.?4.3- Зверев,
руководитель С$ЭУ)^ «Аналитический центр при правительстве Российской (федерации»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Л Д ировой опыт свидетельствует, что при решении задач коренного улуч-^1/Сшения социально-экономической ситуации в стране, на современном этапе наиболее эффективен инновационный путь развития экономики. Суть его заключается в активизации инновационной деятельности по созданию, внедрению и широкому распространению новых продуктов, услуг и технологических процессов как главных факторов качественного роста производства, занятости, инвестиций и внешнеторгового оборота. В первую очередь, это относится к сфере высокотехнологичных и наукоёмких отраслей, являющихся движущей силой экономического развития.
Целью создания национальной инновационной системы является масштабное технологическое обновление производства на базе передовых научно-технических разработок, создание конкурентоспособного сектора исследований, что позволит обеспечить научное и технологическое преимущество по стратегическим конкурентным направлениям и национальную безопасность.
Для получения конкурентных преимуществ и выгод от технологического прогресса, отстаивания своих позиций на бурно меняющихся рынках необходимо оперативно проводить коммерциализацию научных новинок в продукты, технологии и услуги, в которых имеется реальная потребность на внутреннем и мировом рынках.
Из анализа опыта государственной поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах следует, что успехи в инновационной активности и социально-экономическом развитии имеют те страны, которые уделяют внимание формам и методам государственной поддержки и механизмам стимулирования инноваций.
В статье предлагается обзор зарубежного опыта инновационной деятельности на примере США, Канады, ряда европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Франция, Италия, Финляндия, а также Японии, Китая, Индии и Бразилии.
Развитые страны, по существу, уже освоили инновационно-технологичес-кий сегмент мирового рынка, где ключевыми операторами являются транснациональные корпорации ведущих индустриальных стран. Ими контролируется 4/5 мирового производства науко- и техноёмких изделий.
Лидером мирового инновационного процесса являются США, на долю которых приходится порядка 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. К ведущим странам мира, активно осуществляющим инновационную деятельность, относятся Япония и такие европейские страны, как Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Швейцария и др.
В погоне за лидерами расширяют свое присутствие в мировом технологическом пространстве Китай и индустриальные страны Юго-Восточной Азии (их доля в мировом экспорте наукоёмких изделий составляет около 15%).
Оценка конкурентоспособности стран и их инновационной активности производится на базе мировых рейтингов, суммирующих индикаторы по определенному набору экономических показателей по каждой стране. Начиная с 2007 г. , оценки проводятся по 26 показателям инновационной активности.
По данным доклада, подготовленного Центром экономических и социальных исследований и обучения Инновациям и Технологиям в Маастрихте при содействии исследовательского центра Европейской Комиссии (Институт по защите и безопасности граждан) за 2007 г., наибольший суммарный инновационный индекс у Швеции, Швейцарии и Финляндии. При среднем индексе по ЕС - 0,45 по этим странам он составил 0,73, 0,67 и 0,64 соответстве нно.
На основе оценок суммарного инновационного индекса (БП), отражающего национальные достижения в области инноваций, в 2007 г. была проведена группировка стран по уровню их инновационной активности:
— в первую группу стран, кроме вышеуказанных, наиболее активных в области инноватики, входят также США, Япония, Дания, Германия, Великобритания и Израиль;
— во вторую группу включены Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды;
— к странам с умеренным уровнем активности отнесены Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания;
— остальные страны относятся к категории заинтересованных в развитии инновационной деятельности.
Как отмечается в обзорном материале за 2007 г., постепенно происходит сокращение разрыва в уровнях инновационной активности стран Европейского союза от лидеров инновационной деятельности — США и Японии.
Основные показатели, характеризующие инновационную деятельность
В настоящее время в развитых странах на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и услуг приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий. Наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами. За последние десять лет объём мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами увеличился более чем в десять раз, а экспорт услуг удвоился, в основном за счёт услуг интеллектуального содержания.
Следует отметить, что средний уровень расходов государства и бизнеса на научные исследования в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 2,3% ВВП. Соотношение расходов на НИОКР по отношению к ВВП по отдельным странам в последнее время вы-глядит следующим образом: Швеция — 4%, Япония и Финляндия — 3,5%, США, Канада и Великобритания — 2%, Китай — 1,5%.
Расходы на НИОКР в стоимостном выражении в странах ОЭСР В 2005 Г. составили: США — 312,5 млрд долларов США, Япония — 118 млрд долларов США, Германия — 61,7 млрд долларов США, Франция — 40,4 млрд долларов США, Великобритания — 32,2 млрд долларов США, Канада — 22,7 млрд долларов США, Италия -17,9 млрд долларов США.
Текущие федеральные расходы США на НИОКР В 2007 г. составили более 141 млрд долларов США, включая расходы на информационные технологии (в 2007 Г. - 59,7 млрд долларов США), биотехнологии, исследования новых материалов.
В 2007 г. Япония занимала второе место в мире по соотношению расходов на НИОКР К ВВП (3,5 %) и первое место — по количеству новых технических патентов (14 139), что на 15% больше, чем в 2006 г. В 2001—2005 гг. на поддержку научно-технической сферы израсходовано 240 млрд долларов США, а на 2006-2010 гг. предусматривается 250 млрд долларов США. Об-щий объём государственных ассигнований на осуществление исследовательских программ по развитию науки и технологий в 2008 г. предусмотрен в размере 35 млрд долларов США. Совокупные расходы японских предприятий на НИОКР В 2007 г. составили 184 млрд долларов США.
Япония заняла первое место в мире по числу научных публикаций в таких областях научной жизни, как нанотехнологии, материаловедение, физика, химия, ботаника и зоология, а также четвертое место в мире по совокупному числу «прорывных» НИОКР (9%) после США, ФРГ и Великобритании.
