Научная статья на тему 'Государственная помощь крестьянским переселенческим хозяйствам Степного края в конце xix начале ХХ веков'

Государственная помощь крестьянским переселенческим хозяйствам Степного края в конце xix начале ХХ веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорока Н. Н.

Крестьянские переселения в пореформенный период традиционно находились в центре внимания отечественной историографии. Однако вопросы оказания помощи переселенцам оставались в определённой степени вне поля зрения историков. Несмотря на то что в организации крестьянских миграций имелись значительные недостатки, тем не менее правительственными органами, в первую очередь на местах, проводился ряд мероприятий, способствовавших адаптации переселенческих хозяйств в местах водворения. Статья посвящена изучению финансовой, материальной и организационной помощи мигрантам, оказывавшим решающее влияние на динамику стационарных миграций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governmental support to peasant economies of the Steppe lands at the end of the XIX century the beginning of the XX century

The peasant migrations during the period of reforms were traditionally in the limelight of domestic historiography. However the problems of assistance rendering to the migraters stayed to a certain extent out of historians sphere of activity. Despite the fact that there were considerable deficiencies in the peasants migration organization the number of measures contributing to the adaptation of migration economy in the settlement places were carried out by the government bodies. The purpose of the article is to study the financial, material and organizational support to the migraters exercised the decision influence on the dynamics of permanent migrations.

Текст научной работы на тему «Государственная помощь крестьянским переселенческим хозяйствам Степного края в конце xix начале ХХ веков»

удк 325-3.°7 (517.13) Н. Н. СОРОКА

Омский государственный педагогический университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ КРЕСТЬЯНСКИМ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИМ ХОЗЯЙСТВАМ СТЕПНОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ____________________

Крестьянские переселения в пореформенный период традиционно находились в центре внимания отечественной историографии. Однако вопросы оказания помощи переселенцам оставались в определённой степени вне поля зрения историков. Несмотря на то что в организации крестьянских миграций имелись значительные недостатки, тем не менее правительственными органами, в первую очередь на местах, проводился ряд мероприятий, способствовавших адаптации переселенческих хозяйств в местах водворения. Статья посвящена изучению финансовой, материальной и организационной помощи мигрантам, оказывавшим решающее влияние на динамику стационарных миграций.

Аграрный вопрос в пореформенной России являлся одним из центральных в политике правительства. Импульс, заданный крестьянской реформой1861 г., явно исчерпал себя к 90-м гг. XIX в. Издержки этой реформы, проявлявшиеся в латифундиальном характере помещичьего землевладения, малоземельи крестьян и непомерных выкупных платежах, существенно тормозили развитие капиталистических отношений в аграрном секторе. Высокие темпы промышленного развития страны не сопровождались таким же значительным увеличением ресурсов в деревне. Низкими оставались урожаи, составляющие в среднем сбор зерна на душу населения в нечерноземных губерниях России 14 пудов при норме потребления 17,4 пуда [1].

Развитие фабрично-заводского производства приводило к истощению важного источника крестьянского дохода, представленного промыслами и ремёслами. Крестьянские товары не выдерживали конкуренции с товарами машинного производства ни по цене, ни по качеству. Главным мерилом зажиточности крестьян было наличие определённого количества скота: лошадей и коров. Однако 10% крестьянских хозяйств находились в состоянии крайней бедности, поскольку не имели даже коровы, а 25% - являлись безлошадными. В целом бедняки на селе составляли почти 50% от всей численности крестьянства.

Все вышеназванные обстоятельства способствовали тому, что крестьянство, самовольно покинув нажитые места, уходило в восточные губернии Российской империи, к числу которых, наряду с Сибирью, относилось и Степное генерал-губернаторство (широко распространенное неофициальное название — Степной край), образованное в 1882 г. и включавшее в свой состав Акмолинскую и Семипалатинскую области и до 1898 г. - Семиреченскую.

В настоящем исследовании, не претендуя на полное раскрытие темы, мы рассматриваем лишь отдельные направления по государственному содействию новосёлам, которое оказывали администрации степных областей. Подобная постановка вопроса, на наш взгляд, объясняется тем, что именно от материальнотехнической поддержки со стороны местных органов исполнительной власти во многом зависело не только хозяйственное освоение региона и практическая реализация правительственной переселенчес-

кой политики, но и, в определённой степени, разрешение аграрного вопроса в России в целом.

