Научная статья на тему 'ГОРСКАЯ АССР И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ОКРУГОВ (1921-1922 ГОДЫ)'

ГОРСКАЯ АССР И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ОКРУГОВ (1921-1922 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРСКАЯ АССР / КАБАРДИНСКИЙ ОКРУГ / БАЛКАРСКИЙ ОКРУГ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / GORSK AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / KABARDIN DISTRICT / BALKAR DISTRICT / NATION-STATE BUILDING / KABARDINO-BALKARIAN AUTONOMOUS REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шереужев Аскер Жилябиевич

Рассматриваются факторы, способствовавшие выходу Кабардинского и Балкарского округов из состава Горской АССР в начале 20-х гг. ХХ в. В данный период жизни горских народов происходили важные административно-территориальные преобразования и закладывались основы национально-государственного строительства. В результате из состава Горской АССР 1 сентября 1921 г. вышла Кабарда, а 9 января 1922 г. - Балкария. Образование Кабардино-Балкарской автономной области произошло 16 января 1922 г. Рассматривается формирование единой автономии Кабардино-Балкарии на фоне борьбы представителей кабардинской и балкарской политических элит за право на выход из состава Горской АССР и последующее объединение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шереужев Аскер Жилябиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GORSK ASSR AND PROBLEMS OF NATIONAL SELF-DETERMINATION OF KABARDIN AND BALKAR DISTRICTS (1921-1922)

The factors that contributed to the secession of the Kabardin and Balkar districts from the Gorsk ASSR and the formation of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region on January 16, 1922 are considered. Attention is drawn to the fact that during this period in the history of Kabardino-Balkaria important administrative-territorial transformations took place and the foundations of state building, the result of which was the gradual exit first of Kabarda on September 1, 1921, and then of Balkaria on January 9, 1922 from the Mountain ASSR and the formation of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region on January 16, 1922. The article considers the formation of a unified autonomy of Kabardino-Balkaria against the background of the struggle of representatives of the Kabardian and Balkarian political elites for the right to secede from the Gorsk ASSR and subsequent unification.

Текст научной работы на тему «ГОРСКАЯ АССР И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ОКРУГОВ (1921-1922 ГОДЫ)»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

УДК 433

doi 10.18522/2687-0770-2020-4-114-121

ГОРСКАЯ АССР И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАБАРДИНСКОГО И БАЛКАРСКОГО ОКРУГОВ (1921-1922 годы)

© 2020 г. А.Ж. Шереужев а

а Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Нальчик, Россия

GORSK ASSR AND PROBLEMS OF NATIONAL SELF-DETERMINATION OF KABARDIN AND BALKAR DISTRICTS (1921-1922)

A.Zh. Shereuzhev а

а Kabardino-Balkarian Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia

Шереужев Аскер Жилябиевич -аспирант, кафедра отечественной истории и этнологии,

Кабардино-Балкарский научный центр РАН, ул. Балкарова, 2, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, 360010, Россия.

E-mail: asker. shereuzhev@mail. ru

Asker Zh. Shereuzhev -

Postgraduate, Department of National History and Ethnology,

Kabardino-Balkarian Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Balkarova Str., 2, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, 360010, Russia. E-mail: asker. shereuzhev@mail. ru

Рассматриваются факторы, способствовавшие выходу Кабардинского и Балкарского округов из состава Горской АССР в начале 20-х гг. ХХ в. В данный период жизни горских народов происходили важные административно-территориальные преобразования и закладывались основы национально-государственного строительства. В результате из состава Горской АССР 1 сентября 1921 г. вышла Кабарда, а 9 января 1922 г. -Балкария. Образование Кабардино-Балкарской автономной области произошло 16 января 1922 г. Рассматривается формирование единой автономии Кабардино-Балкарии на фоне борьбы представителей кабардинской и балкарской политических элит за право на выход из состава Горской АССР и последующее объединение.

Ключевые слова: Горская АССР, Кабардинский округ, Балкарский округ, национально-государственное строительство, Кабардино-Балкарская автономная область.

The factors that contributed to the secession of the Kabardin and Balkar districts from the Gorsk ASSR and the formation of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region on January 16, 1922 are considered. Attention is drawn to the fact that during this period in the history of Kabardino-Balkaria important administrative-territorial transformations took place and the foundations of state building, the result of which was the gradual exit first of Kabarda on September 1, 1921, and then of Balkaria on January 9, 1922from the Mountain ASSR and the formation of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region on January 16, 1922. The article considers the formation of a unified autonomy of Kabardino-Balkaria against the background of the struggle of representatives of the Kabardian and Balkarian political elites for the right to secede from the Gorsk ASSR and subsequent unification.

