Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41 (179). История. Вып. 38. С. 80-86.
и. с. ткаченко
государственная политика использования
и подготовки кадров для строительной индустрии дальнего востока в 1945-1965 годах
В статье исследуется становление на Дальнем Востоке СССР профессиональной системы подготовки строительных кадров после окончания Великой Отечественной войны и до начала экономических реформ 1965 г. Проанализирована эффективность государственной политики в области повышения квалификации строительных кадров. Рассмотрен процесс создания новых типов профессиональных учебных заведений, расширение сети высших строительных учебных заведений в дальневосточном регионе.
Ключевые слова: численность строительных рабочих Дальнего Востока, мподготовка строительных кадров, перестройка училищ и школ ФЗО, открытие ВУЗов и ССУЗов со строительными специальностями, механизация в строительстве.
Характерной особенностью хозяйственного освоения и развития восточных районов страны, в частности Сибири и Дальнего Востока, является высокая степень миграции населения. Это обстоятельство традиционно препятствовало стабилизации массовых трудовых ресурсов, кадров высшей квалификации в том числе и в строительной отрасли народного хозяйства.
Особым периодом, ещё более осложнившим кадровый вопрос в строительной индустрии Сибири и Дальнего Востока, стала Великая Отечественная война. Сибиряки и дальневосточники были среди защитников Москвы, Ленинграда, Сталинграда, освобождали страны Восточной Европы. После окончания войны первоочередной задачей стало восстановление народного хозяйства, включая Урал и Сибирь. При этом ощущалась острейшая потребность в инженерно-технических строительных кадрах. В послевоенный период руководством страны были предприняты шаги по восстановлению и развитию программ подготовки квалифицированных кадров для строительства. Высшее образование стало структурно более сложным, появились новые направления научных исследований и базовой подготовки высококвалифицированных кадров1.
Дальний Восток являлся для СССР, прежде всего, стратегическим форпостом на берегах Тихого океана. Развитие Дальнего Востока имело свою специфику, определявшуюся удаленностью от центра страны, высоким дефицитом трудоспособного населения и, как следствие, большими сложностями в эконо-
мическом развитии. Особая обстановка послевоенных лет сказалась на количественном и качественном составе рабочего класса, источниках его пополнения, уровне квалификации, материальном благосостоянии. Развитие в крае профессиональной средней и высшей школы и ее деятельность по подготовке высококвалифицированных строительных кадров изучены недостаточно полно2. Между тем, актуальность изучения государственной политики в деле профессиональной подготовки строителей на Дальнем Востоке более чем очевидна. В связи с реализацией масштабных строительных проектов в начале XXI в. и привлечения для этого значительного числа рабочих из зарубежных стран, необходимо внимательно изучить отечественный опыт формирования отряда профессиональных строителей в сложнейших условиях изучаемого нами периода.
В послевоенные годы в народном хозяйстве Дальнего Востока, как и стране в целом, ощущалась острая нехватка квалифицированных специалистов, в том числе для строительной индустрии. По данным отчета Управления учета и распределения рабочей силы Госплана СССР «О численности и подготовке рабочих кадров за 1946 г.» в 1940 г. численность рабочих и служащих составляла 31,2 млн чел., а в 1945 г. - 28,3 млн чел., т. е. уменьшилась на 2,9 млн человек3. Районы Дальнего Востока не пострадали от прямых военных действий. Однако народному хозяйству и населению региона война нанесла огромный ущерб. Перепрофилирование предприятий на военный лад, прекращение
строительства жилья, больниц, школ, резкое повышение цен на промышленные и продовольственные товары, сокращение реальной заработной платы рабочих и служащих, резко снизило уровень их жизнеобеспечения. Данные статистики наглядно подтверждают этот вывод.
освобожденные западные районы страны для работы по восстановлению разрушенных железных дорог. Среди них были выпускники Г. Андреев, И. Могуськин и другие, защитившие дипломы по темам, связанным с восстановительными работами4.
Нехватка строительных кадров на Даль-
Численность рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства в Приморском и Хабаровском краях и Амурской области 1940 г. и в 1945 г.
