Научная статья на тему 'Государственная региональная поддержка сельского хозяйства: практика реализации'

Государственная региональная поддержка сельского хозяйства: практика реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / государственная поддержка / регион / субсидии / государственная программа / agriculture / state support / region / subsidies / state programme

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльдиева Татьяна Махмутовна, Минин Дмитрий Леонидович

Данная статья раскрывает вопросы государственной поддержки сельского хозяйства. Авторы исследуют систему мер государственного регулирования и поддержки отрасли, выделяя прямую, косвенную, регулирующую и правовую формы. Представлены новации в механизмах оказания бюджетной поддержки, связанные с объединением компенсирующей и стимулирующей субсидии в одну единую субсидию. Это дает возможность сосредоточиться на приоритетных направлениях, касающихся всех субъектов РФ и тех направлений субсидирования, которые региональные органы управления выбирают самостоятельно. Уделено особое внимание субсидиарной и грантовой поддержке. На территории Новгородской области такая поддержка осуществляется в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Новгородской области» до 2030 года. Государственная поддержка позволила региону нарастить темпы производства животноводческой и растениеводческой продукции, выйти на новый уровень семеноводства, развивать малые формы хозяйствования. Отмечается положительный эффект действий региональных органов управления АПК в части выбора механизмов реализации государственной программы. Показана важность формирования стратегических приоритетов оказания государственной поддержки в обеспечении продовольственной безопасности страны. Выявление сильных и слабых сторон при реализации программных мероприятий позволило выйти на новые концептуальные подходы по субсидированию сельского хозяйства, что позволит повысить адресность и объективность, сделать более прозрачным и доступным процесс оказания бюджетной поддержки отрасли

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regional Support of Agriculture: Implementation Practice

This article reveals the issues of state support for agriculture. The authors study the system of measures used for state regulation and support of the industry, distinguishing direct, indirect, regulatory, and legal forms. The article presents innovations in the mechanisms of budgetary support related to the unification of compensatory and incentive subsidies into one single subsidy. This makes it possible to focus on priority areas concerning all constituent entities of the Russian Federation and those areas of subsidising that regional governments choose independently. Special attention is paid to subsidy and grant support. In the Novgorod region, such support is provided within the framework of the state programme ‘Development of Agriculture in the Novgorod region’ until 2030. The state support allowed the region to increase the rate of livestock and crop production, to reach a new level of seed production, and to develop small-scale farming. The authors note the positive effect of the actions taken by regional agro-industrial complex management bodies in the choice of mechanisms for implementing the state programme. The article shows the importance of forming state support strategic priorities to ensure the country’s food security. The identification of strengths and weaknesses in the implementation of the programme activities has allowed the authors to come up with new conceptual approaches to subsidising agriculture, which will improve targeting and objectivity and make budget support to the industry more transparent and accessible

Текст научной работы на тему «Государственная региональная поддержка сельского хозяйства: практика реализации»

УДК 338.432(470.24)

DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-4-793-804

Государственная региональная поддержка сельского хозяйства: практика реализации

Эльдиева Т.М., Минин Д.Л.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Россия, 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41 E-mail: [email protected], [email protected]

Аннотация. Данная статья раскрывает вопросы государственной поддержки сельского хозяйства. Авторы исследуют систему мер государственного регулирования и поддержки отрасли, выделяя прямую, косвенную, регулирующую и правовую формы. Представлены новации в механизмах оказания бюджетной поддержки, связанные с объединением компенсирующей и стимулирующей субсидии в одну единую субсидию. Это дает возможность сосредоточиться на приоритетных направлениях, касающихся всех субъектов РФ и тех направлений субсидирования, которые региональные органы управления выбирают самостоятельно. Уделено особое внимание субсидиарной и грантовой поддержке. На территории Новгородской области такая поддержка осуществляется в рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Новгородской области» до 2030 года. Государственная поддержка позволила региону нарастить темпы производства животноводческой и растениеводческой продукции, выйти на новый уровень семеноводства, развивать малые формы хозяйствования. Отмечается положительный эффект действий региональных органов управления АПК в части выбора механизмов реализации государственной программы. Показана важность формирования стратегических приоритетов оказания государственной поддержки в обеспечении продовольственной безопасности страны. Выявление сильных и слабых сторон при реализации программных мероприятий позволило выйти на новые концептуальные подходы по субсидированию сельского хозяйства, что позволит повысить адресность и объективность, сделать более прозрачным и доступным процесс оказания бюджетной поддержки отрасли.