Keywords: Gorsk Autonomous Soviet Socialist Republic, Kabardin District, Balkar District, nation-state building, Kabardino-Balkarian Autonomous Region.

В октябре 1920 г. на краевом совещании, в котором приняли непосредственное участие коммунистические организации Дона и Кавказа, была предложена идея создания Горской АССР. Чуть позже, 17 ноября 1920 г. съезд народов Терской области провозгласил ее образование, а официальной датой считается 20 января 1921 г.,

когда ВЦИК РСФСР принял соответствующий декрет [1, с. 73-74]. Механизмы выстраивания административной системы ГАССР были провозглашены И. В. Сталиным 17 ноября 1920 г. [2, с. 166-167]. В своем выступлении он отмечал, что у каждого из народов, входящих в состав создаваемой Горской республики, должен

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

быть свой национальный Совет, который управлял бы делами своего народа в соответствии с особенностями его быта и хозяйства [2].

26 ноября 1920 г. в Нальчик прибывает С.М. Киров, который должен был обсудить вопросы вхождения Кабардинского и Балкарского округов в состав ГАССР [3, с. 314]. На состоявшемся съезде представителей Нальчикского округа С. М. Киров выступил с докладом, посвященным организационным моментам вхождения Кабардинского и Балкарского округов в состав ГАССР. На этом съезде помимо организационных моментов было принято постановление о создании Нальчикского окружного исполнительного комитета, состоявшего из 25 человек, и избраны делегаты VIII Всероссийского съезда Советов - Б. Э. Калмыков и М. А. Энеев [3].

К провозглашению ГАССР руководители Кабардинского и Балкарского округов отнеслись по-разному. Руководство Балкарии поддержало это решение, так как М. А. Энеев 18 ноября 1920 г. был избран балкарскими фракциями в качестве делегата и члена комиссии для разработки конституции будущей Горской республики [3, с. 313]. Представители же кабардинской политической элиты неоднозначно отнеслись к факту образования ГАССР. Опасаясь, что вхождение Кабардинского округа в состав ГАССР приведет к потере части своих территорий в пользу других национальных образований, входивших в состав ГАССР, они в лице председателя исполнительного комитета Кабардинского округа Б. Э. Калмыкова выступили против вхождения Кабардинского округа в состав Горской республики. Однако вскоре вынуждены были кардинально изменить свои позиции. Как считает профессор А. Г. Кажаров, определяющую роль в том сыграл земельный вопрос, адекватное решение которого было одним из основных условий вхождения Кабардинского округа в состав ГАССР [3].

В результате официальным постановлением от 20 января 1921 г. была образована ГАССР [4, с. 32]. В декрете об образовании ГАССР указывалось, что в состав Горреспублики включаются территории, которые занимали в ту пору жители Чечни, Осетии, Ингушетии, Кабарды, Балкарии и Карачая, и земли, населенные казаками [2, с. 168], а также определялись механизмы административно-территориального устройства и формирования системы органов власти в ГАССР [3, с. 324].

В административно-территориальном отношении ГАССР состояла из шести округов: Ка-

бардинского, Балкарского, Чеченского, Ингушского, Осетинского и Карачаевского. Административными центрами, согласно декрету, были назначены города Владикавказ и Грозный, которые подчинялись непосредственно ЦИКу и СНК ГАССР [5, с. 72]. Органами государственной власти в ГАССР стали окружные съезды Советов рабочих, горских, красноармейских и казачьих депутатов, которые избирались в соответствии с Конституцией 1918 г. Избирательным правом обладали только трудящиеся [5]. Окружные исполкомы были ответственны перед окружным съездом Советов, а также были подотчетны ЦИКу и Совнаркому ГАССР. В ведении окружных исполкомов находились проблемы, связанные с экономическим и культурным развитием в ГАССР [5]. Исполнительный комитет состоял из 10 комиссариатов: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов, совета народного хозяйства с отделами путей сообщения, почты и телеграфа; рабоче-крестьянской инспекции и труда [2, с. 169]. Комиссариаты просвещения, здравоохранения, юстиции, внутренних дел, земледелия несли ответственность только перед ЦИКом РСФСР [3, с. 323].

