Научная статья на тему 'Гостиничный ремень безопасности в мировом секторе туризма'

Гостиничный ремень безопасности в мировом секторе туризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ / ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ТУРИЗМЕ / ГОСТИНИЧНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВОВАЯ БАЗА ТУРИСТСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / HOTEL SAFETY BELT / GLOBAL SECURITY / HOTEL SECURITY SERVICES / SECURITY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамзина Снежана Александровна, Шабалова Наталия Николаевна

Статья отражает необходимость реформирования существующей системы обеспечения безопасности в мировом гостиничном секторе с целью преодоления разобщенности, повышения эффективности системы обеспечения безопасности за счет согласованных усилий всех субъектов туриндустрии мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects a necessity of the changes of backward hotel safety system under global tourism reform, in order to overcome the community disconnection, to increase safety and security efficiency by the coordinated efforts of governmental bodies, tourism companies and hotel security services across the world.

Текст научной работы на тему «Гостиничный ремень безопасности в мировом секторе туризма»

вопросы страхования и медицинского обеспечения в данной стране. При отсутствии у турфирмы данного вида услуги наиболее разумным является самостоятельное приобретение гражданами страховки от несчастных случаев у страховой фирмы, предоставляющей услуги в данной местности или в стране туристской поездки.

Чаще всего страховая фирма предлагает страхование с оплатой подтвержденных расходов, квалифицированных как страховой случай, по факту в России после завершения поездки.

Но тогда возникает вопрос: а кто и каким образом оперативно оплатит эти расходы за рубежом? Кто позаботится о заболевшем туристе? Турлидер бросить группу не может и не имеет права, следовательно, туристская группа ждать также не будет. Консульские учреждения России имеют многостраничный список услуг, которые не предоставляются соотечественникам, и на них мало надежд. По законам большинства стран, в таком случае расходы должна нести фирма, пригласившая туриста (туристскую группу). Однако если порядок медицинского обслуживания не предусмотрен договором, могут возникнуть сложности и недоразумения.

Расходы по такому страхованию следует предусматривать в контрактах, причем если смету расходов будет составлять зарубежный партнер, то они будут значительно меньше, поскольку представители зарубежного партнера лучше ориентируются в условиях страхования, принятых в данной стране. Расходы учитываются в общем балансе на прием делегации или туристской группы.

При оформлении приглашений на деловые поездки следует указывать, кто несет расходы по страхованию. Обычно это требуется при оформлении визы консульскими отделами посольств.

Сегодня туризм отличается прежде всего масштабными изменениями. Особенно высоки темпы возрастания массовости всех видов туристского отдыха. Но, отправляясь в любое путешествие или туристскую поездку, люди часто не задумываются над тем, что природа или принимающая страна не всегда благосклонны к путешественникам. Иногда они преподносят им неожиданные сюрпризы, и человек волей обстоятельств оказывается в критическом положении.

Безопасность при совершении путешествия многоаспектна, поэтому проблемы страхования жизни и здоровья туристов не теряют своей актуальности.

ГОСТИНИЧНЫЙ РЕМЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРОВОМ СЕКТОРЕ ТУРИЗМА

С. А. Рамзина, Н. Н. Шабалова

Аннотация: статья отражает необходимость реформирования существующей системы обеспечения безопасности в мировом гостиничном секторе с целью преодоления разобщенности, повыше-

ния эффективности системы обеспечения безопасности за счет согласованных усилий всех субъектов туриндустрии мирового сообщества. Ключевые слова: гостиничный ремень

безопасности, глобальная безопасность в туризме, гостиничная служба безопасности, правовая база туристской безопасности.

Abstract: The article reflects a necessity of the changes of backward hotel safety system under global tourism reform, in order to overcome the community disconnection, to increase safety and security efficiency by the coordinated efforts of governmental bodies, tourism companies and hotel security services across the world.

Keywords: hotel safety belt, global security, hotel security services, security legislation.

Туризм стал неотъемлемой частью современной жизни. Его активному развитию способствовали научно-технический прогресс и тяга людей к новым местам. Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему, обладающую важнейшими свойствами, которые способствуют социальной, экономической и гуманитарной функциям туристской отрасли, определяющим ее роль и место в мировой системе общественных отношений.

