- 2013. - № 3. Pt. 2. - P.167-172. (in Russian)
6. Medvedeva O. V. Medical and social aspects of reproductive health of modern families // Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. - 2010. - № 1. - P.87-89. (in Russian)
7. Medic C.A., Osipov A.M. Public health and health care: medical and sociological analysis. - Moscow: RIOR; INFRA-M, 2012. - 358 p. (in Russian)
8. Ovsyannikova T.V. Endocrine infertility in women // Ginekologiia. - 2004. - Vol. 6. №5. - P. 1-5. (in Russian)
9. Osnovnye pokazateli zdorov'ia naseleniia i zdravookhraneniia Sibirskogo federal'nogo okruga v 2012 godu. Sbornik statisticheskikh i analiticheskikh materialov / Ed. O.V Strel'chenko. - Is. 12. -Novosibirsk: Offset, 2013. - 332 p. (in Russian)
10. Prilepskaya V.N., Tsallagova E. V. Pathogenetic aspects of obesity and disorders of the reproductive function of women // Akusherstvo i ginekologiia. - 2006. - №5. - P.51-54. (in Russian)
11. Reshetnik L.A., Garmaeva S.B., Samchuk D.P., et al. The current state of iodine endemic in the Irkutsk region // Sibirskij Meditsinskij Zurnal (Irkutsk). - 2011. - №1. - P.141-143. (in Russian)
12. Rudakov E.B., Semenchenko S.I., Panova O., et al. Infectious pathology of the lower genital tract of women and infertility // Ginekologiia. - 2004. - Vol. 6. №3. - P.132-136. (in Russian)
13. Saphiannikova A.A., Botvinkin A.D., Yakubovich I.A.,
et al. Comparative epidemiological analysis of the incidence of syphilis and gonococcal infection in the Irkutsk region // Sibirskij Meditsinskij Zurnal (Irkutsk). - 2009. - №8. - P.85-87. (in Russian)
14. Starodubov V.I., Sukhanov L.P. Reproductive problems of demographic development of Russia. - Moscow: Manager of Health, 2012. - 320 p. (in Russian)
15. Stekolschikova O.D., Grigoryan O.R. The structure of gynecological diseases in women with diabetes // Akusherstvo i ginekologiia. - 1998. - №3. - P.41-45. (in Russian)
16. Uvarov E.V. Reproductive Health Russian girls at the beginning of the XXI century // Akusherstvo i ginekologiia. -2006. - App. - P.27-30. (in Russian)
17. Ushakov G.A. Women's reproductive health and national security of Russia // Vestnik mezhregional'noi Assotsiatsii «Zdravookhranenie Sibiri». - 2001. - №3. - P.5-10. (in Russian)
18. Filippov O.S., Radionchenko A.A., Voronovskaya N.I., Bolotov V.P. The results of clinical and epidemiological study of reproductive health using WHO methodology // Vestnik Rossiiskoi Assotsiatsii akusherov-ginekologov. - 1998. - №1. -P.60-63. (in Russian)
19. ShestakovM.G., Nazarov V.I. Alcoholism as a medical and social problem // Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny. - 2009. - №4. - P.9-13. (in Russian)
Информация об авторе:
Боева Алла Васильевна - к.м.н., ассистент кафедры, старший научный сотрудник, 665827, Ангарск, а/я 1170,
тел. (3955)557567; е-mail: [email protected]
Information About the Author:
Boyeva Alla Vasilevna - Candidate of Medical Sciences, Assistante of Department, Senior Research worker, 665827, Angarsk,
a/y 1170, tel. (3955)557567; е-mail: [email protected]
© АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И., КРУПСКАЯ Т.С., СОФРОНОВ О.Ю. - 2014 УДК [616.9:615.371/.372-084]:614.23
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Татьяна Иннокентьевна Алексеевская, Тамара Семёновна Крупская, Олег Юрьевич Софронов (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров, кафедра педиатрии, зав. - д.м.н., проф. Н.Н. Мартынович)
Резюме. Проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную политику в области специфической профилактики инфекционных болезней. Освещена проблема реформирования Национального календаря профилактических прививок. Показан на региональном уровне результат по вакцинопрофилактике против пневмококковой, ротавирусной, папилломавирусной инфекций, ветряной оспы.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, иммунопрофилактика, календарь прививок.