Известно, что переселенческое движение в Казахскую степь стало нарастать с 70-х гг. XIX века. Первоначально оно охватило Акмолинскую, а затем и иные области региона — Семипалатинскую, Тургайскую и Семиреченскую. По данным казахстанского исследователя С. Атушевой, только за период с 1870 по 1896 гг. на территорию степных областей переселилось 416270 переселенцев, большинство из которых разместилось на лучших плодородных землях Степного края, и в первую очередь Акмолинской области [2]. К 1896 г. в восьми уездах Акмолинской и Семипалатинской областей было образовано 43 волости, а в пользовании русского населения находилось 1,4 миллиона десятин земли [3]. Кроме того, крестьяне-переселенцы арендовали у казахского (по тогдашней терминологии — киргизского) населения более 88 тысяч десятин земли [4]. Однако, несмотря на значительное увеличение численности мигрантов, экономическое положение вновь водворявшихся являлось далеко не обеспеченным, что ставило под угрозу реализацию правительственной политики по колонизации Степного края. Как правило, данная необеспеченность проявлялась в недостатке рабочего скота и сельскохозяйственных орудий. Так, например, в Кокчетавском уезде Акмолинской области в начале 1894 г. число семейств, не имевших рабочего скота, составляло 926, а сельскохозяйственного инвентаря — 1128. Аналогичная ситуация сложилась в Петропавловском, Атбасарском и Омском уездах, где число необеспеченных хозяйств составляло соответственно 180, 86 и 38 [5].

В какой степени вновь прибывшие нуждались в пособии, можно судить отчасти по следующим данным: в Петропавловском уезде в трёх вновь образованных селениях число нуждающихся семейств составляло 207, в распоряжении которых находились 121 лошадь и 7 голов крупного рогатого скота [6]. Таким образом, почти 2/3 крестьян-переселенцев не имели средств на домообзаводство. Учитывая данное обстоятельство, администрация Акмолинской области приступила к оказанию финансовой помощи переселенцам. Так, в частности, ещё весной 1880 г. кре-стьянам-переселенцам Кокчетавского уезда была выдана ссуда в размере 6000 рублей на обсеменение полей из продовольственного капитала Тобольской

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

губернии сроком на 1 год. Однако средний урожай 1881 г. дал возможным погасить ссуду лишь в размере 654 рублей 10 копеек. Принимая во внимание экономическое положение не вполне ещё водворившихся переселенцев, которые недостаточно были ознакомлены с почвенно-климатическими условиями новых мест, недостаток скота, незначительные размеры хлебопашества администрация вышеуказанной области исходатайствовала годовую отсрочку внесения оставшейся за ними ссуды. Кроме того, переселенческим хозяйствам вновь была выдана ссуда из того же источника на сумму 3000 рублей [7].

Осенью 1890 г. в Кокчетавский уезд было водворено около 15 тысяч душ обоего пола. Означенные крестьяне хотя и были размещены либо на вновь отведённых участках казахской земли, либо приписаны к ранее образованным крестьянским селениям, тем не менее не имели никаких средств для ведения собственного хозяйства. В этих условиях в начале 1891 г. Акмолинская областная администрация принимает решение о выдаче ссуды в размере 40640 рублей на домообзаведение. Тем не менее выделенных средств оказалось недостаточно, поскольку летом того же года хлебные запасы подверглись окончательному истреблению кобылкой и никаких видов на урожай не представлялось. В этих условиях по ходатайству Степного генерал-губернатора М. А. Таубе из общего государственного кредита на счёт Омской Казённой палаты было переведено дополнительно «... 200000 тысяч рублей для отпуска в ссуду переселенцам Акмолинской области.» [8].

Однако поступление выделенного шло крайне медленно, о чём свидетельствовали многочисленные донесения из уездов. Так, в частности, Кокчетавский уездный начальник в своём рапорте от 21.10.1891 г. на имя Акмолинского губернатора сообщал, что предназначенная в его распоряжение сумма «... в размере 10 тысяч рублей на продовольствие голодающего населения. ещё не поступила, между тем встречается необходимость в них по заготовлению. продуктов» [9]. Означенная сумма была отправлена только 4.12.1891 г. [10].

