Научная статья на тему 'Государственная политика и деятельность творческой интеллигенции Российской провинции: 1917-1941 гг'

Государственная политика и деятельность творческой интеллигенции Российской провинции: 1917-1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузьмина Виолетта Михайловна

Рассматриваются особенности государственной политики в отношении провинциальной интеллигенции в 1917-1941 гг. на примере деятельности творческой интеллигенции. Архивные документы свидетельствуют о том, что партия стремилась полностью контролировать любой творческий процесс. Провинциальная интеллигенция стремилась как донести до курян ценности социалистического общества, так и привить традиционные культурные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузьмина Виолетта Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state policy and creative activities to the provincial intelligentsia in 1917-1941th years

This article tells about the peculiarity of the state policy that the USSR carried out to the provincial intelligentsia in 1930th years. The documents of archives reveal us that creative process in the provincial theatres was under control of the Communist Party. To inspect the activitiesof the theatrical intelligentsia there were created inspections which studied, whemertheater's repertoire was appropriated) the socialist policy of the Party. So the provincial intelligentsia was striving to carry to the spectators both the socialist values and the traditional values of culture

Текст научной работы на тему «Государственная политика и деятельность творческой интеллигенции Российской провинции: 1917-1941 гг»

В.М. Кузьмина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ: 1917-1941 гг.

Рассматриваются особенности государственной политики в отношении провинциальной интеллигенции в 1917-1941 гг. на примере деятельности творческой интеллигенции. Архивные документы свидетельствуют о том, что партия стремилась полностью контролировать любой творческий процесс. Провинциальная интеллигенция стремилась как донести до курян ценности социалистического общества, так и привить традиционные культурные ценности.

В период становления советской власти в стране в 1917 г. и в Курской губернии в 1918 г. (осложненный германской интервенцией в том же году и оккупацией региона войсками генерала Деникина в 1919 г.), перед дореволюционной интеллигенцией встала проблема нравственно-политического выбора. Партийные и советские органы региона с самого начала взяли в свои руки организацию праздников, «красных» дат календаря и использовали их для решения не только идеологических, но и художественно-эстетических задач победившего пролетариата. Планы проведения таких торжеств постоянно рассматривались и обсуждались губ-комами партии, президиумами Воронежского, Тамбовского, Курского, Орловского горсоветов. Если первомайские праздники в 1918 г. по губернии прошли очень скромно, то к первой годовщине Октября готовились более обстоятельно. Были созданы специальные квалифицированные комиссии по организации и проведению торжеств. В Курске это событие отметили значительно скромнее, чем в Воронеже. Мероприятия новой власти в области культурного строительства были поддержаны провинциальной творческой интеллигенцией, которая была привлечена к разработке статуса художественных учреждений. Это сыграло немаловажную роль в эволюции взглядов деятелей культуры. Даже буржуазная печать вынуждена была отметить, что советская власть «не препятствовала текущим работам по художественному устроительству».

Курская творческая интеллигенция активнее всего участвовала в работе театрального отдела, который с мая 1918 г. «призван был осуществлять общее руководство театральным делом и заботиться о создании нового театра на началах социализма».

На местах необходимо было разнообразить формы работы творческой интеллигенции с населением для привлечения рабочих и крестьян к социалистическому культурному строительству. Одной из форм такой работы было создание клубов, об активной культурно-созидательной деятельности которых сообщалось в статье «Годы работы Советской власти в Курской губернии» в газете «Курская беднота» 7 ноября 1918 г. В качестве примера приводилось создание Красноармейского клуба, где имелись «дневной буфет, библиотека, театр, ряд курсов: по живописи, драматические, спортивные».

Часть духовной элиты общества, пройдя этап сомнений, эмигрировала в годы первых социалистических преобразований и гражданской войны (например, Н.В. Плевицкая); другая часть пошла на сотрудничество с советской властью из-за различных побуждений (чувства вины интеллигенции перед народом за свою образованность, стремления выжить в условиях голода и холода, получить паек от государства и др.).

