Государственная финансовая поддержка экспорта в России
Ю. А. Савинов
Доктор экономических наук, профессор (Всероссийская академия внешней торговли)
А.Ю. Мигунов
(Всероссийская академия внешней торговли)
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке. Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям - экспортерам промышленной продукции, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.
Вместе с тем система государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции отличается недоработанностью и часто недостаточной последовательностью.
Организационные мероприятия по формированию финансовой поддержки экспорта в РФ
Система государственной финансовой поддержки экспорта в России складывается в течение более 15 лет. Исходно организацией, призванной оказывать финансовую поддержку экспорта, в течение многих лет еще в период
централизованного планирования экономики и монополии внешней торговли был уполномочен Внешторгбанк. Для развития финансовой поддержки экспорта этот банк в 90-е годы начал привлекать крупные средства с международных финансовых рынков. Однако вскоре накопленные резервы стали использоваться не для поддержки экспорта, а для других, тоже очевидно важных, целей. Уже в 90-ее годы банк стал в первую очередь заниматься вопросами кредитования развития российской экономики, а вопросы финансирования экспорта отошли на второй план. В значительной степени это было обусловлено падением промышленного, в первую очередь машиностроительного, производства, сокращением товарного предложения на внешние рынки и отсутствием специализированных предприятий - экспортеров, которые могли бы выигрывать международные торги и организовывать поставки отечественной продукции на внешние рынки.
В результате к началу ХХ1 в. Внешторгбанк вышел в лидеры банковского сектора по привлечению ресурсов с международных финансовых рынков. В частности, в 2005 г. Внешторгбанк привлек от группы иностранных банков крупнейший в своей истории и один из крупнейших в истории российской банковской системы синдицированный кредит в сумме 450 млн долл. В качестве организаторов сделки, в которой участвовали 40 иностранных банков,
выступили авторитетные мировые финансовые учреждения: ABN AMRO Bank, Citibank, ING Bank. В 2005 году Внешторгбанк также успешно осуществил масштабные проекты по привлечению на международном финансовом рынке впервые в истории российской банковской системы кредита на сумму 750 млн долл. и тридцатилетнего еврооблигационного займа на сумму 1 млрд долл. География реализации инвестиционных проектов вышла за пределы Российской Федерации.
Банк приступил к широкому сотрудничеству с государственными ведомствами и корпорациями. В 2006 г. Внешторгбанк и Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) договорились о сотрудничестве. Доля ВТБ в банковском обслуживании атомной промышленности составляет более 50%.1 Согласно опубликованному сообщению, ВТБ и Росатом будут заниматься совместной реализацией международных договоров, которые нахо -дятся в ведении федерального агентства, а также федеральных и отраслевых программ. Внешторгбанк и Росатом намерены совместно поддерживать экспорт и способствовать продвижению продукции атомной промышленности России на международном рынке. Кроме того, стороны станут сотрудничать и в других областях.
Вместе с тем, как сообщается в годовом отчете Внешторгбанка за 2005 г., банк вплотную подошел к этапу формирования единой международной банковской группы, включающей широкую сеть дочерних банков не только в России, но и в странах СНГ и Западной Европы. Такая инфраструктура не имеет аналогов в российской банковской системе. В группу Внешторгбанка ныне входят бывшие отечественные банки в странах Западной Европы, 4 банка в СНГ, а также Промышленно-строительный банк. Для ведения международных операций Внешторгбанк приобрел доли участия в уставных капиталах западноевропейских банков принадлежавших Банку России и стал основным акционером банковских учреждений, базирующихся в ведущих финансовых центрах Европы. На конец 2005 г. сеть Внешторгбанка в странах Западной Европы состояла из банков в Австрии (Донау-банк, Вена), Швейцарии (Русский коммерческий банк, Цюрих), на Кипре (Русский коммерческий банк, Лимассол), в Великобритании (Московский народный банк,
Лондон), во Франции (Коммерческий банк Северной Европы - Евробанк, Париж), в Германии (Ост-Вест Хандельсбанк, Франкфурт-на-Майне) и Люксембурге (Ист-Вест Юнайтед Банк).2
Банк значительно расширил спектр банковских продуктов в этой области. При этом отмечается устойчивая тенденция роста доли сложных аккредитивных сделок, в частности включающих привлечение финансирования иностранных банков в форме межбанковских кредитов и дисконтирования документов по аккредитивам.