STATE POLICY IN THE FIELD OF SPECIFIC PREVENTION OF INFECTIOUS DISEASES
T. I. Alekseevskaya, T.S. Krupskaya, O.Y. Sofronov (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. In this article I analyzed legal acts and regulations, which regulated the state policy in the field of prevention of infectious diseases. I highlighted the issue of reforming of National immunization schedule. The result of vaccination (pneumococcal, rotavirus, HPV infections and chickenpox) at regional level is showed.
Key words: legal acts and regulations, immunoprophylaxis, immunization schedule
Этимологически "politics" происходит из старогреческого и латинского языков: греческое "polis" город-правительство превратилось в латинское "politia" (правительство). В английском эта терминология преобразована в "polity", что обозначает правительство и "policy", что значит господство административной власти в делах общества. Поэтому в настоящее время в научной дискуссии "politics" обычно относится политической науке, а "policy" - к административным и управленческим подходам. В целом термин «политика» можно сформулировать как скоординированный и согласованный план действий, а политика здоровья - это скоординированный и согласованный план, направленный на стимулирование здоровья, профилактику заболеваний, уход и реабилитацию больных.
Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, является одной из наиболее важных проблем как в Российской Федерации, так и во всем мире. Главным направлением в снижении заболеваемости по этим инфекциям является использование средств специфической профилактики.
Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в Российской Федерации, в частности проведение профилактических прививок регламентировано статьей 29 Федерального закона №52 «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» [14] и Федеральным законом №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [15], где установлены правовые основы государственной политики в области
иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ.
Согласно пункта 1,3 статьи 4 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение инфекционных болезней, ограничение распространения заболеваний и ликвидацию инфекционных заболеваний. Реализация данных направлений обеспечивается правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В области иммунопрофилактики государство гарантирует: доступность для граждан профилактических прививок, бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения и социальную защиту граждан при возникновении поствакцинальных осложнений (пункт 2 статьи 4 Федерального Закона №157).
Механизмом, обеспечивающим гарантии государства, является - разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ; включение в образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики; поддержка научных исследований в области разработки новых медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП); использование эффективных МИБП; государственный контроль качества МИБП; обеспечение современного уровня производства МИБП, поддержка отечественных производителей.
В законе провозглашены права и обязанности граждан при проведении иммунопрофилактики. Так, пункт 1 статьи 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» регламентирует права граждан на: получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, о последствиях отказа от них и возможных поствакцинальных осложнениях; выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой; бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям; бесплатный медицинский осмотр и бесплатное лечение при возникновении поствакцинальных осложнений; социальную защиту при возникновении поствакцинальных осложнений; отказ от профилактических прививок.
В пункте 2,3 статьи 5 определены обязанности граждан, включающие в себя такие требования как-то: выполнять предписание медицинских работников и в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок. Указано, что отсутствие профилактических прививок влечет запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают расходные обязательства субъектов РФ по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта РФ в пределах своих полномочий (статья 6 Федерального закона №157).
Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляю-
щий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения (статья 8 ФЗ №157).
Требования к проведению профилактических прививок продиктованы статьей 11 и проводятся гражданам организациями, имеющими лицензию на соответствующие виды деятельности, в области иммунопрофилактики в частности: в государственных, муниципальных, частных организациях здравоохранения и гражданами, занимающимися частной медицинской практикой.
Профилактические прививки проводятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в соответствии с требованиями государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, а также только с согласия - граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и признанных недееспособными в порядке, установленном законодательством РФ.
МИБП согласно статьям 12, 13 должны быть зарегистрированы и подлежат обязательной сертификации. Отпуск гражданам производится по рецептам врачей аптечными организациями и организациями здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» [9] установлены основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Эффективность профилактики инфекционных заболеваний в значительной степени зависит от качества работы «холодовой цепи», которая обеспечивает оптимальный температурный режим, гарантирует сохранение исходной иммуногенной активности иммунологических препаратов на время пути их следования от предприятия изготовителя и до вакцинируемого. Санитарные требования «к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний» [11] регламентируют сохранение «холодовой цепи».
