УДК 316.75 Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук,
доктор исторических наук, профессор,
главный редактор журнала
«Общество: философия, история, культура»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Kasyanov Valeriy Vasilyevich
Doctor of Sociology, Doctor of History, professor, chief editor of the journal “Society: philosophy, history, culture” [email protected]
STATE IDEOLOGY OF MODERN RUSSIA
Аннотация:
Статья посвящена проблеме поиска государственной идеологии современного российского общества в контексте продолжающегося процесса деидеологизации.
Ключевые слова:
государственная идеология, деидеологизация, общественное мнение, гуманистическая ориентация, идеологическая структура.
The summary:
The article is devoted to the problem of finding the state ideology of the modern Russian society in the context of the ongoing process deideologiza-tion.
Keywords:
state ideology, deideologization, public opinion, humanistic orientation, ideological structure.
В современной России нет идеологии, которая была бы имманентно присущей российской цивилизации и российскому государству. Создатели новой Конституции Российской Федерации образца 1993 года взяли за основу положение либеральной идеологии Запада о необходимости деидеологизации общества, что и было реализовано в ее тринадцатой статье.
Объявленная «демократами» деидеологизация российского общества привела к деградации всех сфер и структур жизни общества, в том числе и к деформации федерального устройства власти и управления российского общества. В условиях образовавшегося социального хаоса никто толком не знает, какое общество надо строить и к чему необходимо стремиться.
Потеряна перспектива общественного развития, а в обществе без будущего наступает всеобщая апатия, уныние и безнадежность, с одной стороны, беззастенчивость, наглость силы и порока - с другой.
Разумеется, существовать без идеологических ценностей общество не может, ибо оно основывается на них. Поэтому вместо социалистических ценностей стали внедряться так называемые либеральные ценности на уровне политических и правовых технологий. Ибо известно, что если нет идеологической системы, и нет прежде всего идеологического учения, то правящие государственные структуры начинают вырабатывать (и на ее основе управлять обществом) политическую и правовую идеологию прикладного характера, что мы и наблюдаем в настоящее время в России от высших органов власти до региональных.
Примером такого неадекватного российскому менталитету несоответствия является бездумное (или даже безумное) перенесение и внедрение в нашем обществе западных законов и морально-нравственных норм. Господа реформаторы, видимо, считают, что достаточно перенести законы США, Англии, Франции в российское государство и общество - и мы автоматически пойдем по западному пути развития.
Этот наивный, если не зловредный взгляд на особенности развития российской православной цивилизации, в которой право и мораль были взаимосвязаны, т. е. правовые нормы всегда имели нравственное обоснование. Таким образом, россиянам предлагают жить по западным правовым законам, основанным на протестантской мо-
рали, находясь в условиях российской православной духовной ментальности, противоположной и даже чуждой западной ментальности, предполагающей приоритет материального над духовным.
Фактически с 1991 года и по настоящее время у России нет четкой выраженной целостной государственной идеологии.
Правда, к середине 90-х годов руководство страны пришло к выводу, что для выхода из кризисного состояния общества необходима объединяющая идея и идеология. Однако развернувшаяся в научных и общественно-политических кругах полемика вокруг идеологии для России вскоре по указке сверху затихла. Разумеется, правящая политическая элита России во главе с Б.Н. Ельциным была заинтересована только в идеологии «дикого капитализма».
Либеральные западные ценности свободы, демократии, рынка, ориентированные на приоритет материального богатства над духовным, привели к коренной ломке и своего рода «переворачиванию наоборот» сознания индивидов, ценностей и целей развития всех сфер российского общества. Либеральные ценности, культивирующие в России примат наживы и прибыли, прагматизма и утилитаризма, основанные на протестантской трудовой этике, оказываются просто неприемлемыми российской ментальности, основанной на православной морали. Как показали исследования, проведенные сотрудниками ИСПИ РАН в 2010 году, после временного колебания в 1990-е годы маятник ценностей россиян вернулся в исходное положение. Базовые духовные ценности российских граждан показали исключительную устойчивость и вернулись на свое прежнее место. Опрос, проведенный в 2001 году показал, что более 90 % опрошенных россиян отдали предпочтение приоритету духовных ценностей над материальными.
Но опасность деградации и дегуманизации российского народа под воздействием «самых лучших» в мире либеральных ценностей будет сохраняться до тех пор, пока не будет создана новая государственная идеология.
Какая же идеология нужна сегодня российскому государству? На наш взгляд, ее основными положениями могут стать идеи гуманизма, развитые выдающимися представителями науки как Запада, так и Востока.
Россиянам нужна идеология, ведущая Россию к великому будущему, а не к прозябающему либерально-западному («португальскому») прошлому, идеология, способная дать России великую перспективу, определив при этом ее первенствующую роль в мире, способная вывести ее из современного хаотического состояния.
Такой оптимистической идеологией, зовущей россиян к достижению великого будущего России, к превращению России в духовного лидера человечества, будет являться идеология социального гуманизма.
