Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2015
М.И. ГЕЛЬВАНОВСКИЙ
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН
И.А. КОЛПАКОВА кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института экономики РАН
М.Ю. ЛЕВ кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
С.А. БИЛЯК
старший научный сотрудник Института экономики РАН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕР ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА1
Рассматривается проблема разработки и реализации в Российской Федерации государственной ценовой политики для нейтрализации новых угроз экономической безопасности. В статье показано, что отсутствие эффективной государственной политики в области цен стало одной из причин свертывания отечественного производства и ориентации торговли на импортную продукцию, что усилило зависимость страны от внешнеэкономических факторов развития. Авторами обоснован вывод о том, что для стимулирования экономического роста необходимо применять, с одной стороны, меры оперативного государственного ценового регулирования, а, с другой стороны, разработать концепцию стратегически ориентированной государственной ценовой политики.
Ключевые слова: цены, государственная ценовая политика, ценообразование, экономическая безопасность, социальное партнерство
Е60, Е64, Е69
Сфера ценообразования в России, прежде всего по причине отсутствия ее государственного регулирования и контроля, стала источником серьезных проблем развития российской экономики, влияющих на количественные и качественные параметры ее динамики. В России до
1 Статья подготовлена на основании материалов по плану работы НИР Института экономики РАН, проект № 0166-2014-0007 «Экономическая безопасность: новые вызовы и стратегия защиты национальных интересов».
сих пор отсутствует системная эффективная государственная ценовая политика, что тормозит экономическое развитие страны, а также ставит под угрозу ее экономическую и национальную безопасность. Не вызывает сомнения, что отсутствие эффективной государственной политики в области цен стало одной из косвенных причин постепенного замедления темпов роста ВВП в России (табл. 1), сменившегося в 2015 г. его падением. Так, по данным Росстата, во II квартале 2015 г. индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2014 г. составил 95,4%2. При этом, как свидетельствуют данные таблицы, большинство развитых и не очень развитых стран только наращивают темпы экономического роста.
Причины сложившегося в стране положения коренятся в либерализации цен, практически полном освобождении этой сферы от государственной опеки в начале 90-х годов прошлого века, когда сложилась практика, при которой цены практически не контролируются и не регулируются государством. В результате на продукцию и услуги инфраструктурных отраслей цены фактически устанавливаются крупными монополистическими компаниями, при этом реальных конкурентных отношений по этой категории продукции и услуг создать невозможно в силу специфики данных отраслей, а попытки создать подобие рынка носит искусственный характер. Значительная часть производства компаний в этих отраслях работает на мировой рынок, ориентируясь на его цены.
Таблица
Темпы прироста ВВП в России и в других странах (год к году, в %)
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Россия 4,3 4,3 3,4 1,3 0,5
США 2,4 1,8 2,3 2,2 2,4
Германия 3,7 3,4 0,9 0,5 1,4
Великобритания 1,8 1,1 0,3 1,7 3,2
Польша 3,9 4,5 2 1,6 3,2
Румыния -1,6 2,2 0,6 3,5 2,4
Венгрия 1,3 1,6 -1,7 1,1 2,8
Источник: ОА Шог1^ас1:Ьоок. https://www.google.ru/webhp?sourceid=chrome-instant&ion= 1&е5ру=2&1е=иТБ-8#пеш"тп^ш=1&д=аа+ wor1d+factbook.
Средние и малые производственные предприятия в значительной мере отсечены от конечных потребителей своей продукции мощным слоем посредников, которые, как правило, забирают большую часть прибыли, не позволяя проявляться конкурентным отношениям, способствующим снижению издержек и росту качества продукции и
2 Сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru.
Вестник ИЭ РАН. №6. 2015 С.91-98
услуг. Цены на товары, поступающие в Россию по импорту, также практически не контролируются государством, что позволяет импортерам получать огромные прибыли при ввозе как низкокачественной и дешевой продукции (в основном), так и дорогих предметов роскоши.
