92
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 338.43 В.С. Янё
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ МОЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В работе анализируется современное состояние молочного производства в России. Автором исследуются показатели производства молока в России за последние годы, показатели валового надоя молока и молочной продуктивности коров, а также показатели потребления молока и молокопродуктов в расчете на душу населения в России. В работе также анализируются статистические данные относительно развития молочного производства в отдельных регионах России, выявлены определенные тенденции в производстве молока. Автор рассматривает место и роль молочного производства, а также инструменты государственной поддержки данной отрасли хозяйства в стране. Особое внимание автор уделяет утвержденным государственным программам по поддержке молочного производства, а именно «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», «Школьное молоко», их целям и плановым показателям, а также фактическим показателям выполнения, а особенно объему финансирования из федерального бюджета и объему технической модернизации, проводимой в молочном скотоводстве, предусмотренных Государственной программой. Автор рассматривает деятельность Министерства сельского хозяйства РФ и Россельхозбанка в рамках поддержки молочного производства. Также в работе анализируется мнение отраслевых объединений и сельхозпроизводителей молочной продукции относительно мер государственного регулирования. В конце автор подчеркивает важность применения инструментов государственного регулирования молочного производства и предлагает основные мероприятия в целях дальнейшей поддержки и развития молочного производства в России.
Ключевые слова: молочное производство, государственная поддержка, государственное регулирование.
В России в течение десятилетий потребление молока и молочных продуктов было традиционно высоким. Особые свойства этих продуктов требуют стабильного развития их производства и сбыта, бесперебойного функционирования перерабатывающих предприятий молочной промышленности. Государственное регулирование рынка молока в странах с высокоэффективным сельскохозяйственным производством в основном направлено на поддержание стабильной экономической ситуации и соответствующего уровня доходности, обеспечение продовольственной безопасности, а также на сбалансированное развитие сельских территорий и защиту окружающей среды. Как показывают исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых, во всех развитых странах действие рыночного механизма в аграрной сфере дополняется инструментами государственного регулирования.
В 2015 г. во всех категориях хозяйств производство молока практически сохранилось на уровне 2014 г., а по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 5,5 % (табл. 1). При этом рост производства молока произошел в сельскохозяйственных организациях и в крестьянских хозяйствах соответственно на 2,4 % и 6,1 %, объемы производства молока в хозяйствах населения сократились на 3,3 %.
Таблица 1
Производство молока по категориям хозяйств, тыс. т [3]
Категории хозяйств Годы 2015 г. к 2014 г., %
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Хозяйства всех категорий 31847,3 31645,6 31830,9 30528,8 30790,9 30781,1 100,0
Сельскохозяйственные организации 14313,2 14395,0 14752,4 14046,4 14364,9 14713,3 102,4
Хозяйства населения 16049,8 15725,2 15284,0 14678,4 14507,7 14033,1 96,7
Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей 1484,3 1525,4 1719,4 1804,0 1918,3 2034,7 106,1
По данным Росстата, объем промышленного производства цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) в январе-марте 2016 г. составил 2 986,2 тыс. т (на 3,6 % больше аналогичного периода 2015 г.) [6].
В 2015 г. по сравнению с 2014 г. объем производства молока увеличили 46 регионов. При этом наибольший прирост обеспечили Республика Ингушетия (на 11,5 %), Калужская область (на 11,2 %), Калининградская область (на 8,8 %), Кировская область (на 6,8 %), Тульская область (на 6,0 %), Вологодская область (на 5,6 %), Приморский край (на 4,3 %), Ленинградская область (на 3,7 %) [3].
Прирост производства молока во многом обеспечивают оптимальный уровень воспроизводства стада и молочная продуктивность коров. Одним из основных показателей является выход телят в расчете на 100 коров (рис. 1).
Рис. 1. Выход телят на 100 коров в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам
малого предпринимательства, голов [3]
В 2015 г. величина данного показателя составила 78 телят в расчете на 100 коров, что больше уровня 2014 г. на 1,3 %.
