н \ на \
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА § ЕЕ ПРОГНОЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ на / н
орода бер
Более половины жителей земли проживают в городах. Города потребляют около 75% мировых ресурсов и вырабатывают такую же пропорцию отходов. Власти сталкиваются с целым рядом вызовов: городские ресурсы ограничены и имеют тенденцию к сокращению. Как правило, по мере роста и развития городов к старым проблемам добавляются новые.
При возрастающем уровне урбанизации общества и наличии серьезных экономических и экологических проблем технология интеллектуальных городов позволяет уменьшить воздействие урбанизации на окружающую среду.
Татьяна ТОЛМАЧЕВА,
директор по развитию бизнеса Cisco в России/СНГ
о данным ООН-Хабитат1, население в крупных городах развивающихся стран увеличивается ежемесячно на 5 млн человек. Другим значительным демографическим трендом является миграция населения из сельской местности в город. В настоящее время в развивающихся странах темпы роста численности населения превышают скорость развития инфраструктуры. Прямым следствием этого становятся высокий уровень вы-
хлопных газов, нехватка общественного транспорта, загрязненный воздух, некачественное водоснабжение, низкий уровень безопасности как для жителей, так и для приезжих. Некоторые города сталкиваются с проблемой де-популяции2.
Для крупных городов в развитых странах характерен дисбаланс между рынками коммерческой и жилой недвижимости, что приводит к процессам джентрификации3. В крупных городах активно осваивается пригородная зона, в результате чего заметно растет дорожное движение.
Города могут столкнуться как с проблемой роста (высокая плотность жи-
телей, отсутствие доступного жилья, перенаселенность, нагрузка на транспортную проблему), так и с проблемой депопуляции, приводящей к упадку жилого фонда и транспортной системы, оттоку населения, снижению налоговых поступлений и экономической активности.
Все эти проблемы обостряются на фоне сокращения финансирования социальной сферы, что заставляет «предоставлять больше за меньшее» и стимулирует появление новых моделей управления, например частногосударственное партнерство.
Факторы, стимулирующие развитие умных городов:
1 ООН-Хабитат - ведущее учреждение по реализации «Повестки дня Хабитат» и координации деятельности по развитию населенных пунктов в системе ООН. В центре внимания этого учреждения два приоритетных направления: обеспечение надлежащего жилья для всех и устойчивое городское развитие.
2 Депопуляция - систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих.
3 Джентрификация (от англ. деп^саНоп) - процесс возрождения центральных частей целого ряда городов Запада. Джентрификация предполагает реконструкцию отдельных кварталов городов, привлекательных с точки зрения истории или экологии, и последующее поселение здесь состоятельных людей.
62
векі КАЧЕСТВА № 3 • 2012
ПРОГНОЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
.•••' 5 QG ИПЕ
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
Ч НЕ \ G
^ стратегический фокус на сокращение выбросов углекислого газа;
^ давление на систему услуг для граждан, обусловленное демографическими сдвигами, старением населения, ростом численности городского населения;
^ текущая мировая финансовая ситуация, ограничивающая возможности финансирования бюджетной сферы;
^ продолжающееся давление на транспортную инфраструктуру, усугубляемое ростом населения, активным развитием пригородов, увеличением автопарка, а также расстояния от работы до места жительства;
^ реализация региональных программ экономического развития, направленных на повышение конкурентоспособности регионов и на развитие цифровых индустрий;
^ рост ответственности за качество водоснабжения и водоотведения, эксплуатацию дорог, организацию сбора и удаления отходов, социальные услуги, взаимодействие с гражданами.
Строительство новых умных городов с нуля - наиболее выигрышный путь демонстрации всех преимуществ технологических решений. Но сложность заключается в том, что большинство жителей уже проживают в городах, где просто необходима модернизация инфраструктуры. Однако внедрение умных решений является чрезвычайно сложной задачей для городских властей. Существует огромное количество институциональных и организационных барьеров на пути использования в городах новых технологий.