В 2004 г. Внешторгбанком было организовано финансирование проектов одного из клиентов Хабаровского филиала по реновации судов смешанного типа в Китае на общую сумму свыше 4 млн долл. При структурировании сделок была использована схема с дисконтированием аккредитива, выставленного Внешторгбанком с рассрочкой платежа сроком на
3 года. Аккредитив был дисконтирован Сельскохозяйственным банком Китая без предоставления страхового покрытия государственного экспортного страхового агентства КНР 8Ш08иЯЕ. Данная сделка стала первой форфейтинговой операцией между российским и китайским банками по финансированию импорта товаров и услуг из КНР на срок свыше 1 года.3 Таким образом, ВТБ только приступает к использованию широко принятых на мировом рынке операций по форфетированию, дающих возможность снизить риск по экспортным операциям.
Внешторгбанк активно сотрудничает с экспортными страховыми агентствами и экспортно-импортными банками большинства стран
- ведущих торговых партнеров России. Общий объем кредитных линий, открытых на Внешторгбанк иностранными экспортно-импортными банками ряда стран превышает 4 млрд долл. Благодаря этому клиенты банка имеют доступ к долгосрочному финансированию своих инвестиционных программ на наиболее оптимальных рыночных условиях. Однако статистической информации по операциям, связанным с финансовой поддержкой отечественного экспорта из России и через обширную зарубежную сеть в отчетах ВТБ и в открытой прессе не сообщается.
Из положительных аспектов деятельности Внешэкономбанка следует отметить привлече-
ние зарубежных финансовых средств для пополнения оборотных средств экспортеров. Впервые в 2005 г. удалось привлечь ресурсы Госбанка развития Китая в размере около по-лумиллиарда долларов, которые были направлены на предэкспортное финансирование поставок российскими предприятиями высокотехнологичной продукции в Китай.4
В целом, очевидно, следует сделать вывод, что Внешторгбанк отошел от первоначальной специализации в области обеспечения платежей и кредитов во внешней торговле и перешел к исполнению функций крупного международного инвестиционного банка, действующего в интересах государства, как основного акционера. Вместе с тем, интересы развития национального экспорта требовали функционирования специального банковского обслуживания и поддержки экспорта. В этой связи был разработан план создания такого банка. Следует подчеркнуть, что вопрос о создании Российского экспортно-импортного банка, предназначенного для валютно-финансового и кредитного обслуживания внешнеторговых операций, возник еще на начальном этапе существования независимой России, когда «Внешэкономбанк» стал испытывать значительные финансовые трудности.
В качестве агента Правительства РФ, ответственного за гарантийную поддержку экспорта промышленной продукции, в начале 90-х гг. был определен Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (ЗАО Росэксимбанк). Сосредоточение в одном банке-агенте функций по финансовой (гарантийной) поддержке российских экспортеров должно было по замыслу способствовать оптимизации административных расходов, связанных с государственной поддержкой экспорта промышленной продукции; упрощению процедуры подготовки, согласования и утверждения документации по экспортным проектам и сокращению отчетности по ним; созданию единой базы данных по государственной поддержке экспорта промышленной продукции. Однако надо признать, что первоначально капитал банка был небольшой, что мешало вести крупные операции. Ресурсные возможности банка не позволяли ему функционировать в качестве полноценного экспортно-импортного банка, который мог бы предложить российским экспортерам весь спектр необходимых
финансовых услуг. Уставный капитал банка составлял около 1 млрд руб. (35 млн долл.), в то время как размер уставного капитала японского банка международного сотрудничества составляет 9,3 млрд долл., в Республике Ко -рея уставной капитал экспортно-импортного банка равен 2,3 млрд долларов. В Китае уставной капитал экспортно-импортного банка равен 600 млн долл., в Турции - 450 млн долл., в Индии - 147 млн долл. Таким образом, при формировании нового банка размер капитала должен быть адекватен поставленным задачам.
С другой стороны, в условиях отсутствия предложения товаров высокой переработки на экспорт, банк стал переориентировать свою деятельность в направлении расширения универсальных банковских операций с целью решения задач по финансированию экономики страны.
Для поддержки банка в 2003 г. в состав его акционеров вошел Внешэкономбанк. К 2005 г. его доля в акционерном капитале была доведена до 95%, собственный капитал банка составил 1,7 млрд руб., активы - 2,5 млрд руб. Хотя для такого банка это не много, его деятельность в 2006-2007 гг. определялась наступившей неопределенностью в связи с объявленными планами создания нового более крупного банка и проблемами подготовки новых документов, регламентирующих его деятельность.
