерной инфраструктурой для реализации различных проектов в области промышленности и туризма.

Для обеспечения успешного развития Республики Дагестан необходимо тесное взаимодействие частных инвесторов и государства. Для этого в самое ближайшее время надо максимально упростить процедуру отведения земельных участков под строительство инвестиционно привлекательных объектов. Одним из самых действенных способов реформирования производственной инфраструктуры и строительства ее объектов на партнерской частно - государственной основе в республике может служить привлечение частного капитала к финансированию строительства инфраструктурных объектов путем концессий, в которых республика продолжает играть роль кон -тролера и регулятора. За счет концессий обостряется конкуренция, а инфраструктурные отрасли из республиканских монополий становятся частично рыночными и регулируемыми законодательством республики. Экономический эффект для общества от концессий в сфере производственной инфраструктуры состоит в том, что оно получает более качественные товары и вы -сокий уровень обслуживания при минимальных издержках из государственного бюджета [1].

Одним из направлений является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2011 года в целом по Республике Дагестан составила 26 процентов [11].

Наиболее часто в практике зарубежных стран в строительстве объектов производственной инфраструктуры используются следующие формы концессий: (расположенные в порядке все более широкого участия частного капитала в реализации прав собственности) [4]:

1. «строительство - управление - передача» (СУП);

2. «строительство - передача - управление» (СПУ);

3.«строительство - владение - управление - передача» (СВУП);

4. «строительство - владение - передача - управление» (СВПУ);

5. «проектирование - строительство - финансирование - владение -эксплуатация» (ПСФВЭ) [6].

Первые две формы концессии предполагают только права пользования объектами государственной собственности. Причем в соответствии со схемой СУП передача концессионной компанией государству объекта осуществляется после окончания, как периода строительства, так и периода эксплуатации (управления). А по второй форме государство принимает объект по завершении строительной стадии, а только затем передает его в концессию для управления. Последние три формы аналогичны двум предыдущим по организационным схемам, но предполагают более широкие права частных компаний по участию в объектах: права владения, а не только пользования. Право распоряжения концессионным объектом (продажи, залога и т. п.) остается неизменно за государством. Существует также много других форм, промежуточных по отношению к приведенным, но все они являются в значительной степени производными от форм, указанных выше. Принципиально общей чертой их всех является то, что в концессиях расходы по сооружению объектов несет концессионер. В России, учитывая ее масштабы, множественность субъектов Федерации, специфику законодательства, следует использовать все многообразие форм концессий, особенно когда речь идет о привлечении к концессионной деятельности зарубежных компаний. Выбор или предпочтение той или иной формы концессии должны определяться отраслевой принадлежностью объекта, схемой регулирования деятельности отрасли и другими факторами. Отраслевые и региональные предпочтения концессий для России и ее субъектов могут быть получены из анализа мирового опыта осуществления концессионной деятельности в 1990-е гг. и начале XXI века. Мировой опыт концессии может быть весьма полезен для Республики Дагестан, что подтверждается анализом нескольких типичных проектов строительства инфраструктуры на международно-концессионной основе. Например, в Махачкале уже несколько лет ведутся разработки строительства и реконструкции магистралей для аэропортов (воздушных, автомобильных и железнодорожных). 9 декабря 2012 года на заседании коллегии Комитета по транспорту было озвучено, что федеральные власти выделяют 3,5 млрд рублей на реконструкцию аэропорта Махачкалы. На эти средства расширят взлетно-посадочную полосу и обновят навигационное оборудование. К примеру, реконструкция Махачкалинского аэропорта позволит увеличить пропускную способность терминалов с 300 пассажиров в час до 600. Пока использовать аэропорт на полную мощность мешают высокий износ оборудования и спецтех-

