ЭКОНОМИКА
УДК 336.722
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО ДЕЛА В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1917 гг.)
© Михаил Александрович КАРРАСК
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Российская Федерация, соискатель, кафедра истории экономической науки,
e-mail: [email protected]
Рассматриваются российское сберегательное дело и политика его регулирования в период быстрого развития капиталистического рыночного хозяйства и активной институциональной перестройки российской экономики.
Ключевые слова: государственные сберегательные кассы; ссудо-сберегательные товарищества; общества взаимного кредитования; динамика сберегательных вкладов; страхование вкладов.
Указанный период деятельности государственных сберегательных касс рассмотрен с точки зрения неоинституциональной концепции и критики необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики, что может декларироваться им как необходимость обеспечения эффективного сосуществования разнородных и противоречивых институтов в экономических системах. Считается, что путем воздействия на нормы и правила поведения субъектов экономической деятельности государство может направлять эволюцию институтов, т. к. их «спонтанное» развитие не всегда соответствует уровню развития экономики в стране. Основной концепцией критики данного утверждения является необходимость ведения постоянного диалога государства с обществом с целью определения «спонтанности» как результата экономической деятельности. В противном случае рост экстерналий при заключении общественного договора общества и государства может привести к глубоким экономическим потрясениям, т. к. государство, по его убеждению, действуя рационально, не обладает всей информацией об экономических и социальных предпочтениях населения.
В проведении анализа работы государственных сберегательных касс в выбранных отрезках времени используются такие поло-
жения неоинституциональной концепции, как модель рационального выбора в условиях заданного набора ограничений, влияние формальных и неформальных институций на экономическое поведение населения, проблема транзакционных издержек и внешних эффектов (экстерналий) [1].
К началу ХХ в. развитие государственного сберегательного дела в России переживало период роста, его значение во внутреннем государственном кредитовании в силу роста объема вкладов находилось на подъеме. По существу, отсутствие реальной конкуренции среди сберегательных организаций (альтернативные ОВК и ссудо-сберегательные товарищества носили, прежде всего, характер внутреннего кредитования членов организаций, а не гарантированного хранения сбережений), сделали государственные кассы популярными среди населения.
Немаловажную роль в этом процессе сыграла стабильность политики государства в вопросе гарантированного хранения вкладов, рост сети сберегательных касс, сделавших их доступными для сельского населения, расширение услуг по управлению ценными бумагами, а также рост сбережений в группах населения со средним и малым уровнем доходов. Эти факторы привели к значительному росту объема вкладов, начиная с 1890-х гг. То есть в данном случае
Таблица 1
Развитие сети и объема операций государственных сберегательных касс, 1895-1904 гг. [2]
Год (к 31 декабря) Число касс Количество книжек, тыс. штук Остаток вкладов, млн руб. Портфель ценных бумаг**, млн руб.
денежных в процентных бумагах
1895 3875 1907 367,9 22,8 336,7
1900 5415 3551 661,9 90,0 676,3
1904 6558 5127 910,6 195,1 941,9
* Государственные фонды, приобретенные кассами по желанию клиентов за счет денежного вклада в пределах 1 тыс. руб.
** Государственные фонды, купленные кассами на излишек денежных вкладов клиентов сверх лимита в 1 тыс. руб.
можно говорить о том, что трансакционные издержки были низкими и организация процветала. Общие результаты деятельности российских сберегательных учреждений в конце XIX - начале ХХ в. приведены в табл. 1.
Развитая система российского сберегательного дела позволила достаточно успешно преодолеть биржевой и экономический кризис начала 1900-х гг., используя резервный фонд для покрытия падения стоимости государственных ценных бумаг, а также преодолеть снижение объемов вкладов в результате негативных политических событий (поражения в Крымской войне и войне с Японией, участие России в подавлении восстания в Китае, обострение внутренних социальных конфликтов). В течение 1906 г. объем средств в сберегательных кассах не только преодолел «бегство капиталов» 1905 г., но и возрос почти на 100 млн руб.
