будущем как минимум контрольного пакета акций.
Анализ работы предприятий немуниципальной формы собственности во всех регионах России показывает их преимущества и лучшее качество исполнения муниципального заказа на обслуживание жилищного фонда по сравнению с муниципальными предприятиями ЖКХ. Анализ опыта развития государственно-частного партнерства в субъектах РФ указывает на необходимость совершенствования взаимоотношений частного и государственного секторов, создания стимулов для совместной работы по решению общих задач. Это будет способствовать привлечению частных инвестиций в ЖЬСХ, внедрению инноваций и ускорит реализацию реформы ЖКХ.
Литература
1. Жилищный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 06.10.2003г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
4. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001г. №797 «О подпрограмме “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации” Федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы».
5. Областной Закон от 27.11.2006 г. №586-ЗС «Об Областной целевой программе “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области” на 2006-2010 годы».
6. Постановление правительства Свердловской области от 17.08.2004 г. №764-ПП «О программе по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003—2010 годы».
7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2002г. №315 «О республиканской целевой программе “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 2003-2010 годы”».
8. URL : http://www.minregion.ru/OpenFile. ashx/opyt_reformirovaniya.doc.
Experience and development of state and private partnership and increasing of the investment appeal in the communal service of the Russian Federation subjects
It is proved that the forming of state and private partnership and small scale business in the communal service helps to the progressive development of this economic sphere. It shows the urgency of studying the experience of the Russian Federation subjects in this sphere.
Key words: modernizing, financing, investment, reforming, communal service.
С.В. КНЯЗЕВ (Волгоград)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕКТОРА РОССИИ
Обоснована необходимость государственной поддержки предпринимательской деятельности в автомобильном секторе экономики России. Дается оценка текущего состояния отрасли, определяется значимость автомобильного сектора в общей структуре экономики РФ. Предлагаются конкретные меры государственного развития и поддержки предпринимательской деятельности подобных предприятий.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, автомобильный сектор экономики, государственная поддержка, государственное регулирование.
Отказ от государственной поддержки предпринимательской деятельности предприятий автомобильного сектора в связи с их низкой конкурентоспособностью и высокой занятостью автоматически будет означать падение производства ниже точки безубыточности, затем массовые увольне-
© Князев С.В., 2010
шш Базовый сценарий, тыс шт. ига Пессимистический сценарий, тьк. шт.
—•—Базовый сценарий; млрд долл. США я» „Пессимистический сценарий, миря долл.
Рис. 1. Объем автомобильного рынка России в 2002-2009 гг. [4]
ния, в том числе в смежных отраслях, катастрофическое падение доли российских производителей не только в денежном, но и количественном выражении на «крупном быстрорастущем сегменте потребительского рынка» (рис. 1), который в 2008 г. в денежном выражении превышал объем внутреннего рынка газа (~ $15 млрд) и электроэнергии (менее $10 млрд) и составлял около 4,5% от ВВП [7].
Если объективно рассматривать политику поддержки предпринимательства в национальном автомобильном секторе, то она должна быть нацелена не на поддержку отдельных субъектов предпринимательской деятельности и «частных интересов», а на развитие отрасли в целом. Государственная поддержка должна состоять не столько в прямом выделении средств на те или иные виды деятельности, сколько в создании для них благоприятных условий на определенный период времени. Государство не должно разделять предприятия по принципу «свой - чужой». Государству важно, чтобы решались вопросы занятости населения и повышения его благосостояния в долгосрочной перспективе. Поэтому государственная политика поддержки предпринимательства в автопроме России должна способствовать конкурентоспособности отечественной продукции. Переход России в стадию постиндустриального общества будет происходить еще достаточно долго. Во-первых, в российской автомобильной отрасли, несмотря на постепенное снижение, работает свыше 20% от общего числа занятых в экономике (см. рис. 2). Вторая отрасль по количеству занятых - торговля и общественное питание. В обеих отраслях основное конкурентное преимущество при интеграции в глобальный мир-дешевизна рабочей силы.
Во-вторых, отсутствие реальных предпосылок для научно-технического прогресса не позволит России занять значимое место в постиндустриальном мире. Низкая заработная плата, причем не ученых, а населения - вот главный тормоз научно-технического прогресса. Это коренная причина низкого спроса на науку. Если цена новой машины меньше, чем сэкономленная в результате ее производства заработная плата рабочих, то появляется спрос на научно -технические достижения. Когда заработная плата низкая, а машина дорогая, то НТП не будет. Будет продолжаться ориентация на использование ручного и дешевого труда, что, кстати, и происходит в нашей реальности.
