УДК 32 (470)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
© Ю. Н. Никифоров1, Э. Ф. Г арифуллина2*
1 Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.
2Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, 450001 г. Уфа, ул. 50 лет Октября, 34.
Тел./факс: +7 (347) 252 55 69.
E-mail: [email protected]
Цель исследования — раскрыть особенности содержания и осуществления государственной политики в области развития человеческого потенциала. В работе рассмотрены концепции и подходы к понятиям «человеческий потенциал» и «человеческий капитал». В исследовании автор отмечает необходимость проведения и реализации государственной политики в области развития человеческого потенциала, так как именно он сегодня становится фундаментальным понятием, определяющим основные принципы, цели и задачи государственной политики опережающего развития. Автором даны предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере.
Ключевые слова: государственная политика, человеческий потенциал, человеческий капитал, опережающее развитие, здравоохранение, образование, культура.
Россия сегодня переходит в качественно новое состояние от стабилизационного к инновационному социально - ориентированному этапу развития. Как отмечает известный политолог А. Подберезкин, на рубеже XXI века в мире произошло много принципиальных изменений, но все-таки среди них есть одно, самое главное, о котором пока еще мало говорят. Это превращение человеческого потенциала в главный фактор развития общества, экономики, государства. Если прежде такими факторами являлись военная сила, экономическая мощь, научно-технические достижения, то в начале XXI века им стал потенциал человека, т.е. совокупность духовных, интеллектуальных, информационных, социально-экономических возможностей личностей. От того, насколько быстро мы сегодня в России до конца осознаем значение этих изменений, зависят не только темпы развития нашей нации, но и само ее будущее. Будущее нашей нации, государства и общества [1].
Становление человеческого потенциала в качестве первостепенного фактора развития современного общества и государства признают и лидеры нашего государства. В 2007 году в своем выступлении на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Д. А. Медведев заявил о том, что «главная цель деятельности нашего государства - развитие потенциала человеческой личности», в феврале 2012 года В. В. Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» предлагает выстроить социальную, экономическую, финансовую, миграционную, экологическую политику государства вокруг главной задачи - развития человеческого потенциала [2].
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, волей государства и потребностями гражданского общества в устойчивом повышении благосостояния российских граждан, в том числе в повышении уровня и качества жизни населения путем развития человеческого потенциала; во-вторых, потребностями практики государственного и муниципального управления в конкретных предложениях по развитию человеческого потенциала; в-третьих, отсутствием углубленных научных ис-
следований по данной проблематике, учитывающих действие вызовов современности, первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала [3].
Далее попробуем разобраться, что же такое человеческий потенциал, почему многие исследователи ставят знак равенства между понятиями «человеческий потенциал» и «человеческий капитал» и в чем же их отличие? Стоит отметить, что в настоящее время встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».
Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом.
«Человеческий капитал» как экономическая категория вырабатывалась постепенно. Теория человеческого капитала в ее нынешнем обличии стала закономерным следствием формирования мировой научной мысли. На начальных этапах она ограничивалась лишь знаниями и способностью человека к труду. Истоки ее имеются в трудах А. Смита в «Исследование о природе и причинах богатства народов», А. Маршалла «Принципы политической экономии», Д. Рикардо, К. Маркса, Дж. Милля, Л. Вальсара, Дж. М. Кларка, Ф. Листа, Г. Д. Маклеода, Дж. Мак-Куллоха, И. Тюнена, И. Фишера, У. Фарра, Т. Уитштейна, Дж. С. Уолша, В. С. Гойло и многих других. И лишь в середине XX в. появилось понятие человеческого капитала и его теория.
Родоначальником теории человеческого капитала является американский экономист Теодор Уильям Шульц, который в 1979 году стал лауреатом Нобелевской премии. Он внес большой вклад в развитие, популяризацию и становление данной теории. Именно в его работах впервые появился термин «человеческий капитал». Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект
* автор, ответственный за переписку
экономики «человеческим капиталом». Т. Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [4].
Г. Беккер в своем главном фундаментальном труде 1964 года «Человеческий капитал» анализирует макроэкономические начала данной теории. Под человеческим капиталом он понимал «...имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации» [5].
