Л.Е. ЯСИНСКАЯ, Е.О. ТРОФИМОВА, д.ф.н., профессор, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия
10.21518/1561-5936-2016-10-6-15
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В последние два года государственная финансовая поддержка отрасли была расширена за счет введения новых инструментов в рамках госпрограмм «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013—2020 годы» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Мерами господдержки предусмотрен широкий спектр направлений, таких как субсидирование инвестиционных затрат на НИОКР и капитальных затрат на модернизацию основных фондов производственных предприятий, субсидирование части затрат на уплату процентов по краткосрочному и инвестиционному финансированию. Внедрение новых мер господдержки промышленности, наряду с кризисными явлениями в экономике, сформировало предпосылки для увеличения обращений субъектов отрасли к программам государственной поддержки.
В 2015 г. российским фармкомпа-ниям впервые за все годы удалось достичь значительных результатов на внутреннем рынке. Согласно данным IMS Health, в 2015 г. доля препаратов отечественного производства (без учета локализованной продукции) в стоимостном выражении на российском фармацевтическом рынке достигла 27%, в то время как годом ранее она оценивалась только в 24% [1]. Особенно выдающиеся результаты были достигнуты в рамках поставок по программе «7 нозологий», где доля отечественных лекарств за год выросла с 10 до 35%. В 2015 г. фармацевтическое производство оказалось в числе немногих отраслей промышленности, показавших положительную динамику (согласно Росстату, индекс фармацевтического производства составил 108,9%, общий индекс промышленного производства — 96,6%). Фармацевтическая промышленность в целом относительно благополучно переживает нынешний кризис, в то время как, например, в 2008—2009 гг. по отношению к 2007 г. она продемонстрировала более глубокое падение, чем все промышленное производство (-12 против -9%). Отрасль активно осваивает «окно возможностей», которое открылось для
нее в связи с кризисом, и правительство оказывает ей в этом значительную поддержку. Принципиально то, что поддержка эта имеет уже достаточно продолжительную историю, и отрасль в течение нескольких последних лет переживала настоящий инвестиционный бум. Экономический кризис еще больше актуализировал необходимость развития отраслей производства с высокой добавленной стоимостью, несырьевого производства и экспорта, импортозамеще-ния. Правительством были предприняты меры по ограничению доступа на рынок товаров иностранного производства,
Ключевые слова:
фармацевтическая и медицинская промышленность, государственные программы, меры государственной поддержки, субсидии, проектное финансирование, инвестиции, НИОКР, Фонд развития промышленности, комплексные инвестиционные проекты, импортозамещение
конкурирующих с отечественной продукцией. На фармацевтическом рынке принципиальным изменением регуля-торной среды явилось введение правила «третий лишний», создавшего особые условия в системе госзакупок для локализованных препаратов. Расширены были также инструменты финансовой поддержки отрасли в рамках государственных программ РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013—2020 годы» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Далее проводится анализ этих инструментов.
■■В
Keywords: the pharmaceutical and medical industry, government programs, state support measures, subsidies, project financing, investments, R&D (research and development), Industry Development Fund, complex investment projects, import substitution.
In the last two years the state financial support of industry was expanded owing to implementation of the new instruments within the framework of the state programs «Development of pharmaceutical and medical industry in 2013—2020» and «Industry development and competitiveness improvement». Measures of the state support provide for a wide variety of areas such as R&D backing and capital inputs for fixed assets modernization of the manufacturing enterprises, subsidizing of a part of expenses for percent payment of the short-term and investment financing. These new measures of the state support of industry, along with the economic crisis, have formed prerequisites for the industry actor's real appeals to the government support programs.
L.E. YASINSKAYA, E.O. TROFIMOVA, Doctor of Pharmacy, Professor, St.Petersburg state chemical pharmaceutical academy. STATE FINANCIAL SUPPORT OF PHARMACEUTICAL AND MEDICAL INDUSTRY.
• ФЦП И ГОСПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В конце 2008 г. правительством был принят судьбоносный для отрасли стратегический курс на переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития [2]. Россия собиралась строить экономику знаний и высоких технологий, преодолевая свою сырьевую зависимость. В 2009 г. президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию определила медицинские технологии в качестве одного из приоритетных направлений модернизации российской экономики. В 2009 г. была принята стратегия «Фарма-2020», которая обозначила цели и приоритеты развития отрасли, а также концепцию государственной политики в сфере обращения лекарств и поддержки внутренних производителей. Для реализации поставленных задач в 2011 г. была принята отраслевая ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [3]. Одновременно с ФЦП отрасль также оказалась в центре внимания созданных в этот период институтов развития, а также социально-экономической политики, проводимой региональными администрациями в целом ряде субъектов федерации. Фармацевтическая отрасль имеет ряд специфических особенностей, которые предполагают необходимость значительных средне— и долгосрочных инвестиций. В соответствии с выработанной концепцией государственной поддержки отрасли, направленной на ее модернизацию и инновационное развитие, основная часть финансирования в рамках ФЦП была направлена в сферу НИ-ОКР. Посредством данного механизма исполнители контрактов, в т. ч. коммерческие компании, получили фактически прямое государственное финансирование на проведение НИОКР, что само по себе, учитывая длительность и дороговизну проведения научно-исследовательских работ, является действенным
механизмом поддержки инновационного развития отрасли со стороны государства.
Первоначально объем бюджетных ассигнований на финансирование НИОКР в течение всего периода действия ФЦП был определен в размере 94,7 млрд руб. [3]. К 2014 г. он был сокращен до 86,9 млрд руб.1, а в 2016 г. — до 61,4 млрд руб.2 Согласно федеральному государственному реестру контрактов на выполнение НИОКР в рамках ФЦП [4], в период с начала 2011 г. по 1 июля 2016 г. Минпромторг и Минобрнауки заключили 2 160 контрактов на проведение научно-исследовательских работ в общем объеме более 42 355 млн руб. За этот же период на финансирование этих контрактов было потрачено 37 323 млн руб. Другое направление ФЦП составили бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности. Получателями этих инвестиций стали вузы и научные организации, осуществляющие прикладные исследования и инновационные разработки, а также производственные предприятия государственной формы собственности. Объемы капитальных вложений в рамках ФЦП, согласно корректировке по состоянию на середину 2016 г., составляют 19,7 млрд руб. Общий объем бюджетных ассигнований по ФЦП по сравнению с началом ее реализации сокращен с 122,5 до 83,56 млрд руб.
