УДК 321 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-162-166
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
Попова доктор политических наук, доцент, декан факультета
Екатерина дополнительного профессионального развития,
Александровна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Мартемьянова аспирант кафедры политологии и этнополитики, Златаслава Южно-Российский институт управления - филиал Российской Сергеевна академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected] Аннотация
В статье раскрываются актуальные вопросы формирования государственной политики в области цифровой трансформации. Изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере цифровизации, информационных технологий. Проанализированы изменения в области цифровизации. Учитывается положительный опыт зарубежных стран в сфере цифрового управления.
Ключевые слова: государственная политика, цифровизация, информационное общество, цифровая трансформация.
В настоящее время изучению влияния государственной политики уделяется пристальное внимание, поскольку политические процессы оказывают воздействие на общественную жизнь. Еще в начале двадцатого века М. Вебер охарактеризовал политику как сферу, которая занимается управлением общества. Традиционно государство выступает институтом политического управления, а также выполняет интегрирующую роль в обществе.
Государственная политика представляет собой политический процесс, в котором институты исполнительной власти оказывают управленческое влияние на основные сферы общества, посредством применения властных полномочий [1].
Актуальные тренды развития общества позволяют говорить о влиянии цифровизации на политические решения и государственные решения. Чаще всего, изменения не сразу вызывают ответную реакцию у правящих элит, однако в этот раз можно выявить конкретные векторы развития в условиях изменений. В отношении проектов в сфере цифровиза-ции регулятором осуществляется активная и целеустремленная политика.
Тренд на цифровизацию плотно закрепился в бизнес-среде в последние десятилетия. Сюда можно отнести технологии, которые уже внедрены или будут в скором времени внедряться в большинство корпораций: автоматический сбор и анализ данных, индустриальные IoT сенсоры, объединенные платформы управления предприятиями, системы машинного обучения для принятия оптимальных решений. Такая тенденция наблюдается и в российских корпорациях. Цифровизация помогает повысить эффективность производства, минимизировать риски, а также точно передать информацию для принятия решений. Если учитывать все элементы информационной безопасности, соблюдать все нормы и правила, цифровизация будет способствовать повышению эффективности и результативности всех процессов жизнедеятельности [2].
Количественные изменения в области цифровизации привели к качественным переменам, заметным всем. В связи с изменениями информационного пространства, государство вынуждено реагировать на подобные вызовы информационного общества и принимать соответствующие решения, способствующие его благоприятному развитию.
В настоящее время государственная политика направлена на создание условий, способствующих улучшению качества образования в стране, повышение уровня жизни с помощью обеспечения доступности и качества товаров, которые произведены с помощью современных
цифровых технологий, формирования цифровой грамотности, улучшения доступности государственных услуг, а также обеспечения безопасности в виртуальном пространстве.
В 2011 г. распоряжением №1393-р Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив, занимающееся развитием и поддержанием перспективных кадров, коллективов, с помощью поддержки ценных и существенных проектов и инициатив [3]. Как отметил Путин В.В. в Послании Президента Федеральному Собранию в 2014 г. «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнётся Россия через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического укла-да»[4]. Впоследствии этого послания была разработана программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. - Национальная технологическая инициатива. Она включает в себя матрицу, предусматривающую обновление и развитие институтов развития информационного общества. Сейчас ведется работа по разработке прогноза, который даст понимание, как должны выглядеть потребности, технологии, инфраструктура, какие мероприятия необходимо реализовать, что нужно предпринять в настоящий момент для достижения поставленных целей. В свою очередь, Агентство стратегических инициатив курирует разработку дорожных карт в сфере стратегического и инновационного развития и формирует рабочие группы из представителей государства, бизнеса, исследователей и разработчиков.
Государственная политика ориентирована на то, чтобы национальная технологическая инициатива аккумулировала усилия представителей бизнеса, исследователей, разработчиков, которые в состоянии развивать и использовать инновационные технологии, выявляя проблемы и перспективы.
Реализация Национальной технологической инициативы должна обеспечить существенные изменения в отраслях, где она реализуется, и формирование рынков новых продуктов :
- распределенной энергетики;
- системы персонального производства и доставки еды и воды;
- новые персональные системы безопасности;
- персональной медицины и здравоохранения;
- распределенные системы беспилотных летательных аппаратов;
- распределенные системы морского транспорта без экипажа;
- распределенная сеть управления автотранспортом без водителя;
- децентрализованные финансовые системы и валюты;
- распределенные искусственные компоненты сознания и психики.
Согласно программе Национальной технологической инициативы одним из приоритетных направлений претендует стать государственная поддержка развития высокотехнологичных отраслей и наукоемких производств, при помощи формирования правовой основы для развития частно-государственных партнерств, объединяющих в различных комбинациях государственные, общественные и бизнес-структуры для совместного решения конкретных научно-технологических вопросов.
