Р. А. Цой
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АПК РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Целью данной статьи является изучение эффективности государственной финансовой поддержки функционирования агропромышленного комплекса в современных рыночных условиях на примере Ростовской области. Государственная поддержка создает благоприятные тенденции в формировании инвестиционных возможностей и улучшение ценовой конъюнктуры на отдельных сегментах агропродовольственного рынка.
Ключевые слова
Государственное регулирование, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, рыночные условия.
R. А. Tsoy
STATE SUPPORT AS EFFICIENCIES IN AGRIBUSINESS OF ROSTOV REGION
Annotation
Purpose of this paper is the research of the effective government financial support for the agricultural sector's performance in the current market conditions. The observed data has been collected for the Rostov region. Provision for financial and economic stable agricultural producers is one of the modern Russian economic policy's goals. Consequently, it results in the active government participation in regulating of organizations' of AIC activities. Therefore, state support creates favorable trends in the formation of investment opportunities and improvement of pricing conjuncture in certain segments of the agrifood market.
Keywords
Efficiency, agriculture, agrarian policy, budget support, subsidies, dotations.
«Ростовская область — место под солнцем» — таков девиз донской экспозиции на ежегодном агропромышленном форуме страны «Золотая осень» в 2015 г. [1]. Действительно, Ростовская область входит в число крупнейших сельскохозяйственных производителей России. АПК области составляет 4,5 % валовой продукции сельского хозяйства страны и 20 % — Южного федерального округа. Это регион с благоприятным инвестиционным климатом. Так, по мнению специалистов рейтингового агентства «Эксперт-РА», Ростовская область входит в число регионов, привлекательных для инвесторов с точки зрения сочетания институциональных мер и вложений в ло-
кальную инфраструктуру, что позволило присвоить ей рейтинг 2A: средний потенциал — минимальный риск. Причем введение эмбарго на ввоз продовольствия из ряда стран и девальвация рубля дает новые стимулы для создания импортозамещающего производства в регионе. Это отразилось на результатах соглашений, подписанных представителями области на агрофоруме. Так, объем инвестиций по двум заключенным на форуме контрактам на создание современного комплекса по выращиванию птицы и мегафермы на 2400 дойных коров и молокозавода составит 5,8 млрд руб. и 5,6 млрд руб. соответственно. Необходимо воспользоваться моментом
и нарастить производственные мощности и повысить эффективность АПК.
Агропромышленный комплекс играет особую роль в экономике любой страны, так как обеспечивает жизнедеятельность общества путем производства продуктов питания и существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства [2, с. 63]. Однако циклический характер производства и высокая зависимость от природных факторов обусловливают необходимость государственного вмешательства в регулирование аграрного сектора.
Законодательная база, регламентирующая развитие и государственную поддержку АПК Ростовской области, представлена рядом нормативных актов:
- Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29.12.2006 (ред. от 12.02.2015);
- Концепцией развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 г. (утв. Постановлением Правительства Ростовской области № 424 от 23.05.2012);
- Государственной программой Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг.» № 592 от 25.09.2013;
- Областным законом «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области» № 326-ЗС от 19.11.2009;
- Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. (утв. Постановлением Законодательного Собрания Ростовской области № 2067 от 30.10.2007).
Как показывают данные таблицы 1, за период 2012-2014 гг. в развитие АПК Ростовской области было вложено более 33 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 16,1 млрд руб., областного — 7,6 млрд руб. и из внебюджетных источников — 17,2 млрд руб. Из этих средств на подпрограмму «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» выделено 6,3 млрд руб., на развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства — 3,5 млрд руб.; на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам — 3,4 млрд руб.; на развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения — 2,3 млрд руб. За анализируемый период государственной поддержкой воспользовались 9 815 сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса [3, прил. 1].
Таблица 1 — Финансирование Государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», тыс. руб.*
Направления финансирования 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Всего по программе, в том числе: 15 561 846,0 16 550 039,7 8 896 304,0
из федерального бюджета 4 262 635,3 6 475 567,2 5 348 543,1
из областного бюджета 2 145 410,7 2 509 243,5 3 001 806,6
из внебюджетных источников 9 153 800,0 7 565 229,0 526 254,0
на животноводство 392 396,9 644 694,6 2 499 218,0
на растениеводство 365 553,9 2 286 720,6 3 614 854,3
на развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения 652 203,4 707 603,7 904 530,1
на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам 2 411 162,0 1 946 755,5 267 364,5
* Составлена автором по материалам [3, 4, 5].
