ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА КООРДИНАЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
Троян (Фадеева) Н.А.*
Ключевые слова: информационные системы, информационное общество, правовая информация, базы данных, электронные государственные реестры, электронные государственные регистры, нормативный правовой акт, межведомственное электронное взаимодействие.
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы использования современных информационно-телекоммуникационных технологий для совершенствования доступа к информационным ресурсам Минюста России. Обсуждается актуальный вопрос в информационном законодательстве - отсутствие единого понятийного аппарата терминов и определений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Затронуты важные вопросы унификации требований к созданию и эксплуатации государственных информационных систем. Рассматривается проблема единства законодательных норм, устанавливающих правовой режим федеральных информационных систем. Анализируется современное федеральное законодательство об информационных системах, сравниваются используемые подходы к нормативному закреплению целей создания.
Р01: 10.21681/1994-1404-2018-1-60-67
На современном этапе развития информационного общества использование информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов приобретает все большую значимость.
Утверждение ряда программных документов доказывает актуальность поставленной Президентом России задачи по переходу на новый технологический уровень1.
Сегодня деятельность органов и должностных лиц государственного и муниципального управления направлена на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, выбор и использование оптимальных
1 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 1, ст. 13;
Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» // URL: http: // www.pravo.gov.ru ;
Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года // URL: http: // kremlin.ru/events/president/ news/17118 .
способов организации предоставления публичных услуг с учетом всех принципов и факторов, внедрение и развитие прогрессивных рыночных механизмов в сочетании с мерами социальной поддержки населения. Управление процессом организации и предоставлением государственных и муниципальных услуг является важнейшей составной частью государственного и муниципального управления.
Функция предоставления государственных и муниципальных услуг населению является первичной функцией в деятельности органов государственного и муниципального управления2.
Одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В 2010 г. для решения этих актуальных задач был принят Федеральный закон РФ № 210 от 27 июля (в ред. 03.07.2016) «Об организации
2 Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (постатейный) // (Амелин Р.В., Ведяева Е.С., Викулов А.М., Григорьева Е.А., Гребенникова А.А., Мокеев М.М., Филатова А.В., Чаннов С.Е.) // СПС «Консультант Плюс», 2014.
* Троян (Фадеева) Наталья Анатольевна, старший научный сотрудник федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Минюсте России», Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]
предоставления государственных и муниципальных услуг»,3 который регламентирует вопросы государственной информатизации по нескольким важным направлениям:
- предоставление государственных услуг в электронной форме (ст. 10);
- создание Единого портала государственных услуг и государственной информационной системы государственных и муниципальных платежей (ст. 21 и 21.3);
- формирование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ст. 19);
- создание базовых государственных информационных ресурсов, использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу (ст. 7.1).
Реализация Федерального закона уже сегодня позволяет получить социально-экономический эффект в виде:
- повышения доступности государственных услуг;
- снижения коррупционных рисков за счет минимизации случаев прямого контакта граждан с должностными лицами органов государственной власти;
- сокращения расходов на содержание государственного аппарата за счет автоматизации ряда управленческих процессов (межведомственное взаимодействие, обработка входящей информации, подготовка необходимых документов);
- получения оперативной обратной связи без посещения органов власти и возможности контроля процесса предоставления услуги гражданами;
- удобства ведения общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти.
Нельзя оставить без внимания Концепцию региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р4, где основными целями являются повышение качества жизни граждан
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 02.08.2010, № 31, ст. 4179.
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р // Официальный интернет-портал правовой информации http: // www.pravo.gov.ru, 08.01.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации, № 2, 12.01.2015, ст. 544.
за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации, а также формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. В число актуальных задач входит формирование региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для информационного взаимодействия, а также обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации.
Эта Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)».
В начале 1990-х годов, когда законодательство в сфере информации, информационных и телекоммуникационных технологий только формировалось, основной задачей было создание информационного законодательства. В настоящее время направление развития несколько изменилось, начался новый его этап. Сейчас, когда массив законодательства в данной сфере достаточно велик, появилась необходимость другого системного подхода к нормотворчеству и перехода к качественному преобразованию. Это тем более важно, что за период существования и применения законодательства в сфере информации, информационных и телекоммуникационных технологий отчетливо выявились упущения и пробелы, допущенные при разработке соответствующих законодательных актов, которые приводят к отрицательным последствиям.