Оказание продовольственной помощи вновь водворявшимся продолжалось и в дальнейшем. В первую очередь она оказывалась тем лицам, которые переселились без официального на то разрешения и терпевших значительные лишения, о чём наглядно свидетельствует прошение крестьянина Феодосия Воробьёва, адресованное на имя Великого князя Михаила Николаевича: «Переселившись весной 1901 г. на жительство из Киевской и Полтавской губерний в урочище Джар-тас Семипалатинской области. общество переселенцев терпит страшную нужду из-за неурожая и бескормицы, не получая никакой помощи от местной власти, почему население обречено к вымиранию» [11].

Следует заметить, что независимо от правового статуса переселенцев — переселившихся с содействия правительства или самовольно — рассматриваемый нами вид помощи предоставлялся всем водворившимся без исключения. Так, например, в своём рапорте от 12.01.1902 г. на имя военного губернатора Семипалатинской области Усть-Каменогорский уездный начальник отмечал: «Так как отпущенные по представлению моему. деньги 399 руб. 75 коп. на покупку продовольствия уже израсходованы, то. имею честь просить распоряжения. об отпуске. на тот же предмет ещё 500 руб.» [12].

В середине 90-х гг. XIX в., когда среди переселенцев заметно возросла прослойка бедноты, происходит заметное увеличение ссудной помощи переселенцам. Так, в 1894 г. на домообзаводство, продовольствие, обсеменение полей, покупку рабочего скота и сельскохозяйствен-

ного инвентаря было отпущено в распоряжение Акмолинской областной администрации из фонда вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги 41200 рублей, из которых было израсходовано на вышеуказанные цели 36539 рублей, в том числе по уездам: Кокче-тавскому — 14947, Петропавловскому — 10676, Акмолинскому — 8716, Омскому — 1500 и Атбасарскому — 700 рублей соответственно [13]. В 1895 г. и по 1 августа 1896 г. из вышеуказанного источника было отпущено 8002 семействам 418839 рублей 94 копейки [14].

Вопрос об увеличении ссудной помощи новосёлам неоднократно поднимался правительственными чиновниками, хорошо знавшими переселенческое дело. Так, в частности, статс-секретарь А. Н. Куломзин после поездки в восточные регионы России в 1896 г. считал, что установленная правительством ссуда в размере 100-160 рублей является недостаточной для большинства переселенческих семей. Вместе с тем он отмечал, что нуждающиеся переселенцы в отдалённых степных районах полностью денежную ссуду так и не получали, поскольку средний её размер составлял 71 рубль 20 копеек на семью, а в отдельных местах и того меньше — 51 рубль 28 копеек [15].

Денежные ссуды, выдаваемые на семью, в соответствии с законом от 13.07.1889 г. «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казённые земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время» подлежали обязательному возврату. Контроль за исполнением данного правового акта был возложен, в первую очередь, на местные органы исполнительной власти, о чём неоднократно напоминала канцелярия Степного генерал -губернатора. Так, в частности, в письме от 14.07.1891 г. за № 3063 на имя Акмолинского губернатора особо отмечалось, что любой предоставленный кредит должен быть употреблён по назначению «. с условием возврата оного в течение пяти лет, считая с 1 августа равными частями — в первые три года без взимания процентов, а в последующие — с платежом 3% на оставшуюся в долг сумму» [16].

Кроме выдачи денежных ссуд на домообзаведение, правительственные органы приходили на помощь переселенцам в случаях нужды выдачей продовольственных ссуд из сельских хлебозапасных магазинов, учреждённых ещё Петром I. Так, в частности, зимой 1896 г. 42 семьи деревни Борисовка Омского уезда воспользовались данной ссудой в размере 170 рублей 86 копеек ввиду неурожая зерновых культур 1895 г. [17]. Следует заметить, что размер предоставляемой ссуды во многом определялся как количеством скота, так и площадью пахотной земли. Не случайно, чем больше живого инвентаря имели поселенцы, тем меньше они пользовались финансовой помощью. Так, например, 90,2% жителей указанной деревни имели не менее двух лошадей или четырёх волов, что позволяло им, с одной стороны, свободно распахивать мягкие земли, а с другой — обходиться без посторонней помощи [18].