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, регион, субсидии, государственная программа

Для цитирования: Эльдиева Т.М., Минин Д.Л. 2024. Государственная региональная поддержка сельского хозяйства: практика реализации. Экономика. Информатика, 51(4): 793-804. DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-4-793-804

State Regional Support of Agriculture: Implementation Practice

Tatiana M. Eldieva, Dmitry L. Minin

Yaroslav the Wise Novgorod State University 41, B. Sankt-Peterburgskaya St., Veliky Novgorod 173003, Russia E-mail: [email protected], [email protected]

Abstract. This article reveals the issues of state support for agriculture. The authors study the system of measures used for state regulation and support of the industry, distinguishing direct, indirect, regulatory, and legal forms. The article presents innovations in the mechanisms of budgetary support related to the unification of compensatory and incentive subsidies into one single subsidy. This makes it possible to focus on priority areas concerning all constituent entities of the Russian Federation and those areas of subsidising that regional governments choose independently. Special attention is paid to subsidy and grant support. In the Novgorod region, such support is provided within the framework of the state programme 'Development of Agriculture in the Novgorod region' until 2030. The state support allowed the region to increase the rate of livestock and crop production, to reach a new level of seed production, and to develop small-scale farming. The authors note the positive effect of the actions taken by regional agro-industrial complex

management bodies in the choice of mechanisms for implementing the state programme. The article shows the importance of forming state support strategic priorities to ensure the country's food security. The identification of strengths and weaknesses in the implementation of the programme activities has allowed the authors to come up with new conceptual approaches to subsidising agriculture, which will improve targeting and objectivity and make budget support to the industry more transparent and accessible.

Keywords: agriculture, state support, region, subsidies, state programme

Для цитирования: Eldieva T.M., Minin D.L. 2024. State Regional Support of Agriculture: Implementation Practice. Economics. Information technologies, 51(4): 793-804 (in Russian). DOI 10.52575/2687-0932-2024-51-4-793-804

Введение

В современных условиях усиления международной интеграции и роста конкуренции на межгосударственном уровне государственное регулирование и поддержка аграрного сектора становятся одним из главных и приоритетных направлений экономической политики любого государства.

Годы внешнего воздействия на экономическую ситуацию в стране отразились кардинальными изменениями и в агропромышленном комплексе. Было внесено большое количество корректирующих и предупреждающих действий как сдерживающего, так и стимулирующего характера. Это был долгий путь зависимости от ввозимого продовольствия до полной самостоятельности. Началась эпоха трансформации технологических и инновационных процессов в аграрное производство, а главное возросла государственная поддержка отрасли на всех уровнях государственного управления [Буздалов, 2013]. Очевидна возрастающая необходимость реализации накопленного опыта, сохранения и преумножения достигнутого потенциала, а это возможно, прежде всего, с продуманной политикой государственной поддержки АПК.

Политика поддержки и развития аграрной отрасли как основа продовольственной безопасности страны включает в себя правовое регулирование и программно-целевые механизмы обеспечения устойчивого и сбалансированного развития всего комплекса агропродовольственных и обеспечивающих отраслей [Бондаренко, 2020]. Природное разнообразие флоры и фауны требует присутствия разнообразных механизмов государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственной отрасли. Финансовая помощь в своей основе должна базироваться на различных экономических и финансовых инструментах, эффективность их применения будет зависеть от географических, климатических и территориальных особенностей формирования сельскохозяйственного уклада [Петриков, 2022].

Объекты и методы исследования

В работе представлено исследование действующей системы мер государственной поддержки сельского хозяйства региона, в основу которой легли цифровые данные государственных программ развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях, отчеты органов статистики и министерства сельского хозяйства Новгородской области. Методологической базой исследования послужили материалы ведущих российских ученых, посвященные вопросам финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей, интервью с экспертами, специалистами и руководителями отраслевых министерств и ведомств. При сборе и обработке информации были использованы методы анализа и группировки. Для выявления ограничений и возможностей при реализации государственных программ использовалась экспертная оценка и изучение опыта. Результатом работы стало обобщение результатов реализации действующего механизма государственной поддержки и развития сельского хозяйства на региональном уровне.

Результаты и их обсуждение

Система мер государственной поддержки аграрной сферы начала формироваться в 90-е года. С этого момента и по сей день она прошла эволюционный путь, начиная с применения сельскохозяйственного кредитования, проводимого в товарной и денежной формах, и заканчивая последующим использованием льготных программ кредитования в банках [Иовлев, Шайхутдинов, Голдина, 2020; Янбых, 2015]. Бюджет осуществлял дотационные выплаты сельхозпроизводителям, которые впоследствии были заменены на субсидирование отдельных статей затрат, связанных с возделыванием, производством и реализацией продукции. Постепенно совершенствовался механизм проведения государственных интервенционных операций [Узун, Гатаулина, Сарайкин, Карлова, 2014]. Так и в настоящее время продолжается планомерная работа по усовершенствованию существующих механизмов и введению новых форм господдержки АПК.

