УДК 008.001
Т. А. Ладыгина
М. А. Беляева
специалист по обеспечению сохранности культурного наследия, МБУ «Красноуфимский краеведческий музей», соискатель степени кандидата культурологии E-mail: muzey-kr.okn@mail.ru
д-р культурологии, проф. кафедры социокультурного развития территории, Екатеринбургская академия современного искусства E-mail: 2012marysia@mail.ru
ГОРОД ЗЕМСКИХ ТРАДИЦИЙ: В ПОИСКАХ УНИКАЛЬНОГО ОБРАЗА УРАЛЬСКОГО ГОРОДА
Отмечается, что на фоне общей тенденции снижения производственной базы уральских городов, особенно малых - с населением до 50 тыс. человек, существует потребность в альтернативных источниках их развития, связанных с культурной сферой, но в то же время узок круг специализированных институтов, способных участвовать в осмыслении феномена места, формировании и продвижении территориальных брендов, тем более что для малых городов не применим опыт брендирования областных центров и столичных мегаполисов.
Авторы, основываясь на анализе научной литературы и собственном опыте работы в музейной сфере, стремятся ответить на вопрос: как использовать культурное наследие и современные культурные практики для формирования уникального и привлекательного образа малого уральского города в сознании жителей, инвесторов, гостей. На примере Красноуфим-ска (Свердловская область, 38 тыс. жителей) показан ход разработки концепции городского бренда (2009-2018 гг.), представлены альтернативные варианты и итоговая концепция (2015-2018 гг.), опирающаяся на историю города, связанную с земским периодом в его развитии (1870-1917 гг.), и кратко выражающаяся слоганом: «Красноуфимск - город земских традиций».
Говорится о необходимости разработки культурологической теории создания городских брендов, представлено авторское видение понятий: «бренд», «бренд города», «брендинг города»; анализируется опыи применения «музейной модели» брендинга малого города, в ядро которой заложено культурное наследие территории, а в качестве основного инструмента его актуализации и воздействия на массовое сознание используется потенциал местных музеев.
Представленный опыт работы и теоретический базис может быть полезен для музеев и иных многопрофильных учреждений культуры, взаимодействующих с населением и участвующих в формировании уникального образа своих территорий, прежде всего малых уральских городов. Эта работа может дополнить существующие программы регионального и муниципального развития в Уральском федеральном округе.
Ключевые слова: образ места, бренд, малый уральский город, брендинг города, традиционная культура, земские традиции, музей, музейные коммуникации
Для цитирования: Ладыгина, Т. А. Город земских традиций: в поисках уникального образа уральского города / Т. А. Ладыгина, М. А. Беляева // Вестник культуры и искусств. -2019. - № 1 (57). - С. 62-72.
62
В ХХ1 в. изменился характер производства материальных благ и выросла роль информационных технологий. Крупные города в этих условиях выиграли за счет улучшения экологической ситуации от закрытия вредных производств и передислокации рабочих кадров в быстро развивающуюся сферу услуг, а малые города, наоборот, проиграли. Особенно это заметно в Уральском регионе - «колыбели горнозаводской цивилизации», сделавшей Россию в свое время самой индустриальной страной мира. Благополучие многих уральских городов определялось наличием градообразующих предприятий, с их закрытием появилась потребность поиска других путей привлечения инвестиций.
Возможно ли изменить вектор городского развития к лучшему на основе имеющихся природно-рекреационных и культурных ресурсов? Российский и зарубежный опыт последних десятилетий показывает: если возникает «феномен места», т. е. притягательной и значимой для формирования культурной идентичности среды, то это положительно сказывается на ее восприятии внутренним городским сообществом и внешним миром, способствует привлечению внимания на разных уровнях (власть, бизнес, рядовой потребитель) и как результат обеспечивает условия для преодоления стагнации территории. Однако феномен притягательного места, наполненного разными смыслами и интересными брендами, не появляется сам по себе, его нужно создавать.
В последние годы тема брендинга как процесса создания и продвижения запоминающегося образа товаров и услуг оказалась популярной, и это не мимолетная мода, а объективный тренд развития общества потребления. Обладать брендом - значит обладать чем-то уникальным, желанным и незаменимым для потребителя, эта тенденция действует и в отношении территорий: «Современная Россия -это "страна регионов", каждый из которых ищет свое "лицо" в пространстве "культурной географии"» [3, с. 494].
Существует много определений и трактовок понятия бренд в отношении территории. Бренд
территории (города) - это уникальный эмоционально позитивный образ, обусловленный природными, историческими, производственными, социально-культурными и др. особенностями территории, ставший широко известным общественности [6]; это городская идентичность, системно выраженная в ярких и привлекательных идеях, символах, ценностях, образах и нашедшая максимально полное и адекватное отражение в имидже города [7, с. 41].
