УДК 338.1
Лунев Андрей Алексеевич, магистрант Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск
e-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ
ОГРАНИЧЕНИЙ
Аннотация: несмотря на свободу экономических отношений в национальной экономике России, основанных на законе конкуренции, субъекты малого и среднего бизнеса, являясь частью экономической инфраструктуры государства, выступают регулируемым институтом, обеспечивающим достижение государством стратегических целей развития. В то время как государство создает условия их органичного развития, формируя институциональные условия, соответствующие текущим и перспективным задачам социально-экономического развития.
Ключевые слова: государственная поддержка, бизнес, малое и среднее предпринимательство, меры поддержки, национальный проект.
Lunev Andrey Alekseevich, Master's student of the Institute of Economics and Management of the Kursk State University, Kursk
e-mail: [email protected]
STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AS AN URGENT PROBLEM OF ECONOMIC DEVELOPMENT
Abstract: Despite the freedom of economic relations in the national economy of Russia based on the law of competition, small and medium-sized businesses, being
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 part of the economic infrastructure of the state, act as a regulated institution that ensures the achievement of strategic development goals by the state. While the state creates conditions for their organic development, forming institutional conditions corresponding to the current and prospective tasks of socio-economic development.
Keywords: government, business, small and medium-sized entrepreneurship, support measures
Экономическое развитие России находится под влиянием широкого круга внутренних и внешних факторов, которые по характеру воздействия на их динамику со стороны субъектов экономической системы можно квалифицировать как управляемые и неуправляемые. Внутренние факторы обусловлены изменениями объектов национальной экономической системы: системы налогообложения, таможенной политики, структуры приоритетных отраслей и рынков, финансовой инфраструктуры, находящимися в сбалансированном взаимодействии для гармоничного развития. Источник возникновения же внешнего фактора находится за пределами национальной экономической системы и в классической интерпретации принципов теории систем не может быть видоизменен объектом воздействия. То есть экономика страны может лишь адаптировать свои внутренние переменные под функционирование в новых изменившихся условиях. Но означает ли это, что любое внешнее воздействие на национальную экономику абсолютно неуправляемо?
Рассмотрим ретроспективу темпов экономического развития России за период с 2020 года и наиболее значимые внешние доминанты.
В 2020 году Россия, как и большинство государств мира, столкнулась с одним из крупнейших потрясений последних десятилетий — пандемией коронавируса. Вынужденные карантинные меры привели к временному закрытию границ, приостановке работы целого ряда предприятий. В то же время происходит снижение цен на нефть, что негативно отразилось на доходах федерального бюджета и динамике национальной валюты. По итогам 2020 года
ВВП России впервые с 2011 года сократится. Спад составил 2,02%. [5] На внутреннем рынке развиваются кризисные предпосылки, которые наиболее критичны для малого и среднего бизнеса, как имеющего меньший запас финансовой прочности и более зависимого от стабильного хозяйственного оборота. Стоит отметить сокращение субъектов малого и среднего предпринимательства в течение 2020 года с 5 916 906ед. до 5 684 651 ед. [1] Сокращение количества субъектов МСП на 3,9% повлекло сокращение ВВП и высвобождение занятых, что обострило проблемы социального и финансового характера: рост безработицы, снижение реальных доходов населения, рост процента просроченных кредитных обязательств и пр.
Кризисные тенденции во внутренней экономической ситуации России стали обретать черты системного характера, что потребовало включения государства в задачи гармонизации социально-экономических отношений. Объем совокупного финансирования антикризисных мер составил 3,26 трлн.руб. (рис.1)
21 июля 2020 г. Президентом РФ подписан Указ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Минэкономразвития России в целях реализации данного указа и в развитие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. разработало структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», которая включает четыре федеральных проекта:
- Поддержка самозанятых;
- Акселерация субъектов МСП;
- Предакселерация;
- Цифровая платформа МСП.
Рис.1. Структура государственного финансирования антикризисных мер
2020 года, млрд.руб.[4]
При разработке структуры национального проекта были учтены потребности конечного бенефициара в лице бизнеса. Три федеральных проекта учитывают все стадии предпринимательской активности от статуса самозанятого до действующего бизнеса, заинтересованного в развитии, а четвертый федеральный проект, предусматривающий создание Цифровой платформы, выполняет функцию фундамента развития экосистемы взаимодействия бизнеса и власти.
Изученный опыт государственной поддержки в тандеме государство -бизнес демонстрирует высокую эффективность взаимодействия. И как заявил глава Минэкономразвития М.Г. Решетников в отношении экономической ситуации 2020 года, что положение дел является лишь «отклонением, а не уходом с траектории устойчивого роста». [2]
В условиях санкционных ограничений международного экономического сотрудничества 2022 года государство продолжает реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», расширяет и адаптирует меры поддержки, исходя из видения малого и среднего бизнеса, как одной из важных опорных
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 точек национальной экономики России, так как его деятельность в основном ориентирована на внутреннее потребление. [3]
Основное внимание государства в решении задачи обеспечения устойчивого экономического развития сосредоточено на формировании институциональных основ взаимоотношений субъектов экономики, в том числе создании оптимальных условий и форм взаимодействия государства и бизнес-структур, обеспечивающих выполнение стратегически значимых задач. А реализуемая государством экономическая политика выступает сложным механизмом не только реагирования на внешнее возмущение, но и инструментом проактивного действия, что ставит по сомнение утверждение об абсолютной неуправляемости внешних факторов.
Ссылки на источники:
1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // URL:https://ofd.nalog.ru/statistics.html?ysclid= lb8blgt6ma651052488 (дата обращения: 04.12.2022 г.)
2. На волне пандемии: что происходило в экономике России в 2020 году [Электронный ресурс] // URL:https://russian.rt.com/business/ article/817204-ekonomika-rossiya-itogi-2020?ysclid=lb8a3pnxid869641959 (дата обращения: 03.12.2022 г.)
3. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Электронный ресурс] // URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualn oy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 04.12.2022 г.)
4. О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] // URL:https://www.Economy. gov.ru/ material/file/9b1c66345f1044d7620f2483492fbb3b/msp_covid_19.pdf (дата обращения: 03.12.2022 г.)
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (46), 2022 5. Прогноз, текущее значение и динамика ВВП России в 2022 году [Электронный ресурс] // URL:https://bankstoday.netЛast-artides/wp-шssп-2022 (дата обращения: 03.12.2022 г.)