УДК 341.231.5+070 ББК Х400.51+Ч860.2
Сергей Викторович Олейников,
кандидат политических наук, доцент, Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко (МД 3300, Приднестровская Молдавская республика, г. Тирасполь, ул. 25 Октября,128)
e-mail: olen_serg@inbox.ru
Государства с отложенным политическим статусом: резонансное пространство информационных потоков
На постсоветском пространстве более двадцати лет де-факто существуют, но до сих пор остаются де-юре непризнанными, четыре республики. Несмотря на признание Россией в 2008 г. Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств до сих пор остается спорным их международный статус и, соответственно остаются актуальными проблемы позиционирования этих республик как политических субъектов международного права. Развитие этих государств в большей степени сопряжено с проблемами внешнеполитического характера и необходимостью постоянной мобилизации информационных ресурсов в отстаивании собственных национальных идей. В статье предпринята попытка анализа проблем продвижения позитивного имиджа непризнанных государств в международном информационном пространстве, описывается специфика информационного противостояния как на внешнеполитическом, так внутриполитическом направлениях. Приводятся примеры формирования и преодоления негативных стереотипов в сознании зарубежной аудитории о государствах с отложенным политическим статусом. Основываясь на многолетнем информационном противостоянии Приднестровья и Молдовы, в статье делается вывод о важности адекватной оценки геополитического потенциала разрешения подобных политических конфликтов, а также подчеркивается зависимость их динамики от активности не только политических, но и информационных участников переговорного процесса. В исследовании особый акцент делается на перспективах формирования и продвижения имиджа самоопределившихся государств в сознании зарубежной аудитории посредством возможностей сетевых ресурсов, а также традиционных СМИ. Отмечается важность динамичности развития сетевых ресурсов и расширения их типологического и тематического диапазона, постоянная верификация и выявление ложной информации или искажающей действительность.
Ключевые слова: имидж государства, СМИ непризнанных государств, проблемы позиционирования.
Sergey Victorovich Oleynikov,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Pridnestrovian State University named after T G. Shevchenko (128, 25 October St., Tiraspol, Moldovan Transdniestrian Republic, 3300)
e-mail: olen_serg@inbox.ru
States with the Postponed Political Status: Resonant Space of Information Streams
More than twenty years on the post-soviet space, four republics exist de facto, but they are still unrecognized de jure. Despite recognition by Russia in 2008 of Abkhazia and South Ossetia as the independent states, there is still disputable their international status and there are respectively actual problems of positioning of these republics as political subjects of international law. Development of these states is more interfaced to problems of foreign policy and need of continuous mobilization of information resources for upholding of own national ideas. In article an attempt of analyzing problems of advance of positive image the unrecognized states in the international information space is made, specifics of information opposition as on foreign policy, internal political directions are described. Examples of formation and overcoming negative stereotypes in foreign audience’s consciousness on the states with the postponed political status are given. Based on long-term information opposition of Pridnestrivye and Moldova the conclusion about importance of geopolitical potential adequate assessment of permission of similar political conflicts is drawn in the article, and also dependence of their dynamics on activity not only political, but also information participants of negotiation process is emphasized.
In research the special emphasis is placed on prospects of formation and advance of image the gained independence states in consciousness of foreign audience by means of opportuni-
136
© Олейников С. В., 2014
ties network resources, and also traditional mass media. Importance of dynamism of network resources’ development and expansion of their typological and thematic range, continuous verification and identification of false information or distorting reality is noted.
Keywords: state image, unrecognized states’ mass media, positioning problems.
В формировании и продвижении благоприятного имиджа Приднестровского государства на мировой арене немаловажную роль играют средства массовой информации. Тиражируемая ими информация откладывается в общественном сознании и формирует определённые стереотипы. Учитывая отношение сопредельных стран к молодому государству, их усилия, направленные на его ликвидацию «де-факто» и тем более предупреждение его оформления «де-юре», можно с уверенностью утверждать, что роль СМИ в процессе укрепления государственности Приднестровья возрастает многократно.
Вместе с тем сформированное Молдовой представление о левом береге Днестра как о «чёрной дыре» в экономике региона крепко осело в умах представителей СМИ Европы, а отсюда не только общественное мнение, но и международная политика в отношении Приднестровья.
