УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 1 Гуманитарные науки 2008
УДК 347
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В. Ф. Телишев, В. Т. Сакаев Аннотация
В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования брачно-семейных отношений и государственной поддержки института семьи и брака в годы Великой Отечественной войны. Отдельное внимание уделено вопросам устойчивости института семьи и брака городского населения в военный период, в частности, отражена динамика таких демографических показателей, как брачность и разводимость.
Вопросы состояния института семьи и брака в СССР в годы Великой Отечественной войны в историографии рассмотрены слабо. Исследование этой проблемы было затруднено в советский период тем, что часть статистических сведений являлась засекреченной. Недостаточно в исторической литературе освещены вопросы законодательного регулирования брачно-семейных отношений, особенно если учесть тот факт, что законодательство о браке и семье претерпело в годы войны существенные изменения. Мало изучены и мероприятия государства в военный период, направленные на укрепление института семьи и брака.
Ситуация с брачностью в предвоенный период была достаточно сложной. Происходило снижение числа браков, обусловленное возрастной структурой населения, в которой возраста 1917-1922 гг. рождения были относительно малочисленны, а именно в предвоенные годы они вступали в брачный возраст. Советские демографы ожидали, что с 1941 г. ситуация стабилизируется и начнется рост числа браков, так как возрастная лакуна к этому моменту будет преодолена. Необходимо отметить, что динамика первых месяцев 1941 г. была именно такой1.
В годы войны брачность существенно сократилась, общий коэффициент брачности к концу 1942 г. снизился более чем вдвое по сравнению с довоенным уровнем2. С 1943-1944 гг. число браков стало постепенно увеличиваться3. В этом следует видеть влияние решительного перелома в войне, что, несомненно, вселяло уверенность в неизбежной победе над фашизмом. Однако резкий рост числа браков произошел только в 1945 г., когда общий коэффициент брачности
1 Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945 / Сост. А.Я. Лившин, И.Б. Орлов. - М.: Рос. полит. энцикл., 2003. - С. 249, 254.
2 Население России в XX веке: в 3 т. Т. II. 1940-1959. - М.: Рос. полит. энцикл., 2001. - С. 245.
3 Советская повседневность... - С. 288.
стал сопоставим с показателями мирного времени. Увеличение числа заключаемых браков в 1945 г. связано с возвращением демобилизованных военнослужащих и реализацией отложенных на время войны браков.
Негативная ситуация с брачностью населения в начальный период войны была обусловлена нарушением половозрастной структуры населения в связи с мобилизацией значительных контингентов мужчин в действующую армию, массовыми перемещениями населения в связи с эвакуацией и общим ухудшением экономической ситуации. Еще одним фактором, оказавшим негативное влияние на состояние брачности, было то, что по действующему в тот период законодательству о браке, семье и опеке 1926 г. регистрация брака не являлась обязательной и фактические (незарегистрированные) браки имели равную с зарегистрированными браками юридическую силу в отношении имущества и прав на детей. Тем самым семейные пары, состоящие в фактических браках, не имели законодательных стимулов для регистрации своих отношений.
Негативное влияние данной законодательной нормы было отмечено руководителями СССР, и в 1944 г. законодательство о семье и браке претерпело существенное изменение. Впервые государство обозначило основные направления своей демографической политики и определило меры к скорейшему преодолению демографического кризиса, прежде всего через материальную и моральную поддержку семьи. 8 июля 1944 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия - звания “Мать-героиня” и учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”». Указ решительно встал на защиту официального брака, провозглашалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов по закону. Впервые за годы советской власти в законодательстве было предъявлено требование ко всем гражданам, состоящим в незарегистрированных брачных отношениях, оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни. Незарегистрированный брак терял многие права по сравнению с зарегистрированным браком. Так, отменялось право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Было установлено, что наследовать после умершего супруга может лишь лицо, состоявшее с ним в зарегистрированном браке. Кроме того, для предотвращения неразберихи в фактических брачных отношениях, а более всего - фактического многоженства, с этого момента в паспорте вводилась особая графа «семейное положение», где указывались фамилия, имя и отчество супруга, его год рождения, время и место регистрации брака.
Позднее, в целях поддержки семей погибших фронтовиков, появился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. «О порядке признания фактических брачных правоотношений в случае смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов» . Этим Указом было установлено, что в тех случаях, когда фактические брачные отношения, существовавшие до изда-
1 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1944. - № 60.
ния Указа от 8 июля 1944 г., не могут быть зарегистрированы вследствие смерти или вследствие пропажи на фронте одного из лиц, состоявших в таких отношениях, то другой стороне предоставляется право обратиться в народный суд с заявлением о признании ее супругом умершего или пропавшего без вести лица.
