Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
412
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ / ДЕМОГРАФИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шахворостов Г. И., Ряжских Д. В., Самсонов В. С., Удалова Н. Е.

П р е д м е т. Государственная политика в области демографии. Т е м а . Текущее состояние и направления развития демографической политики (на примере Воронежской области)Ц е л и . Анализ демографических показателей в области рождаемости, смертности, естественного движения населения, расторжения и заключения брака. Разработка предложений по совершенствованию демографической политики на примере Воронежской области. М е т о д о л о г и я . Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучения материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения. Р е з у л ь т а т ы . В рамках анализа демографической политики Воронежской области выявлены следующие проблемы: увеличение смертности населения, снижение рождаемости, уменьшение количества зарегистрированных браков. Разрешение выделенных ранее проблем возможно в соответствии с совершенствованием деятельности Департамента социальной защиты Воронежской области путём внедрения новых методов и инструментов для его деятельности: разработать программу «Здоровьесбережение в Воронежской области», исключить ставку в рамках государственной поддержки ипотеки семей с детьми, ввести стимулирующие денежные выплаты для молодых семей с детьми (молодыми семьями считаются семьи, в которых один из родителей не достиг возраста 35 лет), разработать специальный план - программу «Семья - основа жизнедеятельности», предусмотреть единовременную выплату для лиц, которые вступают в брак впервые, что простимулирует регистрацию браков. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Демографическая политика в Воронежской области. В ы в о д ы . Проанализировав данные демографической политики Воронежской области, можно сделать вывод, что демографическая ситуация на территории Воронежской области в 2020 - 2022 гг. складывается неоднозначно и с уверенностью можно отметить, что показатели 2019 г. были лучше, чем показатели 2020 - 2022 гг. При этом, не следует забывать о причинах, которые повлияли на показатели 2020 - 2022 гг., одной из которых является пандемия COVID - 19, которая оказала влияние не только на демографические показатели, но и отразилась на ограничении осуществления демографической политики на территории Воронежской области в полном объёме. Необходимо обеспечить улучшение качества жизни населения, сокращение уровня смертности, повышение рождаемости, регулирования внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Данные проблемы в своём большинстве связаны не только с естественными событиями, но и с отсутствием деятельной государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шахворостов Г. И., Ряжских Д. В., Самсонов В. С., Удалова Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF DEMOGRAPHY IN THE VORONEZH REGION: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND FORMATION OF PROMISING DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF DEMOGRAPHIC POLICY

S u b j e c t. State policy in the field of demography. T o p i c . Current state and directions of development of demographic policy (on the example of the Voronezh region). P u r p o s e. Analysis of demographic indicators in the field of fertility, mortality, natural population movement, dissolution and marriage. Development of proposals for improving the demographic policy on the example of the Voronezh region. M e t h o d o l o g y. The method of theoretical analysis, analysis of regulatory legal documents on the topic of research, study of materials from scientific and periodicals on the topic of research, statistical method and comparison method. R e s u l t s . As part of the analysis of the demographic policy of the Voronezh region, the following problems were identified: an increase in the death rate of the population, a decrease in the birth rate, and a decrease in the number of registered marriages. The resolution of the previously identified problems is possible in accordance with the improvement of the activities of the Department of Social Protection of the Voronezh Region, by introducing new methods and tools for its activities: to develop the program «Health saving in the Voronezh Region», to exclude the rate within the framework of state support for the mortgage of families with children, to introduce incentive cash payments for young families with children (young families are families in which one of the parents has not reached the age of 35), develop a special plan - program «Family is the basis of life», provide for a lump sum payment for persons who marry for the first time, which will stimulate registration marriages. A p p l i c a t i o n a r e a . Demographic policy in the Voronezh region. C o n c l u s i o n s . After analyzing the data of the demographic policy of the Voronezh region, we can conclude that the demographic situation in the territory of the Voronezh region in 2020 - 2022. is ambiguous and it can be noted with confidence that the indicators for 2019 were better than those for 2020 - 2022. At the same time, one should not forget about the reasons that influenced the indicators for 2020 - 2022, one of which is the COVID - 19 pandemic, which not only affected demographic indicators, but also affected the restriction of the implementation of demographic policy in the Voronezh region in in full volume. It is necessary to ensure an increase in the life of the population, a reduction in the death rate, an increase in the birth rate, regulation of internal and external migration, and the preservation and strengthening of the health of the population. Most of these problems are associated not only with natural events, but also with the lack of active state support.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

Russian Academy of Sciences. — 2019. — Volume 89, № 7. — P. 737.

