protection of Ufimskaya and Birskaya fortresses. The immigrant stream amplified, there came Chuvashs, Udmurts, Tatarians, Meshceryaks and other peoples. Bashkirs did not impede the immigrants to inhabit the tillable acres. Soon the fertile acres suitable for agriculture fell short and immigrants began to render habitable some extra croplands. So, it did not meet the conditions of the treaty concluded before and caused a strong discontent among the natives. As a result, the Bashkirians advanced slogans of assertion the conditions of Bashkir affiliation into Russia; partly it came to be a reason for arranging Bashkir-Meshcheryayk troops.
© 2008 г.
М.В. Егорова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ НА УРАЛЕ
В манифесте о своем вступлении на престол от 12 марта 1801 года император Александр I провозгласил курс на продолжение начавшихся ранее просветительских реформ. Либеральные взгляды молодого царя, а также взгляды на современное состояние России собравшихся вокруг него молодых, европейски образованных придворных: Ф.Ц. Лагарпа, А.Е. Чарторыйского, Н.Н. Новосильцева, А.Р. Воронцова и др., способствовали тому, что начались преобразования во многих сферах жизни страны, в том числе и в области народного просвещения.
5 ноября 1804 года были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Принятые документы предусматривали создание в России бессословного образования, включавшего в себя четыре рода учебных заведений: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) губернские гимназии, 4) университеты. Между этими ступенями предусматривалась преемственность, что впервые официально декларировалось в Российской империи. Предусматривалось, что ученики должны последовательно пройти все четыре этапа обучения и при этом на более высшей ступени не будет происходить повторения предыдущих программ, а в некоторых случаях и целых предметов. Так, например, в гимназиях не предусматривалось Закона Божьего и русского языка, которые должны были преподаваться в приходских и уездных училищах. Такая организация учебного процесса дала возможность включить в учебный план гимназий дополнительные часы по другим предметам.
«Перед гимназиями ставилась двойная цель: с одной стороны, «приготовление к университетским наукам юношества, которое по склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний, пожелает усовершенствовать себя в университетах»; с другой — преподавание наук, хотя начальных, но полных», для тех, кто не будет продолжать обучение в университете. Таким
образом, гимназия готовила к поступлению в университет и в то же время давала законченное полное среднее образование тем, кто собирался по окончании ее заняться какой-либо практической деятельностью»1. Эта цель, на наш взгляд, станет в дальнейшем одной из предпосылок появления в системе среднего образования классических и реальных гимназий, а с 1872 года реальных училищ.
К поставленным целям была приспособлена и учебная программа, предусмотренная уставом 1804 года. Учебный план включал в себя такие предметы, как немецкий, французский и латинский языки; математику (алгебру, геометрию, тригонометрию); географию всеобщую и российскую; историю русскую и всеобщую (вместе с курсом мифологии и древностей); статистику всеобщую и Российской империи, естественную историю, технологию и коммерцию; философию, политическую экономию и изящные искусства (в том числе и литературу); рисование. При желании учащихся и возможностях гимназии вводились
2
танцы, музыка и гимнастика .
С одной стороны, учебный план, несомненно, имел энциклопедический характер. Уже в средней школе к изучению предлагались университетские предметы: философия, политическая экономия. Имелись в курсе средней школы и такие предметы, как французский и немецкий языки, география, технология и коммерция, знание которых в дальнейшем давало возможность применить их в практической деятельности. С другой стороны, бросается в глаза обширность, многопредметность гимназического курса. В связи с тем, что устав предусматривал всего 8 учителей в гимназии, им приходилось вести несколько предметов, что имело как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны была возможность установления межпредметных связей, с другой же перегруженность учителей, недостаточно глубокая подготовка к занятиям. Энциклопедически подготовленные учителя встречались крайне редко.
Учебная нагрузка учителей составляла 16—20 часов в неделю. В уставе отмечалось, что учителя должны заботиться о том, чтобы преподаваемые ими предметы излагались в доступной и правильной форме. Не следовало слишком перегружать память учащихся, а больше заботиться о развитии рассудка и стремления к познанию. Кроме того, от учителей требовалось применять наглядные пособия в обучении и придерживаться связи теории с практикой. Для реализации поставленных целей предлагалось создавать при гимназиях библиотеки, а также кабинеты, оборудованные учебными пособиями.
