Умарова Муаззама Султановна -
соискатель кафедры истории таджикского народа и общественных наук, директор библиотеки ТГУПБП
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СУВЕРЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА (1991-2005 ГОДЫ)
В последние годы библиотеки Таджикистана активно стремятся адаптироваться к современным требованиям, преобразовать свои ресурсы на основе новых информационных технологий. Однако это им удается с большим трудом, так как библиотеки обладают большими документальными фондами, сложной негибкой структурой и совершенно недостаточным финансированием.
В данной статье будет исследована политика суверенного Таджикистана в области библиотечной деятельности, а также значение, которое придается государством работе библиотек. «Наша древняя любовь к книгам, науке и культуре требует от нас, в условиях современной научно-технической революции, небывалых и выдающихся достижений человеческого разума», - отметил Глава государства Эмомали Рахмон в выступлении на церемонии открытия общеобразовательной школы в махалле Бофанда города Душанбе 31 августа 2010 года (1).
За период времени, прошедший со дня объявления независимости Таджикистаном (1991), был принят ряд законов, указов, постановлений, направляющих развитие культуры в независимой республике. Это, прежде всего, законы «О языке» (1989), «О культуре» (1997), «О библиотечной деятельности» (2003); установление на законодательном уровне Дня книги -4 сентября, Дня печати - 11 марта (закон «О праздничных днях») и т.п.
Одним из важных документов, определяющих направления государственной политики в области культуры, является закон РТ «О культуре», принятый 13 декабря 1997 года (2,321).
Законом регулируется культурная деятельность в области книгоиздания и библиотечного дела, а также другая культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, научно-исследовательская деятельность в области культуры. Закон регламентирует основные принципы государственной политики в области культуры, такие как: общедоступность культурных ценностей, свобода творческой деятельности, содействие развитию творческого потенциала граждан; общенародный, научный, светский и гуманитарный характер культуры, развитие культурных связей Таджикистана с иностранными государствами; демократический, государственно-общественный характер управления культурой.
Закон рассматривает такие важные моменты в развитии культуры как: вопрос о кадрах (ст.19), собственность в области культуры (ст.21),
финансирование культуры и культурной деятельности (ст.22), финансовые ресурсы учреждений культуры (ст.23), инвестиционная политика в области культуры (ст.25), развитие культуры в сельской местности (ст.26). Важная статья в законе - это материально-техническое обеспечение культуры (ст.27).
В июле 2003 года был принят закон Республики Таджикистан «О библиотечной деятельности»(3);(4,5-11). Это основной документ, которым руководствуются библиотеки в своей деятельности. Он определяет правовые основы организации, охраны и развития библиотечного дела в Республике Таджикистан и регулирует общественные отношения по реализации конституционных прав и свобод как частных лиц, так и организаций, определяет статус библиотек (ст.13).
Очень важная глава 4, которая определяет принципы государственной политики в области библиотечного дела.
В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых в библиотеках и предоставляемых в пользование.
Для его осуществления Правительство Республики Таджикистан разрабатывает в установленном порядке государственные программы развития библиотечного дела, а также программы, являющиеся составной частью государственных программ сохранения и развития культуры в Республике Таджикистан (ст.14).
Законом (гл.6) определяется организация взаимодействия библиотек.
В республике функционирует упорядоченная сеть государственных библиотек, библиотек общественных объединений, сюда входят библиотеки при духовных учебных заведениях и мечетях, а также частные библиотеки. По словам директора НИИ культуры и информации Д. Шерматова, в настоящее время в Таджикистане успешно действует около 1,5 тыс. государственных массовых, около 4 тыс. школьных, сотни профсоюзных, тысячи частных библиотек (5). Документированные информационные ресурсы библиотек только системы Министерства культуры насчитывают более 13 миллионов названий документов, из них около 4 миллионов экз. на таджикском языке.
Но в первые 5-7 лет существования Республики Таджикистан как суверенного государства наблюдался информационный голод библиотек и их абонентов. Не хватало, да и сейчас не хватает, квалифицированных работников, способных работать в новых экономических и политических условиях. Кризисное состояние библиотечного дела в республике в значительной мере связано с отсутствием подготовки и повышения квалификации библиотечных работников. Сегодня более 50 процентов работников библиотек не имеют специального библиотечного образования, часть библиотекарей, особенно на селе, имеют общее среднее образование. Высока текучесть кадров в массовых библиотеках из-за низкой заработной платы и неблагоприятных условий труда, отсутствия стимулов и социальной
защищенности библиотекарей. Например, в Худжандской областной публичной библиотеке им. Т. Асири по отчету за 2005 год указаны 85 работников, 32 из которых имеют высшее образование, 10 - неполное высшее, 18 - среднее библиотечное образование. В числе работников библиотеки - 3 кандидата наук, 1 заслуженный деятель культуры, и 12 человек удостоены почетного звания «Отличник культуры Таджикистана». Даже в библиотеке областного уровня, являющейся методическим центром по отношению к массовым библиотекам области, относящейся к универсальным многоотраслевым научным библиотекам, нет ни одного специалиста с высшим библиотечным образованием, тем более нет специалиста, имеющего ученую степень в области библиотечной деятельности.
