Литература
1.Большая советская энциклопедия. Т. 30. М., 1978.
2. Шабров О.Ф. Политическая власть, ее эффективность и легитимность // Политология: Учебник / Отв. ред. В. С. Комаровский. М.: Изд-во РАГС, 2002.
3. Nisbet R. Sociological Tradition. N.Y., 1966.
4. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.
5. Bauman Z. Sociology and postmodernity. - Sociological Review. Kcele, 1988. Vol. 36, № 4.
6. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.: Интерпракс, 2004.
7. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.
8. Иванников И.А. Государственная власть в России: проблемы гуманизации. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006.
9. Зелепукин А.А. Проблемы эффективности российского законодательства: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
10. Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 21
11. Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
12.Собрание законодательства РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.
13. Kaufmann D., Kraay A., Mastruzzi M. Governance Matters IV: Governance Indicators for 1996 - 2004. The World Bank, May 2005.
УДК 323
Корнилова В. Ф., соиск.
Государственная таможенная политика в современной России: динамика изменений
Статья посвящена актуальной проблеме государственного управления таможенной политикой, которая в современных российских условиях характеризуется рядом противоречий, необходимостью совершенствования таможенного законодательства и управленческих механизмов в системе таможенного регулирования.
Ключевые слова и словосочетания: таможенная политика, государственное управление, таможенный тариф, Таможенный кодекс.
Повышенный интерес к государственному регулированию общественных отношений, возникающих в таможенной сфере, со стороны научного сообщества, а также участников внешнеторговой деятельности обусловлен влиянием внутренних и внешних факторов, требующих совершенствования нормативной регламентации деятельности таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле.
Таможня несет основную нагрузку по государственному регулированию внешней экономической деятельности (ВЭД) средствами таможенного регулирования, которое представляет собой существенный элемент механизма регулирования ВЭД. Проблемам исследования механизмов и инструмен-
193
тов таможенного регулирования в условиях существующего таможенного законодательства РФ посвятили свои работы многие исследователи, в том числе: В.В. Блохин, Н.М. Блинов, В.Н. Иванов, В.Б. Кухаренко, А.Г. Пашин-ский, А.Ф. Ноздрачев, О.А. Скорлуков и др.[1]
Основным средством осуществления таможенной политики и воздействия государства на развитие международных экономических связей и отношений является таможенный режим, который стал предметом исследования таких отечественных ученых, как: А.А. Шахмаметьев, С.И. Истомин, А.Н. Яцушко, Л.В. Карамзина и др.[2] Исследователи, в принципе, единодушны в том, что на законодательном уровне понятие таможенного режима требует серьезного совершенствования, особенно с учетом того, что данное понятие является ключевым в системе таможенного регулирования и таможенных отношений.
Согласно ст. 1 ТК РФ таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу. Исходя из положения Конституции Российской Федерации, что таможенное регулирование находится в ведении федерального центра, ТК РФ устанавливает права и обязанности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля, организационно-правовые основы их деятельности
[3].
Реализация таможенной политики осуществляется в процессе достижения ее основных целей посредством скоординированной деятельности таможни, органов исполнительной власти и общественных институтов и организаций общества. К основным целям таможенной политики в соответствии с ТК РФ относятся: обеспечение наиболее эффективного использования таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной границе Российской Федерации; участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Российской Федерации [4].
Отечественные исследователи, отмечая бесспорную прерогативу в формировании и реализации таможенной политики высших органов государства, определили круг основных задач этих органов следующим перечнем [5]: правовое обеспечение формирования и реализации таможенной политики; определение приоритетов в ее сфере; выработка и реализация системы мер, обеспечивающих средствами таможенной политики стабильность социальноэкономического развития; создание условий для эффективного функционирования таможенной службы; формирование механизмов реализации таможенной политики, адекватных целям и характеру социально-экономического развития страны; развитие институциональной структуры, формирование целостной системы рычагов и методов регулирования в сфере таможенной деятельности и др.
