Научная статья на тему 'Государственная молодежная политика в контексте проблем формирования гражданского общества: методологический аспект'

Государственная молодежная политика в контексте проблем формирования гражданского общества: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОН / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / YOUNG PEOPLE / STATE YOUTH POLICY / STRATEGY / EFFECICIENCY / SOCIAL INSTITUTES / SOCIAL PROCESSES / REGION / ORGANIZATION OF WORK WITH YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грабельных Татьяна Ивановна

Рассматриваются методологические проблемы и условия реализации долгосрочной стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Исследованы объективные причины недостаточной эффективности мер государственной молодежной политики в решении социальных проблем молодежи в Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Грабельных Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE YOUTH POLICY IN THE CONTEXT OF PROBLEMS OF CIVIL SOCIETY FORMATION: METHODOLOGICAL ASPECT

The article deals with methodological problems and conditions for implementing a long-term strategy of the state youth policy in the Russian Federation. The author studies intrinsic reasons for lack of efficiency of the state youth policy as applied to solving young people's social problems in Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «Государственная молодежная политика в контексте проблем формирования гражданского общества: методологический аспект»

%

(N

тН

О

(N

Т.И. Грабельных

УДК 316.346.32-053.6 ББК 60.5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассматриваются методологические проблемы и условия реализации долгосрочной стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Исследованы объективные причины недостаточной эффективности мер государственной молодежной политики в решении социальных проблем молодежи в Иркутской области.

Ключевые слова: молодежь; государственная молодежная политика; стратегия; эффективность; социальные институты; социальные процессы; регион; организация работы с молодежью.

T.I. Grabelnykh

STATE YOUTH POLICY IN THE CONTEXT OF PROBLEMS OF CIVIL SOCIETY FORMATION: METHODOLOGICAL ASPECT

ssi

Zsl

KS г

“li1

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

1

S V I

8s! ИН 25 о

СнО!

*МЦ E40 I £И4

See

К

H

H

о

H

PQ

CO

H

The article deals with methodological problems and conditions for implementing a long-term strategy of the state youth policy in the Russian Federation. The author studies intrinsic reasons for lack of efficiency of the state youth policy as applied to solving young people’s social problems in Irkutsk region.

Keywords: young people; state youth policy; strategy; effeciciency; social institutes; social processes; region; organization of work with young people.

Вопросы стратегического развития России являются прямым отражением проблем формирования гражданского общества, путей и механизмов реализации молодежной политики. В 2008-2009 гг. впервые в Иркутской области было проведено комплексное социологическое исследование проблем формирования гражданского общества в рамках подготовки доклада «О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2008 г.» По материалам социологического исследования ряд вопросов касался особенностей реализации государственной молодежной политики в регионе и уровня гражданской активности молодежи.

Основными предпосылками для формирования гражданского общества в Иркутской области, прежде всего, выступают: развитие гражданских институтов и общественных объединений; совершенствование законодательной базы; повышение гражданской активности населения; развитие механизмов взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти, органами местного самоуправления и бизнесом. По результатам исследования региональные и местные органы власти выступают главными субъектами влияния на изменение ситуации в Иркутской области. При этом необходимым условием повышения гражданской активности население видит изменение системы взаимоотношений власти и общества.

Каким образом можно повлиять на повышение гражданской активности населения? Можно ли управлять данным процессом? На вопрос выделить ведущие факторы, которые могут оказать реальное влияние

© Т.И. Грабельных, 2012

%

Ю на повышение гражданской активности населения были предложены

следующие варианты ответа:

- участие в конкурсах (в том числе, региональных) инновационных

N проектов по развитию гражданского общества;

- активизация сотрудничества муниципальных образований с Обще-

5^ ственной палатой Иркутской области (возможно на основе договоров, со-

глашений по разным предметам сотрудничества);

- развитие социального института связей с общественностью (повышение эффективности работы служб, департаментов по связям с общественностью на предприятиях, в организациях различного профиля и собственности);

- принятие нового закона «О развитии гражданских инициатив»;

- формирование новой «управленческой идеологии», новой модели корпоративной культуры, ориентированной на технологии гражданской преемственности и социальной ответственности;

- развитие института гражданского образования (посредством введения новых курсов в школах, вузах; создания новых территориальных центров по развитию гражданских инициатив; чтения лекций, проведения консультаций для населения и в целом организации комплекса мероприятий по гражданскому просвещению);

- организация конкурсов научных, научно-образовательных, социально-гуманитарных проектов по развитию структур гражданского общества на региональном и местном уровнях;

- развитие социального института консалтинга (сети консультационных центров и служб разного уровня и направленности по ключевым вопросам формирования и развития гражданского общества);

- развитие института гражданского просвещения посредством активизации взаимодействия с представителями Общественной палаты и общественных советов разных уровней путем повышения мобильности

як? последних в масштабе всей территории («выездные бригады» в районы,

| создание дискуссионных площадок на местах и пр.);

“н Ц - создание нового «информационного коридора» по формированию и

! развитию гражданского общества в ведущих СМИ и др.