Приморский край Хабаровский край Амурская область Итого
1940 тыс. чел 1945 тыс. чел 1940 тыс. чел 1945 тыс. чел 1940 тыс. чел 1945 тыс. чел 1940 1945 1945 к 1940
тыс. чел тыс. чел В %
Промышленность 89,2 72,2 60,5 74,5 28,4 32,0 178,1 178,7 Рост на 0,3 %
Строительство 23,3 9,5 24,8 18,4 4,8 2,0 52,9 29,9 Сокращение на 44 %
Транспорт 43,5 47,5 37,5 37,7 27,7 30,1 108,7 115,3 Рост на 7 %
Итого 156 129,2 122,8 130,6 60,9 64,1 339,7 323,9 Сокращение на 4,6 %
Таблица составлена на основе: Ульянова, М. В. Трудоустройство фронтовиков на Дальнем Востоке СССР в 1945-1953 гг. // Власть и управление на востоке России. Хабаровск, 2004. № 3. С. 116.
Таким образом, если сравнить данные по численности рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства в Дальневосточном регионе за 1940 и 1945 гг., то можно увидеть, что в промышленности и на транспорте число рабочих увеличилось к 1945 г. В промышленности по Хабаровскому краю и Амурской области в среднем произошло увеличение на 18 %, занятых в транспорте в тех же субъектах прибавилось на 5 %. Однако наблюдалось повсеместное сокращение рабочих в строительстве. В Приморском, Хабаровском краях и Амурской области наблюдалось сокращение рабочих в строительной индустрии в среднем на 44 %.
Несмотря на сложную кадровую ситуацию в строительной сфере на самом Дальнем Востоке, освобожденным западным районам страны была оказана помощь квалифицированными специалистами. В конце июня 1944 г. состоялся выпуск хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. 85 квалифицированных инженеров, строителей, движенцев были направлены в
нем Востоке компенсировалось в определенной мере за счет принудительного труда заключенных ГУЛАГа. Особая роль была отведена Дальстрою. Он был создан в 1931 г. и действовал до 1953 г. Дальстрой использовал заключенных в качестве рабочих в горнодобывающей промышленности, в строительстве и других областях. Достаточно мощной организацией, которая широко применяла труд «спецконтингета», было управление железнодорожного строительства ГУЛАГа. Его приемником стал Амургулаг (с 1940 г.). В его систему входила сеть лагерей, подрядных организаций и спецстроительства5. Лагерь как хозяйственная единица был официально признан «поставщиком рабочей силы».
Находившиеся в заключении специалисты и квалифицированные рабочие в большинстве использовались на работах по прямой или близкой специальности. По данным на 1 января 1947 г., в ГУЛАГе «по специальности» использовалось 74,5 % таких заключенных. Выше этого среднего уровня были соответствующие показатели у строителей (88,7 %).
Высоким данный показатель являлся также у заключенных инженеров (86,9 %), техников (77,8 %). В целях повышения производительности труда и стимулирования заключенных, используемых на работах оборонного значения, добыче золота, в строительстве электростанций и объектов нефтяной промышленности, железнодорожном строительстве, в лесной и угольной промышленности, к ним применялась система зачетов рабочих дней, которые при перевыполнении нормы выработки вычитались из срока заключения6.
Определенную роль в послевоенном развитии строительной индустрии сыграл труд интернированных пленных. Так, в Хабаровском крае в 1946 г. военнопленные, в основном японцы, привлекались к строительству жилых зданий и подсобных предприятий7. Трудовое использование военнослужащих Квантунской армии, взятых в плен, в качестве рабочей силы на промышленных предприятиях и стройках осуществлялось согласно постановлению Государственного Комитета Обороны от 23 августа 1945 г. В постановлении указывалось, что созданное в системе управления НКВД СССР Главное управление по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ) ставит своей целью привлечение к труду военнопленных японской армии на предприятиях таких хозяйственных наркоматов страны, как Наркомуголь, Наркомлес, Наркомстрой8.
С этой целью в лагеря НКВД Дальнего Востока было направлено 170 тыс. военнопленных японцев. Пленные были распределены по крупнейшим промышленным предприятиям и стройкам Дальнего Востока. 16 тыс. военнопленных или 9,4 % от общего числа были заняты в системе Дальстроя, 42 % использовались в качестве рабочей силы на предприятиях ведущих отраслей народного хозяйства Дальнего Востока СССР9. «На предприятиях Хабаровского края решающей рабочей силой являются военнопленные», -неоднократно отмечалось в докладных записках 1946 г. Хабаровского крайкома ВКП (б)10. На строительстве Комсомольска-на-Амуре в 1946 г. 70 % всех строителей были японскими военнопленными11.