Для решения финансовых проблем поддержки экспорта и финансирования импорта до конца 2006 г. было решено создать новый Российский банк развития с уставным капиталом 2,5 млрд долл.5 Однако в связи с неразработанностью документов регулирующих деятельность нового банка, до начала марта 2008 г. его работа оказалась скованной, то есть практически для банка в целом она осуществлялась в плане реорганизации.
Еще в апреле 2007 г. Совет Федерации одобрил закон “О банке развития”. Закон предусматривал создание госкорпорации на базе Внешэкономбанка, а также капиталов Российского банка развития (РосБР) и Российского экспортно-импортного банка (Росэксимбанк).
К нему была принята поправка, устанавливающая, что Банк развития может заниматься страхованием экспортных кредитов от ком-
мерческих и политических рисков.6 При этом устанавливалось, что создаваемая структура сохранит бренд Внешэкономбанка.7 Уставный капитал новой структуры составит 70 млрд руб., а собственные средства - 100 млрд руб. Также было установлено, что капитал банка может быть увеличен за счет дополнительного имущественного взноса РФ или за счет прибыли банка по решению правительства РФ, которое принимается по предложению наблюдательного совета. Было заявлено, что целью создания госкорпорации является среднесрочное и долгосрочное финансирование инвестпроектов в приоритетных отраслях экономики, содействие привлечению иностранных инвестиций, а также финансовая поддержка экспортно-импортной политики. Таким образом и в определении и задач данного банка на первом месте были поставлены задачи инвестирования, хотя и признано, что Госкорпорация также сможет выдавать гарантии от коммерческих и политических рисков участникам проектов, которые реализуются банком.8
В новом банке объединен Росэксимбанк, Внешэкономбанк, уже существующий Российский банк развития (и, возможно, в него войдут и другие банки с участием государства). Его основной задачей должна стать поддержка внешнеэкономических связей РФ (и, в первую очередь, экспортных операций), а также осуществление инвестиций в зарубежные активы. Данный шаг можно оценить положительно, но, во-первых, он не отменяет участие государства в поддержке промышленного экспорта; во-вторых, задача совершенствования процедуры предоставления государственных гарантий по-прежнему остается актуальной; в-третьих, важно, чтобы осуществление инвестиций в зарубежные активы не стало препятствием для поддержки промышленного экспорта.
Новый банк призван предоставлять экспортные кредиты, давать кредитные гарантии и обеспечивать страхование экспортных кредитов. Насколько будет эффективна работа новой российской государственной сверхмонополии, покажет время.
Определение товарной номенклатуры поддержки экспорта
При определении номенклатуры товаров, экспорт которых следует поддерживать, обычно исходят из необходимости развития экспор-
та товаров, содержащих высокий уровень затрат интеллектуального труда, то есть в определенной степени наукоемких. Однако на практике решения различных государственных ведомств по данному вопросу иногда принимаются недостаточно согласованно, поэтому в документах разных ведомств можно встретить несовпадение подходов. Да и аргументация принятия решений часто меняется.
Трудность реализация такой задачи, по нашему мнению, заключается в том, что в России производство наукоемких товаров в настоящее время практически невелико. Достиже -ния в сфере производства, накопленные в отраслях обрабатывающей промышленности, в частности в машиностроении, в годы централизованного планирования, ныне в значительной степени утрачены. Поэтому и эффективность принимаемых мер не всегда высока. В результате политика поддержки экспорта теряет целостность, поскольку не охватывает сферу производства. В числе первоочередных документов, определивших направление поддержки экспорта товаров с высокой степенью переработки на государственном уровне следует назвать Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1204 “О первоочередных мерах по поддержке экспортеров”. Первостепенное значение здесь придавалось поддержке экспорта продукции высокой степени обработки, для чего необходимо было разработать комплекс мер государственного содействия отечественным производителям этой продукции, в том числе с привлечением средств федерального бюджета.
При этом было непосредственно указано на использование механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставления государственных гарантий. Далее было принято Постановление Правительства РФ N 53 от 20 января 1996 г. “О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг”. В нем содержалась наиболее полная характеристика возможных на тот момент инструментов стимулирования, включающих не только такие финансовые меры, как гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков, предоставление гарантий под обеспечение оборотными средствами экспортоориентированных предприятий, но и предоставление предприятиям, производящим экспор-
тную машинно-техническую продукцию, на возвратной основе средств из федерального бюджета для оказания краткосрочной финансовой поддержки (на срок до окончания текущего финансового года) с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере половины учетной ставки Центрального банка РФ.