Государственная политика в области цифровизации в последнее время ориентирована на использование в качестве основного драйвера Фонда развития интернет-инициатив, созданного Агентством стратегических инициатив, занимающегося развитием проектов в сфере информационных технологий, а также на формирование нормативной правовой базы в данной сфере.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» была утверждена Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [6]. Согласно Стратегии развития важно усовершенствовать инструменты законодательного регулирования, которые влияют на деятельность средств массовой информации. Рекомендуется создать российское общесистемное и прикладное программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, а также пользовательские устройства для повсеместного применения и использования гражданами, субъектами предпринима-
тельства, государственными органами, в том числе на основе обработки больших объемов данных и применения облачных технологий.
Немногим позже была опубликована Доктрина информационной безопасности, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 [7]. Данная Доктрина сформирована для обеспечения национальной безопасности государства в эпоху информационных изменений.
Обновилась и Стратегия развития информационного общества, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203 [8]. В отличие от предыдущей Стратегии, приоритетом выступает формирование системы, которая позволит обеспечить эффективную и своевременную передачу достоверной информации между элементами информационного общества, которыми выступают: граждане, организации и госструктуры.
Цели и задачи Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы находятся во взаимосвязи с программой "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2017 года № 1632-р [9]. Данная программа направленна на создание условий по развитию цифровых технологий. Цифровая трансформация - эволюционный рыночный процесс, в принципе мало нуждающийся в господдержке. С учетом этого важнейшим условием эффективности реализации «Цифровой экономики» должно стать четкое обозначение приоритетов, внятное представление о том, каким отраслям и направлениям нужна господдержка, а каким - нет и где она, возможно, даже вредна. Смысл программы -не в том, чтобы констатировать цифровые изменения, которые происходят и без участия государства, или пытаться работать там, где все развивается самостоятельно, а в том, чтобы поддерживать цифровую трансформацию там, где не необходимо рынку. От государства требуется точечная поддержка, стимулирование современных моделей цифрового управления, особенно в крупных компаниях с государственным участием.
С учетом этого важнейшим условием эффективности реализации «Цифровой экономики» должно стать четкое обозначение приоритетов, внятное представление о том, каким отраслям и направлениям необходима господдержка, а каким она не требуется.
Согласно программе «Цифровая экономика, Россия занимает 41 место в мире по готовности к цифровой экономике [10]. Такое отставание является следствием пробела в нормативно-правой базе в области цифровизации институтов развития общества, недостаточно благоприятной средой для эволюции цифровых процессов, низкий уровень применения цифровых технологий.
Во всем мире Китай является одним из воспроизводителей чемпионов в сфере информационных технологий. Однако, опыт Китая не единственный положительный среди других стран, есть и другие позитивные примеры развития IT-проектов. В Китае все организации получают государственную поддержку вне зависимости от участия государства в компании. Колоссальная поддержка со стороны правительства - в части госзаказов, льготных кредитов, - поддержка в продвижении на глобальный рынок.
Израиль осуществляет помощь компаниям выйти на мировой рынок еще на уровне стартапов. С помощью конкурсной основы государством отбираются технологические компании, которые за счет государства поддерживаются на международном рынке. Из них выживают сильнейшие - и эти сильнейшие получают дополнительную поддержку в виде заказов израильского правительства и лоббирования заказов других правительств, а также льготных кредитов.
Опыт соседней Белоруссии представляет собой модель поддержки там специфическая: все IT-компании собраны в технопарки, находятся, так сказать, под присмотром государства. Но при этом налоговое бремя для них кардинально уменьшено, прежде всего налоги на заработную плату, главную статью расходов в IT-бизнесе.
Принятый в Российской Федерации за последние пару лет перечень нормативных-правовых актов и документов стратегического планирования включает в себя мероприятия, направленные на стимулирование формирования цифровых технологий и их внедрение в различные секторы экономики. Например, в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. предполагается широкое ис-
пользование информационных технологий в социально-экономической сфере, бизнесе, государственном управлении, а также отмечены основные сдерживающие факторы, подразумевающие нехватку кадров, недостаточный уровень квалифицированности специалистов.
Анализ современных трендов и нормативной правовой базы показывает, что общество стремительно трансформируется. Нормативно-правовая база в сфере информационных технологий не только структурировалась, обновилась за последние несколько лет, но и создала принципиально новый вектор развития в области цифровизации государства.
Таким образом, можно заметить, что государственная политика меняется в ответ на вызовы быстро развивающегося информационного общества. В этой связи важно направить государственную политику в сфере цифровой трасформации на создание качественной нормативной правовой базы, а так же институтов развития, которые будут выступать драйвером развития всего механизма цифровой трансформации в государственном и частном секторе.