Значительный рост брачности городского населения в 1944 и 1945 гг. объясняется во многом изменениями в законодательстве о браке и семье. Эту тенденцию ярко иллюстрируют сведения о количестве зарегистрированных браков по населению СССР, где в 1944 г. было зафиксировано 582 тысячи браков, а в 1945 г. - 1046 тысяч браков, то есть в 1.8 раза больше1 (см. табл. 1).
Табл. 1
Брачность населения СССР в предвоенный и военный период2
Год Число браков (тыс.) Число браков в расчете на 1000 человек населения
1938 1346 8
1939 1152 7
1940 1082 6
1941 609 6
1942 297 3
1943 347 3
1944 582 4
1945 1046 7
Характерно, что восстановление показателей брачности на заключительном этапе войны (числа браков и общего коэффициента брачности) более интенсивно происходило по городскому населению СССР, где указанные показатели уже в 1945 г. превысили довоенный уровень, тогда как по сельскому населению этого не произошло3.
Ликвидация института фактического брака одновременно породила и некоторые болезненные проблемы во взаимоотношениях родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, с их детьми. 14 марта 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «О порядке применения Указа Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке»4. Согласно этому Указу, дети, родившиеся до издания Указа от 8 июля 1944 г. от родителей, состоящих в фактическом браке, в случае смерти отца (записанного в книгах записей актов гражданского состояния) имели право наследования и право на обеспечение пенсией и пособиями наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке. Если родители зарегистрировали свой брак, то ребенок приравнивался во всех отношениях к детям, родившимся в зарегистрированном браке. Ему присваивались отчество по имени отца и, с обоюдного согласия родителей, фамилия отца.
1 Советская повседневность... - С. 293.
2 Там же. - С. 288.
3 Там же.
4 Ведомости Верховного Совета СССР. - 1945. - № 15.
Об устойчивости института брака в годы войны можно судить по данным о разводах. Общий коэффициент разводимости в 1940 г. стоял на достаточно высоком уровне: 1.1 развода на 1000 человек населения . Советское правительство было озабочено столь высоким уровнем разводимости и уже в предвоенный период пыталось усложнить процедуру развода. В частности, было издано Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»2. В соответствии с указанным Постановлением процедура расторжения брака была несколько усложнена: для регистрации развода в органах ЗАГС стали необходимыми личное присутствие обоих разводящихся супругов и уплата пошлины.
С началом Великой Отечественной войны общий коэффициент разводимо-сти городского населения резко уменьшился и в последующем сохранялся примерно на одном уровне практически до конца войны. Некоторое увеличение общего коэффициента разводимости, причем по всем группам населения, наблюдалось только в 1943 г., когда он достиг 0.7 развода на 1000 человек населения. Так, по населению СССР на неоккупированных территориях в 1942 г. было зафиксировано 74 тысячи разводов, а в 1943 г. - уже 83 тысячи разводов . Видимо, в 1943 г. были реализованы отложенные из-за начала войны разводы, особенно в тех случаях, когда семья уже фактически распалась. На рост общего коэффициента разводимости в 1943 г. в какой-то мере оказала влияние и регистрация разводов на освобожденных от оккупации территориях СССР.
В 1944 г. общий коэффициент разводимости вновь снизился, и в этом следует видеть действие Указа от 8 июля 1944 г., который значительно усложнил и сделал более дорогостоящей процедуру развода. По Указу от 8 июля 1944 г. вводилась публичная процедура развода через суд. При этом для возбуждения судебного производства о расторжении брака устанавливались обязательные правила: подача заявления с указанием мотива развода; вызов супруга в суд с целью ознакомления его с заявлением о разводе, поданным другим супругом; предварительное выяснение мотивов развода, установление свидетелей, подлежащих вызову на судебное разбирательство; публикация в местной газете объявления о возбуждении судебного производства о разводе. После публикации в местной газете объявления о возбуждении дела (за счет истца) в суд вызывался ответчик. Если народному суду не удавалось примирить супругов, то дело могло быть рассмотрено по заявлению супруга в суде вышестоящей инстанции, который уже и выносил окончательное решение. Разводящиеся несли и немалые финансовые издержки: при подаче заявления о разводе взыскивалось 100 рублей, кроме того, за выдачу свидетельства о разводе взыскивалась пошлина от 500 до 2000 руб. Указанные меры должны были способствовать стабилизации и укреплению брака и семьи.
1 Советская повседневность... - С. 284.
2
Союзное законодательство СССР. - 1936. - № 34. - Ст. 309.
3 Советская повседневность. - С. 288.
