Научная статья на тему 'Государственная деятельность в сфере регулирования земельных правоотношений: политико-правовой аспект'

Государственная деятельность в сфере регулирования земельных правоотношений: политико-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА / ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ / ПЕРЕВОД ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ / STATE LAND POLICY / LAND SETTLEMENTS / FOREST LANDS / TRANSACTION FROM ONE CATEGORY TO ANOTHER / CATEGORIES OF LANDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочнева Ирина Владимировна

Представлена модель политико-правового направления законодательной и правоприменительной деятельности Российской Федерации в сфере регулирования правоотношений в случаях нахождения земель лесного фонда в черте городских округов и поселений, которая способствует решению противоречий между реализацией политической деятельности нашего государства и прав, и интересов других субъектов отношений. Излагается и анализируется актуальность политико-правовой проблемы наложения двух категорий земель «земель населенных пунктов» и «земель лесного фонда», в результате которой на сегодняшний день существует неразрешимая ситуация нарушения прав граждан, юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований в результате комплексной направленности со стороны всех ветвей власти, в рамках своих полномочий, на осуществление правомочий Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. Предлагаются меры совершенствования системы политической деятельности государства в сфере земельных отношений, в том числе через реализацию им своей земельной политики в результате законодательной, правоприменительной деятельности. Подробно описываются методологические направления урегулирования политико-правового конфликта, возникшего между обществом и государством в сфере одного из определяющих элемен- тов земельных отношений как результат научного интереса к течению политического процесса в сфере правового регулирования земельных отношений в рассматриваемом контексте. Отмечено, что указанная модель направления политической деятельности государства может являться определяющей при решении аналогичных проблем в сфере земельных отношений, не только ориентируясь на категории земель населенных пунктов и земель лесного фонда, но и иные категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Activities in the Regulation of Land Relations: Political and Law Aspect

The model of the political and law course of legislative and law enforcement activity of the Russian Federation in the sphere of legal relations regulation in the cases of forest land situated within the urban districts and settlements, which contributes to the solution of conflicts between the political activities of our State and the rights and interests of the other subjects of relations. The relevance of the political and law problems of overlapping two categories of land «settlements» and «forest land» is presented and analysed. There is insoluble situation of violations of citizens rights, legal entities, constituent entities of the Russian Federation and municipal entities as a result of the integrated nature of all branches of government, in the framework of the plenary powers, to exercise the powers of the Russian Federation, as the owner of forest land. The author proposes measures to improve the system of political activities of the State in the sphere of land relations, including through the implementation of its land policy, as a result of the legislative, law enforcement. The author also describes in detail the methodological directions resolution of political and law conflict between society and the State in one of the defining elements of land relations, as a result of the scientific interest in current political process in the sphere of law regulation of land relations in the present context. It is noted that the above model of political activities of our State can be decisive in dealing with similar problems in the sphere of land relations, not only focusing on the category of land and forest land but the other categories

Текст научной работы на тему «Государственная деятельность в сфере регулирования земельных правоотношений: политико-правовой аспект»

УДК 321

Кочнева Ирина Владимировна Irina Kochneva

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

STATE ACTIVITIES IN THE REGULATION

OF LAND RELATIONS: POLITICAL AND LAW ASPECT

Представлена модель политико-правового направления законодательной и правоприменительной деятельности Российской Федерации в сфере регулирования правоотношений в случаях нахождения земель лесного фонда в черте городских округов и поселений, которая способствует решению противоречий между реализацией политической деятельности нашего государства и прав, и интересов других субъектов отношений.

Излагается и анализируется актуальность политико-правовой проблемы наложения двух категорий земель «земель населенных пунктов» и «земель лесного фонда», в результате которой на сегодняшний день существует неразрешимая ситуация нарушения прав граждан, юридических лиц, субъектов РФ и муниципальных образований в результате комплексной направленности со стороны всех ветвей власти, в рамках своих полномочий, на осуществление правомочий Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. Предлагаются меры совершенствования системы политической деятельности государства в сфере земельных отношений, в том числе через реализацию им своей земельной политики в результате законодательной, правоприменительной деятельности.

Подробно описываются методологические направления урегулирования политико-правового конфликта, возникшего между обществом и государством в сфере одного из определяющих элементов земельных отношений как результат научного интереса к течению политического процесса в сфере правового регулирования земельных отношений в рассматриваемом контексте.