Успешность крестьянской колонизации степных областей во многом зависела также и от устройства жилищ мигрантов, так как, прибыв на новые места в большинстве с ограниченными средствами, переселенцы вынуждены были оседать в глухой безлюдной степи, среди кочевников — казахов, а потому сколько-нибудь сносное их устройство в течение первых двух лет требовало особой правительственной помощи. В то же время в силу ряда причин — недостаток времени на вырубку леса, отпускаемого крестьянам на постройку изб, отсутствие перевозочных средств на вывоз леса — новосёлы были не в состоянии в первое же лето построить себе избы. Для облегчения пересе-

ленцам возможности получить лесной материал, администрация Степного края стала открывать в Акмолинской и Семипалатинской областях лесные склады вблизи переселенческих поселений.

Первоначально предполагалось отпускать новосёлам строительные материалы бесплатно, как это делалось в лесных районах, где, согласно разработанным Комитетом Сибирской железной дороги «Временным правилам для образования переселенческих и запасных участков в районе Сибирской железной дороги» от 13.06.1893 г., переселенцы получали в надел наряду с 15 десятинами земли 3 десятины леса [19]. Но на практике этого не произошло, так как, не располагая достаточными средствами, лесные склады не смогли наладить самостоятельную заготовку материалов. Более того, они попали в зависимость от частных лесопромышленников, переплачивая последним за доставку леса в степные районы. Строительный лес отпускался бесплатно только тем переселенческим посёлкам, которые отстояли от лесных дач не менее чем 50-75 вёрст. Следует заметить, что в Степном крае многие крестьянские поселения создавались в местах или совершенно безлесных, или удалённых от лесных дач на 100 -150 вёрст. Переселенцы, имевшие одну лошадь или быка, могли заготовить необходимый материал только за 9 -15 месяцев. Тем, кто имел средства, выгоднее было покупать лес, а неимущим новосёлам чиновники рекомендовали строить дома из саманного кирпича, полагая, что за саманными постройками «.имеются преимущества, как-то: теплота, прочность и безопасность в пожарном отношении» [20].

Таким образом, лесные склады, основанные в соответствии с особым положением Комитета министров от 4.07.1897 г., не оказали новосёлам обещанного правительственными и местными чиновниками существенного содействия.

Несмотря на то что области Степного края являлись наиболее благоприятными для развития земледелия, тем не менее площадей, удобных для крестьянской оседлости, было не всегда достаточно ввиду отсутствия пресноводных источников. По мере того как всё большее количество переселенческих участков создавалось в отдалённых и трудных почвенно -климатических районах, возрастало значение гидрологических изысканий. Так в 1892 г. в Акмолинскую область была направлена горная экспедиция для производства геологических исследований и разведочных гидротехнических работ [21]. Участники экспедиции, детально обследовав территорию Омского и Кокчетавского уездов, определили местности, пригодные для переселенческих поселений, посредством устройства простых колодцев. Кроме того, ими было рекомендовано создавать буровые скважины, с помощью которых можно было образовывать целый ряд постоянных источников воды.

Однако, несмотря на данные рекомендации, землеотводные работы нередко проводились в отрыве от гидротехнических изысканий. Так, например, из 63 переселенческих участков, запроектированных в 1893-1894 гг. особой межевой партией в Петропавловском и Омском уездах, только 3 были расположены при реках Ишим и Иртыш, 27 — при озёрах с более или менее годной питьевой водой, 33 — в таких местностях, где вода добывалась из колодцев, заполнявшихся далеко не всегда [22].

Для полного удовлетворения потребностей переселенцев в воде краевая администрация признала необходимым устроить 440 колодцев таким образом, чтобы 1 колодец приходился на 15 дворов [23]. Так к 1.09.1896 г. гидротехнической партий были произве-

дены обводнительные работы на 33 участках, где было устроено более 100 колодцев [24].

Следует заметить, что проводимые гидротехнические изыскания носили общий характер и сводились, в основном, к рекогносцировке местности. Специальные же изыскания выражались в рытье колодцев или бурении скважин, что явно не устраивало ни новосёлов, ни краевую администрацию. Так, в частности, в одном из донесений в канцелярию Степного генерал-губернатора отмечалось, что «одни колодцы не могут быть признаны вполне совершенным и устойчивым способом водоснабжения переселенческих посёлков, а посему необходимо часть денежной суммы, отпускаемой на устройство колодцев употребить на ведение гидротехнических работ, направленных к накоплению и сбережению зимних атмосферных осадков, а также. вести. работы для уменьшения площади испаряющейся поверхности озёр и увеличению глубины посредством создания береговых дамб» [25].