ники. К тому же сегодняшнее состояние аэропорта не соответствует техниче -ским и технологическим условиям, которые требуются при обслуживании пассажиров по современным международным стандартам и нормам. С целью модернизации имеющихся строений, спецтехники и взлетных полос на предприятии был подготовлен инвестиционный проект. Источников финансирования, за счет которых аэродромный комплекс и здание аэропорта предполагается ре -конструировать, несколько. Дело в том, что часть комплекса - федеральная собственность, которая не может быть приватизирована, соответственно и деньги на ее реконструкцию будут идти из государственного бюджета по фе -деральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России». А здание аэровокзала, грузовой склад, служба спецтранспорта и некоторые другие объекты должны ремонтироваться за счет авиапредприятия или при -влеченных денег инвесторов. Но уже за год реализации проекта налоговые отчисления по предприятию составят около 270 миллионов рублей, увеличится количество рабочих мест до 220 [5]. Аэропорт «Махачкала» - это стратегически важный объект не только для республики, но и для России в целом. Это самый южный российский воздушный порт, который экономически выгоден для транзитных перевозок на международных рейсах из регионов Западной Сибири и Урала из стран Ближнего востока. Вложения в его реконструкцию обязательно окупятся. Благосостояние жителей региона без качественных дорог и достаточного количества дорожных и автотранспортных маршрутов не обеспечить. Поэтому дорожно-транспортному комплексу в Дагестане уделяется повышенное внимание. Подготовлены проекты по реконструкции нескольких важных участков внутренних трасс, реставрации вокзалов и посадочных платформ. Но где взять для реализации этих проектов деньги? В какой форме осуществлять их и привлекать иностранные компании? Наиболее позитивен в этом плане, опыт Таиланда - страны с очень динамичной экономикой, большим объемом иностранных инвестиций и его столицы - Бангкока - один из самых густонаселенных городов мира. Для решения транспортных проблем в 1990-е гг. в Бангкоке была построена и введена в эксплуатацию железная дорога на опорах (по эстакаде, воздушная) - «Скайтрейн». Этот проект является одним из самых масштабных проектов в сфере общественного железнодорожного транспорта, реализованных частным сектором [8].

В перспективе наиболее привлекательными для концессий в Дагестане с привлечением иностранного капитала могут быть следующие проекты автодорожной инфраструктуры: усовершенствование покрытий на участках автодорог, ведущих к райцентрам Рутульского, Кулинского, Чародинского, Курахского, Хунзахского и Агульского районов; строительство двух путепроводов на 19-м и 36-м км. железнодорожной линии Кизляр - Карланюрт (на пересечении с федеральной автодорогой Астрахань- Махачкала). Нефте-, газопроводные и энергетические проекты - это следующая после транспорта сфера хозяйства Дагестана, в которой могут быть использованы концессии с привлечением иностранного капитала. Подобные проекты активно реализуются за рубежом, в частности, в Латинской Америке. Так, в 1998 г. были закончены несколько проектов по поставке топлива из Аргентины в чилийские север-

ные горнопромышленные районы [12].

Еще одной важнейшей для Дагестана проблемой, в решении которой могут быть задействованы концессии, является коммунальное хозяйство. Задача реформирования ЖКХ, строительства соответствующих сетевых коммуникаций, привлечения частных инвесторов имеет определяющее значение для успеха проводимых реформ [2]. В настоящее время концессии используются в качества одной из важных форм строительства объектов жилищно-коммунальной сферы во многих странах мира (Франция, Германия, Аргентина, Чили, Боливия, Филиппины, Чехия, Венгрия, Польша). В ближайшие четыре года потребуется более трех миллиардов рублей на строительство новых очистных сооружений сразу в нескольких круп -ных городах Дагестана. Модернизация объектов ЖКХ, с одной стороны, даст положительный импульс развитию региона, а с другой позволит избежать экологических проблем. Основные фонды ЖКХ в крупных городах республики сегодня изношены практически на 70% и не справляются с нагрузкой, которая все время возрастает. Сильный износ систем ЖКХ не улучшает и качества питьевой воды. Финансирование ремонта изношенного оборудования концессионным путем и ввод в эксплуатацию новых объектов почти полностью снимет проблемы по водоотведению и водоснабжению. В городах необходимо будет дополнительно вводить очистные сооружения. Кроме решения экологических проблем, эти мероприятия отчасти решат проблему занятости населения. В том числе в проекте «Юг России» предполагается создание инвестиционной площадки производственного типа в Карабудахкентском районе и туристского типа в Каякентском, Дербентском, Карабудахкентском, и Аку-шинском районах. В связи с чем министр экономики утверждена Концепция Республиканской целевой программы «Комплексное развитие систем ком -мунальной инфрастуктуры Республики Дагестан на 22012-2020 годы» [15].

Одна из самых удачных концессий в водоснабжении и канализации реализована в столице Аргентины Буэнос-Айресе, подписание договора по которой состоялось в декабре 1992 г. Наряду с успехами, в процессе концессио-нирования коммунальной сферы за рубежом возникают сложности и нерешенные проблемы, которые нужно учитывать в России, в том числе и Дагестане, при коммерциализации ЖКХ [15]. Например, частными компаниями скрывается и искажается информация о доходах. Плохая разработка механизмов государственного регулирования, что наблюдается сейчас и в России, угрожает устойчивости долгосрочных концессий и объективно побуждает концессионные компании к хищническому использованию производственных мощностей. Концессии сопровождаются коррупцией, серьезными изъянами в текстах контрактов, неразработанностью тарифной системы, отсутствием должной конкуренции. В отношении России рассмотренный опыт подводит к выводу, что концессионные компании должны определяться местными органами власти только на конкурсной основе, а критерием отбора должен быть уровень тарифов. На муниципальном уровне должна быть обеспечена юридическая проработка договоров, разграничены права, обязанности и ответст-