«Подливает масла в огонь и применение двойных стандартов в принимаемых Европой решениях, - отмечает приднестровское издание „Сведения". - Такие действия, как отказ в признании, запрет на выдачу виз и экономические блокады, уже давно стали для Запада основным средством давления на неугодные ему страны. А Приднестровье, вставшее в ряд крепостей на пути расширения НАТО на Восток, явно Западу неугодно» [10].
Тема признания Приднестровья и формирования его позитивного образа обсуждается не только приднестровскими руководителями, специалистами и СМИ, но и иностранными аналитиками. В частности, бывший аналитик по вопросам внешней политики в Сенате США, экс-директор Американского совета по Косово Джеймс Джатрас после встречи с Председателем Верховного Совета Приднестровья Е. Шевчуком заявил: «Косово является дестабилизирующим фактором для соседних государств - Сербии, Черногории, Македонии, тогда как Приднестровье не имеет никаких территориальных претензий к своим соседям: Украине и Молдове. Более важно то, что с юридической точки зрения Косово всегда являлось частью сербской территории, поэтому его можно назвать сепаратистским регионом. Приднестровье же никогда документально не было частью Молдовы» [2].
Джеймс Джатрас отметил, что по всем признакам - моральным, юридическим и экономическим у Приднестровья прав на независимость гораздо больше, чем у Косово.
«В Приднестровье люди живут мирно. Это многоэтническая страна, в которой нет религиозных противоречий. В Косово, наоборот, достаточно много противоречий, и этнических, и религиозных. Косово становится все более и более монорелигиозной и моноэтнической страной, где сжигаются церкви, люди выселяются из своих домов, и это все происходит прямо перед носом НАТО и других международных организаций», - добавил американский эксперт.
Косовскую администрацию, которая находится под международным управлением, он назвал криминальной: «Там процветают наркоторговля, трафик, тогда как в Приднестровье ситуация совсем не такая». По его мнению, проблема заключается в том, что о республике мало кто знает, поэтому её руководству нужно предпринять очень активные шаги по организации образовательной программы для международной общественности о том, «что такое Приднестровье, где оно находится, какие права на независимость оно имеет и почему они оправданы».
Американский аналитик считает, что в международном плане нужно «как можно более позитивно освещать имидж Приднестровья, чтобы сюда могли прийти международные инвестиции и таким образом улучшить жизнь людей» [3].
Роль средств массовой информации в процессе позиционирования государственной идеи ПМР активно обсуждается как государственными, так и частными печатными и сетевыми изданиями. Их обобщенная позиция сводится к тому, что государственным и общественным институтам необходимо активнее участвовать в формировании имиджа республики, поскольку отсутствие собственных усилий увеличивает поток негативной информации и снижает вероятность международного признания Приднестровской Молдавской Республики.
Анализируя тенденции развития ситуации вокруг признания Косово, необходимо отметить, что, поскольку большая часть населения края исповедует ислам, страны арабского мира «очень скоро» признают это госу-
дарство. Такой точки зрения придерживается, например, Президент Косово Фатмир Сейдиу. Это произойдет, «когда будут преодолены предрассудки» и опасения, что казус Косово следует рассматривать как прецедент, заявил он на проходящей 25 августа 2008 года в Приштине международной конференции «Косово и арабский мир». Помимо местных политиков в ней участвовали представители ряда арабских неправительственных организаций и интеллектуальных кругов. Цель конференции, как указали её организаторы, - «улучшение международного имиджа Косово» [9].
Руководство края надеется, что арабские страны уже в ближайшее время признают новые реалии и присоединятся к тем государствам, которые признали независимость Косово. Все высказывания косовских руководителей сводятся к тому, что край будет фактором стабильности и развития добрых отношений со всеми странами, включая Сербию, независимо от того, что последняя упражняется в острой риторике по отношению к статусу края.
Правительство Косово, как и руководители других непризнанных государств, принимает ряд мер по преодолению сложившихся достаточно негативных ассоциаций, связанных с их республиками. Однако имидж самопровозглашённой республики был изрядно подпорчен рядом скандалов. Наиболее громким из них стал выход книги главного обвинителя трибунала по бывшей Югославии Карлы Дель Понте «Охота, я и военные преступники». В этой книге среди прочего содержатся обвинения в адрес бывшего руководителя Освободительной армии Косово Х. Тачи и РХарадиная. Утверждается, например, что нынешнее руководство Косово в ходе войны зарабатывало деньги на торговле внутренними органами, изъятыми у похищенных сербов [8].