Труд японцев на стройках Дальнего Востока отличался особой тщательностью, изобретательностью и даже внесением элементов национальной культуры в архитектуру зданий. До сегодняшнего дня на Дальнем
Востоке России сохранились сотни жилых домов и административных зданий, выстроенных японцами, десятки дорог и мостов. В Магадане такими домами застроен проспект Ленина. В условиях вечной мерзлоты японцами проложена дорога, ведущая в Нагаевский морской порт. В Комсомольске-на-Амуре ими построена первая в городе гостиница «Амур», банно-прачечный комбинат, жилые кварталы, насчитывающие десятки каменных одно-, двух-, и трехэтажных домов. В Приморском крае японцы построили Седанскинский и Находкинский гидроузлы, трамвайное депо во Владивостоке, первый в краевом центре театр юного зрителя, 2 кинотеатра в разных концах города. Некоторые здания Хабаровска и его центральной улицы также выстроены японцами12.
В связи с нехваткой кадров государственные структуры власти всех уровней привлекали демобилизированных военнослужащих для работы на предприятиях и стройках13. Следует отметить, что начальство мобилизационного управления содействовало в наборе демобилизованных для строек, а тех, кто заключал договоры на работу, демобилизирова-ли в первую очередь13.
Тем не менее, указанные выше резервы строителей (заключенные ГУЛАГа, японские военнопленные, демобилизованные военнослужащие) не компенсировали потребности строительной отрасли Дальнего Востока. Необходимо было срочно увеличить выпуск молодых квалифицированных рабочих на месте. Для этой цели была активизирована деятельность учебных заведений трудовых резервов, училищ, техникумов и ВУЗов. Выполнение сложной задачи обеспечения Дальнего Востока строительными кадрами осложнялось слабой учебно-производственной базой учебных заведений. Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) практически не имели своих мастерских. Недостаток оборудования, инструментов и учебников приводил к тому, что занятия проходили в несколько смен с довольно низким качеством обучения. Очевидно, подобные недостатки в процессе обучения в школах ФЗО наблюдались во всех районах СССР. Об этом свидетельствует принятое Советом Министров СССР в сентябре 1946 г. постановление «О мерах по улучшению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах
ФЗО»14. Отметив серьезные недостатки в подготовке квалифицированных кадров, в постановлении был намечен ряд конкретных мер по подготовке помещений для школ ФЗО, обеспечении училищ и школ ФЗО кадрами преподавателей и мастеров15.
Началась осуществляться серьезная перестройка училищ и школ ФЗО. Однако, несмотря на принятые постановления и в Хабаровском, и в Приморском краях, оставались огромные трудности бытового характера. В Приморском крае для учащихся школ ФЗО не хватало общежитий, на одного учащегося приходилось 2,6 м2 площади16. В одном из приказов начальника Главвоендальстроя М. Дорошкевича за № 502 от 27 декабря 1946 г. описывается жизнь студентов строительного техникума в Комсомольске-на-Амуре: «Студенты в общежитии размещены очень скученно, а часть помещений общежития занято под квартиры уборщиц, дворника, шофера и преподавателя. Помещение Красного уголка не отапливается. Студенты переведены на полное бытовое самообслуживание: сами пилят и подносят дрова, топят печи, производят уборку помещений».
Далее в докладе отмечалось, что «при совершенно одинаковых условиях размещения общежитий в одном здании, состояние общежитий студентов антисанитарное, резко отличается от общежитий рабочих. Вода для питья и бытовых нужд не подвозится, в результате студенты вынуждены ходить по воду в общежития рабочих, с мелкой посудой из личного пользования (кружки, котелки). При наличии и не загруженности прачечной, не организована стирка нательного белья студентов, которые сами его стирают при посещении бани. Из 156 студентов в столовой питаются лишь 39 человек. По причине недостаточного снабжения остального контингента столующихся заводом № 199 и закладки продуктов в общий котел, питание студентов неудовлетворительное. Вновь принятые студенты не получили промтоварных карточек»17. Подобные нарушения по мере возможности устранялись после приказов Главвоендальстроя и других проверяющих организаций. Одним из результатов таких постановлений стал запрет направлять выпускников на предприятия, которые не могли представить молодым рабочим общежития. Предусматривались меры по оказанию материальной помощи обучающейся молодежи, выделении им денежных ссуд18.