С популярностью туризма возрастает его международное значение. Глобальный туризм предполагает не только организацию и реализацию туристских практик по всему миру, также и вложение инвестиций в другие страны с целью производства и продажи туруслуг жителям этих стран. Уровень развития туризма отражает уровень социально-экономического развития государства. При доле в основных фондах 7 % туристская отрасль формирует более 10 % объема мирового валового продукта.

В сфере туризма занята почти четверть миллиарда работников. Туризм обеспечивает государствам мира более $800 млрд налоговых поступлений, а доходы от него достигают $4 трлн [3, с. 413].

Национальные правительства играют значимую роль в сфере туризма. В их ведении оказывается широкий круг вопросов: от инфраструктуры этого многоотраслевого хозяйственного комплекса до функций регулирования взаимодействия субъектов туристской деятельности, в первую очередь в вопросах обеспечения безопасности туристов.

В методическом пособии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) представлен анализ зарубежного законодательства в области обеспечения безопасности туристской деятельности — законодательных актов, устанавливающих правовые, социальные и экономические основы организации туризма, определяющих компетенцию органов власти в области туризма, права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, а также статус туристов [8].

Как правило, в исследуемых законах содержатся правовые нормы, регулирующие обеспечение безопасности туристской деятельности. Однако закрепление ответственности государственных органов в области обеспечения безопасности туристской деятельности, степень детализации мероприятий, предпринимаемых органами государственной власти, предприятиями, организациями для повышения уровня безопасности туристской деятельности, в национальных законах различна.

Обратимся к опыту разграничения предметов ведения и полномочий в развитых в туристском отношении государствах мира. Так, согласно ст. 148 Конституции Испании вопросы развития и организации туризма, а также организация досуга относятся к ведению автономных сообществ.

Статья 117 Конституции Италии относит издание законодательных норм о туризме к компетенции областей — автономных образований с собственными полномочиями и функциями, которые, в свою очередь, делятся на провинции и коммуны. Законодательные акты, издаваемые областями, не могут противоречить национальным интересам и интересам других областей. Законы Республики могут наделять область правом издавать нормы для проведения этих законов в жизнь.

Большинство государств СНГ и Европы имеют специальные законы о туризме. В некоторых странах отдельные положения об оказании туристических услуг также регулируются гражданским законодательством.

В частности, в Германском гражданском уложении содержатся положения о договоре на туристское обслуживание. Ряд стран Европы приняли несколько законов в сфере туризма.

На Мальте, например, отдельные законы регулируют предоставление гостиничных услуг, определяют структуру и полномочия органов публичной власти в сфере туризма,порядок предоставления услуг турагентств, гидов-переводчиков, предприятий развлечений, регулируют деятельность в сфере клубного отдыха (таймшера) [8].

В Швеции принят закон, посвященный предоставлению гарантий по ту-

ристским поездкам, а также Закон «О комплексных турах».

В Турции действует закон «О поддержке туризма», который носит ярко выраженный публично-правовой характер и содержит как меры государственной поддержки туризма, так и механизм их реализации. В частности, закон определяет порядок использования недвижимости для туристских целей, регулирование государственных инвестиций в туристскую индустрию, устанавливает правовой статус государственного Фонда развития туризма, предоставляет налоговые привилегии для инвесторов, регулирует вопросы поддержки и функционирования яхтенного туризма и др. Благодаря принятию этого закона Турция в настоящий момент стала одной из развитых в туристском отношении стран Европы.

Обобщив правовые практики в области обеспечения безопасности туристского сектора, отечественные специалисты правоведы предлагают свои разработки основ концепции законодательной базы по вопросам обеспечения безопасности организации туристской деятельности.

В частности, Е. Писаревский систематизирует правовые основы обеспечения безопасности туризма и государственной политики в области безопасности туризма [3]. В правовом смысле обеспечение безопасности туризма представляет юридическую деятельность специально уполномоченных органов государственной власти по применению правовых средств и способов для охраны (защиты) жизненно важных интересов системы туризма, ее подсистем и элементов, иных объектов безопасности в сфере туризма от угроз

безопасности, а также правореализа-ционную деятельность граждан и юридических лиц по защите своих прав и законных интересов.