Прирост молочной продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях обеспечили 66 регионов. Вместе с тем в 10 регионах продуктивность коров остается в пределах 3 тыс. кг, от 3 тыс. до 5 тыс. кг - в 34, а свыше 5 тыс. кг - в 37 регионах [3].
Динамика валового надоя молока и молочной продуктивности коров представлена на рис. 2.
31,8 31,8
6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
2010 2011 2012 2013 2014 2015
^ Удой на одну корову в сельскохозяйстве нных орга низа циях, кг (в 2015 г. - кроме микропредприятий)
I- Ва ловый на дой молока в хозяйствах всех кате горий, млн т
Рис. 2. Динамика валового надоя молока и молочной продуктивности коров [3] В 2015 г. продуктивность коров увеличилась на 6,9 %.
2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В январе-марте 2016 г. валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 6,3 млн. т и увеличился относительно уровня 2015 г. на 1,3 %, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 3 621,6 тыс. т (+ 3,6 %) [6].
Несмотря на сохраняющуюся положительную тенденцию существуют определенные резервы для дальнейшего роста молочной продуктивности. Так, в их числе целесообразно выделить более полное использование генетического потенциала молочного стада, создание прочной кормовой базы, обеспечение сбалансированности кормовых рационов, использование инновационных технологий содержания животных.
Молочная промышленность - приоритетная отрасль во всей России. Ей уделяется большое внимание, в том числе в виде государственной поддержки.
Корова используется в производстве в течение трех лактаций. В хорошем хозяйстве она дает 20-22 тонны молока за жизнь. При средней цене реализации 16 тыс. руб./т (в физическом весе) получается продукция на 320-352 тыс. рублей. Эти 20-22 тонны молока, которые дает молочная корова, поступают на молочный завод, где после переработки они превращаются в 600-650 тысяч рублей продукции. В розничной торговле - литр молока в среднем стоит 40 рублей, значит, получается уже 800-880 тысяч рублей. Все это - деньги страны, деньги, которые дает одна корова. Кроме того, корова дает еще и 3-4 телят, которые сами по себе - тоже ценность для хозяйства [1].
В этом объеме средств, полученных от производства, переработки и реализации молока, примерно 15-20 % составляет заработная плата. Кроме того, здесь и налоги, и устойчивое развитие сельских территорий. Никакое другое направление не может похвастаться такой отдачей [2].
Необходимо отметить, что потребление молока и молокопродуктов в расчете на душу населения в 2015 г. по оценке составило 234,4 кг при рациональной норме 320-340 кг [5].
Поэтому, если позволяют бюджетные ресурсы, необходимо инвестировать и инвестировать в тех людей, которые готовы заниматься молочным животноводством. Необходимо развивать молочное производство и улучшать инструменты государственной поддержки данной отрасли хозяйства.
Среди стран с высокоэффективным сельскохозяйственным производством применяются различные подходы к государственному регулированию молочной отрасли.
Поскольку производство молока и молочных продуктов характеризуется высокими производственными рисками, ведь, наряду с другими факторами, присущими для любой производственной деятельности, этой отрасли свойственна зависимость от природных и климатических условий, которые практически не поддаются прогнозированию в долгосрочной перспективе. Это означает, что сельхозпроизводитель не может точно и заранее знать объем продукции, который будет произведен. Кроме того, нестабильность поступления денежных средств, медленный круговорот и обращение фондов, недостаточная налаженная инфраструктура рынка молока и важность функционирования отрасли для жизнедеятельности человека требует особого определенного государством механизма регулирования молочной отрасли. Учитывая важность вышеперечисленных факторов, которые непосредственно влияют на производство молока, необходимо, чтобы рынок был сбалансированный в любой момент времени. То есть процесс регулирования должен обеспечить равновесие между спросом и предложением, а также обеспечить экономический паритет для всех участников рынка включая производителей молока, переработчиков, импортеров готовой продукции, оптовых торговцев и тому подобное. Это может быть достигнуто только при постоянном стимулировании платежеспособного спроса, контроле качества реализуемой продукции, увеличении доли отечественной продукции на рынке, выравнивании сезонных колебаний, создании благоприятных условий для экспорта молока и молочных продуктов с помощью тщательно спланированного и обоснованного организационно-экономического механизма государственного регулирования области.