Выполняя постановления РКП(б), представители интеллигенции «старой школы», чтобы найти другие пути просвещения крестьянства (как малограмотного и безграмотного слоя населения), стали создавать в селах театры и кружки. В результате их работы театр начал пользоваться успехом у сельского жителя. Это было связано с тем, что для крестьян драматический театр был новинкой культурной жизни, к тому же они сами принимали непосредственное участие в постановке спектаклей. В результате совместной работы общение актеров и зрителей было очень тесным, поскольку в деревнях не было сцены и зрители являлись как бы активными участниками всего происходящего. Возросший интерес к театру привел к необходимости созыва губернского съезда по вопросам о рабоче-крестьянском театре. Как сообщила газета «Волна», 12-13 апреля

1919 г. в Курске открылся такой съезд. Прибыло свыше 60 делегатов, представлявших театральных деятелей всей губернии. В основном они говорили о недостатках - об отсутствии помещений для постановок, оборудования для освещения, о нехватке красок для грима и оформления декораций, о бедности репертуара. Делегатами съезда являлись представители творческой интеллигенции, как городской, так и сельской, которые помогали советской власти реализовывать культурно-просветительскую политику на местах.

Работники культуры смогли обучать простых крестьян музыке, игре в драмкружках, декламированию. Наладить хороший контакт с населением им помогли знания, высокий уровень культуры, опыт работы и желание трудиться ради культурного просвещения крестьянских масс. Артисты, музыканты шли в деревни и села работать простыми организаторами кружков, работали в избах-читальнях, и все это делали не только по велению партии, но и по зову души. Н. Бердяев назвал это «ощущением вины интеллигенции перед народом», в результате которого они искупали свою вину всеми доступными для нее средствами. Работая среди сельских жителей, представители творческой элиты становились свидетелями антисоветских выступлений крестьян и левых эсеров в 1918 г. в Льговском уезде, крупных вооруженных восстаний в 1919 г. в Дмитриевском уезде и акций протеста против ужесточения политики «военного коммунизма». «Буржуазные» деятели культуры наглядно видели, что у крестьян также стояла проблема выбора, только средства ее решения были очень жестокими. Все это сближало интеллигенцию и крестьянство, поскольку именно у образованных и культурных людей крестьяне искали ответы на многие сложные жизненные вопросы.

Активная работа актеров, музыкантов, литераторов, художников дореволюционной и Советской России

проявилась в создании самодеятельных объединений в городе и на селе в период коротких мирных передышек во время германской интервенции и гражданской войны в Курском крае, во время проведения новой экономической политики в 1920-е гг. По сведениям губернского отдела народного образования 2 718 деятелей культуры и искусства работали в 1 729 культпросвет-учреждениях в 1920 г., а в 1921 г. количество работников культуры увеличилось в три раза (до 8 508 человек, а количество учреждений культуры возросло до 5 372) [1. С. 200].

Активизировалась деятельность интеллигенции по организации самодеятельных кружков, в основном драматических. В 1920 г. по 15 уездам губернии количество «театральных работников» составило 723 человека, занятых в 245 кружках. В 1921 г. увеличилось как количество артистов, до 1848 человек, так и число драмкружков, до 494. Представители «буржуазной интеллигенции» принимали участие в проведении первомайских и октябрьских праздников, в организации различных агитационных кампаний (25 лет РКП(б), День Леса, Двухнедельник книг) и антирелигиозных мероприятий («Комсомольское рождество», «Комсомольская пасха»), а также митингов-лекций, митингов-концертов [2. С. 76].

Политика правительства способствовала созданию профессиональных творческих объединений работников искусств (например, «Курский союз поэтов»), трансформировавшихся после Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» в 1925 г. в Курское отделение крестьянских писателей (КурОКП), Курскую ассоциацию пролетарских писателей (КурАПП), в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и Объединение молодежи ассоциации художников России (ОМАХР). На протяжении 1920-х гг. члены объединений выполняли не только творческую работу, способствующую их профессиональному росту, но и реализовывали агитационно-пропагандистский курс партии в соответствии с постановлениями РКП(б) - ВКП(б) и ВЦИК [3].

Большое значение не только для успешного прохождения культурного строительства, но и для сохранения культурного наследия Курского края, имело сотрудничество так называемых буржуазных деятелей культуры и представителей формирующейся советской интеллигенции. Так, в Курском союзе поэтов совместно творили представители старшего поколения (Л.Г. Чемисов, В.Е. Иванилов, П.М. Карпов) и молодые поэты (Е.А. Благинина, Г. Рейсберг, Е. Станиславская и др.). Дореволюционные художники (Г.А. Шуклин, Н.П. Сильвестров, М.П. Якименко-Забуга) активно обучали и в определенной мере поддерживали молодых художников в их творчестве, направленном на создание агитационных плакатов, декораций, оформлении агитпоездов и пр. Лучшие представители музыкальной интеллигенции, приехавшие из Москвы и Петрограда, вместе с молодыми курскими музыкантами создавали творческие коллективы. Так, известный дирижер Мариинского театра М.М. Амотняк организовал в Курске симфонический оркестр. Особое место в истории Курского края занимает энтузиаст вокального просветительства Г.Л. Болычевцев, основавший в селе