В соответствии с целями стратегии и ФЦП, государственное финансирование и политика в сфере регулирования рынка лекарств и медицинских изделий должны были способствовать привлечению инвестиций от игроков рынка, банков, институтов развития и т. д. Наряду с государственным финансированием, составившим по итогам 2015 г. порядка 45 млрд руб., объем частных иностранных и российских инвестиций, по данным Минпромторга, в фармацевтической от-
1 Постановление Правительства от 06.11.2014 №1165.
2 Постановление Правительства от 09.06.2016 года №519. Объем финансирования ФЦП был скорректирован в соответствии
с Постановлением Правительства от 30.12.2015 №1518.
расли оценивается примерно в 120 млрд руб., в сфере производства медицинских изделий — 50 млрд руб. [5]. Активные инвестиционные вливания были определены острой необходимостью модернизации производственных мощностей высокой степени износа и приведением их в соответствие со стандартами GMP, а также создания новых предприятий, что соответствовало принятому курсу на локализацию и импортозамещение. В связи с переходом на программный подход к формированию бюджета в 2014 г. была утверждена Государственная программа РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013—2020 годы» [6]. Программный подход задумывался как основной инструмент повышения эффективности управления бюджетными расходами и деятельностью органов исполнительной власти, предусматривающий распределение бюджетных средств исходя из поставленных целей развития страны. Госпрограмма по развитию фармацевтической и медицинской промышленности ставила все те же задачи, впервые сформулированные в стратегии: переход на инновационный путь развития, изменение масштабов и структуры производства, интеграция в мировую систему производства и потребления лекарств и медицинских изделий. Госпрограмма была разбита на три группы мероприятий (развитие производства лекарственных средств, медицинских изделий, совершенствование госрегулирования), при этом в нее вошла также ранее принятая отраслевая ФЦП.
Вначале планируемое финансирование госпрограммы полностью соответствовало бюджету ФЦП на период 2013— 2020 гг. Постановлением Правительства от 30.12.2015 №1518 в рамках бюджетной консолидации были внесены корректировки, в результате которых общий бюджет госпрограммы был сокращен с 99,4 до 92,2 млрд руб. При этом бюджетные ассигнования по ФЦП сократились до 72,6 млрд руб., и средства были перераспределены в пользу подпрограмм по развитию производства лекарственных средств (17,4 млрд руб.) и медицинских изделий (2,2 млрд руб.) (табл. 1). В результате проверки, проведенной Счетной палатой, выяснилось, что объем неиспользованных ассигнований по
таблица Субсидии российским организациям на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов в рамках подпрограмм по развитию производстве лекарственных препаратов и медицинских изделий Государственной программы РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013—2020 годы» (млн руб.)
Подпрограмма 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего
Подпрограмма 1. Развитие производства лекарственных средств 920,8 5 199,2 4 482,6 5 303,6 1 500,0 - 17 406,2
Субсидирование проектов по организации производства ЛС и (или) фармацевтических субстанций 491,7 1 454,0 - - - - 1 945,7
Субсидирование проектов по организации и проведению клинических исследований ЛС 429,1 2 627,3 3 682,6 3 356,0 1 500,0 11 595
Субсидирование проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов - 1 117,8 800,0 1 947,6 - - 3 865,4
Подпрограмма 2. Развитие производства медицинских изделий 444,5 1 750,4 - - - - 2 194,8
Субсидирование проектов по организации производства медицинских изделий 394,5 1 650,4 - - - - 2 044,9
Субсидирование проектов по организации и проведению клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий 50,0 100,0 - - - - 150
Всего 1 365,3 6 949,6 4 482,6 5 303,6 1 500 0 19 601,1
Источник: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1518.
ФЦП в 2015 г. составил 2 млрд руб. [7] Неполное использование выделенных средств наблюдалось в течение всего периода реализации ФЦП (в целом за 2011—2015 гг. составило 92%). В сводном годовом докладе Счетной палаты о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ по итогам 2015 г. [8] госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013—2020 годы» была дана низкая оценка исполнения бюджета. Наряду с высокой оценкой основных показателей (индикаторов) программы отмечено, что ограниченное число лекарственных препаратов, разработка которых была профинансирована в рамках ФЦП, по итогам 2015 г. прошло государственную регистрацию3. Дополнительные группы мероприятий в рамках госпрограммы были призваны активизировать процесс регистрации и создания производства импортозамещающих препаратов, стимулировать инновационные разработки. При этом по сравнению с мероприятиями ФЦП был использован другой инструмент финансовой поддержки, состоящий в предоставлении субсидий российским организациям на компенсацию части затрат.
В отличие от конкурсов по НИОКР, которые проводятся в рамках ФЦП и предполагают софинансирование из внебюджетных источников, в данном случае субсидии выделяются по результатам понесенных компаниями затрат. Постановлением Правительства от 30.12.2015 №1518 утвержден объем бюджетных ассигнований по этим подпрограммам на период 2015—2020 гг. (табл. 1). Финансирование распространяется на фигурирующие в госпрограмме мероприятия, которые в последней ее редакции дополнены мерами по государственной регистрации и выводу на рынок списка из 131 воспроизведенных препаратов, относящихся к перечню ЖНВЛП. В 2015 г. на эти цели было запланировано выделение 1 365,3 млн руб., в 2016 г. — 6 949,6 млн руб. В 2015 г. в целях определения условий использования данных инструментов и предоставления субсидий был принят целый ряд нормативных правовых актов. Это постановления правительства от 01.10.2015 №1045—1048, а также от 30.12.2015 №1503.
3 По данным Минпромторга, с 2009 по 2016 г. зарегистрировано 32 препарата, разработка которых была поддержана в рамках научной программы министерства и ФЦП [5].
• УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ В РАМКАХ ОТРАСЛЕВОЙ ГОСПРОГРАММЫ
Новые инструменты, введенные в госпрограмму по развитию фармацевтической и медицинской промышленности, направлены на ускорение процессов импортозамещения, а также активизацию инновационных процессов. В сфере импортозамещения, помимо клинических испытаний, субсидии предоставляются для стимулирования инвестиционной активности по расширению и модернизации производства МИ и фармацевтических субстанций, что отвечает цели локализации производства ЛС. Подпрограммы «Развитие производства лекарственных средств» и «Развитие производства медицинских изделий» нацелены прежде всего на решение задач импортозамещения. На субсидирование инновационных разработок предполагается направить около 20% всех запланированных на 2015—2020 гг. средств (табл. 1).