Тем не менее, несмотря на рекордные показатели затрат на финансирование науки и техники, в 2007 г. Япония постепенно уступает свои позиции на высокотехнологичных рынках США, КНР, странам ЕС, Тайваню и Республике Корея. Отставание японской промышленности от США стало особенно заметным в области электроники, информационной безопасности и компьютерных сетей. Даже в сфере робототехники, в которой Япония десятилетиями являлась мировым лидером, её технологический уровень сравнялся с США. В этих отраслях промышленности к уровню Японии уже вплотную подошли КНР, Тайвань и Южная Корея.
Великобритания в 2007 г. сохранила вторые, после США, ПОЗИЦИИ по по-казателям, характеризующим исследовательский потенциал. В стране публикуется более 9% от мирового объёма научных работ. Ежегодно 29% компаний осваивают выпуск новых продуктов, 19% — внедряют новые технологические процессы и 66% вовлечено в инновационную деятельность. Университеты страны выпускают 9,4% от общего количества специалистов стран-членов ОЭСР с квалификацией «доктор наук».
Расходы Великобритании на нужды инноваций, высшего и профессионального образования составляют 5% к общему объёму бюджетных расходов и 2% к ВВП. Основная часть финансирования научных исследований и НИОКР (около 2/3) приходится на долю коммерческих структур. В 2007 Г. их объём составил 41,8 млрд евро. Возрос объём выполнения заказов на НИОКР со стороны высших учебных заведений, доля которых в 2005 г. увеличилась ДО 10,1% (в 2001 Г. - 7,7%).
В Германии государственная поддержка научно-исследовательской деятельности и НИОКР составляет 1/3 от общих затрат (12,5 млрд евро в 2007 г.). Расходы Федерального бюджета на научно-исследовательскую и инновационную деятельность ежегодно увеличиваются. В бюджете на 2008 г. на эти цели предусмотрено 13,4 млрд евро, что на 7,5% больше, чем в 2007 г. Расходы коммерческих структур на научные исследования и НИОКР в 2007 г. составили 41,8 млрд евро.
Во Франции государственное финансирование инновационных проектов В 2008 г.составит 750 млн евро. На цели развития инновационных разработок выделяются льготные кредиты (на 2008 г. — на сумму 3,2 млрд евро).
В Италии на инновационные проекты по линии Фонда конкурентоспособности и развития в 2007 г. было выделено 300 млн евро, а на 2008
И 2009 гг. предусмотрено по 360 млн евро. Кроме того, по линии Фонда поддержки предприятий предусмотрены средства в следующих объёмах: В 2007 Г. - 50 млн евро, в 2008 г. -100 млн евро и в 2009 г. -150 млн евро.
В Финляндии доля расходов на НИОКР по отношению к ВВП В 2005 Г. составила 3,5% (в Швеции — 4,3%). Среди европейских стран Финляндия занимает второе место, после Швеции, по показателю инновационной активности. В 2007 г. общие расходы в области НИОКР оценивались в 6,05 млрд евро, что на 1,2% больше по сравнению с 2006 г. При этом на государственные расходы, связанные с исследованиями и развитием технологий в Финляндии, приходится около 1,73 млрд евро. Это один из самых высоких в Европе показателей государственных расходов на проведение НИОКР — более 1% от ВВП (в ЕС в целом — 0,77%).
Основными источниками финансирования научно-исследовательской деятельности в стране являются промышленные предприятия — около 65%, государство обеспечивает около 30%, а на международные источники приходится 2—5%.
Доля продукции высоких технологий от всего экспорта Финляндии составляет порядка 17,5% или около 8,5 млрд евро. При этом 80% экспорта продукции высоких технологий составляют изделия электроники и электротехники. В сфере научно-исследовательской деятельности в стране занято около 70 тыс. специалистов. Ежегодно присуждается свыше 1200 докторских степе-ней (45% — женщины).
В Канаде доля совокупных — государственных и частных — затрат на научно-техническую деятельность по отношению к ВВП повысилась с 1,7% в 1997 г. до 2% в 2006 г. При этом расходы государства на НИОКР составили 28,4 млрд канад. долларов, а частные вложения — 13,2 млрд канад. долларов. Доля частного сектора Канады в расходах на НИОКР ниже, чем в США, Японии, Германии.
В Китае расходы на НИОКР В 2007 г. составили 48,2 млрд долларов США, что соответствует 1,5% от ВВП против 1,4% В 2006 Г. Из указанной суммы на проведение фундаментальных исследований было выделено 2,4 млрд долларов США, на прикладные исследования — 7,6 млрд долларов США, ассигнования на развитие лабораторий и инженерных центров составили 27,4 млрд долларов США. При этом по линии Минфина КНР было выделено 52,6% всех расходов на научные и прикладные разработки. Всего на поддержку НИОКР за период 2001-2007 гг. по линии Минфина КНР было выделено 109 млрд долларов США.
Китай является ярким примером увеличения темпов экономического роста, в том числе и за счёт повышения доли инновационной составляющей. Так, объ-
ём продукции отраслей новейших технологий вырос за последнее десятилетие В 27 раз, а их доля в ВВП увеличилась более чем в 4 раза и достигла 35%.
В 2007 Г. в валовой продукции машиностроения КНР (объём производства составил 191 млрд долларов CLUA) доля вновь освоенных инновационных видов продукции равнялась 20% против 17% в 2005 г. Заметный рост такой продукции отмечается в автомобилестроении.
В рамках Национального плана развития ключевых технологий Китая было реализовано более 1 500 проектов, а в рамках Государственного плана освоения новых и высоких технологий — 2 500 проектов.
По состоянию на 2007 г. разработками в сфере НИОКР занимались более 55 тыс. организаций и лабораторий, из них 65% работали при предприятиях и компаниях, 23% — при научно-исследовательских центрах, 12% — при высших учебных заведениях. Количество опубликованных в Китае в 2007 г. национальных научных работ составило более 450 тыс., из них по сферам и направлениям: ВУЗы - 60% ; исследовательские организации — и% ; предприятия — 3%; медицинские учреждения — 23%; прочие — 3%.
В 2007 Г. количество утверждённых высокотехнологичных центров при государственных предприятиях в Китае достигло 500 единиц, а на уровне провинций функционирует более 4 тыс. центров высокотехнологичных разработок. В 2007 Г. китайскими разработчиками было получено 33 тыс. научно-технических результатов провинциального и общенационального уровня. Всего было принято 694 тыс. заявок, выдано 352 тыс. патентов (в том числе 302 ТЫС. китайских прав на интеллектуальную собственность).
