ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК В РФ В ТРАНЗИТИВНОЙ
ЭКОНОМИКЕ
А.А. Букшпан, магистрант Т.С. Гусак, магистрант О.С. Сердюк, магистрант
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10006
Аннотация. В работе было исследовано состояние сельскохозяйственного производства, раскрыты проблемы государственной поддержки АПК, обозначена необходимость государственного регулирования агропромышленного производства РФ, намечены основные направления государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства в условиях современной экономики.
Ключевые слова: АПК, государственное регулирование, государственная поддержка, информационное обеспечение, сельское хозяйство, земля, монополизация, экономические рычаги, рынок, продовольствие, целевые индикаторы.
Сельскохозяйственное производство по своей природе отличается от других отраслей экономики тем, что производит продукцию животного и растительного происхождения и использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем другим незаменимого средства производства. Поэтому воспроизводство в сельском хозяйстве и функционирование финансов сельскохозяйственных организаций обладают рядом особенностей, которые определяются природно-климатическими и естественно-биологическими условиями, технологическими факторами и социально-экономическими отношениями [7]. Следует отметить, что сельское хозяйство является наиболее материалоемкой отраслью. Обеспечение производственной деятельности АПК осуществляется преимущественно за собственный счет. Практика показывает, что без помощи государства, особенно в начальный период становления, деятельность АПК малоэффективна. Учитывая это, правительство, в течение всего периода реформ, вырабатывало различные меры поддержки сельскохозяйственных производителей. Современные агропромышленные предприятия действуют в условиях жесткой конкуренции [11]. В таких условиях объективной необходимостью устойчивости агропромышленных предприятий выступает внедрение и со-
вершенствование службы маркетинга, которая устанавливает связь предприятия с рынком путем изучения рынка, определения места предприятия на нем, постоянного контроля изменений его конъюнктуры. Например, для предприятия АПК, выполняющего государственный заказ с гарантированным финансированием и сбытом сельскохозяйственной продукции, маркетинговые аспекты финансово-хозяйственной деятельности, по-видимому, не будут иметь большого значения; решающую роль для такого предприятия будет играть квалификация его рабочих и качество оборудования. И обратная ситуация будет иметь место для предприятия, выпускающего товары массового спроса, не требующие сложной технологии и высокой квалификации рабочих, но действующего в условиях свободной конкуренции, - для него выбор маркетинговых стратегий и формирование рынков сбыта будет играть решающую роль.
В современных условиях практика требует повышения роли государства в регулировании агропродовольственного рынка [14]. Необходимость экономически обоснованного регулирования вызвана влиянием ряда факторов, среди которых наибольшее значение имеют: природно-экономическое воздействие, низкая сте-
пень монополизации сельских товаропроизводителей по сравнению с другими отраслями экономики, высокий уровень капиталоемкости сельского хозяйства и низкая его рентабельность, обострившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также услуги. Вмешательство государства через систему экономических рычагов должно предусматривать решение следующих задач: обеспечение населения продуктами питания по доступным ценам на уровне физиологических норм потребления, стимулирование отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, экономическое регулирование импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, введение государственного протекционизма внутреннего агропродовольственного рынка, развитие инфраструктуры рынка и информационного обеспечения [13].
Государственное регулирование агропромышленного производства - экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение [1]. Среди методов прямого воздействия выделяется бюджетная поддержка через систему дотаций и компенсаций, субсидирование процентных кредитных ставок, финансирование целевых программ подготовки и переподготовки кадров, бюджетные ссуды, финансирование НИОКР, а косвенного - льготные налогообложение и кредитование, страхование, агролизинг, государственные гарантии при получении кредитов и др. Систему государственного регулирования и поддержки следует выстраивать по целевым программам с тем, чтобы учитывать региональные особенности, стимулировать приоритетные направления развития производства, формировать новые организационно-правовые формы хозяйствования, исключать непроизводственные затраты [9].
Поддержка - это и защита интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, причем используемая не только как
тактический прием, но и как стратегический ресурс, позволяющий решать приоритетные, перспективные задачи развития отрасли сельского хозяйства, включая и устранение безработицы на селе, повышение уровня оплаты труда, создание новых рабочих мест, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Государственная поддержка АПК в РФ осуществляется в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 2013-2018 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. №446 [4]. Она определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятия, целевые индикаторы, а также прогноз развития сельского хозяйства.
Целями Программы на 5-летний период являются [10]:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения жилищных условий в сельской местности;
- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66%, а уровня газификации домов природным газом -до 60% за счет восстановления и наращи-
вания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли [2];
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом 95% субъектов РФ, привлечения союзов сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13%, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15% (научно обоснованная норма);
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40%; совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение
рования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70% [12].
Необходимость государственного регулирования в АПК очевидна, так как преследуется цель обеспечения продовольственной безопасности и улучшения продовольственного снабжения населения страны [5]. Задачи государственного регулирования аграрного сектора - стабилизация и развитие агропромышленного производства, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, обеспечение хозяйств оборотными средствами, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей и др. [3]. Сегодня актуальными становятся не только вопросы, связанные с необходимостью увеличения размеров государственной поддержки, но и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства субъектов Федерации.