В целом необходимо отметить, что Устав 1804 года имел весьма прогрессивный характер для того времени. Объявление внесословного характера образования, установление преемственности между четырьмя ступенями обучения, наличие политических и естественных наук в курсе гимназии, энциклопедизм и попытка всестороннего развития учащихся — все это характеризовало Устав, как довольно либеральный и передовой для того периода развития Российской империи. Однако на практике довольно многие положения нового Устава было сложно реализовать. Благородное дворянство не спешило усадить за одну парту с разночинцами своих отпрысков и требовало от правительства открытия специальных учебных заведений только для детей высшего сословия, либо предпочитало давать своим отпрыскам домашнее образование. Средняя школа была
совершенно недоступна детям крепостных крестьян. Сама учебная программа была слишком перегружена и отличалась многопредметностью. Наблюдалась и нехватка достаточно подготовленных учителей, одинаково хорошо владеющих и учебным предметом и методикой его преподавания. Во многом чувствовался декларативный характер нового закона.
Еще в 1803 году в Российской империи создаются 6 учебных округов, объединяющие учебные заведения нескольких губерний. Учебные заведения Вятской, Пермской и Оренбургской губерний входят в состав Казанского учебного округа. По новому Уставу 1804 года в каждой губернии должны были появиться губернские гимназии. Первая гимназия на Урале была создана на основе главного народного училища в 1808 году в Перми. Открыта она была 29 июня в присутствии сенатора Рунича и всех высших светских и духовных чинов города. В первый класс гимназии было принято 27 учеников, во второй — 11 и в третий — 15 учеников. Всего 53 человека стали первыми гимназистами на уральской земле. К 1818 году количество учащихся в этом учебном заведении снизи-
3
лось до 21 человека 3. Это явление автором исторической записки о Пермской мужской гимназии объяснялось «трудностью поступления в гимназию и малою потребностью для тогдашнего пермского общества в гимназическом образовании: многие родители, по окончании их детьми уездного училища, не желали
продолжать образование своих детей в гимназии и отдавали их на службу или
4
приставляли к своему домашнему делу» .
Открытая в 1808 году Пермская мужская гимназия на свое содержание получила 6300 рублей, что было, кстати, в два раза больше, чем когда это учебное заведение было главным народным училищем. Формирование бюджета гимназии в этот год происходило из следующих источников. Штатная сумма от казны на содержание гимназии равнялась 3666 руб. 66 коп. Приказ общественного призрения выделил 2000 руб. Ежегодно гимназия могла рассчитывать на пособие от графа и барона Строгановых в сумме 400 руб. Также это учебное заведение пользовалось процентами с принадлежавшего ей капитала в 4000 руб. Кроме того, в год открытия частными лицами ей было пожертвовано свыше 100 руб. Таким образом, основная сумма денег на содержание мужской гимназии поступила от казны и приказа общественного призрения. Необходимо отметить, что эта тенденция по финансированию мужских гимназий продолжилась и в последующее время. Мужские гимназии львиную долю своих средств, в отличие от реальных училищ и женских гимназий, а также коммерческих и профессиональных училищ, частных учебных заведений, получали именно от государства.
Расход этой суммы был следующим. Свыше 5500 руб. было израсходовано на жалование директора, четырех старших и четырех младших учителей и других служащих. Необходимо отметить, что младшие учителя получали по 395 руб., старшие по 544 руб., директор 792 руб., учитель рисования 297 руб. и учитель Закона Божьего 100 руб. в год. Кроме того, учителя получали по 90 рублей квартирных денег и по 2 пуда свечей старшие учителя, по 1 пуду свечей младшие учителя5. Таким образом, основная сумма бюджета гимназии шла на оплату жалования педагогического персонала.
В 1811 на Урале появилось второе среднее учебное заведение. 21 ноября главное народное училище в Вятке было преобразовано в мужскую гимназию.
Было набрано 39 учащихся в три класса: приготовительный — 9, первый — 18, второй — 126. В отличие от Пермской мужской гимназии в Вятской гимназии количество учеников хоть и медленно, но постепенно росло. Так, в 1826—1827 учебном году было уже 87 человек, т.е. удвоилось, а в 1832—1833 учебном году насчитывалось 125 учеников, т.е. утроилось. Первый набор учащихся по сословиям представлял собой следующее: детей дворян и чиновников — 24, купцов и мещан — 12, разночинцев и крестьян — 3. С 1811 по 1821 год в гимназии преобладали дети чиновников, с 1821 по 1830 год — дети лиц податных сословий, а с 1830 года вновь преобладают дети дворян и чиновников. По вероисповеданию в этот период (1811—1834 гг.) в гимназии обучались дети только православного веры. Интересно, что в Вятскую гимназию с 1811 по 1835 годы поступило 657 человек, из них окончили полный курс только 190. В первые годы существования гимназии возраст поступающих строго не соблюдался. В первом классе
могли учиться как девятилетние дети, так и четырнадцати — пятнадцатилетние
7
ученики .