Несмотря на интенсивное развитие законодательства в сфере информации, информационных и телекоммуникационных технологий, многие
проблемы все еще не решены, а по отдельным вопросам, как показала практика, требуется существенная корректировка уже принятых нормативных правовых актов. Поэтому такое направление региональной информатизации, как предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, тоже имеет ряд недостатков и нерешенных проблем.
По данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, формы получения указанных услуг в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» реализованы менее чем на 5 % от общего количества услуг органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размещенных на Едином портале, при этом надо отметить, что большая часть функций неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами этих услуг.
По состоянию на начало 2014 года 40 % региональных порталов государственных и муниципальных услуг используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - Единая система идентификации и аутентификации), что приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.
Значительные расходы были понесены на внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономике и социальной сфере субъектов Российской Федерации, прежде всего в здравоохранении и образовании. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений,
избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.
За 2012-2015 годы расходы федеральных органов государственной власти на создание и использование информационно-телекоммуникационных технологий составили более 417 млрд рублей. Для повышения эффективности реализации планируемых мероприятий принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» (вместе с Положением о федеральной государственной информационной системе координации информатизации5), утверждающее правила подготовки планов информатизации.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 120 от 03.05.2014 утверждены прилагаемые Требования, обеспечивающие технологическую совместимость информационных систем организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с указанной инфраструктурой, к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической защиты информации, а также особенностей использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме между информационными системами указанных организаций и инфраструктурой6. Технологическая совместимость государственных информационных систем обеспечивает беспрепятственный обмен сведениями между органами власти в электронной фор-
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.11.2015, № 47, ст. 6599.
6 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 03.05.2014 № 120 « Об утверждении требований, обеспечивающих технологическую совместимость информационных систем организаций, подключаемых к инфраструктуре, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с указанной инфраструктурой, к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической информации, а также особенностей использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме между информационными системами указанных организаций и инфраструктурой» // Российская газета, № 229, 08.10.2014.
ме. В Федеральном законе № 210-ФЗ от 27.07.2010 статья 19 «Общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг» предусматривает утверждение Минкомсвязью России требований к технологической совместимости государственных информационных систем, стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме. Вместе с тем аналогичное полномочие, только несколько в другой интерпретации - «утверждают стандарты предоставления данных в рамках межведомственного взаимодействия», - закрепляется Правительством Российской Федерации уже за органами государственной власти, обладающими такой информацией. Эти Правила обеспечения перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде при предоставлении государственных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, наделенных соответствующими федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг, и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде». Выявленная правовая коллизия не позволяет своевременно принимать подзаконные правовые акты в развитие Федерального закона и осложняет его применение на практике. На данном этапе для комплексного решения этой проблемы в Государственной Думе РФ подготовлен законопроект об утверждении единых требований к создаваемым государственным информационным системам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 (в ред. от 05.12.2014) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с Положением о Единой системе межведомственного электронного взаимодействия»)7 утверждено Положение о Еди-
7 Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 (в ред. от 05.12.2014)<Ю Единой системе межведомственного электронного взаимодействия»
ной системе межведомственного электронного взаимодействия; в настоящее время функцию по обмену данными между государственными информационными системами выполняет Единая система электронного взаимодействия. Технические требования к взаимодействию утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия»8; документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минкомсвязи России от 23.06.2015 № 210 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия»9. Необходимо заметить, что поручение Правительства РФ органам государственной власти субъектов РФ создавать информационные системы по аналогии с федеральной системой межведомственного электронного взаимодействия носит рекомендательный характер, что де-юре позволяет создавать региональные информационные системы без учета федеральных рекомендаций.
В российской правовой литературе высказываются иные точки зрения, например, в монографии Терещенко Л.К. [1] электронная форма предоставления государственных и муниципальных услуг предполагает взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, что требует единых технических
(вместе с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия») // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.09.2010, № 38, ст. 4823. Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 № 1327, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru , 10.12.2014).
8 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 9, 28.02.2011.
