Таким образом, процесс гармонизации величин МДУ с международными стандартами (ФАО/ВОЗ, ЕС, ЕРА и др.) очень важен, ведется и будет продолжаться в рамках действующих правовых норм. Для пестицидов, зарегистрированных в установленном порядке и используемых на территории России, процедура разработки и утверждения МДУ и их аналитического обеспечения строго регламентирована действующим законодательством РФ и неукоснительно выполняется. Для пестицидов, которые не имеют государственной регистрации в Российской Федерации, но могут поступать в организм людей с импортируемым продовольствием, поставщиком должны соблюдаться следующие требования:
— представление информации об использованных пестицидах при их производстве, хранении и транспортировке;
— представление материалов по токсиколого-ги-гиенической характеристике д.в. пестицида (токсичность, опасность, остаточные количества в пищевых продуктах);
— представление данных о величинах МДУ в кон -кретном виде продукции (нормативы, установленные Комиссией "Кодекс Алиментариус", ЕС, национальным органом страны-экспортера и др.);
— представление метода аналитического контроля д.в. пестицида в этом виде продукции, аналитический стандарт.
Указанные сведения будут положены в основу проведения в установленном порядке санитарно-эпидемиологической экспертизы конкретного вида продовольствия, по результатам которой будет принято решение о возможности ввоза и условиях использования данного вида продовольствия.
Таким образом, работа по гармонизации гигиенических нормативов и научному обоснованию методических подходов к оценке риска поступления пестицидов с пищевыми продуктами с учетом международных требований и в дальнейшем останется важнейшим направлением деятельности ФБУН ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана.
В заключение необходимо отметить, что в решение проблемы безопасности пищевых продуктов при применении пестицидов значительный вклад внесли академики, члены-корреспонденты Л. И. Медведь, Е. И. Гончарук, Ю. С. Каган, Г. Г. Онищенко, А. П. Шицкова, А. И. Потапов, В. А. Тутельян, В. Н. Ра-китский, В. Г. Бардов, С. Т. Омельчук; доктора и кандидаты наук Е. А. Антонович, Р. А. Рязанова, С. Ю. Бус-лович, С. М. Павленко, О. Н. Елизарова, Т. А. Синиц-кая, Е. Г. Чхвиркия, Н. И. Николаева, А. В. Ильницкая, И. В. Березняк, В. С. Бурый, А. Е. Подрушняк, И. Д. Га-далина, Т. Н. Бусова, М. В. Малышева, Т. А. Кочеткова, Л. И. Липкина, Р. И. Анискина, С. Е. Демина, Л. Г. Иванова, С. Г. Федорова и др.
© И. А. ДЯТЛОВ, Е. А. ТЮРИН, 2013 УДК 614.3/.7:616.9-022-084
ЧЛЕН-КОРР. РАМН И. А. ДЯТЛОВ, Е. А. ТЮРИН
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в обеспечении биологической безопасности
ФБУН Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора, Оболенск
Биологическая безопасность — это система медико-биологических, организационных и инженерно-технических мероприятий и средств, направленных на защиту работающего персонала, населения и окружающей среды от воздействия патогенных биологических агентов. Биологическая безопасность включает предотвращение воздействия и как следствие отсутствие ущерба и достижение защищенности личности, общества и государства в целом от потенциальных и реальных биологических угроз.
В Российской Федерации уже на протяжении 90 лет задачи предотвращения возникновения и распространения опасных инфекционных болезней, способных вызвать массовые вспышки и эпидемии, возложены на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу, которую в настоящее время представляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В составе Роспотребнадзора работает около 250 организаций и учреждений эпидемиологического и гигиенического профиля, призванных осуществлять функцию обеспечения биологической безопасности.
Следует отметить, что именно в России в начале XIX века были сформулированы основные принципы работы с возбудителями особо опасных инфекций и пациентами с данными заболеваниями, которые в даль-
нейшем распространились по всему миру и в настоящее время представляют собой развитую систему, включающую правила работы, средства индивидуальной и коллективной защиты от инфекций, специально созданное оборудование, материалы и многое другое.
