ив
BBgjJB
The final event of the soviet political science's formation and legalizing was the Resolution N386 of the State Committee on Science and Technology of the USSR dated of the 4th November 1988 "About the scientific system of awards". In January 1989 the High Attestation Commission, under the USRR's Council of Ministers resolution N1, implemented this awards system for the attestation of scientific and pedagogical personnel.
To conclude, the soviet political science development emerged from different scientific schools and theoretical studies. The new, Russian and postsoviet stage of social science's development faced the scientists with the upcoming challenges of the political science's expansion to real political life. Also, it became the start of the applied political science's establishment.
List of References (Bibliography)
1. «Очень я не люблю элиту...». Интервью с Г.К.Ашиным // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. №1. С.11. [Ashin G.K. "Ochen ya ne lybly elity...". Interviewed by Aleksandr Duka. Sociology and Social Anthropology Magazine. 2008;11,no.1:11-30. (In Russ.).]
2. Галкин А.А. Академическая политология (1960-1980 гг). А.А. Галкин. Интервью С.В.Патрушеву 17 июля 2000 г. // Политическая наука. 2000. №1. С.22-37. [Galkin АА. "Akademicheskaya politologiya (1960-1980)". Interviewed by Sergey Patrushev. Political science. 2000;1:22-37. (In Russ.).]
3. Галкин А.А. У истоков возрождения политической науки в России (1960-1985 гг.). Субъективные заметки // Полития. 2010. №3-4 (5859). [Galkin АА. "U istokov vozrozhdeniya politicheskoi nauki v Rossii (1960-1980). Subjektivnye zametki". Politia. 2010;58-59: 257-269. (In Russ.).]
4. Ирхин Ю.В. Роль московского конгресса в генезисе Международной ассоциации
East European Scientific Journal # 7(71), 2021 15 политической науки: экспертный анализ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т. 12, № 1. [Irkhin YV. Rol moskovskogo kongressa v genezise Mezhdunarodnoi associacii politicheskoi nauki; ekspertny analiz. POLITEX. 2016;12, no.1:199-217. (In Russ.).]
5. О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов.Хрущева Н.С. XX съезду Коммунистической партии Советского союза // Известия ЦК КПСС. 1989. №3. С.129. [Khryschev NS. "O kulte lichnosti I ego posledstviyah". Izvestia CC CPSU. 1989;3:128-170. (In Russ.).]
6. Пляйс Я.А. Политическая наука в России: прошлое и настоящее // Вестник ТГУ. №1 (45). 2007. С.5-17. [Playas YA. "Politicheskaya nauka v Rossii: proshloe i nastoyashee". Vestnik Tambovskogo Universiteta. Seria: Gumanitarnie nauki 45, 2007;1(45):5-17. (In Russ.).]
7. Соболев В.А., Ширинянц А.А. Ф.М. Бурлацкий и становление политической науки в СССР // Политическая наука. 2016. С.25-39. [Sobolev VA, Shirinyanc A.A. "Byrlatsky F. i stanovleniye politicheskoi nauki v SSSR". Political Science. 2016:25-39. (In Russ.).]
8. Тенденции и проблемы развития российской политической науки в мировом контексте (1955-2017): традиция, рецепция и новация / отв.редакторы Гаман-Голутвина О.В., Патрушев С.В. М.: Политическая энциклопедия, 2017. [Gaman-Gloutvina, OV, Patrushev SV. Tendencii i problemy razvitiya rossiskoi politicheskoi nauki v mirovom kontekste (1955 2017): tradicia, preemstvennos i novacia. Moscow: The Political Encyclopedia; 2017. (In Russ.).]
9. Шахназаров Г.Х. С вождями и без них. М., Издательство «Вагриус», 2001. [Shakhnazarov G.H. S vozhdyami I bez nikh. Moscow: VAGRIUS; 2001 (In Russ.).]
Naboka R. Yu.