Размер добавленной стоимости по разработкам высоких технологий в Китае В 2007 г. составил 144 млрд долларов США ИЛИ 10% от величины добавленной стоимости по всей промышленности. Валовая продукция отраслей высоких технологий в 2007 г. составила 674 млрд долларов CLUA. Совокупный доход от реализации продукции высоких технологий составил 656 млрд долларов США, а размер полученной прибыли — 29 млрд долларов США. Уровень рентабельности предприятий, занятых разработками высоких технологий, составил 4,4% (против 4,2% в 2006 г.).
Характерной особенностью инновационной деятельности в Китае является нарастание капиталоёмкости осуществляемых разработок. Так, в 2007 г. было подписано 210 тыс. контрактов по трансферту технологий на общую сумму 29 млрд долларов США, т.е. при небольшом увеличении количества осуществленных разработок происходит быстрое увеличение их общей стоимости. В результате, стоимость одного контракта по трансферту технологии в 2007 г. составила 138 тыс. долларов США против 116 тыс. долларов США в 2006 г.
Государственная поддержка инновационной деятельности
Эффективность инновационной деятельности зависит от множества факторов, среди которых первоочередное значение имеет государственная поддержка создания институциональной структуры, механизмов регулирования инновационного процесса, стимулирования инноваций и формирования необходимой инфраструктуры.
Основные технико-экономические успехи, достигнутые большинством стран, осуществляющих инновационную деятельность, связаны с тем, что со стороны государства уделяется большое внимание науке, образованию и инновациям, а также созданию механизма привлечения частных средств в развитие приоритетных направлений науки, техники и технологий.
Так, в США активно поддерживаются прогрессивные формы кооперации бизнеса, занимающегося прикладными НИОКР, с университетами, специализирующимися на фундаментальных научных исследованиях. Наука получает возможность участвовать в частном секторе (предприятия), а университеты — патентовать разработанные ими продукты. Патентование обеспечивает существенную долю финансирования фундаментальной науки.
Правительственные программы поддержки НИОКР являются крупными статьями целого ряда американских министерств и ведомств.
При этом взаимодействие частного и государственного секторов НИОКР, переход средств из бюджета в корпорации обеспечиваются организационными механизмами. В частности, в аэрокосмической промышленности 3/4 расходов на науку выделяются за счёт средств федерального бюджета и лишь 1/4 — за счёт коммерческих источников, в то время как в других отраслях — автомобилестроении, химической и нефтехимической, фармацевтической, пищевой промышленности — это соотношение носит принципиально иной характер и доля самофинансирования НИОКР составляет 95-100%.
Наряду с министерствами и ведомствами вопросами развития науки и техники занимается Национальный научный фонд, чья область интересов не ограничена специализированными научными разработками. Через Научный Фонд обеспечивается финансирование программ фундаментальных исследований в университетах, исследовательских фирмах и в малом бизнесе, составляющих основу многих научных и инженерных разработок. На долю этого фонда приходится около 5% всех бюджетных расходов на НИОКР, им финансируется примерно 45% фундаментальных исследований академических институтов.
Канадским правительством разработан целый ряд программ, направленных на стимулирование инновационной деятельности. В качестве примера
можно назвать программу «Научные исследования и экспериментальные разработки», в которой могут участвовать любые канадские организации, занятые в различных сферах экономики. Участники программы получают налоговые стимулы в следующих размерах: на первые 2 млн долларов США- в размере от 20 ДО 35% при условии, что данная сумма была потрачена на научно-исследо-вательскую работу, проведённую в Канаде. Цель — стимулировать разработку новых, более совершенных в технологическом плане, продуктов и процессов.
В рамках вышеуказанной программы Федеральное правительство Канады в качестве меры государственной поддержки предоставляет частным компаниям налоговые льготы. Фирмы могут списать из налогооблагаемых доходов все 100% своих текущих затрат на НИОКР, а также расходы на приобретение используемого в данных целях оборудования. Кроме этого, можно воспользоваться целевым налоговым кредитом на инвестиции в НИОКР, осуществляемые на территории страны. В этом случае компании имеют право вычесть из суммы начисленных налогов до 20% от суммы собственных расходов на инновации. Для малого и среднего бизнеса ставка налогового кредита по инвестициям в НИОКР достигает 35%.
Правительство Великобритании рассматривает ускорение научно-техни-ческого развития как основу для стабильного роста экономики.
Органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики по стимулированию инноваций в стране, является Министерство по делам бизнеса, предпринимательства и реформ в области государственного регулирования.
Королевская служба налогов, сборов и таможни осуществляет предоставление налоговых льгот в области инноваций по двум схемам: для малых и средних предприятий и для крупных компаний. В рамках реализации государственной политики по инновациям компаниям могут быть предоставлены гранты на проведение научно-исследовательских изысканий. В случае если инновационная деятельность компании была профинансирована государством в виде гранта, налоговые льготы в отношении такой деятельности не применяются в части размера гранта.
Важным инструментом стимулирования технологического развития промышленности признано использование государственного заказа. Прямые и побочные результаты НИОКР, выполненных по заданиям правительственных организаций, как правило, используются частными фирмами для освоения выпуска новых товаров и услуг. Так, в 2007 г. государственные ведомства увеличили расходы на приобретение электронной аппаратуры и компонентов для военной техники, медицины, систем безопасности, энергетики и транспор-
та на 9% по сравнению с 2006 г. Дополнительная поддержка инновационных процессов оказывается путём сокращения регулирующих функций государства, облегчения процедур административного надзора и контроля, предоставления налоговых льгот на НИОКР и внедренческую деятельность.
