УДК 947084.6 (021)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СНАБЖЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ. 1928-1932 ГГ.
© 2009 Т.Н. Кузьмина, Н.А. Шарошкин
Пензенский государственный педагогический университет
Поступила в редакцию 30.06.2008
В статье на материалах Среднего Поволжья рассматриваются вопросы снабжения работников промышленной и строительной сфер народного хозяйства продовольственными и промышленными товарами, раскрывается роль местных органов власти и профсоюзов в решении этой проблемы, показывается классово-производственный принцип снабжения.
Ключевые слова: индустриализация, рабочие, промышленность, строительство, снабжение продовольствием, нормы снабжения, градация контингента снабжения.
В первые годы индустриализации органы власти столкнулись с большими трудностями в снабжении населения. В Среднем Поволжье наблюдался быстрый рост численности рабочих, городского населения. За годы первой пятилетки в регионе среднегодовая численность персонала в цензовой промышленности возросла с 51,4 до 132,3 тыс., в том числе рабочих с 47,3 до 98,9 тыс.; в строительстве соответственно с 15,5 до 90 тыс. и на транспорте - с 59,6 (1929 г.) до 74,6 тыс. человек1. Ускоренные темпы индустриализации требовали направления капитальных вложений в первую очередь в отрасли тяжелой промышленности, в силу чего отрасли, производящие предметы потребления, не получали должного финансирования, а следовательно и развития. Отрицательно сказывался на снабжении населения и вывоз хлеба за границу: в 1930 г. он составил 4841,3 тыс. т, 1931 - 5177,9 и в 1932 г. - 1808 тыс. т. 2
Вопросы снабжения рабочего населения постоянно рассматривались на заседаниях президиумов губисполкомов, облисполкомов и профсоюзов. Состоявшийся 26 июля 1928 г. первый Пленум Ульяновского окружкома особо отметил, что вопросы снабжения негативно влияют на настроения рабочих, а поэтому они должны быть в центре внимания профсоюзов. 29 ноября 1928 г. те же вопросы обсуждались на пленуме Средне-Волжского обкома ВКП (б) и областной контрольной комиссии. Пленум рекомендовал наметить мероприятия по усилению роли профсоюзов в разработке вопросов снабжения через закрытые распреде-
Кузьмина Татьяна Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории и методики преподавания истории
Шарошкин Николай Алексеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории и методики преподавания истории. E-mail: [email protected]
лители, по борьбе с очередями, согласовывая свою деятельность с кооперацией и регулирующими органами (торготделами).
В октябре 1929 г. в Самаре состоялась межсоюзная рабочая конференция. Она отметила необходимость реорганизации комиссии по рабочему снабжению, в которую должно войти не менее 50% рабочих, одобрила введение индустриального пайка и создание огородно-молочных хозяйств. 21 октября состоялось заседание президиума Средне-Волжского крайкома ВКП (б), который поддержал решение крайисполкома об увеличении нормы снабжения хлебом до 800 г (с расчетом на 54 тыс. рабочих), расширении распределительной сети рабочей кооперации. Крайком характеризовал рабочее снабжение Самары и других городов Средней Волги как напряженное. В связи с этим он считал необходимым провести следующие мероприятия: расширить распределительную сеть рабочей кооперации и осуществить рациональное распределение всех товаров, отпускаемых пайщикам3. 25 октября крайком констатировал некоторое улучшение снабжения рабочих, железнодорожников и в целом города.
3 октября 1929 г. Средне-Волжский облисполком рассмотрел вопрос о снабжении населения Самары и округа овощами и фруктами на 1929/30 г., утвердив план заготовки 3309 т муки, 47280 т картофеля, 945 т свеклы, 945 т моркови, 3789 т яблок (всего на сумму 3413,6 тыс. руб.). Недостающее количество овощей и фруктов об-лпотребсоюзу предлагалось изыскать за счет собственных ресурсов. В ноябре 1929 г. Средне-Волжский крайком партии сообщал Политбюро ЦК ВКП (б) о недостаточном снабжении населения сельхозпродуктами по сравнению с союзными показателями. В 1927/28 г. на душу городского населения края приходилось такой продукции на сумму 80 руб. 30 коп., тогда как по СССР - 120
руб. 30 коп., в 1928/29 г. соответственно 85 руб. 10 коп. и 131 руб. 50 коп., в 1929/30 г. - 80 руб. 50 коп. и 129 руб. 30 коп. Одна из причин такого положения - отсутствие в крае холодильного хозяйства. При наличии свыше 70 тыс. т товарного мяса, 0,5 млн. т молочных продуктов и более 1500 вагонов яиц имелся лишь один мясомолочный холодильник емкостью 300 т и один яично-птичный (Саранск) емкостью 200 т.