Учебная программа гимназий по Уставу 1804 года была слишком обширной и неприспособленной к успешному прохождению учениками. Поступая в гимназию, они должны были обладать определенным минимумом знаний по разным предметам. На практике же было не совсем так. Учителя Пермской мужской гимназии жаловались директору, а также попечителю Казанского учебного округа, что в первом и втором классах им приходится изучать с детьми программу, например, по арифметике, которую они должны были пройти в уездном училище8. По всей видимости такая ситуация наблюдалась не только в уральских учебных заведениях, но и в гимназиях других учебных округов. Назревала необходимость в упрощении гимназической программы.
27 марта 1819 года была принята новая таблица уроков9. Из гимназического курса были исключены технические, коммерческие науки, всеобщая грамматика, эстетика, психология, нравоучение, естественное и народное право и политическая экономия, т.е. те науки, которые, в общем-то, должны были изучаться в университетах. Взамен этого был введен Закон Божий, который было рекомендовано высшим начальством преподавать в гимназиях еще в 1815 году и тем самым способствовать развитию в учениках религиозного чувства. Были расширены курсы географии и истории, математики и физики, на два часа увеличилось изучение латинского языка. В целом увеличилось и общее количество часов гимназического курса со 128 до 136 часов.
Опираясь уже на новый учебный план 1819 года, в Уфе 11 ноября 1828 года была открыта третья мужская гимназия на уральской земле. Именно эти три учебных заведения (в Перми, Вятке и Уфе) до середины XIX века и представляли собой светское гражданское среднее образование на Урале. Необходимо отметить, что новая гимназия называлась Оренбургской, а не Уфимской по названию губернии вплоть до 1865 года, когда обширная Оренбургская губерния была разделена на Оренбургскую с губернским городом Оренбургом и Уфимскую с губернским городом Уфой.
История с открытием Оренбургской гимназии была весьма долгой и не простой. Довольно продолжительное время не удавалось найти необходимую сумму на создание среднего учебного заведения. Несмотря на то, что Уставом 1804
года финансирование мужских гимназий было в ведении государственного казначейства, правительство все же рассчитывало на финансовую поддержку со стороны местных обществ. Только к лету 1821 года сумма пожертвований на строительство и обустройство гимназии достигла 53000 рублей, остальные необходимые 92000 рублей были выделены из государственной казны10. В 1829—1830 учебном году бюджет этой гимназии представлял собой следующее. Из казначейства было получено 8063 руб. 20 коп., из приказа общественного призрения — 7657 руб. 58 коп., от частных лиц — 132 руб. 22 коп. Таким образом, формирование бюджета и этой мужской гимназии шло за счет, в первую очередь, государственных средств. Полученные деньги были направлены на жалование учителям — 4880 руб. 67 коп., на покупку книг — 364 руб. 14 коп., на содержание казенных воспитанников — 257 руб. 1 коп., на содержание дома и прислуги — 1260 руб. 29 коп.11 Как видим и в этом учебном заведении самые большие суммы тратились на оплату труда педагогического персонала и содержание гимназического дома.
В первый год работы Оренбургской гимназии на обучение было принято 18 человек: детей дворян и чиновников — 14, купцов — 2, мещан — 1, отпущенников — 1. Год от года количество учащихся в этом учебном заведении росло и к 1831—1832 учебному году, когда был открыт последний четвертый класс, количество учеников выросло до 34 человек и 2-х вольнослушателей. Из них детей дворян и чиновников было 25 человек, купцов — 3, мещан — 3, отпущенников — 1, иностранцев — 112. Таким образом, в первые годы существования в уральских средних учебных заведениях среди учащихся преобладали представители высших сословий.
Первая попытка преобразовать среднее образование в России после либеральных реформ Александра I была предпринята в 1811 году попечителем Петербургского учебного округа С.С. Уваровым. Он добился от правительства, чтобы учебный курс Петербургской гимназии был продлен до семи лет, а программа включала в себя все ступени обучения от начальных знаний, проходившихся до того в уездных училищах, до получения законченного среднего образования, дающего возможность обучаться в университете. Интересное высказывание делает американская исследовательница Ц.Х. Виттекер в своей работе: «Уваров, — пишет она, — был единственным архитектором среднего образования в николаевской России. Он играл решающую роль в комитете устройства учебных заведений, и в уставе 1828 г. в общем воспроизведен его план программы обучения на средней ступени, составленный в 1811 г. Как и тогда, главной
13
его целью было привлечь высшие классы в государственные гимназии»13. В 20-е годы XIX века, как отмечает Ц.Х. Виттекер 60 % обучавшихся в гимназиях страны принадлежали к «прочим сословиям». Однако на Урале, как мы видим, доля детей дворян и чиновников в средних учебных заведениях была гораздо выше — примерно 80 % против 40 % в целом по России. Причина этого крылась, скорее всего, в невосстребованности среднего образования в провинции. Основные слои населения уральского региона считали достаточным дать своим детям первоначальные знания чтения, письма и счета.