Великобритания обладает мощными интеллектуальными, кадровыми и производственными ресурсами и занимает ведущие позиции в области технологий сбора, передачи, хранения, анализа и защиты данных в сетевой среде. В связи с этим большое значение придается ускорению оборота интеллектуальной собственности. Ежегодные государственные ассигнования на создание общенациональной сети научно-технологической информации, которая призвана объединить электронные библиотеки национальных исследовательских организаций и производственных предприятий, составляют порядка 40 млн фунтов стерлингов.
Расширить взаимодействие науки с промышленностью предполагается на основе реализации концепции «технологических платформ». Важными особенностями этой формы организации инновационной деятельности являются лидирующая роль бизнеса в определении целей, ориентация на создание коммерческих инновационных продуктов, облегчение бюрократических процедур, диверсификация источников финансирования. Уже начаты работы по формированию двух национальных технологических платформ, которые станут основой для координации действий правительственных ведомств, университетов, промышленности и финансовых учреждений в развитии «интеллектуального транспорта» и систем защиты информационной инфраструктуры.
Заслуживает внимания опыт государственной поддержки инноваций в Германии. Институциональная структура государственной поддержки инновационной деятельности в Германии представляет собой четко выстроенную многоуровневую схему управления инновационным процессом и включает:
— первый уровень: Федеральное правительство Германии, 16 прави-тельств федеральных земель, Европейская комиссия;
— промежуточный уровень: Германское исследовательское общество (Бонн), исполнители проектов, фонды (государственные и частные), союзы и палаты, Научно-исследовательский совет ЕС;
— уровень промышленности: крупные и межнациональные предприятия, малые и средние предприятия.
В числе других институтов, осуществляющих поддержку инновационной деятельности в Германии, можно выделить следующие:
— федеральные и земельные министерства и ведомства;
— негосударственные предприятия, организации, учебные заведения и фонды;
— институты трансферта и маркетинга технологий.
Поддержка исследовательской деятельности в Германии является общей задачей государства и общества. Финансирование НИОКР относится к совместному ведению федерации и земель. Так, например, поддержка капиталоёмких исследований в области изучения космоса, авиации, атома и Мирового океана полностью осуществляется за счёт Федерации. Земельные и коммунальные организации в сфере инновационной деятельности финансируются из бюджетов федеральных земель.
Политика государственной поддержки инноваций четко определена в «Стратегии высоких технологий», принятой в 2006 г. Основной тезис этой стратегии — «Больше свободы для новых идей!», — реализуется в новых законах о снижении нагрузки на малый бизнес, а также в новом законе об участии в фирмах с закрытым размещением капитала, облегчающим условия деятельности указанных фирм, в целях предоставления равных с другими странами условий формирования рискового капитала.
Политика Франции в области инноваций направлена на стимулирование частных инвестиций в науку, взаимодействие между всеми участниками инновационного процесса в рамках существующих «полюсов конкурентоспособности» и на поддержку развития малых и средних предприятий. Стимулирование инвестиций ставит целью довести до 2% от ВВП уровень расходов на науку, прежде всего, за счёт мер налогового стимулирования.
Налоговый кредит на исследования в стране позволяет увеличить конкурентоспособность предприятий, поддерживая их затраты на проведение научных исследований и на развитие. В настоящее время кредит равен 30% годовых затрат на научные исследования и развитие (в пределах 100 млн евро) плюс 5% от затрат, превышающих лимит, независимо от суммы расходов. Налоговый кредит возмещается предприятиям, существующим менее 5 лет.
Согласно Пакту «Малые и средние предприятия» от 2005 г. этим инновационным предприятиям во Франции предоставляется первоочередной доступ к государственно-частному финансированию.
В течение последних лет Франция фокусирует свое внимание на электронных и медицинских нанотехнологиях. Поддержка этих технологий продолжает оставаться приоритетом для правительства, которое, по мнению специалистов, применяет лучший в Европе налоговый кредит на цели научных исследований (50% расходов на исследование и развитие могут быть возмещены уже в первый год). Фирмы-производители и исследовательские центры внесли огромный
вклад в индустрию микроэлектроники в качестве глобальных ведущих участников: телекоммуникационных операторов (France Telecom), производителей электронного оборудования (Telecom) и поставщиков услуг (Alcatel, Sagem).
В 2004 г. французское правительство приступило к реализации новой индустриальной политики, которая мобилизует ключевые факторы конкурентоспособности и, в первую очередь, те, где основное место уделено инновациям, — полюса конкурентоспособности. Это организационная структура, представляющая собой объединение предприятий, расположенных в рамках территориальной близости, исследовательских центров и образовательных учреждений, связанных общей стратегией развития в целях аккумуляции ресурсов в рамках инновационных проектов по одному или нескольким направлениям деятельности. В этих структурах собраны лучшие представители в той или иной области знаний, что позволяет использовать опыт и навыки предприятий-лидеров в своей сфере деятельности, ведущих специалистов, квалифицированный персонал, а также финансовую поддержку государства, которая дает возможность задействовать имеющийся потенциал на лучших условиях. Международная направленность деятельности полюсов конкурентоспособности позволяет упростить имплантацию иностранных предприятий, создание рабочих групп, состоящих из учёных разных стран, развитие технологического сотрудничества с иностранными предприятиями и исследовательскими центрами.
Сфера деятельности полюсов конкурентоспособности в стране пока ограничена проблемами транспорта, биотехнологий и здравоохранения, высоких технологий и системы связи.
Многие иностранные партнёры выбрали Францию для организации собственной промышленной и исследовательской деятельности (NXP, Atmel, Freescale, Renesas). Их выбор обусловлен наличием во Франции обучающих центров, центров по исследованию и частных компаний. В октябре 2007 г. NXP торжественно открыл свой новый глобальный отдел по исследованию и развитию, предназначенный для миниатюризации полупроводников, с новой штаб-квартирой в Caen в Нормандии.
Серьёзное внимание стимулированию инновационной деятельности уделяется со стороны руководства Италии, где она рассматривается в качестве необходимой меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики.
Согласно закону «О бюджете» при Министерстве экономического развития Италии образован Фонд конкурентоспособности и развития (ФКР), в управление которому переданы финансовые ресурсы на нужды инноваций.