В целом сложившаяся практика ценообразования приводит к постепенному свертыванию отечественного производства и ориентации торговли на импортную продукцию, что усиливает зависимость страны от внешнеэкономических факторов развития. В итоге это приводит к потере активной частью населения страны работы, снижению налоговых поступлений, понижению жизненного уровня населения, необходимости увеличения социальных программ поддержки и росту цен. Цены активно растут (см. рис.), поскольку объем отечественной продукции сокращается, а импорт становится все дороже в связи со значительным и резким падением курса национальной валюты.
статистики.
Источник: Сайт Федеральной службы государственной Электронный ресурс. Код доступа: http://www.gks.ru/
Рис. Инфляция на потребительском рынке в 2014-2015 гг. (прирост цен, в %)
Диаграмма на рис. показывает ускорение инфляции на потребительском рынке по сравнению с 2014 г. За период с 1 по 14 сентября 2015 г. цены, по оценке Росстата, приросли на 0,3%, а с начала года - на 10,1%3. Таким образом, пока экономическому блоку правительства не удалось обуздать инфляцию. Она имеет перспективы превысить уровень 2014 г. При сохраняющейся устойчивой тенденции к снижению доходов населения это вызывает снижение потребления, а следовательно, сохранение предпосылок для дальнейшего спада ВВП.
3 Сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. Код доступа: http://www.gks.ru/
Вестник ИЭ РАН. №6. 2015 | 93
С.91-98
Вопрос о наведении порядка в ценовой сфере страны с 2000 г. неоднократно поднимался в Государственной Думе России. Торгово-промышленная палата России (как представитель среднего и малого предпринимательства) с 2006 г. ставит вопрос о необходимости разработки государственной политики цен в России. На эту тему было проведено три всероссийских конференции (последняя проводилась в 2013 г.4) и большое число конференций, семинаров, рабочих совещаний на федеральном и региональном уровнях, но пока проблема не решается.
Именно отсутствие системного похода к решению этой важной проблемы, попытки осуществить реформирование ценообразования в ряде отраслей экономики в условиях отсутствия четко сформулированной государственной ценовой политики не дают ожидаемых результатов. В пользу этого утверждения достаточно привести два ярких примера.
Почти десять лет назад началось реформирование цен в оборонно-промышленном комплексе. В 2007 г. была разработана «Концепция государственного регулирования цен на продукцию военного назначения», принятая решением ВПК при Правительстве РФ от 29 августа 2007 г. № СИ-П7-11 как рекомендательная, однако так и не получившая правого статуса. В развитие указанной концепции разработан пакет нормативных правовых и методических документов, которые, к сожалению, также не носят системного характера. Отсюда постоянные сложности, возникающие при формировании военного бюджета, при заключении и выполнении контрактов на продукцию военного назначения. В результате возникает перерасход бюджетных средств на всех стадиях жизненного цикла продукции. Вместе с тем расходы на реализацию государственных программ вооружений (ГПВ) исчисляются десятками триллионов рублей. Для действующей системы цен характерен весьма внушительный разброс в оценках потребностей в средствах на ГПВ. Действующая сейчас ГПВ-20 оценена в 23 трлн руб. При этом изначально военные оценивали ее в 36 трлн руб. Предполагается, что на новую ГПВ (с учетом изменения курса рубля) будет необходимо выделить порядка 30 трлн руб. Первоначально же эта программа оценивалась в 55-56 трлн руб.5 Другими словами, размеры различий в оценках свидетельствуют об очень приблизительных представлениях
4 III Всероссийская конференция по проблемам государственной ценовой и тарифной политики в Российской Федерации. http://www.rosstrategy.com/index. php/rea1izovannye/iii-vserossiyskaya-konferentsiya-po-prob1emam-gosudarstvennoy-tsenovoy-i-tarifnoy-po1itiki-v-rossiyskoy-federatsii
5 Государственные программы вооружения Российской Федерации: проблемы исполнения и потенциал оптимизации. Аналитический доклад. Центр анализа стратегий и технологий. 2015. С. 10. http://www.cast.ru/fi1es/Report_CAST.pdf.
