экономические науки
Султанова Екатерина Владимировна, Батищева Мария Николаевна ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ...
УДК 332.13
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ)
© 2018
Султанова Екатерина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления Батищева Мария Николаевна, магистрант
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются, пространственное развитие территории в рамках неотъемлемой части развития государства. Пространственное формирование территорий во всех государствах свидетельствует о возрастающем значении крупных городов, аккумулирующих ресурсы для социально-экономического развития, выступающих в качестве центров притяжения близлежащих поселений, образующих с центром единую систему, связанную многочисленными производственными, экономическими, социальными, трудовыми, рекреационными связями. Подобные группы поселений вокруг центра или ядра получили в экономико-географической литературе наименование городских агломераций. Выделены перспективные направления пространственной организации города. Приведены различные точки зрения на понятие агломерации. Приведены данные о крупнейших агломерациях мира. Рассмотрены положения стратегического проектирования городских агломераций в Российской Федерации. Подвергнут разбору опыт Североамериканской агломерации «Сан-Сан», расположенной на берегу залива Сан-Франциско. С учетом зарубежной практики, проанализированы направления организации точек роста территорий, входящих в состав Владивостокской городской агломерации. Изучена стратегия пространственного развития Российской Федерации, а также стратегические планы развития регионов России, имеющими аналогичную географическую и социально-экономическую структуру. Подверглись сравнению изменения, внесенные в генеральный план Владивостокского городского округа Приморского края. Рассмотрен сценарий формирования экономического каркаса Владивостокской агломерации как инструмента устойчивого социально-экономического развития территории, а также перспективы развития агломерации.
Ключевые слова: социально-экономическое пространство, функционально-пространственный каркас, экономический каркас, городская агломерация, пространственная локализация, кластерное взаимодействие, сетевая модель, экономическое пространство, полюс роста, взаимосвязи отраслей, эффект масштаба, пространственно-распределенная модель, инновационный территориальный кластер
CITY AGGLOMERATIONS: FORMATION AND PROSPECTS (ON THE EXAMPLE OF VLADIVOSTOK AGGLOMERATION)
© 2018
Sultanova Ekaterina Vladimirovna, candidate of social sciences, associate professor of the department of management Batischeva Maria Nikolaevna, graduate student Vladivostok State University of Economic and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The article deals with the spatial development of the territory within the integral part of the development of the state. Spatial formation of territories in all states testifies to the growing importance of large cities accumulating resources for social and economic development, acting as centers of attraction of nearby settlements, forming a single system centered on numerous production, economic, social, labor, recreational links. Similar groups of settlements around the center or core received the name of urban agglomerations in the economic and geographical literature. Prospective directions of the spatial organization of the city are singled out. Various points of view on the concept of agglomeration are given. The data on the largest agglomerations of the world are given. The provisions of the strategic design of urban agglomerations in the Russian Federation are considered. The experience of the North American agglomeration "San-San", located on the shore of the San Francisco Bay, has been analyzed. Taking into account foreign practice, the directions of organization of points of growth of the territories included in the Vladivostok urban agglomeration are analyzed. The strategy of spatial development of the Russian Federation, as well as strategic plans for the development of the regions of Russia, having a similar geographical and socio-economic structure, has been studied. The changes made to the master plan of Vladivostok urban district of Primorsky Krai were compared. The scenario of the formation of the economic framework of Vladivostok agglomeration as an instrument of sustainable social and economic development of the territory, as well as the prospects for agglomeration development, is considered.
Keywords: socio-economic space, functional-spatial framework, economic framework, urban agglomeration, spatial localization, cluster interaction, network model, economic space, growth pole, inter-industry links, economies of scale, spatially distributed model, innovative territorial cluster.
Организация социально-экономического пространства является важнейшей и неотъемлемой частью развития государства.
В разнообразии форм территориального развития особое место занимает агломерация, рассматриваемая в качестве основной составляющей создания современной инновационной инфраструктуры стран, в том числе и России.Пространственное развитие немыслимо без детальной разработки каждого социально-экономического элемента государства. Учитывая особенность отдельной территориальной единицы, возникает необходимость в повышении эффективности использования ресурсов присущих определенному району.
