Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов Шамиль Джавадович

Целью настоящего исследования является попытка определить основные направления инвестиционного развития региона, выявить факторы и проблемы, снижающие его инвестиционную привлекательность. Методы исследования. Определено участие государства в инвестиционном процессе как субъекта инвестиционной деятельности, так и регулятора инвестиционных процессов. Установлены принципы и правила формирования гармоничной государственной инвестиционной политики на основе соблюдения и развития инвестиционно значимых экономико-правовых механизмов. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Результаты. Установлена необходимость формирования государственной инвестиционной политики на основе и учете оптимальных подходов к выбору приоритетов развития всей инвестиционной сферы. Определена необходимость соблюдения принципа приоритетности направлений развития экономики при привлечении финансовых ресурсов. Выводы. Основной задачей государственной инвестиционной политики выступает непосредственное регулирование инвестиционного процесса, определяя роль государства как субъекта инвестиционной деятельности, так и регулятора инвестиционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INVESTMENT POLICY OF THE REGION: PROBLEMS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION

The purpose of this study is to try to determine the main directions of investment development of the region, to identify factors and problems that reduce its investment attractiveness. Research methods. The participation of the state in the investment process as a subject of investment activity and a regulator of investment processes is determined. The principles and rules for the formation of a harmonious state investment policy based on the observance and development of investment-relevant economic and legal mechanisms are established. Scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of both regional investment policy as a whole and its structural elements separately. Results. The necessity of forming a state investment policy based on and taking into account optimal approaches to the selection of priorities for the development of the entire investment sphere is established. The necessity of observing the principle of priority of economic development directions when attracting financial resources is determined. Conclusions. The main task of the state investment policy is the direct regulation of the investment process, defining the role of the state as a subject of investment activity and a regulator of investment processes.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 330.322 АРСЛАНОВ ШАМИЛЬ ДЖАВАДОВИЧ

к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: а[email protected]

D0l:10.26726/1812-7096-2020-09-57-62 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Целью настоящего исследования является попытка определить основные направления инвестиционного развития региона, выявить факторы и проблемы, снижающие его инвестиционную привлекательность. Методы исследования. Определено участие государства в инвестиционном процессе как субъекта инвестиционной деятельности, так и регулятора инвестиционных процессов. Установлены принципы и правила формирования гармоничной государственной инвестиционной политики на основе соблюдения и развития инвестиционно значимых экономико-правовых механизмов. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в ходе формирования и реализации как региональной инвестиционной политики в целом, так и ее структурных элементов в отдельности. Результаты. Установлена необходимость формирования государственной инвестиционной политики на основе и учете оптимальных подходов к выбору приоритетов развития всей инвестиционной сферы. Определена необходимость соблюдения принципа приоритетности направлений развития экономики при привлечении финансовых ресурсов. Выводы. Основной задачей государственной инвестиционной политики выступает непосредственное регулирование инвестиционного процесса, определяя роль государства как субъекта инвестиционной деятельности, так и регулятора инвестиционных процессов.

Ключевые слова: регион, инвестиции, политика, развитие.

ARSLANOV SHAMIL DJA VADOVICH

Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher at the Institute of socio-economic research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: ars_dgu @mail .ru

STATE INVESTMENT POLICY OF THE REGION: PROBLEMS OF FORMATION AND IMPLEMENTATION

Abstract. The purpose of this study is to try to determine the main directions of investment development of the region, to identify factors and problems that reduce its investment attractiveness. Research methods. The participation of the state in the investment process as a subject of investment activity and a regulator of investment processes is determined. The principles and rules for the formation of a harmonious state investment policy based on the observance and development of investment-relevant economic and legal mechanisms are established. Scope of the results. The results of the study can be applied in the formation and implementation of both regional investment policy as a whole and its structural elements separately. Results. The necessity of forming a state investment policy based on and taking into account optimal approaches to the selection of priorities for the development of the entire investment sphere is established. The necessity of observing the principle of priority of economic development directions when attracting financial resources is determined. Conclusions. The main task of the state investment policy is the direct regulation of the investment process, defining the role of the state as a subject of investment activity and a regulator of investment processes. Keywords: region, investment, policy, development.