Иностранные дела и внешняя торговля, как и прежде, были подведомственны центральным органам РСФСР [2, с. 169]. Военными делами занимался Горский краевой комиссариат, подчинявшийся Северо-Кавказскому комиссариату [2]. Как видим, все жизненно важные вопросы по-прежнему целиком вели центральные органы РСФСР.

Что касается основных причин образования ГАССР, то, по мнению Е. Ф. Кринко, такое решение было продиктовано стремлением советского руководства обеспечить политическую лояльность северокавказских народов, вовлечь их в общее советское русло, а также избежать межнациональных конфликтов между горскими народами и казаками [6, с. 100]. Советскому руководству удалось реализовать все свои планы и добиться нейтралитета со стороны северокавказских народов по отношению к себе еще до образования ГАССР. Полагаем, что решающую роль в этом сыграл выдвинутый большевиками лозунг о всеобщей «свободе слова и вероисповедания», оказавший определяющее воздействие на все народы Северного Кавказа.

В годы Гражданской войны пропаганда большевиков содержала тезис «о совместимости

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

и взаимной дополняемости шариата и коммунизма» [7, с. 163]. Этот тезис привлек к ним многих «шариатистов» Северного Кавказа. В Кабарде шариатское движение возглавлял Н.А. Катханов.

После вхождения Кабарды в состав ГАССР, в округе стали происходить важные административно-территориальные преобразования. Они начались с разделения с. Ашабово (ныне с. Малка) на два самостоятельных селения: Верхне-Ашабовское и Нижне-Ашабовское. Такое решение было принято на заседании Нальчикского окрисполкома 5 марта 1921 г. [8, л. 71]. Забегая вперед, стоит отметить, что административно-территориальные преобразования в указанный период не были проведены в Балкарском округе. Через несколько месяцев, а именно 1 августа 1921 г., вышел приказ Ревкома «об административно-территориальном делении Кабардинского округа» на районы. Согласно этому приказу, Кабардинский округ был поделен на Баксанский, Нальчикский, Урванский и Мало-Кабардинский округа [9, л. 2] и назначены председатели окррев-комов Х. Пачев, М. Казиев, Л. Бозиев и Х. Т. Ка-рашаев соответственно [9]. В обязанности окррев-комов входило назначение сельских ревкомов в составе председателя, одного заместителя, трех членов ревкома, с секретарем в том числе [9]. Также в сельских ревкомах должность председателя и его заместителя занимали председатели бывшего исполкома и его заместители [9]. Все должностные лица и сельская милиция на местах оставались в прежнем составе.

Практически на все руководящие должности назначались представители местного населения, зарекомендовавшие себя активными борцами за советскую власть, ведь советское руководство всегда опиралось на местные кадры, и это было одной из форм проведения советской национальной политики на местах.

Этот период знаменателен не только административно-территориальными изменениями, но также важнейшими событиями, связанными с земельным вопросом, которые в итоге привели к конфликтам между национальными округами, входившими в состав ГАССР. Для решения земельного вопроса на Северном Кавказе (в частности, для отторжения от Кабардинского округа части его территории для передачи ее малоземельным народам Горреспублики) была создана и направлена во Владикавказ комиссия во главе с В. И. Невским [3]. В этот период комиссия не обращала специального внимания на проблему,

связанную с границами Кабардинского округа, так как в тот момент руководство Кабардинского округа, рассчитывая на справедливое разрешение земельного вопроса, не поднимало вопроса о выходе Кабарды из ГАССР [10, с. 43].

Казачье и горское население Ингушского и Чеченского округов должно было выдвинуть по два представителя с последующим включением их в состав комиссии [10]. С. М. Киров, приехавший в тот момент во Владикавказ, посчитал целесообразным включить в ее состав и представителей народов Кабардинского и Осетинского округов, обосновывая свою точку зрения тем, что решение земельного вопроса так же важно для кабардинцев и осетин, как для чеченцев и ингушей [10]. Однако члены комиссии от Осетинского, Чеченского и Ингушского округов были против включения в состав комиссии представителей от Кабардинского округа, считая, что в решении земельного вопроса они находятся в равных условиях, и что кабардинцы в свою очередь, так же как они, должны поступиться землей [10]. Комиссия, работая с 28 февраля по 8 марта 1921 г. провела четыре заседания, окончившихся безрезультатно, так как не смогла выработать общую позицию, которая устроила бы все народы [10, с. 43-44]. В последний день работы исполнительному комитету Владикавказского (Осетинского) округа был предоставлен проект переустройства границ [10]. Он состоял в том, чтобы удовлетворить землей крестьян-беженцев за счет выселения казачьих станиц ГАССР и переселения всех малокабардинских сел за Терек [10]. Содержание этого проекта окончательно убедило руководство Кабардинского округа в том, что за счет их земель хотят решить земельный голод соседних регионов, входящих в состав Горреспублики, и оно не могло с этим смириться. Также до определенной степени были накалены отношения с Карачаевским округом. Весь этот комплекс причин заставил руководство Кабардинского округа призадуматься по поводу дальнейшего пребывания в составе ГАССР. Вследствие того, что такая земельная политика ущемляла территориальную целостность Кабарды, руководство Кабардинского округа было вынуждено поставить вопрос о своем выходе из состава ГАССР.

