обязанностей носят обеспечивающий характер, должны быть отнесены к должностям гражданской государственной службы. Помимо преодоления негативных последствий, это разделение позволит повысить компетентность сотрудников милиции, основной должностной обязанностью которых будет охрана общественного порядка и задержание правонарушителей. Законодательное закрепление принципа предоставления государственным служащим властно-распорядительных полномочий представителя власти в связи с замещением ими должности правоохранительной службы в ОВД (милиции) позволит четко разграничить службу в ОВД (милиции) на непосредственно правоохранительную и гражданскую государственную, что повлечет за собой эффективную реализацию ОВД дел задач и функций по охране общественного порядка и пресечению противоправных посягательств.
Разграничение, в свою очередь, будет способствовать приведению в соответствие действительности количества сотрудников ОВД (милиции), непосредственно охраняющих общественный порядок, так как приведет к снижению показателей соотношения числа сотрудников ОВД (милиции), которые фактически осуществляют повседневные обязанности по охране
общественного порядка и пресечению противоправных посягательств, на единицу населения.
Четкое разделение должностей в ОВД (милиции) на правоохранительные и обеспечивающие приведет к снижению государственных затрат на правоохранительную службу, сделает государственное финансирование социальной сферы ОВД (милиции) эффективным, позволит предоставлять повышенные социальные гарантии, льготы и компенсации тем сотрудникам ОВД (милиции), которые в их повседневной служебной деятельности рискуют жизнью и здоровьем на благо общества и государства.
1 Аврутин Ю.Е. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод граждан и их реализация в правовом регулировании деятельности российской милиции // Полицейское право. 2005. № 2.С. 7-13.
2 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С. 220.
3 Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции Российской Федерации. Омск, 1993. С. 119; Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации. Омск, 2001. С. 20.
4 Там же. С. 36.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ С ПОЗИЦИИ ЕЕ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ
Е.С. ЗАЙЦЕВА,
преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук;
СЛ. ЕГОРОВ,
доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук
martplus @ mail.ru
Аннотация. Выявлены четыре приоритета Стратегии государственной молодежной политики в РФ, позволяющие максимизировать вклад молодежи в конкурентоспособность государства. Сделан вывод о признании Россией прав категории «молодежь».
Ключевые слова: молодежная политика, международные стандарты, государственная стратегия, государственно-правовая охрана.
THE STATE YOUTH POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION FROM A POSITION OF ITS CONFORMITY TO THE INTERNATIONAL STANDARDS
IN THIS AREA
E.S. ZAYCEVA,
teacher of chair constitutional and the municipal right of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of jurisprudence;
S.A. EGOROV,
senior lecturer of chair constitutional and The municipal right of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
candidate of jurisprudence
Annotation. Russian Federation has defined the Strategy of public youth policy. Author has identified four priorities of the document which maximize the contribution of youth in competitiveness of the State and concludes that Russia recognizes the rights of the «outh» catergory. Key words: youth policy, international standards, state strategy, public law protection.
Национальная молодежная политика призвана включать комплекс прямых и дополнительных мер, которые затрагивали бы все сферы деятельности молодежи, включая определение роли и места молодежи в каждом секторе национальной жизни государства, как, например, в сфере образования, здравоохранения.
В рамках ООН принято Руководство по формирования и осуществления молодежной политики на национальном уровне. Оно включает в себя разделы «Общие положения» и «Специальные меры». Общие положения устанавливают, что международно-правовые нормы, регулирующие права молодежи, следует импле-ментировать, исходя из национальных особенностей. Каждое государство должно установить собственную национальную стратегию, цели и приоритеты, включать их в программы национального развития.
Успех реализации международно-правовых положений зависит от способности государства создать условия и возможности для участия молодежи в общественном процессе на национальном и местном уровнях. Органы государственной власти должны определить роль молодежи и молодежных организаций в процессе принятия государственно (общественно) значимых решений.
Формирование национальной молодежной политики представляется ООН наиболее важным в следующих областях:
Ф распространение идей мирного сосуществования;
Ф законодательные и правовые меры;
Ф занятость;
Ф образование;
Ф реализация права на частую жизнь;
Ф здравоохранение;
Ф социальная защищенность;
Ф охрана окружающей среды;
Ф культура и спорт;
Ф реализация грана на передвижение.
Следует предпринять шаги по оценке национальной молодежной политики, которые включают в себя следующие действия:
Ф определение понятия «молодежь», которое соответствовало бы национальным факторам и идентификации разных субкатегорий молодежи в каждом государстве1;
Ф определение потребностей и ожиданий молодежи, формирование молодежной политики с исполь-
зованием особенностей законодательных мер по их имплементации;
Ф установление количественных и качественных социально-экономических, культурных и политических характеристик для каждой субкатегории молодежи. Особое внимание должно уделяться демографии, политическому участию, образованию, занятости и использованию свободного времени молодежью;
Ф оценка выделенных элементов национальной политики, которая устанавливает общее направление молодежной политики. Такие элементы могут включать в себя как конституционные, законодательные нормы, так и нормы международных актов, ратифицированных государством;
Ф определение и оценка разных государственных и неправительственных программ, которые устанавливают прямое и косвенное участие молодежи в общественном процессе, источников, необходимых для реализации таких программ (бюджета, инфраструктуры, оборудования и пр.), а также оценка категорий молодежи и процентного соотношения участвующих в реализации этих программ;
Ф утверждение на законодательном и исполнительном уровнях молодежной политики;
Ф постоянный мониторинг молодежной политики, осуществляемый неправительственными молодежными организациями.