8. Labor potential of the innovation economy [Text] : [monograph] / G. V. Yaksibayeva ; M-in education and science of the Russian Federation, the federal state. Budgetary educational institution Higher. prof. Education «Ufa State Aviation Technical University». — Ufa : Ugatu, 2012. — 275 s. : Il., Table; 21 cm; ISBN 978-54221-0269-3.

УДК 314.18

9. Hadasevich N. R. Transformation of the content of regional labor potential / N. R. Hadasevich // Creative economy. — 2021. — T. 15. No. 8.

10. Hadasevich N. R. Labor potential of the region: Structure and content / N. R. Hadasevich // Personnel. — 2014. — № 11. — P. 116—122.

11. Characteristics of the higher education system in the Russian Federation. — URL: https:// monitoring.miccedu.ru/?m=VPO Date of treatment 22.07.2021

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИИ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Коды JEL: I 38, О 38, Z 18

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: 3352-6307

Ряжских Д. В., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: отсутствует

Самсонов В. С., кандидат экономических наук, декан факультета ГМУ-ЦДО, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: [email protected] SPIN-код: 1427-8466

Удалова Н. Е., кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: [email protected] SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 09.03.2022. Принята к публикации 11.03.2022 Аннотация

Предмет. Государственная политика в области демографии.

Тема. Текущее состояние и направления развития демографической политики (на примере Воронежской области)

Цели. Анализ демографических показателей в области рождаемости, смертности, естественного движения населения, расторжения и заключения брака. Разработка предложений по совершенствованию демографической политики на примере Воронежской области.

Методология. Метод теоретического анализа, анализа нормативных правовых документов по теме исследования, изучения материалов научных и периодических изданий по теме исследования, статистический метод и метод сравнения.

Результаты. В рамках анализа демографической политики Воронежской области выявлены следующие проблемы: увеличение смертности населения, снижение рождаемости, уменьшение количества зарегистрированных браков. Разрешение выделенных ранее проблем возможно в соответствии с совершенствованием деятельности Департамента социальной защиты Воронежской области, путём внедрения новых методов и инструментов для его деятельности: разработать программу «Здоровьесбережение в Воронежской области», исключить ставку в рамках государственной поддержки ипотеки семей с детьми, ввести стимулирующие денежные выплаты для молодых семей с детьми (молодыми семьями считаются семьи, в которых один из родителей не достиг возраста 35 лет), разработать специальный план-программу «Семья-основа жизнедеятельности», предусмотреть единовременную выплату для лиц, которые вступают в брак впервые, что простимулирует регистрацию браков.

Область применения. Демографическая политика в Воронежской области. Выводы. Проанализировав данные демографической политики Воронежской области, можно сделать вывод, что демографическая ситуация на территории Воронежской области в 2020—2022 гг. складывается неоднозначно и с уверенностью можно отметить, что показатели 2019 г. были лучше, чем показатели 2020—2022 гг. При этом, не следует забывать о причинах, которые повлияли на показатели 2020—2022 гг., одной из которых является пандемия COVID-19, которая оказала влияние не только на демографические показатели, но и отразилась на ограничении осуществления демографической политики на территории Воронежской области в полном объёме.

Необходимо обеспечить увеличение качества жизни населения, сокращение уровня смертности, повышение рождаемости, регулирования внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Данные проблемы в своём большинстве связаны не только с естественными событиями, но и с отсутствием деятельной государственной поддержки.

Ключевые слова: демографическая политика Воронежской области, демография, демографические показатели.

