Научная статья на тему 'Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса'

Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4144
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов И. П.

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. В соответствии с международным опытом в России программа кредитования малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру включающую Банк развития (Внешэкономбанк) и его дочерний Российский банк развития. Последний призван предоставлять финансовые ресурсы региональным банкам, которые в свою очередь кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. Несмотря на декларации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, финансирование по этой программе остается незначительным. Общий лимит на данный вид деятельности Банка развития в 2008 г составляет всего 9 млрд. руб. (около 0,02% ВВП), а к 2012г. он должен превысить 42 млрд. руб. (по прогнозным оценкам, не более 0,06 % ВВП с учетом инфляции и реального экономического роста). Для сравнения: в Германии программы поддержки малого бизнеса рассчитаны на 4,2 % ВВП, а в Японии на 13,3 % ВВП. Необходимо в несколько раз увеличить объемы финансирования малого и среднего бизнеса, для чего ежегодно направлять из федерального бюджета ресурсы на целевое финансирование через Банк развития. Факторы развития малого бизнеса в России в 2007 г.: стабильное общее состояние экономики страны; устойчивая положительная динамика роста ВВП; инвестиционная привлекательность российской экономики для зарубежных инвесторов; благоприятная внешнеторговая конъюнктура; увеличивающийся уровень платежеспособного спроса на продукты и услуги малого бизнеса со стороны экономических субъектов; прирост реальных денежных доходов граждан; развитие промышленных производств на крупных предприятиях…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власов И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса»

государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса

И.П. ВЛАСОВ

Московский городской университет управления

Правительства Москвы

Государственная политика играет решающую роль в стимулировании развития малого и среднего бизнеса1. Основной целью государственного регулирования в этой сфере должно быть формирование эффективных механизмов финансовой поддержки банков, кредитующих малые формы предпринимательской деятельности. В соответствии с международным опытом в России программа кредитования малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую Банк развития (Внешэкономбанк) и его дочерний Российский банк развития. Последний призван предоставлять финансовые ресурсы региональным банкам, которые в свою очередь кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. Несмотря на декларации государственной поддержки малого и среднего бизнеса, финансирование по этой программе остается незначительным. Общий лимит на данный вид деятельности Банка развития в 2008 г. составляет всего 9 млрд руб. (около 0,02 % ВВП), а к 2012 г. он должен превысить 42 млрд руб. (по прогнозным оценкам, не более 0,06 % ВВП с учетом инфляции и реального экономического роста).

Для сравнения: в Германии программы поддержки малого бизнеса рассчитаны на 4,2 % ВВП, а в Японии — на 13,3 % ВВП. Необходимо в несколько раз увеличить объемы финансирования малого и среднего бизнеса, для чего ежегодно направлять из федерального бюджета ресурсы на целевое финансирование через Банк развития.

Факторы развития малого бизнеса в России в 2007 г.: стабильное общее состояние экономики страны; устойчивая положительная динамика роста ВВП; инвестиционная привлекательность российской экономики для зарубежных инвесторов; благоприятная внешнеторговая конъюнктура; увеличивающийся уровень платежеспособного спроса на продукты и услуги малого бизнеса со стороны экономических субъектов; прирост реальных де-

1 Моисеев С. Курс — на укрупнение. Развитие региональных банков: взгляд из центра //Банки и деловой мир. — 2008. — № 10.

нежных доходов граждан; развитие промышленных производств на крупных предприятиях2.

Однако действовали и факторы, оказывающие отрицательное влияние на малый бизнес: высокие темпы инфляции; отсутствие эффективных механизмов государственной поддержки малого бизнеса; кризис ликвидности на мировых финансовых рынках.

По мнению председателя правления Российского банка развития С. Крюкова, история мировой экономики убедительно показывает, что для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями3.

Данная взаимосвязь обусловлена тем, что малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие крайне необходимые социально-экономические функции:

— расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы;

— способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги;

— сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса;

— помогают решать проблему занятости населения;

— продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают в роли спонсоров мелких инновационных фирм);

— дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций,

2 Ильин И. Е. Сегодня и завтра на рынке кредитования малого и среднего бизнеса // Управление в кредитной организации. 2008. № 3.

3 Ильин И. Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. — 2008. — № 2.

что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.

Вместе с тем, по мнению С. Крюкова, мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.

Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.