Однако, формирование функционально-пространственного каркаса зависит не только от специализации отдельного района, но и от совершенствования перспек-
тивных отраслей социально-экономического развития, сохраняя историческую и экологическую значимость территориальной единицы.
Территориальное развитие регионов государства зависит от ряда факторов, как внешних, так и внутренних. Агломерационные процессы, прежде всего, связаны с протяженностью территории и численностью населения, постоянно живущего и мигрирующего, что позволяет определить данные процессы, как формы модификации социально-экономического пространства регионов государства.
Человеческий капитал играет ключевую роль в агломерационном процессе, усиление концентрации которого ведет к увеличению экономической привлекательности отдельной территориальной единицы и государства в целом. агломерационные процессы несут в себе фор-
Sultanova Ekaterina Vladimirovna, Batischeva Maria Nikolaevna CITY AGGLOMERATIONS: FORMATION ...
economic sceinces
мирование ключевых узлов территориального деления государства, называемых агломерациями.
Перспективными направлениями пространственной организации города определяют повышение эффективности использования всех ресурсов территории, качественная модернизация среды проживания населения, постоянно живущего и мигрирующего, на основе рационального и скоординированного развития всех городских районов, формирование функционально-пространственного каркаса городской территории, узлов концентрации объектов делового, административного, рекреационного, торгового и культурно-бытового назначения, улучшение архитектурного облика города, сохранения исторических и природных памятников [1].
Таким образом, необходимо понимать, что агломерация сочетает в себе не только масштаб территории и численность населения, но и состояние окружающей среды, имеющиеся ресурсы и экономические условия (включая грамотно построенную инфраструктуру), влияющие на уровень развития территории.
Понятие агломерации трактуется неоднозначно в трудах отечественных и зарубежных авторов.
В российских источниках обобщённо агломерация понимается как компактное скопление пунктов, в основном городских, имеющих тенденцию к срастанию, объединение которых формирует сложную многокомпонентную динамическую городскую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями [1].
Напротив, зарубежные источники представляют агломерацию объединение крупных городов, которые составляют интегрированную зону для деятельности жизни и хозяйства.
Однако для всестороннего изучения понятия агломерации необходимо уточнить данные определения.
Городская агломерация представляет собой концентрацию городских, а также сельских поселений, расположенных в непосредственной близости друг от друга, и образующих многофункциональную систему с узлами делового, административного, торгового, культурно-бытового назначения, с усовершенствованным архитектурным обликом и максимально сохраненным историческим и экологическим наследием, необходимым для экономического развития территориальной единицы государства.
Городская агломерация это комплекс, содержащий крупный административный центр, находящийся в пределах города (город - ядро); территории, прилегающие к административному центру, обладающие идентичными функциональными и структурными направлениями; индустриальную зону, имеющую низкую численность населения, занятого, в основном, трудовой деятельностью в административном центре; а также внешнюю зону агломерации, связанную с административным центром транспортными узлами, основным предназначением которой, обычно является сельское хозяйство.
Следует отметить, что благодаря одному из значительных факторов - стабильному развитию каждого региона, как составной части более крупной общности, государство заинтересовано в повышении экономического авторитета на мировой арене.
К 2016 году в мире создано 1040 городских агломераций, возглавляет список крупнейший город Соединенных Штатов Америки Нью-Йорк, Российскую Федерацию представляют агломерации - Москва (7 место), Санкт-Петербург (82 место) [2].
Существует ряд критериев, посредством которых определяется масштаб городских агломераций, наиболее распространенным является численный состав агломерации. Однако, данный критерий не отражает всей сущности структуры агломерации. Существует понятие «фактический город», так называемый урбанизированный ареал, который отражает качественный состав агломерации. А именно протяженность охватываемых агломерацией территорий и инфраструктуру. Исследователи
штата Иллинойс, США использовали «световой отпечаток» (или urban footprint), определяющий область искусственного освещения в административном центре и зонах, расположенных в непосредственной близости от города, тем самым определяя уровень урбанизированных ареалов, охватывая численность населения и экономической системой агломерации [2].
Рисунок 1 - Крупнейшие агломерации мира [2]
Вне сомнений, исследование опыта передовых государств является необходимым при построении уникальной модели перспективного пространственного развития территорий. Основным характерным приоритетом в выборе изучения подходов к формированию пространственных ареалов стала непосредственная близость к акваториям и путям водного сообщения и специфичный рельеф территории.