Основные проблемы в продвижении края на международной арене можно разделить на две группы: объективно существующие и приобретённые. К первой группе относятся проблемы, имевшие место и прогнозируемые в связи с провозглашением независимости: информационное противостояние с метрополией (Сербией) и сторонниками целостности сербского государства. Ко второй - промахи и прошлые ошибки, «грехи» руководства, которые современные СМИ выносят на всеобщее обсуждение.
Анализируя проблему имиджа Абхазии, необходимо отметить, что руководство этого государства также уделяет ей повышенное
внимание: оно даже приняло ряд мер по формированию положительного образа своего края. В частности, официальный сайт президента Абхазии осуществляет проект формирования привлекательного инвестиционного имиджа своей республики.
Во время проведения интернет-конференции министр иностранных дел республики Абхазии С. Шамба на портале «ЮГА.ги» заявил, что на сегодняшний день МИД делает все возможное для создания благоприятного образа республики. «У Грузии гораздо больше ресурсов и политическая поддержка со стороны европейских государств и США довольно значительная, - подчеркнул С. Шамба. - Совершенно очевидно, что в этом плане нам с Грузией трудно состязаться, но поскольку наша цель заключается в необходимости развития взаимодействия с различными странами, то мы, несмотря на отсутствие достаточных ресурсов, пытаемся направить свою внешнеполитическую активность в этом направлении. Кроме того, мы активно действуем в тех странах, где есть абхазо-абазинская диаспора. Пытаемся реализовывать наши инициативы, исходя из существующих возможностей, хотя мы понимаем, что необходимо значительно усилить работу в этом направлении, и сейчас это одна из приоритетных задач, стоящих перед нами» [7].
Вице-премьер абхазской республики Б. Кубрава, курирующий вопросы экономики и финансов, в своих комментариях к вопросам развития государства, сказал, что курортный бизнес - приоритетная экономическая сфера государства, развитие которой позволит реанимировать имидж Абхазии. Активизировать процессы восстановления разрушенной войной курортной, туристической инфраструктуры представляется возможным при условии значительных капиталовложений, в том числе иностранных инвестиций.
Руководство республики в целях привлечения зарубежных инвесторов предлагает определённые льготы. Например, «в Пицунде уже действует одна частная фруктовая компания, в Сухуме - гостиница „Рица“, да и многие курортные объекты уже пользуются иностранными инвестициями, и процесс этот набирает обороты» [1].
Основную ставку руководство Абхазии по-прежнему делает на Российскую Федерацию, активно развивая не только политические, экономические, но и культурные связи. «Радует расширение культурных связей с северной российской столицей... Регулярно участвуем в Дне города - шествуем по
Невскому проспекту. Много студентов обучаются у вас. Есть абхазское землячество „Апсны“, которое возглавляет Мурман Джо-нуа. Имеется и официальный представитель Республики Абхазия в Санкт-Петербурге» [1].
Особый статус края до августа 2008 года и территориальная отдалённость от центра РФ негативно сказывались на инвестиционных процессах и экономических связях с Россией. После признания Абхазии суверенным государством наметилась позитивная тенденция в отношении экономического взаимодействия с Краснодарским краем, который граничит с Абхазией. Стремительно развивается основа традиционного абхазского бизнеса - производство цитрусовых.
Одним из многочисленных мероприятий, направленных на продвижение бренда «Абхазия», стало открытие в Сухуме по инициативе Международного независимого экологополитологического университета совместно с правительством Москвы бизнес-школы, при поддержке Партии экономического развития Абхазии (ЭРА).
Московские специалисты организовали занятия с сотрудниками сухумских гостиниц «Рица», «Атриум Виктория», ресторанов «Сан-Ремо», «Акьафурта», кафе «Медовик». Основной проблемой пока остаётся повышение уровня образования и обучения работников сферы обслуживания, поскольку война отбросила людей на 10 лет назад и лишила их возможности узнать о мировых тенденциях в развитии в индустрии туризма. Однако всемирно известное абхазское гостеприимство остается незыблемым брендом и позволяет решать вопросы в других сферах деятельности. Подтверждением этого служит мнение российских специалистов, считающих, что акцент необходимо делать на молодежи и людях, которые хотят расширить свои знания и узнать о новых тенденциях в мире, а что касается гостеприимства и радушия, то этому в Абхазии обучать не нужно. Есть мнение, что в республике пора проводить кастинг на предмет профессионального соответствия и создавать такой климат, чтобы люди с удовольствием работали. «Людей нужно привлекать цивилизованными условиями» [11].