Финансовая поддержка оказывается за счет средств бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса. Она не предоставляется тем, кто производит и реализует подакцизные товары, а также добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Малому и среднему бизнесу важно гарантировать законодательно не обеспеченный кредит, венчурный капитал, новые механизмы расчетов, а также адекватные страховые продукты. Система государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на уровне региона, и в частности в условиях специфики мегаполиса, должна быть нацелена на параллельное решение двух основных задач:

1) оказание непосредственной финансовой поддержки хозяйствующим субъектам (малым и средним предприятиям);

2) стимулирование развития рынков заемных ресурсов с целью повышения степени удовлетворенности спроса малых и средних предприятий рыночным предложением.

В условиях недостаточного развития рыночных механизмов финансового обеспечения деятельнос-

1) 2)

Государственная финансовая поддержка

Рыночные финансовые институты

Эволюция системы финансового обеспечения малых и средних предприятий

ти малого и среднего бизнеса государство может мерами финансовой поддержки компенсировать дефицит ресурсов хозяйствующих субъектов. Однако долгосрочной целью государственной политики должно быть сокращение искажающего вмешательства в финансовые рынки и развитие на них частных институтов (см. рисунок).

В рамках оказания государством финансовой поддержки следует выделить два типа мер:

прямой поддержки (инвестиции, субсидии, кредиты);

косвенной поддержки (разделение рисков с рыночными финансовыми институтами—гарантии, частичная компенсация процентных ставок). Из числа мер государственной финансовой поддержки в долгосрочном аспекте явно более предпочтительными являются косвенные меры. Они в менее значительной мере искажают конкурентную среду, незначительным образом нарушают равную доступность ресурсов для хозяйствующих субъектов и стимулируют малые и средние предприятия к использованию заемных ресурсов частных финансовых институтов.

В части стимулирования развития частных финансовых институтов активность государства должна концентрироваться на создании благоприятных условий для развития различных форм и типов организаций. Регулирование степени благоприятности условий для осуществления деятельности в данном случае может выступать как инструмент достижения целей развития экономики города с учетом его приоритетов и долгосрочных интересов.

Наиболее перспективным направлением активности государства в указанной сфере представляется содействие развитию микрофинансовых организаций как фактических элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Существует проблема отсутствия в данных официальной статистики целого ряда ключевых количественных показателей финансово-экономического состояния малого предпринимательства, обладающих высокой степенью агрегации и представляющих большой интерес для государственных структур поддержки малого бизнеса, в том числе:

— показатель валовой добавленной стоимости (ВДС), производимой совокупнос-

тью малых предприятий региона, по которому можно определить вклад в валовой региональный продукт (ВРП);

— показатель суммы налоговых отчислений от малого предпринимательства в бюджеты различных уровней;

— показатели внешней экономической деятельности (объемы экспорта, импорта и др.).

Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых предприятий является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов.

В нормативных актах часто встречается термин «инфраструктура», однако в законодательстве нет определения данного понятия4. В литературе под инфраструктурой понимаются разнообразные организации, оказывающие поддержку предприятиям малого бизнеса. Такие организации могут быть разделены на три группы:

1) государственные — специализированные комитеты областных и муниципальных администраций, городские центры занятости, городские и областные фонды поддержки предпринимательства и пр.;

2) некоммерческие — партнерства, ассоциации, союзы предпринимателей, специализированные фонды поддержки, организованные донорскими международными организациями, региональные торгово-промышленные палаты, технопарки, бизнес-инкубаторы и пр.;

3) коммерческие — лизинговые, консалтинговые, маркетинговые компании, информационно-аналитические центры, банки.

Соответственно, услуги, предоставляемые этими организациями, в зависимости от условий их предоставления, делятся следующим образом:

— бесплатные;

— платные с льготными условиями для субъектов малого предпринимательства (МП);

— платные на общих основаниях (т. е. условия получения услуги одинаковые как для субъектов МП, так и для прочих хозяйствующих субъектов).

От качества и эффективности деятельности организаций инфраструктуры поддержки МП зависит успешная реализация мероприятий. Значительная часть организаций инфраструктуры оказывает услуги предпринимателям бесплатно.

4 Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ).

Подавляющее большинство бесплатных услуг — это различного рода информационная и консультационная помощь. Поддержку на льготных условиях оказывает небольшое количество организаций (14,3 %)5. Это консультационная поддержка в области налогообложения, услуги в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, содействия малому бизнесу в организации выставочной деятельности, а также небольшой пласт финансовой поддержки, оказываемый фондами и специальными структурами кредитования малого бизнеса. Примерно 34,5 % организаций оказывают свои услуги субъектам МП платно, на общих основаниях. По такому принципу осуществляется в основном различного рода финансовая поддержка. Так, например, в случае кредитования в коммерческом банке субъект МП часто получает кредит по такой же ставке, что и любой иной хозяйствующий субъект.