Концепция «умного города» - это набор инициатив. Определение «умного» города не имеет единой трактовки. Существует много разных терминов (например, «интеллектуальный» город, «цифровой» город), которые связаны с решениями того или иного производителя и тем или иным методическим подходом. Общим в этих определениях, однако, является следующее: экологическая устойчивость, экономическая целесообразность, эффективное расходование средств.
Строительство умных городов «с нуля» или модернизация старых городов?
В классификации проектов по этому принципу прослеживаются явные географические особенности. В Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке реализован ряд про-
ектов строительства умных городов «с нуля». Ярким примером тому служат города Сонгдо в Южной Корее и Масдар в ОАЭ. В этих городах активно используются телекоммуникационная инфраструктура и информационные технологии, инновационное проектирование для реализации экологических, социальных и экономических целей. Развертывание ИКТ-инфраструктуры планировалось на этапе проектирования города.
Строительство умных городов в Европе и Америке осуществлялось на базе существующей инфраструктуры. В этом случае применение интегрированного подхода намного сложнее, так как в городах уже имеются системы, реализующие функции жизнеобеспечения. Часто в существующих городах «интеллектуальные» инициативы исходят от жителей или предпринимателей. Тем не менее известны случаи строительства умных городов «с нуля» и в Европе, например, PlanIT Valley в северной Португалии.
Инициатива строительства «сверху» или «снизу»
Инициативы строительства умных городов могут исходить как «сверху», так и «снизу». Разница обычно проявляется в подходах, которые можно условно разделить на «жесткий» (предполагает мониторинг, централизованный контроль) и «свободный» (предполагает вовлеченность граждан, изменение поведенческих моделей и снятие барьеров). Парадигма модели «сверху» предусматривает систему планирования всего города, включая физические активы. Модель «снизу» - это открытая платформа, которая поддерживает создание модулей и различных приложений и доступ к ней
других участников. В качестве примера модели «сверху» можно назвать систему водоснабжения Сингапура, где на государственном уровне было принято решение внедрить систему подключенных к сети счетчиков для предотвращения утечек воды. Примером модели «снизу» служит программа EcoMap в Амстердаме, которая сличает данные со счетчиков и других баз данных для создания приложений и информационных порталов (mashup).
Существуют программы, финансируемые и координируемые ЕС и направленные на вовлечение граждан в проекты по созданию умных городов. В качестве примера можно привести проект SMARTiP (Smart Metropolitan Areas Realized Through Innovation and People), координируемый Манчестерским агентством цифрового развития (Manchester Digital Development Agency).
На постройку города Сондо в Южной Корее ушло 35 млрд долл. Здесь проводятся испытания так называемого повсеместного телеприсутствия -несколько тысяч домов оснащены интерактивными двусторонними экранами. В городе будут установлены стадионы, где в 2014 г. пройдут Азиатские игры
В экологически чистом городе Масдар в Абу-Даби, который начали строить в 2008 г., переплелись традиционная арабская архитектура и высокие технологии.
Здесь будут дома, специально сконструированные, чтобы создавать тени, и электрические машины без водителя
№ 3 • 2012 ВеК| КАЧЕСТВА
63
Е \
ЕЕ •••
АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА
ЕН
Н
ПРОГНОЗЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
К 2015 г. в районе Парадеш городского округа Порту (Португалия) вырастет экологичный город PlanIT Valley, наполненный технологиями представляющий собой максимально замкнутую с точки зрения окружающей среды систему. Головной компьютер, получая информацию от множества разнообразных датчиков, будет управлять системами жизнеобеспечения всей инфраструктуры, контролировать расход воды и электричества
3
3
программные приложения mashup и программный интерфейс прикладных задач (API); смартфоны;
технологии позиционирования (GPS, Глонасс);
камеры и обработка изображений; технологии M2M (machine-to-machine) и счетчики/считывающие устройства; технологии радиочастотной идентификации и NFC (беспроводная связь ближнего радиуса действия); технологии «дополненной реальности» на мобильных устройствах.