Правовой целью процесса безопасности является восстановление нарушенного правопорядка в сфере безопасности, а также достижение гарантированного правового состояния субъектов общественных отношений в сфере туризма.

Среди видов юридической деятельности по обеспечению безопасности туризма можно выделить:

• правотворчество в сфере безопасности (разработка проектов нормативных правовых актов и их принятие, разработка и реализация государственной политики в области безопасности);

• правоприменение в сфере безопасности (осуществление государственных функций и оказание государственных услуг в области обеспечения безопасности и др.);

• правовое просвещение в сфере безопасности (образовательная, научная и иная деятельность);

• правовую охрану (контрольно-надзорная деятельность, включая государственный и общественный контроль за субъектами обеспечения безопасности, правосудие в сфере безопасности и т. д.).

Отдельно среди видов деятельности по обеспечению безопасности туризма следует выделить техническое регулирование безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг.

Механизм правового регулирования обеспечения безопасности туризма включает в себя:

• правовые акты и нормы в сфере туризма, устанавливающие особый порядок деятельности в сфере обеспечения безопасности туризма;

• уполномоченные государственные органы, специально создаваемые или наделенные полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим безопасности в сфере туризма;

• деятельную, своего рода операциональную регламентацию действий субъектов обеспечения безопасности в сфере туризма и их взаимоотношений между собой;

• строгую систему контроля и ответственность за деятельность в рамках процесса обеспечения безопасности туризма;

• более широкое применение ограничительно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права; наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых ресурсов (сил и средств обеспечения безопасности) [4, с. 325].

В докладе Генерального секретаря ВТО Ф. Франжиали, прозвучавшем на 16-й сессии Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации (UNWTO) в декабре 2005 г. [7], отмечалось, что в настоящее время перед туризмом стоят две масштабные задачи.

Первая связана с текущим моментом — это обеспечение безопасности путешествий и преодоление кризисов. Вторая задача вписывается в более долгосрочную перспективу и касается выбора пути развития туризма, способного снизить его уязвимость, повысить устойчивость и обратить на пользу обществу.

С принятием Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «»О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» расширяется понятие безопасности туризма [1]. Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов, сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

Безопасность в контексте назначения туризма

Современная индустрия туризма представляет собой одну из наиболее уязвимых, но доходных отраслей мирового хозяйства. В своем развитии туризм генерирует и стимулирует деятельность более тридцати ключевых отраслей мировой экономики, включая сельское хозяйство, машиностроение, транспорт и

связь, производство товаров народного потребления, торговлю, информационные услуги и др.

Мультипликативный эффект в туризме проявляется наиболее существенно, что обусловлено спецификой отрасли, наличием «невидимого экспорта», определяющего сущностные черты турпро-дукта. Это единственная отрасль, прямо и косвенно воздействующая не только на экономику стран, но и на их политику, культуру, традиции, образ жизни, здоровье нации и т. д.

Мультипликативный эффект туризма распространяется на структуру занятости населения на планете. В настоящее время количество рабочих мест в этой сфере достигло 192 млн, или 8 % от общих показателей занятости в мире.

К обслуживанию огромного потока туристов привлекается столь же большое количество специалистов в области туризма и смежных с ней областей, которые и составляют, собственно, ин-

Безопасность в контексте назначения туризма

Туризм: временные перемещения граждан к безопасному месту назначения

Прогноз ВТО: В 2010 г. число

международных прибытий превысит 1 биллион, а к 2020 г. — 1,6 биллиона

Намерение туристов вернуться целыми и невредимыми

N

Рис. 1. Схема безопасности туризма

дустрию туризма. Сегодня каждый пятнадцатый человек на планете работает в сфере туризма, в смежной с ней отрасли гостеприимства. Гостеприимство объединяет в себе, в первую очередь, гостиничный бизнес, индустрию общественного питания, туризм, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний. Другими словами, в индустрию гостеприимства Дж. Уокер включает различные сферы, связанные с обслуживанием гостей [5, с. 28]. Вне зависимости от специфики отрасли, предоставляющей услуги, уровень качества обслуживания в значительной степени зависит от отношения к клиенту. Разница между терминами «клиент» и «гость» проявляется в концепции обслуживания и корпоративной культуре предприятия. Приоритет ценностей и нужд потребителей, дружелюбное отношение к нему со стороны сотрудников предприятия вызвали необходимость применения термина «гость».