PhD Candidate of Educational, Scientific and Production Center, National University of Civil Defence of Ukraine
STATE POLICY OF THE FORMATION OF A CIRCULAR ECONOMY
Набока Руслан Юрьевич,
соискатель учебно-научно-производственного центра, Национальный университет гражданской защиты Украины
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ
DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.2.71.87 Summary. The research of the state policy of forming a circular economy is conducted in the article. In particular, a list of measures in the economy is defined, the implementation of which is supposed to be within the framework of the transition to a circular economy; the specifics of behavior with by-products of production is identified; the conditions for the formation of a circular economy in Ukraine are highlighted. It is emphasized that activities in the economy, the introduction of which is supposed to be within the framework of the transition to a circular economy, are conditionally divided into the following related to the production and consumption cycle: design; industry, distribution and sale; consumption and use; collection and disposal; processing; recovery. It is shown that among the measures to be implemented by enterprises in order to transition to a circular economy, the following ones are defined: the introduction of energy autonomy (provides the production of energy from byproducts and the replacement of limited materials (the transition to renewable or more common materials, and,
16 East European Scientific Journal #7(71), 2021
therefore, - increased resistance to price fluctuations and resource shortages). It is shown that each of the listed stages of the circular economy should, without exception, be taken into account when applying the means of state policy. The mutual influence of all stages and the calculated consequences of such influence on the whole process must be displayed in business planning at the same time as environmental regulations.
Аннотация. В статье проведено исследование государственной политики формирования циркулярной экономики. В частности, определен перечень мероприятий в экономике, внедрение которых предполагается в пределах перехода к циркулярной экономике; выявлена специфика поведения с побочными продуктами производства; выделены условия формирования циркулярной экономики в Украине. Подчеркнуто, что мероприятия в экономике, внедрение которых предполагается в пределах перехода к циркулярной экономике, условно делятся на те, которые касаются цикла производства и потребления: проектирование; промышленность распространение и продажа; потребление и использование; сбор и утилизация; переработка; восстановление. Показано, что среди мероприятий, которые предстоит осуществить предприятиям с целью перехода к циркулярной экономике, выделяются следующие: внедрение энергетической автономности (предусматривает производство энергии из побочных продуктов и замену ограниченных материалов (переход к возобновляемым или более распространенным материалам, а, следовательно, - повышение устойчивости к колебаниям цен и дефициту ресурсов). Показано, что каждый из перечисленных этапов циркулярной экономики без исключения должен учитываться при применении средств государственной политики. Взаимное влияние всех этапов и вычисленные последствия такого влияния на весь процесс обязательно должны отображаться при бизнес-планировании одновременно с экологическими нормативами.
Keywords: circular economy, state policy, production cycle, by-products.
Ключевые слова: циркулярная экономика, государственная политика, цикл производства, побочные продукты.
Постановка проблемы. Поскольку циркулярная экономика, как и линейная, основывается на хозяйственной деятельности большей части ее участников, целесообразно проанализировать производственный процесс по этапам создания продукции. Такой анализ должен предоставить возможность выделить уникальные элементы, присущие механизму циркулярной экономики, что позволит урегулировать их необходимыми правовыми средствами.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблематика циркулярной экономики изучалась многими учеными и практиками в современных условиях, в частности, такими, как: В. Бурмистров, Б. Исмадиева [1], И. Михно [2], Е. Сысоева [4] и др.
При этом необходимо отметить, что в публикациях указанных авторов преимущественно присутствуют исследования, посвященные общим аспектам циркулярной экономики.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В свете указанной выше ситуации относительно исследований проблематики, поднятой в данной статье, необходимо отметить, со стороны государства целесообразно введение поощрительных программ для перехода предприятий к циркулярной экономике. Например, изменить политику налогообложения (ввести дополнительные налоговые режимы использования технологий, продуктов и ресурсов, связанных с негативным внешним воздействием). Зато полученные от этого средства можно направить на налоговые кредиты и субсидии для производств, основанных на возобновляемых материальных источниках.
Цель статьи. С учетом описанной выше актуальности темы исследования целью статьи
исследование государственной политики формирования циркулярной экономики.
Для достижения поставленной цели в работе решены такие задачи:
- определить перечень мероприятий в экономике, внедрение которых предполагается в пределах перехода к циркулярной экономике;
- выявить специфику поведения с побочными продуктами производства;
- выделить условия формирования циркулярной экономики в Украине.
Изложение основного материала. Мероприятия в экономике, внедрение которых предполагается в пределах перехода к циркулярной экономике, условно делятся на те, которые касаются цикла производства и потребления: проектирование; промышленность
распространение и продажа; потребление и использование; сбор и утилизация; переработка; восстановление.
Сфера материального производства, выполнения работ и оказания услуг также требует рыночного анализа и комплексного исследования по отраслям права. Результатом может быть определение комплекса средств воздействия на производство товара, оказания услуг, выполнения работ соответственно в каждой отрасли экономики и науки. Концептуально необходимо каждый этап циркулярной экономики адаптировать к этапам экологического процесса, что позволит получить конвергентный эффект для экономики и окружающей среды [1; 3].