Кроме того, в компетенцию этих органов, формирующих суть и содержание таможенной политики, входит решение таких важных вопросов, как: определение основных жизненно важных для государства направлений таможенной политики; формирование путей предотвращения и разрешения конфликтов в сфере внешней экономической деятельности средствами таможенной политики; выработка форм, приемов и способов действий в области технологии переговорного процесса для достижения целей таможенной политики; разработка рекомендаций в сфере развития институтов таможни и таможенной системы в целом; разработка критериев оценки эффективности таможенной политики и путей ее совершенствования.
Для этого необходимо наличие определенных правил, процедур и механизмов реализации обозначенных целей и задач. А.Ф. Ноздрачев механизм таможенной политики государства определяет как «совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации и порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования». При этом основным средством осуществления таможенной политики, по его мнению, является установление таможенного режима: перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов.
Мы склонны рассматривать таможенный режим как основной механизм таможенной политики, реализуемый в соответствии с той или иной ее направленностью, которая может выступать в двух основных видах: протекционистской и политике свободной торговли (называемой еще как фритредерство). Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующая развитию национальной экономики методом ограждения ее от иностранной конкуренции. Однако в отношении протекционизма как вида таможенной политики сложилось несколько негативное мнение в науке и обществе, связанное, во многом, с низкой эффективностью его реализации в российском государстве. Однако сама идея протекционизма в таможенной политике не несет негативной нагрузки и, как часто происходит, именно ее реализация стала поводом для отрицательного восприятия данного направления. Так, еще Д.И. Менделеев предостерегал от узкого понимания протекционизма, связанного с высотой пошлин на ввозимые товары и запрет ввоза иностранных товаров в страну, видя в нем идею создания экономических условий для развития отечественной промышленности и подразумевая под ним не только политику таможенных пошлин, а всю совокупность мероприятий государства, благоприятствующих промыслам и торговле и к ним приноравливаемых, от школ до внешней политики, от дорого до банков, от законоположений до всемирных выставок [6]. Центральной идеей Д.И. Менделеева выступала идея сильного воздействия государства на экономику, так как государство обязано, по его мнению, возбуждать, содействовать и охранять промышленность и торговлю своей страны всеми возможными способами [6].
Конечно, идеализировать политику протекционизма, видимо, не стоит, тем более, что история показывает, что она не всегда приносит ожидаемый высоко эффективный результат, тем не менее, без регулирующей функции государства в сфере ВЭД, на наш взгляд, не обойтись, независимо от того, о каком историческом периоде времени идет речь.
В свою очередь, политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны и достигается путем установления минимальных таможенных пошлин. При этом устраняются всякие помехи во внешнеторговых отношениях.
Основными средствами реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы, процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что новый Таможенный кодекс РФ не раскрывает каждое из понятий, выступающих в процессе реализации таможенной политики ее инструментами: таможенные пошлины, сборы, налоги и др. Все перечисленные понятия объединены в ТК РФ 1993 г. в понятие «таможенные платежи» - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ [7]. А в ТК РФ 2003 г. определение таможенных платежей отсутствует вовсе, что, по мнению, А.Ю. Кирсанова, с которым мы склонны согласиться, следует расценивать как пробел законодательства, как и тот факт, что в действующем законодательстве не прописаны отличия понятия «платеж» от понятий «налог», «сбор», «пошлина» и т.д. [7].
Оценивая значимость таможенной политики в жизни любого государства, известный русский ученый Д.И. Менделеев, автор «Толкового тарифа», считал теорию таможенного тарифа «святая святых экономической политики любого государства», и при разработке тарифа, по его мнению, следует исходить из того, что, во-первых, таможенный тариф будет всегда делом времени, условий и обстоятельств, к которой прилагается, а во-вторых, от тарифа можно ждать вполне благоприятных плодов лишь тогда, когда он установлен прочно, когда к нему есть возможность приноровиться и когда его система отличается целостностью, ив-третьих, тариф должен ясно указывать всем и каждому его истинные цели и те начала, которые определяют размеры его таможенных окладов [6]. Разве не современно звучат выдвинутые российским ученым требования к формированию таможенного тарифа и его эффективности..?