Законодательной основой, определяющей порядок осуществления государственной поддержки, является 264 Федеральный закон 2006 года «О развитии сельского хозяйства» с последующими изменениями и дополнениями. Впервые на законодательном уровне появились основные направления государственной поддержки отрасли. Данный закон регламентировал все возможные механизмы финансовой поддержки животноводства, растениеводства и семеноводства, раскрывал возможности обновления материально-технической базы, регламентировал мероприятия по обеспечению плодородия почв и другие направления [Голова, Блинов, 2023]. Важно отметить, что их формулировка исходила из текущих потребностей сельхозпроизводителей, прогнозов будущих периодов и необходимости поддержания продовольственной безопасности страны [Алтухов, Брылев, Турчаева, 2023].

С 2017 года дальнейшие действия Минсельхоза были направлены на приведение в соответствие количества и качества осуществляемой помощи, проводилась корректировка субсидий, предоставляемых регионам [Зубарев, 2017]. В результате в 2020 году были введены две субсидии, выполняющие компенсирующую и стимулирующую функции, которые заменили три ранее существовавшие субсидии, выделяемые на оказание несвязанной помощи на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, и единая субсидия. Изучение всего набора поддерживающих мер дает нам возможность акцентировать внимание на формах и механизмах, оказывающих наибольшее воздействие на сельхозпроизводителей и рынки продовольствия, которые во многом обусловлены уровнем государственной поддержки аграрного сектора экономики [Ушачев, Маслова, 2022; БЫк, 2020]. Экспертное сообщество сходится в едином мнении, что существующие меры государственной помощи можно сгруппировать по четырем видам поддержки, отличительными чертами которых являются применяемые механизмы, интенсивность воздействия и степень влияния [Тихомиров, Фомин, 2024] (таблица 1).

Дальнейшая оптимизация использования федеральных средств и повышения результативности их применения привели к объединению ранее обозначенных субсидий в «объединенную», в задачу которой ставится сохранить и поддержать существующее производство, сделать его более устойчивым к неблагоприятным внешних факторам, а не стимулировать его прирост [Воробьёва, Воробьёв, Ковалёва, 2020].

Новая субсидия объединила в себе 12 приоритетных направлений, расчет финансирования на очередной финансовый год и плановый период происходит по 8, из них 5 устанавливаются для всех субъектов РФ [Самарина, 2021], в их число вошли:

- поддержка соответствующего уровня качественных характеристик почвы;

- сельскохозяйственное страхование;

- поддержание существующих и выведение новых сортов сельскохозяйственных культур и пород сельскохозяйственных животных;

- наращивание потенциала животноводческой отрасли;

- развитие малого и среднего бизнеса на селе.

Таблица 1 Table 1

Направления государственной поддержки АПК Areas of state support for the agro-industrial complex

Виды поддержки

Прямая Косвенная Регулирующая Административно-

правовая

Субсидии на: Льготы: Поддержка Упрощение процедур

экспорта продукции при взаимодействии с

- долевое - при заключении АПК. органами надзора и

финансирование затрат договора: лизинга, контроля.

на производство и кредита, страхования; Проведение

переработку закупочных и Проведение

сельхозпродукции; - при товарных мероприятий по

- долевое налогообложении и интервенций. ветеринарно-

финансирование затрат транспортировке санитарному и

на строительство / средств производства Таможенная фитосанитарному

модернизацию и продукции. политика. направлению.

объектов АПК.

Оказание помощи в

проведении

сертификации

продукции и

предприятий.

Примечание: составлено основе информационной базы МСХ РФ.

Выбор еще трех направлений поддержки региональные органы управления осуществляют самостоятельно.

В 2024 году сумма финансирования по единой субсидии предусматривает распределение около 50 млрд рублей, из которых: на подержание молочных хозяйств будет выделено 14,3 млрд рублей; на поддержание животноводческих хозяйств составит 7,6 млрд рублей; на формирование базы многолетних культур - 5,8 млрд рублей и развитие малых форм хозяйствования - 5,6 млрд рублей.

Дополнительно регионам выделяется более 8 млрд рублей на возмещение части затрат, направленных на создание и модернизацию объектов АПК [Смыслова, Юрова, Иванова, 2022]. Финансирование включает в себя поддержку более 100 инвестиционных проектов, которые позволят сельхозпроизводителям, занимающимся строительством и ремонтом молочных ферм, хранилищ, центров селекции и семеноводства, покрыть часть своих затрат.

По своей территории Российская Федерация - одна из крупнейших мировых держав, она занимает более 12,5 % всей суши. Сегодня Россия включает в себя более 85 административно-территориальных единиц, каждая из которых имеет свою историю развития сельского уклада, опыт ведения сельского хозяйства и практику применения и реализации государственных мер поддержки [Найданова, Полянская, Сахаровская, Цыренов, Бордоев, 2020]. Рассмотрим региональные практики применения механизмов бюджетного финансирования в виде субсидиарной и грантовой поддержки, как наиболее востребованных, на примере Новгородской области.