Несмотря на уникальные природные условия, основным дестабилизирующим фактором в регионе по-прежнему остается политический конфликт, и до его окончательного разрешения имеющийся потенциал республики полностью реализовать не удастся. Неспокойная ситуация в Абхазии привела к тому, что количество российских туристов,
желающих отдохнуть на абхазских курортах, пошло на убыль. Причины ухудшения состояния туристической индустрии и имиджа государства в целом можно найти в тиражируемых СМИ негативных информационных сообщениях:
- в результате взрыва у рынка в Гагре пострадали шесть женщин, местные жительницы. Россиян среди пострадавших не было;
- в результате взрывов в Сухуме пострадали шесть человек. Все они были госпитализированы с незначительными осколочными ранениями, им была оказана необходимая помощь;
- в результате взрыва, прогремевшего в районном центре Гальского района Абхазии в городе Гал, два человека скончались в больнице;
- президент Абхазии заявил о закрытии с 1 июля 2008 года границы с Грузией. С. Ба-гапш однозначно обвинил грузинские спецслужбы в причастности к взрывам в Сухуми и Гагре и отметил, что абхазские власти делают всё, чтобы выявить причастных к происшествию;
- в Грузии считают, что за взрывами в Абхазии стоят местные группировки, которые периодически сталкиваются друг с другом с целью перераспределения сфер влияния [6].
Конвертирование юмора в имидж государства блестяще продемонстрировала абхазская команда КВН «Нарты из Абхазии». Она с блеском победила в четвертьфинале, обойдя вполне достойных и остроумных соперников. Прославленный абхазский юмор, в котором под простодушием кроется мудрость, отточенное мастерство и артистический талант сделали эту победу неоспоримой. Неповторимый колорит, чудесные народные мелодии - и это в то время, когда среди определенной части москвичей растёт подозрительность по отношению к «лицам кавказской национальности», - придали этому выступлению еще и важный политический смысл, ломающий стереотипы неприязни.
Формирование положительного имиджа Абхазии - задача не только политическая, экономическая, но и культурная. Ведь многие из тех, кто ещё сомневался, можно ли ехать в Абхазию на отдых, наверняка отбросят хотя бы часть опасений, увидев такое блестящее выступление.
Привлекает путешественников и имидж «дешёвого» курорта. Абхазию выбирают те, кто хочет сэкономить. В условиях экономического кризиса этот фактор будет только набирать силу. Изучая динамику продаж, можно
сделать вывод, что туристы предпочитали покупать туры именно на начало и конец сезона. То есть отпускники, выбирающие это побережье, в том числе и из-за дешевизны, не готовы переплачивать [12].
Ближайшая перспектива (до 2015 г.) привлечет в Абхазию, соседствующую с г. Сочи, где олимпийское будущее гарантирует непрерывное повышение цен, значительное количество туристов.
Даже в условиях стабильной политической обстановки строить планы на несколько лет вперед довольно рискованно, поскольку Абхазия будет активно участвовать в строительстве олимпийских объектов в Сочи и добывать для них щебень. Планируется строительство нескольких цементных и кирпичных заводов. Эти проекты могут не только нанести непоправимый урон прекрасной экологии, но и негативно сказаться на отношении потенциальных курортников к региону.
В этой ситуации необходимо учитывать, что основной акцент во всей рекламной кампании, связанной с курортами Абхазии, делается именно на уникальные природно-климатические условия. Реализация подобных экономических проектов, безусловно, может навредить имиджу местности, невзирая на освоение современных очистительных технологий, которые якобы позволяют работать без вреда для окружающей территории.
Менее оптимистичными выглядят перспективы абхазских побережий, если в расчёте на сиюминутную прибыль местные предприниматели попытаются увеличить стоимость проживания отдыхающих. «Если цены в следующем году поднимутся, сезон может быть сорван. Если партнёры проанализируют ситуацию и не станут увеличивать стоимость, привлекая туристов традиционными достоинствами Абхазии - чистым морем, красивой природой и низкими ценами, то люди туда поедут» [12].
В отличие от края Косово Абхазия активно ищет способы для увеличения экономической мощи своего государства, не ввязываясь со всем мировым сообществом в политические дискуссии о статусе и признании своей республики. Такая ситуация стала возможной только благодаря общей границе со страной, на которую ориентировались абхазцы, создавая свою государственность - Россией.
