госрегулирование в системе санаторно-курортных услуг
проблемы и перспективы государственного
регулирования санаторно-курортного комплекса
__Аннотация
Автор статьи высказывает идею о необходимости усиления госрегулирования санаторно-курортного комплекса с целью повышения доступности его услуг и улучшения их качества. По его мнению, чтобы добиться этих целей, следует совершенствовать стратегическое управление санаторно-курортным комплексом на всех уровнях: федеральном, региональном и на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.
_Ключевые слова: государственное регулирование, санаторно-курор-
_тный комплекс, санаторно-курортные предприятия, реструктуризация
_сети предприятий, лечебно-оздоровительные услуги, дом отдыха
Зикирова Шахло Собировна
ст. преподаватель, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Российский государственный университет туризма и сервиса [email protected]
В современных условиях развитие санаторно-курортного комплекса, сохранение и умножение традиций отечественной курортологии, повышение профессиональных знаний и умений специалистов курортного дела - важнейшие задачи. Для их решения требуется привлечение государственных органов управления. Проведенное исследование показало, что действующий механизм управления в стране не позволяет решать основные задачи санаторно-курортного комплекса, о чем свидетельствует относительное снижение доступности санаторно-курортного лечения для населения. Приоритетным направлением государственного регулирования санаторно-курортного комплекса выступает приведение в порядок нормативно-правовой базы, определяющей деятельность комплекса, разграничение полномочий в этой сфере между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.
Курортное законодательство
В последние годы предпринимаются попытки ревизии курортного законодательства с целью:
гредпринимательство, 2011, № 2 (1)
- ликвидации курортов федерального значения;
- снятия ограничения оборотоспособности земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах зон их санитарной (горно-санитарной) охраны;
- изменения правового статуса курортов как особо охраняемых природных территорий, что может привести к утрате лечебных свойств природных ресурсов и самих курортов. В числе таких изменений разрешения:
1) переводить земли из категории курортов и лечебно-оздоровительных местностей в другие категории;
2) приватизировать земли первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны;
3) разрешать во второй зоне виды деятельности, не связанные с лечебным процессом на курортах. Необходимо внести в законодательные и нормативные правовые акты изменения, предусматривающие преимущественное право санаторно-курортных организаций на пользование природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи).
Таким образом, снижение роли управляющего воздействия государства привело к тому, что нормативно-правовое регулирование санаторно-курортного комплекса не соответствует современным требованиям и тормозит его развитие.
Управление развитием санаторно-курортного комплекса
В течение длительного периода времени государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, в центре которой находилась ориентация на массового потребителя. При этом массовость достигалась хорошо отлаженной системой финансирования как за счет госбюджета, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников. Существовавшая долгие годы система управления санаторно-курортным комплексом, направленная на его качественные и количественные изменения, пришла в противоречие с логикой проводимых социально-экономических реформ. Органы государственного управления систематически не занимались развитием данной сферы. Об этом свидетельствует отсутствие концепции развития
существовавшая долгие годы система управления санаторно-курортным комплексом, направленная на его качественные и количественные изменения, пришла в противоречие с логикой проводимых социально-экономических
реформ
санаторно-курортная деятельность
нь
.необходимо
выравнивание
возможностей
доступа населения
;получению
качественных
санаторно-
курортных услуг
санаторно-курортного комплекса, непроработанность законодательства, касающегося преобразования социально-значимых предприятий сферы. Отсутствие программы развития отрасли в целом по стране приводит к отсутствию единой политики, которую должны осуществлять государственные органы.
Рассмотренная практика управления развитием санаторно-курортного комплекса позволяет выделить ряд проблем, решение которых требует непосредственного участия органов государственного управления:
- создание условий для привлечения на отечественные курорты пациентов и отдыхающих;
- формирование потребности к здоровому образу жизни, что предполагает регулярное потребление услуг санаториев и профилакториев;
- создание условий для повышения эффективности тельности предприятий санаторно-курортного
комплекса.
