Научная статья на тему 'Городской семинар "Сибирь и сибирский менталитет"'

Городской семинар "Сибирь и сибирский менталитет" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донгак Венера Седипооловна

25 апреля 2002 г. на факультете социологии СПбГУ прошел городской семинар «Сибирь и сибирский менталитет». Организаторами семинара выступили факультет социологии СПбГУ, Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, Российский гуманитарный фонд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The St. Petersburg Seminar "Siberia and Siberian Mentality"

Presented are contributions made by participants of the seminar held 25 April 2002 at the Faculty of Sociology of St. Petersburg State University.

Текст научной работы на тему «Городской семинар "Сибирь и сибирский менталитет"»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР «СИБИРЬ И СИБИРСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ»

25 апреля 2002 г. на факультете социологии СПбГУ прошел городской семинар «Сибирь и сибирский менталитет». Организаторами семинара выступили факультет социологии СПбГУ, Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, Российский гуманитарный фонд (грант № 01-03-00395-а).

Первоначально семинар задумывался как общегородской, но надо заметить, что заявленная организаторами семинара тематика вызвала значительный интерес не только у петербургских социологов, этнографов, антропологов. Были присланы доклады из других регионов России: Иркутска, Омска, Улан-Удэ, Перми, Уфы, Читы. Активное участие в работе семинара приняли преподаватели, аспиранты и студенты факультета социологии и исторического факультета СПбГУ, научные сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российского этнографического музея.

Семинар открыл докладом «Сибирство как форма территориальной идентичности» заведующий кафедрой истории и теории социологии факультета социологии СПбГУ проф. А.О. Бороноев. Он подчеркнул актуальность изучения территориально-географических общностей как особых форм территориальных образований и их идентичности и менталитета. Пока же в нашей литературе исследуется субъективность поселенческих общностей и общностей, связанных с административно-территориальными образованиями.

К территориально-географическим общностям относится общность населения Сибири, этой огромной территории (10 млн. кв. м.). Она начала формироваться в XVII веке, когда шла «народная колонизация» Сибири (А. Щапов). Элементы «сибирства» стали формироваться на основе понятия «старожильцы», т.е. первые русские, уже родившиеся в Сибири, и их сближения с аборигенами. Как утверждают исследователи Сибири (А. Щапов, Н. Ядринцев, Г. Потанин), к XVIII в. сформировались элементы регионально-территориальной общности — «сибирство» и появляется дихотомия «сибиряки — несибиряки», «Сибирь — Россия». Становлению сибирской идентичности способствовали многие факторы: оторванность от центра, климат, свобода жизнедеятельности на огромных пространствах и сложившаяся толерантность между аборигенами и старожильцами, что вело к активной метизации населения.

Наиболее активно сибирская идентичность проявилась в конце XIX в., когда эта территория стала местом массовой колонизации (реформы 60-70 гг. XIX в., строительство Сибирской железной дороги) и ссылки (революционное движение в России). В развитии сибирской идентичности сыграли свою роль и «сибирские областники», которые в своих работах подчеркивали уникальность территории, ее населения, обосновывая областнические идеи развития для Сибири в рамках Российской империи. В конце XIX и в начале XX вв. наблюдалось разделение населения на «сибиряков» и «несибиряков» и существовало отчуждение между ними.

Городской семинар «Сибирь и сибирский менталитет»

«Сибирство» возродилось во время Великой отечественной войны, а с 1990 года наблюдается новый этап его возрождения. Причинами этого являются развал СССР, разрушение старых форм идентичности (советский народ, советский патриотизм и т.д.), миграция из Сибири и наплыв новых мигрантов (Кавказ, Средняя Азия, Китай). По данным Н.В. Сверкуновой, сегодня почти 90% жителей Сибири считают себя сибиряками.

В заключение А.О. Бороноев остановился на актуальности изучения явления «сибирства». Он считает, что оно объединяет население, определяет особый настрой, культуру поведения и развивает генетическую память. Кроме того, территориальная идентичность составляет основу жизненного планирования, особенно в условиях транзитивного общества, разрушая психологию «территориальной маргинальности», хотя отвергать горизонтальную мобильность населения нельзя. Изучение специфики идентичности и менталитета сибирского населения важно для противостояния ресурсному подходу к Сибири, когда не учитывается человеческий и культурный фактор региона, ведь за счет Сибири существует сегодня почти вся Россия (80% ресурсов). Обращение к идентичности и ментальности сибиряков есть путь к разрушению бестелесного, бездуховного экономического подхода (Ле Гофф) к этой огромной территории.

Обсуждение реалий Сибири не ограничилось проблемами Сибири и сибирского менталитета. Семинар охватил общетеоретические проблемы идентичности, проблемы взаимодействия народов, проживающих в Сибири и на Дальнем Востоке, и этнокультурные традиции сибирских народов и народов Севера и Дальнего Востока.