Биологическая безопасность на государственном уровне предусматривает комплекс мероприятий политического, экономического, медицинского и организационного характера, обеспечивающих защиту от вредных биологических факторов. Актуальность проблемы биологической безопасности подчеркивается и тем, что в течение 2000—2011 гг. был разработан ряд положений, документов, указов и программ.
Национальные и международные меры соблюдения биологической безопасности предпринимались и ранее. С 1994 по 2009 г. вышел ряд руководств по обеспечению требований биологической безопасности в мировом сообществе (ВОЗ, CDC), а также санитарно-эпидемиологические правила по безопасности работы с возбудителями инфекционных заболеваний I—IV групп патогенности (опасности).
В 1995 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, а также подписала "Протокол о биологической безопасности", регулирующий обработку и межграничный перенос"... любых живых измененных организмов, являю-
щихся результатом использования биотехнологических методов и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия организмов".
Решения саммита "Группы восьми" в России (2006), Германии (2007) и Японии (2008) в области борьбы с инфекционными болезнями и вступление в силу 14 июня 2007 г. Международных медико-санитарных правил (ММСП) (2005) нашли отражение в приказе Роспотреб-надзора от 17.03.08 № 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней".
Разработанная методология внедрения ММСП (2005) на национальном уровне, реализованная на территории Российской Федерации и Таможенного союза (ЕврАзЭС), носит унифицированный характер и может быть внедрена в других форматах международных объединений (СНГ, организациях ШОС, АТЭС, ЧЭС, БРИКС).
Принятие мировым сообществом таких двух основополагающих базисных правовых документов, как "Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении" (1972) и "Конвенция о биологическом разнообразии" (1992) должны были снизить уровень межнациональных и глобальных биологических угроз. Однако в новом тысячелетии перед Россией на первый план выдвинулись две глобальные проблемы биологической опасности.
Первая проблема связана с опасным ростом распространенности инфекционных болезней людей и животных и ухудшением демографических показателей. Прогнозы относительно полной ликвидации ряда социально значимых инфекций к концу ХХ века не оправдались. Зафиксирован рост числа "возникающих" инфекционных заболеваний. Особую опасность представляет группа "возникающих" инфекций вирусной природы, против которых отсутствуют эффективные терапевтические средства. Увеличивающийся спектр патогенных микроорганизмов требует расширения диагностических тест-систем и различных иммунобиологических препаратов, что не только влечет за собой огромные материальные затраты на их разработку, производство и приобретение, но и ставит вопрос их рационального применения.
Другая проблема связана с неразумной деятельностью человека, которая чревата опасностью проведения генно-инженерных экспериментов с высокопатогенными вирусами, грибами и бактериями. Влияние некоторых из этих вновь сконструированных биологических агентов на макроорганизмы могут быть разрушительнее иной болезни, известной человеку.
Существующие биологические угрозы (биопреступления, биокатастрофы, биотерроризм) приводят к нестабильности и разрушениям в социальной, экономической политической областях, наносят ощутимый вред здравоохранению и сельскому хозяйству.
В настоящее время постоянно предпринимаются меры политического, организационного, правового, научного, экономического, медицинского, оперативного, информационного, прогностического и образовательного характера по совершенствованию законодательной базы в области обеспечения биологической безопасности и ее гармонизации с международными правилами и руководствами. Необходимо повысить информированность населения страны в сфере обе-
спечения биобезопасности, участвовать в международных программах по биологической безопасности и борьбы с терроризмом.