Из доклада торгово-промышленной секции Ульяновского окрплана на заседании окрпроф-совета мы видим, что ЦРК обслуживал район с населением 71673 человек, в том числе 15540 (21,7%) членов профсоюза. В 1927/28 г. удельный вес ЦРК в общем торговом обороте составлял 24,7%, частника - 51,7%. Государственная торговля постепенно набирала темпы своего развития, особенно рос оборот кооперативной торговли, а доля частной снизилась с 28,8 (1925/26 г.) до 19,9% (1927/28 г.). Из года в год повышался завоз дефицитных промышленных товаров. В 1926/27 г. их было завезено на сумму 14,8 млн, в 1927/28 - 17,6 млн руб.4
Продовольственные затруднения привели к росту спекуляции на рынке и цен. Только в 1927/28 г. цены частной торговли на сельхозпродукты повысились примерно на 80%. В этих условиях для обеспечения нормального бесперебойного снабжения основных слоев трудящихся в городах с января 1929 г. было введено нормированное снабжение по карточкам5. В основу карточной системы снабжения был положен классово-производственный принцип. В конце 1930 г. были установлены списки городов и категорий населения. В пределах каждого списка население подразделялось на рабочих и прочих трудящихся с градацией первых на группу А (индустриальные рабочие) и группу Б (прочие лица физического труда). В начале были введены карточки (заборные книжки) на хлеб, со второго квартала карточная система распространена на сахар, а затем и на другие продукты. В ряде городов в 1929 г. вводилась нормированная продажа населению некоторых промышленных товаров по членским книжкам и специальным ордерам6. Таким образом, недостаток продовольствия вызвал дифференцированное снабжение городского населения.
Бюро Средне-Волжского крайкома ВКП (б) 1 декабря 1929 г. отметило некоторое улучшение снабжения рабочих продуктами: нормы хлеба увеличились до 800 г для индустриальных рабочих окружных городов и 600 г для остальных рабочих, для служащих и членов семей рабочих, прочих трудящихся, снабжающихся в плановом порядке, - 300 г. Однако в конце 1929 г. Политбюро ЦК ВКП (б) отменило решение Средне-
Волжского крайкома партии о повышении дневной нормы хлеба рабочим до 800 г. 7
Органы власти Среднего Поволжья осуществляли работу по совершенствованию системы заготовки сельскохозяйственных продуктов, увеличению централизованных рыночных товарных фондов, изысканию дополнительных ресурсов для смягчения товарного дефицита. Большое значение в комплексе этих мероприятий имела организация закрытых распределителей (ЗР), обслуживающих работников определенных предприятий или группы их8.
В 1929/30 г. по решению директивных органов закрытые распределители были созданы при всех крупных предприятиях Поволжья, в том числе 109 в Средне-Волжском крае. Однако качество их работы было еще низким. Введение системы заборных книжек и выдача ордеров на наиболее дефицитные товары привело к уменьшению очередей за продуктами и товарами. В среднем по краю на рабочем снабжении состояло около 1300 тыс. человек9. 14 апреля 1931 г. Средне-Волжский крайснаботдел направил телеграмму Ульяновскому горснабу о контингенте лиц, снабжающихся во втором квартале. По списку №2 снабжалось 489 человек, в том числе рабочие металлозавода (163), типографии (80), электростанции (40) и других предприятий; по списку №3 - 2709 человек.
В начале 1930 г. в регионе был проведен смотр рабочей кооперации с целью улучшения качества обслуживания рабочих. 4 января состоялось заседание президиума и секретариата крайкома союза рабочих металлистов совместно с завкомами, на котором был рассмотрен вопрос об участии в смотре рабочей кооперации через специально организуемые для этого рабочие бригады с вовлечением в них не менее 1000 человек. Завкомам предприятий Самары предлагалось наметить сеть магазинов, ларьков, распределителей, столовых для проведения их смотра. Кроме бригад, созданных при завкомах, в каждом городе организовывались общегородские бригады для проверки рабочего снабжения. В их состав вовлекались кооператоры, члены ВЛКСМ, корреспонденты для освещения хода смотра. В статье "Сквозная ЦРК за работой", опубликованной в газете "Рабочая Самара", сообщалось об обследовании пяти закрытых распределителей, обслуживающих завод им. Масленникова. По итогам проверки были намечены меры по улучшению снабжения рабочих через ЗР10.