Новым этапом в развитии системы среднего образования в Российской империи стало принятие Устава гимназий 1828 года. Провозгласив принцип со-
словного образования, правительство пошло по пути создания обособленной средней школы, никак не связанной с приходскими и уездными училищами. Весь курс обучения делился на семь лет. Начиная с 4 класса, происходило деление на два направления — историко-филологическое и математическое, где не преподавался греческий язык, а освободившиеся часы отдавались под расширенный курс математики. Вновь было провозглашено, что средняя школа готовит как для продолжения обучения в университете, так и к практической деятельности тех, кто не имеет способности к высшему образованию. С 1819 года среднее образование становится платным, что ставит еще одну преграду перед неимущими слоями населения. Правда, при некоторых средних школах учреждаются правительственные стипендии для успешных, но малообеспеченных детей.
В 1828 году утверждается новый учебный план гимназий14. По подсчетам С.А. Черепанова в результате изменения учебной программы по сравнению с Уставом 1804 года удельный вес древних языков вырос с 6 % до 28 %, Закона Божьего с 4 % до 7 %, русского языка с6%до15%.В таких предметах как естествознание произошло уменьшение количества часов с 10 % до 2,5 %, новые языки — с24%в1811г. до11%в 1828 г.15 Таким образом, гимназии все более и более становились классическими по своей сути. Изучение древних языков, а также русского, математики в большей степени тренировали умственные способности учащихся, нежели вели к усвоению практических знаний. Сами учебные программы того или иного курса, также были направлены на решение поставленной задачи. «Так, в программе по русскому языку, составленной Ко-шанским, уже в IV классе предусмотрено знакомство со «стопосложением», вводились «практические упражнения в слоге», в содержание программы V и VI классов входило изучение логики и риторики, в VII классе — пиитики; при этом предусматривались «упражнения в логическом и риторическом разборе кратких сочинений», «переводы с иностранного языка на русский», «критический разбор образцов», «упражнения в сочинениях»16. С.А. Черепанов отмечает, что, таким образом, правительство отдавало приоритет формальному образованию в ущерб реального, практического. С его помощью оно надеялось, что
«изучение образцов древнеклассической литературы будет надежнейшим сред-
17
ством отвлечения от «неблагонамеренных» мыслей17. Однако американская исследовательница Ц.Х. Виттекер обозначила и еще одну цель предпочтения формального образования. Классические дисциплины и в первую очередь классические языки составляли основу учебных программ средних учебных заведений многих западных стран. И если в России на изучение латинского и греческого языков отводилось 29 % учебных часов, то, например, в Пруссии — 49 %. «В 30-е гг. изучение классических дисциплин, — пишет Ц.Х. Виттекер, — оставалось общеевропейской традицией в среднем образовании. Классическое образование еще ценили как способствующее гармоничному интеллектуальному и нравственному развитию личности, полагая, что оно оттачивает ум, дает знания об античности, как высочайшем достижении цивилизации и готовит учащихся к занятиям в университете, а заодно являет им примеры чести, долга, служения государству — добродетелей правящего класса. По сути дела классическое образование создавало общую основу, объединявшую элиты всех евро-
пейских стран. Это был знак отличия, без которого русское дворянство не могло рассчитывать на равенство с себе подобными за границей ни в интеллектуальном, ни в социальном отношении»18. Таким образом, гимназии, создававшиеся на основе нового Устава 1828 года, давали гуманитарное образование общепринятое в европейских странах и были призваны готовить учащихся для продолжения обучения в университетах.
Новый Устав средних учебных заведений предусматривал и более лучшую организацию постановки учебного процесса в школах. В помощь директору гимназии вводится должность инспектора, обязанности которого заключались в надзоре за преподавателями и учащимися. Инспектор полностью отвечал за «нравственную» сторону в учебном заведении. Официально было разрешено создавать педагогический совет, в состав которого входили директор, инспектор и старшие учителя (учителя древних языков, математики, русской словесности и истории). Повышенные требования предъявлялись и к самим преподавателям. В одном из циркуляров попечителя Казанского учебного округа, направленного директору Оренбургских училищ отмечалось: «Поелику введением в действие нового Штата улучшается состояние Учителей и училищных Чиновников и чрез сие открывает возможность снабдить учебные заведения истинно достойными образователями юношества, то из прежних, оставить только тех, которые признаны будут действительно способными, прочих же неспособных, с слабыми познаниями, нестарательных, или сомнительного поведения, увольнять от долж-ностей»19. Действительно зарплата учителей была повышена в два раза и составляла для старших учителей 1950 руб. ассиг., для младших — 1200 руб. ассиг.