Введение. Современные, и чаще всего разнонаправленные, мировые тенденции развития экономической и общественно-политической жизни мирового сообщества (глобализация, цифровизация, эпидемиологическая безопасность, финансовая нестабильность) невольно вовлекли регионы в международные экономические отношения, тем самым спровоцировав увеличение уровня диспропорций в их социально-экономическом развитии. Вследствие чего усилилась межрегиональная конкуренция, в том числе и в инвестиционной сфере (участие в программах на основе бюджетного инвестирования, привлечение частных инвесторов). В сложившихся условиях задача инвестиционного развития региона на основе реализации государственной инвестиционной политики не просто остается вопросом стратегической важности, а приобретает характер жизнеобеспечивающей всей его социально-экономической системы.

Методы исследования. Экономические задачи государственной политики в инвестиционной сфере достаточно объемны и многоаспектны. Ключевой проблемой комплекса таких задач является формирование научно-обоснованной инвестиционной политики, учитывающей ориентиры развития реальной экономики, закрепленные в стратегических документах социально-экономического развития региона.

Государственная экономическая политика региона предполагает формирование стратегических направлений развития экономики и несет ответственность за их реализацию и корректировку как управленческая система и как непосредственный субъект осуществления инвестиционной деятельности [1, 3, 5, 9, 14].

Участие государства в инвестиционном процессе позволяет дополнять существующую систему условий и механизмов, которая предопределяет выбор более эффективных способов использования инвестиционных ресурсов региона. При этом необходимо учитывать, что участие государства в инвестиционной деятельности как ее субъекта влечет за собой сопутствующие расходы как на общем государственном уровне, так и на различных уровнях управления инвестиционным развитием региона. Необходимость таких расходов на уровне государственного управления предполагает анализ соразмерности расходов и доходов и периодическую корректировку на предмет целесообразности инвестирования.

В рассматриваемом аспекте государственная инвестиционная политика выступает в виде системы конкретных мер, направленных на создание благоприятных условий для реализации инвестиционного процесса, обеспечение доступности инвестиционных ресурсов и их эффективного освоения. Инвестиционная политика региона также должна предусматривать содействие капиталообразованию, росту доходов от инвестируемых средств и снижению инвестиционных рисков при осуществлении инвестиционной деятельности, нести стратегическую подчиненность всего инвестиционного процесса реализации цели общестратегического характера - повышение уровня и качества жизни населения.

В то же время государственная инвестиционная политика включает в себя куда большее количество механизмов и инструментов, нежели комплекс мер, направленных на реализацию государственного участия в инвестиционном процессе. Одним из инструментов такой инвестиционной политики является государственно-правовое регулирование инвестиционной сферы региона. Иначе говоря, современная государственная инвестиционная политика должна включать в себя государственное управление инвестиционной деятельностью и непосредственно само бюджетное инвестирование [2, 4, 7, 11].

В ходе реализации инвестиционной политики региона государственные органы управления контактируют и взаимодействуют с достаточно широким кругом субъектов экономической подсистемы (инвестиционной сферы). Такое взаимодействие при отсутствии объединяющей цели лишает единого начала в их финансово-хозяйственной деятельности и способствует преобладанию корыстных целей (интерес выгоды отдельных субъектов занимает преобладающее значение над общими интересами).

Помимо деятельности государственных органов управления в сфере управления инвестиционной деятельностью, государственная инвестиционная политика предполагает развитие механизма стимуляции инвестиционной активности, оптимизации структуры и объемов инвестиционных ресурсов и привлечение необходимых источников инвестирования (рисунок 1) [6, 8, 10, 12].

Рис. 1. Механизм реализации инвестиционной политики.

В современных условиях основной стратегической целью инвестиционной политики региона является формирование максимально благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как фактора социальной стабилизации. Что предполагает наращивание функции государства как стратегического инвестора, основной задачей которого выступает наращивание капитала, а также формирование организационно-экономических и законодательно-правовых условий, формирующих необходимые условия для привлечения капитала и концентрации его в проблемных секторах социально-экономического развития региона.