Становление рыночных отношений в России вызвало необходимость видоизменения механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенной политики в том числе, так как таможенная система в этом механизме представляет собой один из основных инструментов, обеспечивающих необходимое взаимодействие национальной эконо-
мики с мировым хозяйством. Однако защита интересов национальной экономики достигается разными способами и механизмами, одним из которых является, на наш взгляд, таможенный режим.
Вместе с тем, существует достаточно большое разнообразие взглядов ученых на него и его роль в процессе реализации таможенной политики. Сразу следует отметить, что таможенный режим как понятие является достаточно новым в российском таможенном праве, поскольку в предшествующих редакциях Таможенного устава Российской империи (1904 и 1910 гг.), Таможенного кодекса СССР (1928 г., 1964 г. и 1991 г.) норм о таможенных режимах не содержится, хотя последний в СССР Таможенный кодекс 1991 г. предусматривал общие положения о пропуске через таможенную границу СССР (с. 23) [3, с. 117].
Действующим законодательством таможенный режим определяется как таможенная процедура, включающая совокупность требований и условий о порядке применения к товарам и транспортным средствам таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, о статусе товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения и использования в России или за ее пределами (подп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Неудивительно, что такая трактовка таможенного режима, отождествляющая его с таможенной процедурой, имеющей отдельное толкование в ТК РФ, вызвало недоумение среди ученых, не склонных таким образом рассматривать одну из важнейших категорий таможенного законодательства [8].
Важность таможенного режима как механизма таможенной политики заключается в том, что с его помощью определяются:
- конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения);
- условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;
- права и обязанности бенефициара таможенного режима (под бенефициаром таможенного режима понимается лицо, которое в соответствии с таможенным законодательством располагает необходимыми полномочиями в отношении помещенного под таможенный режим товара и имеет право использовать все выгоды, льготы, преимущества, предоставляемые регламентацией данного режима);
- в некоторых случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего его через таможенную границу [3, ^ 119].
Применение таможенных режимов помогает структурировать использование основных таможенных инструментов в правовом механизме регулирования внешнеторговой деятельности, к которым относятся процедуры таможенного оформления и таможенного контроля, тарифное регулирование, административные инструменты. Таким образом, установленная таможенным законодательством система таможенных режимов тесно связана с правовым механизмом использования комплекса таможенных режимов и выступает с ним в корреляционной связи, поскольку, с одной стороны, таможенный ре-
жим регламентируется определенной системой правовых норм, регулирующих использование таможенных инструментов в отношении определенных товаров в зависимости от цели перемещения их через таможенную границу, а с другой - способствует созданию структурированной системы использования обеспечения правового механизма использования основных таможенных инструментов.
И все же, учитывая комплексный характер, как в юридическом, так и в экономическом плане, таможенного режима, его следует в большей степени рассматривать как объективный системообразующий фактор в таможенноправовом механизме и, прежде всего, по отношению к отдельным элементам данного механизма - таможенным средствам и инструментам регулирования. В системе государственного регулирования таможенный режим имеет значительное по своему содержанию функциональное и практическое предназначение, так как, во-первых, данный институт служит для обозначения наиболее простых таможенных предназначений, не преследующих целей решения каких-либо экономических задач, кроме вывоза и ввоза товаров соответственно с национальной таможенной территории или за ее пределы, и во-вторых, таможенный режим используется как комплексный способ осуществления таможенного регулирования при совершении отдельных видов экономической деятельности, экономических операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу и предусматривающих использование особого порядка применения таможенных инструментов регулирования (например, освобождение от таможенный платежей, предварительное предоставление фискальных налоговых или финансовых льгот и т.п.) [9].
