СУ ОРОДСКОЙ КОСТЮМ В РОССИИ XVIII — НАЧАЛА ХХ ВЕКА:
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК 008(091):391 Л. С. Ильичева
Московский государственный институт культуры
История костюма и моды раскрывает эволюцию художественных стилей, рассматривает эстетические идеалы различных исторических периодов, обычаи и традиции, особенности быта ушедших эпох. Многочисленные тематические выставки, издания каталогов музейных и частных собраний свидетельствуют о значительном интересе к данной теме среди профессионалов и широкой общественности. Научный интерес к истории русского городского костюма XVIII — начала ХХ века появился в XIX веке, но большинство научных публикаций относится ко второй половине ХХ века. В настоящей статье автор рассматривает основные этапы развития научного интереса к изучению русского городского костюма и систематизирует подходы к его исследованию, анализируя отечественную научную литературу середины XIX — начала ХХ1 века. Полученные выводы показывают, как формировались и изменялись научные подходы к исследованию этого феномена культуры в течение длительного периода времени. Ключевые слова: костюм, мода, история костюма, история моды, русский городской костюм, история изучения костюма.
L. S. Ilyicheva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
URBAN COSTUME IN RUSSIA XVIII — EARLY XX CENTURIES: HISTORIOGRAPHICAL ASPECT
Fashion history may show the evolution of artistic styles, aesthetic ideals of the different historical periods, customs and traditions, features of the everyday life of the bygone eras. Numerous exhibitions, publishes catalogs of the museum and private collections indicate the interest in this problem for professional scientist and the general public. The scientific interest in the history of Russian urban costume of the XVIII — early XX centuries appeared in the XIX century but the majority of scientific papers the subject dates back to the second half of the XX century. The author describes the main stages of the development and characteristics of the scientific interest in the study of Russian urban costume and organizes the approaches to its study, can be seen in the Russian historiography mid XIX — early XXI century. The analysis and the systematization of the scientific literature can show how to configure, change and develop the idea of this element of the culture for a long period of time.
Keywords: costume, fashion, costume history, history of fashion , urban Russian costume, history of research of costume.
В системе материальной культуры костюм занимает особое место, являясь одним из ключевых элементов истории повседневности, научное осмысление которой входит в число приоритетных задач истории куль-
туры. А. Я. Флиер подчёркивает, что «именно повседневные факты социальной жизни более чем необычайные события, свидетельствуют об основных тенденциях социальной динамики изучаемого общества, позволяют понять
ИЛЬИЧЕВА ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА — аспирантка кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, научный сотрудник Государственного Исторического музея
ILYICHEVA LIUBOV SERGEEVNA — doctoral student of Department of history, cultural history and museology, Moscow State Institute of Culture, researcher of the State Historical Museum
e-mail: vitacha@list.ru © Ильичева Л. С., 2015
вектор развития этой жизни» [20, с. 17]. Костюм выражает как общие характеристики, свидетельствуя о господствующем идеале красоты и средствах социальной идентификации конкретных социокультурных групп в определённую эпоху, так и частные особенности, включая не только материальные возможности, но и художественный вкус своего владельца.
Изучение костюма в контексте истории, этнографии, культурологии, искусствознания, филологии и других наук говорит о широком спектре возможностей, которые представляет собой костюм как исторический источник, который воспринимается неоднозначно в зависимости от поставленных исследовательских задач. По замечанию Э. Холландер, «попытки рассмотреть эстетику одежды исключительно с точки зрения экономической, или политической истории, или истории технологической, или даже с точки зрения социальных обычаев и традиций, с которыми она находится в столь тесной и повседневной связи, могут оказаться весьма продуктивными, если ставить вопрос о механизмах влияния всех этих контекстов на тот символический язык, на котором говорит одежда» [21, с. 14].
Междисциплинарный характер исследований исторического костюма способствовал возникновению «костюмологии» — сферы научного знания, рассматривающей феномен вестиментарной моды в академическом ключе, используя методологический аппарат разных наук. Как отмечает А. И. Затулий: «костюмология, представляя историю и динамику костюма как одну из существенных форм культуры, должна интегративно сочетать в себе совокупность знаний гуманитарных, социальных, психологических и других наук» [5, с. 2].