«Непризнанные государства» на территории СНГ - Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье - часто становятся предметом обсуждения на центральных телевизионных каналах, в федеральной печати РФ и других
государств, но за пределами этих обсуждений долгое время оставался Нагорный Карабах, хотя именно он стал первым примером сепаратистского движения и успешного противостояния консолидированного национального меньшинства республиканской метрополии.
Подобное «затишье» в условиях кавказских республик может свидетельствовать о том, что на территории и вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) вполне вероятны изменения нынешнего статус-кво, в чем заинтересованы и Азербайджан, и Армения. Возможно, в перспективе одна из сторон будет апеллировать к «цхинвальскому прецеденту».
Для армянской стороны принципиально важно упрочить военные и дипломатические позиции Степанакерта, минимизировать угрозы, вызванные ростом военной мощи Азербайджана. В таком случае речь должна идти о расширении правовой базы НКР. Война в Южной Осетии заставила задуматься о том, что когда-нибудь и Азербайджан может попытаться решить вопрос Нагорного Карабаха силовым путем. Об этом в беседе с корреспондентом ИА «Регнум» заявил армянский политолог Л. Мелик-Шахназарян. «Страна-узурпатор, пытающаяся захватить чужие земли, рано или поздно, когда исчерпываются вымышленные правовые доводы, переходит к военным действиям, и Южная Осетия - очередное ненужное подтверждение этому», - отметил он [4].
Между тем в европейских дипломатических кругах обсуждается возможность открытого признания Арменией НКР как субъекта международного права.
Расконсервация южноосетинского и абхазского конфликтов чревата и может быть использована Баку в качестве повода для детонации остановленной в начале девяностых карабахской войны. Азербайджан потерпел тогда полное поражение, приведшее к серьёзному внутриполитическому кризису и ликвидации националистического режима.
Возвращение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана, особенно в свете предстоящих в Баку президентских выборов, стало политическим брендом ближайшего окружения И. Алиева, своего рода «пропуском в долгосрочную власть».
В то же время президентские выборы в Нагорном Карабахе повысили имидж республики. Об этом заявил депутат Национального Собрания Армении от оппозиционной фракции «Оринац Еркир» О. Маркарян. «Активное участие избирателей и положитель-
ные оценки, данные выборам многочисленными организациями, говорят о росте имиджа Нагорного Карабаха и серьезном вкладе в становление демократии», - сказал О. Мар-карян [5].
Таким образом, ситуация в НагорноКарабахской Республике может быть классифицирована как стабильная, поскольку непосредственная близость и возможность всесторонних контактов с армянской стороной создают иллюзию единого государства и отсутствия проблемы как таковой. Этой ситуации способствуют уроки минувшего военного противостояния, активная фаза которого была чревата значительными человеческими потерями с азербайджанской стороны, что до сих пор сдерживает участников конфликта от использования каких-либо силовых средств в решении этого территориального спора.
Завершая анализ процессов позиционирования непризнанных государств и связанных с ними проблем, необходимо отметить, что успешность продвижения их имиджа и брендов во многом зависит не только от количества государств, поддерживающих ту или иную спорную территорию, но и от их непосредственной близости и участия в развитии регионов. Следует отметить, что немаловажное значение в этих процессах имеет имидж руководителей государств с отложенным политическим статусом, а также степень стабильности внутриполитической ситуации в республиках и напряженности внешнеполитических отношений по вопросам их признания.
Изучая государства с отложенным статусом, зарубежная аудитория пользуется
исторической, экономико-политической, социально-культурной информацией по каждому из них. Необходимо отметить, что данная информация содержится в международных ресурсах глобальной сети Интернет и именно к ней наиболее часто прибегают рядовые пользователи, иностранные журналисты, политические деятели. Для большинства политических, экономических агентов размещенная на сайтах информация является основой для формирования мнения о благоприятности или неблагоприятности инвестиционного климата в регионе и принятия решения об участии в инвестиционных программах.
Представленные материалы не только находятся в глобальной сети в режиме свободного доступа, но и являются теми ресурсами энциклопедического сайта, которые могут подвергаться как частичному редактированию, так и полному изменению. Внешнеполитические и внешнеэкономические ведомства государств с отложенным политическим статусом, используя эту возможность, должны подвергать соответствующие тексты критическому анализу и снабжать их новыми данными. В результате динамическая информация о самопровозглашённых государствах на таких открытых сайтах станет более привлекательной как для рядовых сетевых пользователей, так и для потенциальных инвесторов, экспертов и исследователей различных направлений. По нашему мнению, подобная практика будет позитивно влиять на имидж республик и их продвижение на международной арене.