разработчиков о перспективных ценах на военную технику. Президент России неоднократно обращал внимание на необходимость наведения порядка в этой сфере ценообразования.
Вызывает озабоченность сложившаяся система ценообразования в строительстве, а также и в ряде других отраслей национальной экономики. В этой связи Президент России предложил Правительству рассмотреть и предложить план реформирования системы ценообразования в строительстве. Такое поручение было сделано после того, как разгорелся коррупционный скандал в подконтрольном Минстрою Федеральном центре ценообразования в строительстве. Этот центр разрабатывал сметы для крупнейших государственных строек. Как утверждает Счетная палата, изменение только расценок космодрома Восточный привело к тому, что стройка подорожала на 13,2 млрд руб.6 Обращает на себя внимание, что в качестве обвинения со стороны Счетной палаты было выдвинуто применение в этих расчетах отраслевых и специальных сметных нормативов7.
К сожалению, таких примеров неблагополучного состояния дел в ценообразовании можно привести предостаточно. Самый удручающий факт - вместо консолидации перед надвигающимися проблемами ценовая сфера России продолжает раздираться разнонаправленными интересами субъектов экономической деятельности, которые не уравновешиваются действиями государства. Из сферы, обеспечивающей процесс воспроизводства, ценовая сфера превратилась в сферу острой борьбы за перераспределение денежных средств. Причем в этой борьбе в основном побеждает не закон и порядок (которые работают крайне слабо), а административный ресурс и беспринципность, что особенно ярко видно в электроэнергетике и в сфере ЖКХ.
Анализ опыта зарубежных стран свидетельствует о том, что во всех экономически развитых странах в том или ином виде национальные системы ценообразования (именно как системы) опираются на регулирующую роль государства. Эта роль не сводится только к выработке общей стратегии в вопросах ценообразования, принятия законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен, но предполагает прямое или косвенное регулирование цен, а также контроль за ними в тех случаях, когда это необходимо. И все
6 Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. Существующий процесс ценообразования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на 20-45%. 9 февраля 2015 г. http://audit.gov.ru/press_center/ news/20674.
7 Формулировка данного обвинения позволяет высказать предположение, что готовящие его специалисты не владеют азами ценообразования, поскольку при строительстве такого специального строительного объекта, как космодром, как раз и должны применяться отраслевые и специальные сметные нормативы.
это делается при соблюдении основного принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства.
Более того, в развитых странах успешно функционируют государственные органы, которые в той или иной степени участвуют в ценовых процессах и контроле за ценами. Например, во Франции при Департаменте по конкуренции Министерства планирования и финансов работает отдел по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. В Испании - это Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, в Норвегии - Национальный совет по ценам. В Австрии данные функции выполняет Межведомственная комиссия по ценам, в Швейцарии - Федеральное ведомство по контролю за ценами, в Японии - Бюро цен при Управлении экономического планирования. Особого внимания заслуживает американский опыт участия федеральной контрактной системы в ценовых процессах и контроле за ценами.
Происходящий в России непрерывный рост цен и тарифов на различные товары и услуги - одна из наиболее острых проблем сегодняшнего дня. Данная проблема приобретает чрезвычайно важное значение в связи с кризисными явлениями в российской экономике и негативными внешнеэкономическим факторами, что требует, с одной стороны, оперативного реагирования, а, с другой - разработки концептуального стратегического решения.
Прежде всего должна быть разработана Концепция государственной политики цен, раскрывающая позицию государства в данной сфере экономики, опирающаяся на конституционное положение о его социальном характере.