В 1970-х годах XX века известный американский социолог Д. Белл отмечал, что, если в доинду-стриальную эпоху главным производственным ресурсом была мускульная сила, в индустриальную -машинная техника, то на постиндустриальной стадии таким ресурсом становятся воплощенные в человеке знания, его интеллект. На смену индустриальной экономике, где преобладало массовое производство, пришла экономика знаний, главенствующее значение в которой приобрел творческий, интеллектуальный труд, а рабочая сила получила качества капитала - человеческого капитала [6].
Рассмотрим отечественный опыт изучения теории человеческого капитала.
По мнению А. Н. Добрынина и С. А. Дятлова, «Человеческий капитал представляет собой форму проявления производительных сил человека в рыночной экономике..., адекватную форму организации производительных сил человека, включенных в систему социально ориентированной рыночной экономики в качестве ведущего, творческого фактора общественного воспроизводства» [7].
«Группа ученых под руководством Л. И. Абалкина, исследующих проблему стратегического развития России в XXI веке, рассматривает человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход» [8].
По мнению Н. Е. Ильиной понятие человеческого капитала является экономической категорией, которая включает в себя, помимо самого человека, множество элементов тесно, взаимосвязанных друг с другом. Кроме того, как отмечает Ильина, человеческий капитал - это интенсивный производственный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития [9].
«Если попытаться обобщить различные трактовки понятия «человеческий капитал», то в нем
можно выделить три основные составляющие: 1) здоровье, которое из общего психосоматического, физиологического состояния человека превращается в определенный образ жизни, направленный на поддержание его здоровья; 2) культура, задающая стереотипные модели поведения и ценности индивида, определяющая характер его реализации в процессе трудовой деятельности (допустимое- недопустимое поведение в бизнесе, например, что отражает отличия, заложенные в рамках различных культур); 3) образование, которое определяет максимально достижимый данным индивидом социальный статус и создает объективно-субъективные основания для его карьерного роста, где объективными основаниями являются требования для определенного вида деятельности и должности, связанные с образованием, а субъективными - способность индивида применить в производственной деятельности полученные в процессе обучения навыки и умения, увеличивающие его способность к креативности и инновационной деятельности. ...» [10].
Таким образом, стоит отметить, что в научной литературе не сложилось единое представление о том, что есть человеческий капитал и какие структурные элементы объективно должны включаться в его состав. Современные отечественные исследователи, занимающиеся проблемой человеческого капитала
- Т. Р. Ханнанова и М. В. Дулясова - считают, что человеческий капитал - явление, гораздо более многогранное, чем это представляется в имеющихся научных публикациях; настолько многогранное, насколько многогранен сам человек как его носитель, воспроизводитель, источник. Человек - вот объективная основа многогранности человеческого капитала и полиструктурности его строения. А полиструк-турные, сложные строение и содержание человеческого капитала предопределяют в свою очередь его многомерность [11].
Далее рассмотрим концепции развития человеческого потенциала и его понятие. Так, «Понятие человеческого потенциала тесно связано с концепцией устойчивого развития, которая возникла в 90е гг. ХХ в. в мировой и отечественной социальной литературе. ... Параллельно группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала (human development), которая возникла в противовес традиционному пониманию развития как роста объема материальных благ и услуг. В этой концепции во главу угла ставится не способность к производительному труду (экономическая ценность индивида), а само развитие человека через расширение возможностей выбора благодаря росту продолжительности жизни, образования и дохода [12]. Человеческое развитие при этом рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство экономического роста, акцентируется внимание на самоценности человека [13].
В этом контексте концептуальную направленность изучения человеческого потенциала, на наш взгляд, можно определить как ориентацию на сохранение, реализацию и развитие человеческого потенциала. Связанное с этим представление о самоценности человека, а главное, утверждение этого
представления в общественном сознании рассматривается как одно из условий устойчивого человеческого развития. Все то, что ведет к деградации и разрушению имеющегося человеческого потенциала, противоречит интересам общества и государства. И, напротив, все, что способствует его сохранению и развитию, ведет к укреплению и общества, и государства» [14].
