Научная статья на тему 'Государственная национальная политика в Республике Карелия: особенности институционального дизайна'

Государственная национальная политика в Республике Карелия: особенности институционального дизайна Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Карелия / карелы / Россия / российский регион / Конституция / Republic of Karelia / Karelians / Russia / Russian region / Constitution

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бикейкин Максим Евгеньевич, Бахлов Игорь Владимирович

Данная статья посвящена национальной государственной политике федерального центра РФ в отношении Республики Карелия. В работе рассматриваются особенности эволюции социокультурного пространства Карелии в контексте ее существования в границах современного российского государства. В данной статье проанализированы методы и формы государственной национальной политики федерального центра в российских регионах на примере Республики Карелия. В результате проделанной работы выявлены парадигмы трансформации политических институтов Республики Карелия, стремления и установки населения и политической элиты, влияние изменений электоральных процессов на политическую систему региона, потенциальные точки роста и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бикейкин Максим Евгеньевич, Бахлов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State National Policy in the Republic of Karelia: Features of Institutional Design

This article is devoted to the national state policy of the Federal center of the Russian Federation in relation to the Republic of Karelia. The paper examines the features of the evolution of the socio-cultural space of Karelia in the context of its existence within the borders of the modern Russian state. This article analyzes the methods and forms of the state national policy of the federal center in the Russian regions on the example of the Republic of Karelia. As a result of the work done, the paradigms of transformation of the political institutions of the Republic of Karelia, aspirations and attitudes of the population and the political elite, the impact of changes in electoral processes on the political system of the region, potential growth points, etc. are revealed.

Текст научной работы на тему «Государственная национальная политика в Республике Карелия: особенности институционального дизайна»

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-4-93-97 УДК: 323.2(470.22) ГРНТИ: 11.15 EDN: MTCZQB

Государственная национальная политика

в Республике Карелия:

особенности институционального дизайна

М.Е. Бикейкин1, 2 a ©, И.В. Бахлов3, b ©

1 Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск, Российская Федерация

2 Акционерное общество «Калинов Родник», г. Саранск, Российская Федерация

3 Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

а E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена национальной государственной политике федерального центра РФ в отношении Республики Карелия. В работе рассматриваются особенности эволюции социокультурного пространства Карелии в контексте ее существования в границах современного российского государства. В данной статье проанализированы методы и формы государственной национальной политики федерального центра в российских регионах на примере Республики Карелия. В результате проделанной работы выявлены парадигмы трансформации политических институтов Республики Карелия, стремления и установки населения и политической элиты, влияние изменений электоральных процессов на политическую систему региона, потенциальные точки роста и т.д.

Ключевые слова: Республика Карелия, карелы, Россия, российский регион, Конституция

DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-4-93-97

State National Policy in the Republic of Karelia: Features of Institutional Design

M.E. Bikeikin1' 2' a ©, I.V. Bakhlov3' b ©

1 Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk, Russian Federation

2 JSC "Kalinov Rodnik", Saransk, Russian Federation

3 Ogarev Mordovian State University, Saransk, Russian Federation

a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected]

Abstract. This article is devoted to the national state policy of the Federal center of the Russian Federation in relation to the Republic of Karelia. The paper examines the features of the evolution of the socio-cultural space of Karelia in the context of its existence within the borders of the modern Russian state. This article analyzes the methods and forms of the state national policy of the federal center in the Russian regions on the example of the Republic of Karelia. As a result of the work done, the paradigms of transformation of the political institutions of the Republic of Karelia, aspirations and attitudes of the population and the political elite, the impact of changes in electoral processes on the political system of the region, potential growth points, etc. are revealed.

Key words: Republic of Karelia, Karelians, Russia, Russian region, Constitution

FOR CITATION: Bikeikin M.E., Bakhlov I.V. State National Policy in the Republic of Karelia: Features of Institutional Design. Sociopolitical Sciences. 2023. Vol. 13. No. 4. Pp. 93-97. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2023-13-4-93-97. EDN: MTCZQB

V_/

ВВЕДЕНИЕ

Культурное, национальное, этническое разнообразие России как многонационального государства проявляется в политической плоскости через автоно-мизацию административно-территориальных единиц. Автономизация может происходить даже в тех случаях, когда среди населения определенной территории нет преобладания народа, от имени которого регион получает свое название. Одним из таких регионов является Республика Карелия. Крайне интересно проследить, как проявляется данная автономизация, какие полномочия и простор для принятия решений имеет политическая система такого региона. Причем, не только в рамках государства, но и за его пределами, в плоскости внешней политики.