На территории США большая часть населения сконцентрирована в крупных городах и рекреационных зонах, образующих агломерации. Именно эти районы послужили основой для формирования ряда мегаполисов, включающих в себя несколько агломераций.
Одной из наиболее известных считается «Сан-Сан» - территория области залива Сан-Франциско (San Francisco Bay Area) с территориальными ареалами в городах Сан-Франциско, Сан-Хосе, Окленд, Фэрфилд и Санта-Роза штата Калифорния, США.
Агломерация обладает развитой инфраструктурой, имея в своем арсенале крупную сеть автомагистралей, подземные связи и крупную линию железных дорог. 19 января 2009 года учрежден План Восточных кварталов на срок до 2018 года для строительства одного из крупнейших в США газопроводов вокруг южной территории Кремниевой долины - технологического центра, сосредотачивающего ведущие университеты, крупные города, высокотехнологичные компании, связанные с разработкой компьютерной техники [3].
Население агломерации свыше 20 миллионов человек, протяженностью более 780 км. Развитие агломерационного пространства строится на политике планирования. Подход Сан-Франциско к формированию агломерационного пространства построен, в первую очередь, на заботе о населении, трудящемся в городах и промышленных центрах. Подход Сан-Франциско к формированию агломерационного пространства построен, в первую очередь, на заботе о населении, трудящемся в городах и промышленных центрах.
Наряду с этим, о сохранении природного рельефа и экономическом благополучии территориального образования штата. Пространственное развитие нацелено на взаимное мирное соседство между крупными городами, промышленными центрами и прилегающими территориями. Агломерационные процессы базируются на юридически устойчивой опоре, законодательно закреплены все элементы реализации проектов, в том числе и с привлечением частных инвестиций. В период с 1960 по 2010 количество жителей ареалов «Сан-Сан» выросло с 8 до 21 миллиона человек. Равно с этим, о сохранении природного рельефа и экономическом благополучии тер-
36
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
Султанова Екатерина Владимировна, Батищева Мария Николаевна
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ...
риториального образования штата. Пространственное развитие нацелено на взаимное мирное соседство между крупными городами, промышленными центрами и прилегающими территориями. Агломерационные процессы базируются на юридически устойчивой опоре, законодательно закреплены все элементы реализации проектов, в том числе и с привлечением частных инвестиций. В период с 1960 по 2010 количество жителей ареалов «Сан-Сан» выросло с 8 до 21 миллиона человек [4].
Принимая во внимание опыт передовых государств мира, Россия становится на путь формирования собственного уникального перспективного пространственного развития территорий. До 2015 года развитие регионов государства осуществлялось в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 370 «О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации» и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации», которое подразумевало административно-территориальное деление поселений на городские и сельские [5].
Понятия агломерация и пространственное развитие в Российской Федерации получили широкое распространение благодаря созданию Межведомственной рабочей группы по социально-экономическому развитию городских агломераций, а также разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года № 870 «Положения о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации».
Согласно стратегии предполагается формирование приоритетных курсов развития агломераций и регионов с учетом экономической специализации конкретного региона государства [6].
В разрезе Стратегии определены основные направления развития территорий России, а именно:
- совершенствование системы расселения граждан на территории государства;
- ориентация экономики на каждый отдельный регион, с учетом специфики отраслевого развития территории;
- разрешение кадрового вопроса, в рамках целенаправленного распределения трудовых ресурсов;
- аккумуляция энергомощностей, транспортной инфраструктуры информационных и социальных узлов в сформированных агломерациях;
- создание территорий, необходимых для привлечения иностранного капитала в целях внутреннего развития экономики страны;
- создание территорий, сосредотачивающих научно-технологический потенциал государства;
- разграничение регионов с учетом численности населения, специализации, качественного состава населения, промышленных мощностей, географической и природной уникальности;
- деление территориальных единиц на макрорегионы, для централизованного распределения полномочий осуществление контроля, мониторинга этапов развития территорий;
- определение целевых показателей эффективности реализации этапов развития территорий [6].