Важным шагом стало принятие Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 393 “О порядке предоставления в 2004 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции”, которое установило порядок и условия предоставления государственных гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции. Однако в отношении других мер поддержки экспорта номенклатура до сих пор четко не определена. На практике перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, был утвержден Распоряжением Правительства России от 21 сентября 2004 г. N 1222-р. В перечень вошли преимущественно машино-технические товары, а также инструменты, изделия из черных металлов, химические изделия, лекарственные средства, отдельные виды пиломатериалов, целлюлоза, бумага, ткани, керамические изделия. Как можно видеть, в список входят отнюдь не товары с высокой степенью переработки.
Осенью 2004 г. Правительством РФ был утвержден перечень промышленной продукции, экспорт которой пользуется государственной гарантийной поддержкой9, а также перечень иностранных государств, на поставки в которые распространяется государственная гарантийная поддержка, с определением предельных объемов гарантирования и категорий страновых рисков для каждого государства.10 Суть указанных документов состоит в следующем:
(1) предоставление гарантийной поддержки экспортных операций сконцентрировано на наиболее значимых для российского экспорта странах. При этом размер предоставляемого гарантийного покрытия должен определяться в соответствии с категорией риска государства-заемщика в следующем соотношении: для первой категории риска - до 95%, для второй категории риска - до 90%, для третьей категории риска - до 85%;
(2) перечень промышленной продукции, для экспорта которой требуется государственная гарантийная поддержка, определен исходя из соблюдения двух условий:
-продукция относится к группе обрабатывающих отраслей промышленности;
-экспорт продукции традиционно имеет существенный удельный вес в структуре совокупного экспорта России.
В перечень включены отдельные виды машин и оборудования, химикаты, фармацевтические товары, целлюлозно-бумажная продукция, изделия из черных металлов, ткани. Порядок отнесения промышленной продукции к продукции с высокой степенью переработки утвержден Приказом Минпромэнерго России от 31 марта 2006 г. № 64.11 Определение номенклатуры промышленной продукции, для экспорта которой необходима государственная гарантийная поддержка, осуществлялось исходя из фактора ее конкурентоспособности при условии предоставления государственных гарантий.
Наращивание экспортного потенциала такой продукции напрямую зависит от поддержки государства и тесно связано с улучшением условий торговли для производителей.12
Также определено, что в сферу действия системы государственного гарантирования могут входить и услуги, но только при соблюдении следующих условий: услуги оказываются резидентами Российской Федерации; услуги являются частью контрактных обязательств российских экспортеров промышленной продукции; конечными потребителями услуг выступают иностранные импортеры.
Еще одним нововведением в сфере поддержки экспорта стало решение правительства в середине 2006 г. выделить средства для финансовой поддержки экспорта продовольствия. Компании-экспортеры АПК смогут теперь претендовать на 3 млрд руб. (то есть около 110 млн долл.) из казны государства.13 Отмечается, что довольно выгодно экспортировать экологически чистые продукты питания, в том числе продукцию растениеводства, к которой иностранцы проявляют интерес. Это решение показало, что в правительстве уже нет четкой ориентации на поддержку экспорта только наиболее наукоемких товаров. Такой подход стал проявляться и далее.
К настоящему времени наиболее разработанной является нормативно-правовая база системы государственного гарантирования экспортных поставок. Данная система распространяется не на все вывозимые товары, а только на те из них, которые отвечают одновременно трем условиям: товар относится к категории промышленной продукции; его страной происхождения является Россия; государственная поддержка экспорта товара признана целесо-образной.14 Некоторые авторы предлагают включить в этот список на период до 2020 г. всю продукцию машиностроения и «верхние этажи» химико-лесного комплекса, что, по нашему мнению, достаточно широко.15
Таким образом, можно сделать вывод, что в документах, принимаемых различными органами, часто встречаются взаимно несогласованные положения о номенклатуре товаров, экспорт которых должен поддерживаться. Учитывая факт низкого уровня производства в России в настоящее время товаров с высокой степенью переработки, равно как и наукоемких товаров, целесообразно определить на первом этапе (как минимум до 2020 г.) необходимость поддержки экспорта любых обработанных товаров, в первую очередь продукции машиностроения.
Организационный механизм финансовой поддержки экспорта
Суть финансовой поддержки экспорта заключается в формировании равных с конкурентами условий функционирования мировом рынке. При этом одна из основных задач состоит в противодействии факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, а именно: высоким рискам финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций и невыгодным условиям кредитования экспортных операций.