В российском законодательстве представлена следующая классификация режимов: основные таможенные режимы; экономические режимы; завершающие режимы и специальные режимы, которая, по мнению ученых, является не совсем удачной [10], поскольку в ней произошло объединение рядя режимов в группы. Например, несколько видов таможенных режимов, таких как: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства объединены в группу завершающих таможенных режимов.
Исследователи обращают также пристальное внимание на то, что в таможенном законодательстве главы, посвященные конкретным таможенным режимам, содержат положения о запретах и ограничениях в отношении товаров, выступающие в роли государственного регулирования внешнеторговой деятельности, однако при этом, по-прежнему, остро стоит проблема урегулирования в законодательном плане вопросов применения запретов и ограничений неэкономического характера (запреты и ограничения могут носить как экономический характер, так и неэкономический) при перемещении товаров, имеющих целью обеспечение безопасности государства, общественного порядка, защиту жизни и здоровья граждан и т.д.[11].
Несмотря на то, что создана правовая база в виде Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [12], запретов и ограничений на перемещение товаров, с помощью кото-
рой осуществляется регулирование в области международного обмена товарами в Российской Федерации, Таможенный кодекс требует существенной доработки при определении конкретных ситуаций, в которых следует применять запреты и ограничения во внешнеторговой деятельности.
Запреты и ограничения на перемещение товаров являются одним из основных принципов правового регулирования внешнеэкономической деятельности в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, изложенные в главе 3 ТК РФ. Перечислим также некоторые другие из принципов, являющиеся основополагающими: равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими актами РФ на уровне закона; право выбора таможенного режима; обеспечение сохранности товара; определенность места и времени пересечения таможенной границы РФ; условный выпуск товаров.
Государственное воздействие на внешнеэкономические связи страны и внешнеэкономическую торговлю в целом осуществляется с помощью тарифного регулирования, которое включает в себя применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является необходимым условием воза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товара за ее пределы. Ключевым элементом тарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенный тариф, в свою очередь включающий в себя такие составные элементы таможенных инструментов, как: таможенная пошлина, ставки таможенных пошлин, таможенная стоимость товара, тарифные льготы (тарифные преференции, тарифные привилегии). В основе таможенно-тарифных отношений заложен принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающий субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов оплаты пошлин [4]. Существует несколько видов таможенных пошлин, каждый из которых призван выполнять свою функцию и цели регулятивного характера. Например, ввозные и вывозные пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ; сезонные пошлины выполняют функцию оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, а специальные пошлины применяются с целью защиты экономических интересов страны и вводятся на определенный временной промежуток.
При всем прогрессивном с формальной точки зрения таможенном законодательстве, которое все в большей степени стремится соответствовать международным стандартам и для этого предпринимаются определенные шаги, необходимо учитывать российскую специфику и самый большой порок всей таможенной российской системы, с которым сталкиваются, как граждане РФ, так и иностранные субъекты внешнеэкономической деятельности -это страшная бюрократическая волокита и коррупционность таможенных структур, как впрочем, и других государственных структур в любой другой
отрасли [13]. Если в других государствах таможенное законодательство и создание соответствующих механизмов для его применения подчинено стремлению облегчить процедуру таможенного контроля и создать благоприятную обстановку для международного экономического обмена, в России существует масса сложностей и препятствий, делающих процесс таможенного оформления невыносимой пыткой, весьма затратным по энергетическим и временным параметрам (а часто и финансовым), для обхождения которых субъекты внешнеэкономической деятельности предпочитают в ряде случаев идти на нарушение таможенного законодательства.
Кроме того, командно-административная система управления, сохранившаяся по сей день во всех управленческих структурах и ведомствах государственного характера, как и прежде, препятствует формированию ответственности, инициативности у таможенных работников. Как отмечают исследователи, действенность механизмов в таможне из-за жесткой централизации и преобладания административного подхода к управлению, чрезвычайно низка [14].