Республика Карелия находится на перекрестии нескольких культур, выступая важной точкой в выстраивании отношений России со странами севера Европы, которые хоть сейчас и переживают не самое лучшее время, в будущем будут нуждаться в реставрации. Здесь Карелия может сыграть важнейшую роль. Особое значение регион играет для сферы внутреннего туризма, о необходимости развития которой неоднократно говорил президент.

Регион обладает внушительным потенциалом. В данной статье будет предпринята попытка выявить

и подсветить перспективные направления для развития региона с точки зрения государственной национальной политики России. Кроме того, будет рассмотрена трансформация политического ландшафта Республики Карелия за время ее существования в рамках современного российского государства, а также, чем государственная национальная политика, проводимая федеральным центром Российской Федерации в данном регионе, отличается от политики в отношении других субъектов.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ КАРЕЛИИ

Республика Карелия расположена на северо-западе России, она входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии. На востоке Карелия граничит с Архангельской областью, на юге -с Вологодской и Ленинградской областями, на севере -с Мурманской областью.

Необходимо сказать несколько слов об этническом составе Республики Карелия. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. национальный состав региона следующий: русские - 82,2%, карелы - 7,4%,

94

Sociopolitical Sciences

Vol. 13. No. 4. 2023

белорусы - 3,8%, украинцы - 2,0%, финны - 1,4%, вепсы - 0,5%!.

Определяющее влияние на общественно-политическую жизнь в Республике Карелия оказывает взаимоотношение между республиканской и местной властью в городе Петрозаводске. На протяжении 1990-х гг. в республике сложилась система, превратившая столицу Карелии в важный центр принятия решений2.

Республика Карелия - один из важнейших северных регионов Российской Федерации. Эта территория обладает рядом перспектив и конкурентных преимуществ, потенциал у нее довольно высок. Данная характеристика проявляется в контексте внедрения, изучения, адаптации технологий и мировых образцов техники на Европейском Севере России. Карелия потенциально способна стать не только инновационным «полигоном», но и центром транзита товаров и услуг, рабочей силы с Запада на территорию России. Хотя в существующих реалиях у этого, безусловно, существуют ограничения. Однако любые ограничения рано или поздно сходят на нет.

Карелия обладает культурными, этническими и религиозными отличительными чертами в сравнении с иными российскими регионами. В республике сформировалась и сохранилась уникальная финно-угорская культура, которая вместе с традиционным православием образует уникальный социокультурный ландшафта современный Карелии [Цумарова, 2014: 40]. Эти факторы формируют карельскую идентичность. При этом не стоит забывать о длительной связи Карелии с Россией, которая, хоть и обладает своими собственными чертами, является неотъемлемой часть культурного поля страны.

Интеграционные процессы между Финляндией и Республикой Карелия обусловлены географическим положением - территории являются соседними. Приграничное положение Республики Карелия и Финляндии способствует развитию повседневных практик соседства, появлению новых направлений взаимодействия, в том числе на основе опыта предыдущих лет [Шлапенко, Степанова, 2018: 40]. Таким образом, регион чрезвычайно вовлечен в международное взаимодействие России. Карелия многие десятки лет активно участвует в развитии трансграничного социокультурного пространства между Россией и Финляндией. Более того, Республика Карелия за счет долговременной динамики трансграничных контактов, развивает такие сфера как: шопинг-туризм, совместный проекты в различных областях взаимодействия и народная дипломатия [Там же].

Рассмотрим национальные особенности жителей Республики Карелия, так как они во многом формируют государственную политику по отношению к различным социокультурным и лингвистическим регионам. Ключевой характеристикой национального-историче-

1 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2. html (дата обращения: 13.06.2023).

2 Цумарова Е.Ю. Трансформация политической системы в Карелии [Электронный ресурс]. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/283/Action283-114712.pdf (дата обращения: 13.06.2023).