Меры поддержки предполагают, что субсидированию подлежат, за некоторым исключением, не более 50% фактически понесенных и подтвержденных затрат. Перечень этих затрат носит ограничен-
ный характер и включает расходы, имеющие для проектов: критическое значение, осуществляемые в иностранной валюте, связанные с регуляторными требованиями. Инструменты поддержки распространяются на затраты, произведенные не ранее 1 января 2015 г., а также исключают возможность получения финансирования по иным госпрограммам.
Условия предоставления субсидий по проектам, связанным с организацией производства и разработкой импортозамещающей продукции, предполагают, что запуск производства и введение в оборот разработанной продукции должен произойти не позднее трех лет с момента заключения договора о предоставлении субсидий. Установлены также требования в отношении планируемого объема выпускаемой продукции по отношению к размеру предоставляемых субсидий. Возмещение части затрат на проведение клинических исследований ЛС и испытаний имплантируемых МИ (Постановления Правительства от 01.10.2015 №1045 и №1046). Субсидии предоставляются в объеме не более 200 млн руб. для ЛС и 5 млн руб. для МИ на один проект. Возмещению подлежат затраты по клиническим исследованиям препаратов, относящихся к группам МНН, где еще нет зарегистрированных отечественных лекарств, по приоритетным направлениям — онкология, регенеративные технологии, аутоиммунные и нейродегене-ративные заболевания, эндокринные заболевания, в т. ч. диабет, туберкулез, вакцинопрофи-лактика, ВИЧ, вирусный гепатит. В случае МИ поддержка оказывается проектам по клиническим испытаниям имплантируемых МИ, включенных в утвержденный перечень для оказания бесплатной медицинской помощи. Субсидированию подлежат затраты, связанные с приобретением препаратов или МИ сравнения, страхованием жизни и здоровья пациентов, участвующих в испытаниях, и пр. (табл. 2, опубликована на сайте www.remedium-joumal.ru/arhiv/ RM_10_2016_tabli. doc). На субсидии по клиническим исследованиям ЛС на период 2015—2019 гг. в госпрограмме запланировано 11 595 млн руб., по клини-
ческим испытаниям имплантируемых МИ — 150 млн руб. (табл. 1). Возмещение части затрат по организации производства фармацевтических субстанций и МИ (Постановления Правительства от 01.10.2015 №1047 и №1048). Возмещение предоставляется в объеме не более 200 млн руб. для ЛС и не более 50 млн руб. для МИ. По проектам организации производства фармацевтических субстанций, включенных в перечень ЖНВЛП, субсидии предоставляются на возмещение части платежей по договорам лизинга оборудования, расходов на услуги сторонних организаций по пу-сконаладочным работам, затрат на приобретение расходных материалов и реактивов для отработки технологии производства. В отношении проектов по МИ перечень возмещаемых затрат носит расширенный характер (табл. 2, опубликована на сайте www.remedium-joumal.ru/ агЫу/Ш_10_201б_:аЫЫос). На субсидии по организации производства фармацевтических субстанций в период 2015— 2016 гг. в госпрограмме запланировано 1 945,7 млн руб., медицинских изделий — 2 044,9 млн руб. (табл. 1). В 2015 г., согласно данным Минпром-торга [9], из средств федерального бюджета профинансированы 26 проектов по организации производства медицинских изделий на общую сумму 137,4 млн руб. На реализацию проектов по организации производства субстанций (противоопухолевые средства, аутоиммунные заболевания) выделено 199,8 млн руб. (на 2015—2017 гг.). Это существенно меньше, чем плановые показатели госпрограммы, что можно объяснить поздними сроками принятия нормативного правового акта, регламентирующего предоставление этих субсидий.
Возмещение затрат на реализацию проектов по разработке аналогов инновационных препаратов (Постановление Правительства от 30.12.2015 №1503). Субсидии предоставляются на возмещение 50% фактических затрат, непосредственно связанных с ранними стадиями НИОКР (табл. 2, опубликована на сайте www.remedium-joumal.ru/arhiv/RM_ 10_2016_tabli.doc), по проектам разработки схожих по фармакотерапевтическо-му действию и улучшенных аналогов находящихся под патентной защитой ин-
новационных лекарственных препаратов.
Это должны быть лекарственные препараты с аналогичным механизмом действия в отношении биомишени, имеющие преимущества по критериям эффективности и/или безопасности. Проекты должны охватывать комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающий доклинические исследования, наработку опытных образцов, клинические исследования на здоровых добровольцах по установлению безопасности и переносимости, исследования по подбору оптимальных дозировок и курса лечения для пациентов с определенным заболеванием. Условия предоставления субсидии предполагают, что через 5 лет должно быть получено разрешение на проведение клинических испытаний по установлению безопасности и эффективности разрабатываемых ЛС у пациентов с определенным заболеванием. Фактически такая мера государственной поддержки является дополняющим инструментом по субсидированию длительно окупаемых инвестиций в ранние стадии исследований и разработок, которые в практике фармацевтических производителей чаще всего финансируются, а иногда и учитываются как текущая деятельность. Вероятно, что данный механизм возмещения затрат потребует наработки определенной практики использования законодательной базы, а также ее совершенствования. Однако по сравнению с аналогичными проектами, финансируемыми в рамках ФЦП, его преимуществом является комплексность и возмещение уже по факту понесенных затрат (не чаще чем два раза в год). Определение сроков реализации проекта является дополнительной стимулирующей и контролирующей мерой. Возможно, период в 5 лет не является достаточно комфортным для инициатора проекта, однако с точки зрения инвестора — срок регламентирован оптимально (достаточно хорошо прогнозируем). В ситуации, когда 50% затрат на НИОКР субсидируются за счет государства, можно говорить о том, что оно выступает в качестве соинвестора. На эти цели в федеральном бюджете в 2016 г. предусмотрено 1117,8 млн руб., всего до 2018 г. в госпрограмме запланировано 3 865,4 млн руб. (табл. 2, опубликована на сайте
www.remedium-joumal.ru/arhiv/RM_ 10_2016_tabli.doc). Для конкретизации целей по субсидированию НИОКР приказом Минпромторга от 19.05.2016 г. №1605/308н был подготовлен и опубликован перечень биомишеней, который должен стать ориентиром для системного развития фармацевтической промышленности.