Дальнейшее развитие сберегательной системы России было связано с изменением структуры государственной задолженности, когда большая часть расходов, связанных с управлением и внешней политикой, стала компенсироваться за счет внутренних накоплений. Развитие внутренних заимствований стало опережать внешнее, что отражало высокую динамику развития экономики страны, в т. ч. в промышленном секторе.
К 1913 г. объем индустриального производства вырос по сравнению с 1900 г. более чем в два с половиной раза. Доля России в мировом промышленном производстве в 1913 г. составляла 5,3 % (нефти - 17,8 %, сахара - 10,2 %). Однако по производству на душу населения Россия находилась только на уровне Италии и Испании, к тому же 90 % промышленной и земледельческой продук-
ции производились в европейской части Российской империи. Тем не менее, экономический рост государства в 1910-е гг. свидетельствовал о том, что у России были все шансы войти в число ведущих индустриальных держав мира.
Министр финансов В.Н. Коковцов в своих мемуарах отмечал, что после наиболее тяжелых для народного хозяйства лет (19041905 гг.) началось восстановление производительных сил страны: были приняты меры к проведению обширной реформы крестьянского землепользования, подготовлено расширение рельсовой сети империи, удешевлен коммерческий кредит и изысканы значительные денежные средства для оборотов хлебной торговли. Одновременно благоприятно складывались естественные условия хозяйствования, поскольку неурожаи прежних лет сменились обильными сборами хлебов. Вывозная торговля в 1909-1911 гг. при высоком уровне цен на мировом рынке дала России прилив новых средств, ожививших хозяйство. Началась усиленная работа промышленности, и с каждым годом возрастали финансовые обороты страны [3, гл. V].
Накануне Первой мировой войны правительству удалось преодолеть дефицит бюджета и добиться положительного баланса. Если в 1900 г. бюджетный дефицит (по суммарному бюджету, включающему обыкновенный и чрезвычайный бюджеты) составлял
152,5 млн руб. (доход - 1736,7 млн руб., расход - 1889,2 млн руб.), то в 1913 г. доход бюджета равнялся 48,3 млн руб. (доход -3431,2 млн руб., расход - 3382,9 млн руб.). Доходы государства в основном формировались из прибыли от винной монополии (в
1913 г. - 953 млн руб.), эксплуатации желез-
ных дорог (891 млн руб. в 1913 г.). Далее следовали косвенные (710 млн руб.) и прямые (272 млн руб.) налоги [4; 5].
Общая сумма государственного долга России с учетом гарантированных государством закладных листов Крестьянского и Дворянского земельных банков к 1914 г. составляла 12,5 млрд руб. [6]. По размерам государственного долга Российская империя в этот период занимала второе место после Франции и первое место по масштабам, связанными с займами платежей (в 1913 г. -424 млн руб. по внешним и внутренним долгам) [7, с. 66].
Как видно из табл. 2 удельный вес внутреннего долга к 1913 г. превысил внешний более, чем 10 %-х пунктов. Среди внутренних кредиторов государственной казны ведущую роль играли сберегательные кассы, одним из важных источников кредитования государственных программ стали сбережения населения.
В предвоенный период сберегательные учреждения стали эффективной и стабильно развивающейся частью кредитно-финансовой системы Российской империи. Сеть и динамика операций государственных сбере-
гательных касс отражена в табл. 3. В период 1906-1913 гг. прирост денежных вкладов составил более чем 60 %, фонд ценных бумаг -почти на 70 %, несмотря на то, что 1 января 1911 г. годовой процент по вкладам был понижен с 4 до 3,6 %. Эта мера позволила правительству увеличить финансирование торгово-промышленного сектора экономики и позитивно повлияла на деятельность коммерческих банков, сотрудничающих с государством в финансировании производственного сектора.
Сословное деление к началу ХХ в. уже не отражало вид деятельности вкладчиков. В силу этого сберегательными учреждениями были введены категории по роду занятий клиентов (табл. 4).