На практике участие малых предприятий в качестве поставщиков в государственных закупках на условиях, предусмотренных в нормативных актах, затруднено рядом причин6. Для предприятий малого бизнеса это, во-первых, несоблюдение установленных для МП квот участия в государственных закупках. Главным критерием конкурсного отбора является минимальная цена предложения, а ценовой конкуренции предприятия малого бизнеса выдержать не могут. Во-вторых, малым предприятиям не по силам принять риск несвоевременной оплаты поставленной по контрактам продукции, что при слабой финансовой дисциплине государственных заказчиков случается нередко. Особенно страдают при этом поставщики в регионах, где наряду с перечисленными причинами действуют также факторы дефицитности региональных и местных бюджетов (риск невыплаты за контрактные поставки)7.

Интересы государственных заказчиков также не совпадают со стратегией создания благоприятных условий для малого бизнеса. Во-первых, в условиях дефицита финансовых ресурсов у органов исполнительной власти всех уровней возникает дилемма: либо оказывать поддержку субъектам МП, либо экономить бюджетные средства (на основе организации тендеров). Во-вторых, на ре-

5 Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направление развития. — М., 2003. — С. 30.

6 Использование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направление развития. — М., 2003. — С. 100.

7 Бурмистрова Т., Тюляков А. Закупки продукции для госу-

дарственных нужд // Право и экономика. — 1999. № 12.

гиональном уровне бывают случаи игнорирования малых предприятий, зарегистрированных в других субъектах РФ.

Таким образом, к числу основных факторов, препятствующих быстрому вовлечению малого бизнеса в процессы государственных закупок, относятся слабая проработанность организационных и экономических механизмов; экономическая незаинтересованность министерств и ведомств; сложности в согласовании действующих нормативных актов.

Участие в выполнении государственных заказов не является определяющим в деятельности российских субъектов МП. Среди опрошенных субъектов МП лишь 24 % принимали участие в конкурсах на получение государственных и муниципальных заказов. При этом лишь 17,3 % из этого числа участвует в таких конкурсах на постоянной основе. Это составляет лишь 4 % от общего числа опрошенных субъектов МП8.

В новом законе установлены гарантии участия субъектов МП при размещении госзаказов путем проведения торгов: информация о проведении торгов должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона; заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами МП, подлежат отклонению; в случае, если по истечении срока подачи заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе субъектами МП подано менее двух заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе, торги признаются несостоявшимися; в случае признания торгов несостоявшимися повторные торги, участниками которых являются субъекты МП, не проводятся и контракт с одним участником размещения заказа — субъектом МП не заключается.

Льготное налогообложение субъектов МП регулируется гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». Применение упрощенной системы налогообложения малыми предприятиями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной

8 Вместе с тем опыт многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МП в сфере выполнения государственных и муниципальных заказов. Например, в США крупные предприятия обязаны размещать в секторе МП до 20 % оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами малых предприятий в США, достигла 46 млрд долл.

деятельности малого предприятия за налоговый период.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

С 1994 г. были приняты четыре Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Последняя — на 2000 — 2001 гг. Ни одна из этих программ не была реализована полностью. В ст. 78 и иных статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) сказано, что из федерального бюджета могут финансироваться только федеральные и региональные целевые программы. Поскольку программы поддержки МП не имеют статуса целевых, то их финансирование из федерального бюджета противоречит БК РФ.

Теперь в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований не на реализацию федеральной программы, которая уже не принимается, а на финансирование государственной поддержки МП. В Федеральном законе от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» на поддержку МП выделено 2,5 млрд руб.

Согласно ст. 8 закона № 88-ФЗ, утратившей силу в настоящее время, заказчиком федеральной программы являлся Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП, который ликвидирован в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства» 9. Кроме того, в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и струк-

9 Данное постановление было принято в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС.

туре федеральных органов исполнительной власти» нет упоминания о ФФПМП или органе, которому будут переданы его функции. В настоящее время нет специального федерального органа, занимающегося поддержкой МП. В связи с этим возникают следующие вопросы. Кто будет заказчиком федеральной программы при отсутствии ФФПМП? Кто будет ее реализовывать? Представляется, что при отсутствии ФФПМП или аналогичного ему федерального органа принятие федеральной программы теряет смысл.

Согласно п. 1 комментируемой статьи в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на реализацию федеральной программы. Федеральные программы ПМП не разрабатывают с 2000 г. Тем не менее ежегодно в федеральном бюджете предусматривается выделение ассигнований, но не на реализацию федеральной программы, которая уже не принимается, а на поддержку и развитие МП. Правительство ежегодно разрабатывает постановление, в котором определяет направления расходования этих средств.