Перестройка работы библиотек проходит в трудных условиях. Во-первых, к началу 2000-го года в целом по республике сократилось число массовых библиотек. Согласно статистическим данным, на конец 1995 года по республике было 1560 массовых библиотек. На конец 1999 года количество их уменьшилось на 97 библиотек и достигло 1463. Соответственно уменьшилось в них и количество книг и журналов: с 14415 тыс. экз. в 1995 году до 13 849 тыс. экз. в 1999 году(6,97). Причем уменьшение числа библиотек, а соответственно и книжных фондов, происходило за счет закрытия и расформирования библиотек в сельской местности. В качестве примера можно привести показатели по Согдийской области (6, 100) (см. табл.):
1990 1995 2000 2003 2004 2005
Число библиотек 358 334 315 310 308 302
Всего книг, журналов, тыс.экз. 1502 1449 1362 1402 1322 1303
Всего читателей, тыс. чел. 208,1 195,8 153 282,3 413,8 228,3
Книговыдача, тыс.экз. 2258,4 2119,9 1463,8 1314 1142 1372
Во-вторых, сократилось выделение денежных средств на комплектование фондов, и в отдельные годы в библиотеках не было государственных поставок литературы.
Пример: Областная публичная библиотека им. Т.Асири г.Худжанда в 1997- 1998 годах совсем не имела возможности закупать новую литературу (по отчётам библиотеки).
Выделение денежных средств на комплектование Областной публичной библиотеки им. Т. Асири г.Худжанда ______________________
Источники комплектования 1991 (руб) 1995 (рубл) 2000 (рубл) 2005 (сомони) 2008 (сомони)
Бибколлектор 16300.00 206000 - - -
Таджикматбуот (подписка на газеты и жур) 10849.23 21248 2000000 5411с.43д 6350 с.
Кн. палата 4374.00 - - - -
Кн.магазин 378.00 - - -
Китоб 500000 10000с.
В сельской местности Согдийской области даже в более поздние годы (по отчету сельских библиотек Аштского, Зафарабадского, Спитаменского и др. районов Согдийской области за 2003-2004 годы) фонды библиотек пополнялись незначительно (в среднем от 5 до 25 новых книг на 1 библиотеку), да и то за счет дарственной литературы.
Так, в текстовом отчете ЦБС Аштского района за 2004 год в разделе «Работа с фондом» сообщается о том, что не выделены средства на закупку новой литературы и подписку на периодические издания, а 835 книг, пополнивших фонд, были дарственными.
В-третьих, фонды библиотек стали уменьшаться и за счет исключения из них устаревшей, потерявшей актуальность русскоязычной литературы. Так, в Аштской ЦБС в 2003 году было списано 3 330 книг.
Учитывая сложившуюся обстановку, Правительство республики особое внимание уделяет комплектованию библиотечных документальных фондов. Было принято специальное постановление «Об улучшении отправки обязательных экземпляров художественной литературы и периодических изданий». А приказом Министерства культуры в 2000 году было организовано Торгово-снабженческое государственное предприятие «Китоб», основной целью которого является улучшение снабжения библиотек книгами. Хотя, если сравнивать 80-90-е годы прошлого столетия и сегодняшний день, то постановка обеспечения книгами библиотек была намного лучше в прошлом веке: литература поступала через бибколлекторы согласно заказам по тематическим планам издательств. Это в большей степени защищало фонды от попадания в них непрофильной и многоэкземплярной литературы. В настоящее же время фонды библиотек пополняются той литературой, что без выбора рассылает «Китоб», а это не всегда те книги, которые нужны библиотекам.
Улучшению международного книгообмена должно способствовать Постановление Межпарламентской ассамблеи (МПА) стран - членов СНГ о рекомендательном законодательном акте «О единой политике в области обязательного экземпляра документов» и присоединение Таджикистана к
Соглашению о межгосударственном обмене обязательными экземплярами стран-членов СНГ.
Кроме того, подписаны и другие соглашения о сотрудничестве в области книгоиздания, книгораспределения и полиграфии между государствами в городе Чолпон-Ата и другие межгосударственные соглашения, меморандумы и договоры, направленные на значительное улучшение библиотечных документальных фондов.