Управление финансовыми ресурсами ФКР осуществляется Министерством экономического развития по согласованию с другими заинтересованными
участниками в части реализации конкретных программ, с учётом решений заседания Совета Европы в Бр юсселе 16-17 ИЮНЯ 2005 г., касающихся эконо-мического развития стран ЕС. Деятельность фонда направлена на развитие высокотехнологичных областей промышленности, энергетики, продвижение на международные рынки товаров национальных производителей, а также защиту культурно - историчес ко го насле дия.
Министерством экономического развития Италии определен регламент использования средств Фонда конкурентоспособности и развития. В частности, получателями (бенефициарами) средств ФКР могут стать малые, средние и крупные предприятия, действующие во всех секторах промышленного производства, государственные и частные исследовательские центры, юридические лица, занимающиеся инновационными проектами. Финансирование ФКР осуществляется по следующим направлениям: фундаментальные, промышленные и экспериментальные исследования.
Дотации, предоставляемые участникам инновационного процесса, исчисляются в эквиваленте валовых субсидий. Применяемый для исчисления объёма дотаций коэффициент публикуется на сайте ЕС. При этом объём помощи не может превышать 100% от стоимости проекта по фундаментальным исследованиям, 50% — для промышленных исследований, 25% — для экспериментальных исследований.
Наряду с ФКР, с учётом переходного периода, связанного с реформированием мер по поддержке инноваций в сфере промышленного производства, создан Фонд поддержки предприятий (ФПП). Средства ФПП направляются преимущественно на поддержку предприятий, занятых реализацией высокотехнологичных проектов, связанных с рискованным финансированием, а также на развитие малого и среднего предпринимательства.
Основные успехи Финляндии в инновационной сфере достигнуты благодаря неуклонному возрастанию помощи со стороны государства в сферах науки и образования, постоянному совершенствованию инновационной системы страны и механизма привлечения частных средств в развитие приоритетных направлений науки, техники и технологий.
Политика Финляндии по поддержке НИОКР и осуществлению инновационной деятельности направлена как на оказание содействия со стороны государства непосредственно фирмам, ведущим исследования, так и на развитие институциональной среды, которая необходима для эффективного функционирования национальной инновационной системы. Государственная поддержка распространяется практически на все исследовательские фирмы, осуществляется на всех этапах их деятельности, имеет комплексный характер и включает
в себя самые разные формы финансовой помощи и оказания услуг. Данные меры тесно связаны с национальной политикой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, а также региональной политикой, направленной на выравнивание уровня развития различных районов страны.
Государство проводит экспертные оценки инновационных проектов и, при их соответствии приоритетным направлениям развития экономики, осуществляет финансирование работ до 50%, способствует привлечению частных средств, а также расширению сотрудничества между участниками данных исследовательских работ, в т.ч. и на международном уровне. Частный бизнес активно участвует в национальных приоритетных исследованиях, т.к. заинтересован в сокращении собственных расходов и снижении рисков при осуществлении инновационных проектов за счёт государственного финансирования.
В случае если инновация оценивается как высоко перспективная, то дополнительно привлекаются возможности региональных венчурных фондов, при этом государством предоставляются как финансовые средства, так и специальные гарантии под рисковый капитал. На этапе становления бизнеса государство сопровождает инновации на протяжении периода от 1 до 3 лет.
Кроме финансовой помощи, государство оказывает поддержку фирмам на всех этапах развития их инновационного бизнеса, включая разработку технологических стратегий и программ, привлечение экспертов, обучение специалистов, информационную и правовую помощь в области патентования, по международным нормам и стандартам, условиям выхода и продвижения продукта на рынки, включая рекламу и участие в выставках, поиск бизнес-партнеров и др. Государством оказывается финансовая поддержка и широкий спектр услуг фирмам, выходящим с инновациями на внешний рынок.
Все финские фирмы имеют возможность свободного доступа к информации о существующих научных разработках, патентах и о возможностях коммерциализации своих разработок. На этапе начала инновационной деятельности существует множество государственных программ поддержки бизнеса, которые включают в себя помощь при регистрации деятельности, консультации специалистов, предоставление специальных займов и др.
Проводимые в Финляндии мероприятия по повышению престижа науки и образования, созданию современной исследовательской базы в университетах и высокого уровня оплаты труда научных сотрудников позволяют государству развивать рынок высококвалифицированной рабочей силы и повышать коммерческую направленность исследований в университетах.
Инновационная деятельность рассматривается в Финляндии в качестве стратегического вопроса повышения конкурентоспособности экономики страны.
Основной организацией по определению направлений исследований, планированию и финансированию работ (свыше 28% общих расходов на НИОКР — 448 млн евро), направленных на развитие и внедрение высоких технологий в рамках выработанной стратегии, является Финское агентство по финансированию технологий и инноваций «Текес», созданное при Министерстве торговли и промышленности в 1983 г.
По существующему законодательству Финляндии любое финское и зарегистрированное в стране иностранное предприятие имеет право обращаться в «Текес» за финансовой помощью для проведения НИОКР. В настоящий момент более 1 800 предприятий в той или иной степени имеют финансовую помощь от «Текес».
В Финляндии уделяется большое внимание развитию научных парков (технопарков), которые рассматриваются в качестве одного из важнейших элементов инновационной инфраструктуры страны, способствующего углублению сотрудничества государственных исследовательских центров и университетов с промышленностью.
На базе 20 университетов в Финляндии муниципальными органами власти созданы 22 научных парка, которые в большинстве принадлежат региональным властям. Все технопарки объединены в Ассоциацию научных парков Финляндии «ТЕКЕЛ». Всего в рамках научных парков осуществляют свою деятельность более 1 600 инновационных компаний, в которых работают около 32 000 специалистов и ученых.
К преимуществам существующей в Финляндии системы государственной поддержки инноваций специалисты относят высокий образовательный и профессиональный уровень подготовки инженеров и исследователей и высокий уровень их оплаты по сравнению с другими странами, а также хорошо налаженные связи между промышленностью и университетами и координацию со стороны Национального технологического агентства.