UDC 314.18

STATE POLICY IN THE SPHERE OF DEMOGRAPHY IN THE VORONEZH REGION: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND FORMATION OF PROMISING DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF

DEMOGRAPHIC POLICY

JEL Codes: I 38, О 38, Z 18

Shakhvorostov G. I., candidate of Technical Sciences, head of the department of state and municipal administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia E-mail: [email protected] SPIN-code: 3352-6307

Ryazhskikh D. V., graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia E-mail: diana-ryazhskikh98@mail. ru SPIN-code: none

Samsonov V. S., сandidate of Economic Sciences, Dean of the Faculty of GMU-CDO, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: [email protected] SPIN-code: 1427-8466

Udalova N. E., candidate of philosophical sciences, associate professor of the Department of State and Municipal Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia E-mail: [email protected] SPIN-code: none

Annotation

Subject. State policy in the field of demography.

Topic. Current state and directions of development of demographic policy (on the example of the Voronezh region).

Purpose. Analysis of demographic indicators in the field of fertility, mortality, natural population movement, dissolution and marriage. Development of proposals for improving the demographic policy on the example of the Voronezh region.

Methodology. The method of theoretical analysis, analysis of regulatory legal documents on the topic of research, study of materials from scientific and periodicals on the topic of research, statistical method and comparison method.

Results. As part of the analysis of the demographic policy of the Voronezh region, the following problems were identified: an increase in the death rate of the population, a decrease in the birth rate, and a decrease in the number of registered marriages. The resolution of the previously identified problems is possible in accordance with the improvement of the activities of the Department of Social Protection of the Voronezh Region, by introducing new methods and tools for its activities: to develop the program «Health saving in the Voronezh Region», to exclude the rate within the framework of state support for the mortgage of families with children, to introduce incentive cash payments for young families with children (young families are families in which one of the parents has not reached the age of 35), develop a special plan-program «Family is the basis of life», provide for a lump sum payment for persons who marry for the first time, which will stimulate registration marriages.

Application area. Demographic policy in the Voronezh region.

Conclusions. After analyzing the data of the demographic policy of the Voronezh region, we can conclude that the demographic situation in the territory of the Voronezh region in 2020—2022. is ambiguous and it can be noted with confidence that the indicators for 2019 were better than those for 2020—2022. At the same time, one should not forget about the reasons that influenced the indicators for 2020—2022, one of which is the COVID-19 pandemic, which not only affected demographic indicators, but also affected the restriction of the implementation of demographic policy in the Voronezh region in in full volume.

It is necessary to ensure an increase in the life of the population, a reduction in the death rate, an increase in the birth rate, regulation of internal and external migration, and the preservation and strengthening of the health of the population. Most of these problems are associated not only with natural events, but also with the lack of active state support.

Keywords: demographic policy of the Voronezh region, demography, demographic indicators.

Введение

Демографическая политика государства определяет демографическую политику субъекта Российской Федерации, где зачастую имеются серьёзные проблемы.

На территории Воронежской области действует Постановление Правительства Воронежской области «Об утверждении Концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года»1, в рамках которой определяются не только общие положения о целях, задачах и приоритетных направлениях демографической политики Воронежской области, но и механизмы, этапы и ожидаемые результаты.

Каждый демографический аспект одновременно влияет на несколько других аспектов.

1 Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении Концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года: постановление Правительства Воронежской области от 16 декабря 2010 г. № 1097 // «Гарант» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/18132922/ (дата обращения: 18.02.2022).

DOI: 10.22394/1997-4469-2022-56-1-63-70

Поэтому демографическая политика региона, Воронежской области, должна быть системной, многоаспектной, стратегической, гибкой и должна соответствовать современным вызовам общества. Демографическое развитие в ближайшие годы должно быть нацелено на три основные группы мер, неразрывно связанные с социально-экономическим развитием страны: стимулирование рождаемости, снижение смертности, сбережение имеющегося населения и привлечение высококвалифицированных мигрантов трудоспособного воз-раста2.

Недостатками демографической политики Воронежской области являются следующие:

1. Отсутствие надлежащего учёта специфики демографической ситуации на территории Воронежской области. На сегодняшний день проводится не так много исследований по спец-

2 Калинина К. А. Актуальные проблемы регулирования демографической политики в субъектах РФ // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сборник статей. 2019. С. 103—106.

ифики демографической ситуации, что не отражает её реального состояния.

2. Недостаточное внимание потребностям развития регионов при определении целей демографической политики Воронежской области:

— увеличение смертности населения;

— снижение рождаемости;

— уменьшение количества зарегистрированных браков.