Стратегия пространственного развития в рамках своих положений предусматривает формирование крупных агломераций. По данным федеральной службы государственной статистики на 1 января 2016г. на территории России насчитывается 22406 муниципальных образований, из них муниципальных районов 1788, городских округов 563, внутригородских районов 19, внутригородских территорий 267 (включая 3 города федерального значения), а также сельских и городских поселений 19769. Данные территориальные единицы формируют
макрорегионы, в состав которых входят агломерации.
На территории государства по данным федеральной службы государственной статистики образовано 76 агломераций, наиболее крупными являются Московская, Санкт-Петербургская и Самарско-Тольяттинская. Не стала исключением и Владивостокская городская агломерация, аккумулирующая в себе одновременно территории опережающего социально-экономического развития и территорию свободного порта [5].
Владивостокская агломерация изначально образована по инициативе глав Владивостокского и Артемовского городских округов, Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов Приморского края [6]. В рамках соглашения об объединении рассмотрены вопросы ведения согласованной градостроительной политики, формирования централизованной политики управления, а также развития современной транспортной, инженерной и социально-культурной инфраструктуры [7].
С точки зрения пространственного развития Владивостокская агломерация представляет собой ресурсоемкую территорию с уникальным ландшафтом.
Одним из перспективных направлений развития Владивостокской агломерации является эффективное освоение природных ресурсов, с применением инновационных технологий.
Предполагается, что благодаря возможности сотрудничества с российскими и зарубежными инвесторами в рамках добычи, обработки и продажи природных ресурсов на территории агломерации будет способствовать повышению эффективности экономики государства в целом.
Стоит отметить, что в рамках перспективного сотрудничества необходимо осуществлять контроль и мониторинг за экологической безопасностью жизнедеятельности на территории агломерации [8].
Несмотря на обилие природных ресурсов, потребность в кадровом обеспечении Владивостокской агломерации возрастает. Привлечение экспертов, а также подготовка специалистов в научно-исследовательской области с развитием новых промышленных технологий на территории агломерации является приоритетным направлением пространственного развития. Организация комплекса мер по интеграции научно-исследовательских кадров станет фактором обеспечения устойчивого развития Владивостокской агломерации.
Однако, работа, проводимая в разрезе кадрового обеспечения, может вызвать отрицательную динамику, обратным воздействием на развитие агломерации обладает неконтролируемый миграционный поток низкоквалифицированной рабочей силы. Данное обстоятельство влияет на уровень производительности труда.
Немаловажным фактором в формировании Владивостокской агломерации является развитие инфраструктурной сети, включающей в себя рекреационные ресурсы, транспортные и производственные узлы. Совокупность этих ресурсов необходима для поддержания связи между зонами входящими в состав агломерации, для сотрудничества с регионами, и зарубежными предприятиями [9].
Благодаря созданию Владивостокского агломерационного пространства появилась возможность достигнуть те цели агломерации, которые связаны с созданием условий для обеспечения сбалансированного развития территорий, входящих в её состав, обеспечить конкурентность Владивостокской агломерации и агломерационные эффекты скоординированным комплексом основных мер: интеграция инфраструктуры и инфраструктурных программ; особая бюджетная политика - субсидии в обмен на реформы; политика полицентризма и выделение приоритетных точек роста. Появилась перспектива создания долгосрочных и сложных проектов, снижение капиталоемкости инфраструктурных проектов за счет кооперации на муниципальном уровне, снижение административных барьеров и высокая инвестиционная привлекательность территорий Приморского края [10].
Благополучное формирование Владивостокской го-
Sultanova Ekaterina Vladimirovna, Batischeva Maria Nikolaevna economic
CITY AGGLOMERATIONS: FORMATION ... sceinces
родской агломерации представляется возможным благодаря развитию международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» [11]. Для их реализации запланирована реконструкция дорожной инфраструктуры.
МТК «Приморье-1» предназначен для обеспечения внешней торговли России с северо-восточной провинцией Хэйлунцзян (Китай), а также обеспечения интернационального транзита между Китаем и странами АТЭС. МТК «Приморье-2» предназначен для обеспечения внешней торговли России с северо-восточной провинцией Цзилинь (Китай), а также интернационального транзита стран Северо-восточной Азии через территорию России и может быть использован для развития высокотехнологичного импорта Китая из стран АТР [12].
