Для достижения высокого уровня продовольственной безопасности меры государственного регулирования необходимо осуществлять в двух направлениях. Во-первых, следует создать реальные условия для наращивания объемов производства продуктов питания и расширения продовольственного рынка до уровня, который позволит обеспечить население продуктами питания независимо от платежеспособного спроса. И во-вторых, крайне необходимо проводить активную социальную политику с целью последовательного повышения платежеспособного спроса населения до уровня, обеспечивающего рациональное питание рядового гражданина государства
Литература
1. Батталова А.Р., Кундакчян P.M. Проблема продовольственной безопасности в России // Средиземноморский журнал социальных наук 2015. - № 3. - 773 с.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2012. - 204 с.
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.m/dokumtnts/12214/19/htm.
4. Киселев C.B., Строков A.C. Агропромышленный комплекс России в условиях санкций и необходимости обеспечения продовольственной безопасности // АПК: Экономика, Управление. - 2015. - № 2. - С. 12-16.
УДК 338.142
Канд. экон. наук В.В. СМИРНОВА (ФГБНУ СЗНИЭСХ, 51шгпо\ а_\1к с/1п;п1.ги)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СВИНОВОДСТВА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ
Государственная поддержка, рост производства, свиноводство, развитие, инвестиции
Для Северо-Западного региона России свиноводство традиционно является одной из ведущих отраслей сельского хозяйства. Сельское хозяйство в этом регионе было ориентировано на обеспечение высококачественными продуктами питания (в т.ч. охлажденным мясом) населения крупных городов. В 1990 г. в общем объеме производства мяса (в убойном весе) хозяйствами всех категорий свинина составляла 36,4%. Пригородный характер сельского хозяйства предопределил развитие свиноводства на промышленной основе.
В период перехода к рынку потребление мяса в России сильно сократилось. В этот период свинина была самым дорогим видом мяса. Так, в 2000 г. в Санкт-Петербурге розничная цена говядины 1-2 категории составляла около 90%, мяса птицы - 50-60% от цены свинины 1-2 категории. Поэтому потребление свинины сокращалось в первую очередь и к началу 2000 г. составило менее 10 кг на душу населения.
Снижение спроса на свинину происходило в условиях роста поставок импортного мяса как в качестве сырья для перерабатывающей промышленности, так и в виде готовой продукции. В Санкт-Петербурге доля импорта в общем объеме потребления мяса достигала 70%.
Только в 1998 г. был принят Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли», который способствовал сокращению импорта продуктов питания.
Единственной возможностью для обеспечения конкурентоспособности производства свинины стало активное использование внутренних ресурсов для снижения издержек производства. Свиноводческие предприятия южных регионов России для сокращения затрат перешли на откорм животных концентрированными кормами собственного производства. В условиях СЗ ФО это невозможно, крупные свиноводческие хозяйства не имеют достаточного количества земли для организации полноценного кормопроизводства. Кроме того, по климатическим условиям не во всех регионах возможно выращивать зерновые культуры.
Поэтому в период перехода к рынку многие свиноводческие предприятия в СЗ ФО прекратили свое существование.
За период 1990-2005 гг. в СЗ ФО производство свиней на убой (в живой массе) сократилось почти в 5 раз (с 317,7 до 67,9 тыс. т.), а в России всего в 2 раза (с 4684,0 до 2089,4 тыс. т.), рис. 1 [1].
120,0
100.0
80,0
60,0
40,0
20,0
0,0
1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Рис. 1. Динамика производства свиней на убой (в хозяйствах всех категорий) в РФ и СЗ ФО, в % к уровню 1990 г.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» стимулировал привлечение инвестиций в производство мяса. Но вложение средств в малодоходную отрасль, если нет очевидных конкурентных преимуществ, очень рискованно. Это предопределило реализацию в регионе стратегии модернизации свиноводства, когда государственная поддержка в большем объеме направляется на реконструкцию комплексов (кредиты на переоборудование, закупку племенных животных, восстановление и расширение производства).
Уже на первом этапе за период 2005-2008 гг. в целом по округу поголовье свиней увеличилось на 15,5%, производство продукции свиноводства (в живой массе) на 25,9%, а в СХО - на 24,1% и 52,4%, соответственно, табл. 1.
Таблица 1. Динамика поголовья и производства свиней на убой в СЗ ФО
за 2005-2015 гг.
Годы Поголовье свиней на конец года, тыс. гол. Производство свиней на убой (в живой массе, тыс. т.)