Теребуж Щигровского района музыкальную коммуну. Сам Г.Л. Болычевцев был из дворянской московской семьи, закончил Московскую консерваторию и в

1920 г. был назначен инструктором музыкального образования Наркомпроса в Щигровском уезде Курской губернии. Его помощниками в деле музыкального просветительства были С.Я. Половников (будущий солист оркестра Большого театра), М.В. Хвостов (впоследствии преподаватель Ленинградской консерватории) и сестра Г.Л. Болычевцева - Ольга Леонидовна (известная к тому времени драматическая актриса). В Нижне-Тербужской школе, открытой им 9 апреля 1920 г., работал сам Г.Л. Болычевцев, его мать, брат, сестра. Музыканты с учениками постоянно участвовали во всех мероприятиях, совершали выезды в соседние деревни, выпускали «Ежедневную стенную газету» в пятидесяти экземплярах для рассылки по деревням волости, занялись ремонтом и изготовлением музыкальных инструментов. Кадровая политика государства по формированию советской интеллигенции с 1917 г. строилась по принципу использования опыта буржуазных специалистов в культурном строительстве [4. Т. 2. С. 72]. На руководящие посты заведующих секциями Губернского комитета народного образования (Губнаробраза) назначались как молодые руководители (например, А.А. Дейнека руководил секцией изобразительных искусств), так и представители буржуазной интеллигенции (Г.Л. Болычевцев - инструктор музыкального образования Наркомпроса в Щигровском уезде).

Одновременно советским руководством была поставлена задача подготовки кадров новой советской творческой интеллигенции. Местные парткомы, руководствуясь решением XVIII съезда РКП(б), а также письмом ЦК РКП(б) «Об обращении серьезного внимания на периодическую печать» в 1921 г. не только создали целую сеть газет и журналов (например, «Комсомолец», «Курская деревня», «Юная гвардия», «Сов-партшколовец»), но и оказывали поддержку движению рабселькоров, которые на страницах печати освещали проведение социалистических преобразований, в том числе и в области культурного строительства. Курские комсомольцы, члены РКСМ, выполняя решение XIII съезда РКП(б) в 1924 г. «о необходимости перенять инициативу интеллигенции в работе с сельским жителем», широко развернули работу по культшефству над деревней. Комсомольцы были активными участниками не только посевных кампаний, но и участвовали в организации самодеятельных кружков, были избачами и красноугольцами [2. С. 111].

Тяжелые условия существования в период проведения политики «военного коммунизма» заставили артистов, музыкантов, литераторов, художников Курской губернии объединиться в профсоюз работников искусств (Рабис) и в последующие годы открыть секретариат работников искусств (секрабис), занимающийся учетом количества безработных деятелей культуры и последующим предоставлением им работы с помощью Рабиса [5].

Переход Советской России к новой экономической политике (нэпу) с ее рыночной экономикой и хозрасчетными методами изменил положение творческой интеллигенции. Было сокращено число культпросвет-

работников, занятых в государственных учреждениях культуры и обеспеченных гарантированной заработной платой в 13 раз (с 8 508 человек в 1921 г. до 630 человек в 1922 г.). Уменьшилось число культпросветучреж-дений, находящихся на государственном финансировании в 10 раз (с 458 в 1921 г. до 44 в 1922 г.) [1. С. 200]. Оставшаяся часть работников искусств (7 807 человек) была поставлена в жесткие условия выживания, конкурентности, борьбы за зрителя, что в свою очередь заставило искать разнообразные формы работы деятелей культуры с населением. Курские артисты с помощью Рабиса организовывали театры «Теревсат», «Гротеск», Детский театр; проводили встречи, диспуты со зрителями, выезжали в различные уезды губернии со своими постановками, проводили зрительские конференции. Музыканты устраивали концерты в гимназиях, казармах, парках, на площадях, на митингах. По воспоминаниям Г.В. Свиридова в Курске в начале 1920-х гг. выступали музыканты духового оркестра, малого симфонического оркестра «салонного состава».

Поэты и писатели не только проводили литературные встречи и вечера, но и выезжали в уезды для организации коллективных «читок» отдельных произведений советских писателей с их последующим обсуждением. Они также организовали литературную студию, где проводились занятия с молодыми талантливыми людьми по технике литературного творчества, художественному чтению и иностранным языкам.