Но сегодня по целому ряду причин и факторов все массовые библиотеки республики не в состоянии полностью и эффективно реализовать свои преимущества. Недостатки в политике книгоиздания и книгоснабжения массовых библиотек в нашей республике привели к тому, что за годы независимости практически перестала работать система обязательного экземпляра печатного издания - одного из основных источников комплектования фондов массовых библиотек.
Таджикистан является одним из государств, который проголосовал за принятие Межгосударственного стандарта по библиотечному и издательскому делу, разработанному Российской государственной библиотекой, ГПНТБ (Г осударственная публичная научно-техническая библиотека) России и Техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело», принятого Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (отчет Технического секретариата №10 от 4 октября 1996г.). Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области комплектования фондов, идентификации (библиографирования и каталогизации) документов и данных. Термины, установленные данным стандартом, применяются в указанном значении во всех видах документации и литературы по информационной, библиотечной и издательской деятельности. Стандарт предназначен для библиотек, органов научнотехнической информации, книжных палат, издательств, издающих организаций и других юридических лиц.
Сфера культуры, в том числе библиотечная деятельность, постоянно находится в поле зрения государства. В своём обращении к Маджлиси Оли от 30 апреля 2007 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подчеркнул важность книги и библиотек в развитии человека. И это требует серьёзного отношения к данному вопросу.
Решением Хукумата Республики Таджикистан от 2 июля 2005г. № 238 утверждена Государственная программа развития библиотечного дела в Республике Таджикистан на 2006 -2015 годы, которая включает также Перспективный план развития библиотечной деятельности на 2006-2115 годы (7,6-17); (8).
Программа призвана стимулировать информационные, культурные и образовательные функции библиотек и обеспечить правовые гарантии вывода библиотек из кризисной ситуации. Программой основными направлениями в развитии библиотечного дела на 2006-2015 годы предусмотрено
формирование и совершенствование библиотечных фондов;
совершенствование управления библиотечным делом, библиотечный маркетинг и менеджмент; повышение эффективности научноисследовательской и научно-методической работы в области библиотечноинформационной деятельности; дальнейшее совершенство-вание
библиотечно-информационного образования; повышение социаль-ного имиджа работников библиотечно-информационных учреждений и укрепление материально-технической базы библиотек (7,6-17);(8). В «Государственной программе развития библиотечного дела в Республике Таджикистан на 2006-2015 годы» в Плане мероприятий большое внимание уделяется развитию маркетинговой службы в библиотеке. Оптимизировать деятельность библиотек невозможно без знания и использования принципов маркетинга. Планирование маркетинга помогло бы библиотекам выбрать перспективный путь развития, наиболее эффективно распределить ресурсы. Изучение деятельности конкретных библиотек Согдийской области, а именно Областной публичной библиотеки им.Т.Асири, Областной детской библиотеки, показало, что ни в одной из этих библиотек не было плана маркетинга. А ведь именно этот план позволил бы сделать более точный анализ ситуации и определил бы стратегию, позволил бы сформировать тактические задачи, произвести правильный расчет бюджетных ассигнований. Скажем, анализ ситуации позволяет выявить потенциальных клиентов библиотеки, их информационные и читательские потребности, мотивацию посещений, а также: удобны ли часы работы библиотеки для читателей, насколько комфортны условия в библиотеке. Возможно, одной из причин отсутствия маркетинговой службы в библиотеке является отсутствие квалифицированных специалистов - маркетологов в области библиотечного дела. Планом, являющимся составной частью программы, конкретизируются задачи государства по выведению на более высокий уровень кадровой политики, создание условий в учебных заведениях для эффективной подготовки кадров. Единственное высшее учебное заведение в республике по подготовке библиотечных кадров Институт искусств им. Мирзо Турсун-заде -планируется обеспечить новыми информационными технологиями, мебелью и учебными лабораториями, комплектовать учебными пособиями по библиотечному делу на родном языке, а также ввести новые специальности, организовать краткосрочные курсы и семинары по повышению квалификации и переподготовке библиотечных работников с применением современных форм обучения.
Проблемы профессиональной подготовки кадров актуальны во всех государствах постсоветского пространства, включая и Республику Таджикистан. Однако, в отличие от некоторых относительно развитых республик бывшего Союза, в Таджикистане профессиональное библиотечное образование не включалось в число приоритетов государственной культурной политики.
Система профессионального библиотечного образования в республике должна соответствовать международным стандартам.
Бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий в современном мире в корне меняет представление о задачах библиотек, их месте в обществе, роли в политической жизни, в развитии демократии и местного самоуправления. Современная библиотека -это уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив», единственное место, где предоставляется доступ к информации и в традиционной печатной форме, и в электронном виде. Информационные ресурсы библиотек имеют значение стратегических ресурсов, определяющих уровень социально-экономического развития страны.
Таким образом, отрадно то, что в культурной политике Республики Таджикистан происходят позитивные сдвиги. Главное, чтобы принятые государством законы в области культуры, в т. ч. библиотечной деятельности, претворялись в жизнь. Укрепление взаимопонимания органов власти, местного сообщества и библиотек - это движущая сила библиотечного развития.
Ключевые слова: библиотека, социально-культурный институт; задачи библиотек;
материально-техническая база; профессиональная подготовка кадров; межгосударственный стандарт; Госпрограмма развития библиотечного дела.
Key words: Library, social-cultural institute, tasks of libraries, financially-technical base, professional training of workers, the interstate standard, the state program of library’s affairs improvement.
Список использованной литературы:
1. Рахмон Эмомали. Выступление на церемонии открытия общеобразовательной школы в махалле Бофанда города Душанбе // Народная газета.- 2010.- 8 сент.- С.4. (№36).
2. Закон РТ «О культуре» //Ахбори Мажлиси Ол!.- 1997.- № 23-24.-С.321.(Ст.352).
3. Закон РТ «О библиотечной деятельности» //Ахбори Мажлиси Ол!. -2003.- №7.
4. Конуни Лумаурии Тожикистон дар бораи фаъолияти китобдор! //Китобдор.- 2006.- №1(1).- С.5-11.
5. Шерматов Д. Какое будущее у библиотек Таджикистана? (Интервью с директором НИИ культуры и информации Джелматом Шерматовым) // НИАТ «Ховар»,14.11.2007.
6. Статистический ежегодник Согдийской области: (официальное издание) за 2005 г. - Худжанд, 2006.- С.100. - (Комитет статистики Согдийской области).
7. Барномаи рушди фаъолияти китобдор! дар Лумаурии Тожикистон барои солаои 2006-2015 //Китобдор.- 2007.- №1(2).- С.6-17.
8. Государственная программа развития библиотечного дела в Республике Таджикистан на 2006-2015 годы. Утверждена решением Хукумата Республики Таджикистан от 2 июля 2005г. № 238.
Умарова М. С.
Государственная политика суверенного Таджикистана в сфере библиотечного дела (1991 -2005 годы)
В данной статье исследована политика суверенного Таджикистана в области библиотечной деятельности, а также значение, которое придается государством работе библиотек.
За период времени, прошедший со дня объявления независимости Таджикистаном (1991), был принят ряд законов, указов, постановлений, направляющих развитие культуры в независимой республике. Это законы «О языке» (1989), «О культуре» (1997), «О библиотечной деятельности» (2003), которые регламентируют деятельность библиотек. В статье подробно изложены законы «О культуре» и «О библиотечной деятельности», а также цели и задачи Государственной программы развития библиотечной деятельности. Подняты проблемы сокращения числа массовых библиотек, выделения денежных средств на комплектование библиотечных фондов, подготовку библиотечных кадров.
Umarova M. S.
The State policy of sovereign Tajikistan in library sphere (1991-2005)
The rapid information development and telecommunication technologies in the modern world, deeply changes the view about library problems, their role in a society and in political life, in the development of democracy and local self administration.
The policy of sovereign Tajikistan in the field of library affairs, and also value which is given by the state is researched in the article.
It was accepted several laws, decrees, and orders directing to development of culture after the independence of Tajikistan (1991) in independent republic. These laws «About language» (1989), «About culture» (1997), «About library affairs» (2003) regulate activity of libraries. The laws «About culture» and «About library activity», and also aims and government program matters of library activity development is detailly considered. Library reduction problems, allocation of money resources on acquisition of library funds, preparations of library specialists are arisen in this article.
Алимов Ботурлон Ыомидович -
дотсенти кафедраи сиёсатшиносии ДДЬБСТ Холаева Мубина Лалоловна -
дотсенти кафедраи забони русии ДДЛБСТ
ИСТИКЛОЛИЯТИ МИЛЛТ ВА СТРАТЕГИЯИ СИЁСАТИ ДОХИЛИВУ ХОРИЛИИ ЬУМПКУРИИ ТОЖИКИСТОН
Дар мажрои таърих халку миллатаои зиёде аастанд, ки садсолаао дар орзуи ба даст овардани истиклолияти милл'1 то имрÿз муборизааои зиёд мебаранд.
Барои Думаурии Тожикистон истиклолият аадяи бузурги таърих'1 буд, ки бо бараам хÿрдани Иттиаоди Шÿравї имконпазир гардид.