Источники
1. Абхазский проект для России. URL: http://www.abkhaziya.org (дата обращения:
21.07.11).
2. Американский аналитик: У Приднестровья больше прав на независимость, чем у Косово. URL: http://compatriot.su/news (дата обращения: 22.07.11).
3. Американский эксперт: Приднестровье никогда не являлось частью Молдовы. URL: http://www.peacekeeper.ru/ru (дата обращения: 06.02.14).
4. Армения должна признать Абхазию и Южную Осетию, если не хочет применения двойных стандартов к Карабаху: эксперт. URL: http://www.apsny.ru/apsnynews (дата обращения: 28.08.11).
б. Выборы в Карабахе повысили имидж республики. URL: www.karabakhlive.com (дата обращения: 22.07.12).
6. В Абхазии откроется бизнес-школа. URL: http://www. abhazia.com/ news/ (дата обращения: 16.07.08).
7. Интернет-конференция министра иностранных дел Республики Абхазия Сергея Шамба интернет-порталу Юга.ру. URL: www.mfaabkhazia.org (дата обращения: 22.12.09).
8. Карла дель Понте: нынешнее руководство Косово похищало сербов и торговало их органами. URL: http://www.newsru.com/world (дата обращения: 01.04.08).
9. Косово уповает на скорое признание в арабском мире. URL: http://pda.izvestia.ru/ lenta/news (дата обращения: 08.03.08).
10. Патерова О. Газета «Сведения» [ИА]. URL: www.regnum.ru/ news (дата обращения 05.02.14).
11. Президент посетил ряд хозяйств Очамчирского района // АПСНЫПРЕСС. 2008.
16 июля. Вып. № 329. URL: http://www.apsny.ru/apsnynews (дата обращения: 01.08.08).
12. Россия готовит туристическое вторжение в Абхазию. URL: http://www.apsny.ru (дата обращения 05.03.09).
Istochniki
1. Abkhazskii proekt dlya Rossii. URL: http://www.abkhaziya.org (data obrashcheniya:
21.07.11).
2. Amerikanskii analitik: U Pridnestrov’ya bol’she prav na nezavisimost’, chem u Kosovo. URL: http://compatriot.su/news (data obrashcheniya: 22.07.11).
3. Amerikanskii ekspert: Pridnestrov’e nikogda ne yavlyalos’ chast’yu Moldovy. URL: http:// www.peacekeeper.ru/ru (data obrashcheniya: 06.02.14).
4. Armeniya dolzhna priznat’ Abkhaziyu i Yuzhnuyu Osetiyu, esli ne khochet primeneniya dvoinykh standartov k Karabakhu: ekspert. URL: http://www.apsny.ru/apsnynews (data obrashcheniya: 28.08.11).
5. Vybory v Karabakhe povysili imidzh respubliki. URL: www.karabakhlive.com (data obrashcheniya: 22.07.12).
6. V Abkhazii otkroetsya biznes-shkola. URL: http://www. abhazia.com/ news/ (data obrashcheniya: 16.07.08).
7. Internet-konferentsiya ministra inostrannykh del Respubliki Abkhaziya Sergeya Shamba Internet-portalu Yuga.ru. URL: www.mfaabkhazia.org (data obrashcheniya: 22.12.09).
8. Karla del’ Ponte: nyneshnee rukovodstvo Kosovo pokhishchalo serbov i torgovalo ikh organami. URL: http://www.newsru.com/world (data obrashcheniya: 01.04.08).
9. Kosovo upovaet na skoroe priznanie v arabskom mire. URL: http://pda.izvestia.ru/lenta/ news (data obrashcheniya: 08.03.08).
10. Paterova O. Gazeta «Svedeniya» [IA]. URL: www.regnum.ru/ news(data obrashcheniya: 05.02.14).
11. Prezident posetil ryad khozyaistv Ochamchirskogo raiona // APSNYPRESS. 2008.
16 iyulya. Vyp. № 329. URL: http://www.apsny.ru/apsnynews (data obrashcheniya: 01.08.08).
12. Rossiya gotovit turisticheskoe vtorzhenie v Abkhaziyu. URL: http://www.apsny.ru (data obrashcheniya: 05.03.09).
Статья поступила в редакцию 07.02.2014