Оценка эффективности использования бюджетных ассигнований позволяет проводить мониторинг рационального выделения бюджетных средств, определять приоритетные направления поддержки, увязывать меры государственной поддержки с выполнением товаропроизводителями определенных условий и обязательств перед государством [6].
механизма таможенно-тарифного регули-
Библиографический список
1. Герасименко О. А., Герасименко О. В. Современное состояние и механизм управления оборотными активами. Региональный аспект. -Beau Bassion, Mauritius: LAP LAMBERT, 2017. - 129 с.
2. Герасименко О. А. Роль и значение оценки финансового состояния организации в разработке финансовой политики/О. А. Герасименко, В. С. Сидельникова//В сборнике: Общество и экономика постсоветского пространства Международный сборник научных статей. Ответственный редактор А.В. Горбенко. - 2014. - С. 30-34.
3. Герасименко О.А. Устойчивое финансовое состояние сельскохозяйственных организаций - залог продовольственной безопасности / О.А. Герасименко, О.В. Герасименко, Ю.А. Чубукина, С.В. Шпаченко // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 2-2 (792). - С. 461-466.
4. Герасименко О.А. Теоретические подходы к управлению финансовыми рисками организации/О.А. Герасименко, И.В.Осинцева // Репутациология. 2017. №1 (43). - С.82-89.
5. Герасименко О. А. Перспективы развития финансового потенциала на примере ОАО «АпшеронскЛагонаки» / В сборнике: Молодежь в науке: Новые аргументы. Сборник докладов II-й Международной молодежной научной конференции. Отв. ред. А. В. Горбенко. - Липецк. - 2015. - С. 16-19.
6. Захарян А.В. Перспективы и основные направления развития экономики России в условиях санкций / Захарян А.В., Дагужиев Р.А. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76). С. 630-633.
7. Захарян А.В. Финансовый мониторинг предприятий-заёмщиков с целью определения возможности наступления их кризисного состояния / Захарян А.В. // Вестник ИМ-СИТ. 2008. № 3-4. С. 4.
8. Захарян А.В. Использование методов экономической защиты как способ снижения финансовых рисков организации АПК / Захарян А.В., Сребный А.А. // Эпомен. 2018. № 15. С. 98-104.
9. Захарян А.В. Производство сельскохозяйственной продукции как фактор продовольственной безопасности России в условиях секционного давления / Долотова А.В., За-харян А.В. // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 6 (22). С. 505-511.
10. Захарян А.В. Льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей в России / Заха-рян А.В., Дмитриева А.Я. // В сборнике: Инвестиционный менеджмент и государственная инвестиционная политика - 2 Материалы международной научной конференции . 2018. С. 199-205.
11. Захарян А.В. Финансовый контроль в РФ - публичный механизм управления финансами / Захарян А.В., Артемова Я.А., Моноолов Н.Ф. // Экономика и предпринимательство. 2017. №8-4 (85). С. 114-118.
12. Захарян А.В. Продовольственное эмбарго и вкусы российских потребителей / Заха-рян А.В., Федорова В.А., Равичева Д.Ю. // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1 (76). С. 109-111.
13. Обеспечение устойчивого развития организаций аграрного сектора / Липчиу Н.В., Захарян А.В., Шевченко Ю.С., Юрченко А.А., Липчиу А.И., Федотова Ю.Э., Герасименко О.А., Герасименко О.В., Липчиу К.И., Неводова И.А., Чапурко Я.Я., Бочарова О.Ф., Носа-ленко П.А., Халяпин А.А., Улыбина Л.К., Сигидова С.И., Васильченко Е.И., Окорокова О.А., Чёрная О.А., Блохина И.М. и др. // Коллективная монография / Под редакцией Н.В. Липчиу. Краснодар, 2014.
14. Российская экономическая модель-8: Будущее в условиях кризиса глобализации / Агарков Е.Ю., Арутюнов Э.К., Арутюнян Ю.И., Багмут А.А., Белова Л.А., Белокрылов К.А., Белокрылова О.С., Бершицкий Ю.И., Бражниченко Д.В., Бурковский П.В., Василенко Н.В., Вертий М.В., Власова Н.В., Гайдук В.И., Гайсин Р.С., Генералова С.В., Григорян М.Г., Гришин Е.В., Захарян А.В., Золотарев В.С. и др./Коллективная монография. - Краснодар, 2018.
STATE SUPPORT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX IN THE RUSSIAN
FEDERATION IN TRANSITIVE ECONOMY
A.A. Bukshpan, graduate student
T.S. Gusak, graduate student
O.S. Serdyuk, graduate student
Kuban state agricultural university of I.T. Trubilin
(Russia, Krasnodar)
Abstract. In work the condition of agricultural production was investigated, problems of the state support of agrarian and industrial complex are opened, need of state regulation of agro-industrial production Russian Federation is designated, the main directions of state regulation and support of agriculture in the conditions of modern economy are planned.
Keywords: Agrarian and industrial complex, state regulation, state support, information support, agriculture, earth, monopolization, economic levers, market, food, target indicators.