9 января 1930 г. Средне-Волжский крайп-рофсовет провел совещание с окружными и районными отраслевыми союзами, а также с представителями кооперативных и торгующих организаций, на котором обсуждались вопросы,
связанные с организацией снабжения рабочих. 11 января крайпрофсовет принял очередное решение о направлении 7 рабочих бригад для обследования деятельности кооперации и создании пятимиллионного фонда кооперативного строительства.
Из доклада Ульяновского окрпотребсоюза о рабочем снабжении во втором квартале 1929/30 г. мы видим, что при общей численности пайщиков в 20 тыс. человек обслуживалось 8100 рабочих, 3100 служащих и 24500 членов их семей, в т. ч. на фабриках, обслуживающихся рабкоопами, 5200 рабочих, 2000 служащих и 20000 членов семей; на заводах, обслуживающихся сельскими потребительскими обществами, соответственно 400, 100 и 1500 человек; постоянных и сезонных рабочих в зерносовхозах - 2500, 1000 и 3000. В табл. 1 приводятся данные о нормах снабжения хлебопродуктами в Ульяновском округе.
На заседании комиссии по рабочему снабжению при Ульяновском окрпрофбюро (2 июля 1930 г.) отмечалось, что завоз промтоваров в Ульяновский округ остается недостаточным, ЦРК в системе рабочей кооперации имеет еще незначительный удельный вес - 17,3%, а по группе индустриальных рабочих - 20,4%. В Мелекессе (ныне Дмитровград), где было сконцентрировано большое количество рабочих, не были установлены нормы краевого снабжения; город обслуживался наравне с предприятиями, находящимися в сельской местности. Было предложено обеспечить строительство хлебозавода в Ульяновске и хлебопекарен в рабочих районах, а также фабрики-кухни11.
О состоянии снабжения рабочего населения Средне-Волжского края говорится в докладе первого секретаря крайкома ВКП (б) на третьей Самарской городской партконференции 29 мая 1930 г. Отметив рост капитальных вложений в хозяйственно-культурное строительство края (в 1927/28 г. - 105 млн руб., 1928/29 г. - 150 млн, 1929/30 - 360 млн (вместе с вложениями по линии транспорта и спецобъектов) и 180 млн на новое строительство), докладчик указал на ряд негативных моментов в снабжении продовольственными и промышленными товарами коллективов предприятий, строек, транспорта. В докладе отмечались трудности как объективного (классовая борьба в деревне), так и субъектив-
ного характера (неумение организовать рабочее снабжение). "Мы все должны взяться за... улучшение работы кооперации. Она должна усилить непосредственную связь с отдельными колхозами, заключить с ними контракционные договоры на поставку продукции. Надо разработать организационные формы, которые дали бы возможность рабочему активу, ячейке, профорганизации, рабочему коллективу предприятия вмешаться в работу ЗРК, любого распределителя". Докладчик отметил, что примерно 27-28% товаров покупается рабочими Самары не в кооперации, что по стоимости составляет 54% его бюджета, 25% - на рынке, у частника12.
Президиум крайпрофсовета (5 октября 1930 г.) рассмотрел вопрос о ходе организации закрытых распределителей и столовых в Самаре (ЦРК), а также план развертывания их по краю, рекомендовал изменить формы и методы работы кооперации и отношение профсоюзных и хозяйственных организаций к ней. "Важнейшей задачей всех кооперативных, профсоюзных организаций и хозяйственных органов, - отмечалось в решении, - является ускорение развития сети закрытых распределителей". Крайпрофсовет обязывал правление ЦРК и крайпотребсоюз вместе с завкомами и месткомами создать в октябре 1930 г. закрытые распределители на следующих предприятиях края: заводах №42 (им. Масленникова), №3 (им. Володарского), №50 (им. Фрунзе), №15 (г. Чапаевск), депо ст. Оренбург, Пенза, Самара, Сызрань, Рузаевка и др.; в ноябре - на остальных предприятиях. Рабочие, не охваченные сетью ЗР, прикреплялись к специально отведенным магазинам с сохранением нормы снабжения. ЗР создавались по инициативе самих рабочих и преследовали цель усилить связь торгового аппарата с производством.