Проблемы исследования русского традиционного костюма и костюмов народов России в отечественной историографии прослеживаются гораздо раньше, чем вопросы изучения городского костюма, который начинает интересовать специалистов только в XIX
веке. Понятие «городской костюм» в России связано с костюмом европейского образца, который был введён законодательно указами Петра I и привёл к кардинальным изменениям и в общественной, и в повседневной жизни обитателей русских городов.
Одежда допетровского времени, по сравнению с быстро меняющимся, подверженным колебаниям моды костюмом XVIII века, статична и традиционна, так как само понятие моды в Московской Руси было выражено незначительно. После 1917 года в истории городского костюма произошёл переломный момент. Трансформация культурных смыслов в повседневности привела к изменению символических функций костюма, поэтому изучение костюма советского времени является отдельной темой для исследования.
Русский городской костюм XVIII — начала ХХ века является системой предметов одежды, аксессуаров и внешних способов самовыражения (макияж, причёска и т.д.) тех представителей населения России, которые одевались по западноевропейской моде, учитывая адаптацию иностранных образцов к особенностям менталитета определённых сословий. Представители высших слоёв населения копировали мировые стандарты в области моды с незначительными региональными особенностями; купечество и мещанство, в связи с жизненным укладом и традициями, интерпретировали модный костюм по-своему, зачастую смешивая устоявшиеся традиционные формы с модными новинками. В результате процесса модернизации сословность городского костюма постепенно становилась размытой, поэтому атрибуция костюма представителей разных социальных слоёв российского общества конца XIX — начала ХХ века затруднена общей тенденцией стирания сословных границ в сфере моды.
Городской костюм входит в собрания крупных музеев России, в настоящее время проводятся многочисленные тематические выставки, издаются красочные альбомы и каталоги музейных и личных коллекций, что свидетельствует о повышенном интересе
к данной теме и у представителей музейного сообщества, и у посетителей.
Исторический костюм, в частности русский городской, является видом музейного предмета с высоким семиотическим статусом. Создание выставок и экспозиций, на которых присутствует исторический костюм, базируется на проектировании определённого образа: костюм может служить наглядной иллюстрацией моды конкретной эпохи, олицетворять собирательный социальный типаж, являясь символом определённого времени.
Множественность подходов к исследованию русского городского костюма требует систематизации. Диахронический метод изучения и обобщения специальной литературы, проблемный анализ и синтез, классификация научных трудов — всё это позволяет выявить предпосылки возникновения, основные направления и особенности изучения городского костюма в России.
Интерес к истории костюма в отечественной науке прослеживается с XIX века, однако до начала ХХ века русский городской костюм не стал отдельным объектом исследований, тематика которых ограничивалась традиционными формами костюма.
В 1848 году появляется научное исследование, в котором впервые в отечественной науке поднимается проблема изучения русского городского костюма. «Быт русского народа» А. В. Терещенко содержит главу «Наряд», в которой приведена следующая классификация: «Одежду нашу безошибочно разделить можно: 1) на гражданскую, называемую в простонародии штатскою, 2) военную и 3) простонародную. Первая не имеет и тени русской: в ней смесь иностранных мод. Вторая употребляется в полках, военно-учебных заведениях, между свитскими, инженерами, при разных военных учреждениях, между служащими по военным ведомствам и теми, коим присвоена военная форма. Третья сохранилась в простом народе, и хотя она понесла ощутимые изменения, однако всё ещё сохраняет наружность русской одежды» [18, с. 115]. А. В. Терещенко одним из первых
в отечественной историографии говорит о костюме как о средстве выражения сословных характеристик.