В Российской Федерации достаточно сильные позиции по защите собственного рынка от импортной молочной продукции. Относительно направлений поддержки развития молочного скотоводства в РФ действует программа развития семейных и сетевых молочных ферм, введена нулевая ставка НДС при ввозе племенного скота на территорию России [1].
Основной программой по поддержке молочного производства в России является «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства от 14 июля 2012 г. №717 [4].
В 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 384-Ф3 «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» на реализацию мероприятий программы за счет средств федерального бюджета было предусмотрено 11 259,84 млн руб. Вместе с тем фактически финансирование подпрограммы по всем ее мероприятиям составило 10 468,76 млн руб. (табл. 2).
Таблица 2
Выполнение объемов финансирования из федерального бюджета, предусмотренных Государственной программой в 2015 г., млн руб. [3]
Основные мероприятия подпрограммы План Факт Выполнение, %
Развитие молочного скотоводства - всего 24 223,9 10 468,8 51,2
в том числе - развитие молочного скотоводства 12 133,9 6526,6 69,7
- государственная поддержка кредитования подотрасли молочного животноводства 12 090,0 3942,2 32,6
Одним из факторов увеличения объемов производства молока является техническая модернизация, проводимая в молочном скотоводстве. В 2015 г. было построено, реконструировано, модернизировано и введено в эксплуатацию 219 новых молочных ферм и комплексов. Дополнительное производство молока за счет этих мероприятий составило 234,0 тыс. т (рис. 3).
Количество новых, реконструированных и модернизированных объектов, единиц
Общий объем производства молока, полученного за счет ввода новых объектов, реконструкции и модернизации объектов, тыс. т
Рис. 3. Динамика количества новых, модернизированных и реконструированных объектов и объема
производства молока [3]
Увеличение количества введенных новых, реконструированных и модернизированных объектов привело к наращиванию количества скотомест за счет введенных новых, реконструкции и модернизации уже существующих объектов по сравнению с 2014 г. соответственно на 2,9 % и 81,3 % [3].
В отдельных регионах РФ внедрена программа «Школьное молоко», в рамках которой молоком обеспечиваются школьники в младших классах. Также в целях стимулирования потребления отечественной сельхозпродукции, в первую очередь молока и молочных продуктов, Министерством сельского хозяйства РФ также запущена программа «Покупай российское». На средства государственного бюджета РФ снят видеоролик, направленный на увеличение потребления молока населением [2].
2016. Т. 26, вып. 4 СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Также стоит отметить, что Министерство сельского хозяйства РФ сотрудничает с Россельхоз-банком по реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе по вопросам кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Государственной программы. Так, Россельхозбанк целенаправленно развивает кредитование владельцев личных подсобных хозяйств, которые могут на льготных условиях получить кредит на цели, подлежащие субсидированию, также банк предоставляет возможность получить нецелевой кредит по упрощенной процедуре оформления сделки, кроме того, для хозяйств населения действует специальная программа рефинансирования кредитов [2].
Отраслевые объединения и сельхозпроизводители молочной продукции настаивают, что для того, чтобы молочная промышленность развивалась, необходимо увеличить ресурсное обеспечение по имеющимся мерам государственной поддержки, а также предусмотреть выделение отдельной статьи по компенсации прямых капитальных затрат при реконструкции и строительстве старых и новых молочных комплексов, включая оборудование, по аналогии с поддержкой экономически значимых региональных программ.