Решение первых двух проблем связано с популяризацией отдыха на отечественных курортах, в том числе путем формирования у населения культуры здоровья, а также повышением качества санаторно-курортных услуг. Это может быть обеспечено в ходе реализации комплексной государственной программы, предполагающей широкую пропаганду здорового образа жизни.
Необходимость создания программы по реструктуризации отрасли
Представляется необходимой разработка и реализация государственной программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса. Как инструмент государственного воздействия на экономические процессы подобная программа органично вписывается в рыночные механизмы функционирования курортной отрасли. Реализация программы позволит решить социальные, экономические, финансовые, структурно-организационные, экологические и другие проблемы, которые объективно не могут быть решены только механизмами рыночной экономики без активного участия государства. Концептуальные основы программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса представлены ниже.
2011, № 2 (1)
Основной целью программы является создание необходимых условий для достижения доступности и высокого качества санаторно-курортных услуг путем рационального размещения предприятий санаторно-курортного комплекса. Кроме того, необходимо выравнивание возможностей доступа населения к получению качественных санаторно-курортных услуг, при условии эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и природных лечебных ресурсов, а также современной эффективной организации здравоохранения.
Важным методологическим принципом разработки программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса является принцип непрерывности мониторинга и точного определения (количественного или качественного) ожидаемого эффекта (социального, экономического, экологического).
Программа реструктуризации сети предприятий комплекса состоит из функциональных (относящихся к конкретным сферам осуществления санаторно-курортной политики) и отраслевых (относящихся к конкретным отраслям комплекса) блоков. Они объединены общей стратегической целью, сформулированной в программе. Основными принципами разработки программы должны быть системность, комплексность, целенаправленность, адресность, блочный принцип построения и выделение базовых составляющих. Достижение главной цели программы возможно лишь в результате совершенствования стратегического управления санаторно-курортным комплексом на всех иерархических уровнях (федеральном, региональном, на уровне хозяйствующего субъекта).
Заключение
Реализация программы реструктуризации сети предприятий санаторно-курортного комплекса благоприятно скажется на развитии материально-технической базы. Это обеспечит инвентаризацию санаторно-курортных учреждений, а также существующих на курортах профилакториев, домов отдыха, турбаз, гостиниц с целью изучения условий для реализации различных оздоровительно-реабили-
Литература
1. Концепция государственной политики развития курортного дела в России. Разработана и принята решением коллегии Минздрава РФ 24 июня 2003.
2. Стороженко Н.А. Курортная сфера и здравоохранение // Материалы Международного научного конгресса «Здрав-ница-2010».
3. Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения» на период 1996-2000 годов.
санаторно-курортная деят<
тационных услуг: от оздоровительного отдыха до специализированной медицинской реабилитации и долечивания. Это необходимо для подготовки к внедрению системы дифференцированных инвестиций в зависимости от возможностей и готовности санитарно-курортных предприятий к созданию профильных видов оздоровительно-реабилитационных услуг.
Особенности функционирования санаторно-курортного комплекса в современных экономических условиях определяются:
- мобильной структурой системы дополнительных платных услуг;
- разнообразием форм собственности;
- активным характером протекания процессов специализации, диверсификации и монополизации;
- высоким уровнем конкуренции как на рынке рекреационных услуг, так и с другими отраслями экономики за получение тех или иных видов ресурсов;
- возрастающим спросом на санаторно-курортные услуги.
Все эти и другие особенности современного санаторно-курортного комплекса определяют необходимость государственного регулирования как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Shakhlo S. Zikirova
Senior Lecturer, Chair of Accounting and Taxation, Russian State University for Tourism and Service
Problems and Prospects of State Regulation of the Sanatorium and Resort Complex
Abstract
The author shows the need to strengthen the state regulation of the sanatorium and resort complex in order to improve the accessibility of its services and improve their quality. In her opinion, to achieve these objectives it is necessary to improve the strategic management of the sanatorium and resort complex at all levels: the federal and regional ones as well as the level of individual business entity. Keywords: government regulation, sanatorium and resort complex, sanatorium and resort company, restructuring a network of enterprises, therapeutic services, rest house
- J— h-i-
российское предпринимательство, 2011, № 2 (1)