Дискуссия в основном затронула следующие проблемные блоки:

- проблемы идентичности (территориальной, региональной, национальной, индивидуальной);

- Сибирь и сибирский менталитет, проблемы взаимодействия народов Сибири;

- этническая идентичность и этническая картина мира народов Севера и Дальнего Востока.

Первой проблематике был посвящен целый ряд докладов. Профессор кафедры социальной

антропологии и этнической социологии факультета социологии А.И. Куропятник выступил с докладом «Идентичность в системе национальной идеологии», где подчеркнул, что сибирская идентичность занимает весьма заметное положение в системе национальной идеологии. Он выделил следующие отличительные черты сибирской идентичности: генерализующий статус по отношению к другим типам идентичности; своеобразный универ-салистский характер, поглощающий и дезавуирующий другие формы идентичности в определенном политическом и социальном контексте; наличие особой идентичности на идеологическом уровне и на уровне обыденного сознания, которое рассматривается как интегрированная социальная целостность. Сибирская идентичность, как и любая другая форма идентичности, имеет оценочный характер. Сибирячество и самими жителями Сибири, и жителями европейской части России рассматривается как нечто особенное: сибиряки — люди крепкие, выносливые, прагматичные, часто суровые, честные, на них можно положиться в трудных ситуациях. Наконец, они обладают завидным здоровьем, свидетельством чему является вербальное клише, пожелание сибирского здоровья и долголетия. Сибирячество имеет надэтнический характер и тем самым предполагает определение его как детерминированного территориальностью. Сибирячество в среде сибиряков не имеет особой значимости (в среде локальной группы, в повседневности), но приобретает значение в ситуации дороги, в контакте с чужим, в ситуации постоянного проживания за пределами Сибири. Сибирская идентичность в этом случае — это особый вариант проявления земляческих связей и отношений.

Доцент кафедры истории и теории социологии факультета социологии Н.А. Головин в своем докладе «Проблемы идентичности человека в изменяющемся обществе» отмечает, что в меняющемся обществе проблематика социальной идентичности становится еще сложнее, так как текучи сами критерии идентичности. Вместе с тем, в меняющемся обществе проблемы идентичности можно рассматривать в более широком плане, нежели отождествление человека с определенной социальной группой. В настоящее время, согласно некоторым иссле-

Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Том V. № 4

дованиям, общегражданская идентичность соотносится с этнической идентичностью как 48,3% : 38,4%. Ослабление общегосударственной и общегражданской идентичности влечет за собой ее замещение идентификацией низших уровней: с городом, территорией, семьей, родственниками, друзьями — с ближайшим кругом общения. В этой связи следует отметить возрастание роли регионального аспекта политической идентификации.

В докладе доцента кафедры социальной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ М.С. Куропятник «Коренные народы и феномен транснационализации» рассматривались современные наднациональные стратегии коренных народов и меньшинств, дисперсно расселенных на обширных территориях или входящих в состав различных государств, которые преследуют в качестве одной из важнейших целей политическую и правовую перекодификацию своего статуса в обществе. Автор доклада рассмотрела этот феномен на примере саамов, дисперсно проживающих на обширных территориях, входящих в состав различных государств.

Другая группа докладов касалась непосредственно Сибири и сибирского менталитета, проблем взаимодействия народов, проживающих в Сибири. Доклад аспиранта кафедры социальной антропологии и этнической социологии факультета социологии B.C. Донгак «Отношение тувинцев к сибирской идентичности» был подготовлен по результатам анкетного опроса, проведенного в апреле-мае 2001 г, в Туве среди тувинского населения. Сибиряками чувствуют себя 21 % тувинцев, почти или совсем не чувствуют себя сибиряками 8% и игнорировали эту графу 71% респондентов. Причины малой степени выраженности сибирской идентичности докладчик объясняет следующими факторами: географической труд-нодоступностью Тувы; межэтническими отношениями между русским и тувинским населением Тувы, которые в 1990-е гг. были нестабильными и напряженными; политическим фактором — Тува стала национально-государственным субъектом РФ в середине XX в., не была традиционным объектом формирования населения остальной Сибири и поздно включилась в структуру сибирских народов. Но в ближайшем будущем можно прогнозировать, что региональная сибирская идентичность у тувинцев будет выражаться более высоким процентом. Во-первых, экономика Тувы все более интегрируется с сибирской экономикой (Тува является членом межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»); во-вторых, Тува территориально входит в недавно созданный Сибирский федеральный округ.

В докладе студентки 4 курса факультета социологии Т.Ц. Чойроповой «Социально-культурное взаимодействие этносов на территории Республики Бурятии» анализировалось взаимовлияние русских, бурят и эвенков в религиозной, семейно-бытовой, хозяйственной сферах. Докладчица дала краткий исторический обзор этих тенденций, а также картину современного положения дел. Была рассмотрена возможность применения такого термина, как «сибирский менталитет» по отношению к этим народам. Обычно термин «менталитет», употребляется применительно к нации, этносу: русский менталитет, французский менталитет и т.д. Можно ли применить его как общую характеристику, присущую сочетанию различных этносов на территории Сибири? Т.Ц. Чойропова пришла к выводу, что ввиду того, что представители этих трех народов (бурят, русских, эвенков) на протяжении длительного времени находились в тесной интеграции между собой, проживали на одной территории, перенимали различные практические навыки друг у друга, можно говорить о возникновении определенных общих ценностей, представлений, норм поведения, несмотря на то, что они имеют разное происхождение, являются носителями разных культур.