Рост удельного веса русского крестьянства и широкое распространение земледелия в Степных областях вызвало потребность в опытных агрономических кадрах. Началом становления агрономической службы Азиатской России следует считать созыв агрономических совещаний весной 1910 г. в ряде крупных сибирских городов, в том числе и в административном центре Степного генерал-губернаторства г. Омске, основной целью которых являлось выяснение и разработка деятельности сельскохозяйственного ведомства по оказанию необходимой агрономической помощи вновь переселившимся крестьянам. Заключения данных совещаний послужили основанием к определению необходимых на первое время средств для осуществления агрономических начинаний. Так, в частности, в смету Департамента земледелия на 1911 г. участники совещаний рекомендовали заложить сумму в размере 780 тыс. рублей, предназначенную на приглашение агрономического персонала, организацию опытных полей, распространение передовых сельскохозяйственных знаний, на улучшение животноводства и молочного хозяйства и т. д. [26]. В то же время отмечалось, что агрономическая помощь будет оказываться исключительно русским крестьянским хозяйствам, как вновь водворившимся, так и старожильческим. В отношении казахского населения подобные начинания не предусматривались.

Одновременно участники совещаний высказали настоятельную просьбу сконцентрировать «.заведование всеми видами агрономической помощи земледельческому населению.. .в заселённых местах Азиатской России.» на правительственном уровне [27]. Учитывая данные пожелания, а также особенности колонизируемых территорий руководством Главного управления землеустройства и земледелия (далее по тексту — ГУЗиЗ) принимается решение о создании отдельной агрономической службы в составе Департамента Земледелия. Летом 1911 г. по инициативе вышеупомянутого органа были созданы агрономические организации в Акмолинской и Семипалатинской областях, основными направлениями деятельности которых являлись: во-первых, проведение сельскохозяйственных чтений и бесед.

Так, начиная с ноября 1911 г. Акмолинским уездным агрономом началась регулярное проведение бесед с целью пропаганды передовой агрокультуры в переселенческом селе Алексеевском, на которых присутствовали «.наиболее развитые и положительные хозяева.» [28]. Кроме того, по просьбам вновь водворившихся крестьян тем же лицом проводились и разовые беседы по отдельным вопросам полеводства и животноводства.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

Подобного рода чтения, как систематические, так и разовые, проводились и Кокчетавским уездным агрономом в 32 переселенческих посёлках, а также старшим инструктором сельского хозяйства в 30 крестьянских селениях Омского уезда [29].

Аналогичные сельскохозяйственные чтения проводились и в Семипалатинской области, где основное внимание уделялось пропаганде кооперации. Не случайно, что результатом данной деятельности явилось образование четырёх маслодельных артелей.

Наряду с проведением бесед в ряде уездов области стали открываться специализированные тематические курсы. Так, например, в Семипалатинском уезде по инициативе областной администрации были организованы курсы по пчеловодству, слушателями которых являлись 14 человек, в том числе 9 — за казённый счёт [30].

Учитывая важность подобных начинаний, Департамент ГУЗиЗ оказывал посильную финансовую помощь. Так, в частности, на организацию и проведение сельскохозяйственных бесед, а также устройство различного рода курсов в Семипалатинской области было ассигновано 467 руб. 22 коп. [31].

Вторым пунктом являлось создание опытно-показательных участков.

В развитии данного направления деятельности агрономической службы активное участие принимал Степной генерал-губернатор Е. О. Шмидт, рекомендовавший «ставить опыты не на лучших землях, а на средних, типичных, даже скорее ниже средних, и по мере необходимости выбирать места для опытных полей в центре русских посёлков» [32]. В 1911 г. только в Акмолинской области было заложено 10 подобных участков, в том числе по уездам: в Кокчетавс-ком — 2, Петропавловском — 3, Омском — 5 [33].

В-третьих, очистка, протравливание и продажа семян крестьянам - переселенцам.