Напрямую с данными проблемами связана также и проблема отсутствия деятельных мер государственной поддержки.

3. Включение в состав целей демографической политики тех ориентиров, которые не характеризуют демографическое поведение населения Воронежской области. К примеру, в поло -жениях Концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года установлено, что целью является «сохранение достигнутого уровня рождаемости», однако, как показывают статистические данные, данная цель является формально закреплённой. На сегодняшний день, уровень рождаемости снизился, сохранение такого уровня является негативным явлением, что ещё раз определяет включение в состав целей демографической политики тех ориентиров, которые не характеризуют демографическое поведение населения Воронежской области.

Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования. Проблемы демографии требуют обстоятельного анализа, поскольку состояние демографической политики в Воронежской области позволяет сделать вывод о её неоднозначности и принятии необходимых мер с учётом складывающейся обстановки.

Анализ и оценка демографической политики в Воронежской области

Правовое регулирование демографической политики Воронежской области осуществляется на основании Концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 г.1, в которой обозначено, что к 2025 г. общая численность населения должна быть увеличена не ниже 2300,0 тыс. человек, к ожидаемая продолжительность жизни — 75 лет.

1 Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Об утверждении концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года: постановление Правительства Воронежской области от 16 декабря 2010 г. № 1097 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=RLAW181&n=38581&dst=100001#jVPirqS0gjAIMt XS1 (дата обращения: 18.02.2022).

В соответствии с Концепцией демографической политики Воронежской области, можно выделить следующие задачи её реализации:

— сокращение уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, увеличение продолжительности активной жизни;

— формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья населения, существенное снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения;

— укрепление репродуктивного здоровья населения, снижение уровня материнской и младенческой смертности, сохранение достигнутого уровня рождаемости;

— совершенствование региональной семейной политики, направленной на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, стимулирование рождаемости;

27 мая 2021 года территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области были опубликованы результаты демографической ситуации на территории Воронежской области в 2020 году. Так, численность постоянного населения области на начало 2021 года составила 2305.6 тыс. человек и за прошедший год уменьшилась на 18.6 тыс. человек, или на 0.8 процента. Городское население области составило 1567 тыс. человек (68 %), а сельское — 738.6 тыс. человек (32 %). В 2020 году в области по-прежнему наблюдалась естественная убыль населения, которая составила 19.2 тыс. человек и увеличилась против 2019 года на 44.1 процента. Всего в 2020 году в области появилось на свет 19.1 тыс. младенцев, что на 2.6 процента меньше, чем в 2019 году. Смертность населения составила 38.3 тыс. человек, что на 16.3 процента больше, чем в 2019 году. В 2020 году в области были зарегистрированы 11.9 тысяч браков и 9.5 тысячи разводов. По сравнению с 2019 годом число заключенных браков уменьшилось на 25.8 процента, а число разводов — на 6.4 процента2. В целях наилучшего восприятия общие данные отражены в таблице 1.

2 Результаты демографической ситуации в 2020 году на территории Воронежской области территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 27 мая 2021 г. // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. URL: https://voronezhstat.gks.ru/storage/ mediabank/Демография_19.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей демографической политики в 2019 и 2020 гг.

на территории Воронежской области

Наименование показателя Численность населения Рождаемость Смертность Вступление в брак Расторжение брака

2019 2324.2 тыс. человек 19.6 тыс. 32.9 тыс. 16 тыс. 10.1 тыс.

2020 2305.6 тыс. человек 19.1 тыс. 38.3 тыс. 11.9 тыс. 9.5 тыс.

В соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, выделяется следующая численность населения по возрастным группам (таблица 2)1.

Также нельзя не отметить прогноз численности мужчин и женщин с 2021 г. по 2036 г. на территории Воронежской области (таблица 3)2.