В Новгородской области с 2017 года целенаправленные действия по развитию сельскохозяйственной отрасли отражены и реализуются в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Новгородской области». Обновленная Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства

Российской Федерации от 8 сентября 2022 года №2567-р, привела к актуализации региональной государственной программы на период 2024-2030 гг., которая включает в себя следующие направления:

1) развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

2) развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственной кооперации;

3) развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

4) обеспечение общих условий функционирования отраслей сельского хозяйства. Финансирование программы предусматривает выделение средств из всех уровней

бюджетной системы с привлечением внебюджетных источников (таблица 2).

Таблица 2 Table 2

Финансовое обеспечение государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Новгородской области», млн рублей Financial Support of the State Programme 'Development of Agriculture in the Novgorod Region', million rubles

Годы

2019 2020 2021 2023 2024

Федеральный бюджет 381,1 350,0 320,9 353,8 354,1

Областной бюджет 243,1 166,4 217,7 319,7 242,0

Местный бюджет - - - 235,7 -

Внебюджетные источники 206,8 208,7 323,1 134,6 694,7

Итого 831,0 725,1 861,7 1043,8 1290,8

Источник: составлено авторами на основе данных МСХ НО.

Изучая результаты работы последних лет, мы видим, что выбранная стратегия развития сельского хозяйства была правильной. Выделяя сельское хозяйство в одну из ведущих системообразующих отраслей, регион, в первую очередь, становится гарантом продовольственной безопасности, поддерживает сельскохозяйственный рынок и возрождает сельскохозяйственный уклад, обеспечивая трудовыми ресурсами сельские территории. Аграрный потенциал региона формируется за счет сельхозпроизводителей, земельных ресурсов и развитой институциональной поддержки. Сегодня в области осуществляют деятельность более 700 хозяйств различных организационно-правовых форм -это 95 малых и крупных организаций, 691 фермерское хозяйство и более 190 тысяч личных подсобных хозяйств. Доля сельского хозяйства в ВРП составляет 6 %.

Доходы сельхозтоваропроизводителей региона растут, по итогам 2023 года произведено продукции на 32,5 млрд рублей, что на 0,1 % больше по сравнению с 2021 годом (таблица 3).

Таблица 3 Table 3

Производство сельскохозяйственной продукции (по отраслям), млн руб.

Agricultural production (by industry), million rubles

Показатель Годы

2019 2020 2021 2022 2023

Продукция сельского хозяйства 28626,6 25700,1 28807,3 33057,5 32500,0

Растениеводство 8481,3 7821,2 9289,6 11215,1 11700,0

Животноводство 20145,3 17878,8 19517,7 21842,4 20800,0

Примечание: по итогам работы всех категорий хозяйств.

Производственные, научные и технологические мощности позволяют Новгородской области выходить в лидеры по производству сельскохозяйственной продукции. Последние годы область входит в пятерку таких регионов по Северо-Западному федеральному округу.

В общем объеме доля новгородской продукции составляет 23,4 % и 21 % по овощам и картофелю и 1,7 % по зерну. Продукция животноводческой отрасли включает 13,2 % мясной продукции, 3,2 % занимает молочная продукция и производство яиц - 1,8 %.

Долгие годы регион восстанавливал и развивал базу животноводческой отрасли, которая стала одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства. Сегодня на долю животноводческой продукции приходится более 66 % от общего объема производимой продукции. Специализацией отраслевых хозяйств выступает молочное и мясное скотоводство и птицеводство.

Новгородский регион входит в топ-15 субъектов РФ по производству мяса птицы, и это 2 место по Северо-Западному федеральному округу, уступая только Ленинградской области. По итогам 2023 года произведено более 100 тысяч тонн птицы на убой в живом весе, а поголовье птицы составило более 6 млн голов. В этом большая заслуга крупных специализированных организаций, расположенных на территории области ООО «Белгранкорм - Великий Новгород» и ООО «Новгородский бекон», которые обладают высоким уровнем механизации всех производственных процессов [Эльдиева, 2023].

Растениеводческая отрасль специализируется на выращивании зерновых и зернобобовых на фуражные цели, картофеля, овощей, льна, кормовых сельскохозяйственных культур.

Последние 10 лет в АПК прослеживается положительная тенденция при реализации политики импортозамещения, достигнутый государством статус нетто-экспортера продовольствия сохраняется по сей день. Однако достигнутый уровень омрачает тот факт, что его достижение - это скорее результат конечного звена продовольственной цепочки, нежели начального - семеноводческого материала. Семеноводческая отрасль проходит кризисный период перерождения [Хайруллина, 2023]. Поэтому селекция и генетика в сельскохозяйственной сфере становятся новыми фаворитами государственной поддержки.