Хозяйства всех категорий СХО Хозяйства всех категорий СХО
2005 458,4 341,5 67,9 41,6
2008 529,6 423,8 85,6 63,4
2009 633,8 534,0 95,2 76,7
2010 693,1 588,0 110,4 91,3
2011 738,8 641,9 126,6 108,4
2012 890,2 806,2 144,0 127,9
2013 1047,2 975,6 174,1 160,4
2014 1187,9 1131,5 217,5 204,5
2015 1381,7 1319,3 244,5 234,9
Российская Федерация ■Северо-Западный ФО
Второй этап привлечения инвестиций в свиноводство на федеральном уровне - через программы развития отраслей сельского хозяйства (2009-2011 гг). В программе по свиноводству были поставлены следующие задачи: улучшение макроэкономических условий работы свиноводческого подкомплекса; совершенствование селекционно-генетической базы; строительство и реконструкция свиноводческих комплексов, перерабатывающих предприятий и комбикормовых заводов; осуществление мероприятий по организационному развитию, подготовке кадров и НИОКР. Для их решения основными инструментами были: таможенно-тарифное регулирование, субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и субсидирование из федерального бюджета племенных хозяйств.
Для достижения конкурентоспособности свиноводства Северо-Западного региона большое значение имеет инновационный подход, при котором обеспечивается более эффективное использование всех факторов производства. Поэтому при восстановлении отрасли инвестиции были направлены на внедрение новых технологий и интенсификацию производства. За период 2005-2010 гг. поголовье свиней в сельскохозяйственных предприятиях СЗ ФО увеличилось в 1,7 раз, а производство свинины (в живой массе) - в 2,2
В СЗ ФО в этот период инвестиции в свиноводство постепенно увеличивались, но до 80% прироста объема производства было получено за счет реконструкции предприятий. За 2005-2010 гг. поголовье свиней в сельскохозяйственных предприятиях СЗ ФО увеличилось на 246,5 тыс. голов, а новых производственных помещений для свиней было введено на 55,4 тыс. голов (табл. 2). В то же время объем производства свинины в убойной массе на комплексах увеличился в 6 раз (с 118 до 718 тыс. тонн).
Таблица 2. Ввод в действие помещений для содержания свиней,
тыс. скотомест
Регионы 2005-2009 гг., всего 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2010-2014 гг., всего
РФ 2746,6 603,3 447,3 1636,4 1202,6 1322,4 5212,0
Центральный ФО 1805,5 337,5 96,3 1015,1 749,5 741,3 2939,7
Северо-Западный ФО 28,6 27,0 167,5 202,3 178,4 306,1 881,3
Южный ФО 366,7 5,9 11,6 127,9 15,1 73,6 234,1
Северо-Кавказский ФО 0,0 0,3 1,0 о,з 0,2 0,0 1,8
Приволжский ФО 410,5 81,0 143,1 132,3 182,0 33,2 571,6
Уральский ФО 16,3 130,9 4,8 23,5 45,5 0,3 205,0
Сибирский ФО 112,7 20,6 21,7 134,8 17,6 108,9 303,6
Дальневосточный ФО 6,3 0,1 1,3 0,2 14,3 56,1 72,0
К 2011 г. резервы развития на прежних производственных площадках в большинстве областей были исчерпаны, дальнейший рост производства происходил преимущественно за счет введения в строй новых предприятий.
За период 2010-2014 гг. в СЗ ФО было введено в строй 881,3 тыс. скотомест для содержания свиней. На конец 2014 г. в СХО СЗ ФО содержалось 1131,5 тыс. свиней. Таким образом, 78% свиней содержится на комплексах, построенных за последние 5 лет.
В 2012 г. действие отраслевой программы закончилось, поддержка отдельных отраслей стала осуществляться через региональные программы. А затем вступила в действие «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В соответствии с федеральной программой во всех регионах СЗ ФО приняты соответствующие государственные программы, в которые включены принятые ранее ведомственные программы на 2013-2020 гг.
В период 2010-2015 гг. государственную поддержку получали в основном крупные проекты. По данным ТОП-20 очевидно, что в этот период тенденция к концентрации производства в свиноводстве усилилась, промышленное производство свинины почти полностью сосредоточено в агрохолдингах (табл. 3), [2].