Сложные экономические условия, отсутствие государственной поддержки деятельности ряда профессиональных артистов, музыкантов, литераторов в 1920-е гг. привело к распаду многочисленных творческих объединений. Распался Курский симфонический оркестр под руководством М.М. Амотняка, Великорусский оркестр балалаечников под руководством Г.М. Йоффе, закрылся театр «Гротеск», Детский театр, расформировался «Курский союз поэтов», члены которого уехали в Воронеж (П.Л. Загоровский, И.П. Плотников) и Москву (Р. Райт-Ковалева, Е.А. Благинина). Ухудшение положения творческой интеллигенции в период нэпа было следствием государственной политики, создавшей жесткие условия для работы деятелей культуры и искусства в негосударственных учреждениях и объединениях (Постановление СНК и ВЦИК, согласованное с Наркомфином от 22 июня 1922 г. «Об установлении местного налога с публичных зрелищ, не имеющих агитационно-пропагандистского характера») [6, 7]. Таким образом, советское правительство ограничивало деятельность буржуазной интеллигенции и «классово-чуждых элементов» с помощью экономических методов.

Со второй половины 1920-х гг. было усилено идеологическое воздействие на деятелей культуры, что закономерно привело к сужению рамок творчества. В результате проводимой государственной политики в области культурного строительства в 1917-1928 гг. дореволюционные деятели культуры, сделавшие свой выбор в направлении сотрудничества с Советской властью, стали проводниками идей социалистического строительства и марксистско-ленинской идеологии на основе приоритета классовых ценностей.

В начале 1930-х гг. страна переживала экономический и политический кризис, который породила из-

бранная в конце 1920-х гг. модель социальноэкономического развития. С одной стороны, форсированные темпы индустриализации и коллективизации привели к появлению недовольства среди различных слоев населения. С другой стороны, в 1920-е гг. «ударные темпы» культурного строительства, основанного на идеях социального равенства, принесли в 1930-е гг. ликвидацию безграмотности среди широких слоев населения, увеличение числа учебных заведений, что дало возможность формировать советскую интеллигенцию. В Курском крае этот процесс прошел несколько этапов и закономерно привел к созданию социалистической интеллигенции во второй половине 1930-х гг. В Курске в 1936 г. было создано областное Управление по делам искусств, которое вплотную занялось подготовкой кадров творческих работников, а также начался процесс образования областных учреждений культуры (картинная галерея, драмтеатр, филармония). Подбор и расстановка кадров, как и вся кадровая политика, находились в ведении ВКП(б), которая рассматривала кадры культуры как идеологических работников, помощников в коммунистическом воспитании людей, агитаторов и пропагандистов за «победоносное выполнение» пятилетних планов [8. С. 56-57]. Обком и райкомы ВКП(б) должны были уделять внимание массово-политической работе среди культпросветработников. Для них еще в 1933 г. во всех райкомах партии стали организовываться курсы по повышению политграмотности, по изучению отдельных трудов классиков-марксистов.

Творческая интеллигенция была привлечена к развернувшейся агитационно-пропагандистской работе в кружках по изучению проекта Конституции СССР 1936 г. Несмотря на Постановление ЦК ВКП(б) от 14 мая 1935 г. «О реорганизации отделов культуры и пропаганды ленинизма» и Постановление Курского Обкома ВКП(б) в 1936 г. «Об улучшении агитационнопропагандистской работы» неблагополучная ситуация в плане подготовки и переподготовки кадров работников политучебы и культуры была характерна для большинства районов Курской области в период с 1934 по 1936 г. Так, из сообщения инструкторов Дмитриевского, Долгоруковского, Волоконовского районов следовало, что «роно кадрами не занимается», «катастрофически не хватает квалифицированных работников», «текучесть кадров огромная, квалификация низкая, стаж работы исчисляется месяцами».

Особенно остро проблема кадров ощущалась на селе, поскольку также была большая текучесть кадров и выдвижение политпросветработников на руководящие должности в качестве председателей колхозов или в партийные структуры. Ряд проверок, проведенных Обкомом ВКП(б), отделом кульпросветработы ЦК ВКП(б), Управлением НКВД по Курской области в 1936 г., показали недостатки проведения кадровой политики в Курском крае; в результате была выявлена «засоренность Управления по делам искусств чуждыми классовыми элементами, такими как Тростянский -зам. ст. инспектора по театрам (бывший офицер белой армии), Князев - инспектор по кадрам Управления (служил в японской белой армии) и др.» [9].