20 июня 1930 г. бюро крайкома партии поручило первому секретарю М.М. Хатаевичу и председателю крайисполкома А.П. Брыкову, выезжающим на партсъезд в Москву, поставить вопрос о необходимости пересмотра НКторгом и Центросоюзом снабжения края, особенно промышленными товарами13. 18 августа СНК СССР принял постановление "О мерах по улучшению работы потребительской кооперации", в котором говорилось о необходимости усиления борьбы за рентабельность, удешевление торговли, расширение
Таблица 1. Нормы снабжения хлебопродуктами (кг в месяц на человека)
Месяц Рабочие Служащие Члены семей рабочих Члены семей служащих Сезонные рабочие
мука крупа мука крупа мука крупа мука крупа мука крупа
Январь Февраль 12 14 1 1 8 6 0,5 0,5 6 7 0,5 0,5 6 6 0,5 0,5 - -
собственных пригородных хозяйств. 6 сентября было издано постановление ЦК ВКП (б) "О массовом рабочем контроле над работой потребкооперации", в котором ставилась задача усиления роли общественных организаций в ее работе14.
Наряду с предпринимаемыми мерами по улучшению работы закрытых распределителей при крупных предприятиях стали создаваться самостоятельные закрытые рабочие кооперативы (ЗРК). Торговая сеть этих кооперативов обслуживала рабочих наиболее важных отраслей промышленности. В Поволжье они начали появляться во второй половине 1930 г. В обращении ЦК ВКП (б) 3 октября 1930 г. в связи с третьим годом пятилетки вновь подчеркивалась необходимость развития ЗР, прикрепления рабочих-пайщиков к магазинам, формирования в промышленных районах пригородных хозяйств15.
Снабжение даже рабочих было нерегулярным. Секретарь Средне-Волжского краевого комитета М. Хатаевич в письме в ЦК (осень 1930 г.) пишет о трудностях с хлебом, практически полном отсутствии снабжения мясом и жирами: "Нельзя оставлять служащего в Самаре, Оренбурге, всегда привыкшего есть хлеб досыта, на норме в s фунта в день. На базаре пшеничная мука - 18-20 руб. пуд. Хотя бы хлебом обеспечить"16. В соответствии с этим пятый пленум крайпрофсовета 21-25 декабря обратил внимание снабженческих организаций на удовлетворение нужд в первую очередь рабочих ударных цехов, передовиков, кадровых рабочих. Отметив несвоевременное распределение фондов, перебои в работе ЗР, пленум предложил профорганизациям усилить контроль за торговлей и кооперацией. В решении отмечалось, что "дело рабочего снабжения является делом всего предприятия,... директор несет одинаковую ответственность за... улучшение рабочего снабжения вместе с кооперативными органами и профсоюзными организациями".
29 декабря крайпотребсоюз и крайторготдел обследовали ЗРК и состояние снабжения велозавода и отметили ряд недостатков: наличие очередей, несоблюдение норм снабжения членов семей рабочих и др. Предлагалось принять меры по ликвидации негативных явлений, выделить лучшие помещения для закрытых распределителей. В 1931 г. нормы снабжения были понижены, что вызвало недовольство рабочих17.
Следует заметить, что намеченные меры по перестройке рабочей кооперации реализовыва-лись медленно. Об этом свидетельствуют данные материалов к докладу крайкома ВКП (б), направленного 23 марта 1931 г. в ЦК. В докладе отмечались косность, неповоротливость кооперативного аппарата. Перелом в работе потреби-
тельской кооперации, которая была основой государственной торговли (в 1930 г. она насчитывала 50 млн пайщиков, на ее долю приходилось по стране 12 млрд. руб. или 66% всего товарооборота, а собственные средства кооперации превышали 1,6 млрд. руб.)18, наступил с выходом в свет указанных выше постановлений. В крае была развернута сеть закрытых распределителей (на 1 января 1931 г. их стало 124), восстановлена транспортная кооперация. В докладе отмечались и недостатки в деятельности рабочей кооперации: отсутствие четкости в учете контингента снабжающихся, слабый контроль за работой низового звена снабжения, недополучение фондов со стороны НКснаба (средства выделялись на 815 тыс. человек вместо 1005,3 тыс.). Снабжение населения края продовольственными и промышленными товарами оставалось напряженным. Пригородные хозяйства потребительской системы являлись пока слабым источником пополнения продовольственных фондов.