ского наследия данного района является проживание в нем народа карелов, что прописана в Конституции республики3. Конституция Карелии устанавливает равноправие и уважительные отношения между всеми слоями населения, в том числе местными малыми народами [Бахлов, Бахлова, 2019: 305].

Республика Карелия развивалась в свободной социально-экономической среде 1990-х гг. Регион поддерживал проведение самостоятельной внешней и внутренней политики. Жители Карелии взяли курс на возрождение собственной национальной культуры, ориентируясь на языковые традиции и обычаи. Данное направления было зафиксировано в Программе возрождения и развития языков и культуры карелов, финнов и вепсов Республики Карелия, утвержденной Правительством региона в 1995 г.4

Тем не менее, Республика Карелия продолжала взаимодействовать с федеральным центром и идти в общем русле российского государства. Проявилась взаимосвязь общефедеральных и региональных новаций и инициатив. Республика Карелия, как и другие финно-угорские республики, приняла документы, отвечающие за реализацию конституционной национально-государственной политики. Власти Карелии обязывались содействовать развитию русского языка и русской культуры на территории региона. Некоторые исследователи сходятся на мнении о том, что с начала 2000-х гг. институционализация финно-угорских республик в сфере реализации национально-государственной политики по большей части оформилась. Также с конца 1990-х и до начала 2000-х гг. федеральные власти уделяли значительное внимание защите прав коренных народов Севера России, что выражалось в различных совместных программах и проектах [Бахлов, Бахлова, 2019:307].

Если в 1990-х гг. тема автономии политического сообщества в Республике Карелия так или иначе появлялась в публичном пространстве, то в 2000-х гг. главной идеей, в свою очередь, стала унификация республиканского и федерального законодательства, создание единого правового пространства в рамках государства в целом. Законодательство оформлялось в духе федеративного государства. Наличие конфликтов между органами власти республики и местным самоуправлением в Петрозаводске привело к формированию полицент-ричного политического режима, в котором существует несколько центров принятия политических решений.

С начала «нулевых» политика поддержки национальных языков федеральными властями стимулировалась. Была значительно расширена документальная база, инструментарий и спектр проведенных мероприятий в рамках следования данной политике. Основными направлениями национально-государственной политики по отношении к Республике Карелия стали следующие: развитие молодежного движения, поддержание и распространение этнокультурных, семейных и духовно-нравственных ценностей в общественной жизни. Важнейшими стремлениями в рамках

3 Конституция Республики Карелия [Электронный ресурс]. URL: https://garantia-plus.ru/wp-content/uploads/2014/06/ KONSTITUTSIYA-RESPUBLIKI-KARELIYA.pdf (дата обращения: 13.06.2023).

4 Там же.

регионального управления Республикой Карелия являются - этническая идентичность и гармонизация межнациональных отношений5.

Изменение порядка губернаторских выборов, произошедшее в 2004 г., оказало значительное влияние на все российские регионы, в том числе на Республику Карелия. При этом руководство региона поддержало данное решение. Таким образом, реформа несущественно повлияла на политическую сферу республики. Считается, что после отмены прямых выборов губернатора проведение политики региональной идентичности приостановилось [Цумарова, 2014: 39].

Республика Карелия институционально двигалась в сторону среднестатистических российских регионов, без ярко выраженных политических особенностей. Это стало наиболее заметно с момента прихода к власти назначенных центром политиков. Тем не менее, в публичном обсуждении все чаще проявлялись заявления об уникальности Карелии, ее принадлежности к финно-угорскому миру. Однако преобладающая часть политической элиты, непосредственно связанная с Россией, не оспаривает принадлежности республики к российскому государству. На этих началах была организована программа «Моя Карелия - Моя Россия». Она была приурочена к 100-летию Карелии в 2020 г. [Там же: 40].

Стоит сказать, что карельское общество еще находится на стадии поиска и определения приоритетных задач и целей в дальнейшем развитии региона. В этой связи основополагающим актором политической, общественной, культурной, экономической и остальных сфер жизни в Республике Карелия является российское государство, а именно федеральный центр. Таким образом, региональная элита и общество Карелии на современном этапе не обрели в полной мере субъектность. Тем не менее, некоторые социокультурные аспекты Карелии сформировались и прошли длительный генезис, что понимают и активно используют местные элиты, активно применяя их в принятии политических решений [Там же].