Отмечено, что указанная модель направления политической деятельности государства может яв-

The model of the political and law course of legislative and law enforcement activity of the Russian Federation in the sphere of legal relations regulation in the cases of forest land situated within the urban districts and settlements, which contributes to the solution of conflicts between the political activities of our State and the rights and interests of the other subjects of relations.

The relevance of the political and law problems of overlapping two categories of land «settlements» and «forest land» is presented and analysed. There is insoluble situation of violations of citizens' rights, legal entities, constituent entities of the Russian Federation and municipal entities as a result of the integrated nature of all branches of government, in the framework of the plenary powers, to exercise the powers of the Russian Federation, as the owner of forest land. The author proposes measures to improve the system of political activities of the State in the sphere of land relations, including through the implementation of its land policy, as a result of the legislative, law enforcement.

The author also describes in detail the methodological directions' resolution of political and law conflict between society and the State in one of the defining elements of land relations, as a result of the scientific interest in current political process in the sphere of law regulation of land relations in the present context.

It is noted that the above model of political activities of our State can be decisive in dealing with similar problems in the sphere of land relations, not only focusing on the category of land and forest land but the other categories

ляться определяющей при решении аналогичных проблем в сфере земельных отношений, не только ориентируясь на категории земель населенных пунктов и земель лесного фонда, но и иные категории

Ключевые слова: государственная земельная политика, категории земель, земли лесного фонда, земли населенных пунктов, перевод из одной категории в другую

Key words: State land policy, categories of lands, forest lands, land settlements, transaction from one category to another

Исключительная значимость леса как

природного объекта обусловливает специальное политико-правовое регулирование лесных отношений Лесным кодексом Российской Федерации [1] и другими федеральными законами. Леса как природный объект произрастают на землях лесного фонда, в связи с чем и происходит отнесение соответствующих земель в отдельную категорию, а также на землях иных категорий земель.

Данное определение, сформулированное в преамбуле Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливает особенность правового режима земель данной категории — данные правоотношения регулируются лесным, земельным и экологическим законодательством, предусматривающим подчиненность правового режима земель режиму охраны и использования лесов как комплексного природного образования.

Российская Федерация, реализуя направление политической деятельности по управлению земельными ресурсами, приняв Земельный кодекс Российской Федерации (далее — ЗК РФ) [2], установила, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли населенных пунктов, земли лесного фонда (ст. 7). В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством.

Учитывая указанные положения реализации государством земельной политики через установление исчерпывающего перечня категорий земель и правила невозможности нахождения земель одновременно в двух категориях, следует отметить регламентацию политического процесса изменения категории земель через перевод земель или земельных участков из одной категории в другую или, ввиду отсутствия категории земель, через отнесение земель или земельных участков к какой-либо категории. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ и нормами Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [3] с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.

На основании изложенного кажется, что все правоотношения, связанные с земельными участками из категорий «земли населенных пунктов», «земли лесного фонда», нормативно урегулированы, при этом направление политического процесса Российской Федерации формирования земельного фонда, находящегося в федеральной собственности, а также установления категорий земель в виде его состава земель Российской Федерации, выражающейся через правотворческую деятельность законодательных органов, направлена на то, что один и тот же земельный участок не может находиться в двух указанных категориях одновременно.

Но, рассматривая политико-правовые ситуации, возникающие на территории Российской Федерации, выясняется, что

на практике при расширении городов и поселков в процессе развития цивилизации, земельные участки, занятые лесными насаждениями, находящиеся по материалам лесоустройства в составе земель лесного фонда, еще в период СССР, когда политическим и экономическим направлением государства нахождение земель в частной собственности было невозможным, были включены в состав городских черт, что по определению статьи 84 ЗК РФ говорит о том, что данные земельные участки входят в состав земель населенных пунктов.

Согласно указанной норме ст. 84 ЗК РФ [2], установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования.

В настоящее время во всех муниципальных образованиях либо утверждены генеральные планы, либо схемы территориального планирования, соответственно, границы, в состав которых входят земли населенных пунктов, установлены.

При этом установленные общие принципы ЗК РФ [2] и направления политических процессов Российской Федерации, основанные на разграничении земель, в том числе по категориям с целью упрощения и упорядочения управления и распоряжения землями, подтверждают, что земли из различных категорий земель не должны пересекаться либо накладываться друг на друга.