Новгородская область в силу своей специализации развивает свою племенную базу и систему семеноводства, которая включает в себя:

- 5 племенных репродукторов молочного направления;

- 7 семеноводческих хозяйств, из них 5 специализируются на разведении семян картофеля и 2 - семян зерновых культур. Новгородская область полностью обеспечивает себя высококачественными семенами картофеля и зерна.

Развивается первичное семеноводство картофеля на безвирусной основе. В 2015 году в области создана первая лаборатория меристемного клонирования картофеля, в 2023 году -вторая лаборатория. В 2022 году в области произведено семеноводческими хозяйствами 470,2 тыс. штук мини-клубней картофеля (106,4 % к 2021 году).

Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из важнейших условий обеспечения развития сельского хозяйства области.

Выделяется отдельное направление государственной поддержки фермерских хозяйств - это гранты. Для начинающих свое дело или тех, кто хочет его расширять, предусмотрена грантовая поддержка «Агростартап» в размере 1,5 млн рублей. Для наращивания производственных мощностей в животноводстве предоставляется возможность получить до 30 млн рублей в рамках гранта «Семейная ферма», позволяющая софинансировать расходы, связанные со строительством и реконструкцией ферм [Шарапова, Шарапов, Шарапова, 2022]. Для обновления технической и селекционной базы фермер может использовать до 20 млн рублей данного гранта. Грантовое финансирование осуществляется на конкурсной основе.

Хозяйства, занимающиеся разведением мясных или молочных пород животных, имеют возможность получить до 7 млн рублей на развитие. Также в 2024 году нововведением стало выделение грантовых средств на приобретение саженцев и ягодных культур [Склярова, 2019]. Продолжается движение в сторону возрождения и развития

сельскохозяйственной потребительской кооперации, для вновь созданных потребительских кооперативов предусматривается помощь в размере до 10 млн рублей. Действуют и другие гранты, например, на реализацию проектов в агротуризме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 2012 года осуществляется планомерная грантовая поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере аграрного производства. За эти годы финансирование выросло в 15 раз. В 2023 году она была осуществлена на сумму 114,5 млн рублей (таблица 4). На долю крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства по области приходится 53,5 % овощей, 51,2 % картофеля и 18,4 % молока.

Таблица 4 Table 4

Финансовая поддержка малых форм хозяйствования, млн руб.

Financial support for small-scale farming, million rubles

Год Наименование гранта

Семейная ферма Сельхоз потреб кооперация Начинающий фермер Агростартап Агротуризм

2020 32,8 15,0 59,3 29,8 -

2021 41,9 44,9 - 20,4 -

2022 62,0 - 16,0 17,8 4,9

2023 87,6 20,4 - 18,9 -

Итого 194,3 80,3 75,3 76,9 4,9

Источник: составлено авторами на основе данных МСХ НО.

Финансовая поддержка со стороны государства и региона дает возможность фермерам развивать перспективные для региона направления аграрного производства. Это позволяет сохранить хозяйства в отдаленных районах области, а, следовательно, содействует укреплению сельских территорий и сохранению традиций сельского уклада в жизни новгородских деревень. Как результат проводимой политики - рост производства в КФХ по темпам опережает рост в целом по сельскому хозяйству [Эльдиева, 2023].

В то же время сохраняется и ряд проблем для дальнейшего развития сельского хозяйства области, в том числе:

- недостаточный уровень рентабельности сельхозпроизводства. Последние 5 лет демонстрируют рост средней рентабельности (по прибыли до налогообложения), которая с учетом государственной поддержки составила 3,9 %. Без государственной поддержки отрасль остается убыточной на 1,8 %. При этом для ведения расширенного воспроизводства необходима рентабельность на уровне не ниже 12,0 %;

- неиспользование потенциала земельных ресурсов (задействовано в обороте только 32 % пахотных земель);

- нехватка квалифицированных специалистов, вызванная отчасти снижением уровня жизни на территории сельских поселений (11,7% составляет доля молодых специалистов общей численности занятых в сельском хозяйстве);

- низкая вовлеченность научного и исследовательского сообщества в инновационные разработки для сельского хозяйства;

- недостаточный уровень внедрения цифровых решений в отрасль.

Принимая во внимание успешные практики и существующие проблемные зоны, власти региона, помимо участия в реализации мероприятий федеральных проектов, при разработке государственной Программы на ближайшие 2-3 года выделили ряд региональных приоритетных проектов (РПП), направленных на повышение результатов деятельности сельхозтоваропроизводителей (таблица 5).

Таблица 5 Table 5

Финансовое обеспечение РПП, млн руб. Financial support for regional priority projects, million rubles

Наименование проекта / Источник финансового обеспечения 2024 г. 2025 г. 2026 г.