Впервые это произошло на совместном заседании Кабардинского окрисполкома и парткома 21 мая 1921 г. Руководители Кабардинского округа заявили о выходе из ГАССР с тем, чтобы образовать самостоятельную автономную еди-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

ницу, непосредственно связанную с РСФСР. Необходимо отметить, что многие руководители были изначально против вхождения Кабардинского округа в состав коллективной автономии. Б. Э. Калмыков неоднократно выражал свое отношение по этому поводу. С 10 по 13 июня 1921 г. состоялся IV съезд Советов Кабардинского округа, где обсуждалась сложившаяся ситуация [11, с. 26-27]. Когда члены Совнаркома ГАССР узнали, что Кабардинский округ хочет выделиться из его состава, то стали всячески препятствовать тому. Для оказания давления на руководителей Кабардинского округа Совет народных комиссаров ГАССР перестал направлять финансовые средства, выделяемые ему из центра [1, а 74 - 75]. Несмотря на экономическое давление, руководство Кабардинского округа было непреклонным в своем решении. И IV съезд Советов Кабардинского округа обратился с прошением к высшим органам власти РСФСР и ГАССР выделить народ Кабарды и находящихся среди них инородцев в Автономную Кабардинскую область [2, а 171].

Следует обратить внимание на выступление на этом съезде Б. Э. Калмыкова. Он озвучил мысль, что предложение о выходе Кабардинского округа из ГАССР в самом начале исходило от трудящихся [5, а 71]. Вызывает большое сомнение, что трудящиеся непосредственно ставили вопрос о выходе Кабардинского округа из состава Горреспублики, потому что большинство населения в ту пору было неграмотным и вряд ли они знали о самом факте нахождения Кабардинского округа в составе ГАССР. Скорее всего такие пожелания исходили от представителей кабардинских политических элит. Наверное, Б. Э. Калмыков еще раз хотел подчеркнуть всю важность этого вопроса.

16 июня 1921 г. Президиум Горского областного партийного комитета своим постановлением дал ход решению съезда Советов Кабардинского округа, а также счел обязательным присутствие в ходе заседания пленума всех лиц, входивших в него, делегатов от Кабарды и тех округов, которых ближе всего касается выделение Кабардинского округа из ГАССР [2, а 172]. Несмотря на такое решение, руководство ГАССР отказывалось выделять Кабарду из своего состава. Оно не хотело терять богатый земельными ресурсами регион. Тем не менее на Пленуме Кавбюро ЦК РКП (б), который прошел в Тифлисе 3 июля 1921 г., было принято решение не оказывать противодействия Кабардин-

скому округу в этом вопросе [5, а 71]. А присутствующие на пленуме Г. К. Орджоникидзе и С. М. Киров фактически одобрили выделение Кабардинского округа из состава ГАССР. Это было весомым аргументом. 30 июля 1921 г. окрисполком Кабардинского округа был упразднен, и вместо него был создан ревком Кабардинской автономной области [2, с. 172173]. Сообщение о том поступило в Кавказский Центральный комитет РКИ [12, л. 191]. В документе говорилось, что исполком Кабардинского округа с 30 июля 1921 г. передал все свои полномочия ревкому Кабардинской автономной области [12]. В связи с выделением Кабардинского округа из ГАССР в рамках автономной области и образования облревкома, который имеет непосредственное отношение с центром, не допускалось выполнять никаких распоряжений, исходящих от руководства ГАССР, кроме переписок общего характера [12]. Тогда же, в день заседания ревкома, был избран президиум областного ревкома в составе председателя (Б. Э. Калмыков) и шести членов (Д. Котов, Ф. Фаддеев, А. Кокожев, М. Ткаченко, Б. Павлович и Д. Прохоров) [2, с. 173]. Все отделы бывшего Кабардинского окрисполкома были переименованы в областные отделы ревкома [2].