Однако развитие рыночной экономики предполагает существование определенных границ, в рамках которых возможно эффективное прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Эффективность государственного участия определяется в данном случае посредством недопущения ослабления и обеспечения укрепления стимулирующей функции рыночных механизмов.

Являясь частью общегосударственной экономической политики, государственная экономическая политика региона должна обеспечить рост объема инвестиций, формирование организационно-экономических, законно-правовых, инфраструктурных и иных условий для экономического развития. Ориентация государственной политики на обозначенные цели требует применения определенного инструментария [13, 15, 20].

Определяя направления развития государственной инвестиционной политики, в обозримом будущем необходимо отметить их направленность на последовательное снижение уровня всех рисков, присущих инвестиционному процессу региона. А также на формирование благоприятного правового поля инвестиционной сферы, закрепление детальных законодательных и практических механизмов эффективной защиты прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов.

В рамках проводимой государственной инвестиционной политики органы государственной власти ориентируют инвестиционный процесс на взаимосвязь с инновационным процессом. Тем самым государство объединяет оба процесса, выступающих необходимым условием стабилизации и развития экономики, на основе знаний, высоких технологий и наукоемкой продукции.

Сегодня необходимы не просто инвестиции, а инвестиции, направленные на наращивание и развитие научно-технического потенциала, обеспечивающие переход экономики от перерабатывающих укладов к укладам инновационного развития технологий изменения вещества в энергию.

Подобные условия привлечения инвестиций устанавливают необходимость создания и развития инвестиционно-инновационного механизма, отвечающего существующим социально-экономическим реалиям, обеспечивающего вливание крупных финансовых капиталов для масштабной модернизации промышленности на базе современных и наукоемких технологий. При этом нельзя забывать, что инвестиции существенно влияют и связаны с такой категорией, как экономический рост.

В то же время незыблемый принцип эффективной государственной инвестиционной политики по отношению к частным инвестициям состоит в сохранении их максимальной экономической свободы посредством закрепления нормативно-правовой базы, гарантирующей защиту прав, свобод и имущества инвестора. Защищенность инвесторов и инвестиционного процесса является также существенным фактором повышения инвестиционной привлекательности региона.

В рассматриваемом контексте защита частной собственности является одним из важнейших приоритетов государственной экономической политики. Реализация защиты частной собственности в первую очередь требует адекватного детально проработанного законодательства, исключающего возможность нецивилизованного изъятия имущества у собственника [16, 17, 18, 19].

Результат. Первоочередной задачей государственной инвестиционной политики выступает преодоление имеющихся структурных деформаций, основанных на преимущественном финансировании энерго-сырьевых отраслей экономики, проблемным состоянием оборонно-промышленного и аграрно-промышленного комплексов, нестабильным финансовым положением малого и среднего бизнеса.

Государственная инвестиционная политика должна основываться на учете оптимальных подходов к выбору приоритетов развития инвестиционной деятельности в жизненно важных направлениях экономики.

С учетом ограниченности существующих инвестиционных ресурсов государственная экономическая политика должна соблюдать принцип приоритетности, привлекая инвестиционные ресурсы в наиболее важные и приоритетные направления развития экономики. Это позволит обеспечить государственную стратегию целевого инвестирования, успешная реализация которой зависит от долгосрочных и медленно окупаемых вложений, но в обозримой перспективе имеющих высокий социальный и экономический эффект.

Выводы. Основной и определяющей задачей государственной инвестиционной политики выступает непосредственное регулирование инвестиционного процесса, определяя роль государства как субъекта инвестиционной деятельности, так и регулятора инвестиционных процессов посредством формирования благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, закрепления нормативно-правовой базы осуществления инвестиционной деятельности (гарантия защиты прав инвесторов, гарантия защиты имущества инвесторов, гарантия сохранения политического курса развития инвестиционной деятельности, гарантия прозрачности системы налогообложения и надзора за инвестиционной деятельностью), повышения инвестиционной привлекательности приоритетной сферы развития экономики.

Литература

1. Абдулманапов П. Г. Социально-экономические трансформации в регионах Северо-Кавказского федерального округа России под воздействием внешних факторов // Региональные проблемы преобразования экономики. -2019. - № 1 (99). - С. 88-96.