Процессы диджитализации совершенствуют как сферу бизнеса, так и политическое пространство. В условиях модернизации наиболее удачным решением для государства и бизнеса представляется взаимодействие и понимание участников. Тот организационный механизм, который существует в настоящее время, должен работать системно, чтобы все его элементы взаимодействовали. Бизнес структуры часто оглядываются на мнение, ситуацию, управленческие решения, которые возникают в политическом пространстве. Постепенно политическое управление становится медиатизированным и виртуализированным процессом. Таким образом, возникают определенные риски. Например, политическая медиаре-альность способна исказить восприятие полученной информации, что может повлечь за собой различные последствия. Однако переход от сложившихся методов политического управления к медиатизированным и виртуализированным уже совершен, и здесь важно тщательно контролировать эти процессы. Реальные политические процессы уступают медиатизированным и воспринимаются как политическая действительность, хотя на самом деле носят виртуальный характер. Ввиду этого, государственная политика в области цифровой трансформации должна формировать цифровое сознание, а также создать условия для его развития.
Существенно обратить внимание на возможные угрозы в виде информационной безопасности, технологической зависимости, ограничение правового института, отсутствие механизма регулирования изменений и компетенций в сфере цифровой экономики, направленное использование современных информационных технологий, единой политики в условиях развития цифровой экономики, методической основы в области регулирования цифровой экономики.
В условиях цифровой эволюции, государство стремится формализовать происходящие изменения. Таким образом, представляется, что формирование государственной политики в области цифровизации должно быть, направлено на:
- законодательное закрепление цифровых процессов;
- создание технических условий для совершенствования институтов развития общества;
- развитие инновационных технологий;
- увеличение экспорта 1Т-продукции;
- создание образовательной платформы для совершенствования компетенций в условиях цифровизации;
- формирование мотивационной системы для развития цифрового сознания.
Цифровая трансформация в настоящее время является одним из приоритетных
направлений развития государства. Пассионарная масса задает тренды, инициирует технологический прогресс, на что задача регулятора своевременно среагировать на происходящие изменения, внедрить новейшие технологии во все сферы, учитывая организационные и правовые вопросы. Таким образом, государственная политика в области цифровизации направлена на и формирование фундамента для технологической эволюции создание устойчивого роста во всех сферах жизнедеятельности.
Литература
1. Сморгунова Л.В. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1 Концепции и проблемы: учебник для бакалавриата и магистратуры, 2-е изд., стер. - М: Изд-во Юрайт, 2018. - 395 с. - (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс]
2. https://sk.ru// [Электронный ресурс]
3. Распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. N 1393-р "Об учреждении автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" // www.consultant.ru / [Электронный ресурс]
4. https://kremlin.ru// [Электронный ресурс]
5. Алёхина Т.А. Особенности реализации национальной технологической инициативы // Ученые записки. 2017. № 3 (23). С. 68-71.
6. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
7. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646 «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»
8. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р «Цифровая экономика Российской Федерации»
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р «Цифровая экономика Российской Федерации».
Popova Ekaterina Aleksandrovna, doctor of political sciences, associate professor, dean of faculty of additional professional education, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
Martemyanova Zlataslava Sergeevna, specialist of the first category of faculty of additional professional education, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected]
STATE POLICY IN THE FIELD OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SOCIETY
Abstract
The article reveals topical issues of the formation of state policy in the field of digital transformation. The regulatory legal acts regulating relations in the sphere of digitalization, information technologies were studied. Changes in the field of digitalization are analyzed. The positive experience of foreign countries in the field of digital management is taken into account.
Keywords: state policy, digitalization, information society, digital transformation.
УДК 321.015 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-3-166-173
ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Санжаревский доктор политических наук, профессор кафедры государственного Игорь управления, Тамбовский филиал Российской академии народного
Иванович хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (392008,
Россия, г. Тамбов, Моршанское шоссе, 14а). E-mail: [email protected]
Александров аспирант, Тамбовский государственный технический университет Артём (392000, г. Тамбов, ул. Мичуринская, 112-А).
Романович E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проводится ретроспективный анализ местного самоуправления в системе разделения публичной власти, в России начиная от эпохи Древнерусского государства до положения дел в Российской Федерации. В разные исторические периоды роль местного самоуправления серьезно варьировалась и зависела от множества факторов.
Ключевые слова: местное самоуправление, публичная власть, органы местного самоуправления, вече, советы.
В Российской Федерации на уровне Конституции закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции. Президент РФ как институт государственной власти не входит в рассматриваемые ветви, он стоит выше