Механизмы поддержки малого бизнеса содержались в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003 — 2005 годы» 10. Формирование правовой среды, обеспечивающей развитие малого бизнеса, предусмотрено также в «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации», принятой в декабре 2001 г. Государственным Советом РФ.

Государственные и муниципальные программы поддержки МП неразрывно связаны с различными федеральными целевыми программами. Об этом свидетельствует постановление Правительства РФ от 03.02.1998 № 153 «О Федеральной целевой программе переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998 — 2000 годы». В нем отмечено, что важное значение придается разработке целевых региональных программ обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, расширению возможностей их занятости в сфере малого и среднего бизнеса, а также в аграрном секторе производства.

В некоторых субъектах РФ разрабатываются региональные программы развития и поддержки

10 Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163-р

// СПС.

малого бизнеса. Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для малого бизнеса является финансовая поддержка. Она осуществляется в предоставлении субъектам МП:

- субвенций и субсидий;

- бюджетных кредитов, займов, ссуд;

- государственных и муниципальных гарантий.

Ежегодно в федеральном бюджете предусматривается выделение ассигнований на поддержку и развитие МП. Так, в 2006 г. на поддержку МП выделено 2,5 млрд руб. Правительство ежегодно разрабатывает постановление, в котором определяет направления расходования этих средств. В 2006 г. принято несколько актов, устанавливающих выделение субсидий из федерального бюджета для поддержки субъектов МП, занимающихся сельским хозяйством. В частности, постановление Правительства РФ от 04.02.2006 № 70 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006 г. членами этих кредитных кооперативов». Эти правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2006 г. за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006 г. членами этих кооперативов — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в которых не менее 70 % членов составляют крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Еще одна важная проблема связана с отсутствием адекватных организационно-правовых и договорных форм, пригодных для использования в схемах распределения кредитного риска (гарантийные фонды, банки поручительств, кредитные деривативы, страхование кредитных пулов и т. п.). Особенно актуальной задача снижения указанных рисков становится в случае кредитования вновь создаваемых предприятий (start-up business) и микропредприятий. Без государственного участия, силами одних коммерческих структур, она, по-видимому, не может быть решена.

В настоящее время для российской экономики одним из актуальных направлений является созда-

ние системы организаций бизнес-инкубирования. Основное назначение бизнес-инкубаторов — стать основой региональной инфраструктуры развития и поддержки малого бизнеса. Создание таких структур поддержки малого бизнеса, как бизнес-инкубаторы, совпадает с приоритетами социально-экономического развития России и должно рассматриваться как элемент проводимой государством социально-экономической политики. Для достижения этих целей Национальным содружеством бизнес-инкубаторов разработана «Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации до 2010 года», в которой определена основная цель — создать условия для становления малого предпринимательства через развитие сети бизнес-инкубаторов — эффективного элемента инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Решение этих задач требует должной координации федеральных, региональных и местных ресурсов в создании элементов инфраструктуры, формировании инвестиционных механизмов поддержки малых производств, развитии предпринимательского потенциала населения. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает специализированные структуры различных направлений: информационного, обучающего, научно-технического, технологического, финансового, имущественного, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации и пр.

В настоящее время насчитывается около 70 различных видов объектов инфраструктуры малого предпринимательства. К ним относятся бизнес-школы, агентства поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства, научно-технические парки, технологические центры, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, социально-деловые центры, бизнес-центры, региональные информационно-аналитические центры, инновационные центры, лизинговые компании, кредитные союзы, маркетинговые центры, охранные центры, центры развития бизнеса и др.

Бизнес-инкубатор — организация, которая предоставляет начинающим малым предприятиям на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование. Кроме того, бизнес-инкубатор оказывает предприятиям целый спектр услуг — секретарских, бухгалтерских, юридических, помогает получению финансовых средств на развитие дела и выходу на местный ры-

нок. В рамках технологии бизнес-инкубирования может развиваться и партнерство между крупными и малыми компаниями.

В России на данный момент представлены в основном или государственные учреждения, или бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах. Все отечественные предприятия финансируются за счет регионального и муниципального бюджетов либо существуют за счет софинансирования с федеральным бюджетом. Например, с 2005 по 2008 г. из федерального бюджета было выделено около 1 млрд 211 млн руб. на строительство бизнес-инкубаторов по всей стране11.

В стране существуют две федеральные программы по развитию малого бизнеса12. Во-первых — создание бизнес-инкубаторов, технопарков, региональных фондов гарантирования, которые помогают предпринимателям получать кредиты при отсутствии залога или обеспечения. На эти цели в 2008 г. было выделено 3,8 млрд руб., при том, что заявок поступило примерно на 6 млрд. В следующем году на это предполагалось выделить 4 млрд руб. Однако министр экономического развития Э. Набиуллина считает, что лучше будет переориентировать эту программу на гранты для начинающих предпринимателей и увеличить финансирование программы.