Исторически так сложилось, что система гостеприимства развивалась, гарантируя путешественникам безопасность, комфортное размещение и услуги питания.

От путешественника

к священному гостю

Античные олимпийские игры начались в 776 г. до н.э. и проходили в Олимпии каждые 4 года на протяжении почти 12 веков. Все участники, не разделявшие общих религиозных представлений и не говорившие на одном языке, почитались как священные гости.

Древние римляне путешествовали с военными целями. Они спланировали и выстроили 140 тысяч километров дорог, соединяя Рим с самыми отдаленными

границами империи, сохранив идею святости и неприкосновенности гостя.

От священного гостя к клиенту

В Средние века варвары превратили путешествия в опасное занятие. Только в мужских и женских монастырях пилигримы, путешествовавшие с религиозными целями, по-прежнему считались священными. В тавернах и на постоялых дворах (М^ах) путешественники, купцы должны были платить за услуги гостеприимства. Эта же тенденция сохранялась в эпоху великих географических открытий, в ХVII-ХVШ вв., во времена последующей экспансии туризма, когда не только дворяне со своей домашней прислугой, но и все путешественники должны были платить за гостеприимство и во дворцах, и в отелях.

От клиента к потребителю

«Золотой век», начавшийся в конце XIX в., — время, когда установился мир между главными силами Европы. Новые технологии совершенствовали качество жизни людей, подобно автомобилю, аэроплану, фотографии, телефону, кино, метрополитену, в то время как коммерческая графика принимала современные очертания.

Исследователи современного потребительского общества, возникшего в начале XX в., в качестве одной из причин его формирования называют резкую механическую реакцию на техническую революцию, постепенно проникшую во все социальные классы через акт потребления товаров и услуг массового производства. Так произошло и с массовым туризмом.

Начиная с 1950 г. темпы мирового экономического роста повышаются. К

сожалению, когда население увеличивается быстрее, чем имеющиеся в распоряжении ресурсы, основное качество жизни неизбежно снижается, создавая нестабильность и небезопасность жизненных условий.

От потребителя к рискующему «глобальному туристу»

Пожалуйста, накиньте ваш гостиничный ремень безопасности.

Ни один сегмент бизнеса не ставит более прозрачной и броской цели обеспечения внутренней безопасности гостя, как система гостеприимства: отели, курорты, деловые центры, рестораны, бары, развлекательные центры; пас-сажироперевозки на воздушных судах, круизных лайнерах, железнодорожных составах, туристских международных автобусных линиях. Риски индустрии гостеприимства велики, ставки высоки в силу характера межличностного взаимодействия субъектов системы.

Характеристика инфраструктуры мирового гостиничного комплекса требует учета ключевых направлений его сегментирования. Основными тенденциями в современном развитии гостиничного бизнеса являются:

- распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений, выставочно-ярмарочной деятельности и др.);

- развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя, что актуализирует вопросы обеспечения безопасности гостей;

- усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяющей более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;

- глобализация и концентрация гостиничного бизнеса;

- персонификация гостиничного обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;

- широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику предприятия размещения;

- внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг.

Туризм сегодня — это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и туристические корпорации всего мира. Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя. Персональный компьютер и Интернет, их доступность и надежность способствуют проникновению во все сферы гостеприимства новых информационных технологий, обеспечивающих функционирование сервисной системы.

Глобализация и концентрация гостиничного бизнеса проявляются в создании крупных корпораций и гостиничных цепей. Такой подход позволяет гостиничным предприятиям перегруппироваться и привлечь дополнительные ресурсы для развития своего бизнеса, в том числе в формировании и укреплении системы безопасности.

Гостиничные предприятия концентрируются, создавая союзы или ассоциации, не нарушающие их юридическую и хозяйственную самостоятельность, но позволяющие проводить совместные маркетинговые программы обеспечения безопасности, вести исследовательскую деятельность в этой области, формировать единую систему подготовки и переподготовки кадров службы безопасности.