НИОКР в сфере фармацевтического производства является одним из важнейших составляющих перспективного развития отрасли и отдельно взятой производственной компании. В ситуации, когда цели очерчены и закреплены на законодательном уровне, разработан механизм возмещения части затрат и созданы мотивации для частных инвесторов, можно говорить о создании предпосылок для получения ожидаемых результатов. Развитию исследований в биомедфарме способствует принятый ФЗ от 23.06.2016 г. «О биомедицинских клеточных продуктах» №180-ФЗ, регулирующий сферу НИОКР и обращения данных препаратов.
• ГОСПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»
Кризис, начавшийся в 2014 г., активизировал меры господдержки базовых отраслей экономики. В ходе обсуждения и принятия ФЗ от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» были выработаны меры государственного стимулирования (правового, экономического и организационного), обеспечивающие комплексное влияние на развитие промышленности и создание предпосылок для ее долгосрочного роста на базе высокотехнологичных отраслей. Постановлением Правительства от 15.04.2014 г. №328 была утверждена действующая редакции Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее кон-курентоспособности»4, призванная обеспечить реализацию этих мер. Антикризисный план правительства, принятый в 2015 г. [10], в части поддержки промышленного производства опирался на мероприятия, включенные в госпрограмму.
4 В первоначальной версии программа была утверждена в августе 2013 г.
Госпрограмма охватывает период 2012— 2020 гг., ее общий бюджет составляет 1,06 трлн руб., и она рассчитана на поддержку оборонно-промышленного комплекса и приоритетных направлений гражданской промышленности, для которых в рамках госпрограммы предусмотрены отдельные подпрограммы. Под приоритетными направлениями гражданской промышленности понимаются отрасли, способствующие созданию новых экономически эффективных и экологически безопасных производств, внедрению инноваций, развитию производства конкурентоспособной на международном рынке высокотехнологичной продукции, росту производительности труда за счет использования передовых технологий, и т. д. В госпрограмму входят в т. ч. подпрограммы «Химический комплекс» и «Промышленные биотехнологии». Однако инструменты финансовой поддержки, которыми могут в настоящий момент воспользоваться предприятия отрасли, реализуются в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы». Меры адресной поддержки предприятий фармацевтической отрасли не включены в «профильные» подпрограммы, по-видимому, в связи с тем, что действует самостоятельная госпрограмма «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013— 2020 годы».
Предприятиям фармацевтической и медицинской промышленности в настоящее время доступны следующие меры финансового стимулирования в рамках госпрограммы «Развитие промыш-лениости и повышение ее конкурентоспособности»: ф Субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности.
ф Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации комплексных инвестицион ных проектов (КИП). ф Субсидирование затрат на проведение НИОКР в рамках реализации КИП. ф Программа поддержки проектного
финансирования (программа государственных гарантий). ф Предоставление займов Фондом развития промышленности на финансирование проектов по внедрению передовых технологий, созданию новых продуктов и импортозамещающих производств (проекты развития). 4 Предоставление займов на финансирование лизинговых сделок по контрактам на покупку оборудования. 4 Специальный инвестиционный контракт (нефинансовый механизм поддержки и стимулирования инвестора). Субсидии на уплату процентов по кредитам на пополнение оборотных средств. Постановлением Правительства РФ №214 от 12.03.2015 г. были утверждены правила предоставления в 2015 г. субсидий организациям промышленности для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для пополнения оборотных средств и финансирования текущей производственной деятельности. Всего в 2015 г. промышленным предприятиям было предоставлено субсидий на сумму 6 млрд руб. Однако часть организаций, несмотря на то что с ними были заключены договоры о предоставлении субсидий, их не получили в связи с недостатком лимита бюджетных обязательств. Для выполнения этих договоров было принято Постановление Правительства от 14 апреля 2016 г. №304, которое расширило период предоставления субсидий на 2016 г. Бюджетные ассигнования на эти цели в 2016 г. запланированы в размере 2,2 млрд руб. Мера поддержки в виде предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по увеличенной процентной ставке после 16.02.2014 г. является частью антикризисной поддержки со стороны государства. Предприятия, использующие в своей деятельности заемный оборотный капитал, в условиях резкого повышения ключевой ставки в декабре 2014 г. испытали сильное давление на рентабельность производства, что в некоторых случаях повлекло за собой чистые убытки. Компенсация части затрат на обслуживание заемного оборотного капитала позволи-
ла нивелировать риск стагнации и даже банкротства на предприятиях, операционная рентабельность которых была ниже 17% годовых (т. е. ниже величины ключевой ставки ЦБ, установленной 16 декабря 2014 г.).
Общая сумма субсидий, полученных компаниями фармацевтической и медицинской отрасли, с начала действия программы по конец I квартала 2016 г. составила 284 млн руб. Поддержку получили примерно два десятка компаний. Таким образом, на поддержку фармацевтической отрасли посредством данного инструмента было направлено менее 5% всех заявленных ассигнований. Показатель незначительного объема выделенных субсидий отчасти обусловлен тем, что большинство фармацевтических компаний в России не привлекает заемный оборотный капитал, имеет значительные пассивы и привлекает финансирование, прежде всего на реализацию инвестиционных проектов. Субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации КИП. Постановлением Правительства РФ №3 от 03.01.2014 (в ред. от 25.05.2016) определен порядок получения предприятиями субсидий на уплату части процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и во Внешэкономбанке в 2014—2016 гг. (на срок не менее трех лет) на реализацию новых КИП в приоритетных гражданских отраслях промышленности (табл. 2, опубликована на сайте www.remedium-journal.ru/arhiv/ RM_10_ 2016_tabli.doc). Стоимость проектов должна составлять от 150 млн руб. до 5 млрд руб. Ввод производственных мощностей в эксплуатацию — не ранее 1 января 2014 г. Кредитные средства должны составлять не более 80% от стоимости проекта.