Будущее гуманистическое общество станет обществом, в котором будет осуществляться полное раскрытие творческой сущности человека. В предшествующей истории человеческих обществ происходило накопление элементов человечности в виде гуманистических идей и реалий гуманизма, тем самым осуществлялось частичное, а не полное раскрытие сущности человека как существа, творящего знания. Через столкновение и взаимосвязи цивилизаций проходила все же гуманистическая равнодействующая прогресса человечества. Поэтому можно с полным правом утверждать, что будущее гуманистическое общество явится неизбежным результатом развития всей предшествующей истории человеческих обществ.
Таким образом, через эволюцию гуманистических идей и реалий гуманизма, через гуманистическую равнодействующую социального прогресса проходит длительный процесс становления и развития сущности человека и общества.
В целом гуманизм в качестве идеологии в общественно-философской культуре определяется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Социальный же гуманизм, о котором идет речь, главный акцент делает на создании условий для полного, всеобщего и целостного раскрытия творческой сущности человека как творца знаний.
В современной России радикальные изменения экономической, социальной и духовной жизни коснулись также и понимания собственной истории и проблем отечественной и философской духовной культуры. Это необходимо, поскольку понять и осознать себя «в общем порядке мира», подключиться к «общемировому процессу» (как говорил П.Я. Чаадаев) невозможно без фундаментального философского и культурологического подхода к истории русской гуманистической общественно-философской мысли.
Высшей целью, основой основ будущего гуманистического общества будет являться раскрытие во всех сферах общества творческой сущности человека как творца знаний. Как отмечают современные исследователи творческих способностей человека - индивид рождается потенциальным творческим человеком. Так, американские ученые пришли к выводу, что до 6-7 лет все дети обладают творческими способностями, после достижения 8-летнего возраста 98 % из них начинают как бы терять свой природный творческий дар и только 2 % детей, став взрослыми, сохраняют способности к творчеству. Причиной потери природного дара творчества является то, что общество не создает необходимых условий для раскрытия в каждом индивиде его творческого начала. Заложенные от природы творческие способности индивида оказываются как бы напрасными.
Естественно напрашивается вывод, что необходимо создать такое общество, в котором государство и общество максимально способствовали бы созданию необходимых условий для полного раскрытия творческой сущности человека. Таким обществом и будет являться общество социального гуманизма. В будущем обществе человек будет не просто высшей целью и ценностью, о которой говорили еще гуманисты эпохи Возрождения, а главное, он будет прежде всего творцом знаний.
Разумеется, в истории человеческих обществ творческая сущность человека была отчуждена от индивида, т. е. не реализовывалась из-за нетворческой деятельности (связанной с разделением труда), личной зависимости и частной собственности. Для большинства индивидов, кроме представителей творческой деятельности, творческая сущность человека просто не раскрывалась из-за недоступности творчества для всех граждан древних, средневековых и современных обществ. Можно сказать, что творческая сущность человека проявлялась в превращенной, искаженной форме, это было частичное проявление творческой сущности индивидов в лучшем случае. Творческая сущность человека, данная ему от природы, не раскрываясь и не реализовываясь в нетворческом частичном труде, тем самым уничтожалась этим нетворческим трудом, т. е. проходило, таким образом, отчуждение подлинно человеческой сущности индивида.
Силой, которая преобразует современное российское общество, определит цели и задачи создания подлинно человеческого гуманистического общества, будет являться гуманистическая идеология, точнее говоря, основанная на идеологии гуманизма новая идеологическая структура российской державы.
Идеологическая структура является не просто рядоположенной с экономической, политической, духовной и социальной структурами, а есть их эпицентр - определяющая духовная сила.
Идеологическая структура пронизывает все другие структуры и сферы общества, проникает в их «социальную ткань», поэтому ее можно сравнить с нервной системой человеческого организма. На основе новой идеологической структуры российского общества произойдет радикальная перестройка социальных сфер жизни российского общества на базе знаний и ценностей гуманистической идеологии. Прежде всего будет происходить переориентация жизни общества в соответствии с высшей целью и сущностью гуманистического общества - формирование личности как творца знаний при условии гармонического развития духовного и материального богатств при приоритете духовного как подлинно человеческого богатства.
Гуманистическая личность - это достойный человек, стремящийся к знаниям и творящий их. Достоинство, знания, творческая индивидуальность, свободное творчество, справедливость и человеколюбие будут являться главными свойствами целостной гуманистической личности будущего общества. Для формирования новой личности необходимо создать новое общество, как подлинно человеческое общество социального гуманизма. Все процессы, сферы, структуры этого будущего общества должны быть подчинены одной главной цели - созданию условий для раскрытия творческой сущности человека.
Таким образом, гуманистическая ориентация общества приведет к изменению развития в нем всех процессов, структур и сфер, а также к разрешению стоящих перед современным российским обществом проблем с точки зрения главного - достижения реализации творческой сущности человека. Поэтому политики должны прийти к мнению, что есть другой путь развития российского общества кроме либерального и социалистического, что есть подлинно человеческий путь, идущий в унисон с мировой тенденцией развития общества от экономического к постэкономическому как обществу глобального гуманизма.