Низкие нефтяные цены оказали негативное воздействие на плановую экономику конца 1980-х гг., в том числе на планы руководства страны по развитию автомобильной отрасли. Сейчас ситуация (с точностью до наоборот) повторяется. Российские автомобили теряют свое ценовое преимущество на внутреннем рынке. С ростом цен на энергоресурсы транснациональные автомобильные корпорации создают дополнительные мощности по производству автомобилей в Центральной и Восточной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и некоторых странах Востока, выбирая страны с более дешевой рабочей силой и предприятиями, оперативно реагирующими (зачастую под руководством иностранных инвесторов) на изменения в производственных процессах в связи с появлением новых автосборочных заводов. В России они развивают свое производство не столь активно по следующим причинам:
1) иностранные ТНК не рассматривают Россию как страну, где можно реализовать новые автомобильные технологии;
—*— Промышленность “♦“Сельское хозяйство -™$Г" Торговля, общепит —»—Управление —Ж—Наука и науч. обслуж
Рис. 2. Структура занятых в экономике по отраслям, % [1]
2) рабочая сила на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала в России стоит дороже, чем в некоторых азиатских странах;
3) большинство местных предприятий не готовы оперативно реагировать на производственные запросы новых автосборочных линий, а российское правительство настаивает на постепенной локализации производства;
4) коррупция во власти и крупном бизнесе сдерживает предпринимательскую инициативу малых и средних предприятий, в том числе приходящих на российский рынок из-за границы;
5) географическое положение России и таможенные ставки на импорт новых автомобилей по существу делают российский автомобильный рынок открытым для ввоза готовых автомобилей из Европы и Азии;
6) беспрецедентный рост мирового автомобильного производства после 2001 г. (с 56,3 млн шт. в 2001 г. до 64 млн шт. в 2004 г.) пошел на убыль, возможно, с аналогичными темпами.
У иностранных автомобильных ТНК нет объективных экономических причин создавать новые автомобильные производства в России. Поэтому если российские промышленники и предприниматели (при поддержке правительства) не смогут в ближайшее время самостоятельно создавать конкурентоспособный продукт, то российская автомобильная промышленность может прекратить свое существование. В то же время традиционная мера защиты внутреннего производства - повышение тамо-
женных пошлин на импорт - не целесообразна в настоящее время не только из-за возможности ухудшения экономических и политических позиций страны в международном сообществе.
Отдельной сложной стороной российской автомобильной промышленности является развитие в регионах промышленной сборки иностранных моделей автомобилей. В России была сделана ставка на привлечение инвестиций за счет развития промышленной сборки. В значительной мере следствием такого подхода стало разрушение целых звеньев отечественной автомобильной промышленности.
Российский опыт использования промышленной сборки готовых импортных моделей автомобилей показывает, что формальный перенос ее принципов на изготовление комплектующих изделий может привести к разрушению большинства отечественных комплектующих заводов. Развитие промышленной сборки привело к резкому сокращению потребления в
47.9
ш Иномарки российской сборки, 179 тыс. ед. а Российские марки, 192,6 тыс. ед.
□ Подержанные иномарки, импорт, 8 тыс. ед. шИномарки.импорт. 349.6 тыс. ед.__________
Рис. 3. Структура автомобильного рынка России в первом полугодии 2009 г. [3]
ПРОИЗВОДСТВО
У1
Разработка нового -
продукта
Новые мощности
Производственные
ресурсы
СПРОС
к
V
Снижение НДС, вычет на НИОКР по налогу на прибыль, снижение налога на имущество
Стимулирование
инвестиций
Совершенствование рынка труда Пошлины на автокомпоненты
Налоговые стимулы НИОКР
Налоговые стимулы Расходы на инфраструктуру Пошлины на импортное оборудование
Подготовка кадров
Режим промышленной сборки
V
Таможенная защита
Налогообложение
Техническое
регулирование
Поддержка
Импортные пошлины Импортные квоты
Налоги при покупке автомобиля Налоги на использование автомобиля
Экологические требования Требования безопасности
Государственные гарантии Экспортное кредитование Особые экономические зоны
Таможенные союзы
Региональная интеграция
Рис. 4. Меры государственного регулирования автомобильного производства и предпринимательской деятельности в автомобильном секторе экономики РФ
автомобильной промышленности отечественных металлов, нефтехимической продукции, пластмасс и других материалов и комплектующих. Показатели их использования снизились в разы по сравнению с потреблением автомобильной промышленности СССР. В современных условиях при промышленной сборке многочисленные мелкие проекты автопроизводства делают нерациональной организацию производства высокотехнологичных автокомпонентов.