Таблица 2

Численность населения по возрастным группам на территории Воронежской области

2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. и посл. годы

Трудоспособный возраст

Мужчины Женщины 16—60 лет 16—55 лет 16—61 год 16—56 лет 16—61 год 16—56 лет 16—62 года 16—57 лет 16—62 года 16—57 лет 16—63 лет 16—58 лет 16—63 года 16—58 лет 16—64 года 16—59 лет

Старше трудоспособного возраста

Мужчины Женщины 61 год и > 56 лет и > 62 года и > 57 лет и > 62 года и > 57 лет и > 63 года и > 58 лет и > 63 года и > 58 лет и > 64 года и > 58 лет и > 64 года и > 59 лет и > 65 лет и > 60 лет и >

Таблица 3

Прогноз численности мужчин и женщин с 2021 г. по 2036 г. на территории Воронежской области

Год Низкий вариант прогноза Средний вариант прогноза Высокий вариант прогноза

мужчины, тыс. человек женщины, тыс. человек на 1000 мужчин приходится женщин мужчины, тыс. человек женщины, тыс. человек на 1000 мужчин приходится женщин мужчины, тыс. человек женщины, тыс. человек на 1000 мужчин приходится женщин

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2021 68 019,0 78 393,8 1153 68 158,8 78 491,3 1152 68 277,2 78 611,0 1151

2022 67 854,0 78 134,6 1152 68 168,8 78 368,1 1150 68 447,2 78 631,6 1149

2023 67 614,5 77 806,2 1151 68 153,9 78 218,5 1148 68 629,8 78 652,1 1146

2024 67 328,6 77 435,1 1150 68 103,0 78 032,9 1146 68 795,5 78 649,4 1143

2025 67 003,7 77 028,5 1150 68 031,2 77 827,1 1144 68 948,6 78 633,8 1140

2026 66 649,4 76 594,6 1149 67 938,0 77 601,5 1142 69 094,3 78 619,5 1138

2027 66 272,2 76 140,1 1149 67 838,9 77 372,0 1141 69 236,4 78 609,8 1135

2028 65 881,8 75 673,9 1149 67 738,4 77 144,5 1139 69 381,0 78 609,5 1133

2029 65 480,9 75 198,6 1148 67 640,0 76 929,1 1137 69 536,3 78 623,4 1131

2030 65 071,4 74 716,1 1148 67 545,7 76 728,3 1136 69 711,1 78 649,9 1128

1 Результаты демографической ситуации в 2020 году на территории Воронежской области территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 27 мая 2021 г. // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. URL: https://voronezhstat.gks.ru/storage/mediabank/Демография_19.pdf (дата обращения: 18.02.202).

2 Результаты демографической ситуации в 2020 году на территории Воронежской области территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 27 мая 2021 г. // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. URL: https://voronezhstat.gks.ru/storage/mediabank/Демография_19.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2031 64 655,3 74 2 28,1 1148 67 455,6 76 541,6 1135 69 901,7 78 686,9 1126

2032 64 233,6 73 734,7 1148 67 371,1 76 368,8 1134 70 105,5 78 734,0 1123

2033 63 809,7 73 238,0 1148 67 295,7 76 211,0 1132 70 323,7 78 793,0 1120

2034 63 385,7 72 739,2 1148 67 232,3 76 069,1 1131 70 557,7 78 865,7 1118

2035 62 963,2 72 238,5 1147 67 185,3 75 942,9 1130 70 809,0 78 951,8 1115

2036 62 542,1 71 735,1 1147 67 163,3 75 830,0 1129 71 075,5 79 050,8 1112

Показатели естественного движения населения на территории Воронежской области приведены в таблице 41.

Таким образом, проанализировав представленные данные, можно сделать вывод, что демографическая ситуация на территории Воронежской области в 2020—2021 гг. складывается неоднозначно и с уверенностью можно отметить, что показатели 2019 г. были луч-

ше, чем показатели 2020—2021 гг. При этом, не следует забывать о причинах, которые повлияли на показатели 2020—2021 гг., одной из ко -торых является пандемия COVID-19, которая оказала влияние не только на демографические показатели, но и отразилась на ограничении осуществления демографической политики на территории Воронежской области в полном объёме.

Таблица 4

Показатели естественного движения населения на территории Воронежской области

Показатели естественного движения населения

На 1000 человек населения Справочно: на 1000 человек населения за 2020 г.

Январь-сентябрь 2021 г. Январь-сентябрь 2020 г.