На наш взгляд, бренд города - понятие, существующее в двух измерениях. В широком смысле это уникальная идея, отражающая «дух места», призванная объединить городское сообщество и сформировать территориальную идентичность жителей. В узком -это конкретная достопримечательность, отдельная единица культурного ландшафта, имеющая как положительные, так и отрицательные ассоциации (гордость или «боль» жителей) и привлекающая внимание внешнего сообщества к данной территории. В брендах города находят свое отражение культурное наследие (архитектура, известные деятели, уникальные события и др.) и современные культурные практики, в том числе обусловленные спецификой региональной и национальной культуры (язык, фольклор, городская мифология, ремесла, гастрономия, фестивали, конкурсы) или связанные с высокотехнологичной научной деятельностью, устремленной в будущее (например, г. Иннополис с населением всего - 102 человека, основанный в 2012 г. на территории Татарстана). Интегра-тивная сумма конкретных брендов образует целостный феномен места.
Актуальность проблемы формирования самобытного образа территории на практике предопределила появление устойчивого интереса к этой проблематике в науке прежде всего с экономических, политических и социологических позиций (И. С. Важенина, Д. А. Визга-лов, Е. А. Горбатая, М. В. Минина). Культурологическая составляющая теории создания и продвижения городских брендов косвенно находит свое отражение в трудах уральских исследователей различных аспектов регио-
63
нальной культуры и организации городских пространств (Т. Ю. Быстрова, Е. Е. Захарова, Г. М. Казакова, Н. Ю. Ланцевская [см.: 2; 9; 10; 13]), но в целом только еще формируется: нет определенности в понимании бренда как единицы культурного ландшафта, а не экономической категории, связанной с поведением потребителя и ценовой политикой производителя; нет культурологического обоснования выбора предпочтительных стратегий бренди-рования: одни города идут по пути мифологизации культурного наследия, другие активно используют пиар современных культурных практик, уже существующих или специально создаваемых для ревитализации территории и наполнения повседневности жителей новыми формами занятости и досуга.
Кроме того, осмысление феномена места, его культурных кодов и их последующего продвижения требует финансовых и кадровых ресурсов, но у муниципалитетов малых городов отсутствуют возможности привлечения именитых экспертов со стороны, поэтому изыскиваются внутренние ресурсы (например, связанные с музейными культурными институциями).
Независимо от профиля музеи малых городов проводят краеведческую работу, являются хранителями исторической памяти и трансляторами «публичной истории», способствуя формированию городской идентичности, воспитанию чувства родины у детей и молодежи (О. В. Беззубова, А. А. Никифорова, З. А. Овчинникова, Л. Г. Скульмовская). Помимо выполнения главной культурной миссии, наметилась тенденция наделения их дополнительными полномочиями по разработке территориальных брендов и развитию внутреннего туризма: «Современный музей выступает не только хранителем культурного наследия и транслятором традиций, но всё чаще рассматривается как фактор укрепления стабильности и привлекательности территории (региона, города), поскольку, как правило, именно желание посетить тот или иной музей инициирует туристскую поездку» [16, с. 81].
Опыт, накопленный городом Красноу-фимском в процессе поиска своего целостного образа, тоже заслуживает внимания и претендует на уникальность как минимум на уровне Свердловской области.
Вопрос о необходимости создания уникального образа Красноуфимска обсуждается с начала нулевых годов текущего столетия. Первая попытка конструирования городского бренда отражена в «Стратегии социально-экономического развития городского округа Красноуфимск на период до 2020 года» (утверждена в 2009 г.). В этом программном документе определена миссия города: «Крас-ноуфимск... исторический, устойчиво развивающийся промышленно-торговый, коммуникационно-транспортный и спортивно-ре-креационно-оздоровительный центр Среднего Урала» [20].
В качестве одного из конечных ориентиров стратегического развития обозначено: «Продвижение нового имиджа Красноуфим-ска, в котором исторические традиции сочетаются с новыми чертами, в регионе Свердловской области и за его пределами на основе новых информационных технологий и сетевого сотрудничества» [Там же]; слоган городского развития, предложенный разработчиками: «Город, где интересно жить, работать, учиться и отдыхать» [Там же].
В представленной официальной концепции формирования образа Красноуфимска присутствует идея сочетания традиций и новаций («исторические традиции сочетаются с новыми чертами»), что очень ценно, а формулировка слогана, на наш взгляд, выглядит размытой, безликой. И, как показало время, попытка позиционировать Красноуфимск в заявленном направлении оказалась безуспешной, так как город, в котором «интересно жить, работать, учиться...», - это светлый и универсальный идеал любого процветающего города, а не уникальная характеристика.