Противодействие биологической опасности проявлялось по мере понимания человеком своей уязвимости. В первую очередь это касалось действия патогенных микроорганизмов — возбудителей инфекционных болезней. Оптимистичные прогнозы середины прошлого века относительно благополучного исхода борьбы с инфекциями не оправдались. По данным ВОЗ, ежегодно в мире умирают более 50 млн человек, из них около 16 млн — от инфекционных и паразитарных болезней. Проблема остается острой не только для развивающихся, но и для благополучных стран Западной Европы и Северной Америки. В настоящее время в связи с ростом биологических угроз отчетливо прослеживается снижение уровня защищенности населения и окружающей среды. Известно, что микроорганизмы вызывают у людей более 400 инфекционных болезней. ВОЗ считает инфекционные заболевания второй ведущей причиной смертности и первой причиной преждевременной смертности в мире. Согласно оценкам ВОЗ, ежегодно 2 млрд людей заболевают инфекционными болезнями, а половина населения планеты находится под угрозой эндемических заболеваний.
В Российской Федерации ежегодно регистрируют около 35 млн случаев инфекционных болезней. При этом ежегодные прямые и косвенные экономические потери от них составляют примерно 15 млрд руб.
В XX веке удалось ликвидировать только одну инфекцию — натуральную оспу. В этом году научная общественность отмечала 30-летие этого события. Однако человечество приобрело 36 новых инфекционных заболеваний. В конце 80-х годов прошлого столетия в США был предложен термин "эмерджентные" (emerging), или "возникающие", инфекции. Возникающими инфекциями называют инфекционные болезни, которые либо неожиданно появились в популяции человека, либо быстро распространяются в популяции с соответствующим возрастанием числа случаев заболеваний.
К новым возбудителям инфекционных болезней человека относят вирус иммунодефицита человека, вирусы экзотических геморрагических лихорадок Ласса и Эбола, ротавирусы — наиболее распространенные возбудители острых кишечных болезней у детей во всем мире. Большую эпидемиологическую значимость приобретают ранее не известные микоплазменные инфекции, клещевые боррелиозы, болезнь легионеров (легионеллез), новый вариант прионной болезни Крейт-цфельдта—Якоба, тяжелого острого респираторного синдрома, возбудители свиного и птичьего гриппа, геморрагические колибактериозы с гемолитико-уремиче-ским синдромом (ГУС).
Появление новых болезней не снижает реальную опасность и традиционных особо опасных инфекций (ООИ), некоторые из которых в истории человечества сыграли значительную опустошительную роль. ООИ — это тяжелые, нередко не поддающиеся лечению болезни у людей и/или животных с высокой смертностью, способные распространяться среди людей или передаваться от животных к людям. Их эпидемическое значение характеризуют вспышки или эпидемии того или иного уровня интенсивности, всегда имеющие тяжелые социально-экономические последствия. Указанные болезни представляют серьезную угрозу здоровью и жизни населения, причиняют значительный экономический ущерб.
Биологическая безопасность в учреждениях (организациях) Роспотребнадзора представляет собой состояние защищенности персонала от воздействия отрицательных факторов при проведении работ с биологическим материалом. Биологическая безопасность должна защищать население и объекты окружающей среды от угрозы заражения патогенным биологическим материалом в пределах санитарно-защитной зоны, что достигается путем реализации комплекса медико-биологических, организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на эффективное снижение рисков и угроз биологического характера. Все они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Только комплексный подход при разработке и реализации соответствующих необходимых мероприятий может обеспечить эффективное решение проблемы в целом.
Концепция биологической безопасности в настоящее время определяет два основных фактора: человеческий и технический. Правильность действий человека в комплексе мер, обеспечивающих безопасность, в значительной степени обусловливается уровнем владения профессиональными техническими приемами и знанием возможных источников и механизмов заражения (или создания опасности заражения для окружающих). Современное состояние знаний в области защиты от микроорганизмов позволяет, с одной стороны, проводить целенаправленную разработку защитных приемов, приспособлений и оборудования, а с другой — дает объективные основания для исследования методов и средств защиты в полном соответствии с характером работы и уровнем опасности того или иного патогенного микроорганизма или их группы.