л << | Методологическое видение данного вопроса в таком контексте позволя-

ЕДд! ет, с одной стороны, более широко взглянуть на проблему, с другой стероид ны, предусматривает разработку специальной методологической «сетки»,

'■^1 в том числе, и в области молодежной политики. Так, по поставленному

вопросу выявлено, что палитра мнений среди населения сильно различала! ется. На первом месте — участие в конкурсах инновационных проектов по

| развитию гражданского общества; на втором месте (с небольшой разницей

ь§| сразу три фактора) — развитие института гражданского образования, ак-

н®в тивизация сотрудничества муниципальных образований с Общественной

палатой Иркутской области, создание нового «информационного коридо-

Нра» по формированию и развитию гражданского общества в ведущих СМИ; на третьем — развитие социального института связей с общественностью. Представляется, что фактически все выделенные социальные и управленческие технологии повышения гражданской активности населения актуальны на сегодняшний день и могут быть внедрены на практике.

-у» Также обнаружилось, что у экспертов существует свое особое мнение

и видение проблемы, по приоритетности отличное от населения. Если представители органов государственной власти и других групп экспертов в числе главного фактора видят активизацию сотрудничества муниципальных образований с Общественной палатой Иркутской области, то, на взгляд экспертов со стороны некоммерческого сектора, это, прежде всего, развитие института гражданского образования.

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

1

^ Л £ ё§! ь Е

« цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

Одними из базовых социальных технологий, способных обеспечить реальное продвижение в этом направлении, являются также технологии социального заказа, социального гранта и проч., получившие в той или иной степени распространение в Иркутской области. В целом же, осознание остроты и необходимости решения той или иной социальной проблемы приводит к формированию конкретной социальной технологии ее решения. Причем, инициатива может исходить как от органов государственной власти, так и от инициативной группы, или даже от личности (лидера). На наш взгляд, в ходе реализации государственной молодежной политики это обстоятельство с необходимостью следует принимать во внимание.

В целом, проведенный анализ показал, что в Иркутской области постепенно создаются реальные предпосылки для внедрения социальных и управленческих технологий повышения гражданской активности населения в практику ее социально-экономического развития. Между тем, на текущий период само население не всегда выступает активным субъектом социальных преобразований, конструирующим многообразные гражданские практики. Гражданская активность населения находится на достаточно низком уровне. Не столь успешно в масштабе области реализуются гражданские инициативы. Институционализация гражданского общества с необходимостью предполагает учет и изучение факторов влияния. В этой связи, в новом свете встает вопрос о роли молодежи как активном субъекте социальных преобразований и эффективности реализации государственной молодежной политики в регионе. Стратегия государственной молодежной политики в современных условиях наиболее рельефно проявляется в особенностях социальной политики государства в отношении молодежи, одной из которых следует назвать рассмотрение молодежи как стратегического ресурса инновационного развития России.

По общему признанию, на современном этапе, актуализация проблемы во многом связана с исходными социальными условиями реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. и Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г. Среди других факторов, влияющих на эффективность государственной молодежной политики, — качество подготовки кадров по организации работы с молодежью и принятие нового стандарта по данному направлению подготовки.

Данные проведенных исследований относительно видения исходных социальных условий формирования гражданского общества и, в целом, регионального развития свидетельствуют, что в регионе уделяется недостаточное внимание проблемам молодежи. С одной стороны, в рассматриваемом контексте следует учитывать место и роль общественных организаций Иркутской области. В этой связи, исследование показало, что все группы опрошенных плохо информированы о молодежных объединениях как политического, так и неполитического характера [1, с. 170]. С другой стороны, распределение ответов на вопрос в каких сферах проявляется наибольшее влияние самого некоммерческого сектора Иркутской области на принятие решений органов власти», свидетельствует о возрастании значения молодежной политики в Иркутской области [1, с. 184]. Полученные данные позволяют сделать вывод об определенном влиянии некоммерческого сектора на принятие решений органов власти в области молодежной политики.

Готовы ли респонденты сегодня и в последующие годы принимать активное участие в деятельности некоммерческих общественных организаций, только 26,4% респондентов по опросу населения ответили «да», 34,4% указали «нет», 39,2% затруднились ответить. Показатель готов-

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю ности по группам экспертов значительно выше: по органам власти и дру-

гим группам экспертов — 64,2%, по некоммерческому сектору — 81,9%. В деятельности каких общественных организаций респонденты го-М| товы принимать активное участие? Первая группа экспертов по приори-

^ тетности назвала некоммерческие партнерства и другие организации,

5^ например, профессиональные ассоциации, общественные объединения,

тогда как представители второй группы экспертов (со стороны некоммерческого сектора) выразили готовность принимать активное участие в деятельности целого ряда общественных организаций с разной организационно-правовой формой: женские организации, фонды, некоммерческие партнерства и др.

