ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Егорова Зоя Александровна, старший преподаватель кафедры государственного и административного права юридического факультета.
Место работы: Ульяновский государственный университет.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В рамках данного исследования рассматривается государственная корпорация как субъект финансового права, анализируется понятие государственной корпорации с позиций различных теоретических исследований. Определяется правовой статус государственной корпорации, изучены особенности и специфика деятельности государственных корпораций.
Ключевые слова: Государственная корпорация, субъект финансового права, публичный характер государственной корпорации.
STATE CORPORATION AS A SUBJECT OF FINANCIAL LAW
Egorova Zoya, Senior lecturer the chair of state and administrative law, the department of law.
Place of employment: Ulyanovsk State University.
Contacts of the author: [email protected]
Annotation. The given research work considers a state corporation as a subject of financial law. The notion of a state corporation is being analyzed from the point of view of different theoretical investigations. The legal status of a state corporation is determined. The peculiarities and details of state corporation activity have been studied. Keywords: State Corporation, a subject of financial law, public character of a state corporation.
В июле 1999 года путем внесения изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»1 был определен новый вид некоммерческой организации - «государственная корпорация». Первой государственной корпорацией России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций, возникшее в 1999 году. В 2003 появилась вторая государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов. Процесс создания государственных корпораций ускорился в 2007 году, в этот период были созданы и начали функционировать государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее -«Олимпстрой»), «Российская корпорация нанотехнологий» (далее - «Роснанотех»), «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФСР ЖКХ), государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее - «Росатом»), государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (далее -«Ростехнологии»).
1 Российская газета. - №14. - 1996; Российская газета. - №134.
- 14.07.1999.
Деятельность подобных организаций, расширение сферы их влияния представляет собой принципиально новое явление для России, которое влияет на сложившиеся представления о формах организации управления и отношениях собственности, определяет общее направление социально-экономического, политического и правового развития государства.
В российском законодательстве организационноправовая форма государственной корпорации установлена для того, чтобы заложить презумпцию тождественного функционирования этого субъекта в экономическом обороте наряду с другими субъектами гражданского права, хотя с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не может быть отнесена к «классическим» корпорациям. Законодатель использует конструкцию юридического лица для осуществления функций публичного характера2.
При этом Конституция Российской Федерации3 не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти, такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам, таким образом, возможно создание негосударственных организаций, выполняющих публично-правовое пред-назначение4.
В соответствии со ст.7.1. ФЗ РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»5 государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Правовой анализ данной нормы позволяет выделить ряд специфических особенностей государственной корпорации:
Государственная корпорация - это некоммерческая организация.
Учредителем данной организационно-правовой формы является Российская Федерация.
Создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно-полезных целей на основании специального федерального закона, регулирующего ее деятельность и определяющего ее правовой статус.
Имущество, переданное Российской Федерацией государственной корпорации, является ее собственностью и используется для реализации целей, предусмотренных специальным законом, регулирующим ее деятельность.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.
Государственная корпорация не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность служит достижению целей, ради которых она создана.
2 Шимбарева Е.В. Правовой статус государственной корпорации / Е.В. Шимбарева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - №4. - с.115.
Российская газета. - №7. - 21.01.2009.
4 Романовская О.В. О понятии публичной корпорации / О.В. Романовская // Правоведение . - 2006. - № 5. - С. 53.
5 Российская газета. - №14. - 1996; Российская газета. - №134.
- 14.07.1999; Российская газета. - №158. - 25.07.2008.
Егорова З.А.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ
Предусматривается обязанность государственной корпорации публиковать отчеты об использовании имущества в соответствии с законом, регулирующим ее деятельность.
Для создания государственной корпорации не требуются учредительные документы, предусмотренные статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В специальном законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
В настоящее время проблема правового статуса государственной корпорации практически не исследована в правовой науке. Финансово-правовая концепция государственной корпорации находится на стадии разработки. Именно поэтому представляется актуальным рассмотреть вопрос о правовом положении государственной корпорации в системе субъектов финансового права, тем более что интерес ученых к проблематике субъектов права не угасает.
Проблема института «субъектов права» - одна из важнейших проблем любой отрасли права и отраслевой юридической науки6.
Понятие субъекта права является ключевым для правовой науки. Субъект права - это потенциальный субъект правоотношения, который непосредственно реализует представленные законом права и обязанности. Субъект финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотноше-
нии7.