В последние годы в Российской Федерации пересмотрены, вновь разработаны и внедрены в практику многие положения, правила и инструкции, регламентирующие работу с микроорганизмами. Огромный опыт, накопленный российскими специалистами в вопросах биологической безопасности, позволяет с уверенностью говорить о том, что созданная концепция обеспечения биологической безопасности, принятая в РФ, является правильной.
В России функционирует система, предназначенная для борьбы с инфекционными заболеваниями и надзора за ними. Это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор (Государственная санитарно-эпидемиологическая служба), которой в этом году исполняется 90 лет.
Основными задачами этой службы в области обеспечения химической и биологической безопасности являются:
— контроль реализации государственной политики в области биологической и химической безопасности Российской Федерации в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
— работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекцион-
ных, паразитарных ипрофессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;
— организация профилактики инфекционных заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами;
— организация работы по гигиеническому воспитанию населения и обучению специалистов, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции (в том числе питьевой воды и пищевых продуктов), требования к биологической и химической безопасности которой устанавливаются техническими регламентами и национальными стандартами Российской Федерации;
— организация и проведение мониторинга опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний в целях прогнозирования биологических и химических опасностей на территории страны и принятия плановых экстренных санитарно-противоэпидемиче-ских мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды;
— организация и координация работы по санитарно-эпидемиологическому мониторингу зооантропонозов;
— организация работы по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;
— организация оперативного реагирования на внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявлении экзотических и неэндемических для территории Российской Федерации патогенов;
— участие в организации разработки национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрении;
— взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого уровня санитарно- эпидемиологического благополучия населения;
— взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности.
Задачи биологической безопасности на современном этапе вытекают из положения, состоящего в том, что наибольшую биологическую угрозу для человека и общества в целом представляют:
— естественные природные резервуары патогенных микроорганизмов и неконтролируемое высвобождение или распространение живых организмов, особенно ге-
нетически модифицированных, с неустановленными механизмами влияния на экосистемы;
— массовые вспышки инфекционных заболеваний (эпидемии, эпизоотии и эпифитотии) естественного происхождения;
— аварии и диверсии на объектах, где проводятся работы с патогенными микроорганизмами;
— использование микроорганизмов в военных и террористических целях, включая диверсии на биологически опасных объектах.
Конечным результатом разработок в области биологической безопасности должны стать создание соответствующей информационной базы и разработка программного продукта поддержки принятия решений о проведении мероприятий по обеспечению биобезопасности. Уже созданы обобщенные математические модели для изучения закономерностей развития эпидемий и эпизоотий, вызванных 12 видами патогенных биологических агентов (ПБА), и разработаны компьютерные программы, в полной мере обеспечивающие решение задач прогнозирования сценариев возникновения и развития подобных эпидемий и эпизоотий с учетом мер противодействия в чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера. Ведутся разработки и в другом перспективном направлении, связанном с созданием эффективных средств противодействия биологической опасности, использованием в этих целях географических информационных систем (ГИС-технологий), которые позволяют в отличие от других информационных систем обеспечивать уникальные возможности их широкого применения при решении задач, касающихся анализа и прогноза явлений и событий, осмысления и выделения главных факторов и причин, а также их возможных последствий, планирования стратегических решений и последствий предпринимаемых действий. Первые исследования в области эпидемиологии, проведенные в России с применением ГИС-технологий и использованием методов неогеографии для оценки рисков и угроз, показали, что с их помощью можно изучать закономерности распространения инфекционных заболеваний, прогнозировать их развитие, анализировать последствия актов биотерроризма.