С1995 Г. экспорт высокотехнологичной продукции Финляндии превышает импорт, и с 2005 Г. положительное сальдо составляет почти 3 млрд евро. Однако в самой Финляндии производство высокотехнологичных товаров сокращается, а рост финского экспорта осуществляется за счёт деятельности финских дочерних компаний за рубежом. В целом, за рубежом работает 36% от всех работников финских предприятий.
Растущую роль в поддержке НИОКР в Европе играет Европейская Комиссия, которая направляет большие финансовые средства на научные исследования и разработки в европейских странах. Так, в 2006 г. в рамках 6-ой Программы ЕС на цели развития науки было предоставлено 19,2 млрд евро.
В 2007-2013 гг., в рамках уже новой, 7-ой программы, на научные исследования было выделено 50,5 млрд евро.
В реализации указанной программы принимают участие крупные европейские организации, такие как Европейский инвестиционный банк, Европейская кооперация в области научно-технических исследований.
В Японии важное место в политике государства занимает стимулирование научно-технического прогресса. Активную роль в выработке направлений научно-технической политики страны на ближайшую перспективу и рекомендаций по финансированию наиболее перспективных НИОКР играет Совет по науке и технологии при премьер-министре Японии. Рекомендации Совета учитывались Правительством при формировании Второго и Третьего «Базового плана развития науки и технологий», а также бюджета на развитие науки и техники на 2008 г. и при формировании ряда новых национальных программ НИОКР.
Для активизации этой работы Правительство Японии намерено в 2008 г. не только продолжить наращивание государственных расходов на НИОКР, но и реформировать внутреннее законодательство с целью упростить привлечение прямых иностранных инвестиций, несущих с собой новые технологические и управленческие инновации, необходимые для подъёма наукоёмких отраслей промышленности. Планируется также активизировать привлечение в Японию высококвалифицированных иностранных менеджеров, технических специалистов и студентов с целью доведения их количества до 300 тыс. человек.
«Советом по инновационной стратегии — 25» при Канцелярии кабинета министров Японии в 2007 г. были разработаны долгосрочные технологические ориентиры развития науки и технологий. В частности, были рекомендованы следующие научно-технологические направления: репродуктивная медицина; системы связи для работы в условиях чрезвычайных ситуаций; «интеллектуальная транспортная система»; передовые технологии медицинской помощи и ухода за пациентами в домашних условиях; технологии переработки биомассы; системы автоматизированного компьютерного перевода разговорной речи. Предполагается также создать специальные зоны по продвижению передовых методик лечения. С этой целью в указанных зонах компаниям будут предоставляться налоговые льготы и упрощённая процедура сертификации новых медицинских услуг.
Функции по проведению политики государственной поддержки инновационной деятельности в Китае, а также разработке, координации и контролю за реализацией государственных целевых инновационных программ с марта 2003 г. возложены на Государственный комитет КНР по развитию и реформе (ГКРР КНР), в соответствии с указаниями комитета центральные и мест-
ные органы власти и управления предоставляют китайским компаниям, работающим на этих направлениях, различные налоговые и таможенные льготы, а также льготы по кредитованию. Кроме того, компании получают финансирование из специализированных центральных и местных фондов.
Национальный фонд естественных наук Китая оказывает поддержку фундаментальным исследованиям в университетах и научно-исследовательских институтах. Министерство КНР по науке и технологиям в основном оказывает поддержку базовым прикладным научным исследованиям и значимым «пограничным» технологиям, оказывает помощь высокотехнологичным и инновационным предприятиям, а также содействует работе по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Министерство образования КНР в сотрудничестве с Государственным комитетом КНР по развитию и реформам управляет университетскими центрами по передаче технологий, а также совместно с Министерством науки и технологии КНР координирует деятельность ключевых государственных лабораторий и научно-исследовательских центров, осуществляющих разработку общенациональных технологических проектов.
Академия наук КНР осуществляет интеллектуальный инновационный инжиниринг и стимулирует научные исследования, способствует развитию исследований для важных проектов в приграничных областях, а также прикладных исследований. Академия, являясь главным производителем знаний в области естественных наук, выступает также в качестве основного разработчика инновационных проектов общенационального значения.
В Китае широко применяется практика разработки государственных целевых программ поддержки инновационной деятельности. В качестве мер государственной поддержки проводится налоговая и бюджетная политика, направленная на поощрение технологических инноваций на предприятиях.
Программой совершенствования инновационной деятельности предусмотрено, что создание инновационной системы в Китае будет осуществляться по пяти основным направлениям:
— построение технологической инновационной системы в рамках налаживания механизма сотрудничества промышленности, университетов и институтов с опорой на предприятия как основных субъектов рынка;
— содействие установлению органических связей между научными исследованиями и высшим образованием и повышению значимости оригинальных инноваций;
— координация научных исследований военных и гражданских научно-исследовательских институтов, конверсия военной технологии в гражданскую сферу путём использования и развития совместных технологий как для гражданских потребностей, так и для обороны;
— создание региональных инновационных систем с учётом региональных особенностей и преимуществ;
— развитие широкой сервисной системы научно-технического обслуживания.
В целях создания механизмов поддержки рисковых инвестиций и трансформации НИОКР в реальное производство с 1998 г. учрежден фонд поддержки малых и средних предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. На эти цели Правительством ежегодно выделяется порядка 130 млн долларов США. Кроме того, им выделяется до 5% кредитных средств ведущих государственных коммерческих банков Китая и до 10% кредитных средств местных коммерческих банков.
В Индии принят ряд правительственных программ, направленных на поддержку инновационной деятельности, высокотехнологичных отраслей промышленности и научно-технических разработок. В их числе следует назвать такие, как: Инициатива по достижению Индией технологического лидерства в новом тысячелетии; Программа развития предпринимательства в сфере инновационных технологий; Программа развития технологий и инноваций; Программа углубления исследований в высокотехнологичных отраслях и др.
Государственная поддержка инновационной деятельности в Бр авилии включает в себя комплекс мер, направленных на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей промышленности. Прежде всего, это проявляется в предоставлении существенных налоговых льгот и преференций соответствующим секторам экономики, образовании уполномоченных государственных органов и структур, учреждении специальных приоритетных национальных программ, проектов, фондов финансирования, технологических парков, обеспечении условий непрерывного и устойчивого развития партнёрских отношений между различными государственными и частными структурами.