В большой советской энциклопедии дано определение потенциала, которое, по нашему мнению, следует использовать в качестве исходного в раскрытии понятия «человеческий потенциал» в политологии: «Потенциал - в широком смысле -средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи» [15].
«По мнению Н. Римашевской, человеческий потенциал, это особый демографический генофонд, который характеризуется необычной позитивной спецификой [16]. Как считает Е. Г. Слуцкий, человеческий потенциал представляет собой человеческие ресурсы (население), обладающие определенными качествами и свойствами, определяющими потенциальную возможность развития социума (или его деградацию) [17]» [14].
Таким образом, «несмотря на то что определения человеческого капитала и человеческого потенциала похожи, между ними существует существенная разница. Понятие «человеческий капитал» входит в понятие «человеческий потенциал», так как в обоих случаях рассматривается человек с определенным образованием, здоровьем, воспитанием, мотивационными предпочтениями и прочим. Но, во-первых, понятие человеческого капитала более относится к экономической деятельности, в то время как человеческий потенциал это больше социологическое и психологическое понятие. Во-вторых, можно упросить это различие, связав его к простой констатации: капитал - реализованный потенциал (в военной науке - фактор). Степень его реализации зависит от многих причин. Основная - качество управления государством и обществом» [18].
... Главной стратегической целью развития нации и государства является развитие национального человеческого потенциала. Это объясняется довольно просто: если национальное богатство состоит из 3-х основных компонентов - национального человеческого потенциала, природных ресурсов и производственных активов,- где национальный человеческий потенциал занимает от 50 до 70%, то прежде всего развивать надо ту часть, которая является самой большой, т.е. национальный человеческий потенциал. Именно от нее прежде всего и зависит основной прирост национального богатства. Соответственно необходимо распределять и ресурсы нации - прежде всего на развитие национального человеческого потенциала, а затем уже на развитие материальных активов и освоение природных ресурсов» [18].
Сегодня в России очень важно признание национального человеческого потенциала основой
развития гражданского общества и государства и главной частью национального богатства нашей страны. Человеческий потенциал становится фундаментальным понятием, определяющим основные принципы, цели и задачи государственной политики опережающего развития.
Таким образом, имеется необходимость проведение и реализация государственной политики в области развития человеческого потенциала.
Отечественный ученый, политолог А. Подберезкин в одном из своих трудов под общим названием «Человеческий капитал» говорит о роли государства в сфере развития человеческого потенциала. Автор отмечает, что «опережающее развитие России возможно только как сильного государства, обещающего высокоэффективным механизмом государственного управления и развитиями государственными институтами. Это особенно важно напомнить сегодня в связи с тем, что опережающее развитие потенциала человеческой личности во многом будет зависеть именно и прежде всего от усилий государства, его институтов, для которых эта идеологическая задача должна быть сформулирована в качестве политического приоритета. Только государство, например, может финансировать фундаментальную науку, классическое искусство, большинство сфер образования и многое другое, что сегодня определяет качество человеческого потенциала, через распределение общественного дохода и создание оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития всей нации» [1].
Таким образом, развитие человеческого потенциала и превращение его в капитал напрямую зависит от проводимой и реализуемой государственной политики в данной сфере. В России сегодня государственная политика в области развития человеческого потенциала разрознена. Она содержится в различных нормативно-правовых актах и программных документах государства. Например, она сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации данных проектов является развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения.
«По словам Д. Медведева, его вывела на проблему человеческого капитала работа с национальными проектами. Опыт реализации национальных проектов показал, что привычная «затратная» политика в социальной сфере зашла в тупик. Необходимо рассматривать социальные отрасли, как обычные отрасли производства. А это означает переход от понятия «кадры» к понятию «человеческий капитал», из чего следует необходимость разработки механизма роста этого капитала.
В целом из материалов обсуждений следуют выводы:
- рост человеческого капитала в стране должен быть целью и программой действий правительства;
- необходимо применение современных методов изучения реального состояния человеческого потенциала (здоровье, жизнеспособность, обучаемость);
- необходим региональный мониторинг состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики;
- необходимы исследования по реформированию социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние» [19].