Россия является демократическим государством, одной из целей которого — защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2 Конституции РФ). Защита прав и свобод молодежи также относится к обязанностям государства.
В целях развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей в России 2009 г. был объявлен Годом молодежи (Указ Президента РФ от 18 сентября 2008 г. № 1383). В нашей стране молодому поколению всегда уделялось особое внимание. В советский период это были разные детские и молодежные общественные организации, на современном этапе — целенаправленная государственная молодежная политика.
Государственная молодежная политика представляет собой систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и воз-
можностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Основным средством развития потенциала молодежи является ее вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь российского общества.
Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экон омического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, другим народам, на соблюдение прав человека.
Основные субъекты государственной молодежной политики в России:
Ф граждане России, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;
Ф иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет — в той мере, в какой их пребывание на территории России влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
Ф молодые семьи — семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
Ф молодежные объединения (см. постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» 1993 г.).
Такой подход к определению состава субъектов молодежной политики не противоречит международным стандартам, так как международное понятие «молодежь» устанавливает, что возрастные границы этой категории лиц могут формироваться исходя из традиций и менталитета конкретной нации или государства. ООН определяет эту группу как группу людей в возрасте от 15 до 24 лет без какого-либо ущерба относительно определений государств — членов ООН.
Государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями, их ассоциациями, молодыми гражданами.
Правительство РФ распоряжением от 18 декабря 2006 г. № 1760-р утвердило Стратегию государственной молодежной политики в РФ, обозначив основные цели и принципы государственной молодежной политики, которые являются общими для всех уровней государственной власти и управления. Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ разработана на период до 2016 г. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Кроме того, Стратегия нацелена на изменения, которые произойдут в жизни российского общества и государства, и реализуется через проектный подход, который включает в себя решение задач, определяемых национальным проектом в области образования. Так, предполагается поддерживать инициативную, способную, талантливую молодежь, способствовать поддержке молодых семей. Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед российским государством, и объективную ограниченность ресурсов развития, эффективная молодежная политика, как и вся социально-экономическая политика XXI в., представляется политикой приоритетов. Стратегия государственной молодежной политики в РФ рассматривает приоритетные направления в качестве системообразующих государственной молодежной политики в России. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, обращены ко всей молодежи России, открывают возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Исходя из тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика призвана реализовать следующие четыре приоритета:
1) совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности;
2) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
3) развитие созидательной активности молодежи;
4) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Реализация этой системы приоритетов позволяет максимально увеличить вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям. Хотя приоритеты и не охватывают всего объема проблем, стоящих перед молодежью и обществом в ближайшие десятилетия, важным является то, что они определяют направления и сферы первоочередного инвести-
рования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируя систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI в.
Одновременно цель государственной молодежной политики и ее приоритеты взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития России и предполагают межведомственный характер их достижения. Все это формирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.
Стратегия государственной молодежной политики в РФ служит основой для реализации государствен-
ной молодежной политики в субъектах Федерации, муниципальных образованиях, для разработки федеральных, региональных и муниципальных программ для молодежи с учетом региональных особенностей.
Таким образом, Россия, провозглашая себя демократическим государством и конституционно регламентируя права и свободы человека и гражданина, признает права такой категории, как «молодежь». Такое признание доказано существованием нормативно-правовой базы, регулирующей приоритеты молодежной политики в Росси и субъектах Федерации.
1 Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109—114.
СОСТОЯНИЯ КАК ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
О.А. ЕГОРОВА,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Российской академии правосудия, Председатель Московского городского суда
Аннотация. Предложено различать две группы состояний: состояние нуждаемости в жилом помещении и иные состояния (сиротства, родства, иждивенчества и др.). Состояние понимается как юридический факт, действие которого возможно обособлено и в юридическом составе.
Ключевые слова: состояния как основание возникновения, изменения, прекращения жилищных правоотношений; сиротство, родство, состояние нуждаемости в жилом помещении, состояние членства в жилищном кооперативе, состояние малоимущего гражданина.
STATES AS GROUNDS FOR CREATION, CHANGE AND TERMINATION OF
HOUSING RIGHTS AND OBLIGATIONS
O.A. EGOROVA,
LLM, Associate Professor, Professor of the Civil Law Faculty of Russian Justice Academy, Chairman of Moscow City Court
Annotation. The article suggests differentiation between two groups of states, namely, the state of need for the residential premises and other states such as orphancy, relationship, dependence, etc. The state is understood as a legal fact which effect may be separated in legal element, as well.
Key words: states as grounds for creation, change and termination of housing rights and obligations; orphancy, relationship, state of need for residential premises; state of membership in the housing cooperative, state of economically disadvantaged person.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищно-
го законодательства порождают жилищные права и обязанности:
Ф из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;