Значительная часть мер обеспечения биологической безопасности в России проводится в рамках существующей программы "Национальная система химической и биологической безопасности 2009— 2014 гг.", а именно:
— развитие нормативной и методической базы в области профилактики инфекционных заболеваний;
— повышение эффективности эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями на основе повсеместного использования компьютерных информационно-аналитических систем, мониторинга состояния окружающей среды и коллективного иммунитета населения;
— реализация федеральных и региональных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
— совершенствование системы вакцинопрофилак-тики инфекционных заболеваний;
— расширение информационно-пропагандистской системы, нацеленной на соблюдение населением мер личной и общественной профилактики инфекционных болезней;
— укрепление материально-технической базы лабораторий лечебно-профилактических учреждений и центров Роспотребнадзора, оснащение их необходи-
мым оборудованием, внедрение современных методов индикации возбудителей инфекционных заболеваний (ПЦР и др.);
— активизация научных исследований в области диагностики, эпидемиологии, лечения и профилактики инфекционных заболеваний.
Требования биологической безопасности удается повысить, если постоянно функционируют научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии, инфекционные больницы, оборудованные с учетом должного уровня биологической безопансости не ниже Б8Ь 3 по международной классификации. На том же уровне биобезопасности необходимо оборудовать трехуровневую систему проведения диагностических мероприятий в соответствии с недавно разработанными в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) методическими рекомендациями.
Организацию методического руководства по вопросам контроля за выполнением требований биологической безопасности при работе с ПБА I—II группы опасности в системе Роспотребнадзора и анализ деятельности организаций по этому разделу, подготовку информационных материалов осуществляют Противочумный центр Роспотребнадзора и Федеральная служба.
Успешная работа по обеспечению и мониторингу требований биологической безопасности невозможна без объединения усилий различных ведомств. Несомненным условием обеспечения биологической безопасности России является достаточное и стабильное государственное финансирование фундаментальных и прикладных биомедицинских исследований, направленных на разработку диагностических и лечебно-профилактических средств нового поколения.
Следует продолжать поиск, испытания и организацию производства более эффективных препаратов для диагностики и лечения инфекционных заболеваний, дальнейшее изучение молекулярного разнообразия и молекулярной изменчивости инфекционных агентов, что позволит не только проводить быструю идентификацию выделенных инфекционных агентов, но и прогнозировать возникновение новых патогенов на основе их естественного развития.
В заключение необходимо отметить, что обеспечение биологической безопасности в России пределяется состоянием и подготовленностью системы Роспотреб-надзора к обнаружению, локализации и ликвидации вспышек инфекций. Это должно выполняться независимо от происхождения патогенов и обеспечиваться соответствующим уровнем проводимых фундаментальных и прикладных исследований, направленных как на молекулярно-эпидемиологическое изучение патогенов, так и на создание средств диагностики, профилактики и лечения, требуемых для предотвращения вспышек заболеваний или их ликвидации.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 (с изм., согл.Постановления от 23.03.2006 № 157). М.; 2006.
2. Онищенко Г. Г., Пальцев М. А., Зверев В. В., Иванов А. А., Киселев В. И., Нетесов С. В. и др. Биологическая безопасность. М.: Медицина; 2006.
3. Онищенко Г. Г. Деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы России, направленная на профилактику инфекционных заболеваний, и задачи на пред-
стоящий период. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии. 2003; 6: 107—13.
4. Онищенко Г. Г., Кутырев В. В., ред. Биологическая безопасность. Термины и определения. 2-е изд. М.: Медицина; 2011.
5. Боровик Р. В., Дмитриев Г. А., Коломбет Л. В., Победимская Д. Д., Ремнев Ю. В., Тюрин Е. А., ФедоровН. А. Основы биологической безопасности: принципы и практика: Учебно-методическое пособие. М.: Медицина для вас; 2008.
6. Стандарт управления биорисками в лаборатории (США 15793). М.; 2007.
7. Дроздов С. Г., Гарин Н. С., Джиндоян Л. С., Тарасенко В. М. Основы техники безопасности в микробиологических и вирусологических лабораториях. М.: Медицина; 1987.
8. Тюрин Е. А. Факторы биологической безопасности. Биозащита и биобезопасность. 2010; 2 (3): 34—9.