В научных источниках отмечается разделение системы анализа по определенным средствам воздействия на материальную сферу (производство). Как следствие, среди мероприятий, которые предстоит осуществить предприятиям с целью перехода к циркулярной экономике,
ив
ялзв
выделяются следующие: внедрение энергетической автономности (предусматривает производство энергии из побочных продуктов и / или остатков / процессов / утилизации отходов тепла для поддержания работы объекта) и замена ограниченных материалов (переход к возобновляемым или более распространенным материалам, а, следовательно, - повышение устойчивости к колебаниям цен и дефициту ресурсов) [2; 4].
С целью объективной оценки негативного воздействия предприятий может быть использован метод оценки жизненного цикла продукции -стандартизированный на международном уровне метод, который количественно определяет все выбросы и потребленные ресурсы, а также связанное с ними воздействие на окружающую среду, здоровье людей и истощение ресурсов.
Проектирование. Одним из принципов циркулярной экономики при проектировании производственного процесса является уменьшение избыточного использования материалов и ресурсов, выброса вредных веществ и учета экономических нормативов. Указанная цель может быть реализована с помощью конкретных шагов. Например, переориентация предприятий на изготовление продукции по индивидуальным заказам может решить проблему перепроизводства, а вместе с тем повысит уровень удовольствия и лояльности клиентов. Менее радикальным шагом, который не требует значительных изменений в модели взаимодействия с клиентами, является конструирование продукции с учетом легкости ее разборки для ремонта, изменения конструкции или переработки. В частности, модульная конструкция продукции предусматривает использование функциональных модулей для индивидуализации товара, облегчения ремонта и замены его частей, а также дает возможность модернизировать продукт с новыми функциями упрощения утилизации [1; 4].
Производство. Основными принципами, которые должны действовать в сфере производства, должна стать энергоэффективность и материальная производительность. Под энергоэффективностью следует понимать возможность предоставления необходимых услуг с уменьшенным потреблением энергии. Под материальной производительностью - величину экономической стоимости, генерируемой условной единицей материального вклада или потребления. На общеэкономическом уровне это ВВП при использовании того же объема материальных вложений или потребления.
Как отмечается, энергия является важным ингредиентом любого производства, поскольку именно она приводит материалы к продуктивному взаимодействию друг с другом. Но ученые отмечают, что переработка и повторное использование энергии не может быть составной круговой экономики, поскольку это противоречило бы законам термодинамики, которые предусматривают неизбежную энтропию
East European Scientific Journal # 7(71), 2021 17 (необратимое рассеяние энергии). Поэтому уменьшение использования энергии может быть достигнуто только за счет снижения избыточного производства или применения энергоэффективных процессов производства [2; 3].
Распространение и продажа. В рамках этой сферы важную роль играет повторное распространение и перепродажа товаров удовлетворительного качества. Так, например, срок эксплуатации одежды может быть продлен путем использования сетей секонд-хендов. Кроме того, перепродаже может подлежать не только целая вещь, но и ее части. Отдельного внимания заслуживает и порядок первоначального распространения продукции, в частности ее упаковка и выбор материалов, которые должны осуществляться рационально, с учетом продолжительности его распада (конца жизни).
Потребление и использование. В этой сфере могут быть внедрены различные бизнес-модели, способствующие переходу к циркулярной экономике. Одним из шагов на пути к минимизации использования материальных ресурсов может стать виртуализация (например, перенос торговли в сферу Интернет магазинов, использование электронных документов вместо бумажной документации, удаленная работа части работников из собственных домов вместо оборудования масштабных офисных помещений). Одним из серьезных шагов в изменении бизнес-модели предприятия может быть его переориентация с продажи товаров на оказание услуг, лизинг, когда право собственности на изделие принадлежит производителю, который, в свою очередь, обеспечивает обслуживание, ремонт и переработку изделия в течение всего срока его эксплуатации, пока клиент платит арендную плату [1-3].
Сбор и утилизация. В рамках этой сферы государством могут устанавливаться нормативы по сортировке мусора (в частности, отделение технических компонентов, требующих особой утилизации или тех компонентов, могут быть восстановлены), введение обратного выкупа для поощрения сдачи товаров с истекшим сроком эксплуатации), стимулирование утилизации и многократной переработки вторичных материалов. Кроме того, целесообразным может быть внедрение принципа расширенной ответственности производителя, которая предусматривает ответственность производителя за
постпотребительскую стадию жизненного цикла товара и возлагает на него обязанность утилизации. При этом, как со стороны производителя, так и со стороны государства должна быть обеспечена удобная и достаточное инфраструктура.