Существенные риски финансовых потерь при экспорте промышленной продукции связаны с тем, что высокая степень конкуренции на рынках готовых товаров развитых стран в сочетании с развитой системой защиты национального производства вынуждает российские компании ориентироваться в большей степени на рынки развивающихся стран. С одной стороны, это во многих случаях обеспечивает получение высокой прибыли от участия в экспортных проектах; с другой стороны, экономичес-
кая и политическая ситуация в этих странах зачастую является нестабильной, что обусловливает повышенные риски при проведении внешнеторговой деятельности. Другая причина неблагоприятного положения российских экспортеров по сравнению с зарубежными конкурентами заключается в невыгодных условиях получения заемных средств на российском рынке. Несмотря на постоянное снижение ставки рефинансирования Банка России (в начале 2008 г. - 10,5%) и высокие темпы экономического роста страны в течение 2000-2007 гг., процентные ставки по кредитам остаются сравнительно высокими, а сроки кредитования
- короткими.
Среди мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции особое значение имеет финансовая поддержка, к которой относят кредитование экспорта, гарантирование экспортных операций, возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам.16 За рубежом для реализации финансовых мер поддержки экспорта созданы специализированные институты - экспортные кредитные агентства, экспортно-импортные банки. Чаще всего ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств.
Что касается Российской Федерации, то до последнего времени мерам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.
Состав средств финансовой поддержки экспорта является предметом обсуждения. Например, предлагается включить в набор таких средств финансирование экспорта по линии Банка развития и внешнеэкономической деятельности, страхование экспортных кредитов, переучет коммерческих векселей экспортеров, а также возмещение процентных ставок.17 Не вдаваясь в дискуссию относительно правомерности для банка заниматься операциями страхования, отметим отсутствие в указанном на-
боре мер гарантирования экспортных кредитов, являющихся по нашему мнению, пожалуй, важнейшим инструментом финансовой поддержки экспорта на мировом рынке.
Как нам представляется, на современном этапе основными целями государственной поддержки экспорта являются:
(1) создание системы государственного гарантирования политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
(2) расширение долгосрочного экспортного кредитования;
(3) создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций;
(4) организация страхования экспортных кредитов.
Рассмотрим ход реализации указанных целей в РФ.
Гарантирование государством политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операции
Решение о финансовой поддержке экспорта именно в форме предоставления государственных гарантий было принято Правительством Российской Федерации в связи с тем, что в рамках действующего страхового законодательства страхование экспортных кредитов в том виде, в котором оно осуществляется за рубежом экспортными кредитными агентствами, не являлось возможным. В этой связи было признано целесообразным осуществлять реализацию государственной гарантийной поддержки экспорта в рамках бюджетного законодательства. В качестве агента Правительства Российской Федерации в сфере гарантийной поддержки экспорта был определен Государственный специализированный экспортно-импортный банк (ЗАО Росэксимбанк).18
Работа государственных структур по организации и совершенствованию финансовой поддержки промышленного экспорта в России осуществляется крайне медленными темпами: соответствующую концепцию правительство утвердило еще осенью 2003 года, а уполномоченный банк-агент - Росэксимбанк - был со-
здан в середине 90-х годов. На согласование всех деталей в правительстве ушел целый год. Например, возникли проблемы с определением валюты гарантий, не ясно было и то, как должны взаимодействовать Минфин и Росэк-симбанк. В результате постановление о порядке предоставления госгарантий было принято летом 2004 года, а перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой происходит гарантийная господдержка, утвердили только осенью того же года. Тогда же утвердили и перечень стран, с которыми было возможно работать по данной схеме. При этом было оговорено, что список должен утверждаться ежегодно. По нашему мнению, в результате такой постановки вопроса отсутствует перспектива работы хотя бы на несколько лет вперед. В такой ситуации мы рискуем повторить негативный опыт 2004 года, когда перечень утвердили лишь к концу года, и наши экспортеры попросту не успели получить господдержку. На наш взгляд, было бы целесообразно принимать данный документ в виде Программы сразу на несколько лет и по необходимости корректировать ее.
В соответствии с федеральным бюджетом в 2006 г. для осуществления гарантийных операций был выделен 1 млрд долл., в 1,7 раза больше, чем в 2005 г. При этом лимит предоставления государственных гарантий по возмещению платежей Росэксимбанка в отношении выставленных им банковских гарантий увеличился в 3 раза - до 300 млн долл., а по заимствованиям Росэксимбанка, осуществляемым на цели поддержки экспорта промышленной продукции, - в 2 раза - до 200 млн долл. Соответственно лимит предоставления российским государством гарантий российским экспортерам промышленной продукции (услуг) и российским банкам, а также иностранным бан-кам-кредиторам составлял 500 млн долл.