Таблица 3. Производство свиней на убой в живой массе на наиболее крупных сельскохозяйственных предприятиях РФ в 2010-2015 гг., тыс. т
Наименование производителя 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. № в рейтинге ТОП-20
АПХ «Мираторг» 130.63 144,8 241,1 356.0 369.9 384,9 1
ГК «Русагро» 61.90 63.0 68.5 116,0 183.8 187.82 2
ГК «Черкизово» 91.62 101,2 115,0 158.0 178.0 169,56 3
ООО «Агро-Белогорье» 99.00 106,0 117,5 148.0 162.9 162,85 4
ЗАО (Аграрная группа» 47.80 61.1 53,1 67,0 91.1 106.25 5
ООО «Агропромкомплектация» н/д н/д 30,5 38,0 67,3 102,13 6
ООО «КоПИТАНИЯ» 43.53 60.2 64.0 59,0 80.6 93,2 7
ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» н/д н/д н/д 28,0 58,0 85,22 8
ООО «Агропромышленная Корпорация ДОН» н/д 33,9 35,0 37,0 61,1 69,19 9
ГК «Останкино» н/д 29.5 30.9 40,0 60.0 65.0 10
Топ-20 крупнейших свиноводческих предприятий 840,39 928,6 1111,7 1408,0 1738,0 1917,46 -
Сельскохозяйственные организации 1629,1 1786,7 2027,5 2532,9 2860,5 3097,0 -
Всего в хозяйствах всех категорий 3085.8 3198,2 3285,6 3611.2 3823.8 3969.8 -
По данным рейтинга крупнейших производителей свинины в РФ (Топ-20), за 2010-2015 гг. доля агрохолдингов увеличилась с 52,8% до 78,0% от объема производства свиней на убой в хозяйствах всех категорий. Наиболее крупный холдинг - АПХ «Мираторг» за этот период увеличил производство в 2,9 раза, ГК «Русагро» - в 3,0 раза, ГК «Черкизово» - в 1,9 раза, ООО «Агро-Белогорье» - в 1,6, ЗАО «Аграрная группа» - в 2,2 раза.
Из предприятий СЗ ФО в ТОП-20 входит только ООО «Великолукский свиноводческий комплекс». В рейтинге крупнейших он поднялся с 18 места в 2013 г. (объем производства - 28 тыс. тонн) на 8 место в 2015 г. (объем производства - 85,22 тыс. тонн). Вторым по объемам производства в регионе является ООО «Идаванг arpo». Эта датская компания владеет 11 предприятиями в Литве и свинокомплексами в Ленинградской и Псковской областях. В рейтинге крупнейших предприятий в РФ в свинокомплекс ООО «Рюрик-Arpo» (одно из предприятий ООО «Идаванг arpo») в 2011 г. был на 17 месте (объем производства - 18,5 тыс. т), длительное время компания не расширяла производство в РФ и выпала из ТОП-20. Новые проекты «Идаванг arpo» в РФ начались в 2015 г. - строится комплекс на 100 тыс. гол. в Ленинградской области.
Анализ государственных программ регионов показал, что в целом по СЗ ФО государственная поддержка инвестиций в свиноводство снижается [3].
Псковская область является единственным регионом, где в 2014 г. сохранили все меры государственной поддержки свиноводства, предусмотренные ранее. Кроме того, в 2015 г. областные власти добились увеличения доли софинансирования программ поддержки мер АПК со стороны федерального бюджета до 95%. В результате в Псковской области сохраняется высокий темп роста производства свинины -за 2015 г. произведено 104,9 тыс. тонн в живой массе (782,5% к уровню 2010 г.).
В некоторых регионах происходит корректировка программ развития в сторону стабилизации производства свинины на современном уровне. Так, в Калининградской
области, по ранее действовавшей программе «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007 - 2016 годы», предусматривался рост объемов производства свинины до 80 тыс. т., мяса скота и птицы -151,2 тыс. т (2016 г.); по новой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» - общее производство скота и птицы на убой - 75,7 тыс. т. в 2016 г. и 80,5 тыс. т. в 2020 г., без уточнений по видам скота. Ранее планировалось создание селекционно-гибридного центра, расширение племенной базы и доведение доли племенных маток до 15% по отношению ко всему маточному поголовью. В новой программе племенное свиноводство не предусмотрено. Общее поголовье свиней в области на 2016-2017 гг. запланировано 150 тыс. гол. (на конец 2015 г. фактически было 162,5 тыс. гол.).
В Мурманской области государственная поддержка сельского хозяйства была сильно сокращена, и крупнейшее свиноводческое предприятие ООО «Свинокомплекс Пригородный» находится в стадии банкротства.
В Вологодской области строительство новых комплексов не предусмотрено региональными программами. Крупнейший свинокомплекс «Надеево» закрылся в 2011 г. на реконструкцию и не восстановлен до сих пор. В 2015 г. поголовье свиней в хозяйствах всех категорий Вологодской области составило 103,2 тыс. гол. (72,3% к уровню 2010 г.), а производство свиней на убой в живой массе - 18,1 тыс. т (82,3% к уровню 2010 г.).