4 Кодекс законов о браке, семье и опеке. Официальный текст с изменениями на 1 ноября 1946 г. и с приложением постатейно систематизированных материалов. - М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1947. - С. 51-52.
В то же время в 1944 г. действие Указа еще не было вполне ощутимо в плане снижения числа разводов, видимо, потому, что в новых условиях шла регистрация разводов в семьях, распавшихся в предыдущие годы, но не зарегистрировавших свой фактический развод в официальном порядке. С 1945 г. число разводов резко снизилось и упало в несколько раз по сравнению с предыдущим годом (табл. 2).
Табл. 2
Число разводов на неоккупированных территориях СССР (тысяч)1
Год Город Село Город и село
1938 95 99 194
1939 98 95 193
1940 108 97 205
1941 40 53 93
1942 29 45 74
1943 38 45 83
1944 34 35 69
1945 5.8 0.8 6.6
Определенную роль в сокращении в несколько раз числа разводов, несомненно, сыграл настрой населения, вызванный победой в Великой Отечественной войне и стремлением сохранить семью как элемент возвращения к мирной жизни, но, главное - это все же влияние мер, предусмотренных Указом от 8 июля 1944 г.
В целом, война не способствовала укреплению семьи и брака. В годы войны увеличилась доля разводов в старших возрастных группах, а также усилился процесс распада браков с большой продолжительностью семейной жизни. Недостаточно устойчивыми были и браки, заключенные в военный период. Хотя в 1941-1942 гг. наблюдалось сокращение числа разводов среди городского населения из-за мобилизации мужчин, однако в 1943 г. число разводов все же возросло. В 1944 г. из-за усложнения процедуры развода число разводов уменьшилось, а в 1945 г. упало до беспрецедентно низкого уровня.
Указом от 8 июля 1944 г. было порождено и такое явление, как «безотцовщина». Указом устанавливалось, что при регистрации в органах ЗАГСа рождения ребенка от матери, не состоящей в зарегистрированном браке, ребенок записывается по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери, а в графе «отец» ставится прочерк. Это была важная корректива семейного законодательства в условиях увеличения числа внебрачных рождений. Например, в 1944 г. в г. Казани у 14.2% родившихся детей в актах рождений отсутствовали данные об отце2. В целом, по СССР процент внебрачных рождений был выше: так, в 1945 г. 18.9% всех новорожденных в графе «отец» имели прочерк3.
Указ 8 июля 1944 г. расширил сферу применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 года «О налоге на холостяков, одино-
1 Советская повседневность... - С. 288-289.
2
Государственный архив Российской Федерации. Ф. А-374. - Оп. 11. - Ед. хр. 269. - Л. 46-53.
3 Население России. - С. 352.
ких и бездетных граждан СССР». По указу от 21 ноября 1941 г. налог на одиноких и бездетных граждан СССР составлял: с рабочих и служащих при ежемесячном заработке до 150 рублей - 5 рублей, при заработке свыше 150 рублей -5% от ежемесячного заработка, с колхозников - 100 рублей в год. По Указу от 8 июля 1944 г. данный налог распространялся не только на одиноких и бездетных граждан, но и на граждан, имеющих одного и двух детей. Увеличивался и размер налога. Для рабочих и служащих, не имеющих детей, он устанавливался в размере 6% от месячного заработка, при наличии одного ребенка - 1%, при наличии 2 детей - 0.5%. Для колхозников размер налога составлял 150 рублей в год при отсутствии детей, 50 рублей - при наличии одного ребенка и 25 рублей -при наличии двух детей. От налога освобождались только военнослужащие и их жены и некоторые другие социально незащищенные слои населения, например инвалиды, учащиеся средних и высших учебных заведений в возрасте до 25 лет и др.
Фискальные меры способствовали росту рождаемости в стране, но основное воздействие оказало все-таки не усиление давления на холостяков, а расширение системы государственной поддержки многодетных и одиноких матерей. Уже упомянутый Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. предусматривал введение государственной помощи многодетным и одиноким матерям. Согласно Указу, матери, имеющие двух детей, при рождении третьего ребенка получали единовременно 400 рублей, четвертого - единовременно -1300 рублей и ежемесячно - 80 рублей, пятого - соответственно 1700 рублей и 120 рублей, шестого - 2000 рублей и 140 рублей, седьмого - 2500 рублей и 200 рублей, восьмого - 2500 рублей и 200 рублей, девятого - 3500 рублей и 250 рублей, десятого - 2500 рублей и 250 рублей, каждого следующего ребенка -5000 рублей и 300 рублей. Причем ежемесячные пособия многодетным матерям выплачивались начиная со второго года рождения ребенка и до достижения ими пятилетнего возраста. Предусматривалось государственное пособие и одиноким матерям, не состоящим в браке, на содержание и воспитание детей, родившихся после издания Указа, до достижения ими двенадцатилетнего возраста: на первого ребенка - 100 рублей в месяц, двух детей - 150 рублей, трех и более -200 рублей. При этом при вступлении одинокой матери в брак право на получение пособия сохранялось. Особенно важным было то, что под действие этого Указа попадал более широкий, чем прежде, круг многодетных матерей, ведь по предыдущему законодательству пособия получали лишь матери, имеющие шесть детей при рождении седьмого.
Несомненно, эти меры оказали влияние на увеличение на заключительном этапе войны числа многодетных матерей. Например, в 1945 г. из 12252 родившихся в городских поселениях Татарской АССР детей 26.1% были четвертым или следующим по порядку детьми в семье. Причем многодетные матери, то есть имеющие 4-х и более детей, фиксировались уже с 22-х-летнего возраста. На конец 1945 г. в ТАССР число многодетных матерей составляло 15.3 тысячи
человек, в том числе с четырьмя детьми - 4.6 тысячи человек, с пятью - 3.1 тысячи человек, с шестью - 2.0 тысячи человек, с семью и более - 5.6 тысяч1.
Еще одной характерной чертой материнского поведения в годы войны стало существенное увеличение доли матерей в старших возрастах, что было обусловлено тем, что в их семьях меньшая часть мужчин была призвана в армию2.
Указ от 8 июля 1944 г. предусматривал и значительные льготы для беременных женщин и семей с малолетними детьми. Очередной отпуск должен быть приурочен к родам. Отпуска стали более продолжительными (с 63 до 77 календарных дней - 35 до родов и 42 после родов). Отпуск после родов мог быть продлен до 56 календарных дней в случае сложных родов или рождения двойни. Начиная с четырех месяцев беременности женщин не могли привлекать на сверхурочные работы как на предприятиях, так и в учреждениях. Женщины, имеющие грудных детей, в период кормления ребенка не привлекались к работам в ночное время. Вдвое увеличивались нормы дополнительного продовольственного пайка беременным женщинам с шестого месяца беременности, а также кормящим матерям в течение четырех месяцев кормления. Кроме того, родители, имеющие троих детей при заработке до 400 рублей в месяц, четырех детей при заработке до 600 рублей в месяц, а также пятерых и более детей независимо от заработка, освобождались на 50% от платы за помещение детей в ясли и детские сады. Предусматривалось создание яслей, детских садов, комнат матери и ребенка на предприятиях и учреждениях с массовым применением женского труда.
Указанные меры оказали непосредственное влияние на увеличение рождаемости в стране в 1944-1945 гг. Так, на 1000 человек населения на территориях РСФСР, не подвергавшихся оккупации, рождаемость составляла в 1943 г. - 9.9 рождения, в 1944 г. - 10.5 рождения, в 1945 г. - 10.8 рождения3.
В целом, можно констатировать, что брачно-семейные отношения в годы войны претерпели существенные изменения. Война привела к значительному нарушению диспропорции полов, преобладанию доли женщин в населении страны, увеличению числа вдов с детьми, неполных семей, также одиноких людей. В период войны резко снизилась брачная активность населения. Устойчивость института семьи и брака снизилась. В целях укрепления этого важнейшего социального института правительство пошло на ряд законодательных мер, которые, в частности, аннулировали ценность фактического брака, серьезно затруднили процедуру развода и предусматривали существенную материальную помощь многодетным и одиноким матерям. Все эти меры оказали положительное влияние на укрепление брачно-семейных отношений. Как следствие, в 1945 г. число зарегистрированных браков превысило довоенный уровень, до беспрецедентно низкого уровня сократилось число разводов, одновременно выросла рождаемость.
1 Республика Татарстан. 1920-2000. Статистический сборник Госкомстата Республики Татарстан / Под ред. В.П. Кандилова. - Казань, 2001. - С. 283.
2
Население России. - С. 223.
3 Там же. - С. 100.
Summary
V.F. Telishev, V.T. Sakaev. State Policy in the Field of Matrimonial Relations in USSR during the Great Patriotic War.
The article views the questions of legislative regulation of matrimonial relations and state support of family and marriage institution during World War II. Special attention is drawn to the questions of stability of family and marriage institution among city population in the war period; in particular, the dynamics is reflected of such demographic indices as the amount of marriages and divorces.
Поступила в редакцию 10.09.07
Телишев Валерий Федорович - кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории Казанского государственного университета.
Сакаев Василь Тимерьянович - соискатель кафедры современной отечественной истории Казанского государственного университета.