Вторая программа — это создание целевых региональных фондов недвижимости для сдачи нежилых помещений в аренду предпринимателям. Предполагается, что в эти фонды будет передаваться неиспользуемое государственное имущество. Таким образом, правительство планирует решить проблему нехватки производственных площадей для предпринимателей.

Значительная часть крупных предприятий и производственных объединений независимо от формы собственности испытывает трудности, связанные с неэффективностью производства и реализации производственной продукции. Причин такого положения множество, однако практически всегда отмечается отставание технологии, отсутствие платежеспособного спроса на производимую продукцию, неэффективность использования производственных мощностей, избыточность персонала и в то же время неподготовленность боль-

11 Данюкова М. Бизнес-инкубаторы стали и кровом, и опекуном для малого бизнеса //Московский бухгалтер. — 2008. № 11.

12 Предпринимателям выделят подъемные // Современный предприниматель. — 2008. — № 11.

шей части работающих к деятельности в условиях рыночной экономики.

Для повышения эффективности деятельности крупных и средних производственных предприятий, как правило, требуется глубокая реструктуризация, предусматривающая определение новых видов продукции, технологии и производства, коренное изменение структуры управления, переподготовка кадров, создание более эффективных коммерческих структур, что сопровождается высвобождением большого количества работников предприятия. В свою очередь малые предприятия не имеют недостатков, свойственных крупным предприятиям, но в то же время они испытывают сложности из-за отсутствия помещений, оборудования и производственной базы, оборотных средств, испытывают потребность в консалтинговой, информационной и инфраструктурной поддержке.

Создание на базе крупных предприятий и при их поддержке бизнес-инкубаторов (производственно-технологических центров), на площадях которых будут инкубироваться малые предприятия, решает следующие задачи:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие новых технологий для крупных предприятий;

• выполнение субподрядных работ;

• оказание маркетинговых и консалтинговых услуг;

• оказание сервисных услуг;

• создание новых производств в целях создания новых рабочих мест.

Малые предприятия отбираются на конкурсной основе на основании критериев, утвержденных учредителями бизнес-инкубатора. Структурные подразделения бизнес-инкубатора предоставляют бизнес-услуги начинающим предпринимателям по льготным расценкам. Данными услугами команда бизнес-инкубатора может создать благоприятную среду для начинающих предпринимателей, позволяющую максимально сконцентрироваться на производимом продукте, а не на решении организационных вопросов.

Проведенный анализ тенденций макроэкономических показателей развития России, уровня инновационной активности российских организа-

ций, мировых тенденций инновационного рынка позволил выделить следующие особенности развития отечественной инновационной сферы, в том числе и на региональном уровне13.

1. Расширение приоритетных видов инноваций— наряду с технологическими нововведениями возрастает роль организационных и маркетинговых.

2. Неразвитость специфических субъектов инновационной деятельности — бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, образующих инфраструктуру инновационного рынка.

3. Высокий уровень конкуренции на внутреннем рынке как со стороны отечественных производителей, так и со стороны импортеров, являющийся основным мотивом осуществления инноваций.

4. Основной источник финансирования инновационной деятельности российских предприятий — собственный капитал. Отсюда, во-первых, инновационная активность компаний пропорциональна их прибыльности, во-вторых, основное препятствие роста инновационной активности — это ограниченность собственных источников финансирования.

5. Низкая, практически незначительная, роль иностранных инвестиций в инновационном развитии отечественных предприятий. Это является следствием многих видов рисков — политических, экономических, финансовых, правового характера и др. Отсюда вытекает необходимость создания более благоприятного инвестиционного климата для широкомасштабного притока иностранного капитала в российскую экономику.

6. Наиболее активно занимаются инновационной деятельностью в промышленности крупные предприятия, что не коррелирует с мнением об особой предрасположенности к инновациям субъектов малого бизнеса.

7. Характер и интенсивность процессов технологического обмена в промышленности неустойчивы и неадекватны их значимости.

8. Наиболее распространенным видом инновационной деятельности в настоящее время является приобретение овеществленных технологий, прежде всего нового оборудования, и эта ситуация в ближайшее время вряд ли изменится.

13 Бухонова С. М, ДорошенкоЮ. А., Тумина Т. А., Бухонова С. В. Условия, факторы и особенности осуществления инновационной деятельности на региональном уровне как предпосылка иностранных инвестиций //Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.