Вернемся к периодизации отношений государства и Республики Карелия. В период с 2012 по 2018 г. отношения властей Карелии с федеральным центром оставались стабильными. Основным приоритетом оставалась реализация национальной политики, а также внедрение на территории республики положений, изложенных в указах президента РФ [Бахлов, Бахлова, 2019: 308].

Согласно «Стратегии национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года», утверждается укрепление общероссийской гражданственности и единства многонационального народа Российской Федерации на территории Карелии. Изменения, внесенные в более раннюю редакцию документа, были продиктованы необходимостью решения возникающих задач, определения состояний и улучшения перспектив социально-экономического развития Республики Карелия6.

5 Цумарова Е.Ю. Трансформация политической системы в Карелии [Электронный ресурс]. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/283/Action283-114712.pdf (дата обращения: 13.06.2023).

6 Принята новая декларация Стратегии национальной политики в Республике Карелия до 2025 года [Электронный ресурс].

URL: https://sovetnational.ru/information-support/news/prinyata-novaya-redakciya-strategii-nacionalnoy-politiki-v-respublike-kareliya-do-2025-goda.html (дата обращения: 13.06.2023).

Новая редакция стратегии получила одобрение в ходе заседаний Совета при Главе Республики Карелия по межнациональным отношениям в ноябре 2019 г. и рабочей группы, в состав которой вошли представители национальных общественных объединений и научного сообщества Карелии, Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия7.

Карелия на уровне российского государства именуются многонациональным субъектом федерации. Однако такая ситуация выглядит не совсем верной, так как в регионе, как было сказано ранее, среди населения преобладают русские - их в Республике Карелии более 80%. Тем не менее, для государства важно сохранять образ региона.

Основным инструментом реализации национальной государственной политики государства в Карелии выступают государственный программы. Документы преимущественно посвящены механизмам взаимодействия и взаимопроникновения культур и этносов, проживающих в республике. Наиболее серьезной целью определяется развитие этносоциального и этнокультурного пространства проживания коренных народов Карелии [Бахлов, Бахлова, 2019: 309].

В интересах России как федерации - сохранить особую региональную идентичность Республики Карелия. С одной стороны, регион является частью России и преобладающее число проживающих в нем россиян подчиняется федеральным законам и Конституции, а, с другой стороны, Карелия - это своеобразная этнокультурная среда, которая является уникальной во многих аспектах, поэтому с точки зрения внутренней и внешней политики важно сохранить его самобытность.

Карелия является регионом, в экономике которого важнейшей статьей определяется туризм. Например, только в 2013 г. регион посетило почти 600 тысяч туристов, что говорит о внушительном потенциале Республики Карелия в развитии данной отрасли. В Карелии развит именно этнографический туризм, выражающийся в культурно-познавательной составляющей, которая состоит из традиций, обычаев, истории, быта, языка и других элементов культуры определенного народа или народов. Помимо этого, туристов по всему миру привлекает карельская природа [Морозов, 2016: 58]. Таким образом, очевидно, что национальная государственная политика оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. В интересах федеральных властей всеми способами поддерживать этнокультурную составляющую региона, сохраняя и увеличивая туристическую привлекательность данной территории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашим рассуждениям, необходимо выделить несколько выводов, исходя из результатов проделанной работы. Государственная национальна политика российского государства, проводимая в Республике Карелия, во многом схожа с той, что проводится в других субъекта Российской Федерации. Однако существует ряд отличительных особенностей, которые возникли на почве самобытности и исключительной

7 Там же.

96

Sociopolitical Sciences

Vol. 13. No. 4. 2023

этнокультурной общности Карелии, формировавшейся долгие годы под воздействием финно-угорского и православного влияния. Федеральный центр придерживается политики сохранения региональной идентичности в республике. При этом Карелия является неотъемлемой частью России. Политическая элита региона поддерживает лояльность центральной власти и активно вступает с ней во взаимодействие.