Как показало исследование, наряду с грамотными кадрами многие не имели необходимых знаний и соот-

ветствующего уровня культуры. Широкое развертывание политической и идеологической работы в плане организации многочисленных курсов по изучению истории ВКП(б), истмата-диамата, политэкономии, а также предоставление возможности профессионального творческого роста для культпросветработников было необходимо. В результате проведенной курскими парткомами работы произошли положительные изменения по подготовке кадров советской интеллигенции, что было отмечено в Постановлении ЦК ВКП(б) «О постановке пропаганды марксизма-ленинизма в Белорусской ССР, Орловской и Курской областях» от 16 августа 1939 г. [10. Т. 7. С. 127].

Поскольку кадровая политика в культуре была чрезмерно политизирована, то подбор сотрудников по принципу политических убеждений нередко велся в ущерб профессиональной подготовленности работников. При поступлении на работу заполняли анкету, в которой с 1-го по 19-й номер были вопросы о партстаже, участии в оппозициях, партвзысканиях, политических ошибках, и лишь вопросы с 20-го по 25-й касались места, года рождения, семейного и имущественного положения. Работникам учреждений культуры и членам Союза работников искусств было необходимо для дальнейшей работы являться кандидатами или членами ВКП(б). Так, из 92 директоров районных Домов культуры всего лишь 15 человек были «сочувствующими» или беспартийными. Основная масса Курского отделения Союза работников искусств в 1938 г. (553 человека или 89%) «были охвачены членством в ВКП(б)».

Работники культуры составляли наименее защищенную категорию населения, т.к. руководители часто и грубо нарушали трудовое законодательство, правила «гигиены труда и промсанитарии». Вступая в Союз работников искусств, деятели культуры продолжали надеяться на защиту своих прав и интересов, но в конце 1930-х гг. только начала разворачиваться работа по охране труда, социальному страхованию и работе касс взаимопомощи.

Кадровая политика ВКП(б) в отношении творческих работников использовала не только командноадминистративные методы руководства, но и репрессивные методы воздействия ОГПУ-НКВД по отношению к так называемым «врагам народа», участникам «троцкистско-зиновьевского блока», к членам «контрреволюционных организаций». Согласно сведениям, представленным в «Книге памяти жертв политических репрессий Курской области», за период с 1930 по 1940 г. из числа интеллигенции было расстреляно 416 человек, в лагеря и ссылку отправлено 37 человек. Но далеко не все представители творческой интеллигенции края, невинно пострадавшие в годы тоталитаризма, вошли в эти списки. В 1931 г. по делу краеведов прошли куряне-интеллигенты Г.И. Булгаков (зав. музеем историко-археологического общества), М.Н. Исаев (краевед) и др. Были также осуждены члены кружка «Литераторы», действовавшего в педтехникуме в 1933 г., артисты цирка и эстрады (Е.С. Гуревич, А.Д. Милит-Додик, А.В. Агрипович), актеры Старооскольского драмтеатра (Славский, Мазурова, Каракин), директор и режиссер того же театра (Н.Г. Белоконь и А. С. Тимофеев-Горский) и др. [11].

В 1930-е гг. продолжился процесс унификации деятельности творческих работников в учреждениях культуры и творческих объединениях. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. положило начало централизованному объединению художников, поэтов, музыкантов, артистов в профессиональные творческие союзы, созданию единого пролетарского направления в искусстве (соцреализм), дальнейшему укреплению деятельности органов цензуры. Из всех профессиональных групп творческих работников только художники Курской области на основании Постановления СНК РСФСР «Об образовании Союза советских художников» смогли образовать Курский областной Союз советских художников (КОССХ). Деятельность членов КОССХ была разнообразной: оформление массовых пролетарских праздников, работа над агитационным плакатом, развертывание массовых выставок. Наряду с тематическими выставками («Радостный труд и счастливая жизнь» 1936 г.) проходили персональные выставки П.К. Лихина, А. Еськова и др. в 1937 г. С 1941 г. стали заключаться договоры с художниками с указанием темы картины, сроков выполнения и денежной суммой, выданной за работу. Одновременно существовало кооперативное товарищество «Художник», которое также заключало контракты на выполнение различных тематических работ. С 1939 г. актуальной становится тема Родины и укрепления обороноспособности СССР.

Писатели продолжали работу в Курской ассоциации пролетарских писателей (КурАПП). Функции контроля и цензуры в 1930-е гг. осуществляли художественно -политические советы, обллит и представители Рабочекрестьянской инспекции, чья деятельность направлялась и регулировалась постановлениями ЦК и местными партийными органами.