Государственный надзор за качеством, эффективностью и безопасностью медицинских иммунобиологических препаратов (рис. 1) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с зако-
Государственный контроль МИБП
Осуществляет федеральный орган, уполномоченный
правительством РФ на осуществление контроля МИБП (ГИСК им.Л.А Тарасовича)
государственный контроль
качества
МИБП,
используемых для
иммуыоп рофила иг и к и
эффективности МИБП,
нслоль |>ч;|уых для
иммун о п рофилзктнк и
безопасности МИБП,
используемых для кммунопрофилаи-гики
. 14 ФЗяОб иммунопрофилактике инфекционных болезней»
Рис. 1. Направления государственного контроля.
нодательством Российской Федерации об обращении лекарственных средств (статья 14 Федерального закона №157).
Безопасность и эффективность иммунопрофилактики установлены методическими указаниями «Контроль за работой лечебно-профилактических организаций по вопро-
сам иммунопрофилактики инфекционных болезней» [3]. Методическими указаниями регламентируется оснащение прививочных кабинетов, порядок проведения профилактических прививок и наблюдения за привитыми в поствакцинальном периоде, сбор и обезвреживание медицинских отходов, а также от подготовка медицинского персонала по вопросам вакцинопрофилактики.
Далее безопасность иммунизации продиктована санитарно-эпидемиологическими правилами «Обеспечение безопасности иммунизации» [10] и является одним из основных критериев оценки качества вакцинопрофилактики. В целях предупреждения возникновения поствакцинальных реакций и осложнений, а также инфекционных заболеваний с артифициальным механизмом передачи возбудителя при проведении профилактических прививок должна быть обеспечена безопасность: пациента, которому вводят вакцину; медицинского персонала, осуществляющего иммунизацию.
В последнее время из за ужесточения эпидемиологического надзора по ряду инфекционных заболеваний, таких как: полиомиелит, дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит в рамках Национального календаря прививок появились новые санитарные требования и методические указания к организации иммунизации по этим инфекционным заболеваниям «Профилактика полиомиелита», «Профилактика инфекционных болезней эпидемиологический надзор за дифтерией», «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита» [4,12,13].
Государственное статистическое наблюдение в области иммунопрофилактики
Сведения о Сведения о Сведения о случаях
профилактических п ост в л к ци н а л ь и ы х отказа от
прививклх осложнениях профилактических
прививок
подлежат обязательной регистрации
медицинских документах
государственный статистический учет
ап. 17 Ф3*06 иммунопрофилактике инфекционных бопезнейя
Рис. 2. Схема государственного статистического учета за инфекционной заболеваемостью.
Сведения о профилактических прививках, поствакцинальных осложнениях, случаях отказа от профилактических прививок подлежат государственному статистическому учету и регистрации в медицинских документах и сертификатах
оформлении отказа от профиля кти ч еских прививок
профилактических прививок (статья 17 Федерального закона №157) (рис. 2).
Перечень профилактических прививок, входящих в состав Национального календаря прививок до 21.03.2014 г., был регламентирован приказом Минздрава России от 31.01.2011 г. № 51н «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» [6]. Приказом определено, что 11 вакцин являются как обязательные при вакцинации всему населению, 19 вакцин - по эпидемическим показаниям. Однако, национальный календарь профилактических прививок РФ все еще был сужен по сравнению с европейским календарем. Так, если во многих странах Европы в календаре прививок насчитывается 15-17 вакцин, то в российском календаре с 2012 года введена только 11-я вакцина - против гемофильной инфекции. По мнению главного педиатра Минздрава России А. Баранова, Национальный календарь профилактических прививок необходимо расширить, введя еще четыре вакцины - против пневмококковой, рота-вирусной, папилломавирусной инфекций и ветряной оспы. Ведение вакцинации против перечисленных инфекционных заболеваний было возможно только на уровне регионального календаря профилактических прививок. Правомерность создания региональных календарей профилактических прививок вытекает из положений статьи 2 Федерального закона от 17.09.1998 г. №157-ФЗ (ред. от 21.12.2013 г.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», в котором сказано, что законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Такие региональные календари появились в Московской, Тюменской, Челябинской, Свердловской областях, в Красноярском крае и других территориях [1,2,5,8].