Если в отечественных научных трудах XIX века история костюма рассматривается только как один из аспектов изучения повседневности и быта, то в Европе в этот период появляются специализированные работы, посвящённые эволюции форм модного костюма на протяжении веков. В 1864 году в Германии был издан труд Карла Рорбаха с иллюстрациями Альберта Кречмера, декоратора и художника по костюмам Берлинского королевского театра: "Die Trachten der Volker vom Beginn der Geschichte bis zum 19. Jahrhundert" [22]. Главная особенность этой работы заключается в рассмотрении модного костюма, распространённого в высших слоях общества, и анализе его изменений с учётом региональных особенностей разных стран: Греции, Италии, Германии, Франции, Англии, Нидерландов, Испании и даже Мексики (фрагментарно).
В 1882 году в Великобритании был издан труд "The history of fashion in France or the dress of women from the Gallo-Roman period to the present Time by Augustin Challamel" [23], в котором автор ограничивается исследованием исключительно женского аристократического костюма.
В зарубежных трудах второй половины XIX века превалирует историко-искусство-ведческий подход к исследованию городского костюма, анализируется его стилистика, рассматриваются основные технологические приёмы изготовления одежды, история производства. В этих работах понятие «мода» распространяется на все исследуемые исторические периоды, не выделяется «традиционный» и «модный» костюм.
Возможно, в отечественной науке XIX — начала ХХ века к русскому городскому костюму не возникало исследовательского интереса потому, что европейское платье, искусственно введённое в повседневную жизнь культурными реформами Петра I, ещё воспринималось как элемент западной куль-
туры, который противопоставляли традиционному костюму. Отсутствие научного интереса к данной теме, вероятно, было связано с тем, что костюм воспринимался исключительно как элемент повседневности и быта — сферы, в которой только намечались научные исследования, так как культура повседневности стала самостоятельной областью гуманитарного знания значительно позднее.
В период XIX — начала ХХ века русский городской костюм, воспринимаясь как часть обыденности, не стал отдельным объектом научных исследований, но сформировались предпосылки для их появления: появились труды историко-этнографической направленности, в которых истории костюма были посвящены отдельные разделы. Наметились принципы классификации костюма и представления, связанные с костюмом как с выражением национальных и сословных характеристик.
Одним из факторов, стимулировавших научный интерес к проблеме исследования русского городского костюма в СССР, было формирование и изучение музейных коллекций, создание тематических выставок и каталогов.
В 1920-е годы появляются каталоги музейных коллекций. Так, В. К. Клейн [11] акцентирует внимание на отдельных предметах костюма, особенностях их изготовления, технологии производства и бытования. Анализ осуществляется на основе интерпретации музейных предметов. В 1923 году в Государственном Эрмитаже прошла выставка вееров XVIII века. Каталог выставки, составленный С. Н. Тройницким [19], построен по принципу научной каталогизации. Во вступительной статье автор рассматривает историю возникновения веера, эволюцию веерного искусства, характерные стилистические особенности вееров в зависимости от региона производства, детально описывает технические приёмы изготовления вееров в XVIII веке.
Помимо публикаций, основанных на изучении подлинных предметов исторического
костюма, хранящихся в крупных музеях, в 1920-е годы появляется такой вид изданий, как популярные энциклопедии искусства и культуры. В 1922 году вышла «История одежды» [6], издание, ориентированное на массовую публику, «читателя из народа». В «Истории одежды» — двадцать небольших параграфов и двадцать приложений — ярко раскрашенных иллюстраций. Примечательно, что в этом издании отдельно рассматривается русский городской костюм в параграфе «Русские моды в XIX веке».
Содержание параграфа сводится к описанию ведущих модных тенденций в городском костюме XIX века, отдельно рассматривается мужской и женский костюм, выделяются основные типы одежды. Информативная часть ограничивается простым описанием, частично затрагивается проблема распространения моды в России и отмечается сильное влияние Франции, но в целом содержание издания сводится к перечислению типов одежды, которая рассматривается как вид декоративно-прикладного искусства. В 1938—1939-х годах искусствовед, философ, историк и теоретик изобразительного искусства Н. М. Тарабукин [17] пишет «Очерки по истории костюма», которые были изданы только в 1994 году. Автор приходит к заключению, что в отечественной науке того времени отсутствуют фундаментальные труды по данной теме, существующие публикации лишены философского аспекта.