Интерес к поиску «непроявленных смыслов» Красноуфимска вновь усилился в 20142016 гг., в результате сформировалось несколь-
64
ко направлений, по которым город может развиваться, усиливая притягательность места.
Первый вектор поиска «духа места» связан с историей основания города и казачеством [см.: 4]. Красноуфимск возник как город-крепость и этим отличается от многих других городов уральской глубинки, появившихся благодаря становлению горнозаводских промыслов. История красноуфимского казачества ведется с момента основания крепости (1734 г.) и защиты близлежащих территорий (г. Кунгур). В первые полвека существования города казаки составляли большинство населения. В советское время по понятным причинам традиции казачества были утрачены, а их возрождение в Красноуфимске началось сравнительно недавно. В 2012 г. инициативной группой при поддержке протоиерея А. Рыжакова (настоятеля Свято-Троицкого собора) были проведены несколько встреч с атаманами, выбранными в 1990-х гг., старейшинами казачества и представителями городской администрации и выработаны направления деятельно -сти казачьей организации:
• создание кадетского корпуса для воспитания молодежи;
• охрана казачьими отрядами муниципальной собственности и общественного порядка;
• образование этнокультурных хуторов для привлечения туристов в Красноуфимский район.
Объединение казаков не учитывает административных границ муниципальных образований города Красноуфимска и Красноуфим-ского района. В связи с этим можно говорить скорее о региональном, а не муниципальном бренде. Например, казачий «Атамановский» хутор сегодня реально действует и привлекает интерес местных жителей и гостей, но расположен он за пределами Красноуфимска, там же, за его пределами, остается и его экономическая выгода.
Второе направление - это ярмарочное прошлое и настоящее города, отсюда позиционирование Красноуфимска как «купеческого города». Но на фоне Ирбитской ярмарки, которая своей историей и современным разма-
хом привлекает внимание многих участников из УФО и других регионов, местным ярмаркам сложно выдерживать конкуренцию. Ярмарки в Красноуфимске организуются традиционно два раза в год: летом - в День города (Фестиваль уральских промыслов и ремесел «Крас-ноуфимская ярмарка»), зимой - перед новогодними праздниками (Зимняя Никольская ярмарка). Принимают в них участие в основном местные ремесленники и покупатели, объем продаж невелик. Ярмарки выполняют функцию праздничного оформления основного события (День города, Новый год) и не являются «изюминкой». В 2014 г. администрация города попыталась усилить самобытность местной ярмарки за счет «вброса» темы чайного пути и воплотила ее в разовом мероприятии «НеобыЧАЙная ярмарка», но продолжения пока не последовало.
Третье направление формирования уникального образа города связано с наличием палеонтологического наследия - останков древней акулы (геликоприона), обитавшей в Пермском море более 250 млн лет назад. В современной массовой культуре образ акулы имеет такие коннотации: «акулы пера», «акулы большого бизнеса», «челюсти», в широком смысле - что-то рискованное, агрессивное, доминирующее, и абсолютно не соотносимое со спокойной и размеренной жизнью маленького провинциального города. В буквальном палеонтологическом ракурсе это наследие интересно узкой целевой аудитории, готовой к восприятию специфичной научной терминологии. Кроме того, в соседнем Кунгуре (Пермский край) тема наследия древнего моря начала освещаться раньше; и тот факт, что в районе Кунгура и прилегающих окрестностей в отложениях Пермского моря преобладают останки растительного мира, а в Красноуфим-ске - животного, не избавляет от ощущения повтора.
Таким образом, в продвижении ярмарочного и палеонтологического наследия Красно-уфимска просматривается повтор чужого опыта и, как следствие, невыигрышная конкуренция с соседними территориями.
65
Все обозначенные направления поиска уникального образа уральского города заслуживают внимания. Администрацией Красноу-фимска, общественными объединениями и профессиональным сообществом из числа работников культурных институций города предпринимались конкретные шаги на пути брендинга, но, чтобы двигаться дальше, необходимо было найти новое решение.
В 2015 г. в рамках Мизеровских историко-краеведческих чтений, организованных музеем «Красноуфимская земская больница», была представлена концепция бренда «Красноу-фимск - город земских традиций», которая учитывала и в какой-то мере объединяла накопленный опыт брендирования города [1].
Бренд города несет в себе духовные и материальные смыслы. В духовном отношении главное - это формирование городской идентичности и патриотизма жителей, включение их в творческую деятельность, расширяющую культурное пространство города; в материальном смысле наиболее значимо привлечение туристов и инвестиций, создание рабочих мест и совершенствование качества кадрового ресурса, повышение конкурентоспособности территории.