Средне-Волжский крайком ВКП (б) 27 августа 1931 г. рассмотрел состояние снабжения суконных фабрик, отметив, что, несмотря на неоднократные решения крайкома, положение не улучшилось. На большинстве фабрик рабочие недополучали то, что им было положено. Например, в течение 4-6 месяцев не выдавались крупы и некоторые другие продукты. Крайпотребсоюз, крайснаб и райкомы партии обязывались расходовать продовольственные и промышленные товары по прямому назначению и обеспечить рабочую кооперацию фабрик промтоварами19.
В большинстве решений органов власти содержалось указание о преимущественном снабжении ударников. 2 февраля партком завода им. Масленникова поручил ЗРК "внедрить систему выдачи дополнительных видов промтоваров и некоторых видов продовольственных продуктов особо отличившимся ударникам". Решением КСПС от 9 июня 1931 г. вводились "карточки ударника". 27 октября президиум завкома велозавода вновь рассмотрел вопрос о снабжении рабочих, обязал правление ЗРК принять меры по претворению в жизнь постановлений центральных органов о перестройке кооперации20.
В целом возможности края в снабжении населения продовольственными и промышленными товарами улучшились. Легкая промышленность увеличила объем производства: в 1932 г. фабрика "Мир хижинам" произвела продукцию на сумму 2801 тыс. руб., "Коллективное творчество" (с. Золатаревка) - 2639 тыс., "Творец рабочий" - 2304 тыс. руб. Больших успехов добился Кузнецкий овчинно-шубный завод. После реконструкции он увеличил выпуск продукции с 350 (1929 г.) до 700 тыс. (1930) и до 1200 тыс. (1931
г.) овчин. Успешно работал Кузнецкий и улучшил производственную деятельность Сызранский кожевенные заводы. В 1930 г. последний выполнил план на 101%, в 1931 - на 104,8, 1932 - 105%. Производственные успехи имела писчебумажная фабрика "Маяк революции": в 1931 г. она выпустила 11,5 тыс. т бумаги на сумму 6,5 млн руб.21
И, тем не менее, снабжение продовольственными и промышленными товарами не удовлетворяло запросов населения. Причинами этого являлась слабая работа потребительской системы по мобилизации местных товарных ресурсов, а также большой разрыв между контингентом снабжающихся, утвержденным для края НК снабом, и принимаемым краевыми органами (табл. 2).
Из таблицы видно, что НКснаб занизил численность снабжающихся в первом квартале на 13,7%, во втором - на 15,3 и третьем - 18,2%. Поэтому выделение продовольственных товаров было недостаточным для полного покрытия потребностей, определенных краевыми органами. 11 августа и 14 декабря 1931 г. президиум КСПС рассмотрел вопрос о перестройке работы потребкооперации и улучшении рабочего снабжения.
В течение 1931 г. по стране было создано 1362 ЗРК, которые к началу 1932 г. располагали 10 тыс. магазинов и 4,5 тыс. палаток22. Кроме того, в составе потребительской кооперации были образованы специальные потребительские общества по обслуживанию железнодорожников, водников, рабочих торфяной, рыбной промышленности, совхозов, лесоразработок. В этих кооперативах к 1932 г. насчитывалось около 25 тыс. торговых предприятий. В системе государственной торговли также было создано около 700 закрытых распределителей для снабжения специалистов и ИТР. Общее же количество закрытых кооперативов и распределителей государственной торговли составило 40 тыс. По данным переписи розничной сети 1932 г., закрытая сеть всех торговых систем составила в городах 30% и на селе 11,6% учтенных торговых предприятий. Созданная сеть способствовала улучшению рабочего снабжения.
Органы власти и общественные организации уделяли внимание вопросам снабжения работников военных предприятий. В крае было сосредоточено большое количество таких заводов. Их удельный вес по выпуску продукции превосходил гражданскую промышленность во всех ок-
ругах края. В Чапаевске действовало два военных химических завода, в Ульяновске успешно работал машиностроительный завод №3, в Пензе - велосипедный (№50), в Самаре - завод №42, производивший пароводоарматуру. Среднегодовая заработная плата рабочих из года в год увеличивалась. Так, в 1931 г. на заводе им. Володарского (№3) в 1930 г. зарплата составила 1026,4 руб., в 1931 - 112523.