Очистка семенного материала была организована ещё осенью 1910 г. Переселенческим районом и уже к весне 1911 г. через куклеотборники было пропущено зерна: в Омском уезде — 12500 пудов, Петропавловском — 28592 пуда, Кокчетавском — 30000 пудов. Благодаря очистке сортированным, чистым зерном было засеяно свыше 5 тысяч десятин. О важности очистки зерна свидетельствует тот факт, что у 19 хозяев с. Марковка Павлоградской волости, протравивших семена, урожай с десятины составил 32,5 пуда, в то время как у остальных — 5,5 пуда [34].

Широкое распространение земледелия в Степном крае способствовало и созданию специализированных сельскохозяйственных школ, которые с содействия администраций Степных областей были учреждены в Павлодаре, Усть-Каменогорске и Атбасаре.

Таким образом, крестьянские переселения в Степной край в конце XIX - начале XX вв. способствовали не только широкому распространению земледелия, но и дальнейшей колонизации региона, что, в свою очередь, вынудило правительственные органы перейти от политики сдерживания миграции к оказанию посильной помощи переселенцам. О важности государственного содействия новосёлам красноречиво свидетельствовали многочисленные крестьянские заявления, поступавшие как в областные администрации, так и в краевые органы с просьбами о помощи в деле освоения новых территорий. Несмотря на то что государственная помощь быстро развивалась, тем не менее она была далека от совершенства, что проявлялось как в недофинансировании, так и в недостаточной материально-технической поддержке. Дан-

ные обстоятельства, несомненно, влияли на хозяйственное освоение степных областей.

Библиографический список

1. Муравьёва Л. А. Аграрный вопрос в России в конце XIX — начале XX вв. // Финансы и кредит.- М. 2004.-№ 4. С.34.

2. Атушева С. Переселенческая политика царской России и кризис традиционного казахского общества. // Мысль.- 2000.- С. 70 - 72.

3. Сулейменов Б. С., Басин В. Я. Казахстан в составе России. Алма-Ата: Наука.- 1981.- С. 138.

4. Там же.

5. Обзор Акмолинской области за 1894 год. Омск.

1896. - С. 12.

6. Там же. - С. 8.

7. Обзор Акмолинской области за 1881 год. Омск. 1894. - С. 8.

8. ЦГА РК, Ф. 369, Оп.1, Кн. 3, Д. 4551, Л.1.

9. Там же, Л.18.

10. Там же, Л.36.

11. ЦГА РК, Ф.15, Оп.1, Д.2183, Л.39.

12. Там же, Л.18.

13. Обзор Акмолинской области за 1894 год. Омск. 1896 - С. 12.

14. Обзор Акмолинской области за 1895 год. Омск.

1897. - С. 12.

15. Колонизация Сибири в связи с общим переселенческим вопросом. СПб. 1903. - С. 263; Морозов А. Переселенческие посёлки Омского уезда. // ЗСОИР-ГО. Омск.1900, кн. XXVII. - С. 4.

16. ЦГА РК, Ф.369, Оп.1, Кн.3, Д. 4551, Л.3.

17. Морозов А. Указ. соч. С. 5.

18. Там же.

19. Трувеллер Б. Лесные склады Переселенческого управления. // Вопросы колонизации. - 1905. № 5. -С. 312 - 313; Тихонов Б. В. Переселенческая политика царского правительства в 1892 - 1897 гг. // История СССР. - 1977. №1. - С.111.

20. Обзор Акмолинской области за 1895 год. - С. 12; Молодых И. А. Лесные склады Переселенческого управления и предстоящие им задачи. СПб. 1906. Вып. XXV. - С. 17.

21. Обзор Акмолинской области за 1894 год. - С. 12.

22. Там же.

23. Обзор Акмолинской области за 1898 год. Омск. 1900. - С.12.

24. Обзор Акмолинской области за 1895 год. - С. 13.

25. Цит. по: Обзор Акмолинской области за 1895 год. Омск 1897. - С. 13.

26. Краткий обзор деятельности правительственной агрономической организации в Сибири в 1911 году. СПб. 1912. - С. 8.

27. Там же.- С. 9.

28. Там же. - С. 97.

29. Там же.

30. Там же. - С. 114.

31. Там же.

32. Там же.- С. 102.

33. Там же. - С. 93.

34. Там же.

СОРОКА Николай Николаевич, старший преподаватель кафедры правоведения и методики преподавания права.

Дата поступления статьи в редакцию: 08.10.2007 г.

© Сорока Н. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.