Вероятно, история русского городского костюма не считалась актуальной и востребованной в науке темой в связи с её буржуазным и в определённой степени прозападным характером. Интерес к моде во всех её проявлениях и даже к её истории пресекался, как отмечает Р. М. Кирсанова, он характеризовался как «низкопоклонство перед Западом» [9, с. 237].
В 1970-е годы появляются новые исследования, затрагивающие проблемы эволюции модного городского костюма в России. Е. В. Киреева [8], Н. М. Каминская [7] рассматривали русский городской костюм в
контексте европейской культуры — как вид декоративно-прикладного искусства, эстетический, художественно значимый феномен. Историко-искусствоведческий подход к проблеме исследования модного городского костюма в России нашёл своё отражение в трудах Т. Т. Коршуновой [13], рассматривавшей его как художественное явление, эволюция которого связана с изменениями в искусстве.
Среди советских публикаций в отдельную группу можно отнести пособия для театральных художников, в которых история костюма рассматривалась в комплексе с технологическими инструкциями изготовления одежды. Большое количество таких работ было издано в 1960—1970-е годы. Осознание необходимости изучения русского городского костюма возникло из практических соображений
— для совершенствования визуальной стороны театральных постановок и фильмов, посвящённых XVIII — началу ХХ века. Для этого издавался специализированный журнал «Сценическая техника и технология», а под редакцией В. Рындина вышел пятитомник «Русский костюм», ориентированный на театральных художников и снабжённый большим количеством иллюстративного материала.
В 1980—90-е годы в отечественной науке появляются новые взгляды на проблемы изучения модного городского костюма, расширяется спектр исследовательских задач. В этот период ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея Т. С. Алёшина в ряде научных публикаций рассматривает городской костюм в России XVIII
— начала ХХ века как сложный культурный феномен, история становления и развития которого связана с особенностями русской городской культуры, её сословным характером: «... городская культура России первой половины XIX века имела народные корни. Она нашла яркое отражение в костюме. Во многом эклектичный, широко заимствованный из дворянской и общеевропейской моды, этот костюм всё же имеет свою непо-
вторимую художественную специфику» [1, с. 53].
В 1970-х годах в отечественной науке костюм начинают изучать с позиций семиотического подхода, представляя его как своеобразный социокод. Впервые рассматривать костюм как элемент языка культуры предложил П. Г. Богатырёв [3], выделивший в народном и городском костюме практическую, утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции и праздничный, обрядовый, профессиональный, сословный, религиозный и региональный аспекты. В 1980—1990-е годы появляются работы Т. В. Козловой [12] и Р. М. Кирсановой [10], затрагивающие проблемы семиотического статуса модного городского костюма.
Энциклопедический подход к проблеме исследования исторического костюма, в том числе модного городского костюма в России, в рамках исторической науки использован в трудах Л. В. Беловинского. В «Истории русской материальной культуры» [2] детально исследуется эволюция форм модного городского костюма и его элементов в России XVIII — начала ХХ века, конструктивные особенности предметов костюма, прослеживается история их бытования, уточняется терминологический аппарат.
Большое количество иллюстративного материала было проанализировано М. Н. Мерцаловой в четырёхтомнике «Костюм разных времён и народов» [14]. Русский городской костюм рассматривается автором как вид искусства, методика исследования которого опирается на описание его изменений в контексте общей трансформации художественных стилей.
На современном этапе научного знания появляется философско-культурологический подход к исследованию русского городского костюма, в рамках которого костюм исследуется во всей совокупности элементов и рассматривается как всё, что искусственно изменяет облик человека. Особенность костюма как предмета философского исследования заключается в том, что костюм теснейшим
образом связан с человеком, выражая индивидуальные характеристики своего владельца и способы его самоидентификации в социуме. Чаще всего в трудах такой направленности используется системный подход, методы структурного и функционального анализа.