На наш взгляд, предложенный концепт отвечает этой цели, так как идея бренда базируется на ярком периоде расцвета города -земском (1870-1917 гг.), когда в Красноуфим-ском уезде наблюдалось активное развитие купечества, земской медицины, образования и культуры, науки и промышленности, специализировавшейся на производстве сельскохозяйственных машин и оборудования.
Красноуфимск являлся крупным уездным центром, равноудаленным от Перми, Уфы и Екатеринбурга. Уездная больница, построенная на Дивьей горе в 1886 г., занимала лидирующие позиции в рейтинге лечебных учреждений Пермской губернии, в городе работали многие выдающиеся врачи, известные своей самоотверженностью и милосердием (Мизеров, Сенкевич, Самойлов и др.). Открывшееся в 1875 г. реальное училище становится лучшим в Российской империи. Строительство
железной дороги способствует расширению торговых связей и укреплению экономики города. Развивается духовно-просветительская деятельность - открывается первая городская общественная библиотека, краеведческий музей, строятся три православные церкви, две часовни и мечеть. В это время было написано много научных статей по медицине, статистике и палеонтологии, появляются первые палеонтологические коллекции. Земская управа поддерживала развитие кустарных производств, велась активная застройка города, архитектурный облик которого сложился именно тогда.
Для городского пейзажа Красноуфимска конца XIX в. характерно арочное оформление оконных проемов и въездных ворот одно- и двухэтажных деревянных, каменных и полукаменных домов, краснокирпичных зданий. Для неповторимости фасадов в их украшениях использовалась разнообразная деталировка: «. это и кронштейны козырьков при входе в дом; аттики, усиливающие силуэт фасада; и наличники с килевидными и цилиндрическими завершениями, с витыми колонками; прорезная резьба, заполняющая стеновые панели. . Сочетание кирпича и металлической решетки дает эффект контраста, монументальности и ажура» [18, с. 31].
В слогане «Красноуфимск - город земских традиций» сочетаются зримые и незримые культурные смыслы. Узнаваемая визуальная картинка городского культурного ландшафта складывается из зданий и сооружений, построенных в земское время и определяющих исторический облик города. Это здание железнодорожного вокзала, церковь Александра Невского и еще 17 архитектурных объектов культурного наследия областного значения. Их визуализация усилена наличием табличек с QR-кодами - графическими изображениями штрих-кодов, которые были разработаны и развешаны силами работников Красноуфим-ского краеведческого музея и привлеченной общественности в 2017 г. И теперь, благодаря современным цифровым технологиям (вот оно - неизбежное сочетание традиций и новаций!), можно быстро получить краткую ис-
66
торическую информацию о каждом из объектов [см.: 11].
Архитектура города - это физическая реальность, ценная не только как культурное наследие и произведение искусства, но и пространство незримых смыслов, связанных с образом жизни горожан того времени, с традициями повседневной культуры.
«Красноуфимск - город земских традиций», ключевым понятием в этом слогане является традиция (от лат. traditio - 'передача'), обозначающая «... такой способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, который обеспечивает устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох» [21, с. 539]. Понятие традиция имеет положительные и отрицательные смыслы. Положительная коннотация заключается в силе традиции, выполняющей роль «духовной скрепы», цементирующей общество и обеспечивающей культурную преемственность. Отрицательные ассоциации сосредоточены на косности традиции, ее противостоянии инновациям, развитию и обновлению. И то, и другое верно в отношении традиции и традиционной культуры в целом.
А. Я. Флиер отмечает, что для традиционной культуры характерно: «. преобладание экстенсивных технологий (материального, социального, интеллектуального производства)... преобладание коллективистских форм сознания и поведения над персонально-личностными. отсутствие / формальная имитация институтов гражданского общества. отсутствие приоритета знания над статусом.», и общий вывод признанного российского культуролога таков: «ТК - неустранима, и речь может идти о масштабах ее распространения или локализации.» [Там же, с. 540].
Если образ «акулы» никак не вяжется с маленьким провинциальным городом, то отсылка к традиции, во всей полноте ее положительных и отрицательных звучаний, культуро-сообразна российской провинции, особенно живущей сельским хозяйством, как в случае Красноуфимского района Свердловской области. Но речь именно о традиции, а не «тради-
ционной культуре», которая не согласуется с общей атмосферой земского периода в России в целом и на Урале в частности. Земские учреждения, являясь выборными органами местного самоуправления, были прогрессивными для своего времени, объединяли лучшие умы из числа представителей дворянства и местной интеллигенции, имели печатные издания для пропаганды своих достижений [19]. Те технологии, которые земства стремились укоренить в производстве и общественной жизни (медицина, народное образование и культурное просвещение, страхование, почтовое дело, статистический учет общественно-экономических процессов), не назовешь отсталыми и экстенсивными. Поэтому в предлагаемой концепции брендинга г. Красноуфим-ска используется понятие традиция без аллюзий на традиционную культуру.