Субсидии предоставляются при условии внесения Минпромторгом инвестиционного проекта в перечень КИП по приоритетным направлениям гражданской промышленности. По состоянию на 11.05.2016 г. Минпромторгом утверждено 8 КИП, связанных с фармацевтическим производством [11]. Это проекты ОАО «Татхимфармпрепараты» (Казань), ЗАО «Генериум» (Владимирская обл.), ООО «Нанолек» ОАО (Кировская обл.), «Марбиофарм» (Йошкар-Ола), ОАО «Би-
осинтез» (Пенза), ЗАО «Медисорб» (Пермь), АО «ФП «Оболенское» (Московская обл.), АО «Вертекс» (С.-Петербург). Средний заявленный срок реализации проектов — 8 лет. Исключение составляют проекты АО «ФП «Оболенское» (завод по производству твердых лекарственных форм) со сроком реализации 2015—2050 гг. и ООО «Нанолек» (биотехнологическое производство вакцин и биопрепаратов) — 2013—2030 гг. Очевидно, что сроки по данным проектам определены как максимальные и предполагают инвестиции в несколько этапов (очередей строительства). Общий объем инвестиций в указанные проекты составил более 14 млрд руб. Большинство проектов получили финансирование в диапазоне от 11 до 15% годовых. Сумма запрошенных субсидий — 2 275 млн руб. (с выплатами в течение нескольких лет 2 раза в год). По состоянию на конец первого полугодия 2016 г. выплаты по субсидиям составили 321 млн руб. (14%). Таким образом, механизм субсидирования процентной ставки по КИП запущен, число обращений к данному инструменту со стороны предприятий отрасли растет. Можно рассчитывать на то, что механизм будет действительно доступным и простым в реализации для тех участников рынка, которые осуществляют инвестиции в технологическое развитие и модернизацию, реинвестируют прибыль, выстраивают долгосрочные стратегии. В то же время данные субсидии, по-видимому, являются весьма незначительной финансовой поддержкой в отношении тех участников рынка, которые принимают на себя риски инвестирования в отечественную экономику и фармацевтическое производство при объемах инвестиций в КИП более 1 млрд руб.
Субсидирование затрат на проведение НИОКР в рамках реализации
КИП. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1312 (в ред. от 09.04.2016) утверждены правила предоставления субсидий российским организациям на компенсацию затрат на выполнение НИОКР и технологических работ, непосредственно связанные с разработками, в рамках реализации
КИП. Как и в случае субсидирования процентной ставки по кредитам, КИП должны относиться к приоритетным направлениям гражданской промышленности. Они также должны соответствовать одному из 61 технологических направлений, определенных в рамках госпрограммы, и их результатом должна стать конкурентоспособная продукция. Требования к общему бюджету КИП — от 150 млн руб. до 2 млрд руб. (не более 70% заемных средств). Согласно первоначальной редакции постановления правительства, компенсация затрат на НИОКР не могла превышать 70% от общего объема инвестиций в проект. С апреля 2016 г., в соответствии с внесенными в правила изменениями, возмещению подлежит до 100% затрат на НИОКР. При этом размер субсидий может составлять до 100% всех затрат на реализацию КИП, если все эти затраты были направлены на НИОКР (т. е. проекты реализуются с учетом уже имеющихся производственных мощностей) (табл. 2, опубликована на сайте www.remedium-journal.ru/ arhiv/RM_ 10_2016_tabli.doc). В 2014 г. к конкурсу на получение данной меры поддержки было допущено 35 заявок от различных отраслей промышленности, 31 из которых получила право на получение субсидий в размере от 27 до 570 млн руб. Субсидия была запрошена лишь одним предприятием, которое можно отнести к фармацевтической и медицинской отрасли. Производитель медицинских изделий ООО «Инмед» (разработка гемостатического средства Гемофлекс) получил субсидию в размере 120 млн руб.
Сбор предложений по технологическим направлениям на право получения субсидий на проведение НИОКР происходит ежегодно. На реализацию данных мер поддержки в 2016 г. в федеральном бюджете выделено 2, 051 млрд руб. Программа поддержки проектного финансирования. Постановлением Правительства 11.10.2014 №1044 (ред. от 21.02.2015) утверждена программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования. Цель программы — создание механизма господ-
держки, который ведет к увеличению объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях. Программа предполагает возможность получения льготного финансирования (ограниченный предел процентной ставки — ключевая ставка ЦБ +2,5%) от уполномоченных банков. Суть программы заключается в предоставлении обеспечения в форме государственных гарантий РФ, что само по себе является достаточно качественным обеспечением. Программа распространяется на проекты стоимостью от 1 до 20 млрд руб. в приоритетных секторах экономики, включая химическое производство. Доля заемного финансирования, привлекаемая от уполномоченных банков, не может составлять более 80% (табл. 2, опубликована на сайте www.remedium-journal.ru/arhiv/RM_ 10_2016_tabli.doc). Государственная поддержка в рамках программы предоставляется в форме госгарантии в размере не более 25% от суммы заемных средств в размере не менее 200 млн руб. и не более 4 млрд руб. на срок от 3 до 20 лет. В то же время гарантия не является безусловной, т. к. законодатель дает отсрочку заемщику на исполнение своих обязательств в течение 30 дней с момента выставления требования. В принципе, наличие таких условий для многих банков делает такую гарантию не первоклассным обеспечением. Слабым моментом является и ограниченный размер обеспечиваемых обязательств.
Однако программа подразумевает двухстороннюю оценку проектов: с одной стороны, межведомственной комиссией при Минэкономразвития на предмет значимости проекта в конкретной отрасли и для экономики в целом, с другой — уполномоченным банком на предмет жизнеспособности проекта и кредитоспособности инициатора проекта (заемщика). Таким образом, комплексно оцениваются рыночные и финансовые риски, что дает основания полагать, что отбор проектов происходит тщательным образом и дефолтные случаи по ним практически не прогнозируются.