2. Арсланова Х. Д., Арсланов Ш. Д., Шахтаманова Л. Г. Институты регионального развития в условиях проблемных регионов: возможности и перспективы // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 11 (97). - С. 155-161.

3. Арсланова Х. Д., Шахтаманова Л. Г. Анализ и оценка инвестиционной политики регионов СКФО // Современные тренды российской экономики: вызовы времени - 2017. Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 44-46.

4. Арсланова Х Д., Шахтаманова Л. Г. Современный взгляд на инвестиционную политику регионов СКФО // Российская экономика: взгляд в будущее. Материалы III Международной научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. - 2017. - С. 73-76.

5. Ахмедуев А. Ш. Современные проблемы неравенства социально-экономического развития регионов России и императивы новой государственной региональной политики // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 96-107.

6. Ахмедуев А. Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: методологические основы формирования и системные проблемы организации // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - № 1 (75). - С. 53-67.

7. Багомедов М. А. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан //Вопросы структуризации экономики. - 2019. - № 2. - С. 5-9.

8. Багомедов М. А. Теоретические вопросы повышения эффективности социально-экономической политики государства //Вопросы структуризации экономики. - 2018. - № 4. - С. 12-19.

9. Багомедов М. А. Формирование эффективной политики государства в социальной сфере проблемных регионов СКФО //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 4 (54). - С. 82-90.

10. Багомедов М. А. Государственная социально-экономическая политика развития в регионах с пониженным производственным потенциалом // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона. Материалы IXМеждународной научно-практической конференции. - 2018. - С. 140-146.

11. Гордеев О. И., Идзиев Г. И. Теоретические аспекты управления экономической устойчивостью в

условиях инновационного развития экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. -2017. - № 5 (79). - С. 67-75.

12. Петросянц В. З., Арсланова X Д., Ниналалова Л. Зарубежный опыт государственного регулирования регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 10. - С. 99105.

13. Петросянц В. З., Дохолян С. В., Петросянц Д. В. Механизм системного регулирования развития проблемных территорий в условиях федерализма // Региональные проблемы преобразования экономики. -2020. - № 2 (112). - С. 65-74.

14. Петросянц В. З., Дохолян С. В., Деневизюк Д. А. Государственная региональная политика РФ как базовый инструмент системы регулирования социально-экономического развития проблемных регионов СКФО // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады Шестого Международного форума. Под редакцией: Цветкова, К. X Зоидова. - 2017. - С. 186-194.

15. Сагидов А. К. Оценка эффективности мер государственного регулирования занятости населения // Региональные проблемы преобразования экономики: интеграционные процессы и механизмы формирования и социально-экономическая политика региона. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 638-639.

16. Сагидов А. К. Современное состояние и проблемы развития инновационной сферы Республики Дагестан // Теоретические основы оптимизации управления социально-экономическими процессами в современных условиях. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ш. Т. Исмаиловой. - 2018. - С. 69-70.

17. Сагидов Ю. Н. Регионы с периферийной экономикой: характер проблемности и ее решения // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15. - № 3 (438). - С. 434-448.

18. Armstrong H. Taylor J. (1993) Regional economics and policy. Harvester Wheatsheaf. London.

19. Landeta J. (2006) Current validity of the Delphi method in social sciences. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 73. No 5. P. 467-482.

20. Mendoza E., Quadrini V. Rws-Rull J.-V. (2009) Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances. Journal of Political Economy. Vol. 117. No. 3. P. 371-416

References:

1. Abdulmanapov P. G. Social'no-ekonomicheskie transformacii v regionah Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga Rossii pod vozdejstviem vneshnih faktorov // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. -2019. - № 1 (99). - S. 88-96.

2. Arslanova H. D., Arslanov SH. D., SHahtamanova L. G. Instituty regional'nogo razvitiya v usloviyah prob-lemnyh regionov: vozmozhnosti i perspektivy // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2018. -№ 11 (97). - S. 155-161.

3. Arslanova H. D., SHahtamanova L. G. Analiz i ocenka investicionnoj politiki regionov SKFO // Sovremen-nye trendy rossijskoj ekonomiki: vyzovy vremeni - 2017. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2017. - S. 44-46.