Но учитывая биполярность смысла понятия традиция, мы не исключаем возможность неверной трактовки предложенного образа -сведение его к прошлому, что порождает неоправданные ожидания потребителя «покататься на машине времени». Следует отметить, что такой путь брендирования имеет большой спрос в туристической индустрии. Места, в которых время как бы застывает, вызывают интерес. Как правило, это культурный продукт для внешнего потребления, представляющий своеобразный иммерсивный театр из исторических «декораций» и работников этого «культурного производства», одетых в костюмы соответствующей эпохи.
Мы считаем, что разрабатываемая концепция бренда «Красноуфимск - город земских традиций» не сводима к «воспоминанию о прошлом» и рассчитана прежде всего на внутреннего потребителя - самих красноу-фимцев. Земские традиции - это не «ряженые» горожане на фоне архитектуры земского периода, а то, что объединяет общество в духовном смысле и может рассматриваться как основа, которая позволяет сохранять целостность и самобытность в процессе развития, некая связующая нить между прошлым и будущим через настоящее.
67
Одна из задач формирования образа места - сохранение и актуализация культурного наследия, демонстрация того, чем в данное время может гордиться Красноуфимск и что можно задействовать в будущем. Вот некоторые примеры.
1. В научной области: продолжается изучение древних отложений Пермского моря -проводятся палеонтологические семинары, в том числе международного уровня, палеонтологическая коллекция краеведческого музея пополняется современными находками.
2. В области культуры: более 100 лет ведет просветительскую работу Красноуфим-ский краеведческий музей, основанный в 1912 г. (подробнее о современных музейных практиках по актуализации культурного наследия города см.: [11]), другой интересной культурной достопримечательностью города является музей «Красноуфимская земская больница» (филиал Свердловского областного музея истории медицины), созданный в 1988 г., когда сохранившиеся павильоны уездной больницы были музеефицированы [15]. Музей, окруженный двухуровневым столетним парком, очень красив, а по своим экспонатам уникален не только на российском, но и мировом уровне. На его территории пять павильонов, богатая экспозиция которых позволяет проследить, как развивалась уездная медицина в период 1828-1927 гг. Музей хорошо встроен в культурную жизнь города и сохранение его традиций: например, ежегодно там проводится День памяти медицинских работников [5].
3. В области образования: Красноуфимский аграрный колледж, созданный на базе реального училища, в 2016 г. отметил 140-летие (!). За это время подготовлены десятки тысяч квалифицированных кадров для нужд сельского хозяйства. В конце XIX в. в Красноуфимске, кроме промышленного училища и трехклассной женской прогимназии, были два мужских и одно женское двухклассные училища, Кирил-ло-Мефодьевское смешанное училище, церковноприходская и низшая сельскохозяйственная школы. В 1901 г. было открыто
Красноуфимское городское училище в 3-классном составе, преобразованное в 1914 г. в Красноуфимское высшее начальное училище; в 1919 г. создан педагогический колледж, сегодня широко известный в регионе; с 1962 г. успешно работает филиал Областного медицинского колледжа.
4. Логистика: Красноуфимская железная дорога представляет собой мощный транспортный узел с многочисленными железнодорожными организациями и службами. Здание железнодорожного вокзала является не только историческим символом индустриального расцвета города, но и главными транспортными воротами современного города.
5. В общественно-политической сфере продолжателями традиций земских органов самоуправления являются: хуторское казачье общество «Хутор Красноуфимский»; городской Совет ветеранов и общественное военно-патриотическое объединение «Инвалиды войны»; Красноуфимское общество краеведов; творческое объединение художников «Арт-Яр», предпринимательское сообщество.
Таким образом, бренд «город земских традиций» - это комплекс характеристик и направлений развития Красноуфимска, в том числе по производству культурных смыслов, которые его выигрышно выделяют из ряда других провинциальных городов УФО:
• наличие «своей» темы научных исследований в области палеонтологии (международное значение);
• наличие музейных площадок, в том числе уникальной специализации - земской медицины (национальное значение);
• стратегический транспортный узел на пути из Урало-Сибирского региона в центр России (национальное значение);
• наличие центра казачьей культуры (региональное значение);
• наличие крупного центра профессионального образования (региональное значение);
• наличие ярмарочных торговых площадок - самых больших в Предуралье (региональное значение);
68
• уникальный архитектурно-ландшафтный комплекс улиц земского города (региональное значение);
• активность местного самоуправления в духе земских традиций (муниципальный уровень).