10 августа 1921 г. состоялось заседание Большого Совнаркома ГАССР, на котором присутствовали С. Такоева, А. Гацолаев, И. Датиев, Квенский, Саламов, Мальсагов, В. Кесаев, Дух-винский, Артемюк, Калибердин, Макаров, В.И. Ленин, Бенедиктов, Фукин, К. Бутаев, Ио-нисиани, Т. Э. Эльдарханов, а также кабардинская делегация во главе с Б. Калмыковым. На этом заседании в соответствии с протоколом № 23 обсуждался вопрос «О выделении Кабардинской автономной области имущества и финансов» (из ГАССР) [13, л. 197]. На основании заявления председателя Совнаркома ГАССР Т. Э. Эльдарханова, а также представителей Кабардинского округа и ряда руководителей Наркомов по этому вопросу Совнарком ГАССР постановил:

«а) предложить Народным комиссарам Гор-республики выделить Кабардинской автономной области причитающееся ей как бывшему округу имущество, полученное на Горреспубли-ку из Центра до 1-го августа 1921 г.;

б) финансировать Кабардинскую область впредь до получения ими непосредственно денежных знаков из Центра, но не открывать кредита;

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

в) часть выполнения продналога возложить на Кабардинскую область, сообщив об этом в Центр» [13].

Получается, что Кабардинский округ полностью подготовился к выделению из состава ГАССР в качестве автономной области. Присутствовавший на этом заседании В. И. Ленин подчеркнул важность поднятого на нем вопроса для руководства советского государства.

1 сентября 1921 г. ВЦИК РСФСР постановил, что Кабардинский округ будет выделен из состава ГАССР на правах автономии, напрямую связанной с РСФСР. На основании этого постановления произошло определение административно-территориальной структуры Кабардинской автономной области (далее - КАО). В составе КАО оказались округа Баксана, Нальчика, Урвани и Малой Кабарды [2, с. 173-174]. Административно-территориальная граница КАО совпадала с административной границей, установленной в 1917 г. [5, с. 72]. Также при наркомнаце РСФСР имело место образование Национального представительства Кабардинской автономной области. Учредительный съезд Советов КАО в конце ноября 1921 г. послужил завершением ее организационного образования. На съезде был избран исполнительный комитет КАО, в состав которого вошли Б. Э. Калмыков, Х. Т. Карашаев, Ф. И. Фаддеев, Н. А. Катханов, А. Х. Кокожев, Д. П. Шекихачев, М. И. Ткачен-ко, Л. Т. Бозиев, И. Н. Боровицкий, З. Б. Мидов, Х. Ж. Кошоков, А. П. Крутов, М. Сокуров, К. Максидов, М. Хаджиев, Х. Пачев и др. [3, с. 375-376]. Их выбор был не случайным, все они являлись видными общественными и политическими деятелями в регионе и принимали активное участие в революционных событиях и Гражданской войне. В состав Президиума облисполкома были избраны Б. Э. Калмыков (председатель), Ф. И. Фаддеев, Н. А. Катханов, И.Н. Боровицкий, З. Б. Мидов, Б. И. Павлович, А. Х. Кокожев, М. И. Ткаченко и Манжуло [3]. Итогом всему этому явилось то, что КАО стала частью субъектов РСФСР.

Решающую роль в этом вопросе сыграл Б.Э. Калмыков. Как уже было отмечено, он всегда выступал против нахождения Кабардинского округа в составе ГАССР и несколько раз ставил вопрос о выходе оттуда. На I Учредительном съезде Советов КАО Б. Э. Калмыков произнес торжественную речь в адрес Советского правительства, в которой говорилось, что после завершения Гражданской войны, согласно кон-

ституции, выработанной рабоче-крестьянской властью и коммунистами, все национальности получили право на самоопределение. Перед трудящимися кабардинцами был поставлен вопрос об автономии, о самоопределении, и их голос был услышан, а их желание удовлетворено. Это означало, что трудящиеся Кабарды получили право строить свою жизнь, как пожелают [14, л. 1-1 об.].

КАО в качестве автономной единицы просуществовала недолго. В ноябре 1921 г. началось обсуждение вопроса об объединении Ка-барды и Балкарии в единую область. Что касается выхода Балкарского округа из состава ГАССР, то об этом руководство Балкарского округа заговорило на заседании Кабардинского парткома 2 июня 1921 г. Свидетельством этому является заявление М. А. Энеева, занимавшего должность председателя окрисполкома Балка-рии, сделанное им в ходе обсуждения вопроса, касавшегося выхода Кабарды из ГАССР. Им было заявлено, что выделение Кабарды и Балка-рии из состава ГАССР и вхождение их в состав РСФСР окажет положительное влияние на их дальнейшее культурное и экономическое развитие [15, л. 1]. Также он отметил, что Балкария связана во всех отношениях с Кабардой, и вследствие этого она обязана согласиться с тем решением, которое будет принято на съезде Советов Кабардинского округа [15].