Для введения однообразия в обучение и для помощи учителям в преподавании предметов в 1835 году был разработан реестр книг, включавший в себя учебники, хрестоматии, словари, прописи по всем предметам гимназического курса. Это должно было обозначить тот круг и объем знаний, который обязаны были получить учащиеся в ходе обучения. Для усиления дисциплины Устав допускал наказание нерадивых учеников розгами, правда только в первых трех классах, в присутствии инспектора и в особо отведенном месте.
В 1835 году было утверждено новое «Положение об учебных округах». Если ранее гимназии в своей работе подчинялись университетам, которые следили за ходом учебной деятельности в средних школах, то по новому «Положению» они все были переданы под надзор попечителя округа и окружного попечительского совета, что позволило властям усилить надзор за учебными заведениями. Однако университеты еще какое-то время продолжали оказывать влияние на учебную часть в гимназиях. Так, Казанский университет по итогам приемных экзаменов считал себя в праве высказывать те или иные замечания по постановке учебной части в средних школах, которые подготавливали для него абитуриентов. В 1835 году директору и учителям Пермской гимназии было поставлено на вид, что ученики этого учебного заведения показали довольно слабые познания
по всем предметам. Такое же замечание было сделано и учителям Орен-
20
бургской гимназии в 1837 году20. Преподаватели университета старались оказывать и посильную помощь учителям гимназий. Довольно большое количество методических пособий для педагогов средних школ было издано ими в 20-40-е годы XIX века.
В последующие годы Министерство народного просвещения продолжает регулировать и совершенствовать учебную часть гимназий. В 1837 году гимназии Казанского учебного округа получают правила для испытания учеников, в которых указывается минимум знаний учащихся при выходе их из учебного заведения. В 1839 году издаются подробные программы гимназического курса, исправленные и дополненные в 1843 году. Эти программы становятся первыми общими для всех гимназий Российской империи. Усилия учебного начальства по наведению порядка в средних школах не проходят даром. По итогам ревизии, например, Оренбургской гимназии в 1838 и 1841 гг. выясняется, что произошли положительные сдвиги в учебной части этого образовательного учреждения. Заслужили одобрение преподаватели логики, риторики, статистики,
21
истории, Закона Божьего, русской словесности, математики и географии21.
С 1838 года вводятся обязательные сочинения на русском и иностранном языках. Сочинения были самых разнообразных жанров: описания, повествования, рассуждения, письма и деловые бумаги, критические разборы литературных произведений. При написании этих сочинений учащиеся должны были проявить свои знания не только в области литературы, но и по истории, географии, физике, в области краеведения. В течение года учащиеся должны были написать два сочинения на русском и одно на иностранном языке. Для проверки эти труды отправлялись попечителю округа, а с 1845 года надзор за этой работой был передан педагогическим коллективам. Написание таких сочинений
должно было способствовать «усвоению себе духа и свойств языка и к изложе-
22
нию мыслей по законам здравой логики и чистого образованного вкуса»22.
С 1844 года в гимназиях начинают проходить литературные беседы «для усиления успехов в русской словесности и возбуждения соревнования между уче-
23
никами VI и VII классов гимназий»23. Учащиеся писали доклады на одну из выбранных тем, которые на литературных беседах обсуждались и учащимися и учителями. Докладчик должен был обоснованно защитить свою точку зрения на ту или иную проблему. Весь ход литературной беседы записывался и затем отправлялся для ознакомления также попечителю округа. Несомненно, такая форма занятий способствовала развитию речи учащихся, умению четко высказывать свои мысли, защищать свою точку зрения.
В середине 40-х годов XIX века учебные планы 1828 года претерпевают ряд изменений. В 1844 году из курса гимназий исключается статистика, она лишь небольшим разделом входит в программу по географии. В 1845 сокращается программа по математики, в 1847 году отменяется изучение логики. Освободившиеся часы отдаются на изучение русского языка, словесности, латинского языка и переводам с иностранных языков.
Серьезным изменениям Устав 1828 года был подвергнут в 1849 году. Революционные потрясения в Европе не самым лучшим образом отразились на отношении правительства к преподаванию в гимназиях латинского и греческого языков. Появилось мнение, что знакомство учащихся с литературой и историей античного мира возбуждает в них интерес к республиканской форме правления. Защитник классицизма граф С.С. Уваров был отстранен от должности министра просвещения. Защищая в 1855 году классическую систему образования, Т.Н. Грановский отмечал, «что не изучение классиков, а современная литерату-
ра и жизнь порождает революции, и что социализм не имеет ничего общего с
античным миром. К тому же, отмечал он, во Франции и в Австрии куда больше
24
революционеров вышло из технических училищ, чем из гимназий» .
