ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 338.45:637.1 Е. В. РОМАНЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Отражена роль отрасли молочной промышленности в обеспечении продовольственной безопасности страны, выявлены проблемы недостаточного объёма производства молока и молочной продукции и представлены основные методы и объёмы государственной поддержки молочной промышленности в Российской Федерации.
Ключевые слова: государство, поддержка, молочная промышленность.
Деятельность корпораций подвержена влиянию различного рода факторов внутренней и внешней среды. В условиях экономического эмбарго особенно актуальными являются вопросы нейтрализации негативного влияния политических факторов путём государственного регулирования и поддержки отраслей народного хозяйства.
Согласно доктрине продовольственной безопасности России, не менее 90% молока и молочной продукции должны производиться на территории Российской Федерации.
Проведённый анализ показал, что в Российской Федерации за 2005-2008 гг. объёмы производства молока и молочных продуктов на душу населения увеличивались в среднем на 3,25 кг в год, за 2009 г. произошло снижение объёмов производства в среднем на 4,4 кг в год, за 2010-2011 гг. произошло незначительное увеличение объёмов производства (на 0,9 кг), за 2012-2014 гг. снижение составило в среднем 5,65 кг в год. В Приволжском федеральном округе за 2005-2008 гг. наблюдалось увеличение объёмов производства на душу населения в среднем на 8,5 кг в год; за 2009-2014 гг. наблюдался спад в среднем на 8,4 кг в год (рис. 1). В Ульяновской области за 2005-2006 гг. наблюдался прирост объёмов производства молока и молочных продуктов на душу населения в среднем на 3,5 кг в год; за 2007-2009 гг. - спад объёмов производства в среднем на 6,7 кг в год; за 2010-2012 гг. прирост составлял в среднем 3,17 кг в год; за 2013-2014 гг. снижение объёмов производства составило 26,4 кг.
Одной из главных причин снижения объёмов производства молочной продукции в Ульяновс -кой области является снижение объёма производства коровьего молока.
За период 2013-2014 гг. снижение объёма производства молока составило 34,9 тыс. тонн, или 13,05%. Наибольшее сокращение объёма надоя молока наблюдается среди хозяйств населения - на 29,2 тонн, или на 18,17%. Сокращение объёма молока по сельскохозяйственным организациям произошло на 3,5 тыс. тонн, или на 4,09%, по крестьянским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям - на 2,2 тыс. тонн, или на 10,58%.
Выявленные проблемы недостаточного объёма производства молока и молочной продукции в Приволжском федеральном округе обусловлены дефицитом сырья в его регионах. Проведённый анализ показал, что за период 2009-2014 гг. в Ульяновской области объём производства молока в хозяйствах всех категорий не превышает объём его личного потребления и существует тенденция роста дефицита молока (табл. 1).
В целом, за 2009-2014 гг. объём дефицита возрос на 41,2 тыс. тонны.
Проблема дефицита сырья присуща не только Ульяновской области, но и иным регионам Приволжского федерального округа: Пермскому краю, Нижегородской и Самарской областям. Дефицит сырья за 2014 г. в них составил, соответственно, 139,7 тыс. тонн, 192,9 тыс. тонн, 340,8 тыс. тонн. Как правило, удовлетворение потребностей в молоке в таких регионах осуществляется за счёт профицита сырья в иных областях Приволжского федерального округа.
За 2014 г. объём профицита составил в Республике Башкортостан - 491 тыс. тонн, Республике Татарстан - 328,3 тыс. тонн, Удмуртской Республике - 317,1 тыс. тонн,
© Романенко Е. В., 2017
Оренбургской области Республике Мордовия Кировской области Саратовской области
- 191,9 тыс. тонн,
- 184,4 тыс. тонн,
- 171,6 тыс. тонн,
- 120,2 тыс. тонн,
Рис. 1. Динамика объёмов производства молока на душу населения в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе и Ульяновской области, кг
Рис. 2. Объём государственной поддержки молочного скотоводства из федерального бюджета
Таблица 1
Объём дефицита (профицита) молока в регионах Приволжского федерального округа
за 2009-2014 гг., тыс. тонн
Регион Приволжского федерального округа Объём дефицита (профицита) молока в регионе, тыс. тонн
2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Республика Башкортостан 967,7 727,9 403,4 441,5 443,1 491,0
Республика Марий Эл 11,3 5,5 0,4 11,4 8,9 10,3
Республика Мордовия 198,8 213,4 231,7 229,7 214,6 184,4
Республика Татарстан 543,7 539,5 541,2 483 318,2 328,3
Удмуртская Республика 260,3 267,8 284,4 308,0 306,8 317,1
Чувашская Республика 168,5 175,7 169,4 138,4 101,1 103,4
Пермский край -132,8 -124,2 -120,5 -134,3 -154,0 -139,7
Кировская область 124,8 128,2 138,2 145,9 137,6 171,6
Нижегородская область -173,7 -186,6 -192,1 -203,8 -205,8 -192,9
Оренбургская область 218,4 231,7 195,6 206,9 195,4 191,9
Пензенская область 115,7 84,7 90,2 90,2 37,7 35,5
Самарская область -318,4 -374,1 -365,3 -356,4 -356,4 -340,8
Саратовская область 185,1 213,1 202,3 189,6 117,3 120,2
Ульяновская область -17,0 -28,0 -33,3 -33,7 -37,0 -58,2
Чувашской Республике - 103,4 тыс. тонн, Пензенской области - 35,5 тыс. тонн, Республике Марий Эл - 10,3 тыс. тонн.
Следует отметить, что Республика Башкортостан и Республика Татарстан также являются лидерами по производству молока во всех категориях за 2014 г.
В условиях дефицита сырья для производства данной продукции совершенствование форм и методов государственной поддержки предприятий молочного скотоводства является важным инструментом развития отрасли (рис. 2).
Так, в 2013 г. были введены субсидии на 1 килограмм реализованного товарного молока, в 2015 г. в рамках государственной поддержки молочного скотоводства - субсидии на возмещение капитальных затрат и на развитие селекционно-генетических центров. Запланировано введение субсидий на идентификацию маточного поголовья в 2017 г.
За период 2008-2015 гг. объём государственной поддержки из федерального бюджета вырос на 14,98 млрд руб., или в 2,89 раза. Следует отметить, что, несмотря на антикризисные меры в области государственной политики, в 2015 г. выделены значительные объёмы государственной поддержки агропромышленного комплекса. Так, из федерального бюджета, в рамках Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и региональным Правительством Ульяновской области о предоставлении в 2015 г. субсидий из федеральной казны на поддержку сельскохозяйственного производства, выделено более 200 млн руб. Также были выделены субсидии производителям молока Ульяновской области в размере 8 млн рублей [1, с. 296].
Несмотря на снижение объёмов государственной поддержки в 2015 г., в плановый период 2016-2017 гг., в рамках программы «Развитие молочного скотоводства», планируется её увеличение более чем на 15 млрд руб.
Государственное регулирование молочной промышленности также является необходимым условием для развития отрасли. Оно заключается в разработке новых законопроектов и внесении поправок в законы, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации для устранения существующих противоречий.
В связи с увеличением объёма импорта молочных продуктов с высоким содержанием пальмового масла и ростом использования для производства молочной продукции растительных жиров отечественными товаропроизводителями, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации был разработан законопроект о внесении изменений в технический регламент Таможенного союза о безопасности молока и молочной продукции. Согласно законопроекту, производители молока и молочной продукции будут обязаны указывать в наименовании товара на упаковке наличие в процентном соотношении растительных жиров, а также способ их обработки. Принятие данной поправки позволит ослабить конкуренцию среди производителей молочных продуктов, не использующих заменителей молочного жира.
В целом, отказ от импортной молочной продукции выявил проблемы дефицита собственного производства молока и молочной продукции. Решение проблемы видится государством, с одной стороны, в увеличении объёмов, разработке новых форм и методов государственной поддержки; с другой стороны, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на поддержку отрасли, ужесточении контроля со стороны государства за их целевым использованием. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области молочной промышленности направлено на защиту интересов отечественных производителей, что является существенным стимулом для развития корпораций данной отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Романенко Е. В. Факторы, влияющие на выбор финансовой стратегии организации // Глобальный научный потенциал. - 2015. - №51 (06). - С. 97-99.
Романенко Екатерина Владимировна,
старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» УлГТУ. Область научных интересов -формирование финансовой стратегии организации.
Поступила 06.07.2017 г.