Они также отмечают, что в краткосрочной перспективе повысить производство молока можно за счет создания прочной кормовой базы, обеспечения сбалансированности кормовых рационов, использования новых технологий содержания животных. Для этого необходимо, прежде всего, увеличить объемы кредитования по краткосрочным кредитам.
Представители профессионального сообщества отмечают, что развитию молочного производства препятствует также отсутствие квалифицированных специалистов в молочном животноводстве, соответственно необходимы меры по закреплению кадров на селе.
Сегодня среди мер государственной поддержки необходимо дополнительно проработать вопросы оказания поддержки по развитию селекционно-генетических центров в целях реализации племенного поголовья или эмбрионов на территории Российской Федерации, а также использования механизма проектного финансирования в отрасли. Кроме того, необходимо рассчитать необходимые объемы средств государственной поддержки молочного скотоводства для ускоренного импортозамещения.
Молочное скотоводство в России является ведущей и наиболее сложной подотраслью животноводства. Молочная промышленность - приоритетная отрасль во всей России. Ей уделяется большое внимание, в том числе в виде государственной поддержки. В 2015 г. на государственную поддержку молочного производства было израсходовано 10 468,76 млн рублей, при этом построено, реконструировано, модернизировано и введено в эксплуатацию 219 новых молочных ферм и комплексов. Однако для дальнейшего развития молочного производства необходимо совершенствование инструментов его поддержки. Так, необходимо увеличить ресурсное обеспечение по имеющимся мерам государственной поддержки, создать прочную кормовую базу, увеличить объемы кредитования по краткосрочным кредитам для производителей молока, разработать меры по закреплению кадров на селе, а также оказать поддержку по развитию селекционно-генетических центров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. DairyNews - ежедневные новости молочной промышленности. URL: http://www.dairynews.ru/.
2. Milknet. Молочная промышленность в России. URL: http://milknet.ru/.
3. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2015 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. / Официальный сайт Министерства сельского хозяйства. URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/ v7_show/34699. htm.
4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы» / Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/ PILOT/main. htm.
5. Сводный обзор конъюнктуры аграрного рынка России № 1-17 / Официальный сайт Министерства сельского хозяйства. URL: http://mcx.ru/documents/document/show/21324.htm (дата обращения: 15.01.2016).
6. Социально-экономическое положение России - 2016 г. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_01/Main.htm.
Поступила в редакцию 20.05.16
V.S. Yanyo
STATE SUPPORT AND REGULATION OF MILK PRODUCTION
In the work the current state of the dairy industry in Russia is examined. The author investigates the indicators of milk production in Russia in recent years, the gross milk yield and milk productivity of cows as well as indicators of the consumption of milk and dairy products per capita in Russia. The paper also analyzes the statistical data concerning the development of dairy production in some regions of Russia; reveals certain trends in milk production. The author discusses the place and role of milk production, and the use and importance of the instruments of state regulation of milk production. Special attention is paid to the approved state programs to support the dairy industry, namely the "State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020", the "School milk", their targets and planned targets and actual performance indicators, and especially the amount of financing from the Federal budget and the volume of technical modernization, carried out in dairy cattle breeding, envisaged in the State program. The author examines the activities of the Ministry of agriculture of the Russian Federation and Russian Agricultural Bank to support milk production. The paper also analyzes the opinions of industry associations and producers of dairy products in relation to the measures of state regulation. In the end the author emphasizes the importance of applying the tools of state regulation of dairy production and offers basic activities to further support and development of dairy production in Russia.
Keywords: milk production, government support, government regulation.
Янё Владимир Степанович,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой программного обеспечения
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ФГБОУ «Оренбургский государственный университет» 462403, Россия, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, 15а E-mail: [email protected]
Yanyo V.S.,
Candidate of Economics,
Head of the Department of Software
Orsk humanitarian-technological Institute (branch of) Orenburg State University
Prosp. Mira, 15a, Orsk, Orenburg region, Russia, 462403 E-mail: [email protected]