В процессе формирования уникального образа города в период 2015-2018 гг. и в настоящее время ведется планомерная работа по выстраиванию коммуникаций с разными целевыми группами (горожане, власть, бизнес-сообщество, туристы). В этом процессе необходимо учитывать, что в малых городах «делается больше, чем демонстрируется, и многие проекты страдают от недостатка известности» [14, с. 30]. Представители краеведческого музея готовят информационные материалы для местных и областных СМИ, участвуют в тематических конференциях и семинарах, налаживают сотрудничество с туристическими агентствами, используют потенциал современных цифровых технологий для дистантного общения с потенциальным потребителем [Подробнее см.: 12].
В ходе дальнейшего продвижения городского бренда еще предстоит провести работу по разработке логотипа. Главное не допустить одну из типичных ошибок брендирования -сведения всей работы к созданию логотипа: «Бренд города - это не запоминающиеся логотипы, не дорогостоящая реклама, бренд города - это его духовная основа» [8, с. 47].
***
Поиск уникального образа, объединяющей и вдохновляющей идеи, т. е. своего бренда, - актуальная задача для многих уральских городов. История возникновения города Крас-ноуфимска (город-крепость), сельскохозяйственная специализация, активность органов
самоуправления в земский период и настоящее время отличает его от других уральских городов-заводов, синергетический эффект которых воплотился в уникальном феномене «горнозаводской цивилизации», но вместе с этим каждый город в отдельности «понес имиджевые потери» в виде типичного культурного ландшафта, возникшего в силу градостроительных норм, подчиняющихся технологическим особенностям «железоделательного» и прочих горнорудных промыслов.
Брендинг города - это процесс «производства» бренда, т. е. концептуальное моделирование его образа и выбор средств продвижения данного образа в массовое сознание на основе социального партнерства между официальными институциями и городским сообществом. В малых городах этот процесс имеет свою специфику с учетом сложившейся повседневности и имеющейся инфраструктуры. Как правило, в малых городах Урала есть музейные учреждения, и именно они должны играть ключевую роль в формировании «феномена места».
Представленный опыт разработки концепции образа малого уральского города на примере Красноуфимска укладывается в такую модель, которая может быть названа музейной, поскольку в ядро концепции заложено его культурное наследие, а основным инструментом сохранения и актуализации этого наследия являются музеи. Ключевая идея бренда - «Крас-ноуфимск - город земских традиций» - выстроена на знании истории города и претендует на уникальность в региональном масштабе. В качестве инструмента воздействия на массовое сознание выбраны музейные коммуникации, в данной статье мало освещенные, но представленные в других работах авторов.
1. Алексейчик, Л. Е. О концепции «земского» бренда Красноуфимска / Л. Е. Алексейчик, Т. А. Ладыгина, Б. В. Соколов // V Мизеровские историко-краеведческие чтения : материалы межрегин. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2015. - С. 121-127.
2. Беззубова, О. В. Музей и политика памяти / О. В. Беззубова // Международный журнал исследований культуры. - 2016. - № 3(24). - С. 76-84.
3. Беляева, М. А. Региональная культура / М. А. Беляева // Прикладная культурология : энцикл. / сост. и науч. ред. И. М. Быховская. - Москва : Согласие, 2019. - С. 487-495.
69
4. Быстрова, Т. Ю. Система расселения Урала как объект наследия и фактор развития региона (Ч. 2) / Т. Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2018. - №3 (38). - С. 45-51.
5. В музее «Красноуфимская земская больница» прошел День памяти медицинских работников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minzdrav.midural.ru/news/show/id/2100.
6. Важенина, И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 6.
7. Визгалов, Д. Брендинг города / Д. Визгалов. - Москва : Фонд «Институт экономики города», 2011. - 160 с.
8. Горбатая, Е. А. Бренд города и особенности социального поведения горожан / Е. А. Горбатая // Брендинг малых и средних городов России: опыт, проблемы, перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. М. Бритвин. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2012. - С. 45-48.
9. Захарова, Е. Е. Общественные пространства как факторы социокультурного развития локальных территорий / Е. Е. Захарова // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 122-126.
10. Казакова, Г. М. Региональная идентичность, вернакулярный район и российский «низовой регионализм» / Г. М. Казакова // Вестник культуры и искусств. - 2016. - № 4 (48). - С. 53-58.
11. Ладыгина, Т. А. Включение арт-практик в городские туристические маршруты: опыт Красноуфим-ского краеведческого музея / Т. А. Ладыгина // Антропология города: социокультурные стратегии в полиэтничном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск, 2018. - С. 119-121.