Переработка. По принципам циркулярной экономики после окончания жизненного цикла продукции она не должна превращаться в мусор. Одним из способов ее использования является рекуперация энергии, то есть превращение отходов в пригодное для использования тепло, электроэнергию или топливо с помощью
18 East European Scientific Journal # 7(71), 2021 различных процессов переработки отходов в энергию, включая горение, газификацию, пиролиз, анаэробное переваривание и регенерацию газа. Кроме того, с отходами может быть проведен процесс восстановления металлов, неметаллов и других веществ, которые повторно используются. Другим продуктивным путем использования отходов может стать даунсайклинг, то есть процесс преобразования использованных продуктов в новые продукты низкого качества или продукты ограниченной функциональности (например, переработка отработанных автомобильных шин в спортивные маты или другой спортивный инвентарь) [2-4].
Отдельного внимания заслуживают побочные продукты производства, которые были бы выброшены самим предприятием, однако могут быть полезны другим субъектами хозяйствования для собственных производственных процессов в качестве сырья для производства новых продуктов. Примером вновь может стать экоиндустриальний парк Калундборг. Побочный продукт от двуокиси серы электростанции содержит гипс, который продают производителю гипса. Почти все гипсовые потребности производителя удовлетворяются именно таким способом, что уменьшает объем необходимого горного сырья в промышленности. Кроме того, зольная пыль и шлак с электростанции используют для производства цемента и дорожного строительства. Эти обмены отходами, водой и материалами значительно увеличили
экологическую и экономическую эффективность, а также создали другие менее материальные льготы для всех компаний-резидентов, принимающих участие в работе индустриального парка, включая разделение персонала, оборудования и информации.
Восстановление. Эта стадия предусматривает предоставление производителем услуг ремонта, обновления и модернизации выпускаемой продукции, в частности восстановление и замену дефектных компонентов, повышение
производительности товара до желаемого уровня и тому подобное. Такое послепродажное обслуживание должно привести не только к меньшему использованию ресурсов (в связи с поддержанием старого изделия, а не выпуском нового), но и к повышению конкурентных преимуществ и лояльности [1; 4].
Необходимо заметить, что каждый из перечисленных этапов циркулярной экономики без исключения должен учитываться при применении средств государственной политики. Взаимное влияние всех этапов и вычисленные последствия такого влияния на весь процесс обязательно должны отображаться при бизнес-планировании одновременно с экологическими нормативами.
Что касается непосредственно экологии и обращения с отходами, то эта составляющая экономики становится все более важной и в Украине. Это повышает интерес к концепции циркулярной экономики, что предлагает не только
ии
вшам
повышение успеваемости проекта, но и стабильность экономической прибыли. Одним из примеров успешного проекта с циклическим производством является отечественная компания «Зеленый птица», которая демонстрирует практический результат сортировки отходов, выпуская из переработанного сырья тетради, брендовые блокноты, флипчарты и тому подобное.
Выводы и предложения. Подытоживая изложенное, следует отметить, что эффективное внедрение циркулярной экономики возможно при следующих условиях, которые должны стать принципами новой экономики:
- отработанная продукция и отходы рассматриваются как ресурс, а однократное становится многократным;
- отходы проходят сортировку, а построенная инфраструктура обеспечивает возможность их раздельного сбора и переработки;
- переработка не требует чрезмерных затрат времени и сил, использует восстановительные и доступные источники энергии, а потому приносит экономическую и экологическую выгоду;
- производители несут повышенную ответственность, обеспечивают дальнейшее обслуживание продукции после ее продажи (например, ремонт или обновление), а использованное выкупается и используется повторно;
- продукция и упаковки изготавливаются согласно требованиям экодизайна (из легкоперерерабатываемых веществ, с соблюдением принципов энергоэффективности и т.д.);
- потребители и производители обеспечиваются необходимой информацией (о составе продукции, существующих технологиях переработки, местах утилизации, возможности ремонта и т.д.);
- государство создает согласованную систему регулирования, устанавливает четкие цели на пути к циркулярной экономике и критерии, которым должна соответствовать деятельность производителей и потребителей;
- субъекты придерживаются установленных правил и рекомендаций, получают налоговые, бюджетные, регуляторные и другие поощрения, а нарушители норм подвергаются неблагоприятным последствиям.
Список литературы:
1. Бурмистров В.А., Исмадиева Б.А., Максимов И.А. Анализ статуса перехода развитых стран на принципы циркулярной экономики. Стандарты и качество. 2018. № 8. С. 40-43.
2. Мiхно 1.С. Методи утил1зацп вiдходiв. Свгговий досвщ. Економжа, фшанси, менеджмент: актуальш питання науки i практики. 2015. № 2. С. 68-78.