В это время одна сберегательная касса приходилась в среднем на 20 тыс. жителей России, а на 1 тыс. населения - 52 сберегательные книжки. В итоге на одного жителя России к 1914 г. приходилось в среднем 9,83 руб. вкладов. Однако они существенно дифференцировались по территориям: в Московской губернии - 46,9 руб., в Тургайской области (Средняя Азия) - 1,35 руб.
Таблица 2
Внутренний и внешний государственные долги России в начале XX в., млн руб. [7, с. 66]
Год (на 1 января) Внутренний долг % к итогу Внешний долг % к итогу Всего %
1900 3871 49,2 3995 50,8 7866 100
1913 7095 56,5 5461 43,5 12556 100
Прирост (%) 3224 (83,3 %) 1466 (36,7 %) 4690 (59,6 %)
Таблица 3
Сеть и динамика операций государственных сберегательных касс, 1906-1913 гг. [2; 8, с. 11]
Год (к 31 декабря) Число касс Количество книжек, тыс. шт. Остаток вкладов, млн руб. Портфель процентных бумаг**, млн руб.
денежных в процентных бумагах*
1906 6679 5665 1035,0 237,4 1122,1
1910 7365 7436 1396,9 286,9 1582,9
1913 8553 8992 1685,4 348,6 1906,2
Государственные фонды, приобретенные кассами по желанию клиентов за счет их денежного вклада в пределах 1 тыс. руб.
*Государственные фонды, купленные кассами на излишек денежных вкладов клиентов сверх лимита в 1 тыс. руб.
Таблица 4
Состав вкладчиков сберегательных касс по роду занятий, 1914 г. [8, с. 11]
Род занятий Число книжек, тыс. шт. % к итогу Сумма денежных вкладов, млн руб. % к итогу
1. Земледелие 2546,6 29,6 480,2 31,0
Служба общественная и частная 1299,8 15,1 246,5 16,0
Г ородские промыслы 1121,5 13,0 179,5 11,6
Торговля 680,5 7,9 149,5 9,6
Услужение 712,7 8,3 113,1 7,3
Работа на фабриках, заводах 456,6 5,3 72,6 4,7
2. Служба гражданская 297,8 3,5 56,0 3,6
Духовное звание 201,8 2,3 59,4 3,8
Служба военная: офицеры 86,1 1,0 17,3 1,1
нижние чины 336,1 3,9 22,5 1,5
Землевладение 39,7 0,5 9,2 0,6
Прочие занятия 830,3 9,6 144,0 9,2
ВСЕГО 8608,7 100,0 1549,8 100,0
К 1914 г. 31,8 % внутреннего государственного долга были распределены среди населения страны с помощью сберегательных учреждений, а в общей сумме государственного долга эти размещения составляли 18 %. Сберегательные кассы также предоставляли Государственному банку временно свободные средства, которые перечислялись на особый счет. Эти деньги Государственный банк направлял на активные операции в торгово-промышленном секторе экономики.
Следуя политике Министерства финансов и Государственного банка, развивавшего сельскохозяйственный кооперативный кредит, сберегательные кассы, начиная с 1910 г., расширили свою деятельность, начав выдавать ссуды учреждениям мелкого кредита, находившимся под контролем Министерства финансов и Государственного банка: к 1913 г. они достигли 30 % балансовых средств кредитной кооперации (около 101 млн руб.).
Начиная с 1905 г., стало развиваться страхование населения, которое могло производиться как отдельными лицами, так и по совокупному страхованию различных правительственных, общественных и частных учреждений, обществ на началах взаимопомощи. В Законе от 30 мая 1905 г. «Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс» предусматривалось страхование доходов и капиталов сберегательными
учреждениями по желанию клиента. В 1914 г. было утверждено новое «Положение о страховании доходов и капиталов в государственных сберегательных кассах», которое существенно расширило страховые операции.