С точки зрения внедрения ИКТ, проекты «с нуля» позволяют достичь большего в более короткие сроки. Использование инновационных технологий дает ощутимые результаты и вдохновляет на дальнейшее развитие ИКТ-инфраструктуры. Тем не менее реализация таких проектов ограничена масштабами городских поселений. Например, город Масдар в ОАЭ рассчитан на 50 тыс. жителей, что несопоставимо с городами-миллионниками.
С другой стороны, модернизация существующих городов также имеет свои ограничения: заменить существующие городские системы иногда практически невозможно, потому что на них зиждется городское хозяйство.
К счастью, сегодня существует ряд технологий, способствующих решению проблем городского хозяйства:
3 развитие 1Р-сетей, ставших основой для предоставления услуг гражданам;
3 Те!еРгеБепсе и видеоконференцсвязь;
Интернет-инструмент ЕсоМар позволяет по всему миру информировать жителей городов об изменении климата
власти имеют право формировать собственную политику в рамках своих географических границ. В Великобритании же власти практически не имеют возможности напрямую влиять на городское планирование.
Ограниченные бюджеты, географические границы, организационная структура, политические ограничения, урезанные полномочия - все это может препятствовать реализации программы модернизации. Другой проблемой мо-
Новые бизнес-модели
1. Распространение облачных и SaaS-моделей, подразумевающих использование организациями оборудования и ПО, которое им не принадлежит.
2. Mashup-модели, которые позволяют использовать имеющуюся в различных базах данных и источниках информацию при создании новых инновационных сервисов и приложений.
3. Крауд-сорсинг (crowdsourcing) и ПО с открытым исходным кодом дают возможность привлекать более широкие массы к развитию контента и ПО.
4. Частно-государственное партнерство как новая форма реализации инфраструктурных проектов.
Барьеры на пути развития умных городов
Несмотря на развитие и распространение технологий, прогресс в сфере строительства «умных» городов во всем мире пока еще относительно скромен. Основной барьер - это ограниченные возможности муниципальных властей. Большинство администраций городов не имеют достаточных полномочий или ресурсов для реализации полномасштабных цифровых проектов. Например, во Франции, в Испании и США муниципальные
Расположившийся в трех часах езды от Мумбаи, самый известный умный город Индии Лаваса разработан таким образом, что дома расположены на склонах гор - подальше от изнуряющей летней жары
жет стать отсутствие соответствующей экспертизы или осознания необходимости инноваций, а подчас даже боязнь таких перемен.
Вместе с тем уже можно констатировать, что умные города становятся реальностью. Есть десятки примеров реализации концепции умных городов - например, Неаполис (Кипр), Сонгдо и Инчхон (Южная Корея), Джазан (Саудовская Аравия), Лаваса (Индия), Уси, Хушань, Донгтан (Китай), Масдар (ОАЭ), Долина PlanIT (Португалия). И этот процесс будет продолжаться.
Компания Cisco активно продвигает концепцию умного города и уже реализовала ряд проектов по строительству умных и подключенных сообществ (Smart+Connected Communities - S+CC). Городские власти в разных странах мира выбрали решения Cisco в качестве главной составляющей своих программ по городскому планированию. Подразделение консультационных услуг в области перспективных технологий Cisco (Cisco Emerging Solutions Advisory) принимало активное участие в разработке мастер-планов ИКТ для таких проектов, как сообщество Rampart’s Avenir™ в Эдмонтоне (Канада), города Сонгдо и Инчхон в Южной Корее, центр инноваций в районе 22@ (пригород Барселоны) и др. ■
По материалам компании Cisco
64
ВеК КАЧЕСТВА № 3 • 2012