Январь-сентябрь 2021 г. Январь-сентябрь 2020 г. Прирост (+), снижение (-)

Число родившихся 13 973 14 251 -278 8.1. 8.2 8.2

Число умерших 31 113 25 771 +5342 18.1 14.8 16.5

Число умерших детей в возрасте до 1 года 62 49 +13 4.4 3.4 3.7

Естественная убыль -17140 -11520 х -10.0 -6.6 -8.3

Зарегистрировано браков 11 856 9430 +2426 6.9 5.4 5.1

Зарегистрировано разводов 7305 7006 +299 4.3 4.0 4.1

Определение перспективных направлений развития демографической политики в Воронежской области

Анализ состояния демографической политики Воронежской области позволяет определить следующие предложения по совершенствованию:

1. Статистика свидетельствует о возросшем уровне смертности и снижении рождаемости2. Для предотвращения последующего снижения рождаемости и роста смертности населения Постановлением Правительства Воронежской области была утверждена государственная программа Воронежской области «Развитие здра-

1 Результаты демографической ситуации

в 2020 году на территории Воронежской области территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 27 мая 2021 г. // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. URL: https://voronezhstat.gks.ru/storage/mediabank/ Демография_19.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

Результаты демографической ситуации в 2020 году на территории Воронежской области территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 27 мая 2021 г. // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. URL: https://voronezhstat.gks.ru/storage/mediabank/ Демография_19.pdf (дата обращения: 01.12.2021).

воохранения», основными задачами которой являются следующие:

— обеспечение доступности медицинской помощи, услуг, что должно соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также достижениям медицинской науки;

— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья и развития медико-санитарной помощи;

— улучшение репродуктивного здоровья населения и репродуктивных технологий;

— обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами1.

По каждой задаче выделены отдельные подпрограммы где установлены исполнители, принимаемые меры, сроки реализации, цели и задачи. В целом все подпрограммы направлены на обеспечение здоровьесбережения населения Воронежской области, однако, какой-либо правовой акт, определяющий его сущность, мероприятия, связанные с его реализацией на территории Воронежской области отсутствует. Именно поэтому в целях снижения количества смертности представляется целесообразным создать Программу «Здоровьесбережение в Воронежской области». Здоровьесбережение — это разработка и реализация комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий для населения.

2. В целях увеличения количества рождаемости на территории Воронежской области, необходимо, в первую очередь, обеспечить молодые семьи с детьми жильём, создать адекватные и стимулирующие условия для его приобретения.

В целях уменьшения влияния на жизнедеятельность жилищного аспекта, представляется целесообразным развивать государственную поддержку, направленную на снижение процентной ставки на взятие ипотеки для семей с детьми, что достаточно активно применяется на сегодняшний день и ставка по ипотеке в рамках такой поддержки может быть снижена до 4,7—6 %. В свою очередь, представляется целесообразным вообще исключить какую-либо ставку в рамках государственной поддержки, что обеспечит прирост рождаемости и устранит имеющуюся проблему с жильём.

3. Способствовать повышению рождаемости может не только просвещение граждан, формирование у них положительного отношения к деторождению и семейным ценностям, но и введение стимулирующих мер для отдельных семей.

1 Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1189 // Гарант [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/18185426/ (дата обращения: 18.02.2022).

В частности, целесообразным является введение стимулирующих денежных выплат для молодых семей с детьми (молодыми семьями считаются семьи, в которых один из родителей не достиг возраста 35 лет), которые могут распространяться не только на детей (к примеру, как было летом 2021 г. по Указу Президента РФ2), но и на семью в целом, что также является мерой государственной поддержки семей и граждане будут уверены в том, что при рождении ребёнка они смогут получить поддержку от государства, для становления не только ребёнка, но и своей семьи.

4. Стимулирование к заключению брака возможно в соответствии с проведением отдельных воспитательных мероприятий со стороны Департамента социальной защиты населения Воронежской области на основании специального плана-программы «Семья-основа жизнедеятельности». В данном плане должно содержаться указание на то, что в целях побуждения граждан к заключению брака необходимо сформировать у них положительное отношение к институту путём определения перечня положительных аспектов официальной регистрации отношений между мужчиной и женщиной.