По объему ежегодного прироста страховая деятельность сберегательных касс опередила акционерные страховые компании, к
1914 г. число полисов достигло 44,6 тыс. полисов частных и коллективных на сумму
42,5 млн руб. (в 1907 г. - 742 полиса на сумму около 1,4 млн руб.) [8, с. 9]. Страховые операции в деятельности сберегательных касс принесли государственные гарантии, а также дополнительный объем денежных средств в Государственный банк.
В годы Первой мировой войны сберегательное дело активно развивалось, этому способствовало увеличение денежной массы в стране, сокращение внутреннего товарного оборота, увеличение заработной платы на предприятиях, работающих на военные заказы. В октябре 1916 г. в докладе Николаю II (по случаю 65-летия деятельности российских сберегательных касс) министр финансов П.Л. Барк отмечал, что сберегательные кассы стали крупнейшими правительственными кредитными учреждениями, которые основаны на широком доверии населения. Это иллюстрируют данные, приводимые в табл. 5.
Таблица 5
Динамика операций российских сберегательных касс в 1914-1916 гг. [9; 10]___________
Год (к 1 января) Число касс Количество книжек, тыс. шт. Остаток вкладов, млн руб. Фонд процентных бумаг, млн руб.
денежных в процентных бумагах
1914 8553 8992 1685,4 348,6 1906,2
1915 9053 9241 1835,0 401,0 1845,5
1916 9855 9985 2448,6 664,4 2421,3
1917 14157 12160 3889,5 1335,8 4433,1
Увеличение количества касс, вкладов и денежных средств, хранимых в сберегательных кассах, было аналогично бурному росту на рубеже 1880-1890-х гг. Особенно росли объемы сбережений и ценных бумаг (денежные вклады выросли в 2,3 раза, вклады в процентных бумагах - в 3,8 раз. Фонд процентных бумаг достиг 4431,1 млн руб. (в 2,3 раза выше, чем в предвоенное время). Развивались и страховые операции: в 1915 г. заключено 6,7 тыс. договоров (страховая сумма 9,3 млн руб.), в 1916 г. - 22,6 тыс. (37,9 млн руб.), к 1917 г. - 88,9 тыс. (107 млн руб.).
Министерство финансов проводило целенаправленную политику по использованию внутренних накоплений на военные цели, основой которой было обслуживание государственного долга (выкуп 5 % краткосрочных облигаций). До февральской революции государством было выпущено займов на общую сумму 8 млрд руб., с чистой выручкой от реализации 7528,9 млн руб.
Во время февральских событий 1917 г. (прихода к власти Временного правительства, сформированного из лидеров Государственной Думы во главе с князем Г.Е. Львовым) сберегательные учреждения были в числе немногих бесперебойно работавших правительственных учреждений (распоряжение Управления «о неукоснительном совершении ... всех обычных операций с беспрепятственной выдачей населению без всяких ограничений... вкладов» [11].
Поведение вкладчиков было сдержанным. В течение революционных событий 27 февраля - 3 марта 1917 г. в Петрограде было изъято вкладов всего на 1,1 млн руб., а взносы процентными бумагами даже возросли на 267 тыс. руб. 14 марта 1917 г. был издано распоряжение «О дальнейшем развитии сберегательного и страхового дела на благо Родины», в котором подчеркивалось, что
сберегательные кассы остаются, как и прежде, «собирателями общенародного капитала, постоянно оказывающего нашей родине мощную поддержку» [12].
Трансформация государственного управления привело к пересмотру принципов деятельности сберегательных касс. Управление рассматривало возможность перевода сбережений в ведение земств, городов, кооперативов и др., исключив, таким образом, сложившуюся практику использования сбережений только в интересах обслуживания государственного долга. Сохраняя гарантии государства, предполагалось распоряжаться капиталом сберегательных учреждений в интересах финансирования народного труда, создать союз сберегательных учреждений с кооперативными и общественными организациями, реорганизовать структуру управления кассами, сделать Управление сберегательными кассами самостоятельным учреждением под общим контролем Министерства финансов, децентрализовать управление сберегательных касс с образованием районных окружных управлений под контролем местных кооперативно-общественных представителей и др.