Таким образом, данные показывают возможность получения значительного медицинского эффекта при включении в региональный календарь вакцинопрофи-лактики против вышеперечисленных инфекционных заболеваний. Своей значимостью эти вакциноуправляе-мые инфекции оказывают влияние на заболеваемость населения и наиболее показательны по эффекту внедрения активной иммунизации. Результаты вакцинации ведут не только к уменьшению прямых затрат на лечение заболевших, но и к ряду непрямых экономических эффектов. Сокращаются потери, обусловленные выплатами социальных пособий и пенсий и недополученной прибыли на производстве.
Накопленный на региональном уровне опыт по вак-цинопрофилактике против пневмококковой, ротавирус-ной, папилломавирусной инфекций и ветряной оспы привел к обоснованию расширения Национального календаря прививок, утвержденного приказом от 21.03.2014 г. №125н «Об утверждении национального календаря прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» [7].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ковтун О.П., Романенко В.В., Казакевич Н.В., Савина
H.В. Региональная программа вакцинопрофилактики: пути создания, достижения и перспективы // Педиатрическая фармакология. - 2010. - №7- С.19-23.
2. Малахов А.Б., Харит С.М., Крамарь Л.В. и др. Эффективность региональных программ вакцинопрофи-лактики пневмококковой инфекции в детском возрасте // Здравоохранение. - 2014. - №1. - С.113-126.
3. Методические указания Роспотребнадзора от
I.09.2008 г. МУ 3.3.2400-08 «Контроль за работой лечебно-профилактических организаций по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней».
4. Методические указания Роспотребнадзора от 7.06.2012 г. МУ 3.1.3018-12 «Профилактика инфекционных болезней эпидемиологический надзор за дифтерией».
5. Платонова А.Е., Харит С.М., Платонова О.В. Вакцинопрофилактика менингококковой инфекции в мире и в России // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. -2009. - №5. - С.32-46.
6. Приказ Минздрава России от 31.01.2011 г. №51н «Об
утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
7. Приказ Минздрава России от 21.03.2014 г. №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
8. Романенко В.В., Юровских В.В., Скрябина С.В. Вакцинопрофилактика инфекционных болезней в Свердловской области // Эпидемиология и вакцинопрофи-лактика. - 2007. - №5 - С.17-25.
9. Санитарно-эпидемиологические правила Роспотреб-надзора от 09.06.2003 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».
10. Санитарно-эпидемиологические правила Роспотребнадзора от 3.03.2008 г. СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации».
11. Санитарно-эпидемиологические правила Роспотребнадзора от 30.06.2003 с изменениями от 18.02.2008 г. СП
3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов».
12. Санитарно-эпидемиологические правила Роспотреб-надзора от 28.07.2011 г. СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита».
13. Санитарно-эпидемиологические правила Роспотреб-надзора от 28.07.2011 г. СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори,
краснухи и эпидемического паротита».
14. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 г. №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
15. Федеральный закон Российской Федерации от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
REFERENSES
1. Kovtun O.P., Romanenko V.V., Kazakevich, N.V., Savina N.V. Regional vaccination programme: ways to establish, results and prospects // Pediatricheskaya farmakologiya. - 2010. - №7. -P. 19-23. (in Russian)
2. Malahov A.B., Harit S.M., Kramar L. V., et al. The effectiveness of regional immunization programs against pneumococcal infection in childhood // Zdravoohranenie. - 2014. - №1. - P.113-126. (in Russian)
3. Methodological instructions of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 1.09.2008 MU 3.3.2400-08 «Control over the medical institutions regarding prevention of infectious diseases» (in Russian).
4. Methodological instruction of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 7.06.2012 MU 3.1.3018-12 «Prevention of infectious diseases, epidemic oversight over diphtheria» (in Russian).