Среди современных работ по истории городского костюма в России следует отметить труды комплексного характера, в которых данная тема рассматривается в широкой исторической перспективе, поднимаются вопросы производства, сбыта, бытования, стилистики и семантики городской одежды и аксессуаров. Так, К. Руан [15] исследует историю модной индустрии в Российской империи, заостряя внимание на проблеме национальной самоидентификации и формировании культуры потребления. Т. В. Руденко обращается к теме производства и потребления предметов одежды и аксессуаров в России первой половины XIX века, охватывая не только внешнюю сторону деятельности, но и личностные характеристики людей, связанных со сферой городской моды. Автор осуществляет попытку «обозначить наиболее известные имена торговцев модами и модисток, контуры их судеб, состав семей, характерные черты их деятельности, имена заказчиков». [16, с. 11].
История изучения русского городского костюма XVIII — начала ХХ века в России условно может быть разделена на три периода. Дореволюционный период характеризуется тем, что в это время история городского костюма рассматривалась фрагментарно; профессиональная литература по данной проблеме практически отсутствовала, за исключением исторических трудов энциклопедического характера, в которых истории костюма отводился небольшой раздел, в основном описательного свойства. В этот период появляются предпосылки для появления научного интереса к данной теме, связанные с возникновением интереса к культуре повседневности в её вещественном аспекте, — в связи с созданием музеев декоративно-прикладного искусства, в коллекции
которых входит не только традиционный, но и модный городской костюм. Формирование и изучение таких коллекций, создание тематических выставок стало одним из факторов, стимулировавших научный интерес к изучению русского городского костюма.
В советский период городской костюм изучался в рамках нескольких подходов, среди которых можно выделить историко-искусствоведческий и, позднее, историко-культурологический подходы. Историко-искусствоведческий подход подразумевает анализ русского городского костюма как художественного феномена, вида декоративно-прикладного искусства. Значительная роль в подобных исследованиях отводится интерпретации изобразительных и вещественных источников — реально существующих предметов исторического костюма в музейных собраниях, художественной литературы, периодической печати и других источников.
Историко-культурологический подход базируется на интерпретации костюма как объекта культуры, в отличие от историко-искусствоведческого подхода, рассматривающего костюм как вид искусства.
Главной составляющей историко-техноло-гического подхода является детальный анализ исторического костюма, принципов его моделирования, технологии изготовления. В определённой степени данный подход присутствует в трудах, адресованных в первую очередь художникам по костюму.
В постсоветское время русский городской костюм исследуется в рамках уже сложившихся подходов. В настоящее время появляются энциклопедические труды, обобщающие и расширяющие предшествующий опыт, а также узкоспециализированные публикации. История костюма постепенно становится самостоятельной сферой научного знания, глубокое изучение которой позволяет рассматривать костюм не только в качестве отдельного объекта исследования, но и в качестве своеобразного инструмента исто-рико-культурологического анализа.
Примечания
1. Алёшина Т. С. Городская одежда средних классов в России // «Для памяти потомству своему...». Народный бытовой портрет в России : альбом / авт.-сост. Н. Н. Гончарова, Н. А. Перевезенцева и др. Москва : Галактика Арт, 1993. С. 46—53.
2. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры : учебное пособие : в 2 частях. Москва : Издательство МГУК, 1995. Часть I. 112 с.
3. Богатырёв П. Г. Вопросы теории народного искусства. Москва : Искусство, 1971. 544 с.
4. Воеводина Л. Н. Миф как символическая система // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6 (44). С. 39—44.
5. Затулий А. И. Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерского проектирования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора технических наук : 17.00.06 / Затулий Альбина Игоревна; Московский государственный текстильный университет имени А. Н. Косыгина. Москва, 2006. 22 с.
6. История одежды. Вологда : Госиздат, 1922. 82 с.
7. Каминская Н. М. История костюма : [учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений легкой пром-сти]. Москва : Лёгкая индустрия, 1977. 127 с.
8. Киреева Е. В. История костюма : Европейские костюмы от античности до XX века. Москва : Просвещение, 1970. 166 с.
9. Кирсанова Р. М. Образ «красивого человека» в русской литературе 1918—30-х годов // Знакомый незнакомец : Социалистический реализм как историко-культурная проблема : [сборник статей] / Рос. АН, Ин-т славяноведения и балканистики, Науч. центр общеслав. исслед. ; отв. ред. Н. М. Куренная. Москва : ИСБ, 1995. С. 236—249.
10. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII—XIX вв. Москва : Слово, 2002. 224 с.
11. Клейн В. К. Путеводитель по выставке тканей XVII—XIX вв. Москва, 1926. 89 с.
12. Козлова Т. В. Костюм как знакомая система : конспект лекций. Москва : МТИ, 1980. 68 с.
13. Костюм в России XVIII — начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа / авт.-сост. : Т. Т. Коршунова. Ленинград : Художник РСФСР, 1979. 280 с., ил.
14. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов : [энциклопедия в 4 томах]. Т. III—IV. Москва : Академия моды ; Санкт-Петербург : Чарт Пилот, 2001. 576 с.
15. Руан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700—1917 / [пер. с англ. Кс. Щербино]. Москва : Новое литературное обозрение, 2011. 412 с., ил.
16. Руденко Т. В. Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия : шляпка «Дым Лондона», шарф «Бездна любви», чепчик «А-ля комета» в магазине «Храм вкуса». Москва : Центрполиграф, 2014. 351 с., ил.
17. Тарабукин Н. М. Очерки по истории костюма / [предисл. и коммент. Л. М. Горбачевой]. Москва : ГИТИС, 1994. 157 с., ил.
18. Терещенко А. Быт русского народа: [в VII частях] / вступ. ст. А. Ф. Чистякова ; худож. Г. Л. Шацкий, В. Н. Забайров. Москва : Русская книга, 1997. Ч. I. 288 с.
19. Тройницкий С. Н. Каталог вееров XVIII века / Государственный Эрмитаж. Петербург : Брокгауз — Ефрон, 1923. 34 с., ил.
20. Флиер А. Я. История общества — история культуры — историческая культурология // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50). С. 14—21.
21. Холландер Э. Взгляд сквозь одежду / пер. с англ. Вадима Михайлина. Москва : Новое литературное обозрение, 2015. 571 с., ил.
22. Kretschmer A., Rohrbach K. Die Trachten der Völker vom Beginn der Geschichte bis zum neunzehnten Jahrhunderts in 100 Tafeln zusammengestellt, gezeichnet und lithographiert von Albert Kretschmer mit Text von Carl Rohrbach. Leipzig, 1864. 352 p.
23. The history of fashion in France or the dress of women from the Gallo-Roman period to the present Time by Augustin Challamel. London : Low, Marston, Searle, & Rivington. 1882. 293 p.
References
1. Aleshina T. S. Gorodskaya odezhda srednikh klassov v Rossii [Urban clothing of the middle classes in Russia]. "Dlia pamyati potomstvu svoemu...". Narodnyi bytovoi portret v Rossii: al'bom ["For memory to the posterity ...". A national household portrait in Russia: album]. Moscow, Publishing house "Galakxy Art", 1993. Pp. 46—53.
^ Теория и история культуры ■Юг 1
2. Belovinsky L. V. Istoriya russkoi material'noi kul'tury, v 2 chastyakh. Chast' I. [History of Russian material culture, in 2 parts. Part I]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 1995. 112 p.
3. Bogatyrev P. G. Voprosy teorii narodnogo iskusstva [The questions of the theory of folk art]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1971. 544 p.
4. Voevodina L. N. Myth as symbolical system. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 6 (44), pp. 39—44. (In Russian)
5. Zatuly A. I. Razrabotka teoreticheskikh kontseptsii formoobrazovaniya avangardnogo kostyuma v sisteme dizainerskogo proektirovaniya. Avtoreferat diss. dok. tekh. nauk [Development of theoretical concepts of the shaping the avant-garde costume in the system of design. Synopsis dr. techn. sci. diss.]. Moscow, 2006. 22 p.
6. Istoriya odezhdy [History of dress]. Vologda, 1922. 82 p.
7. Kaminskaya N. M. Istoriya kostyuma [History of suit]. Moscow, 1977. 127 p.
8. Kireeva E. V. Istoriya kostyuma: Evropeiskie kostyumy on antichnosti do XX veka [History of suit: The European suits from antiquity till the XX century]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1970. 166 p.