9 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.06.2015 № 210 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // Официальный интернет-портал правовой информации, http://www.pravo.gov.ru , 27.08.2015.
решений и совместимости информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.
Технические стандарты и требования, включая требования к технологической совместимости информационных систем, требования к стандартам и протоколам обмена данными в электронной форме при информационно-технологическом взаимодействии информационных систем, должны устанавливаться Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В связи с этим представляется полезным анализ опыта стран Евросоюза. Изучение европейского опыта обеспечения межгосударственной и межведомственной совместимости оказания публичных услуг и ее условий было бы полезно как для Российской Федерации, так и для государств ЕврАзЭС10.
Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что назревает необходимость четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере информатизации. Необходимо унифицировать требования к созданию и эксплуатации государственных информационных систем. Кроме того, нельзя оставить без внимания и тот факт, что появилась необходимость сформировать единый понятийный аппарат терминов и определений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Многие проблемы связаны именно с отсутствием такого аппарата. Следует иметь в виду, что все государственные программы содержат задачу объединения усилия, которые предпринимались различными ведомствами, министерствами, региональными властями, выработав некие единые правила, подходы, решения, стандарты.
В настоящее время объективно назрела необходимость систематизации и унификации законодательства в сфере разработки и использования федеральных информационных систем. Если в конце 2000-х гг. на уровне федеральных законов были закреплены положения, касающиеся лишь нескольких информационных систем, то в настоящее время их счет идет на десятки.
10 Терещенко Л.К. Модернизация информационных отно-
шений и информационного законодательства: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, «ИНФРА-М», 2013. С. 227.
Нормы, устанавливающие правовой режим федеральных информационных систем, характеризуются отсутствием единой юридической техники и единого подхода к законодательному регулированию государственных информационных систем.
Начиная с 2010 года, в информационной сфере принят ряд документов в целях повышения эффективности планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2010 № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» были утверждены Правила подготовки планов информатизации государственных органов и Правила проведения экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 394 были внесены изменения в Положение о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, Правила подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 394).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2015 № 1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» было утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе координации информатизации. Целью создания системы координации является повышение эффективности и результативности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности субъектов системы координации. Система координации обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления информационно-коммуникационными технологиями, создаваемыми или используемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Создание и развитие системы координации осуществляются на основе следующих принципов:
- исключение дублирования информации посредством соблюдения правил ее однократного ввода и многократного использования;
- использование результатов, полученных в ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»;
- преимущественное хранение в базах данных системы координации только уникальных (эталонных) сведений;
- открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единых форматов информационного взаимодействия;
- обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, размещаемой в системе координации;
- безвозмездность предоставления информации, размещенной в системе координации, для всех заинтересованных лиц, имеющих право доступа.
За координацию внедрения информационных технологий в деятельность госорганов с 2010 года отвечает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в обязанности которого входит проведение экспертизы ведомственных планов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 (ред. от 14.11.2015) «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»11 были утверждены Требования к порядку этих процессов в целях повышения эффективности реализации полномочий органов ис-
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676 (ред. от 14.11.2015) «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 13.07.2015, № 28, ст. 4241.
полнительной власти в результате использования информационно-коммуникационных технологий.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.02.2016 № 44 «Об утверждении правил размещения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации»12 определены требования к размещению информации в федеральной информационной системе координации информатизации.
Эта система обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления информационно-коммуникационными технологиями, создаваемыми или используемыми госорганами различного уровня - от федерального до муниципального.
Также определено, что размещение информации в системе координации осуществляется посредством заполнения полей экранных форм веб-интерфейса:
- федеральными органами исполнительной власти;
- высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
- иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями;
- органами управления государственными внебюджетными фондами.
Отдельные сведения могут размещаться субъектами системы координации посредством информационного взаимодействия информационных систем субъектов системы координации с системой координации при обеспечении соблюдения установленных Правил.
Установлено, что субъекты системы координации для организации размещения информации в системе:
- определяют уполномоченных должностных лиц, ответственных за размещение информации;
12 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11.02.2016 № 44 «Об утверждении правил размещения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 27, 04.07.2016.