Реализация международного транзитного потенциала Приморского края, создание системы автомагистралей и скоростных дорог, в первую очередь по направлениям международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», является ключевым приоритетом транспортной интеграции и одним из основных факторов развития Владивостокской агломерации [13].
Создание Владивостокской агломерации позволит продолжить политику в области градостроительной деятельности по вопросам разработки, утверждения, документации по территориальному планированию, нормативам градостроительного проектирования, зонирования жилищного строительства, планировки территорий [14].
Таким образом, эффективная пространственная организация города является основополагающим фактором формирования агломераций. Основным назначением пространственной организации территории является увеличение эффективности использования ресурсов, улучшение среды проживания населения территории с учетом соразмерного и сбалансированного развития всех районов города, и разработки функционально-пространственной структуры, узлов концентрации объектов делового, административного, торгового и культурно-бытового направления, модернизации архитектурного облика города.
Благодаря созданию Владивостокской городской агломерации возникла возможность создать условия для обеспечения сбалансированного развития территорий, входящих в её состав, обеспечить конкурентность Владивостокской агломерации и агломерационные эффекты скоординированным комплексом основных мер: инфраструктурных программ и интеграция инфраструктуры; особая бюджетная политика - субсидии в обмен на реформы; политика полицентризма и выделение приоритетных точек роста. Возникает перспектива создания долгосрочных и сложных проектов, снижение капиталоемкости инфраструктурных проектов за счет кооперации на муниципальном уровне, снижение административных барьеров и высокая инвестиционная привлекательность территорий Приморского края.
Объединение территорий Приморского края, составляющих каркас Владивостокской агломерации позволяет сгладить несоразмерности развития муниципалитетов края, повысить эффективность государственного и муниципального управления и снизить административные барьеры. Соответственно, значительно повысить степень экономической и предпринимательской активности.
На территории Владивостокской агломерации в процессе развития создаются новые условия для развития бизнеса за счет укрупнения рынков труда, недвижимости, потребительских рынков товаров и услуг и снижения издержек за счет комплексного подхода к инфраструктурному развитию территории [15].
Проекты, разработанные и применяемые на территории агломерации предполагают выход на принципиально новый уровень экономического развития. Благодаря объединению Владивостокская городская агломерация может стать инновационным образовательным, медицинским, культурным, торговым, транспортно-логи-стическим, туристическим, управленческим и 38
тельным центром мирового уровня. Разумная организация жизни в городе, что в первую очередь предполагает высокое качество жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонова А.А. Методические подходы к оценке агломерационного развития регионов России: автореф. дис. Методические подходы к оценке агломерационного развития регионов России, канд. эконом. наук: 08.00.05 / Антонова Алина Андреевна. - С.-Петербург., 2013. - 23 с.
2. Demographia World Urban Areas (Built-Up Urban Areas or Urban Agglomerations) 13th Annual Edition: April. 2017. - 35 с.
3. Process Owerview Planning Department San Francisco Official site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sf-planning.org/process-overview.
4. Development agreements Planning Department San Francisco Official site [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sf-planning.org/development-agreements.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 370 «О разработке и согласовании Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 15, ст. 1820).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года № 870 «Положения о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации»
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. consultant.rU/document/cons_doc_LAW_44571/.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
9. Официальный сайт Администрации Приморского края [Электронный ресурс] - режим доступа: http:// www.primorsky.ru.
10. Официальный сайт Администрации города Владивостока [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.vlc.ru.
11. Андреев В.А., Султанова Е.В. Перспективы развития экономического каркаса Владивостокской агломерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 34-38.
12. Андреев В.А. Выявление организационных и функциональных моделей территорий опережающего развития в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2016. №5 (17). С. 631-644.
13. Скоробогатова А.А. Основные положения закона о свободном порте Владивосток // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-9. С. 1705-1708.
14. Андреев В.А., Султанова Е.В. Анализ функциональных параметров экономического каркаса свободного порта Владивосток // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. № 4 (39). С. 7-17.
15. Султанова Е.В., Илларионов А.А., Колтунова Д.С. Основные направления развития Владивостокской агломерации // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1 (68-1). С. 463-467.
Статья поступила в редакцию 09.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)