3. Орловська Ю.В., Яковишина Т.Ф., Орловський £.С. Зелене будiвництво як складова полггаки £С щодо розвитку циркулярно!
ив
ввазв
економши. Схвдна Свропа : економжа, 6Í3Hec та управлiння. 2016. № 5 (05). С. 365-371.
4. Сысоева Е.А. Циркулярная экономика в контексте устойчивого развития. Проблемы современной экономики. Экономика и экология. 2018. № 2(70). С. 199-204.
References
1. Burmistrov, V.A., Ismadieva, B.A. & Maximov, I.A. (2018). Analysis of the status of the transition of developed countries to the principles of circular economics. Standards and quality, 8, 40-43.
2. Michno, I.S. (2015). Metody utylizaciyi vidxodiv. Svitovyj dosvid [Waste management methods. World experience]. Ekonomika, finansy,
East European Scientific Journal # 7(71), 2021 19 menedzhment: aktualni pytannya nauky i praktyky, 2, 68-78.
3. Orlovska, Yu.V., Yakovyshyna, T.F. & Orlovskyj, Ye.S. (2016). Zelene budivnycztvo yak skladova polityky EU shhodo rozvytku cyrkulyarnoyi ekonomiky [Green building as a component of EU policy on the development of a circular economy]. Sxidna Yevropa : ekonomika, biznes ta upravlinnya, 5(05), 365-371.
4. Sysoeva, E.A. (2018). Circular economics in the context of sustainable development. Problems of modern economics Economics and ecology, 2(70), 199204.
Rafikova Gulnoza Valijonovna
Doctoral student of Namangan State University,
Uzbekistan
EVOLUTION OF FOREIGN EXPERIENCE IN PROVIDING PUBLIC SERVICES
Abstract. The article analyzes the formation and evolution of the experience of public service delivery in Europe, the problems that arise in this area and their solutions through various examples. The main task of the article is to use the experience of Western countries in the administrative reforms launched in Uzbekistan.
Keywords: openness, improving the quality of public services, increasing the flexibility of public services, public-private partnership, information technology, e-government, civil society, information resources of public services.
Public services in foreign countries are constantly evolving. Nevertheless, an analysis of foreign experience allows us to highlight the main trends in the development of public services in foreign countries: the desire for openness, improving quality and flexibility, expanding the number of providers and the transition to modern information technologies.
One of the most important trends in improving public services is the desire for their openness. This means, first of all, complete and accessible information about all spheres of activity of state bodies, about all possible ways of interacting with citizens. Openness also includes the ability of citizens to influence the quality and volume of services provided, and the policy pursued by government agencies. Thus, the consumer of public services should be able not only to receive the service in full, but also to turn to government agencies with a proposal, complaint or clarification. For example, the 2012 British Government's White Paper on Open Public Services notes that "the policy of open public services allows citizens to be treated like adults, giving them more choice and control by presenting reliable information"1. It is no coincidence that the term "adult" is used here in relation to the consumer of a public service. A citizen is treated as an adult only when he fully owns information, can choose and control it, and has the right to receive reliable data.
Many states, striving for openness of public services, create unified information centers. For example, in Canada there are telephone centers "1-800 Canada", which provide the population with the
necessary information about where and when you can get a certain service. In Poland, in 2002, the Civil Service Information Center was created in order to expand the access of ordinary citizens and civil servants to information on the types of public services, areas of activity of individual government bodies and institutions, etc.2 Similar information centers exist in other European countries. This experience can be used in Russia.
The next trend in the development of modern public services is to improve the quality. In foreign countries, various methods are used for this purpose, for example, the development and introduction of quality standards, as well as constant monitoring of their compliance. Standards are essential to the provision of quality public services, since adherence to these standards improves the efficiency of such services and customer satisfaction, and facilitates the service process. Since quality standards are publicly available, the citizen is informed about the progress of the service delivery process, its result, etc.
According to J.Sadler, a former employee of the British Cabinet of Ministers, in the 1990s, the United Kingdom developed the Citizens' Charter program. It established the principles that should underlie the activities of state institutions and organizations providing services to the population, as well as the Government's obligations in this area. One of these principles was clear standards for public services.
On the basis of the "Citizens' Charter", ministries and departments have developed 40 charters covering
i Open Public Services 20i2 // URL: http://files.openpublicservices.cabinetofTice.gov.uk/HMG
Open Public Services web.pd (дата обращения: i5.09.20i3).
Капаров С.Г. Стандарты предоставления
государственных услуг — новый этап административной реформы в Казахстане II Чиновник. 2004. № 5 (33).