- обеспечивают получение указанными лицами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и средств электронной подписи;
- осуществляют регистрацию указанных лиц и присоединение их к профилю субъекта системы в «Единой системе идентификации и аутентификации»;
- направляют в Минкомсвязи России заявку для обеспечения доступа указанных лиц к системе координации;
- принимают ведомственные акты, содержащие мероприятия по подготовке субъекта системы координации к эксплуатации системы и порядок формирования и представления структурными подразделениями информации и документов, подлежащих размещению в системе координации.
Новый реестр должен стать гораздо масштабней, чем реестр государственных информационных систем Роскомнадзора, который с 1 декабря 2015 года вывели из эксплуатации в связи с созданием федеральной государственной информационной системы координации информатизации. В нем будут накапливаться сведения и документация по всем государственным информационным системам не только федеральных государственных органов, но и органов исполнительной власти субъектов РФ. Это создание нового, некого «супер-реестра» государственной информатизации, аналогов которому по объему сведений и документов, предполагаемых к накоплению в реестре, еще не было [2].
Федеральная государственная информационная система координации информатизации (ФГИС КИ) была запущена в опытную эксплуатацию в сентябре 2016 года. Государственные органы в ней уже работают. Промышленная эксплуатация системы должна начаться к 2018 году.
Приказ Минкомсвязи устанавливает обширный список сведений, о которых государственные органы должны будут вносить сведения в реестр:
• информация о субъекте контроля;
• наименование государственной информационной системы;
• номер записи в реестре территориального размещения технических средств информационных систем;
• тип мероприятия по информатизации;
• номер мероприятия по информатизации;
• правовое основание мероприятия по информатизации;
• реквизиты заключения Минкомсвязи, предусмотренного положением о координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов;
• ТЗ на создание (развитие) государственной информационной системы;
• этап мероприятия по информатизации;
• перечень документации на государственную информационную систему;
• требования к приемке работ;
• проектная документация;
• рабочая документация;
• документация на ПО государственной информационной системы;
• пусконаладочные работы;
• предварительные испытания государственной информационной системы;
• опытная эксплуатация государственной информационной системы;
• приемочные испытания государственной информационной системы;
• решения по организационной структуре;
• подготовка должностных лиц субъекта контроля;
• срок эксплуатации государственной информационной системы;
• регламентные работы;
• правовые акты, связанные с выводом государственной информационной системы из эксплуатации;
• срок вывода государственной информационной системы из эксплуатации;
• срок хранения информации;
• основание для вывода государственной информационной системы из эксплуатации.
Выполнение государственных программ позволило обеспечить основу реализации программ в части внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг. Создан ряд государственных информационных систем, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), портал государственных и муниципальных закупок, государственную автоматизированную систему «Управление», Интернет-узел для обеспечения бесперебойной работы Интернет-ресурсов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для субъектов Российской Федерации, создана сеть удостове-
ряющих центров и сеть общественного доступа к государственным услугам; разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным национальным проектам, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно-поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации [3].
Подводя итог, можно заключить, что назначение системы определяется через ее основные функциональные возможности. Функционал автоматизированной информационной системы можно рассматривать как детализацию ее цели; кроме
того, он может также выступать в качестве критерия корректности иных положений, закрепленных в законе (информационный ресурс системы, вопросы предоставления информации в систему и др.) [4].
Обязательность нормативного закрепления цели создания системы, как и других элементов ее правового режима, следует установить законодательно. Актуальность этой задачи нельзя недооценивать. Государственные автоматизированные информационные системы выступают в качестве вспомогательного средства регулирования общественных отношений и в этом качестве должны быть полно и органично вписаны в систему права.
Рецензент: Ниесов Владимир Александрович, кандидат технических наук, профессор (МАААК), профессор кафедры информационного права, информатики и математики Российского государственного
университета правосудия, Российская Федерация, г. Москва.
E-mail: [email protected]
Литература
1. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, «ИНФРА-М», 2013. С. 227.
2. Попов Д.А. Государственная информатизация: анализ правоприменительной практики // Информационное право. 2014. № 3. С. 16-20.
3. Троян (Фадеева) Н.А. Информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет // Мониторинг правоприменения. 2016. № 4. С. 64-68.
4. Амелин Р.В. Цель создания как элемент правового режима федеральной информационной системы // Журнал российского права. 2015. № 1.