4. Arslanova H. D., SHahtamanova L. G. Sovremennyj vzglyad na investicionnuyu politiku regionov SKFO // Rossijskaya ekonomika: vzglyad v budushchee. Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj): v 2 chastyah. - 2017. - S. 73-76.

5. Ahmeduev A. SH. Sovremennye problemy neravenstva social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii i imperativy novoj gosudarstvennoj regional'noj politiki // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki: integracionnye processy i mekhanizmy formirovaniya i social'no-ekonomicheskaya politika regiona. Materialy VIIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2017. - S. 96-107.

6. Ahmeduev A. SH. Strategicheskoe upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: metodologiches-kie osnovy formirovaniya i sistemnye problemy organizacii // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2017. - № 1 (75). - S. 53-67.

7. Bagomedov M. A. Strategicheskie orientiry dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan // Voprosy strukturizacii ekonomiki. - 2019. - № 2. - S. 5-9.

8. Bagomedov M. A. Teoreticheskie voprosy povysheniya effektivnosti social'no-ekonomicheskoj politiki gosu-darstva // Voprosy strukturizacii ekonomiki. - 2018. - № 4. - S. 12-19.

9. Bagomedov M. A. Formirovanie effektivnoj politiki gosudarstva v social'noj sfere problemnyh regionov SKFO //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2015. - № 4 (54). - S. 82-90.

10. Bagomedov M. A. Gosudarstvennaya social'no-ekonomicheskaya politika razvitiya v regionah s ponizhen-nym proizvodstvennym potencialom //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki: integracionnye processy i mekhanizmy formirovaniya i social'no-ekonomicheskaya politika regiona. Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - 2018. - S. 140-146.

11. Gordeev O. I., Idziev G. I. Teoreticheskie aspekty upravleniya ekonomicheskoj ustojchivost'yu v usloviyah innovacionnogo razvitiya ekonomiki // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2017. - № 5 (79). - S. 67-75.

12. Petrosyanc V. Z., Arslanova H. D., Ninalalova L. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennogo regulirovaniya regional'nogo razvitiya //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2016. - № 10. - S. 99105.

13. Petrosyanc V. Z., Doholyan S. V., Petrosyanc D. V. Mekhanizm sistemnogo regulirovaniya razvitiya problemnyh territorij v usloviyah federalizma //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2020. - № 2 (112). - S. 65-74.

14. Petrosyanc V. Z., Doholyan S. V., Denevizyuk D. A. Gosudarstvennaya regional'naya politika RF kak ba-zovyj instrument sistemy regulirovaniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya problemnyh regionov SKFO // Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy i perspektivy razvitiya. Plenarnye doklady SHestogo Mezhdunarodnogo

foruma. Pod redakciej: Cvetkova, K. H. Zoidova. - 2017. - S. 186-194.

15. Sagidov A. K. Ocenka effektivnosti mer gosudarstvennogo regulirovaniya zanyatosti naseleniya //Region-al'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki: integracionnye processy i mekhanizmy formirovaniya i social'no-ekonomicheskaya politika regiona. Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -2018. - S. 638-639.

16. Sagidov A. K. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya innovacionnoj sfery Respubliki Dagestan // Teoreticheskie osnovy optimizacii upravleniya social'no-ekonomicheskimi processami v sovremennyh uslovi-yah. Materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej SH. T. Ismailovoj. - 2018. -S. 69-70.

17. Sagidov YU. N. Regiony s periferijnoj ekonomikoj: harakter problemnosti i ee resheniya // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2017. - T. 15. - № 3 (438). - S. 434-448.

18. Armstrong H. Taylor J. (1993) Regional economics and policy. Harvester Wheatsheaf. London.

19. Landeta J. (2006) Current validity of the Delphi method in social sciences. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 73. No 5. P. 467-482.

20. Mendoza E., Quadrini V. Rws-Rull J.-V. (2009) Financial Integration, Financial Development, and Global Imbalances. Journal of Political Economy. Vol. 117. No. 3. P. 371-416

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.