В целом инструмент госгарантий является хорошей формой обеспечения для кредитной организации, предоставляющей кредитные средства на финансирование проекта. Программой предусмотрено, что инвесторам предоставляются льготные ценовые условия получения кредитов. Это становится возможным в связи с тем, что по обеспеченным ссудам кредитные организации, в соответствии с требованиями ЦБ, должны создавать более низкие резервы. На сегодняшний день оказана поддержка только двум проектам из фармацевтической отрасли — компаний ЗАО «Р-Фарм» (общий объем инвестиций 19,7 млрд руб., кредиты Внешэкономбанка 14,6 млрд руб. на 7—8 лет) и ООО «На-нолек» (общий объем инвестиций 6,1 млрд руб., кредит Сбербанка — 822 млн руб. на 7,5 года). Общий объем предоставленных государственных гарантий по этим проектам составил около 4 млрд руб. Учитывая масштабы деятельности компаний, их финансовое положение, практически отсутствие рыночного риска (планируемая к выпуску продукция будет востребована в рамках программы оказания бесплатной медицинской помощи), вероятность получения обоснованных требований по данным гарантиям сводится к нулю. Это означает, что государство, выступая гарантом, берет на себя минимальный риск, при этом позволяет компании высвободить от обременения значительную часть активов, что, безусловно, упрощает деятельность, особенно в ситуации, когда залогом выступают нематериальные активы, такие как интеллектуальная собственность (патенты, товарные знаки), акции или доли в структуре капитала.
Незначительное число проектов в фармацевтической отрасли, получивших поддержку в виде госгарантий, обусловлено тем, что программа проектного финансирования ориентирована на крупные проекты. В то же время в фармацевтической отрасли среднестатистическая стоимость проекта не превышает 3—4 млрд руб., а в случае реализации проекта согласно временному графику, подразумевающему несколько
очередей, проект дробится на еще меньшие суммы. Такой подход оправдан, т. к. позволяет инициатору проекта реализо-вывать более взвешенный подход к осуществлению капитальных затрат, с меньшим объемом привлекаемого финансирования в конкретный период времени.
Для того чтобы проектное финансирование стало доступно компаниям фармацевтической отрасли, реализующим менее масштабные, но не менее значимые проекты, этот механизм требует доработки. Возможно предоставление не государственных гарантий, а гарантий государственных банков, уполномоченных в рамках проекта, что могло бы существенно упростить механизм получения обеспечения в форме гарантии5. Однако рассчитывать на такой вариант развития данного инструмента господдержки сложно, поскольку в части привлечения новых проектов программа проектного финансирования в настоящее время приостановлена [12].
• ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Важное место в системе господдержки промышленности и реализации программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» имеет Фонд развития промышленности (ФРП). ФРП был создан в 2014 г. в результате преобразования Российского фонда технологического развития и передачи его в ведение Минпром-торга [13].
В соответствии с ФЗ «О промышленной политике», основной задачей фонда является предоставление финансовой поддержки, а также других форм поддержки промышленным предприятиям. В настоящее время основная деятельность фонда заключается в выдаче на льготных условиях займов на финансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе лучших техно-
5 Механизм господдержки, когда государственный банк или Фонд развития промышленности (как оператор государственных программ - исполнительный орган) наделяется функцией выпуска контргарантий в адрес банков (как государственных, так и коммерческих), которые использовали бы эту гарантию как обеспечительную меру по выдаваемым кредитам.
логий. В конце 2015 г. была принята программа фонда по софинансирова-нию приобретения российскими предприятиями в лизинг технологического оборудования. Фонд также функционирует как информационно-консультационный центр по реализации программ субсидирования процентных ставок по кредитам, проектного финансирования, специальных инвестиционных контрактов. В перспективе фонд должен стать институтом развития и координатором национальной системы развития промышленности, сформированной на базе ФЗ «О промышленной политике» [14]. Порядок предоставления субсидий на реализацию проектов по внедрению наилучших доступных технологий и им-портозамещению в рамках реализации государственной программы «Развитие промышленности и повышению ее конкурентоспособности» определен Постановлением Правительства от 17.12.2014 №1388 (ред. от 13.07.2016). Финансирование ФРП проектов развития. Программа состоит в предоставлении на конкурсной основе займов на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Займы предоставляются на финансирование проектов с общим объемом инвестиций не менее 100 млн руб. Минимальный объем займа составляет 50 млн руб., максимальный — 300 млн руб. Процентная ставка по займу составляет 5% годовых, срок предоставления займа не должен превышать 5 лет (табл. 2, опубликована на сайте www.remedi-um-journal.ru/arhiv/RM_ 10_2016_tabli.doc). В 2015 г. верхняя граница займа составляла 500 млн руб., займ предоставлялся на срок до 7 лет.
Коэффициент покрытия залогом заемных средств должен быть не менее 100%, но условия и коэффициент покрытия фондом могут быть изменены, в т. ч. снижены. Условие соотношения заемных и собственных средств также является нестандартным и отличается от условий прямого банковского финансирования. Инициатор проекта и/или частный инвестор должны профинансировать не менее 15% от стоимости всех инвестиционных затрат, совместно за счет собственных средств и кредитов
банков — не менее 50% (в 2015 г. — не менее 30%). Доходность по проекту должна на 5% превышать процентную ставку по предоставляемому займу. В 2015 г. бюджет фонда составил 20 млрд руб., в 2016 г. была проведена докапитали-зация ФРП еще на 20 млрд руб. для реализации мер по предоставлению займов [15].
За 2015 г. и первое полугодие 2016 г. было профинансировано 19 проектов медицинской и биофармацевтической промышленности, общий объем инвестиций в которые исчислялся 16 260 млрд руб. Объем субсидий составил 5 650 млн руб.6, что соответствует более 34% от общего объема инвестиций [16]. Важным является то, что финансирование в виде займа ФРП смогли получить в т. ч. компании, реализующие проекты стоимостью 100—200 млн руб., что для фармацевтической отрасли является небольшим инвестиционным проектом (учитывая капиталоемкость производства). Однако такие проекты есть, и их реализация необходима для гармоничного развития отрасли в целом. Безусловным преимуществом такой формы финансирования является низкая фиксированная стоимость привлекаемого финансирования (5% годовых), а также гибкие условия по обеспечению. Если стоимость чистых активов компании больше суммы привлекаемого займа, то обеспечение может не требоваться вовсе, в иных случаях рассматривается обеспечение в различных формах. Заемщику вменяются условия по соблюдению ряда финансовых и юридических ковенант [17]. Однако они являются стандартными и применяются, как правило, всеми кредитными организациями для целей контроля за реализацией проекта.