5. Platonova A.E., Harit S.M., Platonova O.V. Vaccination against Meningococcal Infection in the World and in Russia // Epidemiologiya i vaktsinoprofilaktika. - 2009. - №5. - P.32-46. (in Russian)
6. Order of the Ministry of Health of Russia dated 31.01.2011 №51n «About the ratification of National Calendar of Vaccination and the calendar of vaccination according to the epidemic indications» (in Russian)
7. Order of the Ministry of Health of Russia dated 21.03.2014 №125n «About the ratification of National Calendar of Vaccination and the calendar of vaccination according to the epidemic indications» (in Russian)
8. Romanenko V.V., Yurovskih V.V., Skryabina S.V. Vaccination
against infectious diseases in Sverdlovsk region // Epidemiologiya i vaktsinoprofilaktika. - 2007. - №5. - P. 17-25. (in Russian)
9. Sanitation and epidemiological regulations of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 09.06.2003 SP 3.1/3.2.1379-03 «General requirements on the prevention of infectious and parasitic diseases» (in Russian)
10. Sanitation and epidemiological regulations of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 3.03.2008 SP 3.3.2342-08 «Organization of immunization safety» (in Russian)
11. Sanitation and epidemiological regulations of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 30.06.2003 with the changes dated 18.02.2008 SP 3.3.2.1248-03 «Conditions of transportation and storage of medical immunobiological preparations» (in Russian)
12. Sanitation and epidemiological regulations of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 28.07.2011 SP 3.1.2951-11 «Prevention of poliomyelitis» (in Russian)
13. Sanitation and epidemiological regulations of Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare dated 28.07.2011 SP 3.1.2952-11 «Prevention of measles, parotitis, rubella» (in Russian)
14. Federal law of Russian Federation dated 30.03.1999 №52 with changes dated 23.06.2014 «About sanitation and epidemiological wellbeing of population» (in Russian)
15. Federal law of Russian Federation dated 17.09.1998 №157-FZ with changes dated 25.11.2013 «About immunoprophylaxis of infectious diseases» (in Russian)
Информация об авторах:
Алексеевская Татьяна Иннокентьевна - д.м.н., профессор кафедры, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Крупская Тамара Семёновна - к.м.н., доцент кафедры; Софронов Олег Юрьевич - аспирант,
e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Alekseevskaya Tatiana I. - MD, PhD, professor, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1, e-mail: [email protected]; Krupskaya Tamara S. - MD, PhD, associate professor; Sofronov Oleg - graduate student, e-mail: [email protected]
© ЗАРУБИН М.В., КУПЦЕВИЧ П.С., СМИРНОВА О.Ю., БЕЛОВА О.А., ОХЛОПКОВА О.И., ДЕРГУЛЕВ О.Т., ЖИБУРТ Е.Б. - 2014 УДК: 612.118.221.2:615.38:621.869
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ КРОВИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Максим Владимирович Зарубин1, Павел Святославович Купцевич1, Ольга Юрьевна Смирнова2, Ольга Александровна Белова3, Ольга Ивановна Охлопкова4, Олег Тимофеевич Дергулев5,
Евгений Борисович Жибурт6 ('Иркутская областная станция переливания крови, главный врач - к.м.н. М.В. Зарубин; 2Ангарская областная станция переливания крови, гл. врач - О.Ю. Смирнова; 3Братская областная станция переливания крови, гл. врач - О.А. Белова; 4Усольская областная станция переливания крови, гл. врач - О.И. Охлопкова;
5Усть-Илимская областная станция переливания крови, гл. врач - О.Т. Дергулев; ^Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова, президент - акад. РАН, д.м.н., проф. Ю.Л. Шевченко)
Резюме. Установлено, что в результате централизации службы крови Иркутской области произошло увеличение объема заготовки донорской крови, внедрение современных технологий афереза компонентов крови, повышение обеспеченности медицинских организаций современными компонентами крови, снижение списания эритро-цитсодержащих компонентов крови по сроку годности, повышение качества выпускаемых компонентов крови, сокращение маломощных лабораторий службы крови, внедрение современных технологий обследования донорской крови.
Ключевые слова: служба крови, централизация, донация, кровь.
CENTRALIZATION OF BLOOD SERVICES IN IRKUTSK REGION
M.V. Zarubin1, P.S. Kuptsevich1, O.Y. Smirnova2, O.A. Belova3, O.I. Ohlopkova4, O.T. Dergulev5, E.B. Zhiburt6 ('Irkutsk Regional Blood Center; 2Angarsk Regional Blood Center; 3Bratsk Regional Blood Center; 4Usolye-Siberian