В 1946 г. Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ) был передан в подчинение Министерству высшего образования РСФСР, которое стало активно открывать на его базе новые строительные специальности. Так, в уставе ДВПИ за 1946 г. указывалось, что институт готовил специалистов по 10 специальностям, в том числе и дефицитным, таким как «Промышленное и гражданское строительство», а в 1948 г. уже по 12 специальностям, где фигурировали такие строительные специальности, как «Гидротехническое строительство», «Промышленное и гражданское строительство»19.
В Директивах XIX съезда партии по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1950-1955 гг. указывалось: «Для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах, особенно с дальнейшим внедрением в производство передовой техники, улучшить качество подготовки молодых рабочих в системе трудовых резервов»20. Отдельные базовые предприятия начали строить типовые здания училищ. В 1950 г. в построенном типовом здании в поселке Большой Камень была открыта школа ФЗО № 7 по подготовке кадров строителей, во Владивостоке - ремесленное училище № 10 на 200 мест по подготовке строительных рабочих21.
В связи с ростом количества выпускников средней школы Совет Министров СССР 2 августа 1954 г. принял постановление «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве». Согласно этому документу, в системе государственных трудовых резервов был создан новый тип профессиональных учебных заведений - технических училищ со сроком обучения 1-2 г.22 К концу 1950-х гг. они становились доминирующим типом учебных заведений трудовых резервов.
Рост капитального строительства в стране, повышение его качества, широкое внедрение индустриальных методов и механизации трудоемких процессов ещё более потребовали повысить уровень подготовки рабочих-строителей. Постановлением ЦК КПСС и СНК СССР от 23 августа 1955 г. «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» предусматривалась реорганизация горнопромышленных школ и училищ,
подготавливавших строительных рабочих, в строительные школы с десяти месячным сроком обучения, а также двухгодичные строительные училищ23. Это было вызвано тем, что ранее в строительной промышленности преобладали трудоемкие ручные работы, а в 1950-е гг. стали широко внедрять в данную отрасль механизацию.
Таким образом, потребовалось изменить профиль подготовки рабочих, расширить категории профессий. Например, в Приморье в горнопромышленных школах N° 17, 18, 19, 20, 21 открывались новые строительные специальности, где при обучении основной аспект делался на обучение механизированным работам. По новому учебному плану вдвое увеличилось время на производственное обучение, при этом 90 % его отводилось на практику учащихся непосредственно на строительных объектах. Строительные организации, тем не менее, не обеспечивались необходимым количеством квалифицированных рабочих. Это было связано с тем, что, например, в том же ДВПИ базы производственной практики, закрепленные за институтом, совершенно не использовались, т. к одни из них не соответствовали профилям специальности в виду их узкой специализации, а стройтресты имели слабую механизацию работ. Подобная ситуация в прохождении производственной практики наблюдалась и в других учебных заведениях профессионально-технического и среднего образования. Поэтому в ДВПИ ежегодно с 1946 г. практика студентов по специальности ПГС проводилась на строительстве Московского Университета и других стройках Москвы24.
В 1950-е гг. специалисты, направляемые на Дальний Восток из западных районов страны, закреплялись слабо в силу отдаленности регионов от культурных центров России, сурового климата, недостаточного развития социальной инфраструктуры. В связи с этим в деятельности государственных плановых органов обозначилось стремление готовить необходимых народному хозяйству перспективных в экономическом отношении регионов специалистов из местного населения, не склонного к миграции, и тем самым стабилизировать кадровый потенциал. В результате формирования и существования системы государственных трудовых резервов на Дальнем Востоке к концу 1950-х гг. сложилась широкая сеть профессионально-технических
учебных заведений. Доминирующим типом стали училища, которые готовили высококвалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства, в том числе для строительства.