Далее потребуется разработка соответствующей программы реализации Концепции государственной политики цен. В рамках этой программы необходимо будет:
- навести порядок в законодательной сфере в отношении формирования, применения, наблюдения, контроля и регулирования цен;
- сформировать институциональную инфраструктуру в сфере ценообразования, во главе с федеральным органом, ответственным за реализацию государственной политики цен;
Работа этого органа, как и функционирование хозяйствующих субъектов на национальном рынке России, должна опираться на Национальную систему ценовой информации, которая должна создавать стимулы для добросовестной конкуренции, способствующей росту производства и эффективности отечественных производителей продукции и услуг.
Эта система должна обеспечивать: возможность выработки производителями долгосрочных маркетинговых стратегий и программ сво-
его развития; повышение эффективности производственных связей, в том числе минимизацию расходов при осуществлении закупок для государственных нужд, при одновременном если не полном искоренении, то существенном снижении коррупции в данной сфере.
В свою очередь прозрачность ценовой информации важна и для работы налоговых органов, для обоснованности и повышения собираемости налогов. Актуальность и полнота ценовой информации будет содействовать более своевременному и точному принятию решений соответствующими органами исполнительной власти в реализации государственной ценовой политики в соответствии с экономической ситуацией в стране и ее изменениями.
Существенное место в этой программе должно быть уделено подготовке кадров в области ценообразования.
Параллельно со стратегическим решением проблемы важно рассмотреть и возможность использования комплекса срочных мер, связанных с ценообразованием. К ним следует отнести:
- введение усиленного контроля за ценами на товары первой необходимости и госрегулирования цен на основные виды сельскохозяйственной и пищевой продукции;
- введение моратория на рост цен и тарифов, устанавливаемых органами государственной власти и естественными монополиями сроком на три года;
- более жесткий контроль за применением тарифов, прежде всего естественных монополий и ряд других.
В более широком понимании, в основе экономической системы в России должна лежать эффективная государственная ценовая политика, базирующаяся на социальном партнерстве государства, бизнеса и общества. Например, в отношении ценового регулирования необходимо рассмотреть возможность заключения (при участии государства и ряда общественных организаций) партнерских долгосрочных соглашений о ценах и поставках между крупными корпорациями [1, с. 123]. Данные соглашения должны заключаться для реализации среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, выступая «каркасом», обеспечивающим прямые ценовые паритеты и экономическую стабилизацию. Это касается машиностроителей, аграриев, сырьевых отраслей и банкиров, поскольку у них есть общая цель - развитие народнохозяйственного комплекса. Если задача эффективного государственного ценового регулирования не будет своевременно решена, Россия в очередной раз потеряет стратегические возможности для ускорения экономического роста и соответственно повышения качества жизни своего населения.
Литература
1. Колпакова И.А. Политика цен на энергосырьевые ресурсы в современной России / И. А. Колпакова. СПб.: Алетейя, 2011.
М.I. GELVANOVSKIY
doctor habilitatus in economics, professor, chief research fellow of the Institute of economics of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia
I.A. KOLPAKOVA
PhD in economics, associate professor, senior research fellow of the Institute of economics
of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia
M.YU. LEV
PhD in economics, associate professor, leading research fellow of the Institute of economics of the Russian Academy of sciences, Moscow, Russia
S.A. BILYAK
senior research fellow of the Institute of economics of the Russian Academy of sciences,
Moscow, Russia
THE STATE PRICE POLICY AS THE FACTOR OF ECONOMIC SECURITY IN THE SYSTEM OF MEASURES FOR STIMULATION OF ECONOMIC GROWTH The issue of development and realization of the state price policy in the Russian Federation for neutralization of new threats of economic security is considered in the paper. It is shown that lack of an effective state policy in the field of the prices became one of the reasons of folding of a domestic production and orientation of trade to import production that increased dependence of the country on the external economic factors of development. Authors make a valid conclusion that it is necessary, on the one hand, to apply to stimulation of economic growth measures of expeditious state price regulation, and, on the other hand, to develop the concept of strategically focused state price policy. Keywords: prices, government pricing policy, pricing, economic security, social partnership. JEL: Е60, Е64, Е69.