Финансирование лизинговых сделок. Программа лизинговых займов ФРП была запущена только в 2016 г. Программа реализуется при участии уполномоченных лизинговых компаний, уполномоченных банков и ЦБ. Финансирование лизинговых сделок ФРП осуществляется путем предоставления займов компаниям на оплату авансовых
6 В том числе проекты компаний «Р-Фарм» (займ в размере 300 и 500 млн руб.), «Герофарм» (два займа по 500 млн руб.), «Ниармедик Плюс» (300 млн руб.), «Фармасинтез» (300 млн руб.), «Велфарм» (500 млн руб.) и т. д.
кроме того...
Запрет на импорт морской воды и соли может затронуть фармрынок
С 1 ноября 2016 г. в перечень продукции, на которую распространяются ограничения на поставки из ряда стран, вносится товарная субпозиция 250100 — морская вода и продукты на ее основе. Новые ограничения могут привести к прекращению ввоза в Россию нескольких препаратов для профилактики и лечения заболеваний носа и горла на основе морской воды, а также сырья для их производства. В текущем году, отмечается в сообщении аналитической компании RNC Pharma, препараты на основе морской воды ввозились в РФ по двум товарным позициям, при этом по группе 250100 импортировались 2 KG: Физиомер («Омега-Биттнер») и Хьюмер («Лаборатории Урго»). По этой же группе ввозилась морская вода для производства препарата Линаква компании «Солофарм». По данным RNC Pharma, за период с января по июль 2016 г. объем импорта препаратов на основе морской воды составил 0,8 млрд руб., продемонстрировав снижение на 59% в рублях и на 57% в упаковках по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
BIOCAD снижает цену на ряд онкопрепаратов
Российская биотехнологическая компания BIOCAD заявила о намерении снизить цены на ряд препаратов, применяемых в лечении онкологических заболеваний. Речь идет о препаратах на основе монокло-нальных антител ритуксимабе, бева-цизумабе и трастузумабе. Согласно пресс-релизу компании, цена российского бевацизумаба, применяемого в лечении рака кишечника, легкого, яичников и почки, будет снижена на 20%. Трастузумаб, используемый в лечении рака молочной железы, подешевеет на 15%, в результате чего стоимость лечения одного пациента сократится с 1 млн 292 тыс. руб. до 763 тыс. руб. Расходы бюджета РФ на закупку бева-цизумаба и трастузумаба в 2015 г. составили 3,4 и 5,7 млрд руб. соответственно. По оценкам BIOCAD, повышение доступности дорогостоящих ЛС позволит обеспечить лечением дополнительно 14 тыс. российских пациентов.
платежей по контрактам на покупку оборудования за счет субсидий из федерального бюджета, объем которых утверждается Минпромторгом на соответствующий плановый период7. Займ предоставляется исключительно на оплату аванса за приобретаемое в лизинг оборудование в размере от 10 до 50% от обязательного авансового платежа в пользу поставщика оборудования (минимум 5 млн руб., максимум 250 млн руб.), указанного в лизинговом договоре между лизингодателем и лизингополучателем. Стоимость займа — 5% годовых, срок — 5 лет (но не позднее даты окончания договора лизинга). Сумма лизинговой сделки должна быть не менее 20 млн руб., но не более 5 млрд руб. Стоимость кредита, предоставляемого уполномоченным банком уполномоченной лизинговой компании, не может превышать уровень процентной ставки, устанавливаемой ЦБ для рефинансирования этих кредитов, увеличенной на 2,5%.
Инструмент должен быть удобной формой поддержки инвесторов, осуществляющих частичное и поэтапное вложение средств в модернизацию производственных мощностей. Штучная покупка оборудования для фармацевтического производителя является обычной практикой и может быть частично профинансирована за счет средств займа на льготных условиях.
• СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ (СПИК)
Специальные инвестиционные контракты (СПИК) введены ФЗ «О промышленной политике» в качестве нефинансового инструмента стимулирования инвестиций в создание и модернизацию промышленного производства, внедрение наилучших доступных технологий, освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 №708 утверждены правила заключения СПИК. Оператором по заключению специальных инвестиционных контрактов выступает ФРП. СПИК представляет собой двух- (инвестор и федеральные органы власти), трех- (с участием региональных властей) и даже четырехстороннее (с муни-
ципалитетами) соглашение, призванное гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и осуществлять меры стимулирования деятельности в приоритетных отраслях промышленности.
Мера подразумевает обязательства инвестора в предусмотренный соглашением срок создать или модернизировать и освоить производство промышленной продукции при одновременном условии предоставления со стороны государства стимулирующих инвестиции мер поддержки в виде налоговых преференций, специальных фиксированных арендных ставок на объекты государственного имущества, а также право, но не обязательство государственного заказчика не разыгрывать конкурсы на осуществление государственных закупок, а покупать напрямую у инвестора уникальную продукцию в течение фиксированного срока по фиксированной рыночной цене. Критерии отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации, определены Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 г. №719. Фиксация цены по государственному контракту может быть на срок от одного года. Срок действия контракта как такового устанавливается исходя из срока выхода проекта на операционную прибыль с увеличением на 5 лет (но не более 10 лет в целом). Важным является определение суммы инвестиций — не менее 750 млн руб., т. е. проекты должны быть достаточно фондоемкими. Законодательство не обозначает конкретных мер по стимулированию, а предлагает индивидуальный режим для инвестора, который может самостоятельно запрашивать те или иные меры поддержки и согласовывать их с Мин-промторгом.
По состоянию на конец I квартала 2016 г. в Минпромторг не была подана ни одна заявка на заключение СПИК со стороны фармацевтических производителей, однако были зафиксированы обращения на подтверждение отсутствия
7 Правила предоставления субсидий утверждены Постановлением Правительства №1388 от
17.12.2014 (ред. от 13.07.2016).
аналогов продукции на территории РФ. В мае появилась информация о том, что компания «Биокад» подала 17 заявлений об отнесении ряда своих препаратов, еще не прошедших регистрацию, к продукции, не имеющей российских аналогов [18].