12. Ладыгина, Т. А. Новые музейные коммуникации: цифровая перезагрузка [Электронный ресурс] / Т. А. Ладыгина, М. А. Беляева // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2018. -№ 4. - Режим доступа : https://sfk-mn.ru/PDF/09KLSK418.pdf.
13. Ланцевская, Н. Ю. Провинциальный город в поисках бренда / Н. Ю. Ланцевская // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 11 (340). - Серия: Философия. Социология. Культурология. - Вып. 32. - С. 116-119.
14. Минина, М. В. Брендинг малых и средних городов Российского Севера и Сибири / М. В. Минина// Вестник государственной полярной академии. - 2014. - № 2 (19). - С. 27-37.
15. Музей Красноуфимской земской больницы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ekmap.ru/museums/1896.
16. Никифорова, А. А. Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики / А.А. Никифорова, Л. Г. Скульмовская // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 2 (54). - С. 80-88.
17. Овчинникова, З. А. Музей в контексте социально-культурных трансформаций информационного общества / З. А. Овчинникова // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 3 (51). - С. 43-48.
18. Путешествие в Красноуфимск. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011. - 144 с.: ил.
19. Семенченко, И. В. Деятельность земств на Урале (1900-1919 гг.) : автореф. ... д-ра ист. наук / И. В. Семенченко. - Оренбург, 2010. - 48 с.
20. Стратегия социально-экономического развития городского округа Красноуфимск на период до 2020 // Официальный сайт «Муниципальное образование городской округ г. Красноуфимск». - Режим доступа: https://go-kruf.midural.ru/article/show/id/179.
21. Флиер, А. Я. Традиционная культура / А. Я. Флиер, Т. В. Глазкова // Прикладная культурология : энцикл. / сост. и науч. ред. И. М. Быховская. - Москва : Согласие, 2019. - С. 539-543.
Получено 14.01.2019
70
T. Ladygina
M. Belyaeva
Specialist on preservation of the cultural heritage, local history museum, Competitor of scientific degree of Candidate of Culturology E-mail: muzey-kr.okn@mail.ru
«Sociocultural Development of the Territory», Ekaterinburg Academy of ContemporaryArt E-mail: 2012marysia@mail.ru
Doctor of Culturology, Professor of department
CITY OF ZEMSKY TRADITIONS: IN SEARCH OF A UNIQUE IMAGE OF THE URAL CITY
Abstract. In this article authors note that on the background of the common tendency of decreasing production basis of the Ural cities, especially small ones with a population of up to 50 thousand people, there is a need for alternative sources of their development related to the cultural sphere, but at the same time a narrow circle specialized institutions that are able to participate in understanding the phenomenon of a place, the formation and promotion of territorial brands, especially since small cities do not apply the experience of branding of regional centers and metropolitan megalopolises.
The authors, based on the analysis of scientific literature and their own experience in the museum field, seek to answer the question: how to use cultural heritage and modern cultural practices to create a unique and attractive image of a small Ural city in the minds of residents, investors, guests. On the example of the city of Krasnoufimsk (Sverdlovsk region, 38 thousand inhabitants) the development of the concept of the city brand (2009-2018) shows the alternatives and the final concept (2015— 2018). The concept is based on the history of the city associated with the Zemstvo period in its development (1870—1917), and is briefly expressed by the slogan: «Krasnoufimsk is a city of Zemsky traditions».
The authors talk about the need to develop a cultural theory of the urban brands creation and represent the author's understanding of the concepts: «brand», «city brand», «city branding»; The authors adhere to the «museum model» of the branding of a small city, the core of which is the cultural heritage of the territory, and the potential of local museums is used as the main tool for its actualization and impact on the mass consciousness.
The presented work experience and theoretical basis can be useful for museums and other multi-cultural institutions that interact with the population and participate in the formation of a unique image of their territory, first of all, small Ural cities. This work can complement existing programs of regional and municipal development in the Urals Federal District.
Keywords: image of a place, small Ural city, brand, city branding, tradition, traditional culture, museum, museum communications
For citing: Ladygina T., Belyaeva M. 2019. City of Zemsky Traditions: in Search of a Unique Image of the Ural City. Culture and Arts Herald. No 1 (57): 62—72.
1. Alekseichik L., Ladygina T., Sokolov B. 2015. About the concept of «zemsky» brand Krasnoufimska. V Mizerovskie istoriko-kraevedcheskie chteniya [V Mizerovskiy local history reading]. Ekaterinburg. P. 121-127. (In Russ.).