На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что сложившаяся система принципов и механизмов государственного управления и регулирования таможенной политики в Российской Федерации еще находится на стадии своего оформления и требует своего совершенствования, которое не может быть достигнуто в условиях господства прежней системы управления и соответствующей ей управленческой культуры. Система государственного управления и регулирования сферой таможенной политики в Российской Федерации должна не только адаптироваться к новым реалиям рыночной экономики и рыночного общества, но и адаптировать свою управленческую культуру в рамках изменившейся парадигмы управления в современном мире, требующей от специалистов необходимого уровня ответственности, инициативы, стремления повышать профессионализм. В свете вышесказанного существующая система принципов и механизмов государственного управления таможенной политикой не может быть эффективной даже при условии совершенного во всех отношениях таможенного законодательства, так как по существу таможня - это, прежде всего, люди, обеспечивающие выполнение правовых норм в сфере таможенных отношений.
Литература
1.Блохин В.В. Таможня: на страже государственных интересов России // Государство. 2004. № 2; Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2001; Ноздрачев А.Ф. Понятие и принципы таможенной политики // Право и экономика, № 10, 1998; Скор-луков О.А. Таможенно-тарифная политика и экономическая независимость государства // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 3 (24).
2. Шахмаметьев А.А. Таможенные режимы в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности (исторические аспекты развития на примере Франции) // Юрист. 2005. № 12; Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М.: «Деловой двор», 2008; Яцушко А.Н. О понятии и классификации таможенных режимов // Экономически и правовые проблемы
таможенной деятельности. Сборник научных трудов. Ч. 1 / Под ред. Н.М. Блинова. М.: РИО РТА, 1999; Карамзина Л.В. Таможенные режимы: что показал мониторинг // Таможня. 2005. № 14 (133).
3.Истомин С.И. Указ. соч. С. 23, 42.
4.Ноздрачев А.Ф. Понятие и принципы таможенной политики // Право и экономика, № 10, 1998 / http://www.juristlib.ru/book_612.html
5. См.: Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Указ. соч.
6. Савченко М.М. Инвентаризация крестьянских повинностей при Николае I (1825-1855): планы и реальность // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 10. М., 2005. С. 174.
7. Кирсанов А.Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: Монография. М., ООО «Издательство «Элит», 2008. С. 49.
8. См.: Яцушко А.Н. Указ. соч.; Шахмаметьев А.А. Указ. соч.
9. Шахмаметьев А.А. Указ. соч. С. 26-29.
10. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006; Истомин С.И. Указ. соч.
11. Карамзина Л.В. Указ. соч. С. 5.
12.Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
13.См.: Российская таможенная система // Около таможни. 2006. № 4.
14. См.: Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Указ. соч.
УДК 323
Пономаренко Т. В., асп.
Тенденции и перспективы модернизации аграрного сектора в современной России
В статье рассмотрены условия реализации государственной аграрной политики, направленной на модернизацию агропромышленного комплекса.
Ключевые слова и словосочетания: модернизация аграрного сектора, государственная поддержка, аграрная политика, местное самоуправление, федеральный и региональный компонент.
Ситуация, сложившаяся в сельскохозяйственной отрасли современной России, равным образом, как и в социальной сфере сельских поселений, обусловливает необходимость выработки и реализации соответствующих мероприятий, направленных на повышение производительности и эффективности сельского хозяйства, улучшение уровня жизни сельского населения страны. Для достижения этих целей следует осуществить целый ряд комплексных мероприятий экономического, политического и социокультурного характера, направленных на модернизацию российского села.
Потребность в модернизации сельскохозяйственной отрасли России обусловлена как тем неудовлетворительным состоянием, в котором отечественный агропромышленный комплекс находится в течение последних двух десятилетий, так и глобальными тенденциями развития экономики, которые
201