РПП «Развитие семеноводства картофеля», в том числе: 4,5 4,5 4,5

- областной бюджет 4,5 4,5 4,5

Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», в том числе: 80,6 - -

- федеральный бюджет 78,2 - -

- областной бюджет 2,4 - -

РПП «Цифровое сельское хозяйство», в том числе: 5,2 5,2 5,2

- областной бюджет 5,2 5,2 5,2

Комплекс процессных мероприятий «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства и пропаганда передового опыта», в том числе: 17,9 6,0 6,0

- областной бюджет 17,7 5,8 5,8

- внебюджетные источники 0,2 0,2 0,2

Комплекс процессных мероприятий «Техническое оснащение и обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования», в том числе: 144,3 144,3 144,3

- областной бюджет 36,3 36,3 36,3

- внебюджетные источники 108,0 108,0 108,0

Комплекс процессных мероприятий «Обеспечение деятельности системы управления в сфере сельского хозяйства», в том числе: 99,1 99,1 99,1

- областной бюджет 99,1 99,1 99,1

Итого: 351,6 259,1 259,1

Источник: составлено на основе открытых данных МСХ НО.

В результате предусмотренных мер поддержки к 2025 году планируется обеспечить товаропроизводителей до 45 % собственными семенами картофеля высоких репродукций, увеличив их производство до 8000 тонн в год. В этом году стоит задача довести уровень производства мини-клубней до 500 тыс. штук, что возможно ввиду развивающейся семеноводческой базы.

Необходимо наращивать темпы цифровизации отрасли. На ближайшие три года в планах обеспечение цифровым профилем до 80 % субъектов аграрного бизнеса и до 100 % сельскохозяйственных угодий. На сегодняшний день созданы и функционируют новые цифровые сервисы предоставления услуг, это коробочное решение «Набор будущего фермера» и УРМ 2.0 (удаленное рабочее место организаций-партнеров).

«Набор будущего фермера» позволяет получить всю информацию по принципу «одного окна». На сайте ОГАУ «ЦКИ АПК» можно найти всю необходимую информацию как начинающим сельхозпроизводителям, так и существующим. Набор сервисов включает в себя калькуляторы расчета собственных средств на все виды грантовой поддержки, шаблоны документов, методические рекомендации для заполнения и подачи заявки на грант.

Для поиска партнеров (поставщиков, подрядчиков) по всем направлениям экономической деятельности для получения смежных услуг разработан цифровой сервис

УРМ 2.0, куда любой сельхозпроизводитель может подать заявку и заключить договора на оказание услуг по кредитованию, страхованию, приобретению техники и т. д.

Продолжается работа по привлечению молодежи в отрасль. В рамках реализации мероприятий «Кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства и пропаганда передового опыта» предоставляются субсидии на компенсацию затрат на обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера. Традиционно ежегодно проводятся форсайт-кемпы для будущих специалистов агропромышленного комплекса, дающие возможность молодым людям в командной работе подумать над развитием сельского хозяйства своего региона, предложить свои идеи и разработать методы их реализации. Также с 2023 года запущен новый цикл мероприятий для студентов профильных организаций СПО - агротрек «БизнесПРО», который позволяет студентам освоить навыки командной работы при работе над бизнес-проектом, от идеи до реализации.

Рассмотренные меры государственной поддержки и опыт их использования позволил выявить как сильные стороны, так «узкие места» их применения. Дальнейшее развитие сельского хозяйства области, по нашему мнению, невозможно без более адресного подхода к распределению субсидий, с этой целью региональным регуляторам необходимо продумать возможность проведения мероприятий по:

- системному анализу деятельности всех агроформирований для выявления уровня доходности, объемов производства и имеющихся трудовых ресурсов;

- выделению приоритетной специализации как в сельхозорганизации, так и на территории ее функционирования;

- разделению районов по составу (плодородию) почв.

Данные действия позволят более четко выявлять потребности среди получателей субсидий, расставляя приоритеты их реализации.

При этом особое внимание следует уделять формам хозяйствования, работающим в районах с низким уровнем мелиорации земель (41 % мелиорированных сельхозугодий находятся в неудовлетворительном состоянии), что не позволяет им выходить на полные производственные мощности.

Кроме того, необходимо поддерживать тех аграриев, кто выходит за рамки только организации сельскохозяйственного производства. Тех, кто своими действиями восстанавливают сельский уклад региона, обеспечивают рабочими местами, занимаются благоустройством сельских территорий и улучшают качество жизни его населения.

Заключение

Трудности, которые преподносит экономическая и политическая ситуация, меняющийся климат, демографический кризис и многие другие, не являются непреодолимыми. Они позволяют не стоять на месте, вырабатывать новые механизмы борьбы и направления поддержки [Дзудцова, 2019]. Сегодня разработанные меры государственной поддержки сельского хозяйства включают достаточный инструментарий для развития аграрного производства. Вместе с тем важно помнить о социальной, экономической и экологической роли сельскохозяйственного производства и его ответственности перед потребителем.