К середине 1950-х гг. на Дальнем Востоке расширилась сеть ВУЗов и техникумов, в частности строительного направления. В 1954 г. во Владивостоке был открыт строительный техникум. В 1955 г. в Комсомольске-на-Амуре стал действовать Комсомольский политехнический институт. Институт готовил инженеров по 2 специальностям строительного факультета. В 1956 г. во Владивостоке был восстановлен ДВГУ. В 1958 г. в Хабаровске был создан автодорожный институт, который быстро перерос свои первоначальные рамки и в 1962 г. был преобразован в Хабаровский государственный политехнический инсти-тут25. Одновременно осуществлялась и реорганизация средних специальных учебных заведений с целью их укрупнения. Так, в г. Артеме Приморского края на базе горнотехнического училища был организован горностроительный техникум26.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства профессионально-техническим образованием СССР» от 11 июля 1959 г. было закреплено преобразование системы трудовых резервов в государственную систему профессионально-технического образования. Вместо Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию (председатель А. А. Булгаков)27. Важным было то, что данное постановление повысило ответственность союзных республик за подготовку рабочих кадров. На советы министров союзных республик возлагалось руководство профессионально-техническими учебными заведениями, решение вопросов подготовки и распределения квалифицированных рабочих, развитие сети учебных заведений, учет потребностей всех отраслей хозяйства в рабочих кадрах, обеспечении качества их подготовки.
Мероприятия, направленные наусовершен-ствование профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, были особенно необходимы на Дальнем Востоке. Дальневосточный регион к 1960 г.
оставался по-прежнему сырьевым придатком страны, обладавшим незначительными трудовыми ресурсами, в том числе квалифицированными строителями. В этих условиях насущной становилось и улучшение системы профессионального образования. В училищах стали открываться вечерние отделения. Молодежь получила возможность повышать свою квалификацию или получать новую профессию без отрыва от производства.
В то же время, в связи с необходимостью ускоренного социально-экономического развития восточных районов страны на Дальнем Востоке, приоритетное развитие получила подготовка специалистов без отрыва от производства и в средних специальных, и в высших учебных заведениях. В 1964 г. Совет министров СССР принял постановление «О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования»28. Стали вводиться новые формы обучения, чтобы привлечь к образованию больший контингент. Так, с 1964 г. в ДВПИ подготовка шла на дневной, вечерней и заочной формам обучения по 19 остродефицитным специальностям, среди которых одной из ведущих стала инженерно-строительная. В 1964 г. в Комсомольском-на-Амуре вечернем политехническом институте была введена дневная форма обучения, заочное отделение открылось в 1965 г. Институт готовил инженеров по 9 специальностям, в том числе и для строительства29. С расширением системы высшего и среднего образования к 1965 г. увеличилось количество дипломированных строительных специалистов - прежде всего инженеров.
Кроме того, в первой половине 1960-х гг. с целью приближения мест подготовки специалистов к местам их использования на периферии стали создаваться филиалы и учебно-консультационные пункты (УКП) вузов, создававшихся при предприятиях строительства. Так, Дальневосточный политехнический институт имел филиал в г. Артеме (Приморский край) и ряд УКП в городах Находка, Арсеньев, Южно-Сахалинске, поселке Большой Камень30. УПК Хабаровского института железнодорожного транспорта находились в городах Свободном (Амурская область), Чите, Уссурийске (Приморский край), Южно-Сахалинске. Разветвленная сеть филиалов и УКП в регионе способствовала смягчению территориальных диспропорций в дис-
локации учебных заведений. К концу 1950-х - началу 1960-х гг. Дальневосточный регион обладал широкой сетью профессионально-технических учебных заведений, техникумов и ВУЗов, готовивших специалистов строительных специальностей. В строительной индустрии было занято до 31 % выпускников дальневосточных ВУЗов и техникумов.
Таким образом, в послевоенное время и до середины 1950-х гг. большую роль в приоритетных стройках региона играл подневольный труд заключенных лагерей и японских военнопленных. Труд вольнонаемных рабочих не мог восполнить постоянную нехватку строительных рабочих в регионе. Приезжие по оргнабору или призывам предприятий не задерживались в крае из-за тяжелых условий труда, а местные кадры в количественном и качественном плане в первое послевоенное десятилетие не могли удовлетворить потребности строительной отрасли. С середины 1950-х гг. государство начало привлекать коренных дальневосточников, прежде всего, молодых людей для получения строительных специальностей. Стала увеличиваться сеть профессионально-технических, средних и высших учебных заведений строительных специальностей. Если в 1945 г. по в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях насчитывалось 29,9 тыс. чел. квалифицированных строителей, к 1955 г. в связи с расширением сети учебных заведений в тех же территориальных рамках их количество увеличилось на 35,7 тыс. чел. и достигло 65,6 тыс. чел.31 Таким образом, эти данные показывают неуклонный рост строительных рабочих на Дальнем Востоке, что было связано с ростом сети учебных заведений, расширении их специализации. Высокие требования, предъявляемые техническим прогрессом к образовательному и квалификационно-техническому уровню работников строительства, обусловили необходимость значительной перестройки форм и методов подготовки кадров. В то же время существовавшая система практического обучения будущих строительных специалистов уже не отвечала возросшим требованиям индустриального строительного производства.