Одной из мер стимулирования заключения СПИК планируется наделение инвестора статусом единственного поставщика на срок действия контракта (предположительно, гарантированные закупки должны составить 30% от мощности производства). Соответствующий проект поправок в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принят Государственной Думой в первом чтении. СПИК как мера стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности призвана привести к созданию высокотехнологичных фармацевтических производств и продуктов, не имеющих аналогов на территории РФ, а также обеспечить окупаемость таких инвестиционных проектов. СПИК как инструмент поддержки инвестора должен минимизировать рыночный риск и гарантировать сбыт произведенной в результате реализации инвестиционного проекта продукции. Но в механизме использования СПИК есть и слабые моменты. Отрицательно на деятельности инвестора может сказаться нестабильность экономической и рыночной конъюнктуры в стране. Фиксация цены даже на краткосрочную перспективу, учитывая зависимость производства от импортной составляющей, может привести к убыткам. Кроме того, фармацевтика является очень динамично развивающейся отраслью: за годы, пока будет создаваться производство и налаживаться выпуск какого-то нового препарата, он может утратить свою уникальность, и инвестор не получит того дохода, на который рассчитывал. Поскольку данный механизм подразумевает право, а не обязанность заказчика осуществлять закупки, никаких гарантий для производителя в этом плане не предусмотрено.
Законодательная база для заключения СПИК до конца не сформирована.
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в последние несколько лет институт государственной финансовой поддержки отрасли активно развивается. Изменения направлены на совершенствование инициатив по стимулированию развития отрасли, в т. ч. исходя из реальной экономической ситуации. Если первоначально действовали исключительно специфичные для отрасли программы, то в последние два года были введены универсальные меры поддержки, реализуемые в рамках общей для приоритетных отраслей госпрограммы и направленные на оживление инвестиционных процессов в экономике.
Целевые установки господдержки по отношению к фармацевтической промышленности остались прежними, и за последнее время был введен ряд новых инструментов, призванных стимулировать инновационные разработки. В то же время основная часть принятых в последние два года мер — как в рамках отраслевой госпрограммы, так и общей программы развития промышленности — направлена на решение задач импортозамещения и создание современных производств, что соответствует текущему этапу развития отрасли и сложившейся конъюнктуре.
Время показало, что реализуемая стратегия развития фармацевтической и медицинской промышленности стала действенным инструментом привлечения инвестиций в отрасль. Для реализации этой задачи в последнее время был принят целый ряд мер по стимулированию инвестиций в комплексные инвестиционные проекты, по получению внешнего проектного финансирования. Инвестициям способствует также то, что фармацевтика является одной из наиболее маржинальных и доходных по чистой прибыли отраслей промышленности. Предприятия отрасли действуют в ситуации достаточно стабильного спроса на лекарственную продукцию и создания приоритетных условий на рынке для продукции отечественного производства.
В то же время российская экономика в настоящее время представляет собой рисковую зону как для внешних участников рынка (инвесторов), так и для внутренних. Обусловлено это не только экономическими, но и политическими причинами, нестабильной законодательной средой, неразвитыми институтами, что не только не способствует инвестиционным процессам в экономике, но, напротив, стимулирует отток капитала из страны.
В результате инвестиционный бум, который переживает сегодня отрасль, — это результат не столько получения дополнительных средств и возможностей привлекать финансирование для реализации проектов (тем более что планы по финансированию госпрограмм в значительной степени не выполняются), сколько формирования у российских инвесторов — на фоне обозначенных государственных приоритетов — более «агрессивного» настроя инвестировать капитал и реинвестировать прибыль. Через введение различных мер поддержки государство дает своего рода поручительство, что отрасль будет развиваться и ее субъекты не будут обмануты в своих ожиданиях. Оптимизм среди российских фармацевтических производителей подтверждают результаты не-
давно проведенного исследования Deloitte [19]. Среди опрошенных представителей российских компаний 85% положительно оценили текущее состояние отрасли, и никто не прогнозировал ухудшения ситуации в будущем. Таким образом, если в большинстве отраслей экономики субъекты находятся в ожидании, что будет дальше, и даже при наличии средств отказываются от инвестиций, то в сфере фармацевтического производства сложился благоприятный инвестиционный климат. Проводимая государственная промышленная политика, включая меры финансовой поддержки отрасли, играет в этом важную роль. Создан целый набор различных инструментов, в целом создающий достаточно гибкий механизм, позволяющий, с одной стороны, следовать долгосрочным стратегиям, с другой — решать среднесрочные задачи в сфере инвестиционной и текущей деятельности. Но обращает на себя внимание тот факт, что основными бенефициарами последних введенных мер господдержки является в значительной мере ограниченный круг компаний, что само по себе не является фактором оздоровления инвестиционной среды.
ИСТОЧНИКИ
1. Ишмухаметов А.А., Трофимова Е.О., Новиков А.И. и др. Российский фармацевтический рынок: Итоги 2015 года. Ремедиум, 2016: 230.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.
3. Постановление Правительства от 17.02.2011 №91.
4. http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/350/.
5. Широкова И. Инвестиции в импортозамещение. Ремедиум, 2016, 5: 14-22.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №305.
7. http://audit.gov.ru/activities/control/27158.
8. http://govemment.ru/media/ffles/cG6n0smqR2ygK0njvjgXzFxuufA8VPLpdf.
9. Доклад министра промышленности и торговли Дениса Мантурова на коллегии министерства 27 мая 2016 года. http://gmpnews.ru/2016/05/polnyj-otchet-po-farmpromyshlennosti-za-2015-god-i-zadachi-na-2016-god/.
10. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 №98-р.
11. http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!perechen_kompleksnyhjnvesticionnyh_proektov_po_prioritet-nym_napravleniyam_grazhdanskoy_promyshlennosti1452756302.
12. http://frprf.ru/gospodderzhka/programma-proektnogo-finansirovaniya/#s28.
13. Распоряжение правительства РФ от 28.08.2014.
14. http://frprf.ru/download/godovoy-otchyet-fonda-za-2015-god.pdf.
15. Распоряжение Правительства от 12.03.2016 г. №417-р.
16. http://frprf.ru/proekty-i-zayavki/proekty/?region=0&branch=619&type_support=65.
17. http://frprf.ru/download/primernyy-spisok-dopolnitelnykh-trebovaniy-i-kovenantov.pdf.
18. http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/biocad-podal-17-zajavlenij-na-zakljuchenie-spetsinvestkontraktov.html#.V4t9jblf2P9.
19. Российские лекарства излучают оптимизм. Ведомости. 2016. 26 авг. Режим доступа: https://wwwvedomosti.ru/business/articles/2016/08/26/654541-buduschee-farmrinka, свободный.