Новому гимназическому курсу, по выражению Н.Х Весселя, было дано ути-
25
литарное направление . С 1849 года появляются два типа гимназий: 1) классического направления с изучением латинского и греческого языков для желающих поступить в университеты (эти гимназии в основном существовали в университетских городах) и 2) реального направления с акцентом на изучение законоведения, русского языка и математики для желавших посвятить себя практической деятельности. Кроме того, по новому учебному плану во всех гимназиях усиливалось преподавание математики, новых языков, физики и русского языка.
В 1852 году учебные программы гимназий были подвергнуты очередным изменениям. «В некоторых гимназиях было введено не только законоведение, но и узкопрактическое естествознание. В связи с этим, гимназии разделились на три типа: 1) к первому типу принадлежали гимназии, в которых преподавалось естествознание и законоведение; 2) ко второму типу принадлежали — гимназии, в которых не было введено преподавание естествознания и оставлено только законоведение; учебный план этих гимназий почти ничем не отличался от учебного плана 1849 г.; 3) к третьему типу принадлежали классические гимназии (с двумя древними языками). В первом и втором типе гимназий, начиная с IV класса, курс был бифурцирован: в одном отделении (для готовящихся на службу) преподавалось естествознание и законоведение или только законоведение; в другом отделении (для готовящихся в университет) преподавался латинский язык»26. Таким образом, чисто формальное образование можно было получить только в классических гимназиях, которых осталось совсем немного, они находились лишь в университетских городах. Практически все провинциальные гимназии были призваны готовить будущих чиновников, годных к службе уже после выхода из среднего учебного заведения. В своей работе
Н.Х. Вессель с большим сожалением отмечал, что «гимназии, хотя и не был издан полный новый устав их, потерпели в 1849—1852 гг. опять преобразование в самом существенном, в основных началах своего курса; они утратили главное — свой общеобразовательный характер, главную основу и сосредоточие которого составляли древние языки, и должны были получить какое-то вообра-
27
жаемо-практическое направление» .
Преобразования, проводившиеся правительством в области среднего образования, естественно коснулись и жизни средних школ уральского региона. Устав 1828 года начал реализовываться на Урале лишь в 1835 году. Пермская, Вятская и Оренбургская гимназии из четырехклассных были преобразованы в семиклассные. Продолжительность урока была установлена в 1,5 часа. Началось увольнение нерадивых учителей из гимназий. Так из Вятской гимназии за пропуски уроков, опоздание на занятия и халатное отношение к своим обязанностям были уволены 5 учителей: Скворцов, Деревянко, Гартман, Крылов и Бру-сянов. Несмотря на строгие меры, применявшиеся к учителям, учащиеся Пермской и Вятской гимназий «не блистали» знаниями. В 1839 году в Пермской гимназии из 121 ученика успешными оказались 81, а слабыми в своих по-
знаниях 26. «Визитатор, посетивший Пермскую гимназию в 1842 г., отмечал в ней «недостаток методы и вялость преподавания, при которых ученики, без всякого оживления внимания их, принуждены рабски следовать за уроками, выучивая пройденные ими предметы наизусть... Ответы учеников на вопросы,
из книги предложенные, хороши, но как скоро потребуется от них объяснения,
28
то приметен недостаток основательности познаний» . Посетившие в 1838 году Вятскую гимназию попечитель Казанского учебного округа Мусин-Пушкин и ординарный профессор Казанского университета Симонов отметили, что успехи учеников видны были лишь в Законе Божьем, русской словесности и истории, в остальных же предметах познания были посредственными. Ими даны были и рекомендации учителям: давать возможность детям своими словами излагать изученное, руководствоваться в преподавании разработанными методиками, при преподавании статистики и географии давать ученикам новейшие сведения, а не только пользоваться учебниками, приучать к черчению карт. При изучении математики предлагалось обращать внимание на практическое применение всех положений выводимых умозрениями, приучать к счислению в уме. По новым языкам учить детей читать, а в старших классах и писать сочинения на иностранном языке. За неисполнение предписаний и не улучшение ситуации в преподавании было предупреждено о возможном увольнении недобросовестных учителей29.