Эти гарантии были определены на 2006 г. На 2007 г. подобное постановление не было принято, однако Бюджет 2007 г. предусматривал выделение 1 млрд долл. на предоставление государственных гарантий для экспорта всей промышленной продукции. В июле 2007 г. министр финансов РФ А. Кудрин заявил, что на 1 млрд долл. будут выданы гарантии российским предприятиям, готовым осуществлять поставки продукции вне страны. Он отметил, что первые кредиты и гарантии на поддержку
экспорта выданы в конце 2006 г., в 2007 г. на эти цели будет выделено примерно 500 млн долл., а в 2008 г. объем поддержки экспорта будет увеличен до 1 млрд долл. Также предусмотрена поддержка российских экспортеров не только с помощью гарантий, но и с помощью кредитов из бюджета, прежде всего на строительство атомных энергетических объектов в Индии, в Китае, во Вьетнаме, в Болгарии и в других государствах, на сумму 757 млн долл. «Это система мер, которую приняло правительство в рамках долговой стратегии. Здесь есть и заимствования, и гарантии, и кредиты, которые мы выдаем, в том числе на поддержку российского экспорта», - сказал А. Кудрин.19 К сожалению, конкретной структуры предоставляемых средств финансовой поддержки экспорта РФ не опубликовано.
Вместе с тем, из сообщений печати известно, что лимит гарантий по одному экспортному проекту составляет 10 млн долл.20 По нашему мнению, эта сумма должна быть увеличена примерно в 5 раз (а по контрактам на строительство промышленных объектов - до 200 млн долл.) с тем, чтобы она соответствовала среднему размеру крупных контрактов, заключаемых экспортерами стран-членов ОЭСР. Выделенных средств совершенно недостаточно на реализацию масштабных проектов за рубежом. В США на поддержку экспорта тратится свыше 10 млрд долл., в Китае - 7 млрд долл., в Чехии - 1, 8 млрд долл.21
Примечания:
1 Внешторгбанк поможет Росатому продавать продукцию за рубеж// http://www.lenta.ru/news/2006 /09/15/го8аЬш/
2 Внешторгбанк. Годовой отчет, 2004, с. 59.
3 Внешторгбанк. Годовой отчет, 2004, с. 18.
4 ВЭБ финансирует поощрение промышленного экспорта РФ в страны ШОС// http://businesspress. ru/newspaper/article.asp?aid= 383524//14.06.2006
5 «Известия», 8 февраля 2006 г., с. 7.
6 Однако такая поправка очевидно должна быть
включена в Гражданский кодекс.
7 По этому вопросу полной ясности нет, так в настоящее время вырабатывается бренд нового банка.
8 Сенаторы одобрили закон “О банке развития”/ /http://vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow. asp?ID=295784 04.05.2007
9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. N 1222-p
10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 1282-р.
11 www.minpromenergo.ru
12 “National Export today”, N4, 2005, с.22.
13 Государство стимулирует экспорт сельхозпродукции / “Бизнес”, 08.08.06 /http://businesspress.ru/ newspaper/article .asp? aid=3 89242
14 “National Export today”, N4, 2005, с.22.
15 Шифлингер Е.Г. Государственное финансирование экспорта российской промышленной продукции в условиях экспортоориентированной экономики. Автореферат диссертации на соиск. учен. степени кандид. эконом. наук. М.: ВАВТ. 2007. С. 19
16 Механизмы финансовой поддержки экспорта в Российской Федерации// Финансовая поддержка экспорта// http://exportsupport.ru/SUPPORT/OGP/ FINANCE/info Сегодня 28 Февраль 2008
17 Шифлингер Е.Г Указ. соч., с. 16.
18 Материалы к заседанию Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации по вопросу о совершенствовании поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации // http://www.oil-gas.ru/articles/view/?9805
19 А.Кудрин рассказал президенту о мерах по поддержке российских экспортеров// http:// vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID =287365// 11.07.2006
20http://www. dalryba.ru/news/show.php? viewmode=print&id=1814&s=10&p= 08 июля 2007 г.
21 Дмитриев В.: “Мы надеемся запустить механизм поддержки промышленного экспорта в этом году”.// “Профиль” от 14.02.2005
Окончание статьи ст. в одном из следующих номеров журнала