Получалось так, что Балкария была готова в дальнейшем объединиться с Кабардой в рамках одной автономной области. После выхода Ка-барды из состава ГАССР оставаться Балкарии в ее составе не было уже смысла. Экономически и территориально Балкария была более связана с Кабардой нежели с другими народами, входившими в состав ГАССР. В географическом плане Балкарский округ был отделен от других национальных округов, входивших в состав ГАССР, горными хребтами. К тому же кабардинцы и балкарцы всегда поддерживали экономические и этнотерриториальные связи между собой.

7 декабря 1921 г. на заседании Президиума исполкома КАО выступил представитель ВЦИК РСФСР В. С. Муромцев. Он изложил свой доклад, посвященный вопросу выхода Балкарского округа из состава ГАССР и последующему объединению Кабарды и Балкарии в рамках единой автономной области. Объединение Кабарды и Балкарии было признано возможным [2, с. 175]. Условия объединения должны были быть разработаны Кабардинским

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

областным и Балкарским окружным съездами Советов [2]. На этом заседании было вынесено на обсуждение два альтернативных варианта. Согласно первому варианту, в рамках РСФСР должна была быть создана самостоятельная автономная область. В соответствии же со вторым вариантом Кабарда и Балкария должны были соединиться в единую Кабардино-Балкарскую автономную область. Коллегия народного комиссариата по делам национальностей от 9 декабря 1921 г. получила доклад Балкарского окружного исполкома. Представители балкарской политической элиты выступили за первый вариант, аргументируя свою позицию тем, что, по их мнению, объединение Кабарды и Балкарии на данном этапе выглядело бы нецелесообразно, поскольку между этими народами сохранялось национальное недоверие и напряженность [3, с. 386-387].

На IX Всероссийском съезде Советов, проходившем в Москве в канун нового 1922 г., приняли участие представители Кабарды и Бал-карии. Выделение Балкарского округа из ГАССР обсуждалось на съезде и состояло в списке ключевых вопросов. 29 декабря 1921 г. «Горская Правда» (№ 188) сообщила о решении исполкома КАО объединить Кабарду и Балка-рию в единую автономию [1, с. 95]. Вопрос о выделении Балкарского округа из ГАССР был окончательно решен 6 января 1922 г. 9 января 1 922 г. Народный комиссариат, занимавшийся делами национальностей РСФСР, принял на заседании решение образовать Балкарскую автономную область (далее - БАО), и сделать До-линск ее административным центром. Также было принято решение об образовании вместе с КАО единой автономной области, непосредственно связанной с РСФСР [2, а 175-176]. Надо отметить, что этим событиям предшествовала докладная записка, которую направил в Москву член ВЦИК РСФСР В. С. Муромцев. В ней он согласился с решением выделить Балка-рию из ГАССР, но отверг мнение о том, что Балкария не может объединиться с Кабардой. В. С. Муромцев утверждал, что, хотя политическая и экономическая зависимость Балкарии от Кабарды была уничтожена революцией 1917 г., их тесная экономическая связь сохраняется [5, с. 73-74]. Препятствий, мешающих объединению этих двух народов, он не видел. Аргументы В. С. Муромцева сыграли решающую роль в вопросе объединения Кабарды и Балкарии в единую национальную автономию.

Постановление ВЦИК РСФСР «Об образовании объединенной Кабардино-Балкарской автономной области» от 16 января 1922 г. установило, что необходимым является образование объединенной Кабардино-Балкарской области, непосредственно связанной с РСФСР, для чего необходимо выделить из состава ГАССР территорию, которую в данный период занимают кабардинцы, и объединить Балкарию с Кабардой [16, л. 185]. То есть постановлением ВЦИК РСФСР была образована Кабардино-Балкарская автономная область (далее - КБАО).

В соответствии с этим постановлением в рамках КБАО была определена территория КАО, которая указана в декрете ВЦИК РСФСР от 1 сентября 1921 г. в составе округов Баксана, Нальчика, Урвани, Малой Кабарды, а также территория БАО в составе районов (округов) Верхнего Баксана, Верхнего Чегема, Хулама, Безенги и Нальчика [16].