Примечания
1 История Сибири с древнейших времен до наших дней / под ред. А. П. Окладникова,
В. И. Шункова. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. Т. 5. С. 151, 190-191.
2 Балдин, С. С. Профтехобразование на Дальнем Востоке России Х1Х-ХХ вв. Владивосток : Дальнаука, 2007. С. 123-124; Максимец, А. А. Развитие сети и учебно-материальной базы средних специальных учебных заведений Дальнего Востока 1965-1985 гг. Владивосток : Препринт, 1990. С. 3-4.
3 Макаренко, В. Г. История высшего образования на Дальнем Востоке России // Дальний Восток России : проблемы социально-политического и культурного развития. Владивосток : Дальнаука, 2006. С. 36.
4 Иконникова, Т. Я. Помощь Дальнего Востока РСФСР районам страны, освобожденным от немецко-фашистской оккупации (19411945 гг.) // СССР в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. : новое в исследовании и освещении в учебной литературе. М. : «Прометей» МПГУ, 2005. С. 267-268.
5 Ващук, А. С. Социальная политика в СССР и ее реализация на Дальнем Востоке (40-80-е гг. ХХ в.). Владивосток : Дальнаука, 1998. С. 18.
6 Земсков, В. Н. ГУЛАГ : историко-социологический аспект // Социол. исслед. 1991. № 6. С. 12-18.
7 Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). Ф. Р-900. Оп. 1. Д. 27. Л. 105.
8 Там же. Ф. 35. Оп. 1. Д. 1866. Л. 116.
9 Бондаренко, Е. Ю. Японские военнопленные на Дальнем Востоке России в послевоенные годы. Владивосток : ДВГУ, 1997. С. 8.
10 ГАХК. Ф. 35. Оп. 3. Д. 236. Л. 1.
11 Там же. Л. 68.
12 Бондаренко, Е. Ю. Указ. соч. С. 9-16.
13 ГАХК. Ф. Р-900. Оп. 1. Д. 27. Л. 105.
14 Ткалич, А. П. Трудовые резервы Приморья / А. П. Ткалич, С. С. Балдин. Владивосток : Дальневост. книж. изд-во, 1977. С. 7.
15 ГАХК. Ф. Р-900. Оп. 1. Д. 27. Л. 298.
16 Там же. Л. 489.
17 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988 гг.). М. : Политиздат, 1987. С. 363.
18 Ткалич, А. П. Указ. соч. С. 21-25.
19 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9396. Оп. 3. Д. 40. Л. 4-6; Д. 23.Л. 103.
20 ГАПК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 15. Л. 1.
21 Балдин, С. С. Указ. соч. С. 145.
22 ГАХК. Ф. 1833. Оп. 1. Л. 1.
23 Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам : сб. док. Т. 4. М. : Наука, 1968. С. 262-263.
24 ГАРФ. Ф. Р-9396. Оп. 3. Д. 393. Л. 21-22.
25 Балдин, С. С. Указ. соч. С. 181.
26 Тихоокеан. звезда. 1964. 28 апр. С. 2.
27 Макаренко, В. Г. Высшая техническая школа Дальнего Востока России (середина 60-х - 80-е годы ХХ в.). Владивосток : Дальнаука, 2002. С. 21-22.
28 Там же. С. 22-23.
29 ГАХК. Ф. 1732. Оп. 1. Д. 965. Л. 9.
30 Макаренко, В. Г. Кадровый голод // Россия и АТР. 1996. № 4. С. 7.
31 Подсчитано автором на основе статистических сборников: Народное хозяйство Амурской области. Благовещенск : Амур. книж. изд-во, 1957. С. 95; Народное хозяйство Приморского края. Владивосток : Примор. книж. изд-во, 1957. С. 130; Народное хозяйство Хабаровского края. Хабаровск : Хабаров. книж. изд-во, 1957. С. 72.