В 1932 г. вопросы снабжения продолжали оставаться в центре внимания органов НКсна-ба, местных кооперативных организаций, руководства предприятий и профсоюзов. Положительную роль в активизации их работы сыграл пленум ЦК ВКП (б), состоявшийся 28-31 октября 1931 г. Он принял решение "О развертывании советской торговли и улучшении снабжения рабочих", в котором говорилось, что наряду с дальнейшим расширением розничной торговой сети потребкооперации и органов наркомата снабжения, необходимо развернуть розничную торговлю объединений легкой промышленности, совхозов и колхозов продукцией своего производства. Пленум предложил СНК СССР "особо рассмотреть программу развития строительства магазинов, складов, холодильников, хлебозаводов и пекарен, мельниц.".
Решения пленума обсуждались партийными и советскими органами. 3 января 1932 г. партконференция завода им. Масленникова нацелила заводские организации на развитие самозаготовок, определила повышение норм снабжения передовиков производства. Эти вопросы нашли отражение и в резолюции третьей Средне-Волжской партконференции (январь 1932 г.). В ней особо уделялось внимание созданию в крае крупной пищевой индустрии на базе растущей товарной продукции сельского хозяйства. В 1932 г. планировалось увеличить капитальные вложения в пищевую промышленность почти в 10 раз против 1931 г., развернуть строительство гигантов пищевой индустрии (Самарский и Орский мясокомбинаты, свеклосахарный, консервный, маслоэкстрактный заводы)24. Отметив некоторые успехи в перестройке потребкооперации (создание ЗРК, расширение торговой сети, оживление товарооборота, развитие пригородных хозяйств, рост зарплаты и др.), конференция вместе с тем указала, что работа по улучшению рабочего снабжения является недостаточной,
Таблица 2. Контингент снабжения рабочих Поволжья в 1931 г.
Квартал Коки ил тент, утвервдашый Пкилак! Кпгннш, тм:знп.|[: крияачи ирГанашс Раэгаша В%
ИфвъгИ тсвартат 576,1 645 79 13,7
Вппроп'| клвдпас годе ДО ш
\pcnm тлсдттал 618 113 ш
далеко не полностью используются местные возможности, многие звенья аппарата отличаются неповоротливостью, бюрократической косностью, что ведет к замораживанию товарооборота, медленному развитию внеплановых закупок, перебоям выдачи товаров по нарядам25.
Президиум крайисполкома озвучил директивные установки к проектированию контрольных цифр народнохозяйственного строительства на 1932 г. Одним из существенных источников пополнения продовольственных ресурсов должны стать пригородные хозяйства. Особо подчеркивалась необходимость развития сети предприятий, перерабатывающих сельхозпродукцию. Объем вложений в пищевкусовую промышленность определялся в 208,3 млн руб.
13 февраля 1932 г. бюро крайкома ВКП (б) отметило увеличение контингента снабжающихся, товарооборота, сокращение очередей в магазинах. Вместе с тем крайком нацелил на расширение внеплановых заготовок продуктов на основе заключения договоров ЗРК и рабочих кооперативов с колхозами. В первом квартале 1932 г. количество снабжающихся рабочих в крае увеличилось на 81 тыс., особенно за счет строителей. Крайком утвердил представленный крайсна-бом контингент (без железнодорожников и водников): по первому списку в крае снабжалось 197 тыс. человек, по второму - 323,8 тыс., третьему -366 и особому - 29 тыс. В связи с ростом рабочего населения бюро просило НКснаб о дополнительном отпуске фондов рабочего снабжения.
В Среднем Поволжье отмечались факты нерегулярного продовольственного снабжения рабочих. 14 февраля 1932 г. президиум завкома пензенского велозавода отметил задержку отпуска 141 т муки для рабочих подсобных цехов, что вызвало перебои с выдачей хлеба. Завком просил ЦК союза машиностроения и крайком союза поставить вопрос о своевременном и бесперебойном снабжении ЗРК завода мукой. 15 мая президиум завкома обсудил вопрос о кооперации, паенакоплении и мобилизации средств на 1932 г. Было решено вложить 1,5 млн руб. в строительство магазинов, фабрики-кухни и столовой, специализированных заготовительных пунктов. 14 апреля состоялась общезаводская рабочая конференция, обсудившая деятельность ЗРК. Завкому поручалось уделить особое внимание ЗРК и фабрике-кухне, созданию специальных бригад по выявлению, изъятию карточек у тех, кто уже не работает на заводе26.