2. Bezzubova O. 2016. The Museum and the politics of memory. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury [International journal of cultural studies]. No 3 (24): 76-84. (In Russ.).
3. Belyaeva M. 2019.The regional culture. Prikladnaya kul'turologiya. Entsiklopediya [Applied cultural studies. Encyclopedia]. Compiler and science editorI M. Bykhovskaia. Moscow: Soglasie. 846 p. P. 487-495. (In Russ.).
4. Bystrova T. 2018. The system of resettlement of the Urals as object heritage and factor in the development of the region (P. 2). Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN [Academic Bulletin UralNIIproekt RAASN]. No3 (38): 45-51. (In Russ.).
5. V muzeye «Krasnoufimskaya zemskaya bol'nitsa» proshel Den' pamyati meditsinskikh rabotnikov [In the museum "Krasnoufimsk Zemstvo Hospital" was the Day of memory of medical workers] [Electronic resource]. Available from: http://minzdrav.midural.ru/news/show/id/2100. (In Russ.).
6. Vazhenina I. 2006. The image and reputation of the territory as the basis of promoting the competitive environment. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad]. No 6. (In Russ.).
7. Vizgalov D. 2011. Brending goroda [Branding the city]. Moscow: Fond «Institut ekonomiki goroda». 160 p. (In Russ.).
References
71
8. Gorbataia E. 2012. Brand of the city and features of social behavior of citizens. Brending malykh i srednikh gorodov Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Branding of small and medium-sized cities in Russia: experience, problems, prospects]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. 300 p. P. 45-48. (In Russ.).
9. Zakharova E. 2017. Public spaces as factors of socio-cultural development of local territories. Culture and Arts Herald. No 2 (50): 122-126. (In Russ.).
10. Kazakova G. 2016. Regional identity, vernacular region and Russian "grassroots regionalism". Culture and Aits Herald. No 4 (48): 53-58. (In Russ.).
11. Ladygina T. 2018. The inclusion of art practices in urban tourist routes: the experience of the Krasnoufimsky Museum of local lore. Antropologiya goroda: sotsiokul'turnye strategii v polietnichnom obshchestve [Anthropology of the city: socio-cultural strategies in a multiethnic society]. Chelyabinsk. P. 119-121. (In Russ.).
12. Ladygina T., Belyaeva M. 2018. New Museum communications: digital reboot [Electronic resource]. Mirnauki. Sotsiologiya, filologi-ya, kul'turologiya [World of science. Sociology, Philology, Cultural studies]. No 4. Available from: https://sfk-mn.ru/PDF/09KLSK418.pdf. (In Russ.).
13. Lantsevskaia N. 2014. Provincial town in search of the brand. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: «Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya» [Bulletin of Chelyabinsk state University. Series: «Philosophy. Sociology. Culturology»]. No 11 (340): 116-119. (In Russ.).
14. Minina M. 2014. Branding of small and medium-sized cities of the Russian North and Siberia. Vestnik gosudarstvennoy poliarnoy akademii [Bulletin of the state polar Academy]. No 2 (19): 27-37. (In Russ.).
15. Muzey Krasnoufimskoy zemskoy bol'nitsy [Museum of Krasnoufim Zemstvo Hospital] [Electronic resource]. Available from: https://www.ekmap.ru/museums/1896. (In Russ.).
16. Nikiforova A., Skul'movskaia L. 2018. Souvenirs in museums: a modern case study practice. Culture and Arts Herald. No 2 (54): 80-88. (In Russ.).
17. Ovchinnikova Z. 2017. Museum in the context of social and cultural transformations of the information society. Culture and Arts Herald. No 3 (51): 43-48. (In Russ.).
18. Puteshestvie v Krasnoufimsk [Travelling to Krasnoufimsk]. 2011. Ekaterinburg: Bank kul'turnoy informatsii. 144 p. (In Russ.).
19. Semenchenko I. 2010. Deyatel'nosf zemstv na Urale (1900-1919 gg.) [The activity of the Zemstvos in the Urals (1900-1919)]. Orenburg. 48 p. (In Russ.).
20. The strategy of socio-economic development of the urban district of Krasnoufimsk for the period up to 2020 [Electronic resource]. Munitsipal'noe obrazovanie gorodskoy okrug g. Krasnoufimsk [Municipal formation of the urban district of Krasnoufimsk]. Available from: https://go-kruf.midural.ru/article/show/id/179. (In Russ.).
21. Flier A., Glazkova T. 2019. Traditional culture. Prikladnaya kul'turologiya. Entsiklopediya [Applied cultural studies. Encyclopedia]. Compiler and science editorI M. Bykhovskaia. Moscow: Soglasie. 846 p. P. 539-543. (In Russ.).
Received 14.01.2019
72