Так, в 2007 г. Правительством Бразилии была принята программа «Первая инновационная компания» (Prime) по поддержке фирм, занятых в области новых технологий. Данная программа реализуется под эгидой Министерства науки и технологий (МСТ) при поддержке Агентства по финансированию исследований и проектов и в сотрудничестве с 18 технопарками, расположенными на территории всей страны. Правительством планируется инвестировать в Prime более 800 млн долларов США, что, по оценкам специалистов, к 2011 г. должно придать импульс развития 5 400 малым и средним фирмам.
За последние двадцать лет в Бразилии было создано около 400 технопарков, в которых сконцентрировано 6 300 организаций и фирм с 33 тыс. рабочих мест и ежегодным оборотом в 1,25 млрд долларов США.
Государственная помощь, оказываемая в рамках программы Prime, по каждой фирме-участнику программы составит не более 150 тыс. долларов США,
которые выделяются в течение двух лет; при этом финансирование в размере 75 тыс. долларов CLUA проходит по «Программе экономических субсидий в области инноваций» (эти средства выделяются на безвозвратной основе и не облагается налогами), а вторая половина денежных средств выделяется за счёт ресурсов «Программы освобождения от налогов» и предусматривает возврат средств (без выплаты процентов за использование кредита).
В рамках программы Prime предусматривается осуществление новых проектов в таких сферах общественной жизни, как биотехнологии, разработка и производство новых материалов, медицинского оборудования и медикаментов.
Приоритетные и перспективные направления инновационной политики
Внедрение инновационных технологий в сферу промышленности и других секторов экономики в зарубежных странах в известной степени предопределяет приоритеты и перспективы инновационной политики.
Как известно, США являются ведущей державой в сфере информационных технологий. Наряду с этим направлением большое внимание государством уделяется фундаментальным научным исследованиям.
К приоритетным программам, определённым в научно-технической сфере, относятся национальные программы по следующим направлениям: изучение климатических изменений на Земле; борьба с терроризмом, включая биотерроризм, агротерроризм и разработку новых препаратов для предотвращения заболеваний растений и животных; создание новых источников возобновляемой энергии; инициативы в области нанотехнологий.
В Японии приоритеты в инновациях отданы таким направлениям научно-технической мысли, как нанотехнологии и создание новых материалов, информационно-телекоммуникационные технологии, биотехнологии, технологии защиты окружающей среды.
Предусмотрен переход от концепции экономически не оправдавших себя «национальных проектов НИОКР» к концепции «национальных инновацион-ных программ». Финансируемые в настоящее время 17 национальных проектов с совокупным бюджетом на 2008 г. более 200 млрд йен (около 2 млрд долларов США) будут преобразованы в 7 национальных программ, отличающихся четкой конкретизацией поставленных инновационных целей, включая международную стандартизацию, подготовку кадров и коммерческое внедрение.
Правительство Великобритании продолжает рассматривать развитие и эффективное использование информационных технологий в качестве важного инструмента инновационного роста экономики. При этом особая роль отводит -
ся развитию технологий информационной безопасности в децентрализованной сетевой среде на основе широкого внедрения средств биометрической идентификации пользователей. Британские эксперты отмечают, что эффективное использование этих технологий улучшает возможности взаимодействия различных участников хозяйственной деятельности, способствует ускорению инновационных процессов и в ближайшие пять лет может обеспечить рост производительности труда на 40%.
Великобритания входит в тройку мировых лидеров в области биологических исследований, клинической медицины, экологии, гуманитарных, социальных и экономических наук, а также поддерживает передовой уровень научно-исследовательских работ в области прикладной математики.
Повышенное внимание в инновационной деятельности уделяется нефтедобыче. К этому направлению эксперты относят развитие технологий геофизической, геохимической и сейсмической разведки нефтяных месторождений, бурения разведочных скважин малого диаметра, формирования сети эксплуатационных скважин сложной конфигурации и снижения вязкости тяжелой нефти. Также большое значение придается разработке и освоению технологий эффективной эксплуатации месторождений, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти повышенной вязкости. Британские компании активно используют технологическое преимущество в области добычи и переработки тяжелой нефти для расширения своего участия в эксплуатации месторождений, в т.ч. и за рубежом.
К приоритетам инновационной деятельности в Великобритании отнесены: медицинские технологии; перспективная энергетика; наноэлектроника; защита коммуникационной инфраструктуры; новые материалы; биотехнологии; интеллектуальные системы управления; рациональное природопользование. Дополнительные средства выделены на поддержку НИОКР в области производственных технологий, энергетики, облегчённых конструкционных материалов, пластиковой электроники, прикладных информационных технологий для бизнеса, биомедицинских материалов и тканей. Большое значение придается развитию и продвижению на мировой рынок наукоёмких экологических сервисов.
Акцентируется внимание на устойчивом обеспечении научного сектора учёными, инженерами и технологами; повышении качества профессионального уровня специалистов, занятых в научной сфере; повышении профессиональных навыков научных преподавателей и лекторов в каждой школе, каждом колледже и университете; повышении количества студентов вузов и учеников старших классов и колледжей, выбирающих специальность, связанную с научно-иссле-довательской деятельностью; увеличении соотношения высококвалифицированных студентов, намеревающихся построить карьеру в области инноваций.
Германия традиционно лидирует в машиностроении и автомобилестроении, играет ведущую роль во многих перспективных областях науки и техники: лазерные, медицинские и нанотехнологии. Перспектива занять лидирующие позиции открывается в энергосберегающих и энергоэффективных производственных технологиях, а также на инновационных рынках услуг, например в здравоохранении.