14 мая на собрании партактива Самары выступил первый секретарь крайкома В.П. Шубри-ков, отметивший, что "снабжение рабочих - одна из основных задач ЗРК". Несмотря на специальное постановление ЦК партии о создании зоны
пригородных хозяйств, "фабрично-заводские органы со своей стороны практически ничего не сделали, не развернули работы по подсчету материальных ресурсов города для обеспечения реальной производственной помощи тем колхозам, с которыми мы заключили договоры на поставку сельскохозяйственной продукции". Было предложено, чтобы ЗРК, профсоюзные и партийные организации предприятий каждую декаду отчитывались на рабочих собраниях о проделанной работе по самозаготовкам27.
На заводе им. Масленникова были разработаны дифференцированные годовые и квартальные нормы снабжения по пяти основным группам: ИТР, ударники, кадровые производственники и красные партизаны, остальные рабочие, дети и прочие. Дифференцированное снабжение продуктами в зависимости от степени участия в выполнении промфинплана завода проводилась в форме первоочередного и дополнительного снабжения за счет самостоятельных закупок. В отношении промтоваров с февраля вводилась система заборных книжек, дающая возможность регулирования отпуска товаров отдельным группам, как в отношении очереди получения, так и качества и ассортимента товаров.
В отчете парткома завода им. Масленникова отмечалось, что заводские организации уделяли большое внимание самозаготовкам продовольствия. Ставился вопрос о повышении норм снабжения ударников (мяса до 4 кг, жиров до 800 г, рыбы - 2 кг, молока - 10 л в месяц). Правлению ЗРК, дирекции фабрики-кухни рекомендовалось улучшить общественное питание, снизить стоимость обедов, в три раза увеличить их калорийность за счет мясных и рыбных блюд28.
Таким образом, в годы первой пятилетки вопросы снабжения работников промышленной и строительной сфер народного хозяйства находились в центре внимания как центральных, так и местных органов власти. При этом в организации снабжения рабочих четко прослеживался классовый подход и одновременно экономическая целесообразность. Многие решения центральных и местных органов давали установку в первую очередь обеспечивать продовольственными и промышленными товарами ударников, кадровых рабочих, красных партизан, работников литейных, горячих цехов и вредных производств.
Созданная сеть закрытых распределителей, рабочих кооперативов, несмотря на трудности и недостатки в работе, в целом сыграла положительную роль в деле снабжения трудящегося населения, прежде всего рабочих промышленности и строек. Однако недостатков в данной системе было много. Кооперативная сеть работала еще слабо. Нерегулярный завоз продовольственных
фондов по торговым точкам, недостаточная инициатива мест по изысканию дополнительных продуктов, медлительность заключения двусторонних договоров кооперации с колхозами не способствовали полному и регулярному снабжению населения. В условиях продовольственного кризиса установленные на местах нормы снабжения не выполнялись. Положение рабочего населения с установлением государственной монополии в снабжении ухудшалось.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Шарошкин Н.А. Изменения в численности и составе рабочих Поволжья в переходный период от капитализма к социализму (1917-1937 гг.). - Саратов, 1984. - С. 162165; Рабочий класс - ведущая сила в строительстве социалистического общества. 1921-1937 гг. Т. 2. М., 1984. - С. 238.
2 Социалистическое строительство СССР. Стат. ежегодник. - М., 1936. - С. 390, 680.
3 ЦДНИУО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 388. Л. 279, 283; ГАСО. Ф.Р-534. Оп. 2. Д. 89. Л. 44, 48.
4 ГАПО. Ф.П-54. Оп. 1. Д. 3а. Л. 148-149; Д. 205. Л. 171; Д. 220. Л. 140; ГАУО. Ф.Р-1624. Оп. 1. Д. 253. Л. 56; Д. 335. Л. 28-29, 35; ГАСО. Ф.Р-424. Оп. 1. Д. 279. Л. 6.
5 Рабочий класс - ведущая сила в строительстве социалистического общества. Т. 2. - С. 238; КПСС в резолюциях. Т. 6. - М., 1985. - С. 183.
6 Внутренняя торговля РСФСР за 1931-1934 гг. - М., 1935. С. 24; История социалистической экономики СССР Т. 3. - С. 451.
7 ГАПО. Ф.П-54. Оп. 1. Д. 254. Л. 265-266; Осокина Е.А. Иерархия потребления. О жизни людей в условиях сталинского снабжения. 1928-1935. - М., 1993. - С. 37.