Региональную политику зачастую определяет социально-экономическая перспектива субъекта федерации и его национальные особенности. Таким образом, в Карелии сформировалась определенная этнокультурная среда, с опорой на которую реализуются государственные и региональные программы. В основном они направлены на поддержание взаимопроникновение

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахлов И.В., Бахлова О.В. Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в финно-угорских республиках - субъектах РФ: эволюция подходов и практик (2000-2018) // Финно-угорский мир. 2019. Т. 11. №3. С. 301-324.

2. Морозов A.A. Национально-территориальная идентичность как фактор развития туризма в регионе: топонимика и этнофутуризм в Карелии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 6. С. 57-78.

3. Цумарова Е.Ю. Политика идентичности в Республике Карелия // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Политология. 2014. № 1. С. 39-41.

4. Цумарова Е.Ю. Политика идентичности в регионах России: теоретический и практический аспекты (на примере Республики Карелия): Дис. ... канд. полит, наук: 23.00.01. СПб., 2014.157 с.

5. Шлапеко Е.А., Степанова C.B. Формирование трансграничного социокультурного пространства в российско-финляндском приграничье (Республика Карелия, Россия -Северная Карелия, Финляндия) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9. №3. С. 39-48.

этносов и культур в регионе, поддерживая сбалансированный и равноправных этноконфессиональный диалог. Также важной составляющей национальной государственной политики в регионе являются усилия по сохранению местных языков и обустройства поселений коренных народов Карелии. Политика Москвы во многом продиктована региональным потенциалом Карелии как исторической, культурной и туристической точки роста. Также регион играет важную роль в контексте установления всесторонних контактов с Финляндией. В условиях масштабного санкционного воздействия со стороны Запада тесные связи Республики Карелии с Финляндией могут способствовать локальному оживлению дипломатических отношений с Европой.

REFERENCES

1. Bakhlov I.V., Bakhlova O.V. Implementation of the state national policy of the Russian Federation in the Finno-Ugric republics - subjects of the Russian Federation: evolution of approaches and practices (2000-2018). Finno-Ugric World. 2019. Vol. 11. No. 3. Pp. 301-324. (In Rus.)

2. Morozov A.A. National-territorial identity as a factor of tourism development in the region: toponymy and ethnofutur-ism in Karelia. National Interests: Priorities and Security. 2016. No. 6. Pp. 57-78. (In Rus.)

3. Tsumarova E.Yu. Identity politics in the Republic of Karelia. Scientific Notes of Petrozavodsk State University. Political Science. 2014. No. 1. Pp. 39-41. (In Rus.)

4. Tsumarova E.Yu. Identity policy in the regions of Russia: theoretical and practical aspects (on the example of the Republic of Karelia): Dis.... Cand. Sci. (Polit.): 23.00.01. St. Petersburg, 2014.157 p.

5. Shlapeko E.A., Stepanova S.V. Formation of a cross-border socio-cultural space in the Russian-Finnish border area (Republic of Karelia, Russia - North Karelia, Finland). SPbGPU Scientific Bulletin. Humanitarian and Public Science. 2018. Vol. 9. No. 3. Pp. 39-48. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 80,72%

Рецензент: Учватов П.С., кандидат исторических наук, главный научный сотрудник; заведующий отделом региональных исследований и этнологии; Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Статья поступила в редакцию 14.07.2023, принята к публикации 09.08.2023 The article was received on 14.07.2023, accepted for publication 09.08.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Бикейкин Максим Евгеньевич, аспирант; Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия; менеджер по коммуникациям; Акционерное общество «Калинов Родник»; Саранск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Бахлов Игорь Владимирович, доктор политических наук, профессор; заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения; Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва; Саранск, Российская Федерация. ORCID: 00000001-6886-5762; Researcher ID: Т-4657-2019; Scopus Author ID: 57212021385; SPIN-код: 9489-5152; Author ID: 270524; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Maxim E. Bikeikin, postgraduate student; Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia; communications manager; JSC "KalinovRodnik"; Saransk, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Igor V. Bakhlov, Doctor of Political Sciences, Professor; Head of the Department of General History, Political Science and Regional Studies; Ogarev Mordovian State University; Saransk, Russian Federation. ORCID: 00000001-6886-5762; Researcher ID: T-4657-2019; Scopus Author ID: 57212021385; SPIN: 9489-5152; Author ID: 270524; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.