Артисты, музыканты, художники, литераторы, являясь творческими работниками, в 1930-е годы еще стремились разнообразить формы выполнения поставленных партией задач. Наряду с выполнением Циркуляра Главполитпросвета краевым, областным и губернским политпросветам «О строительстве деревенского театра» от 1 июля 1927 г., реализовавшегося в создании в 1930-е гг. Белгородского, Старооскольского, Валуй-ского колхозно-совхозных драмтеатров, театральные деятели продолжали, как и в 1920-е гг., организовывать зрительские конференции, диспуты, суды над героями пьес, выезжать на гастроли в различные районы Курской области [12. С. 49-50].

Со второй половины 1930-х гг. начался новый этап в музыкальном строительстве, связанный с усилением давления партии на музыкальную интеллигенцию. В Москве в 1936 г. прошла дискуссия о формализме в искусстве, направленная против Д.Д. Шостаковича. На страницах «Курской правды» началось осуждение творческой работы коллектива Курского симфонического оркестра под руководством дирижера Л.В. Головня, но после того, как И.В. Сталиным был выдвинут в конце 1936 г. лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее», изменилась и обогатилась музыкальная жизнь области. Деятельность музыкантов стала более организованной с момента создания областной филармонии в 1937 г. и ее пяти филиалов в Прохоровском,

Томаровском, Краснорукском, Чернянском, Уразов-ском районах Курской области. Артисты филармонии выступали с лекциями-концертами, беседами, музыкальными и литературно-музыкальными вечерами. В рамках КурАПП поэты и писатели продолжили организацию традиционных встреч курян с современными писателями (например, в Курск приезжали А. Горький, А. С. Серафимович, А. С. Новиков-Прибой), лекций, диспутов; выпускали литературный сборник «Утро». Часть художников, входившая в КОССХ, получила возможность организовывать не только тематические выставки («Радостный труд», «Счастливая жизнь»), но и персональные. С 1937 г. регулярно стали проводиться выставки художников-самоучек, чье творчество прославляло социалистические достижения в сельском хозяйстве и промышленности.

Деятели культуры, так же как и в 20-е гг., продолжали активно работать в кружках художественной самодеятельности, особенно на селе. Наблюдался рост кружков (в 1936 г. - 600 кружков, в 1937 г. - 1 291 с общим количеством участников 16 498 человек), поэтому возникла проблема подготовки кадров художественной самодеятельности. Впервые с 1937 г. областное Управление по делам искусств стало проводить курсовые мероприятия по подготовке и переподготовке культпросветработников. В 1930-е гг. изменились место и роль творческих объединений и учреждений культуры и в период укрепления идеологических основ советского государства учреждения культуры выполняли агитационно-пропагандистские функции, а процесс творчества был подменен выполнением социалистического заказа партии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Из истории культурного строительства в Курской губернии. 1917-1928 гг.: Сб. документов. Курск, 1979.

2. Из истории Курской областной комсомольской организации / Гл. ред. В.Е. Шаров. Курск, 1972.

3. Постановление ВЦИК «О мерах по усилению деятельности народного комиссариата по просвещению» от 10 октября 1920 г. // Известия

ВЦИК. 1920. 10 октября.

4. Из резолюции VIII съезда РКП(б) от 18 февраля 1919 г. // КПСС в резолюциях... М., 1970. Т. 2.

5. Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. Р-325. Оп. 1. Д. 166. Л. 797.

6. ГАКО. Ф. Р-325. Оп. 1. Д. 19. Л. 161.

7. ГАКО. Ф. Р-309. Оп. 6. Д. 112. Л. 4.

8. Из постановления Коллегии Наркомпроса «О пропаганде пятилетки в области художественной работы» 13 сентября 1929 г. // Советский

театр. Документы и материалы. 1926-1932. Л., 1982. С. 56-57.

9. Центр документации новейшей истории Курской области. Ф. 1. Оп. 1. Д. 612. Л. 12-36.

10. КПСС в резолюциях и решениях съездов, постановлений и пленумов ЦК. М., 1985. Т. 7. С. 129-131.

11. Архив управления Федеральной службы безопасности по Курской области. Д. 1358. Л. 4-180; Д. 143. Л. 3-25; Д. 346. Л. 30-215.

12. Советский театр. Документы и материалы. 1926-1932 гг. Л., 1982. С. 49-50.

Статья представлена научной редакцией «История» 11 января 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.