Единственная уральская гимназии, которая была оценена как достаточно успешная в своей деятельности — это Оренбургская мужская гимназия. «Хороший отзыв получила гимназия в 1843 г. во время осмотра профессором Казанского университета Э.А. Кнорром, директору И.В. Базилеву была объявлена благодарность. Во время ревизии 1846 г. инспектором казенных училищ
В.И. Антроповым отмечалось усердие и успехи в работе законоучителя И. Брее-ва, учителя русской словесности и логики В.В. Завьялова, латинского языка М.В. Левитского, истории А. Глушиковского. Одобрительные отзывы об учебной работе гимназии были высказаны профессорами А.К. Казем-Беком и
30
Э.А. Эверсманом, осмотревшими гимназию в 1847—1848 гг.»30. Однако уже в 50-е годы XIX века и в этой гимназии были замечены недостатки в учебно-воспитательной работе, участились пропуски уроков не только среди учащихся, но и среди учителей. Начинала явно сказываться ослабевшая в связи с возрастом энергия директора гимназии И.В. Базилева.
Все большая практическая направленность гимназий после реорганизации учебных планов в 1849 и 1852 гг. отразилась и на уральских средних учебных заведениях. В курс всех трех гимназий вводятся естествознание и законоведение. Уральские гимназии должны были готовить для региона специалистов для государственной службы. «Воспитанники, хорошо окончившие курс и обучавшиеся русскому законоведению, получали, при поступлении на государственную службу, если имели на это право по своему происхождению, чин XIV класса; дети же личных почетных граждан, купцов и мещан, отлично кончившие
31
курс гимназии, награждались званием личного почетного гражданина» .
Особую практическую направленность получила Оренбургская гимназия. Обширная Оренбургская губерния, населенная жителями различных национальностей, требовала чиновников совершенно особого уровня, хорошо знаю-
щих законоведение и судопроизводство, и самое главное тюркский язык для общения как с местным башкирским населением, так и с восточными соседями. Эти знания способствовали более быстрому делопроизводству и сокращению траты денег на переводчиков. Еще в 1844 году в Оренбургской гимназии было введено преподавание законоведения и судопроизводства. С 1853 года началось преподавание старотюркского языка, первым и единственным учителем которого стал Ф. Коропачинский. Правда, успехи в этом деле были не особенно хорошие. Обучавшиеся в гимназии дети дворян и чиновников в большинстве своем все же видели себя на университетской скамье, нежели канцелярскими
служащими Оренбургской губернии. В 1864 году преподавание старотюркского
32
языка в этой гимназии было прекращено32.
После реорганизации гимназий в 1835 году количество учащихся в них хоть и медленно, но все же росло. Если в 1836 году во всех гимназиях страны обучалось 17 403 человек, то в 1856 году — 19 098 человек33. Конечно, для шестидесятимиллионного населения европейской России такое количество учащихся было ничтожно малым. Изменения количественного состава учащихся происходили и в уральских гимназиях. Более или менее стабильный рост числа учащихся был лишь в Пермской гимназии. Снижение числа учащихся в Вятской гимназии директором М.В. Полиновским объяснялось тем, что после преобразования гимназии в 1835 году в нее действительно был серьезный «наплыв» желающих учиться. Однако со временем общество охладело к среднему образованию. К тому же недобросовестное отношение учителей к своим обязанностям, также подрывало авторитет учебного заведения в глазах местных жителей. В 50-60-е годы XIX века происходит снижение авторитета и Оренбургской гимназии, что также объясняется неудовлетворительным преподаванием предметов, низкой успеваемостью учеников34. Однако в целом количество учащихся средних учебных заведений уральского региона неуклонно росло.
Проводившаяся правительством политика по привлечению в гимназии детей дворян и чиновников возымела свое действие и на Урале, так же, как и по всей стране в гимназиях преобладали ученики, принадлежавшие к этим сословиям. В Оренбургской гимназии с 1838 по 1860 гг. происходил постепенный рост количества учащихся принадлежавших к благородному сословию. Если в 1838 году детей дворян и чиновников было 74 % от общего числа учащихся, то в 1860 году — уже 82 %. Такая же ситуация наблюдалась и в Вятской гимназии. М.Г. Васильев в своей «Истории Вятской гимназии.» отмечал: преобладающее сословие в гимназии за это время были дети дворян и чиновников, составлявшие в общей сложности более половины учащихся, за исключением 1844 г. когда больше всего в гимназии было детей купцов и мещан. Дети купцов и мещан несколько уступают числу детей благородного происхождения; дети-же крестьян составляли незначительное меньшинство, не свыше 5 % общего числа уче-35
ников»35. И все же в Вятской гимназии уже в первой половине XIX века проявилась своя особенность в сословном составе учеников. Так как в губернии было не так уж много представителей дворянского сословия, то и в гимназии дети дворян и чиновников не составляли подавляющее большинство, как например, в Оренбургской гимназии. В среднем в 1838—1860 гг. их количество не превышало 60 % от общего числа учащихся.