Мировая практика убедительно доказывает, что инвестиции в индустрию гостеприимства по своей отдаче сравнимы с вложениями в нефтедобычу. Экономический анализ гостиничного сектора свидетельствует об эффективности инвестиций именно в гостиничные цепи, а не в отдельные гостиничные хозяйства. В мире существуют два основных вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, объединяющий независимые отели.

Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных и франчайзинговых цепей, независимые гостиницы объединяются в гостиничные консорциумы.

Концепция гостиничного консорциума в последние годы стала очень популярной, и число консорциумов в мире значительно возросло. Самый крупный гостиничный консорциум в мире — американская цепь «Бест Вестерн Интернэшнл», насчитывающая 3350 гостиниц и 270 тыс. номеров. Стоимость членства в этом международном гостиничном консорциуме составляет 1 % оборота после уплаты налогов.

В Европе Франция является самым большим владельцем гостиничных консорциумов. Двадцать консорциумов

разного объема составляют четверть всех отелей страны. Самый крупный из них «Ле Ложе де Франс» обеспечивает 60 % общего количества предложений номеров в стране и объединяет почти 70 % всех отелей — членов консорциумов страны.

В Великобритании объединенные в консорциумы гостиницы обеспечивают 60 % общего предложения гостиничных номеров, то есть четвертую часть рынка.

Сегодня доля России составляет всего 1 % в мировой индустрии гостеприимства, поскольку пока еще не восстановлен уровень до кризиса 1998 г. В то же время прослеживается тенденция к повышению конкурентоспособности гостиниц прежде всего за счет их укрупнения при увеличении среднего числа номеров и одновременной вместимости.

Российским гостиницам, принимающим западных туристов и ориентированным на достойный уровень обеспечения их безопасности, желательно иметь представительство во всех системах резервирования. На сегодняшний день в мире существуют четыре глобальные системы резервирования (Global Distribution Systems CDS): Amadeus, Galileo, Sabre и Warldspan. Им принадлежит более 90 % рынка, их терминалы установлены более чем в 400 тыс. турагентств по всему миру. Неслучайно их называют «золотой четверкой», вхождение в которую уже становится необходимостью.

Для независимых гостиниц существует несколько вариантов работы с глобальными системами резервирования:

- установить у себя терминалы одной или нескольких систем бронирования и начать работать самостоятельно;

- заключить договор с компанией-посредником, специализирующейся на предоставлении подобного рода услуг;

- заключить договор с крупным туроператором, имеющим доступ к глобальным системам резервирования.

Установка в гостинице собственных терминалов GDS является наиболее сложным и дорогостоящим решением. Для его осуществления гостинице необходимо заключить договоры с системами резервирования, проложить линии связи, установить оборудование, обучить персонал. Чтобы вложенные затраты оправдались за какое-либо обозримое время, необходимо постоянно получать из GDS очень много бронирований, что делает подобный подход экономически оправданным лишь для гостиничных цепей, обладающих сетью собственных отелей, а это повышает конкурентоспособность предприятия размещения любого типа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу особенностей функционирования в рыночных условиях оптимально сформированные гостиничные цепи за счет объединения ресурсов, в частности финансовых, являются более конкурентоспособными по сравнению с одиночными гостиницами и в перспективе обеспечения безопасности наиболее жизнестойкими.

Сегодня в глобальном туризме не существует общепринятого минимума стандартов гостиничной безопасности. Отсталая гостиничная система в контексте менеджмента безопасности превратилась в изолированные «острова» в бизнес-инфраструктуре отдельных стран.

Каждое государство регулирует развитие индустрии гостеприимства и гостиничной системы безопасности по-своему, в рамках регионального зако-

нодательства. Региональные туристские кодексы, строительные нормативы, оборудование службы безопасности, программное обеспечение безопасности и прочее — оказались в изоляции от системы безопасности других государств. Результатом подобной разобщенности стала неэффективность глобальной массовой безопасности, и угрозы безопасности никогда не смогут быть в полной мере искоренимы.

Подъем развития туризма на этих одиночных «островах» характеризуется невысокой степенью гарантии безопасности туриста. Дальнейший рост популярности туризма означает необходимость замещения отдельных сводов законов, правил обновленными, усовершенствованными моделями обеспечения безопасности гостя.