По словам Президента РФ Д.А. Медведева, Россия должна вступить в ВТО в 2010 г. Вступление в ВТО благоприятно скажется на российском законодательстве, экономическом климате в стране, снижении уровня коррупции и развитии некоторых
конкурентоспособных отраслей. Однако на автомобильный сектор российской экономики, как и на весь машиностроительный комплекс в его настоящем состоянии, снижение таможенных барьеров может оказать губительное воздействие.
После анализа успешного опыта стран-лидеров автомобильного производства был разработан перечень мер государственного регулирования автомобильного производства и предпринимательской деятельности участников автомобильного рынка, а также стимулирования спроса на продукцию автомобильной отрасли России (рис. 4).
Для иностранных автомобильных корпораций имеет смысл рассмотреть следующие правительственные меры.
1. При поддержке (участии) Правительства РФ создается совместное предприятие (СП), в задачи которого входит по истечении 5-летнего срока (переходный период при вступлении в ВТО) выдать совершенно новый продукт. Этот продукт а) конкурирует с иномарками сначала на внутреннем, а затем, через механизмы ВТО и при поддержке учредителей СП, на мировом рынке; б) предназначен на момент появления в основном для экспорта в развитые страны.
2. Иностранная корпорация - участник СП на льготных условиях (нулевые пошлины) продает свою продукцию на территории РФ, а заработанную «монопольную» прибыль направляет на уставную деятельность СП (разработка и промышленное внедрение нового продукта, развитие социально-экономической инфраструктуры).
3. В законодательной базе оговаривается запрет на вывод прибыли, полученной СП и его учредителями на российском автомобильном рынке, за пределы РФ на период трансформации российской автомобильной промышленности. Участие в СП иностранные корпорации должны рассматривать как долгосрочный, перспективный и в то же время высокорентабельный проект. Практически реализовать запретную меру можно следующим образом: а) ограничить любые перечисления СП и российского филиала ТНК за границу таможенной стоимостью ввозимых в Россию товаров этой ТНК; б) следить за тем, чтобы внутрирос-сийские платежи СП и филиала ТНК не попадали на счета фирм, работающих по крупным импортным контрактам с иностранными компаниями либо являющихся «передаточным звеном» в цепочке перевода денежных средств за границу;
в) установить и контролировать сроки реализации проекта совместным предприятием.
4. Участие государства в уставном капитале СП: за счет предоставления льгот, распространяющихся на таможенные пошлины и выделение земельных участков, а также за счет реализации программ обучения в профессионально-технических вузах по альтернативным видам топливной энергии и новым технологиям автомобилестроения.
Необходимость реформ и создания качественно другого продукта обусловлена задачами сохранения автомобилестроения в России в условиях свободной конкуренции с традиционными и вновь появившимися странами-производителями автомобилей. Интеграция российской экономики в мировую, финансово-экономическая либерализация, снятие барьеров в движении информации в глобальном масштабе усложняют процесс государственного регулирования и поддержки автомобильной отрасли российской экономики. Технологическое совершенствование структуры и субъектов российской экономики с целью повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности становится обязательным условием ее (экономики) развития.
Литература
1. Волков В. В погоне за рынком // Большой Бизнес. 2008. Апрель. № 4 (50). URL : http://www.bolshoybusiness.ru/archive/22/490 (дата обращения: 10.12.2009).
2. Глазьев С.Ю. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2009. № 1. С.3-18.
3. Государственная промышленная политика России, проблемы формирования и реализации. М. : ТПП РФ, 2003. 263 с.
4. Готфрид X. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. М. : Социум, 2005. 474 с.
5. Fiat's romance with GM is over, but final act is far from done // The Detroit News. 2008. February, 22. P. 3-9.
6. Nese G., Straume O.R. Industry Concentration and Strategic Trade Policy in Successive Oligopoly // CESifo Working Paper. 2008. April. № 1439. P. 56-77.
State support of enterprising activity of car sector in Russia
There is seen the problem of state support of enterprising activity of car sector in Russia.
The assessment of the current state of this industry is given; the importance of car sector in the overall economy of Russia is defined. There are suggested certain measures of state development and support of enterprising activity of such business.
Key words: enterprising activity, car sector, state support, state regulation.