К моменту Октябрьского переворота в Управлении государственными сберегательными кассами находилось 15085 касс, остаток по денежным вкладам составлял 4629,7 млн руб., вкладов в процентных бумагах - 1736,4 млн руб., т. е. суммарно 6366,1 млн руб. Прирост вкладов от начала 1917 г. составил более 1 млрд руб. (сведения на 1 июля 1917 г.), а за период 1 июля 1914 -1 октября 1917 г. суммарный прирост кладов составил 4831,8 млн руб.
Дальнейшее развитие российского сберегательного дела было прервано революцией, Гражданской войной и, как следствие, катастрофическим общеполитическим, экономическим и финансовым кризисом.
Таким образом, мы видим, что такая государственная организация, как система сберегательных касс процветала, несмотря на политические катаклизмы и ведение войны, т. к. трансакционные издержки были малы, что делало данную организацию выгодной и для правительства, и для населения. Государство в этом проекте действовало в интересах развития экономики и направляло внутренние сбережения на крупные экономические проекты. Однако рост экстерналий не учитывался и не мог учитываться правительством в полной мере: сословная структура общества в силу развития промышленности достаточно быстро менялась на общество капиталистического типа (это достаточно ясно демонстрирует табл. 4), а принципы абсолютной монархии не позволяли вести с ним активный диалог.
В данном случае государственный аппарат перестал соответствовать выстроенной им же экономической структуре, финансирование которой осуществлялось и с помощью сберегательных касс, капитал которых был использован в интересах государственной машины, а не в интересах благополучия гражданского общества.
В дальнейшем сложившаяся система государственных сберегательных касс была использована новой властью в своих целях.
1. Коуз Р. Проблема социальных издержек // Коуз Р. Фирма, рынок и право: сборник статей / пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюшников. М., 2007. С. 150-176.
2. Очерк развития и деятельности государствен-
ных сберегательных касс. Спб., 1913. С. 31-39. иКЬ: Шр://1о51-етр1ге.шЛМех.рЬр?ор1юп=
com_content&task=view&id=201&Itemid=9.
3. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903-1919 гг. М., 1992. Т. 1.
4. Шебалдин Ю.Н. Государственный бюджет царской России в начале ХХ в. (до начала Первой мировой войны) // Исторические записки. М., 1959 Т. 65. С. 152-158.
5. Государственный бюджет // Россия. 1913 год.
Статистико-документальный справочник.
иКЬ: ШрУ^тед .ucoz.org/index/0-87.
6. Петров Ю.А. Государственный долг России в начале ХХ в. // История Министерства финансов России: в 4 т. Т. 1. 1903-1917 гг. / гл. ред. А.Л. Кудрин. М., 2002. С. 211-221.
7. Бовыкин В.И. Россия накануне великих свершений. М., 1988.
8. Отчет государственных сберегательных касс по сберегательной операции за 1913 год. Спб., 1914.
9. РГИА. Ф. 581. Оп. 1. Д. 295. Л. 22.
10. РГИА. Ф. 581. Д. 878. Л. 47.
11. РГИА (Российской государственный исторический архив). Ф. 581. Оп. 1. Д. 878. Л. 8-8об.
12. ЦИАМ (Центральный исторический архив Москвы). Ф. 211. Оп. 1. Д. 415. Л. 407-407об.
Поступила в редакцию 11.08.2012 г.
UDC 336.722
STATE POLICY IN THE FIELD OF RUSSIA’S SAVINGS BUSINESS AT THE BEGINNING OF 20th CENTURY (1900-1917S)
Mikhail Aleksandrovich KARRASK, Russian Economics University named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russian Federation, Competitor, History of Economic Science Department, e-mail: [email protected]
Russia's savings business and its regulatory policy in the period of rapid development of the capitalist market economy and active institutional restructuring of the Russian economy are considered.
Key words: state savings banks; savings and loan associations; mutual credit society; dynamics of savings deposits; deposit insurance.