венность каждой из сторон. России в период перехода на концессии необходимо очень основательно изучить риски, возникающие при смене владельца государственной собственности. В мире достаточно много примеров, когда отсутствие должного учета рисков, возникающих при передаче бизнесу объектов государственной собственности, приводило к серьезным конфликтам, разбираемым в многочисленных инстанциях, вплоть до международного арбитражного суда [7].

С помощью концессий в Дагестан можно внедрить такое явление, как туристско-рекреационные зоны. Побережье Каспийского моря Республики Дагестан по своим физико-географическим особенностям, наличию богатых естественных и рекреационных ресурсов и незастроенных территорий, является одним из самых перспективных регионов для развития индустрии туризма, отдыха и оздоровления. Строительство современных высокоэффективных и конкурентоспособных туристских комплексов позволит, с одной стороны, удовлетворить потребности местного населения, российских и иностранных граждан в санаторно-туристских услугах, а с другой - внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие района и республики в целом. Концессии могут решить поставленные задачи по разработке и реализации программ инвестиционного развития туристического бизнеса, помогут объединить усилия и ресурсы участников данного процесса для успешной реализации инновационно - инвестиционных проектов в сфере туризма [5].

Нами предлагается использовать следующие три формы концессий: строительство - владение - управление - передача» (СВУП); «строительство - владение - передача - управление» (СВПУ); «проектирование - строительство - финансирование - владение - эксплуатация» (ПСФВЭ).; где имеются более широкие права частных компаний по участию в объектах: права пользования и владения. Земельные участки, расположенные на территории Республики Дагестан и имеющие непосредственный доступ к Каспийскому морю, передаются концессионерам, на основании заключенного концессионного соглашения [3].

Таким образом, в данной статье предлагается совершенствовать методы управления международными инвестиционными проектами, используя концепцию государственно-частного партнерства. Это относительно новая форма привлечения зарубежных инвестиций. Из всех форм ГЧП наиболее привлекательным как для государства, так и для бизнеса является - концессия. Первая и самая главная задача для нашей страны - это разработка стратегии введения концессий, включающей механизмы и инструменты политики концессий и перечень законодательных актов федерального уровня в пакете. Направления использования концессий в реальном секторе экономики республики Дагестан могут быть самыми разнообразными: все отрасли транспорта, энергетика, коммунальное хозяйство, туризм. Передача в концессию иностранным компаниям объектов республиканской собственности не приводит к потере суверенитета. Они как были, так и продолжают оставаться в ее собственности, а лишь передаются на определенный срок во владение и пользование субъектам международного права, которые могут осуществлять

хозяйственную деятельность лучше, чем республика. В современной России концессии пока практически не используются. Но именно эта форма привлечения средств частных компаний, в первую очередь иностранных, призвана решить острейшие проблемы строительства объектов инфраструктуры в стране, привлечь крупные финансовые ресурсы для ее развития, стать основной формой разгосударствления инфраструктурного комплекса.

_Литература_

1. Алешин Б.С. Журнал «Промышленная политика в Российской Федерации», №10 - 2012, Москва.

2. Альберт Дейло и коллектив авторов «Контроллинг» - М.: «Финансовая газета» 2012.

3. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2011 г.

4. Вахрин П.И. Инвестиции. - М.: Дашков и К, 2010.

5. Грузинов В., Грибов В.Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2010.

6. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции. - М.: Проспект, 2010

7. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -СПб., 2009. - С. 393.

8. Липсиц И.В., Коссов В.В. «Инвестиционный проект», М: 2012.

9. Лузина И.А. «Государственное регулирование экономики», Уфа: 2011.

10. Магомедов А., Давыдов В., Колыванов В. Формирование и развитие системы управления малым и средним бизнесом в строительном комплексе. НИЛ РЭП. Махачкала 2011.

11. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 63.

12. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - С. 28.

13. Муравьев А.И. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. СПб. :С-ПбУЭиФ,2009.

14. Николаев О.В. Кадровый потенциал наукоемких производств: пути выхода из кризиса. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2011. - 230с.

15. Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000 - 2010 годы). Одобрены Правительственной комиссией по научно- инновационной политике (протокол № 1 от 27.12.1999 // Инновации. - 2009. - № 3 - 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.