Существование отдельных точек зрения не может более быть решающим в современной системе глобального туризма. Сегодня крайне необходим проект гарантии глобальной безопасности, требующий усиленного взаимодействия разных стран.

Глобальная безопасность в туризме имеет всеобщий и всеобъемлющий характер. Всеобщность означает, что глобальная безопасность обеспечивается согласованными усилиями всех членов туристского мирового сообщества.

Глобальная безопасность в туризме проявляется как защищенность системы международных отношений всех субъектов туристской деятельности от угроз, способных дестабилизировать обстановку в мире. В современных условиях туризм все чаще выступает как основная мишень терроризма, и на первое место выходит обеспечение безопасности туристских путешествий.

Парадигма XXI века для индустрии туризма основана на том факте, что безопасность туризма сегодня является главной составляющей маркетинговой стратегии дестинации.

П.И. Тарлоу, председатель Американской ассоциации по безопасности туризма, бывший сотрудник ЦРУ, признанный авторитет в области обеспечения гостиничной безопасности, автор книги «Туризм и безопасность», бизнес-тренер в области обеспечения безопасности в индустрии размещения, акцентирует внимание отельеров и рестораторов на причины уязвимости гостиничных комплексов перед угрозами терроризма [10].

В Интернет-портале «Tourism Tidbits» рассматриваются провокации угроз безопасности гостей отелей, обусловленные спецификой назначения и функционирования предприятий размещения:

• отели открыты для всех гостей — в них легко проникнуть злоумышленникам;

• отели защищают анонимность гостя;

• в большинстве отелей отсутствует система досмотра личных вещей, багажа гостей;

• религиозные фанатики считают отели символами «загнивающего Запада» и удобным местом для атаки;

• многообразие этнических групп гостей.

В своих рекомендациях П.И. Тарлоу обосновывает необходимость тесного сотрудничества службы безопасности отеля с представителями государственной системы охраны правопорядка.

По инициативе Американской ассоциации по безопасности туризма во многих штатах, представляющих собой крупные туристские центры, уже созданы специализированные отряды туристической полиции. Session on Best Practices on Tourism Policing определила функции этих подразделений, которые расширяются действиями по сопровождению групп туристов, экскурсантов, участников конгрессов, саммитов; патрулированием и дежурством в местах большого скопления людей. В этот отряд привлекаются полицейские со знанием

Рис. 2 Структура гостиничного ремня безопасности в глобальном туризме

нескольких иностранных языков. Им начитываются лекционные курсы по рекреационной географии регионов мира, маркетингу территорий, межкультурной коммуникации [6].

Обеспечивая безопасность туриста, приватизированный сегмент гостиничной индустрии должен обеспечить динамичный рост компаний, специализирующихся на создании гостиничного ремня безопасности. Система обеспечения гостиничной безопасности должна поддерживаться эффективными специализированными директивами, способными гарантировать высокий уровень безопасности и качество обслуживания во всех отелях мира.

Требования к эффективной системе обеспечения гостиничной безопасности сопряжены с реализацией ряда мер, среди которых:

- проведение исследований по формированию принципов управления гостиничной безопасности в современных условиях;

- применение к менеджменту и раз-

работке управленческих решений основных научных подходов (системного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного и др.);

- переработка стандартов ISO серии 9000 по системам качества для их увязки с целым — конкурентоспособностью и обеспечением безопасности отелей,с дополнением такими научными подходами, как маркетинговый, функциональный воспроизводственный, и другими охватывающими большинство аспектов управления;

- ориентация развития гостиничного бизнеса в области обеспечения безопасности преимущественно на инновационный путь развития и др.

В мире постоянно идет процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых, в котором одну из основных ролей играют мероприятия, гарантирующие безопасность гостей. Компании, специализирующейся на производстве гостиничного ремня безопасности, необходимо выстроить новую жизнеспособную структуриро-

Безопасность, надежность и качество услуг транспорта, гостиниц, предприятий общественного питания

Повышение безопасности, гарантии и качества туристских служб, продуктов и кадров туриндустрии

Безопасность , надежность и качество гостевого комфорта

Глобальная политика

Политика страны

Политика отеля

Гостиничный ремень безопасности

Рис. 3. Система обеспечения безопасности в индустрии размещения

ванную идею гарантии безопасности в туризме и культуры безопасности туриста.