До проведения анализа судебной практики следует коснуться положений механизма государственного управления землями, реализуемого через установленные нормы федерального законодательства, регулирующие порядок формирования земель категории лесного фонда и категории земель населенных пунктов, а также процедуру государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда.

Рассмотрение последнего положения необходимо, поскольку ввиду реализации на практике политики Российской Федерации по осуществлению государственной ре-

гистрации своего публичного права и, соответственно, определения уполномоченного органа государственной власти по распоряжению указанными землями, возникла рассматриваемая проблема.

Статьями 4.3, 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» [4] установлено, что право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения ( обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации [ 1 ], признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.

Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на указанные лесные участки осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права, помещенных в дела правоустанавливающих документов.

В случае, если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [5].

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в рамках исполнения «политического задания» по сохранению земель

лесного фонда в собственности Российской Федерации и недопущению распоряжения ими, соответствующими органами государственной власти Российской Федерации государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда уже осуществлена, т.е. до 01 января 2015 г., в связи с чем, соответственно, она производилась, основываясь не на кадастровых паспортах на земельные участки, содержащих информацию о точных границах земельных участков лесного фонда и их площадных характеристиках в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [6], а на материалах лесоустройства, в основном подготовленных во времена СССР, которые не только не отражают точных границ земельных участков лесного фонда, но уже не соответствуют их существующим границам, поскольку пересекают границы городских округов и поселений или накладываются на них. В связи с этим на территории Российской Федерации произошла проблема наложения двух категорий земель — «земли лесного фонда» и «земли населенных пунктов».

Данные выводы сделаны на основе судебной практики, сформировавшейся почти во всех субъектах Российской Федерации, в которых имеются земли из категории «земли лесного фонда».

В качестве примера можно привести следующие судебные постановления:

— постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 г. по делу А33-4268/2009 о признании недействительным договора аренды в части передачи земельных участков земель лесного фонда и обязании исключить указанные земельные участки из земель государственного лесного фонда. Данным постановлением решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований администрации Чуноярского сельсовета Бо-гучанского района оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения [7];

— решение Забайкальского краевого суда от 1 декабря 2008 г. по делу № А78-

4493/200711 [8], согласно которому по материалам лесоустройства Читинского лесхоза, плана лесонасаждений городского лесничества Читинского лесхоза, обзорного плана лесхоза, таксационных описаний лесоустройства по Читинскому лесхозу, схемы лесхоза, плана-схемы размещения земельных участков спортивно-оздоровительного комплекса «Высокогорье», спорные земельные участки расположены в лесных кварталах № 1-55.59-75,102, которые относятся к группе лесов 1-й категории защищенности (леса зеленой зоны). В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 г. лесной фонд находится в федеральной собственности.

В силу нормы ст. 84 ЗК РФ [2] черта городских, сельских поселений представляет внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Включение земельных участков в черту города не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Поэтому установление городской черты не может влиять на имущественные отношения сторон. Однако при включении участка лесного фонда в городскую черту соответствующими органами не проведена процедура перевода земель лесного фонда (леса первой категории защищенности) в земли поселений ( населенных пунктов).

Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений ( населенных пунктов) подтверждается правой позицией Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.01.1998 г. № 1-П по запросу администрации Хабаровского края о проверке конституционности отдельных положений о лесном фонде, по содержанию норм и с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [9];

— решение Дзержинского районного суда г. Пермь от 14 апреля 2011 г. по делу

№ 2-1071/201114 об отказе в удовлетворении заявления гражданки о признании незаконным бездействия по отнесению земельных участков с расположенными на них лесами лесного фонда в черте города к землям населенных пунктов [10].

Указанные судебные постановления мотивированы следующим образом: исходя из политических интересов Российской Федерации и соблюдения конституционных принципов формирования объектов федеральной собственности, указанные земельные участки, входящие в земли лесного фонда по материалам лесоустройства независимо от даты их составления, так и остались в категории земель «земли лесного фонда», несмотря на включение данных земельных участков в черты населенных пунктов до момента осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки из состава лесного фонда.

Опираясь на направление политических процессов сохранения объектов федеральной собственности, реализуемых в данном случае через органы судебной власти, вопрос о защите прав граждан, проживающих в жилых домах, расположенных в поселениях, оказавшихся на территории земель лесного фонда, остался неразрешенным. На территории Забайкальского края таким поселением оказалось сельское поселение «Арей», что влечет за собой последствие невозможности формирования социальной и общественной инфраструктуры.