9. Kirsanova R. M. Obraz "krasivogo cheloveka" v russkoi literature 1918—30-kh godov [The image of the "Beautiful Human Being" in Russian literature from 1918 to 1930]. Znakomyi neznakomets. Sotsialisticheskii realism kak istorikokul'turnaia problema [The familiar unfamiliar one. Socialist realism as a historical-cultural problem]. Moscow, Publishing house of Institute of Slavic Studies and Balkanology, 1995. Pp. 236—249.
10. Kirsanova R. M. Russkii kostyum i byt XVIII—XIX vekov [Russian suit and everyday life of XVIII—XIX centuries]. Moscow, Slovo Publ., 2002. 224 p.
11. Klein V. K. Putevoditel' po vystavke tkanei XVII—XIX vekov [Guide to the fabric's exhibition XVII—XIX centuries]. Moscow, 1926. 89 p.
12. Kozlova T. V. Kostyum kak znakovaya sistema [Costume as the sign system]. Moscow, 1980. 68 p.
13. Korshunova T. T. Kostyum v Rossii XVIII — nachala XX veka. Iz sobraniya Gosudarstvennogo Ermitazha [Costume in Russia XVIII — early XX century. From the collection of the State Hermitage]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ. [Artist of RSFSR Publ.], 1979. 280 p.
14. Mertsalova M. N. Kostyum raznykh vremen i narodov, v 4 tomakh. Toma III—IV [Costume of the different times and peoples, in 4 vol. Vol. III—IV]. Moscow, Akademiya mody Publ. [Academy of fashion Publ.], St. Petersburg, Chart Pilot Publ., 2001. 576 p.
15. Ruane C. The empire's new clothes: a history of the Russian fashion industry, 1700—1917. New Haven, London : Yale university press, 2009. (In Rus. ed: Ruan K. Novoe plat'e imperii: istoriya rossiiskoi modnoi industrii, 1700—1917 [The Empire's New Clothes: A History of the Russian Fashion Industry, 1700—1917]. Moscow, New Literary Observer publishing house, 2011. 412 p.)
16. Rudenko T. V. Modnye magaziny i modistki Moskvy pervoi poloviny XIX stoletiya: shlyapka "Dym Londona", sharf "Bezdna lyubvi", chepchik "A-lya kometa" v magazine "Khram vkusa" [Boutiques and milliners of Moscow of the first half of the XIX century: a hat "the Smoke of London", a scarf "A love chasm", a cap "A la a comet" in Temple of Taste shop]. Moscow, Centrpoligraf Publ., 2014. 351 p.
17. Tarabukin N. M. Ocherki po istorii kostyuma [Sketches on suit stories]. Moscow, Publishing house of The Russian University of Theatre Arts (GITIS), 1994. 157 p.
18. Tereshchenko A. Byt russkogo naroda, v VII chastyakh. Chast' I [Everyday Life of the Russian people, in VII parts. Part I]. Moscow, Russian Book Publ., 1997. 288 p.
19. Troinitsky S. N. Katalog veerov XVIII veka [Catalog of fans of the XVIII century]. Petrograd, 1923. 34 p.
20. Flier A. Ya. Istoriia obshchestva — istoriia kul'tury — istoricheskaia kul'turologiia [History of society — cultural history — historical cultural science]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, No. 6 (50), pp. 14—21.
21. Hollander A. Seeing through clothes. Berkeley [etc.] : University of California Press, 1993. (In Rus. ed.: Khollander E. Vzglyad skvoz' odezhdu [Look through clothes]. Moscow, New Literary Observer publishing house, 2015. 571 p.)
22. Kretschmer A., Rohrbach K. Die Trachten der Volker vom Beginn der Geschichte bis zum neunzehnten Jahrhunderts in 100 Tafeln zusammengestellt, gezeichnet und lithographiert von Albert Kretschmer mit Text von Carl Rohrbach. Leipzig, 1864. 352 p.
23. The history of fashion in France or the dress of women from the Gallo-Roman period to the present Time by Augustin Challamel. London : Low, Marston, Searle, & Rivington. 1882. 293 p.