С учетом стоящих перед отраслью задач и достижения поставленных целей необходимо продумать соответствие принятых решений с выделяемыми финансовыми ресурсами. А процедура доведения и распределения бюджетных средств должна быть прозрачна и предсказуема, что позволит создать базу для долгосрочного планирования, насыщения внутреннего продовольственного рынка и продовольственной безопасности страны.

Список источников

Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 №264-ФЗ.

Государственная программа «Развитие сельского хозяйства в Новгородской области» Постановление Правительства Новгородской области № 627 от 28.12.2023.

Министерство сельского хозяйства Новгородской области. URL: https://mincx.novreg.ru/ (дата обращения 18.06.2024).

Список литературы

Алтухов А.И. 2023. Особенности обеспечения продовольственной безопасности России в условиях санкционного давления. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве, 4: 5-17.

Брылев А.А., Турчаева И.Н. 2023. Методическое сопровождение государственной поддержки сельского хозяйства. АПК: экономика, управление, 11: 90-100.

Буздалов И. Н. 2013. Господдержка сельского хозяйства и перекачка: запредельный дисбаланс и последствия. Экономическая наука современной России, 4: 94-104.

Бондаренко Ю.П. 2020. Оценка государственного субсидирования сельского хозяйства. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 8: 55-61.

Воробьёва Е.С., Воробьёв О.В., Ковалёва А.Е. 2020. Развитие сельского хозяйства и меры поддержки сельхозтоваропроизводителей в регионах ЦФО. Международный сельскохозяйственный журнал, 1(373): 33-36.

Голова Е.Е., Блинов О.А. 2023. Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях геополитических вызовов. Экономика, предпринимательство и право, Т. 13, 9: 3555-3576.

Дзудцова И.И. 2019. Механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Региональные проблемы преобразования экономики, 11: 51-56.

Зубарев И.С. 2017. Анализ государственной поддержки аграрных формирований как элемента достижения финансовой независимости. Агропродовольственная экономика, 5: 55-60.

Иовлев Г.А., Шайхутдинов Ф.Р., Голдина И.И. 2020. Государственная поддержка сельского хозяйства России и регионов: исторический аспект и современные реалии. Технический сервис машин, 2(139): 171-185.

Найданова Э.Б., Полянская Н.М., Сахаровская Е.Ц., Цыренов А.Р., Бордоев Д.Г. 2020. Современное состояние и эффективность государственной поддержки сельского хозяйства региона (на материалах Республики Бурятия). Вестник Евразийской науки. 2. URL: https://esj.today/PDF/54ECVN220.pdf (дата обращения 18.06.2024).

Петриков А.В. 2022. Стратегические направления совершенствования аграрной политики России в условиях санкционного давления. Научные труды Вольного экономического общества России, Т. 235, 3: 122-133.

Самарина В.П. 2021. Обзор методов государственной поддержки агропромышленного комплекса и перспективы сельскохозяйственного производства в условиях нового кризиса. Вестник Воронежского государственного аграрного университета, 2 (69): 81-102.

Склярова Ю.М., Скляров И.Ю., Латышева Л.А. 2019. Государственная поддержка сельского хозяйства регионов России: особенности и практика реализации. Экономика сельского хозяйства России, 2: 2-7.

Смыслова О.Ю., Юрова П.Н., Иванова А.А. 2022. Особенности развития аграрного производства в России в современных условиях. Фундаментальные исследования, 10: 96-104.

Тихомиров А.И, Фомин А.А. 2024. Государственная поддержка АПК России: основные тенденции и социально-экономическое значение. Международный сельскохозяйственный журнал, Т. 67, 2 (398): 121-125.

Узун В.Я., Гатаулина Е.А., Сарайкин В.А., Карлова Н.А. 2014. Методы оценки влияния аграрной политики на развитие сельского хозяйства. М. 114 с.

Ушачев И.Г., Маслова В.В. 2022. Научные подходы к совершенствованию государственного регулирования АПК на современном этапе. АПК: экономика, управление, 4: 3-10.

Хайруллина О.И. 2023. Анализ современного состояния государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Продовольственная политика и безопасность, Т. 10, 4: 629-644.

Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В., Шарапова В.М. 2022. Инструменты господдержки отрасли растениеводства. Экономика и предпринимательство, 11: 55-58.

Эльдиева Т.М. 2023. Устойчивое развитие сельскохозяйственного потенциала региона (опыт Новгородской области). Journal of Agriculture and Environment, 12 (40). https://doi.org/10.23649/JAE.2023.40.17

Янбых Р. Г. 2015. Поддержка сельского хозяйства в России и ЕС: Такие ли мы разные? Экономика сельского хозяйства России, 3: 87-93.

Shik O.V. 2020. Public expenditure for agricultural sector in Russia: Does it promote growth? Russian Journal of Economics, 6(1): 42-55.