Значительный интерес вызвала группа докладов, где были освещены этническая идентичность и этническая картина мира коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

С большим интересом присутствующими было выслушано выступление директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Ч.М. Таксами на тему «Идентичность в духовности народов Севера». Малочисленные народы в процессе исторического развития создали своеобразную культуру, приспособленную к суровым при-родно-географическим условиям. Эту культуру можно назвать своеобразной цивилизацией оленеводов, рыбаков, морских зверобоев и охотников. Специфика этой культуры про-

Городской семинар «Сибирь и сибирский менталитет»

является в течение всей жизни этих народов и состоит в том, что они рассматривают окружающую среду как живую и проявляют уважение ко всему живому, ко всему, что их окружает. К сожалению, в XX в. произошло резкое изменение в социальной, экономической и культурной жизни этих народов под влиянием развития промышленности и большого притока населения с совершенно другой культурой, часто проявляющего неуважение к культуре, с которой оно столкнулось. Больше всего страдают от этого столкновения культур коренные малочисленные народы. Так называемая «сибирская», «дальневосточная» духовность теряет многие свои ценности, которые столь необходимы для жизнедеятельности коренных народов. В данной ситуации необходимо беречь культуру коренных народов , что необходимо для сохранения их этнической идентичности, но возможно лишь при условии уважительного отношения к культуре любого этноса, особенно к культуре малочисленных этносов. Сегодня мы осознаем, что в культуре народов Севера много ценного, духовного, необходимого для гармоничного развития именно в тех социально-культурных и природных условиях. У этих людей нет жадности к деньгам, страсти к обогащению, стремления повысить свой социальный, экономический статус любой ценой. Чувство равенства, уважение к человеку, готовность помочь, т.е. внутренняя культура превалирует в их менталитете. Близкую мысль выразила старший научный сотрудник Российского этнографического музея В.В. Горбачева в своем докладе «К вопросу об этнической идентичности коряков».

Доклад студентки 3 курса факультета социологии Я. Панаковой «Дрейф идентичностей в инокультурной среде» посвящен проблеме идентичности в контексте воспроизводства этнокультурной общности в отрыве от этнокультурного ядра. В связи с этим возникает несколько основных вопросов: 1) как и почему происходит выбор той или иной идентичности; 2) в какой мере он соответствует новой среде; 3) каким образом трансформируется образ собственной культуры. Доклад основывается на материале исследования студентов из Чукотского и Корякского национальных округов, обучающихся в настоящее время в Институте Севера в Санкт-Петербурге. С помощью полуструктурированного интервью были выявлены следующие аспекты: авто- и гетеростереотипы, некоторые принципы групповой солидарности, иерархия значимости культурных атрибутов, этнокультурные коды. В связи с поставленной проблемой основное внимание уделяется интерпретации Собственной культуры, переосмыслению аутентичности, артикуляции культурной и этнической идентичностей

В своем докладе «Традиционная модель мира ульчей и проблема ментальности» научный сотрудник Российского этнографического музея Т.Ю. Сем раскрыла особенности традиционной модели мира ульчей по данным фольклора и проанализировала ментальные схемы ее проявления в современных лечебных комплексах, в изображении родовых деревьев жизни на одежде и картинах, а также детских игрушках. В современных представлениях ульчей сохранились основные элементы традиционной модели мира. Они нашли выражение в изобразительном искусстве, народных картинах родового дерева, лечебных шаманских атрибутах и детских игрушках, изображающих животных — хозяев зверей. Эти параллели образов, знаков и символов отражаются в ментальных схемах в этническом восприятии картины мира в целом.

Прочитанные доклады вызвали интерес не только в плане обмена информацией, но и в рамках обсуждения концептуальных подходов к идентичности и ментальности. По мнению участников семинара, необходимо более детальное изучение феномена «сибирства» и сибирского менталитета. Нужно сделать работу семинара постоянной, учитывая актуальные и исторические традиции изучения Сибири и ее проблем в Санкт-Петербурге.

В конце семинара были обсуждены некоторые результаты и перспективы работы над проблемами Сибири и сибирской идентичности. Участники семинара поддержали предложение А.О. Бороноева о создании в Санкт-Петербурге Центра по изучению гуманитарных проблем сибириеведения, о котором уже говорилось на состоявшемся в Ленинграде в 1988 г. всесоюзном совещании «Актуальные гуманитарные проблемы сибириеведения» в целях широкого исследования Сибири.

В.С. Донгак

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.