Заключение

Предлагаемые мероприятия помогут стабилизировать демографическую ситуацию по Воронежской области, а, это, в свою очередь, послужит рычагом к её улучшению по России в целом. Уровень смертности может снизиться, а рождаемости, наоборот, приобрести тенденцию к росту. Создание семьи в такой области станет более выгодным, практичным и комфортным для населения. Следует отметить, что разрешение выделенных ранее проблем возможно в соответствии с совершенствованием деятельности Департамента социальной защиты Воронежской области, путём внедрения новых методов и инструментов для его деятельности. Все меры, направленные на решение главной составляющей социально-экономического развития — человеческого капитала и важнейшей сферы демографического развития дают основания к прогрессивному развитию и процветанию региона.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

2 Российская Федерация. Президент РФ. О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей : указ Президента РФ от 07.04.2020 г. № 249 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_349618/ (дата обращения: 18.02.2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Правительство РФ. Об утверждении Концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года : постановление Правительства Воронежской области от 16 декабря 2010 г. № 1097 // Гарант [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/18132922/ (дата обращения: 18.02.2022).

2. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Об утверждении концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года : постановление Правительства Воронежской области от 16 декабря 2010 г. № 1097 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW1 81&n=38581&dst=100001#jVPirqS0gjAIMtXS1 (дата обращения: 18.02.2022).

3. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие здравоохранения» : постановление Правительства Воронежской области от 31 декабря 2013 г. № 1189 // Гарант [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/18185426/ (дата обращения: 18.02.2022).

4. Российская Федерация. Президент РФ. О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей : указ Президента РФ от 07.04.2020 г. № 249 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_349618/ (дата обращения: 18.02.2022).

5. Результаты демографической ситуации в 2020 году на территории Воронежской области территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 27 мая 2021 г. // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: https:// voronezhstat. gks. ru/storage/mediabank/Демогр а-фия_19.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

6. Результаты демографической ситуации в 2019 году на территории Воронежской области территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области от 27 мая 2020 г. // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области [Электронный ресурс]. — URL: https://voronezhstat.gks.ru/storage/ mediabank/Демография_19.pdf (дата обращения: 18.02.2022).

7. Калинина К. А. Актуальные проблемы регулирования демографической политики в субъектах РФ / К. А. Калинина // Современ-

ные вопросы государства, права, юридического образования : сборник статей. — 2019. — С. 103—106.

LIST OF LITERATURE

1. Russian Federation. Government of the Russian Federation. On approval of the Concept of the demographic policy of the Voronezh region for the period up to 2025 : Decree of the Government of the Voronezh region dated December 16, 2010 No. 1097 // Garant [Electronic resource]. — URL: https://base.garant.ru/18132922/ (date of access: 02/18/2022).

2. Russian Federation. Government of the Voronezh region. On approval of the concept of the demographic policy of the Voronezh region for the period up to 2025 : Decree of the Government of the Voronezh region dated December 16, 2010 No. 1097 // ConsultantPlus [Electronic resource]. — URL: http: //www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?re q=doc&base=RLAW181&n=38581&dst=100001#j VPirqSOgjAI MtXS 1 (accessed 18.02.2022).

3. Russian Federation. Government of the Voronezh region. On approval of the state program of the Voronezh region «Health development» : Decree of the Government of the Voronezh region dated December 31, 2013 No. 1189 // Garant [Electronic resource]. — URL: https://base.garant.ru/18185426/ (date of access: 18.02.2022).

4. Russian Federation. President of the Russian Federation. On additional measures of social support for families with children: Decree of the President of the Russian Federation of April 7, 2020 No. 249 // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 2020. — No. 15. — Art. 2243.

5. Results of the demographic situation in

2020 on the territory of the Voronezh Region by the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Voronezh Region dated May 27,

2021 // Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Voronezh Region [Electronic resource]. — URL: https://voronezhstat.gks.ru/storage/mediabank/ Demography_19.pdf (date of access: 18.02.2022).

6. The results of the demographic situation in 2019 on the territory of the Voronezh region by the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Voronezh region of May 27, 2020 // Official website of the territorial body of the Federal State Statistics Service for the Voronezh region [Electronic resource]. — URL: https://voronezhstat. gks.ru/storage/mediabank/Demography_19.pdf (date of access: 18.02.2022).

7. Kalinina K. A. Actual problems of regulation of demographic policy in the subjects of the Russian Federation / K. A. Kalinina // Modern issues of state, law, legal education: a collection of articles. — 2019. — S. 103—106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.