В 2008 году распоряжением Правительства РФ была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3]. Государство выработало общую стратегию развития страны, результатом реализации которой будет определенный уровень развития человеческого потенциала, законодательно закрепляет основы существования человека в семье и обществе, регламентирует хозяйственные, в том числе трудовые, отношения в обществе, отвечает за состояние природной среды, прямо влияющей на условия жизнедеятельности человека.
Согласно Концепции развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов: направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики; улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.
Нами предлагаются следующие предложения по совершенствованию государственной политики в области развития человеческого потенциала:
1) разработка и принятие системы нормативных актов федерального, регионального, муниципального, локального и индивидуального уровней регулирования, направленных на развитие человеческого потенциала страны;
2) создание специализированных органов управления человеческим потенциалом в целях его развития, координации и унификации на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях;
3) разработка политико-правовой модели развития человеческого потенциала;
4) в правовом регулировании человеческого потенциала необходимо примененять программно-целевого метода. Исходя из программно-целевого метода, система источников правового регулирования человеческого потенциала нами представляется следующим образом:
- источники правового регулирования в области развития образования;
- источники правового регулирования в области развития здравоохранения;
- источники правового регулирования в области развития культуры.
Данные нами предложения по совершенствованию государственной политики в области развития человеческого потенциала могут быть использованы органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, экспертным сообществом, представителями общественных организаций и бизнес - сообществ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Подберезкин А. Человеческий капиталъ. Том 1. Идеология опережающего развития человеческого потенциала. М.: Европа, 2007. 464 с.
2. Путин В. В. // Комсомольская правда. Уфа, 2012. № 20-п(25833-п).
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
4. Schultz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N.Y., 1971.
5. Копелюшников Р. И. Экономический подход Г.Беккера к человеческому капиталу // США : экономика, политика, идеология. 1993. №11.
6. Ерофеев И. В. Постиндустриальное общество: становление новой социальной реальности в контексте отечественной модернизации: дисс. ... кандидата философ. наук: Саранск, 2008. 131 с.
7. Добрынин А. Н., Дятлов С. А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
8. Плячкайтене И. М. Становление и развитие теории человеческого капитала. // Молодой ученый. 2011. №7. С. 102-104.
9. Ильина Н. Е. Научные подходы к понятию человеческого капитала// ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ. 2011. №2. (Электронный научный журнал) URL: http://vseup.ru
10. Шукшунов В. Е. Проблемы инновационного пути развития экономики и роль университетов в ее решении // Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания. Минск: 2005. С. 85.
11. Дулясова М. В., Ханнанова Т. Р. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация. М.: Экономика, 2008.
12. Доклад о развитии человека за 2000 г. / Тез. докл. ПРООН. Оксфорд Юниверсити. 2000 г. Нью-Йорк: Пресс. 2000. С. 17.
13. Человеческий потенциал. Нью-Йорк. 1994.
14. Саксельцев И. Г. Человеческий потенциал современного российского общества: социологический анализ: дис. ...канд. соц. наук. Саратов. 2006. 199 с.
15. Большая советская энциклоперия. М. 1982. с. 428.
16. Ромашевская Н. Человек и реформы: секреты выживания. М., 2003. С. 53.
17. Слуцкий Е. Г. Регион Россия: проблема дисбаланса в «обществе риска» и ювенальная политика. // Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М., 2000.
18. Подберезкин А. Роль национального человеческого капи-
тала в период «фазового перехода человечества» // Лица России. Электронный ресурс. 2011. URL:
http://viperson.ru/wind.php?ID=639846&soch=1
19. Шульгина Е. В. Развитие человеческого потенциала.
Практика работы с бизнес-корпорациями и муниципальными структурами управления.// Информационноисследовательский портал МГУ. Человеческий потенциал России. Электронный ресурс. 2011. URL:
http://www.hdirussia.ru/210
Поступила в редакцию 10.02.2012 г. После доработки - 29.03.2012 г.