Анализируя мотивировочную часть судебных постановлений, которые носят политический характер, следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что лесной фонд представляет публичное достояние многонационального народа России и является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим, но при этом не указал, каким образом следует решить проблемы в случае нахождения данных земель в городских и поселенческих чертах.

Давая свое толкование, можно отметить, что рассматриваемая проблема появи-

лась при столкновении уже существующих норм права и интересов и направлений политической деятельности Российской Федерации при защите своего права собственности на земельные участки лесного фонда, границы которых установить на местности не всегда возможно, поскольку материалы лесоустройства содержат информацию о границах декларативно. В данном контексте необходимо отметить, что при реализации одного направления земельной политики государство, защищая интересы народа, не учитывает направление политической и социально-общественной деятельности органов иной публичной власти и интересов частных субъектов, которые ввиду особого статуса земель лесного фонда, несмотря на то, что их значительная часть уже многие десятилетия находится в черте населенных пунктов и даже занята объектами недвижимости ( домами, иными строениями, сооружениями) , не могут привести правоотношения, возникшие по поводу использования данных земель, в легитимные рамки.

Следуя направлениям земельной политики, реализуемой государством в нормах законодательства, существует предположение возможности урегулирования данного вопроса о принадлежности определенной категории рассматриваемых земель.

Можно говорить о необходимости дальнейшего обращения соответствующих публичных образований в рамках соблюдения установленной процедуры перевода земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов в пределах городской или поселенческой черты путем подачи соответствующего пакета документов в Правительство Российской Федерации.

«Де юре» данные земли лесного фонда уже находятся в пределах населенных пунктов и логично, что при таких политико-правовых коллизиях в самом начале этапа подачи пакета документов о переводе данных земель публичным образованиям Правительством Российской Федерации будет отказано.

Согласно нормам ст.ст. 2, 3, 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных

участков из одной категории в другую» [3] для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую ( далее также ходатайство) в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, реализуя свои полномочия, ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях установления или изменения черты поселений. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям настоящего Федерального закона и других федеральных законов. Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в одном из указанных случаев, в том числе в связи с установлением или изменением черты поселений.

Установление или изменение черты поселений влечет за собой перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.

Согласно указанным нормам, мотивация отказа в переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов — черта городских и сельских поселений не устанавливается, а земли или земельные участки уже находятся в черте городских и сельских поселений, в связи с чем перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов не требуется.

Статья 83 ЗК РФ [2] предусматривает, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных

пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Исходя из этого определения, руководствуясь нормами п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [3], следовало бы в рамках политического направления законотворческой деятельности государства нормы законодательства толковать следующим образом: «включение земельных участков в границы населенных пунктов либо их исключение из названных границ является переводом земель в другую категорию, и если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включаются земельные участки иных категорий, то данные участки относятся к категории земель населенных пунктов».

Такое положение было бы логично, поскольку изменение категории земель само по себе не изменяет форму собственности данных земель и никоим образом влиять на право собственности Российской Федерации на указанные земли не будет, изменится лишь их категория.

В то же время следует отметить, что судебная практика высших судов, сформировавшаяся в настоящее время, достаточно противоречива, и, реализуя положения земельной политики Российской Федерации, говорит, что кроме установления черты населенного пункта еще требуется осуществление процедуры перевода земель из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

Вместе с тем, стоит отметить отсутствие в действующем законодательстве конкретных оснований для отказа в согласовании заявления о включении земельного участка из земель лесного фонда в границу населенного пункта, что может повлечь произвольное принятие решений уполномоченными органами федеральной власти по соответствующим обращениям заинтересованных лиц и будет истолковываться как политическая некомпетентность органов власти и создаст новый этап судебных разбирательств.

Такая широта полномочий у государственных органов однозначно является фактором, устанавливающим для органов государственной власти Российской Федерации необоснованно широкие полномочия определения или возможность необоснованного применения исключения из общих правил.

Анализируя описанные направления деятельности Российской Федерации в рамках реализации земельной политики, противоречие нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере перевода земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов или отнесения таких земель к категории земель населенных пунктов, и источники официального толкования данных норм права, следует, что в совокупности их применить для урегулирования спорных вопросов не представляется возможным.

Спорные ситуации с определением категории земель лесного фонда в составе земель населенных пунктов остаются неразрешимыми и неурегулированными как с точки зрения политических механизмов эффективного решения глобальных вопросов, так и с точки зрения законодательства.