Анализ правового положения государственных корпораций обеспечивает интересы государства и общества, путем реализации публичных функций в финансовой сфере. При этом, государственная корпорация выполняет достаточно специфические для такого рода организации функции в сфере финансовой деятельности, свойственные скорее государству.
Так, Агентство по страхованию вкладов было создано на основании ФЗ РФ от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»8, с целью осуществления функций по обязательному страхованию вкладов, функционирования системы страхования вкладов.
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» осуществляет свою деятельность на основании ФЗ РФ от 17.05.2007 №82-ФЗ «О банке развития»9 с целью обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием
6 Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: НОРМА, 2000. - с.3.
7 Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2006. -с. 110.
Российская газета. - №261. - 27.12.2003.; Российская газета. -«265. - 26.12.2008.
9 Российская газета. - №108. - 24.05.2007.
иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснанотех) была создана на основании ФЗ РФ от 19.07.2007 №139-ФЗ «О российской корпорации нанотехнологий»10 в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.
Фонд содействия реформированию жилищно-комунального хозяйства осуществляет свою деятельность на основе ФЗ РФ от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-комунального хозяйства»11 с целью создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищнокоммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г.Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой) осуществляет свою деятельность на основании ФЗ РФ от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»12 с целью осуществления управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.
Государственная корпорация по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии» была организована в соответствии с ФЗ РФ от 23.11.2007 №270-ФЗ «О государственной корпорации Ростехнологии»13 с целью содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации
10 Российская газета. - №159. - 25.07.2007.
11 Российская газета. - №162. - 27.07.2007.
12 Российская газета. - №247. - 03.11.2007.
13 Российская газета. - №264п. - 26.11.2007.
различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ РФ от 01.12.2007 №317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»14 с целью проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового
регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.
В соответствии со ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии государственным корпорациям. ФЗ РФ от 24.11.2008 №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусматривает финансирование деятельности в 2009 году государственной корпорации «Росатом», бюджетное законодательство прошлых лет также предусматривало финансирование деятельности различных государственных корпораций. Так, на первых этапах деятельности государственных корпораций из федерального бюджета было выделено на реализацию их деятельности более чем 800 миллиардов рублей.15
Таким образом, государственная корпорация является полноправным субъектом финансового права в отношении прав на получение и использование бюджетных финансовых средств в различных сферах финансовой деятельности государства и обладает следующими особенностями:
- это особая форма организации, специфика деятельности которой сводится к осуществлению управленческих функций в сфере государственных финансов;
- осуществляет централизованное руководство и максимальную концентрацию финансовых ресурсов для реализации целей в различных областях финансовой деятельности государства (государственная защита банковских вкладов, развитие атомной энергетики, финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в капитальном ремонте домов, реализация государственной политики в области нанотехнологий, инновационная, инвестиционная, страховая деятельность т.д.);
- позволяет обеспечить максимальный учет интересов государства и общества в финансовой сфере.
Список литературы:
1. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М.: НОРМА, 2000.
2. Романовская О.В. О понятии публичной корпорации / О.В. Романовская // Правоведение . - 2006. - № 5. - С. 53 - 64
3. Шимбарева Е.В. Правовой статус государственной корпорации / Е.В. Шимбарева // Экономический вест-
14 Российская газета. - №272. - 05.12.2007.
15 Ийр://\ммм/г!еу.ги/142/142_9.Мт
ник Ростовского государственного университета. -2007. - №4. - с.111 - 117.
4. Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2006. - 592с.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Егоровой З.А. «Государственная корпорация как субъект финансового права» имеет определенный научный и практический интерес.
С позиций теории финансового права обосновываются признаки, присущие государственным корпорациям, как субъектам финансового права. В настоящее время проблема создания и деятельности государственных корпораций является малоисследованной. И поэтому рассмотрение теоретических проблем, связанных с направлением деятельности государственных корпораций поможет осознать их роль в распределений и использовании государственных финансов в интересах общества. По ходу изложения материала автор делает анализ действующей нормативной базы о государственных корпораций и приходит к выводу, что это особая форма организаций в сфере публичного управления финансами. Подчеркивается так же роль государственных корпораций в осуществлении централизованного руководства финансовыми ресурсами в различных областях финансовой деятельности государства, таких как защита банковских вкладов, развитие нанотехнологий, инновационной, инвестиционной, страховой деятельности и так далее. Автор приходит к выводу, что государственные корпорации позволят обеспечить максимальный учет интересов государства и общества в финансовой сфере.
Статья представляет собой определенный научный интерес и рекомендуется для опубликования в журнале.