References

Altukhov A.I. 2023. Features of ensuring food security of Russia in the conditions of sanctions pressure. Economics, labour, management in agriculture, 4: 5-17 (in Russian).

Brylev A.A., Turchaeva I.N. 2023. Methodological support of the state support of agriculture. AIC: economy, management, 11: 90-100 (in Russian).

Buzdalov I. N. 2013. State support of agriculture and pumping: prohibitive imbalance and consequences. Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii [Economic science of modern Russia], 4: 94-104.

Bondarenko Y.P. 2020. Evaluation of state subsidisation of agriculture. Economics of Agriculture and Processing Enterprises, 8: 55-61 (in Russian).

Vorobyova E.S., Vorobyov O.V., Kovalyova A.E. 2020. Development of agriculture and measures to support agricultural producers in the regions of the Central Federal District. International Agricultural Journal, 1(373): 33-36 (in Russian).

Golova E.E., Blinov O.A. 2023. State support of agriculture in the conditions of geopolitical challenges. Economics, Entrepreneurship and Law, Vol. 13, 9: 3555-3576 (in Russian).

Dzudtsova I.I. 2019. Mechanisms of state support of agro-industrial complex. Regional problems of economic transformation, 11: 51-56 (in Russian).

Zubarev, I.S. 2017. Analysis of state support of agrarian formations as an element of achieving financial independence. Agrofood Economics, 5: 55-60 (in Russian).

Iovlev G.A., Shaykhutdinov F.R., Goldina I.I. 2020. State support of agriculture in Russia and regions: historical aspect and modern realities. Technical service of machines, 2(139): 171-185 (in Russian).

Naidanova E.B., Polyanskaya N.M., Sakharovskaya E.C., Tsyrenov A.R., Bordoev D.G. 2020. Current state and effectiveness of state support of regional agriculture (on the materials of the Republic of Buryatia). Bulletin of Eurasian Science, 2 (in Russian). URL: https://esj.today/PDF/54ECVN220.pdf (date of application 18.06.2024).

Petrikov A.V. 2022. Strategic directions of improving the agrarian policy of Russia in the conditions of sanctions pressure. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, Vol. 235, 3: 122-133 (in Russian).

Samarina V.P. 2021. Review of methods of state support of agro-industrial complex and prospects of agricultural production in the conditions of a new crisis. Bulletin of Voronezh State Agrarian University, 2 (69): 81-102 (in Russian).

Sklyarova Y.M., Sklyarov I.Y., Latysheva L.A. 2019. State support of agriculture of Russian regions: features and practice of realisation. Economics of agriculture of Russia, 2: 2-7 (in Russian).

Smyslova O.Y., Yurova P.N., Ivanova A.A. 2022. Features of development of agrarian production in Russia in modern conditions. Fundamental Research, 10: 96-104 (in Russian).

Tikhomirov A.I., Fomin A.A. 2024. State support of the agro-industrial complex of Russia: main trends and socio-economic significance. International Agricultural Journal, Vol. 67, 2 (398): 121-125 (in Russian).

Uzun V. Ya., Gataulina E. A., Saraikin V. A., Karlova N. A. 2014. Methods for assessing the impact of agrarian policy on the development of agriculture. M. 114 p (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ushachev I.G., Maslova V.V. 2022. Scientific approaches to improving the state regulation of AIC at the present stage. AIC: economy, management, 4: 3-10 (in Russian).

Khairullina O.I. 2023. Analysis of the current state of state support of agricultural producers. Food Policy and Security, Vol. 10, 4: 629-644 (in Russian).

Sharapova N.V., Sharapov Y.V., Sharapova V.M. 2022. Instruments of state support of the crop production industry. Economics and Entrepreneurship, 11: 55-58 (in Russian).

Eldieva T.M. 2023. Sustainable development of the agricultural potential of the region (experience of the Novgorod region). Journal of Agriculture and Environment, 12 (40) (in Russian). https://doi.org/10.23649/JAE.2023.40.17

Yanbykh R.G. 2015. Agricultural support in Russia and the EU: Are we so different? Economics of

Agriculture in Russia, 3: 87-93 (in Russian). Shik O.V. 2020. Public expenditure for agricultural sector in Russia: Does it promote growth? Russian Journal of Economics, 6(1): 42-55.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 03.09.2024 Received September 03, 2024

Поступила после рецензирования 25.10.2024 Revised October 25, 2024 Принята к публикации 29.10.2024 Accepted October 29, 2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОР AХ

Эльдиева Татьяна Махмутовна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры цифровой экономики и управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Минин Дмитрий Леонидович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры цифровой экономики и управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatiana M. Eldieva, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Digital Economics and Management, Yaroslav the Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

Dmitry L. Minin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Digital Economy and Management, Yaroslav the Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.