Причем, в деятельности каких организаций они готовы принимать участие, определенная часть респондентов со стороны населения не знает (28,4%). Проявилось, что по населению традиционно делается акцент на женские и экологические организации, в целом же существующая (и общепринятая) структура некоммерческого сектора как эффективный механизм, саморазвивающаяся система не рассматривается. В числе других организаций — организации ветеранов, спортивные организации, профсоюз, творческие организации и др. (в основном, по интересам). Прослеживается отличие и по месту проживания, а также в зависимости от пола респондентов. Закономерно возникает вопрос о гражданской позиции молодежи, учитывая то обстоятельство, что в исследовании принимала участие молодежь в возрасте от 18 до 24 лет — 16,5% от числа опрошенных среди населения и от 25 до 34 лет — 22,2%.

Также был задан и прямой вопрос: «Как Вы считаете, какие общественные объединения нужны молодежи?». Среди перечисленных организаций: политические объединения; организации, объединяющие молодежь по интересам, для проведения досуга; организации, ориентированные на занятия культурой, искусством, музыкой; экологические §ЦЦ¥ организации; молодежные профсоюзы; спортивные объединения и клу-

; бы; организации, занимающиеся изучением национальных традиций,

обрядов; религиозные объединения и др. По полученным данным мы ой § видим, что мнение всех групп, опрошенных по ключевым позициям,

^ ^ | совпадает, в первую очередь, молодежь нуждается в спортивных объеди-

й* | нениях и клубах [1, с. 166]. Также актуальным видится создание в Ир-

о§! кутской области организаций, объединяющих молодежь по интересам,

вдля проведения досуга, и организаций, ориентированных на занятия | культурой, искусством, музыкой. По значимости выделяются молодеж-

в ные профсоюзы и экологические организации. Очевидно, что такие по-

йо 1 казатели необходимо учитывать при реализации политики по развитию

к®! гражданских инициатив и гражданской активности, как и в государст-

венной молодежной политике в целом. Следует отметить, что последние годы на региональном уровне активно проводятся мероприятия в этом 23 направлении, другой вопрос — насколько они эффективны.

Таким образом, комплексный анализ состояния гражданского общества в Иркутской области позволил выявить ключевые проблемы, сдерживающие динамику его формирования и развития. Прежде всего, речь идет о недостаточной оформленности структур гражданского общества на территории Иркутской области. Среди других особенностей: неэффектив-со ность деятельности существующих институтов гражданского общества,

Них малочисленность; отсутствие должных социально-правовых механизмов взаимодействия государственной власти, бизнеса и общества; неготовность власти рассматривать общественный сектор как равноправных партнеров в решении проблем области и населения; неравномерное раз-

%

(N

тН

О

(N

SS1

2нё Яч >

BhSI

HSS

«31

оК %<s ^ 1

5s 1

^ Л £ ё§| h Е

S V I

8s! й§ о

ЕнО а

£яЦ

МО I £И4

See

«

н

н

о

н

PQ

со

н

витие общественных инициатив и сектора НКО на территории Иркутской области; свертывание областных программ поддержки сектора НКО; преобладание иждивенческих настроений среди населения [1, с. 128].

В обозначенном контексте объективные причины недостаточной эффективности мер государственной молодежной политики в решении социальных проблем молодежи мы связываем с целым рядом исходных условий: концептуальным обеспечением государственной молодежной политики (идеологический и управленческий аспекты); институциональным обеспечением государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; нормативно-правовым обеспечением государственной молодежной политики; финансово-экономическим механизмом осуществления государственной молодежной политики и его эффективностью; ключевыми проблемами кадрового и организационного обеспечения государственной молодежной политики; научным и информационным обеспечением государственной молодежной политики.

Требуют особого внимания и осмысления основные пути и способы реализации стратегий государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях:

1. Доработка концепции государственной молодежной политики, ориентируемой на повышение социального статуса молодежи и ее гражданской активности.

2. Обновление методологических и методических основ разработки социальных молодежных программ.

3. Подготовка кадров высшей квалификации по организации работы с молодежью как гаранта эффективной реализации государственной молодежной политики.

4. Комплексное использование традиционных и инновационных форм и методов разрешения актуальных проблем по реализации государственной молодежной политики в сложных условиях и повышению ее эффективности на региональном и муниципальном уровнях.

5. Развитие и совершенствование системы социальных служб для молодежи.

6. Поддержка центров гражданской активности молодежи и реализации молодежных инициатив.

Список использованной литературы

1. О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2008 г.: Доклад Общественной палаты Иркутской области / Т.И. Грабельных, А.А. Широбокова, И.М. Головных [и др.]. — Иркутск: Общественная палата Иркутской области, 2009. — 212 с.

Referenses

1. O sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Irkutskoi oblasti. 2008 g.: Doklad Obshchestvennoi palaty Irkutskoi oblasti / T.I. Grabel’nykh, A.A. Shirobokova, I.M. Golovnykh [i dr.]. — Irkutsk: Obshchestvennaya palata Irkutskoi oblasti, 2009. — 212 s.

Информация об авторе

Грабельных Татьяна Ивановна — доктор социологических наук, профессор, кафедра социальной философии и социологии, заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций, Институт социальных наук, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Author

Grabelnykh Tatyana Ivanovna — Doctor of Sociology, Professor, Chair of Social Philosophy and Sociology, Head of Sociological Lab for Regional Problems and Innovations, Institute of Social Sciences, Irkutsk State University, Irkutsk, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.