В Ленинградской области от поддержки отрасли не отказываются, но и вложения в новые проекты не стимулируют. Большинство инвестиционных проектов уже завершено. В 2014 г. рост поголовья свиней за год составил +0,5% (в СХО +1,5%), в 2015 г. +3,5% и +3,0% соответственно.
По региональным программам Новгородской области приоритет отдается развитию перерабатывающей отрасли. В Новгородской области в 2012 г. рост поголовья свиней в СХО был значительным —1-31,3% (по сравнению с предыдущим годом), в 2013 г. —1-10,4%, в 2014 г. - +16,2%, в 2015 г. - +3,8%.
Изменение системы субсидирования сельского хозяйства с отраслевой на региональную привело к снижению темпов роста в ряде отраслей животноводства [4]. Поэтому было принято решение о совместной системной работе Министерства сельского хозяйства РФ с отраслевым сообществом.
В докладе первого заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации Джамбулата Хатуова подчеркивается, что положительная динамика в животноводстве сохраняется благодаря приоритетному вниманию государства к отрасли [5].
В период 2016-2020 гг. в свиноводстве России планируется осуществить 59 инвестиционных проектов, с общей мощностью производства 1,4 млн. т (в живой массе), табл. 4.
Таблица 4. Информация о плановом привлечении инвестиций в период с 2016 по 2020 гг. по направлению свиноводство
Наименование объекта Количество проектов Сумма инвестиционных средств, млн. руб. В т.ч. собственные средства, млн. руб. В т.ч. кредитные средства, млн. руб. Проектная мощность, свиней на убой в живой массе, тыс. т.
Всего по РФ 59 203845,45 63627,4 140218,04 1430,08
СЗ ФО 15 46503,63 10596,23 35907,4 402,85
Псковская область 3 30500 6500 24000 309,98
Ленинградская обл. 7 8878,13 2381,63 6496,5 53,75
Калининградская обл. 5 7125,5 1714,6 5410,9 39,12
В Северо-Западном регионе будет реализовано 15 проектов общей мощностью 402,85 тыс. т. В 1990 г. СХО региона производили 212,9 тыс. т свиней на убой в живой массе, в 2015 г. хозяйства СЗ ФО превысили дореформенный уровень на 10,3% (234,9 тыс. т). В 2020 г. (с
учетом новых предприятий) производство увеличится до 637,7 тыс. т свинины (в 3 раза выше 1990 г.).
Однако размещение предприятий производится крайне неравномерно. По природно -климатическим условиям свиноводство выгодно развивать в 5 областях СЗ ФО: Псковской, Новгородской, Калининградской, Ленинградской и Вологодской. По проектному размещению 90% продукции свиноводства будет произведено в 3 областях: Псковской -64,1%, Калининградской - 13,4% и Ленинградской - 12,5%. Ресурсный потенциал Новгородской и Вологодской областей остается не реализованным.
Литер атур а
1. Бюллетени о состоянии сельского хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 30.05.2016).
2. Национальный Союз Свиноводов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nssrf.ru (дата обращения 30.05.2016).
3. Смирнова В.В., Смирнова М.Ф. Тенденции развития свиноводства в мире и в России // Научное обозрение: теория и практика. - 2014. - № 4. - С. 4-13.
4. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/34699..htm (дата обращения 25.05.2016).
5. Презентация доклада об итогах реализации в 2015 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/news/news/show/51221.355.htm (дата обращения 25.05.2016).
УДК 631.152 Канд. экон. наук В.И. КОРДОВИЧ
(СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук М.А. НАМ (СПбГАУ, [email protected])
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ИНДЕЙКОВОДЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Птицеводство, индейководство, производство и импорт мяса индеек, рынок мяса индеек, предпринимательская деятельность
В настоящее время птицеводство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства, которая вносит значительный вклад в продовольственное обеспечение страны. Деятельность предпринимательских структур по производству продукции птицеводства - самая выгодная в животноводстве, так как отличается коротким циклом воспроизводства и быстрой окупаемостью вложенных средств. По данным БАОБТАТ* , на мясо птицы приходится около 40% всего производимого мяса в Российской Федерации. В структуре производства мяса птицы в убойном весе основную долю (96,3%) занимает куриное мясо; 2,9% - мясо индейки; чуть более 0,8% - остальные виды мяса птицы.
Кризис 2014 года, сопровождающийся сокращением доходов населения, девальвацией рубля, ростом цен и инфляцией, а также общая экономическая ситуация в стране привели к
* РА08ТАТ является ведущей мировой статистической базой данных по сельскому хозяйству и продовольствию, генерируемой Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО)