УДК 334
Померанцева Е. Н. студентка магистратуры Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней
торговли
Российская Федерация, г. Петропавловск-Камчатский
Антощишен Р.А., канд. юрид. наук Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Российская Федерация, г. Петропавловск-Камчатский ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ Аннотация: статья содержит информацию о поддержке малого и среднего предпринимательства на примере мер, осуществляемых Правительством Камчатского края в рамках реализации государственных программ, с использованием федерального бюджета, направленного на развитие предпринимательства, а также с помощью привлечения инвестиций.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственные программы, микрозаймы, субсидии
Pomerantseva E. N. master student
Russian Foreign Trade Academy Far Eastern Branch Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky
Antoschishhen R.A.
Candidate of Law
Russian Foreign Trade Academy Far Eastern Branch Russian Federation, Petropavlovsk-Kamchatsky STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP ON THE EXAMPLE OF THE KAMCHATSKY KRAI Annotation: the article contains information on supporting small and medium-sized businesses on the example of measures implemented by the Government of the Kamchatka Territory in the framework of state programs, using the federal budget, aimed at developing entrepreneurship, as well as by attracting investments.
Keywords: entrepreneurship, small and medium business, government programs, microloans, subsidies
Устойчивое развитие государственной экономики во многом зависит от развития малого и среднего бизнеса, который является важным элементом рыночной экономики. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Своим ежедневным трудом предприниматели не просто формируют экономику поселков, городов,
регионов и всей страны, а во многом организуют повседневную жизнь обывателей. Они пекут для нас хлеб, производят молочную продукцию, перевозят нас на автобусах, ремонтируют наши квартиры, одевают нас, развлекают, организуют туристические поездки, выпускают газеты и журналы... Одним словом, производят для нас товары и оказывают нам услуги, без которых просто невозможно представить современное существование человека.
Государство, заботясь об уровне жизни населения, весьма заинтересовано в развитии предпринимателей всех уровней. Сегодня, когда экономика страны перестраивается на внутреннее производство, меры государственной поддержки развития предпринимательства приобретают особую важность.
Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам - налоги. Ориентация на малый бизнес улучшает психологический настрой в обществе и повышает ответственность людей за собственную судьбу. Поэтому разносторонняя поддержка сферы малого бизнеса должна быть отнесена к числу основных направлений в развитии отдельных территорий.
Руководство страны ни раз озвучивало проблематику существующей ситуации с предпринимательством в нашем государстве.
На встрече с руководством предпринимательской организации «ОПОРА России» ещё в 2012 году Президент Российской Федерации В. Путин высказался о необходимости повышать вклад малого и среднего бизнеса в объем внутреннего валового продукта (далее - ВВП) в России: «Количество малых и средних предприятий у нас растет, но еще этот уровень далек от того, на котором он должен был бы находиться, имея в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой вклад малых и средних предприятий в общую копилку ВВП больше, чем у нас». Он напомнил, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП России - порядка 21-22%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае - уже 60 с лишним процентов130.
Так же директор департамента Счётной палаты А. Шарыкин на «круглом столе» в Совете Федерации говорил о том, что вклад субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в экономический рост страны остаётся слишком низким. По данным Минэкономразвития, в 2017 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила около 20 процентов. Доля МСП в общем объёме экспорта составляет всего 6 процентов. Чтобы увеличить вклад в ВВП, он предложил стимулировать спрос на продукцию и услуги МСП и вывести из тени граждан, которые работают нелегально131.
130 Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России недостаточна - Путин // Сетевое издание «Информационное агентство «Финмаркет». URL: http://finmarket.ru (13.04.2019)
131 Соколова М. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России недостаточна, - заявили в Счётной палате. // Электронное периодическое издание «Парламентская газета». URL:https://www.pnp.ru/economics/dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-rossii-nedostatochna-zayavili-v-schyotnoy-palate.html (13.04.2019)
Президент Российской Федерации В. Путин в послании Федеральному Собранию заявлял, что доля малого бизнеса в объеме ВВП России за последующие шесть лет должна составить не менее 40%. То есть к 2024 году доля малого и среднего бизнеса должна увеличиться на 17,7%. Сегодня доля составляет 22,3%.
Помимо этого, к концу 2024 года в этой сфере должно быть занято не менее 26 млн человек. В 2018 году в сфере малого и среднего бизнеса было занято 19,3 млн человек. В стране зарегистрировано 6,1 миллиона малых и средних предприятий - это доказывает, что «малый бизнес в стране есть» и бизнесом в России заниматься реально. За прошлый год число малых и средних компаний увеличилось более чем на 200 тысяч предприятий, а доля ВВП увеличилась более чем на 1%.
Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России М. Паршин в рамках круглого стола по поддержке и развитию сектора малого и среднего бизнеса предложил: «Нам нужен рывок. Как мы это сделаем? Четыре направления - это вовлечение в предпринимательскую деятельность, в том числе и привлечение самозанятых, работа с молодежью и более старшим поколением. Акселерация - перевод из микро-компаний в малые, из малых в средние. Доступ к финансовым ресурсам и эффективность».
Он подчеркнул, что предприниматель независимо от региона должен иметь все возможности, чтобы открыть свое дело. «Мы должны создать единый центр управления инфраструктуры. Мы успешно работаем в этом
132
направлении, но многое еще предстоит сделать», - сказал чиновник132.
В настоящее время совместные целенаправленные меры по поддержке малого бизнеса на региональном и муниципальном уровнях не получили широкого распространения, несмотря на то, что интересы властей разных уровней совпадают. Это обусловлено недостаточностью государственной поддержки малого бизнеса, отсутствием тесной связи между степенью государственной поддержки и реальным уровнем развития малого бизнеса.
Малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном уровне. Прежде всего - это государственные программы - это системы мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Государственные программы Российской Федерации включают в себя подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти Российской Федерации. Государственные программы Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской
132 Доля малого бизнеса в ВВП страны к 2024 году должна увеличиться на 17,7% // ТАСС, информационное агентство. URL: http://tass.ru/msp/5088189 (13.04.2019)
Федерации. Перечень государственных программ Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации133. Региональные власти разрабатывают и внедряют в жизнь государственные программы на субъектовом уровне.
Для обеспечения полноценной работы и развития малого и среднего бизнеса на территории России государство предлагает обращаться за помощью в специализированные центры и фонды, которые в свою очередь должны оказывать всяческое содействие.
Муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления более всего близок и доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надо решать конкретные задачи, связанные с развитием частной инициативы граждан. Поэтому возникает необходимость сместить акценты государственной поддержки малого бизнеса на муниципальный уровень.
Вместе с тем, полная децентрализация поддержки малого бизнеса невозможна. Одной из важнейших задач региональных властей является обеспечение равных условий для социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе, по поддержке малого бизнеса134.
Можно с уверенностью сказать, что в каждом регионе существует структуры, обеспечивающие предоставление государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства -Региональный фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Игушетия, Некоммерческая организация «Новоуренгойский фонд развития предпринимательства», Микрофинансовая организация «Фонд поддержки предпринимательства Республики Марий Эл», Министерство экономического развития Республики Карелия и так далее.
В Камчатском крае действует государственная программа «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014 -2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 29 ноября 2013 г. № 521-П, в рамках которой действует подпрограмма 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее -подпрограмма).
Ответственный исполнитель подпрограммы Агентство инвестиций и предпринимательства Камчатского края, в полномочия которого входит оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям по поиску инвесторов и привлечению инвестиций, в том числе в подготовке инвестиционных проектов и их сопровождение; координация работы по реализации успешных практик, направленных на развитие и поддержку
133 Направление госпрограмм // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://programs. gov. ru/Portal/site/index (13.04.2019)
134 Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета. - № 1 -02.02.2017
малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне («Атласа муниципальных практик») в муниципальных образованиях в Камчатском крае.
Участники подпрограммы: Краевое государственное автономное учреждение «Камчатский центр поддержки предпринимательства»; органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию). Цель подпрограммы: создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае предпринимательской деятельности. Задачи подпрограмм
- повышение предпринимательской активности, бизнес - образование и стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности;
- повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:
1) увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения с 37,9 % в 2013 году до 38,5 % в 2020 году;
2) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Камчатского края с 54 единиц в 2013 году до 56 единиц в 2020 году;
3) количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, составит до 2017 года не менее 1250 единиц ежегодно, с 2017 года по 2020 год - не менее 1300 единиц ежегодно;
4) количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно) составит до 2016 года не менее 0,04 тыс. единиц ежегодно, с 2016 года до 2020 года - не менее 0,03 тыс. единиц ежегодно135.
Для достижении намеченных целей и разработки мер финансовой и консультативной государственной поддержки предпринимателей Правительство Камчатского края учредило КГАУ «Камчатский центр поддержки предпринимательства, МФО «Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства», Гарантийный фонд развития предпринимательства Камчатского края.
Более 5,2 тысяч Камчатских предпринимателей воспользовались мерами государственной поддержки в 2018 году. Субсидии и займы получили более
135 Новостная лента // Официальный сайт Правительства Камчатского края. URL: http://www.kamgov.ru/aginvest/news/bolee-52-tysac-kamcatskih-predprinimatelej-vospolzovalis-merami-gosudarstvennoj-podderzki-v-2018-godu-20599 (15.01.2019)
400 субъектов малого и среднего бизнеса, обратившиеся в Центр поддержки предпринимательства, МКК Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд развития предпринимательства Камчатского края, на общую сумму более 694 миллионов рублей, - об этом сообщили в агентстве инвестиций и предпринимательства Камчатского края136.
Из краевого бюджета были профинансированы проекты различных профилей, в числе которых: зуботехническая лаборатория, онлайн-сервис доставки полезного питания, оздоровительные соляные пещеры, кроссфит-клуб и производство эковаты - безвредного целлюлозного бесшовного утеплителя.
В рамках государственных программ поддержки предпринимательства субсидии и гранты выделяются с привлечением средств федерального и муниципальных бюджетов. Для представителей бизнеса Камчатки также проводятся бесплатные семинары, конференции, бизнес-тренинги, деловые игры. Всего в 2018 году организованы 135 мероприятий, в которых приняли участие более 1200 человек. Для поддержки предпринимателей в крае были открыты центры поддержки экспорта, инноваций социальной сферы и кластерного развития. Они предоставляют консультационные, информационные, образовательные и маркетинговые услуги, сопровождают проекты, в том числе подготовку к выводу продукции и услуг на экспорт, способствуют рождению и развитию совместных бизнес-проектов137.
Одной из организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса в Камчатском крае является микрофинансовая организация «Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства».
В Камчатском крае, в отличие от других регионов страны, где наряду с региональными существуют муниципальные фонды поддержки предпринимательства, Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства (далее - Фонд) - единственный объект инфраструктуры, предоставляющий займы предпринимателям. Поэтому среди их клиентов есть представители практически всех муниципальных районов Камчатского края. Хотя, конечно, большая их часть из Петропавловска-Камчатского и Елизовского района.
За годы работы Фонда вырос и кредитный портфель. В 2003 году капитализация Фонда составляла 4 миллиона рублей, затем Фонд стал наполняться из краевого и федерального бюджетов и портфель значительно вырос. На сегодняшний день это уже 300 миллионов рублей. Средний размер займа составляет 850 тысяч рублей138.
136 Там же
137 Там же
138
Новости Камчатки. // Камчатский Край - Единая Камчатка: Общественно-политическое издание. URL: http://kam-kray.ru/news/10341-kamchatskii-gosudarstvennyi-fond-podderzhki-predprinimatelstva.html (15.01.2019)
За все время работы Фонда клиентами стали более полутора тысяч предпринимателей, которые реализовали свои проекты в сферах строительства, сельского хозяйства, производства, торговли, услуг населению на всей территории края. Пожалуй, нет ни одной отрасли, в которой не работали бы предприниматели, пользующиеся поддержкой Фонда. В целом же за эти годы Фондом выдано предпринимателям займов на сумму более миллиарда рублей.
Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства работает в крае с 2003 года. Основная цель Фонда как некоммерческой организации - поддержка и развитие предпринимательства Камчатского края.
На первых этапах работы объемы финансирования были невелики, и все-таки организация начала работу. Фонд реализовывал краевые целевые программы поддержки и развития малого предпринимательства. С 2007 года правительство края стало принимать участие в конкурсах на выделение федеральных средств по программам финансовой поддержки предпринимательства, а Фонд поддержки предпринимательства стал соисполнителем и получателем средств в виде субсидий, предназначенных на финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства. В этот период Фонд оказывал большое количество различных мер государственной поддержки: поручительство, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам; предоставление займов, грантов, субсидий на создание и развитие бизнеса; консультационную поддержку. За несколько лет значительно увеличился кредитный портфель Фонда, его возможности по предоставлению льготных займов возросли многократно. Большое число предпринимателей и предприятий воспользовались финансовой поддержкой.
В 2012 году Фонд был включен в реестр микрофинансовых организаций, деятельность которых регулируется Центральным банком РФ. Это возлагает на Фонд дополнительные обязанности - соблюдение установленных стандартов микрофинансирования, предоставление отчетности, изменение структуры организации. Фонд ежегодно проходит рейтинговую оценку. В 2015-м такая оценка проводилась крупнейшим рейтинговым агентством ЗАО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА», по итогам которой Фонду присвоен высокий уровень надежности.
На сегодняшний день Фонд - это некредитная финансовая организация, деятельность которой всецело посвящена предоставлению микрозаймов предпринимателям на развитие бизнеса.
Фонд работает только с субъектами малого и среднего предпринимательства, руководствуясь федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Займы имеют целевой характер - это займы только на развитие бизнеса, и за целевое их использование каждый заемщик отчитывается перед Фондом. Как некоммерческая организация он получаем средства в рамках федеральных и краевых программ, что дает нам возможность предоставлять займы предпринимателям на очень привлекательных условиях.
Максимальная сумма микрозайма устанавлена законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» составляет 3 миллиона рублей. Эта сумма была увеличена с 1 миллиона рублей лишь недавно - 30 марта 2016 года. Хотя необходимость увеличения суммы назрела давно. Ведь 1 миллион рублей недостаточен для реализации многих проектов, тем более в таком отдаленном районе, как Камчатский
" 139
край139.
Также важным моментом стало увеличение срока, на который предоставляется заем. Долгое время этот срок не превышал одного года. Летом прошлого года срок увеличен до 3 лет. Это делает условия займа более привлекательными.
Кроме того, в Фонде предусмотрена пониженная процентная ставка по займам для льготных категорий заемщиков, к которым относятся представители коренных малочисленных народов Севера, инвалиды, начинающие предприниматели, многодетные матери и другие.
С механизмом получения займа можно ознакомиться, обратившись в Фонд за консультацией. Квалифицированные специалисты подробно расскажут об условиях предоставления займа, ответят на все интересующие заявителя вопросы, выберут наиболее оптимальный вариант кредитного продукта, проконсультируют по пакету документов, который необходимо предоставить для рассмотрения заявки.
Что касается обеспечительных мер, то, имея в распоряжении средства, полученные из федерального и краевого бюджетов, нельзя не позаботиться о том, чтобы средства были возвращены. Но в Фонде считают, что нецелесообразно покрывать риски высокой процентной ставкой.
В процессе работы с Фондом предприниматели учатся работать с документами, соблюдать финансовую дисциплину, составлять отчетность. У начинающих предпринимателей есть возможность создать положительную кредитную историю, так как с 2014 года Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства работает с Бюро кредитных историй. Каждый предприниматель подразумевает развитие своего бизнеса и его рост, а это значит, что ему далее придется обращаться в кредитные учреждения. Это хорошая, здоровая практика бизнеса - привлечение кредитных средств. Только это нужно правильно уметь делать. Пройдя школу сотрудничества с Фондом, предприниматели уже увереннее чувствуют себя, приходя в банк. Они могут тщательно проанализировать все условия кредитования и рассчитать те риски, которые их ожидают.
В соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ существуют ограничения в правилах предоставления микрозаймов Фонда. Например, не предоставляются микрозаймы кредитным организациям,
139 Новости Камчатки // Камчатский Край - Единая Камчатка: Общественно-политическое издание. URL: http://kam-kray.ru/news/10341-kamchatskii-gosudarstvennyi-fond-podderzhki-predprinimatelstva.html (15.01.2019)
страховым компаниям, предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Примером успешного и многолетнего взаимодействия с Фондом может служить ООО «Мильковское» - предприятие уже достаточное развитое, пользуется и банковскими кредитами. Глава крестьянского хозяйства С. Марков - предприниматель из села Мильково - занимается животноводством и переработкой молока. ИП Шахмурадян В.А., продукцию которого хорошо знают на Камчатке (сыры, диетическое питание) развивает свои производства, пользуясь поддержкой Фонда. Многие предприниматели, которые занимаются в городе Петропавловске-Камчатском пассажирскими перевозками, смогли обновить парк микроавтобусов, пользуясь займами Фонда. Медицинские центры «Радужный» в городе Елизове и «Точка зрения» в городе Петропавловске-Камчатском, туристические компании пользуются услугами Фонда.
В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как в США на 10000 человек населения приходится 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия с числом работников менее 20 человек, в Венгрии - 810140.
Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов.
Для того, чтобы привлечь граждан в сферу предпринимательства, необходимо создать условия для комфортного существования малого и среднего бизнеса. Поддержка начинающим предпринимателям - это малая толика того, чтобы заинтересовать людей начать новое дело и не бросать его с появлением первым трудностей и неудач.
Как мы видим, власти прямо заинтересованы в развитии малых и средних предпринимателей. Для воплощения планов очень многое реализуется на государственном и региональном уровне. Но так же необходимо на федеральном уровне определить обязанность муниципальных органов по взаимодействию с предпринимательской средой, причем, прежде всего, с представителями малого и среднего бизнеса.
Последние испытывают со стороны органов муниципального управления не только известное регулирующее воздействие, но и являются получателями муниципальных услуг - как бесплатных (бюджетных), так и платных. Поддержка должна быть оказана в области взимания местных налогов и регулирования их отдельных параметров (предоставление льгот по местным налогам и сборам). Начинающим предпринимателям должны
140 Морозов В.А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2007. - № 8. - С. 37 - 39
выделяться земельные участки; выдаваться различные разрешения, в частности, на прокладку коммуникаций и прочее. Вовлекать малые предприятия в закупки товаров и услуг для муниципальных нужд, аренду муниципальной собственности.
Стимулировать муниципальные органы управления в отношении их политики развития малого возможно через диверсификацию налоговой базы местных бюджетов с акцентом на все налоговые поступления от малого бизнеса, через процедуры финансового выравнивания в отношении дотационных муниципальных образований. Необходимо реализовать налоговую практику, при которой возможно было бы идентифицировать и направить в местные бюджеты всю массу налоговых поступлений от малого предпринимательства, а не только поступления по специальным режимам налогообложения. Создание стимулирующего механизма возможно также через фонды муниципального развития путем осуществления на гибких условиях субсидиарной поддержки субъектами Российской Федерации муниципальных программ развития малого предпринимательства. Такая практика могла обеспечить эффективное «самовоспроизводство» бюджетных средств, которые потребны для осуществления мер поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Привлечение финансовых ресурсов в бизнес всегда являлось актуальной задачей для предпринимателей. При создании собственного дела средства необходимы на приобретение средств производства, аренду, ремонт и оборудование офиса и торговых площадей, возмещение организационных затрат. Развивающемуся же предприятию для того, чтобы повышать конкурентоспособность и прибыльность, требуется модернизировать процессы, в том числе путем приобретения дополнительного оборудования или совершенствования уже имеющегося. Средства на эти цели предприниматели могут привлекать из различных источников, в том числе и на безвозмездной основе по государственной программе поддержки предпринимательства.
Наиболее значимыми проблемами в развитии малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае являются существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности; недостаток стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также финансовых средств для развития бизнеса; низкая доступность современного производственного оборудования; сложности с реализацией производимой продукции малых и средних производственных предприятий; недостаточно развитая инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в особенности в муниципальных образованиях Камчатского края; инфраструктурные ограничения.
Задачами государственной политики в сфере развития малого предпринимательства являются сокращение административных барьеров в деятельности хозяйствующих субъектов, упрощение доступа к финансовым
ресурсам посредством государственных программ, совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства и создание институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности для российских предпринимателей. Основная задача органов региональной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства в свете государственных задач - содействие развитию малого и среднего предпринимательства через создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности.
Стратегической целью развития малого и среднего предпринимательства в Камчатском крае является обеспечение благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с приоритетами экономического развития Камчатского края.
Использованные источники:
1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России недостаточна - Путин // Сетевое издание «Информационное агентство «Финмаркет». URL: http://finmarket.ru (13.04.2019)
2. Соколова М. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России недостаточна, - заявили в Счётной палате. // Электронное периодическое издание «Парламентская газета». URL:https://www.pnp.ru/economics/dolya-malogo-i-srednego-biznesa-v-vvp-rossii-nedostatochna-zayavili-v-schyotnoy-palate.html (13.04.2019)
3. Доля малого бизнеса в ВВП страны к 2024 году должна увеличиться на 17,7% // ТАСС, информационное агентство. URL: http://tass.ru/msp/5088189 (13.04.2019)
4. Направление госпрограмм // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://pro grams. gov.ru/Portal/site/index (13.04.2019)
5. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета. - № 1 - 02.02.2017.
6. Новостная лента // Официальный сайт Правительства Камчатского края. URL: http://www.kamgov.ru/aginvest/news/bolee-52-tysac-kamcatskih-predprinimatelej-vospolzovalis-merami-gosudarstvennoj-podderzki-v-2018-godu-20599 (14.01.2019)
7. Новости Камчатки. // Камчатский Край - Единая Камчатка: Общественно-политическое издание. URL: http ://kam-kray.ru/news/10341 -kamchatskii-gosudarstvennyi-fond-podderzhki-predprinimatelstva.html (15.01.2019)
8. Морозов В.А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2007. - № 8. - С. 37 - 39.
9. Вахрушина М.А. Учет на предприятиях малого бизнеса / М.А. Вахрушина Пашкова Л.В. - М.: Проспект. - 2006. - 247 с.