Благодаря финансовой поддержке сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных производителей составил 6,1 млрд руб. прибыли, что в 5,2 раза превышает уровень 2013 г. Рен-
Повышение прибыли позволило увеличить заработную прибыль работникам, которая по сравнению с 2013 г. выросла на 14,3 %, в среднем до 19 177,8 руб. Кроме того, за 2014-й год платежи от предприятий агропромышленного комплекса в консолидированный бюджет Ростовской области выросли на 8,5 % к уровню 2013 г., и составили 5,7 млрд руб. [3, прил. 1]. Эффективность бюджетного финансирования АПК показывает результаты деятельно-
табельность производителей, получивших дотации из бюджета, составила 18,7 %, что на 6,9 процентных пунктов выше рентабельности без государственной поддержки (табл. 2).
сти сельскохозяйственных организаций и предприятий региона, возникших при использовании финансовых ресурсов бюджетов различных уровней и других инструментов, представленных в регионе для эффективного функционирования сельхозпроизводителей.
Объем государственной поддержки в расчете на 1 га сельхозугодий Ростовской области за период 2012-2014 гг. снизился с 1830,8 до 1046,6 руб., то есть на 57 % (табл. 3).
Таблица 3 — Показатели эффективности использования бюджетных средств на поддержку АПК Ростовской области*
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Сельскохозяйственные угодья, млн га 8,5 8,5 8,5
Бюджетные субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций, в расчете на 1 га сельхозугодий, руб./га 1830,8 1947,1 1046,6
Финансовый результат на 1 га сельхозугодий, руб./га 529,4 141,2 717,6
Выручка от продажи товаров (работ, услуг), млрд руб. 144,89 171,5 190,6
Доля государственной поддержки в выручке от реализации 10,7 % 9,7 % 4,7 %
Объем господдержки на 1 рубль затрат в сельском хозяйстве, руб. 0,11 0,085 0,062
Объем субсидий в животноводстве в расчете на 1 условную голову сельскохозяйственных животных, тыс. руб. 6,4 10,5 7,2
Объем субсидий в растениеводстве в расчете на 1 га посевных площадей, руб./га 85,2 850,9 629,8
Таблица 2 — Финансовые показатели деятельности сельскохозяйственных
предприятий, 2012-2014 гг.*
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. Темп роста к 2012 г., в %
Уровень рентабельности без учета субсидий, % 7,5 11,4 11,8 157,3
Уровень рентабельности с учетом субсидий, % 15,3 12,8 18,7 122,2
Удельный вес прибыльных организаций в сельском хозяйстве, % 86,5 86,7 87 100,5
Сальдированный финансовый результат в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве, млрд руб. 4,5 1,2 6,1 135,6
* Составлена автором по материалам [3, 4, 5].
* Составлена автором по материалам [3, 4, 5].
При этом изменение данного показателя связано как с уменьшением объемов финансирования, так и с увеличением размеров посевных площадей, с
4 290,3 тыс. га в 2012 г. до 4 365,2 тыс. га в 2014 г. [6]. Однако данный факт не снижает результативность работы донских аграриев. Так, наибольшие показатели выручки в расчете на 1 га имеют хозяйства Кагальницкого района — 13 тыс. руб./га, Аксайского района — 17 тыс. руб./га и Октябрьского района — 37 тыс. руб./га при условии, что среднее значение данного показателя по области
5 руб./га.
Совместными усилиями ученых Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) и Уральской ГСХА была разработана методика анализа эффектив-
Необходимо отметить, что предоставление бюджетных средств для сельскохозяйственного производства позволяет увеличить объем валовой продукции на 1 рубль государственной поддержки и повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей.
Библиографический список
1. Первый день агрофорума в Москве принес Дону выгодные соглашения [Электронный ресурс] // Лента
ности использования бюджетных средств, определяемая на основе соотношения объема совокупной поддержки и показателя выхода продукции (валовой или товарной) на рубль затрат по ее производству и объема совокупной поддержки [7].