На основе централизованной системы компьютерных технологий, способной управлять обширной системой базы данных гостей, компания выбирает стратегию, которая может повысить эффективность государственного регулирования в отдельных странах. Это позволит наладить взаимодействие между странами и городами для оперативного комплексного реагирования на перемены в мире посредством обмена знаниями и технологиями с целью снижения расходов по текущему обслуживанию и долгосрочной инвестиционной защите.

Компании, обеспечивающие гостиничный ремень безопасности, ставят перед собой цель достойно встречать и возможности, и вызовы нового периода развития гостиничной индустрии. Они предлагают высшую степень безопасности и качества гостиничного сервиса с целью наиболее полного удовлетворения потребностей гостей, наполнения туриста оптимизмом, энергией.

Одним из примеров международного сотрудничества в области безопасности мирового сектора туризма может служит проведение Первого международного саммита по охране и безопасности в туризме, который проходил в Малайзии 14-17 июня 2010 г. под девизом «Совершенствование туризма через совершенствование безопасности» [10].

В работе саммита приняли участие представители всех структур и ведомств, призванных обеспечить безопасное путешествие и комфортное пребывание туристов. Среди них: представители правительственных структур в ранге министров по туризму, практики бизнеса го-

степриимства — отельеры и рестораторы, руководители служб безопасности предприятий этой сферы предпринимательства.

Целью саммита была разработка стратегии и тактики социального партнерства и взаимодействия структур власти, безопасности и субъектов бизнеса, способных укрепить доверие туристов к индустрии отдыха. Программа саммита объединяла в себе три направления:

1. Взаимодействие правительственных структур разных государств по вопросам обеспечения глобальной безопасности:

• формирование программ сотрудничества с правительствами по предотвращению преступлений;

• овладение тактикой реагирования на природные и иные катастрофы и регулирование последствий;

• распознавание и реагирование на возможную угрозу терроризма;

• выработку мер по защите окружающей среды;

• привлечение полиции для создания и развития благоприятного имиджа региона, страны.

2. Организация и технологии обеспечения охраны и безопасности отеля:

• разработку программ безопасности для информирования туристов;

• создание стратегий по защите персонала и имущества;

• создание и внедрение планов по обеспечению охраны и безопасности гостей и собственности;

• распознавание и реагирование на возможную угрозу терроризма;

• использование новейших технологий для повышения уровня безопас-

ности посредством улучшенного мониторинга, эффективного управления и коммуникации.

3. Вопросы технологий и обучения участников гостиничного сервиса — гостей и обслуживающего персонала отелей:

• внедрение коммуникативных стратегий повышения степени осознания горизонта опасности у гостей и сотрудников;

• обучение различным модулям социального партнерства между компаниями, обеспечивающим гостиничный ремень безопасности с целью минимизации угроз, рисков, преступлений;

• разработка и поддержание стандартов качества обеспечения гостиничной безопасности и продуктивности работы сотрудников этой службы.

Наряду с политикой демократизации туристских служб необходимо приложить усилия к росту стандартов безопасности во всех туристских секторах для того,

чтобы быть готовым для глобальной торговли услугами с конечной целью создать безопасную глобальную систему гостеприимства для всех гостей.

Литература

1.О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон № 12-ФЗ.

2.Писаревский Е. Система обеспечения безопасности туризма и государственная политика в области безопасности туризма. Правовой аспект // viperson.ru/wind.

3.Ромашкина О.П. Роль туризма как социально-экономического фактора стабильности в период выхода из мирового экономического кризиса // Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века. Мир-Россия — Урал: материалы XIII Все-рос. науч.-практ. конф. гуманитар. ун-та / редкол.: Л.А. Закс и др.: в 2 т. — Екатеринбург:, 2010. — Том 2. — С. 413-418.

4.Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. — 2-е изд. М., 2005.

5.Уокер Дж.Р.Управление гостеприимством: пер. с англ. — М, 2008.

6.http://www.tourism.lt/nsv/engl/

7.www.unwto.org

8.http://www.mchs.gov.ru/

9.www.premiermeetings.com

10. www.intelligencesummit.org/.../PeterTarlow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.