Литература_

1. Лесной Кодекс РФ, «Российская газета», № 277, 08.12.2006.

2. Земельный Кодекс РФ; «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, № 44, ст. 4147.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; 30.12.2004 «Российская газета» — Федеральный выпуск № 3667.

4. Федеральный закон от 4.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»; «Российская газета» от 8.12.006 № 277.

5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://Ьа8е. garant.rU/12150843/#help#ixzz30JsqrT6Q.

В связи со сказанным, учитывая недостаточность наличия источников официального толкования норм федерального законодательства по вопросам нахождения земель лесного фонда в составе черт населенных пунктов, существует необходимость: дифференцированного подхода к каждой конкретной ситуации при решении вопроса о переводе земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов независимо от факта нахождения данных земель в черте населенного пункта; инициирования дополнительной политической деятельности государства, реализуемой через правотворческую деятельность для внесения соответствующих изменений в нормы ЗК РФ [1, 2], Лесного кодекса Российской Федерации [1], Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [3] в указанном контексте.

С точки зрения теории права и направления политической деятельности Российской Федерации эти предложения являются необходимыми для их реализации на практике с целью защиты права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда без нарушений прав и интересов иных лиц.

_References

1. Rossiyskaya Gazeta, (Russian newspaper). no 277, 08.12.2006.

2. Zemelny Kodeks RF (Land code of the Russian Federation). 29.10.2001, no. 44, art. 4147.

3. Rossiyskaya Gazeta, (Russian newspaper). no. 3667, 30.12.2004

4. Rossiyskaya Gazeta, (Russian newspaper). no 277, 08.12.2006

5. Federalny zakon ot 21.07.1997 № 122-FZ «O gosudarstvenno registratsii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim»; sistema GARANT. (The Federal law from 21.07.1997 No. 122-FZ «on State registration of rights to real estate and transactions with it») GUARANTOR system. Available at: http:// base.garant.ru/12150843/#help # ixzz30JsqrT6Q.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; «Российская Газета» — Федеральный выпуск № 4428 от 1.08.2007.

7. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по делу А33-4268/2009; оф. сайт Высшего Арбитражного Суда РФ. Режим доступа: www.arbitr.ru.

8. Решение Забайкальского краевого суда от 1.12.2008 по делу № А78-4493/200711, оф. сайт Высшего Арбитражного Суда РФ. Режим доступа: www.arbitr.ru.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_17481/.

10. Решение Дзержинского районного суда города Перми от 14.04.2011 по делу № 2-1071/201114. [Электронный ресурс]. Режим доступа: actoscope.com/pfo/permskray (сноска №14).

Коротко об авторе _

Кочнева И.В., ст. преподаватель, каф. «Гражданское право и гражданский процесс», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]

Научные интересы: государственная политика в области земельных отношений, роль политической коммуникации в формировании публичной земельной политики

6. Rossiyskaya Gazeta, (Russian newspaper). no. 4428, 1.08.2007.

7. Postanovlenie Tretiego arbitrazhnogo apel-lyatsionnogo suda ot 25.03.2010 po delu A33-4268/2009; of. sait Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF. (The decision of the third Arbitration Court of appeals dated by 25.03.2010 to A33-4268/2009; official website of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation). Available at: www.arbitr.ru.

8. Reshenie Zabaikalskogo kraevogo suda ot 1.12.2008 po delu № A78-4493/200711, of. sait Vysshego Arbitrazhnogo Suda RF. (The decision of the provincial court of Transbaikalie dated by 1.12.2008, case № A78-4493/200711, official website of the Supreme Arbitration Court of the RUSSIAN FEDERATION). Available at: www.arbitr.ru.

9. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 09.01.1998 № 1-P «Po delu o proverke konstitutsion-nosti Lesnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii». (The decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of 09.01.1998 № 1-p «on the case about the constitutional verification of the forest code of the Russian Federation»). Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_17481.

10. Reshenie Dzerzhinskogo rayonnogo suda goroda Permi ot 14.04.2011 po delu № 2-1071/201114. (The decision of the Dzerzhinsky District Court of Perm dated by 14/04/2011 in case №2-1071/201114). Available at: actoscope.com/pfo/ permskray.

_ Briefly about the author

I. Kochneva, senior teacher, Civil Law and Civil Procedure department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: state politics in the sphere of agrarian relations, role of political communication in public agrarian politics formation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.