Устанавливалось, что съезды Советов Кабар-ды и Балкарии должны были избираться на общих основаниях. Каждый в отдельности формировал собственные исполкомы, которые должны были составляться на паритетных началах из своих представителей. Общий объединенный Кабардино-Балкарский областной исполком получал права губернского исполкома [16].

Нальчик был выбран местом пребывания Кабардинского и Балкарского исполкомов. Для руководства советскими органами как объединенных Кабарды и Балкарии, так и нацобъеди-нений, было решено следующее: во главе Ка-барды и Балкарии должны стоять собственные национальные исполкомы, избираемые на общих основаниях. Во главе объединенной КБАО был создан общий областной исполком, сформированный из представителей вышеозначенных исполкомов на равных началах [2, с. 175176]. Было предусмотрено создание Большого Президиума из 7 человек: 2 русских, 2 кабардинцев, 2 балкарцев и одного секретаря обкома РКП (б) [17, с. 73]. Также предполагалось создание Малого Президиума, состоявшего из 5 человек (1 председателя, 2 заместителей, 1 из заместителей предисполкома Балкарии, 1 секретаря обкома РКП (б). Согласно постановлению ВЦИК РСФСР от 16 января 1922 г. пленум облисполкома должен был собираться как минимум один раз в 2 месяца, Большой Президиум - не менее одного раза в неделю [17].

Передача аппаратов управления территории Балкарии, отошедшей от Горреспублики, долж-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

на была быть произведена не позже 1 марта 1922 г. [16, л. 185]. Стоит отметить, что фактическое слияние аппаратов управления Кабарды и Балкарии произошло только 17 августа 1922 г., когда состоялось объединенное заседание Кабардинского обкома и Балкарского оргбюро, на котором было утверждено «Положение по объединению Кабарды и Балкарии» [18, л. 48].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что важнейшим этапом в процессе самоопределения Кабарды и Балкарии и в последующем их объединении является выход этих народов из состава ГАССР. Позиция руководства Кабардинского и Балкарского округов по вопросу вхождения их в состав ГАССР была разной. Если балкарское руководство воспринимало этот факт положительно, то кабардинское - негативно. Причина заключалась в опасениях потери части своих территорий в пользу других народов. Однако в скором времени Кабардинский округ вошел в состав ГАССР. Руководство Кабарды заверили в справедливом решении земельного вопроса. В период нахождения Кабардинского округа в составе ГАССР произошли важные административно-территориальные преобразования, направленные на усовершенствование системы управления в округе. Более трети территории Кабарды были урезаны в пользу соседних народов. Постоянно возникали конфликтные ситуации между субъектами, входящими в ГАССР. После выхода Кабардинского округа из состава ГАССР Балкарский округ фактически не мог оставаться в составе ГАССР, потому что он еще больше, чем Кабардинский, становился оторванным от нее. Все это привело к выходу сначала Кабардинского, а затем и Балкарского округов из состава ГАССР и образованию КБАО.

Литература

1. Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность : сб. док. / гл. ред. А. Х. Каров. Нальчик : Эльфа, 2000. 729 с.

2. Абазов А.Х., Дышеков М.В. Хрестоматия по истории государства и права Кабардино-Балкарской Республики (последняя треть XVIII - начало XXI в.) : учеб. пособие. Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2015. 268 с.

3. Кажаров А.Г. Становление национальной автономии Кабардино-Балкарии: предпосылки, альтер-

нативы, истоки (1917-1920-е гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. Ставрополь, 2019. 593 с.

4. Даудов А.Х. Государственное устройство Горской АССР // Вестн. Санкт-Петербургского гос. унта. Сер. 2. 2012. Вып. 1. С. 31-41.

5. Кажаров А.Г. Становление советской автономии в Кабардино-Балкарии // Концепт. 2014. Т. 13. С. 71-75. URL: http://e-koncept.ru/2014/64098.htm (дата обращения: 03.02.2019).

6. Кринко Е.Ф. Горская АССР и ее руководящий состав: из опыта нациестроительства на Северном Кавказе в начале 1920-х годов // Вестн. Оренбургского гос. пед. ун-та. 2014. № 2 (10). С. 100-105.

7. Мамсиров Х. Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы ХХ века (на материалах Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии). Нальчик : Эльбрус, 2004. 328 с.

8. Управление Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики (УЦГА КБР). Ф.Р-201. Оп. 1. Д. 20.

9. УЦГА КБР. Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 11.