Стремление Германии закрепиться в лидерах научно-технического прогресса сформулировано в «Стратегии Германии в области высоких технологий», в которой изложены перспективные направления государственной поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности. Стратегия охватывает 5 сквозных и 17 отраслевых направлений государственной инновационной по-литики. Федеральное правительство намерено инвестировать в 2006—2009 гг. 14,6 млрд евро, из которых около 12 млрд евро направляются на реализацию 17 отраслевых секторов, а 2,6 млрд евро — на значимые сквозные направления по улучшению технологической и инновационной инфраструктуры.
В августе 2008 г. Федеральное правительство Германии одобрило Национальную программу реформ ФРГ на период 2008—2010 гг., разработанную Федеральным министерством экономики и технологий Германии. В Программе выделены 6 основных направлений: наука и инновации; открытие рынков и конкуренция; рамочные условия предпринимательской деятельности; государственные финансы; энергетика и изменение климата; рынки рабочей силы и демография. Содержание немецкой политики реформ находится в полном соответствии с европейской стратегией роста экономики и занятости.
Проводимая в Финляндии эффективная государственная инновационная политика страны, связанная с увеличением затрат на НИОКР и государственной поддержкой инициатив в области науки и образования, позволила стране занять ведущее положение в мире в таких областях, как информационные технологии, беспроводная связь, металлообработка, лесопереработка, строительство, энергосберегающие и природоохранные технологии.
Целями программ в области здравоохранения, питания и продовольствия, защиты окружающей среды являются повышение качества и эффективности предоставления населению услуг в этих сферах за счёт внедрения новых технологий, углубление взаимодействия между частными компаниями и общественными организациями, а также повышение эффективности природоохранных технологий и их более широкое внедрение.
В разрабатываемой фондом «Ситра» инновационной стратегии Финляндии указано на заинтересованность и необходимость развития научных связей между университетами и исследовательскими центрами Финляндии и России.
Одной из основных целей «Программы фонда «Ситра» по России» является разработка национальной экономической стратегии по отношению к России, в рамках которой предполагается формирование надежных и эффективных механизмов интеграции экономик двух стран, что сможет стать одним из новых способов повышения конкурентоспособности экономики Финляндии и гарантом сохранения общественного благосостояния страны.
Как отмечается в вышеуказанной программе, следует стремиться к стратегическому соглашению о партнерстве с Россией в основных областях финского ноу-хау — в области логистики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, в сфере строительства и технологической промышленности, а также развивать научно-техническое и инновационное сотрудничество, в частности, создать совместный центр инноваций и принять участие в развитии технопарков и особых экономических зон, прежде всего в приграничных регионах.
Канада добилась определённых успехов в инновационной деятельности во многих отраслях промышленности, производящих сырьё и полуфабрикаты, в ряде традиционных отраслей обрабатывающего сектора экономики — таких, как отрасли лесопромышленного комплекса и целлюлозно-бумажная промышленность, производство цветных металлов, добыча нефти и газа, нефтехимия, пищевая промышленность, производство строительных материалов, пластмасс. Канадские компании уже много лет применяют самые передовые технологии и по уровню производительности труда не уступают, а порой и превосходят американские компании.
К основным, успешно реализуемым научно-техническим проектам Китая относятся: производство современных микрочипов, высокопроизводительных процессоров и ключевого программного обеспечения; освоение промышленных технологий для серийного производства современных электронных микросхем; создание нового поколения широкополосной мобильной связи; разработка новых крупных нефтегазовых и угольных месторождений; технология контроля загрязнения и очистки водных ресурсов; разработка новых лекарственных препаратов; проект создания нового транспортного самолета; разработка высокоточного оборудования зондирования земной поверхности и др.
В Китае в 2006 г. принята средне- и долгосрочная государственная программа научно-технического и инновационного развития, в которой сформулированы основные цели и приоритеты инновационной политики страны на период до 2020 г. В соответствии с этой программой Китаем намечено достичь следующих основных показателей в инновационной системе страны к 2020 г.: доля вложений в НИОКР должна составить более 2,5% ВВП, зависимость от иностранных технологий — не более 30%, а по числу патентов, выданных отечественным изобретениям, войти в первую пятерку мировых стран.
В Японии разработаны долгосрочные технологические ориентиры развития науки и технологий. В их числе рекомендованы такие направления, как: репродуктивная медицина; системы связи для работы в условиях чрезвычайных ситуаций; интеллектуальная транспортная система; передовые технологии медицинской помощи и ухода за пациентами в домашних условиях; технологии переработки биомассы; системы автоматизированного компьютерного перевода разговорной речи.
В активизации инновационной деятельности важную роль приобретает взаимодействие между духом рыночного предпринимательства и стремлением к научному познанию с ориентацией на коллективные идеалы. Инновационная политика должна создавать условия для эффективной связи науки с экономикой, а также между технологиями и областями их применения. Необходимость в стратегических партнёрствах становится все более очевидной.
Динамика рынка, в свою очередь, также воздействует на инновационный процесс. Возникают рынки, на которых ведущие позиции занимают инновации, находящиеся между собой в системной связи и одновременно в тесном контакте с заинтересованными в инновациях потребителями. В этой связи необходимо создавать условия для выхода на высокотехнологичные рынки. Важно претворять в жизнь актуальные принципы защиты интеллектуальной собственности, инициативы в области стандартизации и осуществления государственных закупок с целью использования потенциала новых технологий и содействия улучшению рыночных позиций. Задача создания новых рынков является делом политиков всех уровней, которые должны создавать рамочные условия для инновационного взаимодействия национальной экономики и общества.
В условиях глобализации экономики и научно-технологического прогресса определяющее значение приобретают абсолютные и сравнительные преимущества стран в конкуренции и конкурентоспособности, определяющие перспективы социально-экономической политики страны и её граждан. Эти преимущества зависят от способности экономики и промышленности стран вводить новшества и модернизироваться, что позволяет завоевывать новые рынки сбыта.
При переходе к инновационной модели экономического развития государство становится определяющим звеном, вырабатывающим национальную стратегию развития.
Мировой опыт показывает, что главным условием достижения высокого уровня конкурентоспособности страны является сильное государство со сформированной развитой рыночной и отраслевой структурой, высокой деловой активностью предпринимателей, квалифицированными кадрами и перспективным научным потенциалом.