9. Biosafety in microbiological and biomedical laboratories. 5th ed. U.S. Department of Health and Human Services Public Health Service Centers for Disease Control and Prevention National Institutes of Health HHS Publication. N. (CDC) 21-1112 Revised December 2009.
© Г. Г. ОНИЩЕНКО, И. К. РОМАНОВИЧ, 2013 УДК 614.73 (470+571)
АКАД. РАМН Г. Г. ОНИЩЕНКО1, ПРОФ. И. К. РОМАНОВИЧ2
Деятельность Роспотребнадзора по обеспечению радиационной
безопасности населения России
'Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены им. проф. П. В. Рамзаева
Обеспечение радиационной безопасности населения всегда являлось и является одной из приоритетных составляющих национальной безопасности Российской Федерации и важнейшим элементом санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны. Поэтому органы Госсанэпиднадзора всегда уделяли этому вопросу большое внимание.
Деятельность Госсанэпиднадзора в области обеспечения радиационной безопасности населения Российской Федерации в последние годы определялась:
— аварией на АЭС "Фукусима-1", Япония (март 2011 г.);
— установлением в рамках государств — членов Таможенного союза Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (2010);
— вступлением Российской Федерации в ВТО (август 2012 г.) и соответственно необходимостью гармонизации гигиенических нормативов в рамках ВТО;
— выходом в свет основополагающих рекомендаций Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) — 103-й Публикации;
— принятием Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (2011).
Аварии на Чернобыльской атомной станции (СССР) в 1986 г. и на АЭС "Фукусима-1" (Япония) в 2011 г. продемонстрировали нам, насколько опасен мирный атом. Любые недочеты в проектировании и нарушения в эксплуатации ядерных объектов приводят к масштабным радиоактивным загрязнениям территорий, облучению больших контингентов населения и в итоге к колоссальным экономическим потерям. Как правило, такие крупные радиационные аварии становятся причиной замедления развития атомной энергетики, а в некоторых странах и отказа от использования данного вида энергии.
Однако эти же аварии послужили толчком к значимому повышению безопасности объектов атомной энергетики. Наряду с ужесточением регламентов безопасности они стимулируют строительство АЭС новых поколений, разработку реакторов с принципиально новыми видами получения атомной энергии, с замкнутым
топливным циклом. Это делается для достижения главной цели — надежного обеспечения радиационной безопасности населения.
Сегодня уже можно подвести первые итоги деятельности Госсанэпиднадзора по организации профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения России в связи с аварией на АЭС "Фукусима-1".
В результате этой аварии произошло существенное радиоактивное загрязнение окружающей среды летучими радионуклидами йода, теллура, цезия, облучение персонала АЭС и спасателей, а также населения ряда префектур Японии. Потребовались срочные меры радиационной защиты населения Японии в 20-километровой зоне вокруг аварийной АЭС: эвакуация и укрытие, блокада щитовидной железы стабильным йодом, мониторинг и бракераж пищевых продуктов, дезактивация населенных пунктов. Радионуклиды из района аварийной АЭС в незначительных количествах перенесены в другие страны воздушными потоками, идет перенос с морскими течениями.
Большинство стран мира ввели запрет импорта японских пищевых продуктов из всей Японии или некоторых префектур, установили жесткие меры радиационного контроля импорта этих продуктов. Запрет касался конкретных групп пищевых продуктов: зеленых овощей, молока, отдельных видов рыбы и грибов. По мере улучшения радиационной обстановки эти запреты последовательно снимаются.
Для своевременного выявления переноса радиоактивности воздушным путем, а также недопущения завоза на территорию России активности другими путями Роспотребнадзором был организован радиационный мониторинг, включавший:
— контроль мощности дозы гамма-излучения;
— контроль содержания техногенных радионуклидов в атмосферном воздухе;
— контроль плотности радиоактивного загрязнения почвы, растительности и местной пищевой продукции, которая при ее потреблении является потенциальным источником поступления радионуклидов в организм человека (молоко, листовые овощи, грибы, рыба, морепродукты);