В первой половине XIX века учебные программы гимназий подвергались коренным преобразованиям четыре раза, что самым неблагоприятным образом сказывалось на результатах деятельности учебных заведений. Средние образовательные учреждения не успевали реализовать полностью одну программу, увидеть результаты ее практического воплощения, как на смену ей приходила новая. Российское правительство пыталось приспособить среднюю школу к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям и в тоже время угодить и правящей дворянско-чиновничьей элите. Первоначально созданные как классические общеобразовательные учебные заведения, гимназии, к концу первой половины XIX века получают все более практическую направленность. В большей степени эта ситуация была продиктована реальными социально-экономическими и политическими условиями. Дворяне, мещане, купечество, разночинцы, отдавая детей в среднюю школу, стремились как можно быстрее получить практические результаты. Не успевал ребенок пройти весь курс обучения, как родители уже старались пристроить его или на государственную службу, чтобы он быстрее получил чин (дворяне), или приставить к делу которым занимались сами (мещане, купцы). Отсюда малая наполняемость старших классов. Из ста человек начинавших учебу, к концу учебного курса доходило человек десять — двенадцать. Кроме незаинтересованности в среднем образовании местного населения, на непопулярности средних школ сказывалась их плохая материальная обеспеченность, отсутствие достаточно подготовленных учителей. Проводившаяся сословная политика в области образования также отталкивала от средней школы потенциальных учащихся. Уральская средняя школа в этот период времени мало чем отличалась от среднестатистической российской гимназии. Здесь также наблюдалась малая наполняемость классов, отсутствие интереса к ней местного населения, преобладание дворянского сословия среди учащихся.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в. М., 1973. С. 200.
2. См.: Черепанов С.А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1951. Вып. 33.
С. 158.
3. Зверев А.В. Старейшее учебное заведение г. Перми. К столетию Пермской мужской гимназии (1808-1908). Пермь, 1908. С. 30.
4. Там же. С. 150-151.
5. См.: Зверев. Ук. соч. С. 32-33.
6. Васильев М.Г. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. Вятка, 1911. С. 9.
7. См. там же. С. 35-37.
8. Зверев. Ук. соч. С. 30.
9. См. там же. С. 31.
10. ГАОО. Ф. 6. Оп. 3. Д. 6194. Л. 179, 216; РГИА. Ф. 733. Оп. 39. Д. 329.
11. ЦГИАРБ. Ф.И. — 110. Оп. 1.Д. 76. Л. 25 об.
12. ЦГИАРБ. Ф.И. — 119. Оп. 1. Д. 198. Л. 66 об.
13. Виттекер Ц.Х.Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб., 1999. С. 164.
14. См.: Черепанов. Ук. соч. С. 160.
15. См. там же. С. 161.
16. Там же. С. 162-163.
17. Там же. С. 168.
18. Виттекер. Ук. соч. С. 168.
19. ЦГИАРБ. Ф.И. — 110. Оп. 1. Д. 127. Л. 11.
20. См.: ЦГИАРБ. Ф.И. — 110. Оп. 1. Д. 128. Л. 3; ЦГИАРБ. Ф.И. — 110. Оп. 1. Д. 166. Л. 42.
21. См.: Мирсаитова С.Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX в.: В 2-хч. Екатеринбург, 2000. Ч. 1. С. 75-76.
22. ЦГИАРБ. Ф.И. — 110. Оп. 1. Д. 166. Л. 11, 32-33 об., 38.
23. Там же. Л. 3, 5-5 об.
24. Виттекер. Ук. соч. С. 168.
25. См.: Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959. С. 234.
26. Черепанов. Ук. соч. С. 168-169.
27. Вессель. Ук. соч. С. 234.
28. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в. М., 1973. С. 215.
29. См.: Зверев. Ук. соч.; Васильев. Ук. соч.
30. Мирсаитова. Ук. соч. С. 79.
31. Зверев. Ук. соч. С. 45.
32. См.: Мирсаитова. Ук. соч.
33. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1968. С. 175.
34. См.: Васильев. Ук. соч. С. 88; Мирсаитова. Ук. соч. С. 84.
35. Васильев. Ук. соч. С. 89.
STATE POLICY IN SPHERE OF SECONDARY EDUCATION, ITS REALIZATION IN URAL IN FIRST HALF OF THE 19th C.
М.V. Egorova
The article is devoted to the research of reforms in the secondary education, carried out by Russian Empire government in first half of the 19th c. The author gave some considerations to realization of these reforms in the Ural region. The article marks, the first educational institutions appeared in Ural during the period, however the local population was not interested in them much. The reasons of such position were a weak interest in education, poor material resources of high schools, bad preparation of teachers for their activity, and also the class policy on secondary education carried out by the state.