10. Кармов А. Х. Выделение Кабарды из Горской АССР и образование Кабардинской автономной области // Ист. вестн. Ин-та гум. исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. 2008. Вып. VII. С. 42-58.

11. Тетуев А. И. Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в период системной трансформации Российского общества: особенности и основные тенденции. Нальчик : Принт-Центр, 2018. 239 с.

12. УЦГА КБР. Ф. Р-15. Оп. 1. Д. 43.

13. УЦГА КБР. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 43.

14. УЦГА КБР. Ф. Р-64. Оп. 1. Д. 4.

15. УЦГА КБР. Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 7.

16. Управление Центра документации новейшей истории Кабардино-Балкарской республики (УЦДНИ КБР). Ф. 1. Оп. 1. Д. 6.

17. Кармов А. Х. Выход Балкарии из Горской АССР и создание Кабардино-Балкарской автономной области // Ист. вестн. Ин-та гум. исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН. 2008. Вып. VII. С. 59-76.

18. УЦДНИ КБР. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 9.

References

1. Administrative and territorial transformations in Kabardino-Balkaria. History and modernity. (2000). Col. doc. A.Kh. Karov (Ed.). Nalchik, El-fa Publ., 729 p. (in Russian).

2. Abazov A.Kh., Dyshekov M.V. (2015). Chres-tomathy on the history of the state and law of the Kabardino-Balkarian Republic (the last third of the 18th-beginning of the 21st century). Textbook. Nalchik, Ka-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2020. No. 4

bardino-Balkarian State University Press, 268 p. (in Russian).

3. Kazharov A. G. (2019). Formation of the national autonomy of Kabardino-Balkaria: preconditions, alternatives, origins (1917-1920s). Dissertaion Thesis. Stavropol, 593 p. (in Russian).

4. Daudov A. Kh. (2012). State structure of the Mountain ASSR. Vestn. Sankt-Peterburgskogo gos. unta. Series 2, iss. 1, pp. 31-41. (in Russian).

5. Kazharov A.G. (2014). Formation of Soviet autonomy in Kabardino-Balkaria. Kontsept, vol. 13, pp. 7175. Available at: http://e-koncept.ru/2014/64098.htm (accessed February 3, 2019). (in Russian).

6. Krinko E. F. (2014). Gorsk ASSR and its leadership: from the experience of nation-building in the North Caucasus in the early 1920s. Vestn. Orenburgskogo gos. ped. un-ta, No. 2 (10), pp. 100-105. (in Russian).

7. Mamsirov Kh. B. (2004). Modernization of the cultures of the peoples of the North Caucasus in the 20s of the twentieth century (Based on materials from Ady-gea, Kabardino-Balkaria, Karachay-Cherkessia). Nalchik, Elbrus Publ., 328 p. (in Russian).

8. Administration of the Central State Archives of the Kabardino-Balkarian Republic (ACSA KBR). Fund R-201. In. 1. File 20. (in Russian).

Поступила в редакцию / Received

9. ACSA KBR. Fund R-3. In. 1. File 11. (in Russian).

10. Karmov A.Kh. (2008). Separation of Kabarda from the Mountain ASSR and the formation of the Ka-bardian Autonomous Region. Ist. vestn. In-ta gum. issle-dovanii Pravitel'stva KBR i KBNTs RAN, iss. VII, pp. 4258. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Tetuev A. I. (2018). Ethnopolitical processes in Kabardino-Balkaria in the period of systemic transformation of Russian society: features and main trends. Nalchik, Print-Tsenter Publ., 239 p. (in Russian).

12. ACSA KBR. Fund P-15. In. 1. File 43. (in Russian).

13. ACSA KBR. Fund P-8. In. 1. File 43. (in Russian).

14. ACSA KBR. Fund R-64. In. 1. File 4. (in Russian).

15. ACSA KBR. Fund R-2. In. 2. File 7. (in Russian).

16. Directorate of the Center for Documentation of the Contemporary History of the Kabardino-Balkarian Republic (DCDCH KBR). Fund 1. In. 1. File 6. (in Russian).

17. Karmov A. Kh. (2008). The exit of Balkaria from the Mountain ASSR and the creation of the Kabardino-Balkarian Autonomous Region. Ist. vestn. In-ta gum. issledovanii Pravitel'stva KBR i KBNTs RAN, iss. VII, pp. 59-76. (in Russian).

18. DCDCH KBR. Fund R-1. In. 1. File 9. (in Russian).

26 октября 2020 г. / October 26, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.