8 Основные показатели деятельности потребкооперации. - М., 1932. - С. 18.
9 ГАУО. Ф.Р-634. Оп. 1. Д. 491. Л. 20; Путь Советов: Журнал Средне-Волжского крайисполкома. Самара, 1931.
№3-4. С. 9.
10 ГАУО. Ф.Р-634. Оп. 1. Д. 474. Л. 12; ГАРФ. Ф. 5469. Оп. 14. Д. 34. Л. 1; Рабочая Самара. 1930. 14 ноября. №75.
11 ГАПО. Ф.Р-381. Оп. 1. Д. 4. Л. 39; ГАУО. Ф.Р-955. Оп. 1. Д. 286. Л. 168-169; Д. 270. Л. 104-105, 348-349, 350.
12 СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 2. Д. 349. Л. 24, 50-54; Д. 355. Л. 187.
13 ГАПО. Ф.П-475. Оп. 1. Д. 242. Л. 110-111; Ф.Р-381. Оп. 1. Д. 4. Л. 480, 483.
14 СЗ. 1930. № 43. Ст. 447; Справочник партийного работника. Вып. 8. М., 1934. - С. 696-697.
15 ГАПО. Ф.Р-381. Оп. 1. Д. 3. Л. 33; Ф.П-37. Оп. 1. Д. 269. Л. 9-11.
16 Осокина Е.А. Указ. соч. - С. 19.
17 ГАСО. Ф.Р-534. Оп. 6. Д. 46. Л. 209, 210; ГАПО. Ф.П-37. Оп. 1. Д. 270. Л. 1, 5; Ф.Р-381. Оп. 1. Д. 84. Л. 10.
18 КПСС в резолюциях. Т. 5. М., 1984. - С. 241.
19 ЦДНИУО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 986. Л. 5-6; Д. 984. Л. 21-22.
20 СОГАСПИ. Ф. 2066. Оп. 1. Д. 152. Л. 1; Д. 107. Л. 46, 4849; ГАСО. Ф.Р-534. Оп. 6. Д. 18. Л. 2; ГАПО. Ф.Р-381. Оп. 1. Д. 36. Л. 152; Д. 84. Л. 71.
21 ВолковИ.М., Вылцман М.А., Зеленин И.Е. Вопросы продовольственного обеспечения населения СССР (19171982 гг.) // История СССР 1982. №2. С. 7.
22 История социалистической экономики СССР. Т. 3. - М., 1977. - С. 453.
23 Потребительская кооперация СССР за 1929-1933 гг. (основные показатели). - М., 1934. - С. 24-25; ГАСО. Ф.Р-813. Оп. 8. Д. 4. Л. 168; Д. 35. Л, 13-14.
24 КПСС в резолюциях. Т. 5. М.. 1971. - С. 17, 19; СОГАСПИ. Ф. 2066. Оп. 1. Д. 274. Л. 405.
25 Колхозная газета. Орган Средне-Волжского крайкома ВКП (б). 1932. 8 февраля.
26 ГАПО. Ф.П-37. Оп. 1. Д. 301. Л. 26-28; Ф.Р-381. Оп. 1. Д. 70. Л. 54-55, 74-76, 81, 92.
27 Рабочая Самара. 1932. 21 мая; Волжская Коммуна. 1932. 21 мая.
28 ГАРФ. Ф. 7676. Оп. 1. Д. 241. Л. 17, 21, 38, 206-207; СОГАСПИ. Ф. 714. Оп. 1. Д. 1141. Л. 104, 108-110; Ф. 2066. Оп. 1. Д. 274. Л. 401-405.
STATE PROVISION POLICY TOWARDS INDUSTRY AND CONSTRUCTION WORKERS IN THE MIDDLE VOLGA REGION. 1928-1932
© 2009 T.N. Kuzmina, N.A. Sharoshkin
Penza State Pedagogical University
The article covers the problem of state provision for industry and construction workers with foodstuffs and manufactured goods. Besides it, the authors analyze the role of local government bodies and trade unions in solving this problem, and show the class and production principles of provision policy. Key words: industrialization, workers, industry, construction, food supplies, levels of supply, gradation of provision contingent.
Tatyana Kuzmina, Candidate of History, Associate Professor at the Russian History and History Teaching Methodology Department.
Nikolay Sharoshkin, Doctor of History, Professor, Russian History Department. E-mail: [email protected]