Рассчитанные показатели свидетельствуют о росте эффективности государственной поддержки за весь рассматриваемый период. Даже несмотря на снижение объема финансирования, рост составил 1,5 раза. Затраты на производство сельхозпродукции снизились на 14 %, а объем реализации вырос на 32 % по сравнению с 2012 г.
Средняя величина рентабельности без учета господдержки — 34,8 %, с учетом господдержки — 49,3 %. Но и здесь есть лидеры, например, Кашарский район имеет значение этих показателей, соответственно, 177 % и 193 % [8].
новостей ТРК «Дон-ТР». — Режим доступа : http://dontr.ru/vesti/ekonomika/ pervy-j-den-agшforuma-v-moskve-prines-donu-vy-godny-e-soglasheniya.
2. Афанасьев, В. Н., Мартынов, А. П., Пешков, А. С. Государственная поддержка и государственное регулирование агропромышленного производства. — Оренбург, 2003. — С. 104.
3. Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в
Таблица 4 — Эффективность господдержки АПК Ростовской области
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2012 г., % 2014 г. 2014 г. к 2012 г., %
Объем господдержки АПК (ОП), млн руб. 15 562 16 550 106 8 896 57
Валовая продукция сельского хозяйства (ВП), млн руб. 144 896 171 500 118 190 600 132
Затраты на производство валовой продукции (ЗПВП), млн руб. 141 011 122 399 87 121 913 86
Прирост валовой продукции от господдержки (ПВП = ВП * ОП / ЗПВП) 15 990,7 23 189,2 145 13 908,0 87
Эффективность государственной поддержки (ПВП/ОП) 1,03 1,40 136 1,56 152
Ростовской области на 2010-2014 гг. за 2014 г. (утв. Постановлением Правительства Ростовской области № 329 от 08.05.2015).
4. Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 гг. за
2012 г. (утв. Постановлением Правительства Ростовской области № 288 от
16.05.2013).
5. Отчет о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 гг. за
2013 г. (утв. Постановлением Правительства Ростовской области № 315 от
30.04.2014).
6. Ростовская область — Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, в хозяйствах всех категорий [Электронный ресурс] // Мировой атлас данных. — Режим доступа : http://knoema.ru/atlas.
7. Антипова, Т. В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей субъектов сектора государственного управления / Научно-практический журнал. — 2008. — № 5. — С. 141-146.
8. Финансовые показатели сельхо-зорганизаций в разрезе муниципальных районов области. Мониторинг производственно-финансовых показателей организаций АПК по состоянию на 01.04.2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.don-agro.ru/index.php?id=312.
Bibliographic list
1. The first day of Agricultural Forum in Moscow brought Don favorable agreements [Electronic resource] // Feed of
TRC «Don-TR». — URL : http://dontr.ru/vesti/ekonomika/pervy-j-den-agroforuma-v-moskve-prines -donu-vy-godny-e-soglasheniya.
2. Afanasyev, V. N., Martynov, A. P., Peshkov, A. S. State support and state regulation of agro-industrial production. — Orenburg, 2003. — P. 104.
3. Report on the implementation of the regional long-term program of development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Rostov region for 2010-2014 for 2014 (approved by Resolution of Government of Rostov region № 329 from 08.05.2015).
4. Report on the implementation of the regional long-term program of development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in Rostov region for 2010-2014 for 2012 (approved by Resolution of Government of Rostov region № 288 from 16.05.2013).
5. Report on the implementation of the regional long-term program of development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in Rostov region for 2010-2014 for 2013 (approved by Resolution of Government of Rostov region № 315 from 30.04.2014).
6. Rostov Region — sown area of all crops in all categories of farms [Electronic resource] // World Atlas Data. — URL : http://knoema.ru/atlas.
7. Antipova, T. V. Evaluation of the effectiveness of the spending units of general government entities // Scientific journal. — 2008. — № 5. — P. 141-146.
8. Financial indicators of agricultural enterprises in the context of municipal districts. Monitoring of production and financial performance of agribusiness companies as of 01.04.2015 [Electronic resource]. — URL : http://www.don-agro.ru/index.php?id=312.